Григорий ( Лебедев Александр Алексеевич; 1878–1937), епископ. 2 декабря 1923 – хиротонисан во епископа Шлиссельбургского, викария Петроградской епархии, настоятель Александро-Невской Лавры; с декабря 1925 по июнь 1926 – временно управляющий Ленинградской епархией. 31 марта 1927 – арестован; 19 ноября освобожден; в конце 1927 – отказался поминать митрополита Сергия. В 1928 – ушел на покой. Проживал в городе Кашине Тверской области. 17 сентября 1937 – расстрелян. Дамаскин (Цедрик Дмитрий Дмитриевич; 1877–1937), епископ. Принял монашеский постриг, миссионер в Пекинской духовной миссии. В 1923 – рукоположен во епископа Стародубского, управлял Черниговской и Глуховской епархией. В 1925 – выслан в Москву. Арестован вместе с митрополитом Петром. Выслан на 3 года в Туруханский край. В 1928 – встретился с митрополитом Сергием в Москве, отделился от него, сблизился с иосифлянами. В 1929 – арестован и приговорен к 3 годам концлагеря. Освобожден в 1933. В 1934 – вновь арестован и приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. В 1936 – арестован в Архангельске, отправлен в Карлаг. 10 сентября 1937 – расстрелян в Караганде. Димитрий (Любимов Димитрий Гаврилович; 1857– 1935), архиепископ. С 1886 – священник в дворцовой церкви св. Пантелеимона в Ораниенбауме. В 1895–1898 – настоятель церкви Михаила Архистратига в Ораниенбауме. В 1898 – назначен в Покровскую церковь в Большой Коломне в Петербурге. В 1922–1925 – в ссылке. 30 декабря 1925 – хиротонисан во епископа Гдовского, викария Ленинградской епархии. 26 декабря 1927 – подписал вместе с епископом Сергием (Дружининым) акт отхода от митрополита Сергия. 28 февраля 1928 – назначен митрополитом Иосифом временно управляющим Ленинградской епархией, возведен им в сан архиепископа. 29 ноября 1929 – арестован; приговорен к высшей мере наказания с заменой на 10 лет тюремного заключения. 17 мая 1935 – скончался в тюрьме Ярославля. Добронравов Викторин Михайлович (1889–1937), протоиерей. С 1919 – настоятель церкви Св. Николая Чудотворца на Петровском острове. 19 сентября 1930 – арестован по делу Ленинградского «филиала» ИПЦ. 8 октября 1931 – приговорен к 10 годам. Отправлен в Сиблаг. В апреле 1937 – освобожден досрочно. Поселился на хуторе Гнездышко Окуловского района, где совершал тайные богослужения. 6 августа 1937 – арестован по делу «контрреволюционной монархической организации». 28 декабря 1937 – расстрелян в Боровичах.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Источниками Жития Г. А., по-видимому, являлись агиографические тексты, хранившиеся во владимирском Успенском соборе,- Житие св. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича (к нему близки повествования о жизни и кончине Г. А. и о нашествии Батыя), надписи над гробницами кн. Андрея Боголюбского и митр. Максима (являются источниками известий об убиении кн. Андрея и о нашествии Талыча в Житии Г. А.), а также «соборные летописи». 20 июня 1818 г. мощи Г. А. были переложены в новую, серебряную раку, на 6 клеймах к-рой читаются фрагменты его Жития, в этой раке мощи святого почивают до наст. времени. 12 и 15 февр. 1919 г. мощи Г. А. наряду с мощами др. владимирских святых были подвергнуты вскрытию . В протоколе осмотра засвидетельствована исключительно хорошая сохранность св. останков князя (ГА Владимирской обл. Ф. 1826. Оп. 1. 215. Л. 15-16). Священноисп. Афанасий (Сахаров) , присутствовавший при вскрытии, отметил, что «тело святого... было мягким и гибким, и кожу на нем можно было схватить пальцами, она отставала, как у живого» ( Апушкина Е. В. Крестный путь преосвященного Афанасия (Сахарова)//Молитва всех вас спасет: Мат-лы к жизнеописанию свт. Афанасия, еп. Ковровского. С. 35-36). (По преданию, имп. Павел I Петрович , посетивший Владимир, удивлялся хорошей сохранности мощей Г. А., поскольку даже суставы рук святого не утратили гибкости.) Мощи Г. А. вместе с останками др. Владимирских святых были изъяты из собора, возвращены Церкви в 50-х гг. XX в. (до 1958), в наст. время почивают в Успенском соборе Владимира. В 1982 г. имя Г. А. было внесено в Собор Владимирских святых, празднование к-рому установлено по инициативе архиеп. Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) . Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 365, 371, 566, 600; Т. 2. Стб. 573-574, 595; Т. 3. С. 34, 223; Т. 6. Вып. 1. Стб. 240; Т. 15. Стб. 256; Т. 25. С. 83; Т. 35. С. 37, 118; Т. 42. С. 27; Революция и Церковь. 1920. 9-12. С. 44 [Акт вскрытия мощей Г. А.]. Лит.: Иоасаф (Гапонов), иером. Церк.-ист. описание владимирских достопамятностей. Владимир, 1857. С. 83; СИСПРЦ. С. 68; Чижов Г. М. , прот. Жития святых блгв. князей Андрея, Георгия и Глеба, Владимирских чудотворцев. Владимир, 18652. С. 16-35; Филарет (Гумилевский). РСв. Кн. 2. С. 267-270; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 135; Голубинский. Канонизация святых. С. 134-135; Серебрянский Н. И. Древнерус. княжеские жития. М., 1915. С. 147-148, 182; Лазарева Н. Ю. «Непобедимые сопротивными силами»: Судьба св. мощей рус. угодников Божиих в XX в.//ДанБлаг. 1998. Вып. 9. С. 29; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. 123. С. 85; Сиренов А. В. Житие Глеба Андреевича//СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 381-384.

http://pravenc.ru/text/165101.html

На протяжении 1890-х годов богадельня семь раз подавала прошения о преобразовании в монашескую обитель (в 1892, 1893, 1894 – дважды, 1895, 1898, 1900 годах). В октябре 1901 года епископ Екатеринбургский Ириней (Орда) на основании последнего прошения приказал снова собрать сведения о богадельне и подал в октябре 1901 года ходатайство в Синод о переименовании ее в общину. В то время в богадельне подвизались 65 вдов и девиц. Указом Священного Синода от 31 марта 1902 года за 1247 богадельня была переименована в Скорбященскую женскую общину. На общем собрании начальницей общины была выбрана Феозва Крузе, казначеей – Татьяна Деева.История основания женского монастыря в Нижнем Тагиле завершилась в 1904 года. 17 мая Священный Синод учредил при общине вакансию священника, которую занял священник Леонид (Черепанов), а 23 октября община была переименована в Скорбященский женский общежительный монастырь. Настоятельницей обители была назначена Феозва Крузе. Она родилась в 1857 году в городе Перми, в мещанской семье. Свою национальность она определяла так: «русская, предки – немцы». По бедности отца, который был портным, с 6 лет воспитывалась в приюте. В 12 лет Феозва осталась сиротой. Старшая сестра Мария (в замужестве Кожевникова) взяла ее к себе. Так Феозва оказалась в Нижнем Тагиле. 16 сентября 1885 года возрасте 27 – 28 лет она поступила в богадельню при Скорбященской церкви. У девицы оказался неплохой слух, и вскоре она стала регентом монастырского хора. Это послушание она исполняла 17 лет. 2 мая 1903 года Феозва Крузе стала первой монахиней Нижнего Тагила. Ее постриг в Скорбященской церкви совершил епископ Сарапульский Михей, только что назначенный на Екатеринбургскую кафедру. В иночестве она получила имя Мария. В 1909 года монахиня Мария указом Священного Синода была возведена в сан игумении. В 1913 году «за благочестиво-иноческое житие и весьма полезные труды, заботы по благоустроению общины и постройке нового каменного храма» решением Святейшего Синода она была награждена золотым наперсным крестом. В 1919 году, в период власти белогвардейцев, «во внимание к весьма полезному и ревностному исполнению обязанностей настоятельницы при трудностях переживаемого времени» епархиальные власти представили ее к благословению иконою Всемилостивейшего Спаса.

http://sobory.ru/article/?object=05767

Приводим избирательные списки Братства 11 : 1. Никитин Иоанн Григорьевич (1880–1937), настоятель церкви Равноап. Константина и Елены при гимназии Императорского Человеколюбивого обще­ства в Петрограде. К обновленцам никогда не принадлежал. В 1929 примкнул к Иосифлянскому движению. Погиб в лагере 12 , 2. Прохоров Григорий Васильевич, экстраординарный профессор по кафедре русской литературы Петроградской Духовной академии. Сведениями о его дальнейшей судьбе мы не располагаем. 3. Вениамин (Казанский, ок. 1872–1922), митрополит Петроградский. Рас­стрелян. В 1992 причислен к лику святых. 4. Васильев-Любимцев Михаил Васильевич. Сведений нет. 5. Кирилл (Смирнов, 1863–1937), архиеп. Тамбовский. В 1925 г. заве­щательным указом Патриарха Тихона назван первым кандидатом на патриар­ший престол. Один из лидеров оппозиции митр. Сергию (Страгородскому) . Расстрелян. 6. Кузнецов Николай Дмитриевич (1867–1930?), доцент МДА, церковный публицист, член Поместного Собора 1917–1918 г., защитник интересов Церкви перед властями. Скончался в ссылке. 7. Миртов Петр Александрович, митрофорный протоиерей, настоятель церкви Воскресения у Варшавского вокзала в Петрограде, член Поместного Со­бора 1917–1918 гг. Сведениями о его дальнейшей судьбе мы не располагаем. 8. Евсеев Иван Евсеевич 13 (1868–1921), профессор Петроградской Духов­ной академии, выдающийся библеист. Был скорее консервативным деятелем и с обновленчеством не связан. 9. Любимов Дмитрий Гаврилович (1857–1938), священник Покровской церкви на Садовой. В 1925 хиротонисан в епископа Гдовского. Впоследствии один из лидеров иосифлянского движения. Неоднократно арестовывался 14 . 10. Кульбуш Павел Петрович, (1869–1919), протоиерей, настоятель рус­ско-эстонской церкви во имя сщмч. Исидора Юрьевского. В конце 1917 гг. ру­коположен во епископа Ревельского. Член Поместного Собора 1917–1918 гг. Расстрелян в Юрьеве 15 . 11. Барановский Василий Сильвестрович. Сведениями о его .дальнейшей судьбе мы не располагаем. 12. Антоний (Храповицкий, 1863–1936), архиеп. Харьковский

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

совершал таинство венчания в Крестовоздвиженской университетской церкви уездного предводителя Казанского и Царевококшайского дворянства, коллежского секретаря Николая Евгеньевича Боратынского (26 ноября 1835-1898) и Ольги Александровны Казем-Бек (20 ноября 1843-1918), дочери известного российского востоковеда XIX века Казем-Бек Александра Касимовича (Мирзы Мухаммед Али) (1802-1870). В 1871-1887 г. – протоиерей Михаил Михайлович Зефиров (1826 – 4 марта 1889), выпускник КДА (1850), заслуженный профессор богословия. В 1854-1862 г. – священник Богоявленского собора. 1869-1871 – ректор Тамбовской Духовной семинарии. В 1887-1896 г. – протоиерей Николай Константинович Миловидов (1844 – 4 июня 1896). Сын учителя Нижегородской Духовной семинарии, где и получил первоначальное образование. Выпускник КДА (1870), священник Пятницкой церкви, законоучитель 2-й Казанской гимназии, протоиерей Казанско-Богородицкого женского монастыря. В 1896-1912 гг. – протоиерей Александр Васильевич Смирнов (16 ноября 1857-1933), выпускник КДА (1884), доктор богословия, известный общественный деятель. Первоначальное образование получил в Алатырском духовном училище и Симбирской Духовной семинарии. Законоучитель учительского, Родионовского институтов (1889-1891). Настоятель Петропавловского собора, профессор КДА (1892-1896). Последним настоятелем университетской церкви, перед ее закрытием осенью 1919 г., был священник Николай Петров. С 1825 – по 7 сентября 1826 г. старостой университетского храма был Николай Иванович Лобачевский. С 12 марта 1891 по 27 сентября 1894 ктитором церкви был потомственный почетный гражданин, купец Алексей Андреевич Унженин. Как отмечает А.Смирнов, «это был один из самых щедрых жертвователей в истории университетской церкви; за свою службу в этом звании он был награжден большой золотой медалью». Отметим, что среди выпускников казанского университета были и деятели Церкви: епископ Анастасий (Александров) (1861-1918)32 и архиепископ Рязанский Тихон (Иван Иванович Оболенский (ум.

http://sobory.ru/article/?object=30209

Церковно-приходская школа, дейст­вующая с 3 декабря 1884 г., находилась в деревянном здании на каменном фунда­менте, снаружи обложенном кирпичом. " Размеры: длина 7 саж., ширина 3 1/3 саж., высота 4 1/2 арш. Окон 11, тесовые сени 4x10 арш., построена в 1900 г. " В 1913 г. прихожане с. Гагино подали прошение о замене разбитого колокола в 60 пуд на колокол весом до 110 пудов. По данным клировой ведомости за 1915 г., причт Спасского храма состоял из священника и псаломщика, которые по­лучали жалование 300 руб. и 100 руб. со­ответственно. Кружечных сборов в этом году получено 300 руб. Другим источни­ком содержании для причта служили проценты с капитала в 1 748 руб., поло­женного в банк разными лицами за по­миновение жертвователей. Земли при храме состояло: усадебной вместе с пого­стом 1 дес., пахотной 33 дес. В церковно­приходской школе в это время обучалось 30 мальчиков и 12 девочек. В должности старосты с 1905 г. состоял крестьянин Евфим Макаров. В приходе Спасской церкви состояло в с. Гагино 73 двора, в них 208 мужчин и 267 женщин; в д. Денисовка 56 дворов, в них 144 мужчины и 214 женщин; в д. Волхонщина 10 дворов, в них 24 мужчины и 28 женщин, а всего 139 дворов, в них 381 мужчина и 515 женщин. 4 мая 1922 г. из Спасского храма с. Гагино были изъяты 13 культовых предметов из серебра весом 7 фунтов 80 золотников: дарохранительница, крест, три тарелочки, дискос, звездница, лжица, потир, три ризы с икон, венчик с иконы. Храм закрыт в 1930-х гг. Впоследствии здание лишилось главки, была разрушена колокольня... В настоящее время трудами местных жителей сохранившаяся часть храма отремонтирована снаружи и внутри и в ней периодически совершаются богослужения. Священно- и церковнослужители храмов Спаса Нерукотворного Образа и Архистратига Михаила: Священники: Диомид - уп. 1708 г., Диомидов Лукеллиан — уп. 1734 г., Лукеллианов Никита - 1734-1781 гг., Никитин Иоанн - 1781-1785 гг., Ефимов Николай - 1785-1789 гг., Филиппов Кирилл - 1790-1834 гг., Иоаннов Ермил - 1834-1838 гг., Виноградов Алексий Трофимович - 1838-1874 гг., Грацианский Алексий Михайлович - 1874-1908 гг., Юрьев Василий Михайлович - 1908-1913 гг., Грацианский Алексий Алексиевич - 1914-1919 гг. Диаконы: Топовский Тимофей Анисимович - 1800-1843 гг., Куракин Николай - 1848-1850 гг. Дьячки: Иванов Василий - 1795-1810 гг., Васильев Тимофей - 1814-1815 гг., Тимофеев Иван - 1826 г., Сапогов Павел Семёнович - 1834-1843 гг., Гаевский Василий Ермолаевич - 1857-1871 гг. Пономари: Тимофеев Андрей - 1802-1815 гг., Тимофеев Ефим - 1819-1820 гг., Кириллов Алексей - 1816-1843 гг., Диаконов Матвей Васильевич - 1865-1876 гг. Псаломщики: Диаконов Матвей Васильевич - 1876-1905 гг., Диаконов Александр Матвеевич - 1905-1915 гг.

http://sobory.ru/article/?object=40208

1848 - 18 дек. 1857), А. Н. Попов (27 окт. 1877 - 30 мая 1881), Е. В. Барсов (15 окт. 1881 - 29 сент. 1907), Любавский (29 сент. 1907 - 30 янв. 1917), С. А. Белокуров (февр. 1917 - 3 дек. 1918), М. М. Богословский (19 янв. 1919 - 1929). Согласно изменениям 1816 г., внесенным в устав 1811 г., для заведования б-кой об-ва, нумизматическим кабинетом и музеем из действительных членов избирался библиотекарь (по уставу 1893 г.- на 3 года). Библиотекарями ОИДР состояли: М. Т. Каченовский (2 мая 1811 - 7 марта 1836), Е. Ф. Корш (12 июня 1837 - 27 сент. 1841), П. М. Строев (27 сент. 1841 - 25 янв. 1847), В. М. Ундольский (25 янв. 1847 - 1 нояб. 1864), Филимонов (23 янв. 1865 - 26 мая 1898), Е. И. Соколов (25 нояб. 1898 - 1915), К. В. Покровский (с 1915). Численный состав ОИДР колебался: 125 чел.- в 1835 г., 167 чел.- в 1847 г., 107 чел.- в 1877 г., 150 чел.- в 1904 г., 138 чел.- в нач. 1917 г. ( Тодийчук. 1989. С. 15, 19, 22, 29, 36), 115 чел.- к марту 1920 г. ( Демидов, Ишутин. 1978. С. 279). Торжественное открытие возобновленного ОИДР состоялось 13 марта 1811 г. В 10-30-х гг. XIX в. заседания об-ва были нерегулярными, а в условиях Отечественной войны 1812 г. и в период восстановления Московского ун-та (1812-1815), а также в 1818, 1819, 1822 гг. не проводились вовсе. На заседаниях обсуждались вопросы пополнения б-ки и нумизматической коллекции, приобретения рукописей, читались доклады на археолого-нумизматические темы, по проблемам летописания, связей славян с соседями и др. В 1815-1837 гг. выходили «Записки и труды ОИДР» (в 1826 - «Труды и записки ОИДР», с 1827 - «Труды и летописи ОИДР») (ч. 1-8), а также изданы 3 части сб. «Русские достопамятности» (1815-1844). Ядро ОИДР в 10-20-х гг. XIX в. составляли К. Ф. Калайдович , Каченовский, Н. С. Арцыбашев. Среди членов вновь открытого об-ва были и представители РПЦ, в частности митр. Евгений (Болховитинов; c 1811 член-соревнователь, с 1816 почетный член). Митр. Евгений предоставил для публикации источники с комментариями, сообщения о раскопках и находках в Киеве, краткое исследование о «черниговской гривне», статью, посвященную открытию памятника древнерус.

http://pravenc.ru/text/2578101.html

Также мы вспоминаем сегодня фольклориста, этнографа, исследователя древнерусской письменности Елпидифора Васильевича Барсова, скончавшегося в 1917 году. Он родился 13 ноября 1836 г. в семье священника села Логиново Новгородской губернии, учился в Новгородской семинарии. В 1857 г. поступил в Петербургскую Духовную академию, окончил её в 1861 г. и был определен преподавателем логики и психологии в Олонецкой семинарии. В 1870 г. его вызвали в Москву на службу в Румянцевский музей, где работал библиотекарем русского и славянского отделений. С переездом в Москву Барсов становится одним из наиболее ревностных деятелей московских ученых обществ; всего же теснее он примкнул к «Обществу истории и древностей российских», которое в 1881 г. избрало его своим секретарем и редактором издаваемых им «Чтений». Литературная деятельность Барсова имеет своим предметом изучение древнерусской письменности и быта, по количеству своих трудов Барсов принадлежит к наиболее продуктивным писателям своего времени. Помимо отдельных сочинений, он сделал много разных сообщений, снабдил предисловиями много памятников старины и народного творчества. Огромное количество сырых материалов, которыми Барсов обогатил отечественную науку, он черпал из своего собрания рукописей, на приобретение которых тратил все свои скромные средства. Собирая рукописи с любовью и большим знанием дела, Барсов, располагая одним только жалованьем библиотекаря, успел себе составить одну из наиболее значительных палеографических коллекций, богатство которой до сих пор не исчерпано. Особенно много у Барсова произведений старообрядческой литературы и рукописей по истории раскола. В этот день 1921 года скончался лингвист, этнограф и историк музыкальной культуры Сергей Константинович Булич. Он родился 27 августа 1859 г. в Казани. Окончил в родном городе университет в 1882 г., с 1885 г. преподавал в Петербургском университете. Профессор Булич был также ректором Высших женских курсов. В 1919 г. был арестован ЧК как видный кадет, но благодаря хлопотам ряда тогда ещё относительно влиятельных представителей интеллигенции вскоре освобождён.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/15/de...

М.Н.Галкиным-Враским, а также ещё одним почётным членом КОТ - председательницей Казанского Управления Российского общества «Красного Креста», супругой командующего войсками Казанского военного округа Г.В.Мещеринова В.Д.Мещериновой (ум. в 1911 г.), была, в частности, «оказана значительная помощь отделам Общества по организации трудовой помощи в годину недорода в Казанской губернии», Самарским губернатором А.С.Брянчаниновым (являвшимся председателем Самарского губернского комитета попечительства о народной трезвости) - «помощь на устройство больницы и приюта для алкоголиков». Что же касается наиболее известного «персонажа» из этого списка - С.Ю.Витте, то он был избран почётным членом КОТ ещё в свою бытность министром финансов. «Вследствие ходатайства Его Высокопревосходительства С.Ю.Витте, - сообщалось в отчёте о деятельности общества с 1 сентября 1899 г. по 1 января 1901 г., - по Высочайшему повелению возвращено Обществу 330 руб[лей] 64 коп[ейки] пошлины по приобретению дома в Подлужной». Однако, по мере политизации КОТ, либерально настроенный «граф Полусахалинский» стал в среде казанских трезвенников «персоной нон грата», и его имя исчезло из списков почётных членов общества. Почётными членами КОТ избирались также представители учёного мира, представители медицины, историки, юристы и языковеды, многие из которых принимали непосредственное личное участие в деятельности общества. Таковыми являлись: академик А.И.Соболевский (1856/1857/- 1929), ректоры ИКУ профессора Г.Ф.Дормидонтов (1852 - 1919) и Н.П.Загоскин (1851 - 1912), профессора Л.О.Даркшевич (1858 - 1925) (являвшийся главным врачом открытой КОТ в 1896 г. в Казани первой в России специализированной лечебницы/больницы/для алкоголиков), И.М.Догель (1830 - 1916), П.В.Знаменский (1836 - 1917), Н.Ф.Катанов (1862 - 1922) (секретарь КОТ). Почётными членами общества являлся и сам председатель его Комитета - казначей и типограф ИКУ А.Т.Соловьёв (1853 - 1918), доктор медицины А.М.Коровин и присяжный поверенный А.В.Шилов. При этом вклад учёных в деятельность трезвеннического движения носил порой весьма разнообразный характер. Например, профессор Г.Ф.Дормидонтов пожертвовал КОТ книги «Голодному на хлеб» на общую сумму шестьсот рублей, деньги от продажи которых решено было «употребить на помощь членам-крестьянам».

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/24/...

«в случае отлучки председателя, или когда Общество по какой-либо причине останется без председателя», временное председательство переходило к старейшему по времени избрания из живших в Москве действительных или почетных членов, к-рый, «раз приняв оное, сохраняет его до возвращения председателя или до выбора нового». Должность председателя ОИДР с 1810 г. занимали: Бекетов (22 дек. 1810 - 14 дек. 1821), Малиновский (14 дек. 1821 - 12 апр. 1823, не утвержден; 24 мая 1830 - 22 февр. 1836), А. А. Писарев (12 апр. 1823 - 24 мая 1830), гр. С. Г. Строганов (22 февр. 1836 - 27 нояб. 1848; 29 марта 1857 - 22 янв. 1874), А. Д. Чертков (27 нояб. 1848 - 29 марта 1857), Н. В. Исаков (22 февр.- 18 мая 1874, не утвержден), С. С. Иванов (1874-1875, 1876, назначенный временный председатель), М. П. Погодин (21 апр.- 8 дек. 1875), В. Н. Лешков (7 февр.- 3 апр. 1876, не утвержден), гр. Д. Н. Толстой (с 1878 Толстой-Знаменский) (29 апр., 16 окт. 1876 - 31 янв. 1879), С. М. Соловьёв (31 янв.- 4 окт. 1879), И. Е. Забелин (6 нояб. 1879 - 5 мая 1888), Г. Д. Филимонов (5 мая 1888 - 26 февр. 1893, временный председатель), В. О. Ключевский (26 февр. 1893 - 25 нояб. 1905), Д. И. Иловайский (1905 - 10 апр. 1906, временный председатель), В. Г. Глазов (10 апр. 1906 - между июнем 1918 и янв. 1919, с 1917 формально), М. К. Любавский (30 янв. 1917 - 1929, до 19 янв. 1919 временный председатель). На 3 года из числа членов об-ва избирались секретарь и казначей. Секретарь вел делопроизводство ОИДР и ведал его архивом. По сложившейся с 1837 г. традиции секретари выступали редакторами изданий об-ва, в 1893 г. эта традиция была закреплена в уставе. После И. А. Двигубского должность секретаря занимали: И. М. Снегирёв (15 апр. 1825 - 18 марта 1833), С. П. Шевырёв (18 марта 1833 - 12 дек. 1836), Погодин (12 дек. 1836 - 6 февр. 1845), Ф. Л. Морошкин (21 февр.- 20 окт. 1839, избран во время длительного отсутствия Погодина), О. М. Бодянский (6 февр. 1845 - 27 нояб. 1848; 18 дек. 1857 - 6 сент. 1877), И. Д. Беляев (27 нояб.

http://pravenc.ru/text/2578101.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010