Можайске. В 1937 вновь арестован, расстрелян 19.11.1937 на полигоне в Бутово. Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских (2005). Реабилитирован в 1989 по делу 1937 г. и в 1990 – по делу 1932 г.; Людовик Филипп, см. Луи Филипп; Лютш Александр Яковлевич (1893–1918), магистрант историко-филологического ф-та М.у.; Мазепа Иван Степанович (1644–1709), гетман малороссийский (1687–1708); Майков Аполлон Николаевич (1821–1897), поэт, переводчик, член-корр. Петербургской АН (1853). Окончил юридический ф-т Петербургского ун-та (1841). Начал печататься в 1835. Служил в б-ке при Румянцевском музее, с 1852 – в К-те иностранной цензуры; Макарий (в миру Михаил Петрович Булгаков) (1816–1882), историк, богослов, публицист, бакалавр (1842), доктор (1847) богословия, академик Петербургской АН (1854). В 1841 пострижен в монашество, преподаватель Киевской ДА (1841), профессор (с 1843), ректор (1850–1857) Петербургской ДА, редактор журнала «Христианское чтение» (1850–1857), основатель харьковского журнала «Духовный вестник» (1861). Епископ Тамбовский (1857), Харьковский (1859), Винницкий, архиепископ Литовский и Виленский (1862–1879), митрополит Московский и Коломенский и Свято-Троице-Сергиевой Лавры священноархимандрит (1879–1882), одновременно, член Синода; Макарий (в миру Михаил Андреевич Парвицкий – «Невский») (1835–1926), епископ – Бийский (1884–1891), Томский (1891–1912), митрополит Московский и Коломенский (1912– 1917), Алтайский (с 1920); Макаров Александр Александрович (1857–1919), государственный деятель. Помощник секретаря канцелярии председателя (1880), секретарь 1-го отделения (1882), член (1885–1889) Петербургского окружного суда, прокурор Ревельского (1889–1894), Нижегородского (1894–1897), Московского (1897–1899) окружных судов. Председатель Киевского окружного суда (1899–1901), прокурор Саратовской судебной палаты (1901–1906). Товарищ министра (1906–1909), министр (1911–1912) внутренних дел, государственный секретарь (1909–1911), сенатор (1907), член Государственного совета (1912), министр юстиции (июль–декабрь 1916).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

22 Соболевский Алексей Иванович (26.12.1857–24.05.1929) – российский и советский лингвист, палеограф, историк литературы, славист, член Императорской академии наук. 23 Соболевский Сергей Иванович (13.08.1864–6.05.1963) – российский и советский филолог-классик, переводчик, преподаватель, профессор Московского университета, с 1928 г. член-корреспондент АН СССР. 24 Евсевий (Рождественский) (22.12.1886–5.11.1937) – в 1918 г. иеромонах, выпускник Казанской духовной академии, профессорский стипендиат; духовно окормлялся у старца схиархимандрита Гавриила (Зырянова) (как и архиепископ Феодор (Поздеевский)) . С декабря 1917 г. – насельник московского Данилова монастыря; впоследствии архиепископ Шадринский, викарий Свердловской епархии. Прославлен в лике святых новомучеников Русской Православной Церковью Заграницей (1981 г.). 25 Евгений (Кобранов) (21.01.1891–19.11.1937) – выпускник МДА 1916 г. (со степенью кандидата богословия), оставлен профессорским стипендиатом; с конца 1917 г. священник церкви Девяти мучеников Кизических в Москве; с 1927 г. епископ Ростовский, викарий Ярославской епархии. Прославлен в лике святых новомучеников Русской Православной Церковью Заграницей (1981 г.). 26 Имеется в виду так называемое «декретное время», которое вводилось в России постановлениями Совнаркома начиная с мая 1918 г. Зимой 1918/1919 г. «новое» время опережало местное солнечное время на час (стрелки часов были переведены на час вперед). 29 А. Д. Беляев проживал в доме настоятеля Вознесенской церкви Сергиева Посада протоиерея Николая Соколова на Рыбной улице, как раз против Пятницкой площади, располагавшейся у стен Лавры, где был городской базар (запись 25 сентября 1916 г.). 30 Возможно, Бобров Алексей Александрович (1844– ум. после 1919) – протоиерей, духовный писатель, благочинный города Мурома (1905–1919), знакомый А. Д. Беляева , приезжавший к нему из Мурома в августе 1917 г. Судьба его, начиная с 1919 г., неизвестна (по архивным данным в марте 1919 г. ушел на покой). Не исключено, что он мог переехать в Сергиев Посад.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

6 апреля 1901 года в Пяток Светлой седмицы Владыка Ириней (Орда) прибыл в Свято-Троицкую церковь к началу вечерни; духовенство встретило архипастыря со святым крестом, после чего Преосвященнейший последовал в святой алтарь. По окончании вечерни Владыка обратился к прихожанам со словами: " Радость моя была бы не полна, если бы в Святую Пасху я не повидал и вас, возлюбленные мои чада, не приветствовал вас словами " Христос воскресе! " и не получил бы от вас радостного ответа " Воистину воскресе! " . Помолившись вместе с вами и видя ваш чин и утверждение вашей веры, радуюсь тому, что вы стоите в истине, как писал святой апостол Иоанн Богослов в третьем своём послании, находясь в единении со святой соборной и апостольской церквью, вы — по правде православные христиане; вы стоите в сущей истине, а истина есть сам Христос. На вас же, возлюбленные мои чада, да почиет Божие благословение " . После этих слов Его Преосвященство благословил собравшихся в значительном числе прихожан и христосовался с мужчинами, благословляя двуперстным сложением каждого отдельно; женщинам также Преосвященнейший преподал благословение каждой. При пении " Христос воскресе! " Владыка отбыл из церкви, провожаемый духовенством и прихожанами до ворот храма " . В те времена приход Свято-Троицкого храма содержал двух священников, одного дьякона и трех псаломщиков, обеспечивая их жильем, дровами и хорошим денежным содержанием. До закрытия храма в 1930 году в Свято-Троицкой Рязановской церкви служили священники: Парамон Лебедев — 1839-1848, Иоанн Колосов — 1857-1866, Иоанн Алексеев — 1857, Андрей Колосов — 1866, Антоний Колосов — 1876-1901, Петр Иванов — 1879, Аристарх Коровин — 1879-1889, Иоанн Колосов — 1882-1885, Николай Карпинский — 1889-1914, Варсонофий Пономарев — 1902-1906, Андрей Новиков — 1908-1925, Александр Сисин — 1912-1919, Николай Нарцисов — 1913-1919, Артемий Ведерников — 1913-1919 и другие, и диакона: Григорий Берников — 1882, Иоанн Новиков — 1903-1909, Владимир Бирюков — 1909-1912, Леонид Мощевитин — 1912, Прохоров Иоанн.

http://sobory.ru/article/?object=01238

…припоминая себе слова французской девицы Шарлот Кордай д " Армон, как она в предказненном письме своемписала…— Лесков цитирует письмо Шарлотты Корде (Corday d " Armont). (1769–1793) — убийцы Марата — к Барбару, написанное в день казни. 79 Схоронил мою благотворительницу Марфу Андревну Плодомасову. — Здесь у Лескова ошибка: в 1850 году, к которому он относит смерть Марфы Андревны, ей должно было быть около 125 лет, так как в середине 1770-х годов ей было уже не менее 50 лет (см. «Старые годы в селе Плодомасове» — т. 3 наст. изд.). 80 «Колокол» господина Искандера. — Герцен стал издавать еженедельную газету «Колокол» в Лондоне с 1 июля 1857 года. У Лескова здесь ошибка: Туберозов не мог читать «Колокол» в мае 1857 года. 81 Читал «Записки» госпожи Дашковой и о Павле Петровиче: всё заграничного издания. — «Записки» княгини Е. Р. Дашковой были впервые в русском переводе напечатаны Герценом в 1859 году, но Туберозов мог читать в «Полярной звезде на 1857 год» подробное изложение ее записок, сделанное Герценом: «Княгиня Екатерина Романовна Дашкова» (см. А. И. Герцен. Полное собрание сочинений и писем, П., 1919, т. VIII, стр. 429–484). О Павле I много материалов было напечатано Герценом в «Историческом сборнике», кн. 2, 1861. 82 …о Петре…— По-видимому, Туберозов не согласен был с общей отрицательной оценкой личности Петра I, которую дает в своих «Записках» Е. Р. Дашкова. 83 «живота просише у тебе» — просил у тебя жизни (псалом 20). 84 Богослов — ученик старшего класса духовной семинарии. 85 Исход Израилев — переселение евреев из Египта в Палестину, о котором рассказывается в одной из библейских легенд. 86 Ксендзы по Литве учредили общества трезвости… — Первые общества трезвости в России появились в 1858 году на территории нынешней Литовской ССР и Западной Белоруссии. В центральных губерниях России общества трезвости стали появляться в следующем 1859 году. 87 Говорил бы по мысли Кирилла Белозерского…— Кирилл (1337–1427) основатель Кирилло-Белозерского монастыря. Туберозов цитирует его послание князю Андрею Можайскому: «И ты, господине, внимай себе, чтобы корчмы в твоей вотчине не было; зане же, господине, то велика пагуба душам: крестьяне ся, господине, пропивают, а души гибнут» (см. С. Шевырев. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь, М., 1850, ч, 1, стр. 152–153). 88

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

29 Текст печатается по книге: Элеонора Саблина. 150 лет Православия в Японии. История Японской Православной Церкви и ее основатель Святитель Николай. Москва – Санкт-Петербург, 2006. С. 397–401. 30 Леонид (Кавелин; † 1891), архимандрит, богослов, историк, археограф-славист, библиограф, переводчик. Из 4-го класса Калужской гимназии определился в 1-й московский кадетский корпус, по окончании которого служил офицером в лейб-гвардейском Волынском полку. В 1852 году после двенадцатилетней службы в армии стал послушником Оптиной пустыни. В 1857 году пострижен в монахи с именем Леонида. В 1857–1859 – член Русской духовной миссии в Иерусалиме. С 1863 года – архимандрит, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1865 году переведен настоятелем посольской церкви в Константинополе. С 1869 года настоятель Воскресенского ставропигиального монастыря («Новый Иерусалим»), С 1877 года и до кончины наместник ТроицеСергиевой лавры. – Примеч. Сост. Письмо печатается по изданию: Московский журнал. 1992. 11/12. С. 59–61. 31 Финляндский Николай Дмитриевич, содержатель крупнейшего колокололитейного завода Москвы. – Примеч. сост. 32 Павел (Ивановский; † 1919), епископ Вяземский, викарий Смоленской епархии. Родился в 1874 году в Тульской губернии. В 1895 году окончил Тульскую духовную семинарию и назначен учителем начальных школ. В 1896 году пострижен в монашество, рукоположен во диакона, затем во иеромонаха и назначен миссионером в Забайкальскую епархию. В 1900 году причислен к Владивостокскому архиерейскому дому. В 1904 году окончил Восточный институт во Владивостоке, возведен в сан архимандрита и назначен начальником Корейской духовной миссии в Сеуле. 24 июня 1912 года хиротонисан во епископа Никольско-Уссурийского, викария Владивостокской епархии. Хиротония состоялась в Санкт-Петербурге в Казанском соборе. Чин хиротонии совершал митрополит Антоний (Вадковский ; † 1912). Участник Священного Собора 1917–1918 годов в Москве. В 1918 году – епископ Вяземский, викарий Смоленской епархии. Скончался в 1919 году по дороге в Новочеркасск. Погребен в Новочеркасске. – Примеч. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

В 1922 г. осужден на год принудительных работ, но амнистирован, потерял зрение, в 1923 г. арестован и выслан из Крыма, поселился в Китаевой мужской пустыни при Киево-Печерской Лавре, где после его многодневной молитвы у гробниц преподобных отцов вновь частично обрел зрение. Почитался как великий подвижник, молитвенник и духоносный старец, к которому за духовными советами стекались православные из России, Украины, Белоруссии, Грузии. В 1927 г. возглавил украинскую группу непоминающих. В 1928 г. раздал все свое имущество, включая драгоценную панагию, и был пострижен в великую схиму с именем Антоний, в честь основателя русского монашества, подвизался в затворе в Китаевой пустыни. С 1930 г. после закрытия Лавры скитался по домам верующих в Киеве, совершал тайные службы и рукоположения, почитался духовным главой киевской Катакомбной Церкви. В 1933 г. осужден за антисоветскую агитацию и контрреволюционную деятельность на пять лет условно. Во время немецкой оккупации поселился в домике бывшего смотрителя Ближних пещер, в конце 1941 г. вошел в состав автономной Украинской Церкви и стал заместителем председателя ее Архиерейского Собора. Скончался 1 ноября 1942 г., погребен у входа в Ближние пещеры. 228 Иоанн (Левицкий Иоанникий; 1857 – не ранее 1926), епископ Кубанский и Екатеринодарский, – участник организационного собрания 27 апреля 1919 г., которое прошло в его покоях, кандидат богословия. Родился в Киевской губ. в семье псаломщика. В 1880 г. окончил Киевскую духовную семинарию. В 1881 г. рукоположен в иерея. В 1889–1893 гг. учился в Киевской духовной академии. В 1892 г. пострижен в монашество. С 1893 г. – смотритель Донского духовного училища в Москве. С 1895 г. – инспектор Олонецкой духовной семинарии. В 1896 г. – перемещен в Саратовскую семинарию на ту же должность. С 1900 г. – ректор Астраханской духовной семинарии, архимандрит. В 1908 г. хиротонисан во епископа Ейского, викария Ставропольской епархии. С 1916 г. – епископ Кубанский и Екатеринодарский. С 1919 г. – первый епископ самостоятельной Кубанской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сергей Апухтин. Свидетельство о состоянии здоровья, полученное от Российского Красного Креста, будет выслано дополнительно.   В Послужном списке С. А. Апухтина указано: «1918 г. 8-го сентября прибыл в Добровольческую Армию рядовым 13-й Роты Марковского Офицерского полка». (Частное собрание). Лейб-гвардии Петроградский полк был возрожден в Добровольческой армии и имел сформированный 16 сентября 1919 г. батальон в Сводном полку Третьей гвардейской пехотной дивизии. Полковник С. А. Апухтин значится командиром батальона на 24 октября 1919 г. Павел Петрович Булыгин (23 января/5 февраля 1896 г., Владимир — 17 февраля 1936 г., Асунсион) в 1924–1934 гг. жил в Эфиопии, в 1934 г. перебрался в Прибалтику. Возглавил группу русских старообрядцев, желавших переселиться из Латвии и Литвы в Южную Америку. Переехал в Парагвай. Умер 17 февраля 1936 г. Далее зачеркнуто [видимо нехотя]. Далее зачеркнуто «ныне глава Р.О.В.С.’а». То есть сам автор публикуемых воспоминаний. Владимир Александрович Апухтин (1896 — 10 мая 1975, Ницца). Окончил Пажеский корпус, служил в 4-м Стрелковом императорской фамилии полку. Награжден орденом святого Георгия IV степени за бои на Стоходе (Часовой. 1975. 588–589. С. 19; 592. С. 16). Генерал-адъютант Михаил Васильевич Алексеев (1857 — 8 октября 1918) — руководитель Добровольческой армии. Полковник Александр Павлович Кутепов (1882–1930) в описываемое время был командиром первой бригады первой пехотной дивизии Добровольческой армии, а 12 ноября 1918 г. был произведен в генерал-майоры. Владимир Александрович Апухтин. Далее зачеркнуто «очень». Полковник Илларион Викторович Федотьев (1880, Луцк — 25 марта 1960, Буэнос-Айрес) — командир 17 пехотного Архангелогородского полка. Командир Отряда особого назначения (Часовой. 1960. 410. С. 19). В послужном списке С. А. Апухтина указано: «1918 г. 20 октября командирован помощником Начальника Отряда охраны Лиц Императорской Фамилии, находящихся в Крыму» (Частное собрание). Со Спиридовичем и его супругой Маргаритой Александровной императрица Мария Феодоровна познакомилась уже в Крыму 13 октября 1918 г.: «В 10 часов утра я приняла Спиридовича, которого прежде не знала. Он бросился, рыдая, передо мной на колени, стал целовать руку, что мне было в высшей степени неприятно. Затем он попросил разрешения войти его жене, встреча с которой проходила в присутствии Ксении и Ольги. Он, наверное, личность интересная и многое знает, но у меня отсутствовало всякое желание его о чем-либо расспрашивать, и я была рада, когда все завершилось». (Дневники. С. 266).

http://bogoslov.ru/article/6176530

Я посетил келлию 19–20 июня 1919 года. В братстве заметно недовольство управлением старца, распоряжающегося всем бесконтрольно вместе с кружком родных и земляков (донских казаков). Всё имущество келлии оценивается приблизительно до 700000 рублей. Монастырю переплачены большие суммы. 3) Святого великомученика Георгия на Керашах 4) Основание келлии относится к XVI веку, в русских руках с 1857 года, имеет усадьбу около 4 десятин земли, с огородом, хороший храм, очень хорошую арсану, за что платит монастырю 588 драхм в год по омологии, написанной на 3 лица, наследственно. Братства до 15 человек, старец схимонах Дорофей. Имущество ценится до 450 тыс. рублей. Монастырю по разным поводам уплачено много денег. Келлия находится у подошвы вершины горы, почему до войны очень усердно посещалась паломниками. Я был в келлии 21–24 июня 1919 года, причём 23–24-го совершал богослужение. Старец очень почтенный инок. Братство немирно относится к иеромонаху Вениамину, который претендовал быть старцем, был любим почившим старцем иеромонахом Георгием, хорошо знает греческий язык, но который находился в Солуни, когда я посещал келлию. Краткие сведения о других келлиях сообщаются в виде нижеследующей статистической таблицы. Кроме того, в числе русских келлий и калив с церквями иногда включаются келлии и каливы, населённые молдаво-румынами и грузинами. Так, например, во владении 1. Кутлумушского монастыря находятся молдаванские келлии: а) Николаевская (старец монах Тарасий), XIX века, у молдаван с 1870 года, на 3 человек, имеет иноков 2, земли 7 десятин, платит 130 драхм и стоит до 12 тысяч рублей золотом. б) великомучеников Феодора, Тирона и Стратилата (старец монах Иоанн), древняя, у молдаван с 1894 года, на 3 человек, имеется братства 8 человек, 10 десятин земли, платит 130 драхм, стоит до 45 тысяч рублей золотом, и калива во имя Иверской Божией Матери (иеромонах Иоасаф), имеет братства 1 человек, 1 десятина, платит 26 драхм, стоит до 3 тысяч рублей золотом, у молдаван с 1884 года. Я посетил эту каливу 12 июля 1919 года, причём очень долго беседовал с иеромонахом Иоасафом, который произвёл впечатление умного трудолюбивого келлиота, к удивлению, не заявил никаких претензий на монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

17(30)03.1941 возвращена в юрисдикцию Московского Патриархата как самостоятельная епархия (до 1945 г. – в составе Экзархата Прибалтики). Ленинградское викариатство 03(16)04.1950 – 13(26)03.1951. Самостоятельная вновь с 13(26)03.1951. Патриаршее викариатство с 07(20)07.1990. Автономная с 29.07(11.08)1992 (Эстонская Православная Апостольская Церковь ). Подтверждено решение Патриарха Св. Тихона от 15(28)06.1920 о даровании «самостоятельности» (автономии) Церкви в Эстонии. Титул архиерея с 16(29)04.1993 (?): Таллиннский и всея Эстонии. Именовалась: Ревельская; с 16(29)07.1918 – Ревельская и Юрьевская; с 17(30)03.1941 -Таллинская и Эстонская; с 29.07(11.08)1992 – Таллиннская, Эстонская Православная Апостольская Церковь . Викарные кафедры: Кингисеппская, Печерская, Тапаская. 05.08.1817 15.03.1819 11.05.1819 12.04.1822 Владимир Ужинский 07.05.1822 04.01.1826 Григорий Постников 28.03.1826 09.09.1831 Никанор Клементьевский 20.09.1831 30.04.1833 Смарагд Крыжановский 11.06.1833 14.11.1842 Венедикт Григорович 14.11.1842 11.08.1845 Иустин Михайлов 26.08.1845 25.02.1850 Нафанаил Савченко 25.03.1850 31.07.1856 Христофор Еммаусский (Эммаусский) 31.07.1856 15.02.1857 Платон Фивейский-Лосев 31.03.1857 06.02.1860 13.03.1860 20.12.1863 Леонтий Лебединский 13.01.1864 24.06.1865 29.05.1866 02.03.1870 Вениамин Карелин 30.03.1880 24.03.1906 31.12.1917 01(14)01.1919 05(18)12.1920 08.1923 Александр Паулюс 17(30)03.1941 17(30)06.1942 17(30)06.1942 16(29)04.1944 1944(7) 1945 (?) 03(16)04.1945 20.01(02.02)1946 09(22)06.1947 05(18)12.1949 1949(?) 1950 (?) 03(16)04.1950 07(20)12.1955 Роман Танг 12(25)12.1955 01(14)08.1961 Иоанн Алексеев II 01(14)08.1961 21.08(03.09)1961 в/у Алексий Ридигер 21.08(03.09)1961 16(29)07.1986 16(29)07.1986 27.05(09.06)1990 07(20)07.1990 01(14)09.1990 02(15)09.1990 Тамбовская Основана в 1682 г. (выделена из Рязанской епархии). Упразднена в 1722 г. (присоединена к Рязанской епархии). Возобновлена 04.1758. Именовалась: Тамбовская и Козловская; с 04.1758 – Тамбовская и Пензенская;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1807 г. к храму был пристроен придел во имя иконы Казанской Божией Матери. В 1857 г. к церкви с севера пристроили придел святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппаи симметрично ему соорудили новый Казанский придел. В 1980-х гг. храм отреставрировали, причем вместо приделов 1857 г. вновь выстроили паперти. 3. Храм прп. Сергия Радонежского сооружен в 1652–1654 гг. (первоначально Троицкий, переосвящен в Сергиевский в 1825 г.) во втором ярусе монастырской колокольни – уникальной по компоновке трехшатровой постройки сбашней-часозвонницей. 4. Надвратный теплый храм прп. Алексия, человека Божия (1883), устроенный внутри Красной башни над восточными Святыми воротами монастыря. Башня, построенная в 1650-х гг., отреставрирована во второй половине XX в. Храм не возобновлен. 5. Храм Преображения Господня, построенный в 1680 гг. и освященный в 1693 г., примыкает с востока к трапезной палате. В версте от монастыря находится Саввинский скит, устроенный в 1862 г. на месте подвигов основателя монастыря, с храмами прп. Саввы и свт. Николая. В начале XX в. монастырь являлся необщежительным, 1-го класса, обладал богатой ризницей и библиотекой с собранием рукописей. В монастыре размещались Звенигородское ДУ (1800–1918), странноприимный дом, братская богадельня, больница. Монастырем управлял викарный епископ Можайский, в состав братии входили: архимандрит, 104 монаха и послушника. В середине 1919 г., с большим глумлением над мощами прп. Саввы, монастырь закрыли, устроив в нем колонию для несовершеннолетних. Монастырский архив ликвидировали, ризницу разграбили, некрополь уничтожили. В 1930-е гг. территория монастыря перешла в ведение НКВД, затемна его территории размешалась воинская часть, потом дом отдыха, санаторий и, наконец, с 1947 г. музей. В 1995 г. монастырь возвратили Русской Православной Церкви. В 1998 г. в него торжественно перевезли мощи прп. Саввы Сторожевского. В начале XXI в. в обители подвизалось 50 насельников. В соборе восстановлен иконостас XVII в., отреставрированы фрески.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010