Существование мусульм. султаната на Борнео (Калимантан) известно с XV в.; в период наибольшего расцвета, в XV-XVII вв., он распространил свою власть на сев. побережье острова и ряд соседних островов. В 1580 г. Б. захватили испан. колонизаторы, после их изгнания территория султаната заметно уменьшилась. Первыми миссионерами в стране были 2 испан. монаха-францисканца, прибывшие в султанат в 1587 г. по пути в Манилу. Один из них был убит и обезглавлен. В нач. XIX в. Б. стал центром пиратства и рынков работорговли. В 1841 г. англичанин Дж. Брук захватил Саравак (ныне шт. Малайзии), в 1847 г. Великобритания овладела о-вом Лабуан и навязала Б. неравноправный договор. Новую попытку крестить местных жителей, исповедующих традиц. культы, предпринял итал. миссионер о. Раве, в 1857 г. основавший миссию в Барамбангане неподалеку от г. Бруней. Поначалу его деятельность была довольно успешной, но из-за растущей враждебности мусульм. окружения он был отозван, а крещенные им даяки вернулись к прежним культам. В 1877 г. султан передал в аренду англичанам Сабах (ныне шт. Малайзии). В 1888 г. Б. стал брит. протекторатом. В 1906 г., после открытия нефтяных месторождений, в Б. был назначен брит. представитель. В 1942-1945 гг. Япония оккупировала Б. В 1959 г. была введена Конституция, сохранявшая колониальный режим. В 1962 г. произошло восстание под рук. Народной партии, подавленное в нач. 1963 г. Колониальная зависимость сохранялась до 1984 г. Успехи деятельности католич. миссионеров были отмечены лишь после первой мировой войны, когда в Б. переселились с о-ва Лабуан неск. католиков-китайцев, первое крещение было зафиксировано 5 марта 1919 г. Поначалу прихожан окормляли священники, приезжавшие с Лабуана, но затем появились и постоянные. До 1952 г. территория Б. входила в состав диоцеза Лабуан, затем была передана в апостольское вик-ство Кучинг (Саравак), в 1959 г. от него отделилось апостольское вик-ство Мири (Малайзия), а в 1997 г. из последнего была выделена апостольская префектура Б. В 30-х гг. XX в. среди местных китайцев, связанных с чиновниками брит. администрации, и представителей аборигенных народностей началась миссионерская деятельность протестантов. Особенно заметный рост числа христиан в Б. наблюдался в 80-90-х гг. XX в. Законодательство о вероисповедании

http://pravenc.ru/text/153477.html

Первоначально монахини жили в деревянных избах, а в 1890-х годах были построены каменный двухэтажный жилой корпус, маслобойка, конюшни и деревянные дома для игуменьи и причта. В келейном корпусе был устроен храм во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского. До наших дней дошли сведения о нескольких настоятельницах Вознесенского монастыря. В 1889 году монастырем руководила монахиня Арсения, присланная из Саратовского Крестовоздвиженского монастыря (можно предположить, что она была первой настоятельницей обители), в 1898 году - монахиня Магдолина и в 1910 году - монахиня Серафима. С 1912 года обитель возглавляла игуменья Леонида 1857 года рождения, получившая домашнее образование. Монашеский постриг мать Леонида приняла в 1903 году, в 1913-м возведена была в сан игуменьи. Умелое управление обителью игуменьей Леонидой превратило монастырь в прекрасно поставленное хозяйство. Здесь имелось, в частности, 55 голов крупного рогатого скота, 60 лошадей, богадельня для призрения больных и неимущих. Монастырь был не только духовной, но и материальной опорой для местного населения. На 1912 год в монастыре проживало 18 мантийных монахинь и 148 послушниц, которые сами обрабатывали несколько десятков десятин земли. При монастыре работала церковно-приходская школа с прекрасной библиотекой и приют для девочек. С 1905 года в монастыре служил священник Федор Советов, окончивший Саратовскую православную духовную семинарию. 24 мая 1917 года настоятельницей Скрябинского монастыря была назначена монахиня Нина. Одним из первых в Сердобском уезде, в марте 1919 года, происходило обследование Скрябинского монастыря. Дело было поручено члену Комиссии по отделению церкви от государства Щетинину, человеку, видимо, не совсем оторванному от православных корней. " Первой моей служебной остановкой, - пишет в докладе Щетинин, - был Скрябинский женский монастырь. Среди поля, около пруда, обсаженного чернолесьем, раскинулись строения монастыря, большая кирпичная без печей церковь, против нее колокольня, 2-этажный кирпичный главный корпус... " . Уже в следующем году Скрябинский монастырь буквально растащили, а постройки заняли под нужды советского хозяйства, на территории монастыря разместился совхоз «Пограничный». Сестры потянулись из обители в родные села. Так в Трескино и соседних селениях стали появляться небольшие общины, теплившие лампаду веры на селе в годы гонений. Сестры жили келейно, занимались рукоделием и молитвой, ходили на службы в еще открытые храмы.

http://sobory.ru/article/?object=20141

Первая Божественная литургия отслужена настоятелем иереем Сергием Агатовым 22 апреля 2018 года. С этого времени осуществляется систематическое литургическое служение в возводимом храме, духовное окормление военнослужащих и членов их семей, а также жителей гарнизона Бельбек. Адрес: Севастополь, гарнизон Бельбек Подробнее... Покровский собор (Севастополь) [ править править код ] Сооружение собора было начато в 1892 году под руководством и по проекту архитектора В. А. Фельдмана. В 1905 году собор был освящен. В мае 1917 года в соборе были временно захоронены останки лейтенанта П. П. Шмидта и нескольких матросов, расстрелянных на острове Березань. 23 февраля 1919 года в нём была совершена хиротония архимандрита Вениамина (Федченкова) во епископа Севастопольского. Собор, закрытый большевиками, был открыт во время оккупации в годы Великой Отечественной войны, В ходе военных действий здание сильно пострадало: были разрушены два южных придела. В 1947 году был назначен настоятелем Севастопольского Покровского собора Иоанн Крашановский. Занимался восстановлением верхнего храма собора, сильно разрушенного во время войны. Трудами о. Иоанна храм был восстановлен и освящен в 1948 году и до 1962 года в нём проводились богослужения. Затем в соборе размещались спортзал и городской архив. В 1992 году северный придел собора был передан общине верующим и освящен 8 апреля во имя святого великомученика Пантелеимона. В начале 1994 года верующим было отдано все здание. Адрес: Севастополь, ул. Большая Морская, 36 Телефон: +7 8692 545484 (лавка) Подробнее... Свято-Никольский храм-памятник (Севастополь) [ править править код ] Храм-пирамида Святого Николая — православный храм-памятник в Севастополе, на Братском мемориальном кладбище. Один из главных архитектурных символов Севастополя. Уникальный образец культовой архитектуры второй половины XIX века: храм-пирамида, одновременно памятник защитникам Севастополя в период Крымской войны. Храм строился с 1857 по 1870 годы. Пирамидальная церковь построена на Братском кладбище (Северная сторона).

http://azbyka.ru/palomnik/Севастополь_(х...

В период присоединения к Российской империи Закубанья, завершившегося в 1864 г., земли Адыгеи были включены в Кавказскую епархию (с 1885 Ставропольская). В 1919-1994 гг. территория М. и А. е. относилась к Кубанской епархии (название последней неоднократно изменялось). В 1925-1927 гг. существовало Майкопское викариатство Кубанской епархии . В Майкопе, основанном в 1857 г. как крепость, активно велось храмовое строительство. Так, в 1872 г. на месте обветшавшей турлучной Никольской ц. (1-я церковь Майкопа, первоначально была храмом 76-го пехотного Кубанского полка) был построен Александро-Невский собор. В 1883 г. возведена деревянная Покровская ц. В 1882-1888 гг. шло строительство кирпичного Успенского собора на каменном фундаменте. В 1882 г. была заложена, а в 1889 г. освящена Троицкая ц. В 1910 г. построен Воскресенский храм на старом городском кладбище Майкопа. В 1878 г. была основана Закубанская Афонская во имя архангела Михаила мужская пустынь . На рубеже XIX и XX вв. по инициативе Ставропольского епархиального комитета Православного миссионерского общества в адыгских аулах Майкопского отдела Кубанской обл. Адамий и Хатукай (ныне Красногвардейского р-на), Ульский и Джерокай (ныне Шовгеновского р-на), Ходзь, Блечепсин, Хачемзий, Кошехабль и Егерухай (ныне Кошехабльского р-на) были открыты рус. епархиальные школы грамоты. Миссионерская концепция комитета подразумевала начало христианизации адыгов через обучение их русскому языку. За 4 года (с 1899 по 1903) образование в этих школах получили 834 чел., из них 559 детей. Однако в целом результаты данной формы миссии были весьма скромными. С приходом к власти большевиков начались репрессии против духовенства и верующих. В февр. 1927 г. в ст-це Абадзехской (ныне Майкопского р-на) прошел показательный судебный процесс над 7 насельниками закрытой Михайловской пуст., они были приговорены к различным срокам лишения свободы. После издания в том же году «Декларации» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) викарный Майкопский еп. Варлаам (Лазаренко) разорвал церковное общение с ним и присоединился к сторонникам митр. Иосифа (Петровых ; см. ст. Иосифлянство ). Еп. Варлаам жил на нелегальном положении, окормляя иосифлян в т. ч. и на территории М. и А. е. В 1929 г. он был арестован, вскоре бежал в Ср. Азию. В нач. 1930 г. властями было сфабриковано групповое «дело тайных общин на Северном Кавказе во главе с епископом Варлаамом (Лазаренко)». Архиерей был арестован в Ср. Азии и расстрелян в том же году в Майкопе. Были также казнены проходившие с ним по одному делу двое бывших насельников Михайловской пуст. (входили в число осужденных на процессе 1927 г.) архим. Моисей (Астахов), иером. Петр (Базыкин) и еще 49 чел.

http://pravenc.ru/text/2561236.html

Женский монастырь создан в 1683 вместо скита мужского Троицкого монастыря в урочище " Каменная гора " , где, по преданию, в XIV в. стоял город. В 1764 упразднен, в 1822 восстановлен. К нач. ХХ в. многолюден. Территорию окружала ограда с башнями (1820-е) и многоярусной колокольней (1840-е - 1861). После революции преобразован в артель, окончательно закрыт в 1929, строения заняты под жилье. В 1970-80-х постройки в основном заброшены. Восстановление начато в кон. 1990-х, вновь открыт в 2004. Подробнее... Троекуровский Дмитриевский Илларионовский женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1871 Статус : действ. Адрес : Липецкая обл., Лебедянский р-н, с. Троекурово Женский монастырь. Возник у кельи, в которой с 1824 жил известный подвижник старец Илларион (И. М. Фомин, 1773/74-1853). Официально открыт как община в 1857, в 1871 получил статус монастыря. В кон. XIX в. полностью отстроен в камне (надвратная колокольня выстроена в 1907-1909), к нач. ХХ в. один из крупнейших монастырей епархии. Закрыт в 1923, окончательно ликвидирован в 1929-1930. Постройки переданы совхозу, частично сломаны. Вновь открыт в 2003. Примечания : Деревянная келья старца Иллариона сохранялась в монастыре до советских лет. Подробнее... Троицкий Елецкий мужской монастырь [ править править код ] Дата основания : 1836 Статус : действ. Адрес: Липецкая обл., г. Елец, ул. Коммунаров, 57 Мужской монастырь, открытый в 1836 на северо-западной окраине города, при строившейся как кладбищенская церкви. Назван в память Троицкого монастыря, уже в XVI в. существовавшего в городе и упраздненного в 1776. В течении XIX в. отстроен большой ансамбль построек, в монастыре проживали викарные епископы. Закрыт в 1919, постройки переданы коммуне, позже значительная их часть сломана, территория занята автобазой. Уцелели стены с башнями, колокольня (1830-е). Открыт в 2006 вновь на территории, примыкающей к старому монастырскому участку, рассматривается вопрос о возвращении монастырю старых построек. Подробнее... Троицкий Лебедянский женский монастырь [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Липецкая_облас...

Рака над местом захоронения прп. Никиты Костромского. Фотография. 2016 г. Рака над местом захоронения прп. Никиты Костромского. Фотография. 2016 г. 6 сент. 1847 г. в результате пожара Богоявленский мон-рь сильно пострадал и в 1848 г. был упразднен. В 1863 г. обитель объединили с Анастасииным жен. мон-рем, к-рый возглавила игум. Мария (Давыдова). По ее инициативе в юж. части крипты собора устроили ц. во имя св. вмч. Никиты и прп. Сергия Радонежского, которую 14 сент. 1867 г. освятил еп. Костромской и Галичский Платон (Фивейский). По сведениям прот. С. К. Смирнова, при строительстве этой церкви был найден гроб с мощами Н. «По распоряжению епископа Платона гроб положен в усыпальнице за левым клиросом» ( Смирнов. 1885. С. 147-148). 15 сент.- день памяти вмч. Никиты Готфского, святого, тезоименитого Н.,- стал престольным праздником мон-ря. Ежегодно вечером 14 сент. в церкви совершалась великая панихида об упокоении «строителя Никиты». Богоявленский мон-рь посещали члены Дома Романовых: 14 мая 1898 г.- московский генерал-губернатор вел. кн. Сергей Александрович (1857-1905), 9 июля 1916 г.- его вдова вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна (1864-1918). По просьбе последней в храме вмч. Никиты была совершена панихида об упокоении старца Никиты, имп. Александра III и вел. кн. Сергея Александровича. В 1919 г. мон-рь был закрыт, Богоявленский собор стал приходским храмом. В 1925 г. после ликвидации прихода здесь разместился ГАКО, в авг. 1982 г. в результате пожара зданию был нанесен огромный ущерб. В 80-х гг. XX в. осуществлялась реставрация собора, здесь предполагалось открыть зал органной музыки. По просьбе еп. Костромского и Галичского Александра (Могилёва) 19 марта 1990 г. собор был возвращен Костромской епархии. В 1991 г. началось возрождение Богоявленско-Анастасиина жен. мон-ря, настоятельницей к-рого стала игум. Иннокентия (Травина). 17 авг. того же года еп. Александр (Могилёв) совершил торжественное освящение Богоявленско-Анастасиина храма, ставшего кафедральным собором епархии.

http://pravenc.ru/text/2565360.html

Рака с мощами св. прав. Василия Грязнова. Фотография. 2002 г. Рака с мощами св. прав. Василия Грязнова. Фотография. 2002 г. В окт. 1919 г. сотрудники губ. ЧК изъяли из Покровского мон-ря личные вещи, письма, фотографии и жития В., а также ковчег с его перстами. Опасаясь осквернения останков святого, В. Н. Грязнов, Лабзина и др. почитатели старца замуровали его мощи в стене храма. В 20-х гг. XX в. имя В. стало объектом агрессивных нападок советской антирелиг. пропаганды. 16 окт. 1920 г. состоялся показательный суд над игум. Алевтиной, Грязновым и Лабзиной, к-рых обвинили «в мошеннической инсценировке культа бандита, скопца, купца» с целью «эксплуатации отсталых масс на почве религиозных суеверий» (ГАМО. Ф. 4776. Оп. 1. Ед. хр. 42). В 1921-1922 гг. в Павловском Посаде снимался антирелиг. фильм «Старец Василий Грязнов», главным оператором к-рого был Э. К. Тиссэ, фильм демонстрировался в кинотеатрах города до 1962 г. В 1925 г. вышло в свет клеветническое «антижитие» В.: Шпицберг И. Св. Василий Грязнов - защита подмосковных акул текстильной промышленности. М., 1925. В 1991 г., во время проведения в Покрово-Васильевском храме ремонтных работ, в стене нижней церкви были обнаружены мощи В., ныне открыто почивающие в монастырском храме. Канонизация В. состоялась 7 авг. 1999 г., составлены служба и акафист святому. В Покровском мон-ре хранится копия прижизненного портрета старца (оригинал в фондах ГМИР). Арх.: ГАРФ. Ф. 353. Оп. 4. Д. 392; РГИА. Ф. 515. Оп. 8. Д. 2456. Л. 32-33; ЦГИАМ. Ф. 263. Д. 4; Ф. 2127. Оп. 1. Д. 13. Л. 217-219. Ист.: Письма митр. Московского Филарета к наместнику Св.-Троицкой Сергиевой лавры архим. Антонию, 1857-1867. М., 1884. Ч. 4; Цветков С. , прот. Василий Иоаннович Грязнов. Б. м., б. г.; Житие св. прав. Василия Павлово-Посадского. Люберцы, 1999. Лит.: Моск. ЦВед. 1885. 41; 1888. 26; 1892. 23; Ист.-археол. описание Павловского Посада. Павловский Посад, 1900. Д . Б . Кочетов Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/150665.html

Жуковский Василий Андреевич (1783–1852), поэт Журавский Иаков Львович (1879 – расстрелян 1937), протоиерей; уклонился в обновленчество 3 Заборовский Иоанн Иванович (1882-?),протоиерей Западалов Алексий Иосифович (1870 – расстрелян 1938), протоиерей Зинкевич Стефан Иванович (1885 – расстрелян 1937; в монашестве с 1926 – Сергий), священник, впоследствии – епископ Зиновьев Григорий Евсеевич (1883 – расстрелян 1936) Зубарев Леонид Васильевич (1881–1952), протоиерей И Иаков, работный человек Иаков (Пятницкий Иван Алексеевич; 1844–1922), митрополит Иван IV Грозный (1530–1584), русский царь Игнатий (Грицько), иеромонах Игнатий (Семенов Матфей Афанасьевич; 1791–1850), епископ (с 1835 – архиепископ) Олонецкий и Петрозаводский в 1828–1842 Иероним (Экземплярский Илья Тихонович; 1836–1906), архиепископ Иерофей (Померанцев Иван Юрьевич; 1880 – не ранее 1938), епископ; уклонился в обновленчество Иларион Гдовский († 1476), преподобный Иларион (Вельский Иван Иванович; 1893 – расстрелян 1937), епископ Иловайский М. С. Ильинский Александр Матвеевич – см.: Артемий (Ильинский) Иннокентий ( Беляев Иван Васильевич; 1862–1913), архиепископ Иннокентий (Борисов Иван Алексеевич; 1800–1857), архиепископ Иннокентий, св. (Вениаминов Иван Евсеевич ; 1797–1879), митрополит Московский Иннокентий (Тихонов Борис Дмитриевич; 1889 – расстрелян 1937), архиепископ Иоаким (Левицкий Иван Иоакимович (1853 – убит 1921), архиепископ Иоаким (Савелов Иван Петрович; 1620–1690), Патриарх Московский и всея Руси в 1673–1690 Иоанн Константинович (1886 – расстрелян 1918), князь императорской крови, правнук императора Николая I Иоанн (Булин Николай Александрович; 1893 – расстрелян 1941), епископ Иоанн (Кратиров Иван Александрович; 1839–1909), епископ Иоанн Кронштадтский , св. – см. Сергиев Иоанн Ильич. Иоанн, св. (Максимович; митрополит Тобольский и Сибирский Иоанн, св. (Поммер Иван Андреевич ; 1876 – убит 1934), архиепископ-священномученик Иоанн (Смирнов Иван Ксенофонтович; 1844–1919), архиепископ Иоанникий (Дьячков Иван Иванович; 1857-?), епископ; уклонился в обновленчество

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1819 – Преобразование Киевской духовной академии. 1826 – Закрытие Библейского общества. 1830 – Учреждение Духовной миссии на Алтае. 1831 – Возвращение Почаевской лавры Православной Церкви. 1832 – Прославление святителя Митрофана Воронежского . 1839 – Собор в Полоцке. Воссоединение униатов с Православной Церковью. 1840 – Издание новых Правил духовно-учебных школ. 1842 – Преобразование (вторичное открытие) Казанской духовной академии. 1842 – Введение монастырских штатов в западных епархиях. 1848 – Учреждение Духовной миссии в Иерусалиме. 1857 – Возобновление работы над переводом Библии на русский язык. 1861 – Прославление святителя Тихона Задонского . 1867 – Начало реформы духовного образования. 1870 –Учреждение Духовной миссии в Японии. 1875 – Воссоединение униатов Холмщины с Православной Церковью. 1876 – Издание Библии на русском языке. 1884 – Издание Правил о церковно-приходских школах. 1884 – Издание новых Уставов духовных школ. 1901–1903 – Религиозно-философские собрания. 1903 – Прославление преподобного Серафима Саровского . 1905 – Издание закона о свободе вероисповеданий. 1906 – Предсоборное присутствие. 1908 – Ревизия духовных академий. 1909 – Перенесение мощей святой благоверной княгини Анны Кашинской. 1910 – Издание нового Устава духовных академий. 1912–1913 – Предсоборное совещание. 1917 – Предсоборный совет. 1917–1918 – Поместный Собор Православной Российской Церкви. 1917 – Начало большевистского террора против Церкви. 1917 – Восстановление патриаршества. 1918, 25 января (7 февраля) – Убийство священномученика Владимира, митрополита Киевского. 1918 – Сибирское церковное совещание в Томске. 1919 – Юго-Восточный русский церковный Собор в Ставрополе. 1920 – Предоставление автономии Православной Церкви в Эстонии. 1921 – Начало самосвятского раскола. 1921 – Предоставление автономии Православным Церквам в Финляндии, Латвии и Польше. 1921 – 1 Русский всезаграничный церковный Собор в Сремских Карловцах. 1922 – Образование обновленческого ВЦУ. 1922, 13 августа – Расстрел священномучеников митрополита Вениамина, архимандрита Сергия (Шеина) и мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 1848-1850 гг. на средства старосты собора купца 1-й гильдии А. Н. Никитина была покрыта новой медью с золоченой сеткой глава; старые медные листы с огневым золочением остались у купца. В 1857 г. кровлю повредило бурей. Богослужения в Д. с. совершались только в летнее время (храм закрывался после 26 окт., дня памяти вмч. Димитрия). В зимний период служили только в теплом приделе (разобран вместе с галереями). В 1883 г. в храме появилось калориферное отопление, что позволило совершать круглогодичное богослужение. Вблизи юж. фасада построили небольшую звонницу, в к-рой помещалась печь. Эти работы проводились по инициативе настоятеля собора прот. В. В. Косаткина по проекту акад. архитектуры А. М. Павлинова на средства старосты собора В. Н. Муравкина. До 1883 (или 1896) г. рельефы покрывали «для предохранения от выветривания камня» белой краской или побелкой, стены - цветной или темной, позже рельефы выкрашивали темной краской, а стены - белой. О древнем некрополе собора ничего не известно. В 1783 г. в соборе из уважения к заслугам и по завещанию погребен гр. Р. И. Воронцов - 1-й губернатор Владимирской губ. В 1804 г. его сыновьями было поставлено надгробие. Аллегорические фигуры - склонившаяся над урной плакальщица с кипарисовой ветвью в руке и мальчик с пеликаном (один из символов масонства, к которому принадлежал Воронцов) - изваяны из белого мрамора в Лондоне. Фоном для скульптурной группы служит пирамида из серого мрамора - аллегория вечности. Изготовленная в московских мастерских И. П. Витали и С. П. Кампиони пирамида установлена во время ремонта собора в 1841 г. на средства внука Воронцова новороссийского губернатора М. С. Воронцова. По стилю и качеству исполнения надгробие принадлежит к лучшим образцам мемориальной скульптуры нач. XIX в. Надгробие стояло у юж. стены - там, где под полом находится погребение. В 1896 или 1906 г. при поновлении фресок на своде под хорами надгробие было переставлено к зап. стене, в 2003 г. реставрировано. В 1919 г., с отделением Церкви от гос-ва, Д.

http://pravenc.ru/text/178253.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010