Богоявление. Церковь Богоявления Господня. Церковь Богоявления села Богоявление Карта и ближайшие объекты Собор Богоявления Господня построен в 1826 г. Пятикупольный собор со световой центральной главой, четырьмя декоративными главами, высокой колокольней и фронтонами. В годы советского лихолетья находился в запустении. Восстановлен в 1990-е годы. Во многом благодаря тому, что село Богоявление расположено на федеральной трассе 1Р-158 Нижний Новгород - Арзамас - Саранск. Внутри храм восстановлен не полностью, отреставрирована только зимняя церковь, в которой и проводятся все богослужения. Богоявленская церковь (престолы: главный (холодный) – Богоявления Господня, приделы: правый – Рождества Пресвятой Богородицы, левый – святого Николая Чудотворца). Датировка объекта – 1826 год. Документ о принятии на госохрану 471. Первоначальная, деревянная церковь была построена в 1762 г. Храм каменный, с каменной колокольней, построен и освящен 1826 г., тщанием князя Грузинского и прихожан. Престолов три: центральный, в холодном храме – в честь Богоявления Господня (19 января), освящен в 1846 г., в правом теплом приделе – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, освящен в 1828 г., в левом – в честь Свт. Николая Чудотворца (22 мая, 19 декабря), освящен в 1830 г. В 1902 г. были построены трапезная и церковная ограда с железными решетками и дверями. Доходы церкви были кружечные и от земли. Приходу принадлежали дома, построенные тщанием прихожан: дом священника – в 1860 г., дом диакона – в 1913 г. К Приходу были приписаны часовни: в память чудесного избавления Его Императорского Величества Государя Николая Александровича от грозившей 29 апреля 1891 г. в г. Отсу в Японии опасности; в память мученической кончины Императора Александра II. В Приходе состояли: с. Богоявление, д. Сарадон, д. Учеватиха, д. Льготка, пос. Кузнецово. Священнослужителями Прихода были: с 1819-1857 гг. - иерей Григорий Петрович Петров; с 1857-1860 гг. - иерей Петр Петрович Певницкий; с 1860-1888 гг. - иерей Иоанн Иоаннович Кротков; с 1888-1919 гг. - иерей Рафаил Алексеевич Певницкий. В 1936 г. храм был закрыт, в 1937 г. - разрушен. С 1945 г. храм не использовался из-за не пригодности. В 1989 г. храм был возвращен Нижегородской епархии, в 1993 г. в нем возобновились богослужения. Храм зарегистрирован как памятник истории и культурного наследия. http://nnhram-142.cerkov.ru/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=01873

Москва. Домовая церковь Александра Невского при бывшем приюте имени Александра II. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Александра Невского Год постройки:1889. Адрес: г. Москва, ул. Большая Якиманка, 25 Координаты: 55.736305, 37.614767 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Домовая церковь в приюте им. Императора Александра II для неизлечимо больных и престарелых женщин устроена в 1889 г. Была приписана к соседнему Петропавловскому храму, куда в 1919 г. после ликвидации и поступило её имущество. Здание приюта капитально перестроено и объединено с соседним домом. На Большой Якиманке, 25-27 находится длинный серый шестиэтажный жилой дом. Здесь ранее был расположен ремесленный приют для девочек-сирот и неизлечимо больных женщин. В 1857 г. Московским дамским попечительством о бедных открыло приют, названный в честь императора Александра II. Как правило, многие подобные благотворительные учреждения имели собственные домовые церкви. Приют имени Александра II не стал исключение, и а 1889 г. здесь устроили церковь с одним престолом в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. Александроневскую церковь приписали к Петропавловскому храму. В начале XX века здесь проживало 25 сирот и 122 неизлечимо больных женщины. После революции 1917 года церковь закрыли, а имущество передали в соседний Петропавловский храм. В начале 1920-х в приюте появились новые жильцы. В тридцатых годах прошлого века здание сильно изменялось и перестраивалось, объединившись с соседним домом (Якиманка Большая 27). http://www.apartment.ru/Article/48794006.html Александра Невского, благоверного князя, в приюте имени императора Александра II церковь (улица Большая Якиманка, дом 25). Ремесленный приют на 25 девочек и 122 неизлечимо больных женщин имени Александра II был основан в Замоскворечье в 1857 г. Дамским попечительством о бедных в Москве. Домовая церковь по имя благоверного князя Александра Невского была устроена в приюте в 1889 г. В начале 1920-х гг. церковь ликвидировали. В последующие годы дом приюта перестроили и надстроили, превратив его вместе с соседним зданием в шестиэтажный жилой дом. Комментарии и обсуждение Церковь размещалась предположительно в пристройке со двора. Здание приюта капитально перестроено под жилой дом. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=25346

Высокое (Бологое-Полоцкое). Домовая церковь Димитрия Солунского. /// Епархия неизвестна Церковь. Не действует.   Престолы: Димитрия Солунского Год постройки:не ранее 1808. Адрес: Тверская область, Бологовский район, Высокое (Бологое-Полоцкое) Координаты: 57.859558, 34.097293 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Родоначальником усадьбы Высокое является Иван Алексеевич Мельницкий. В конце XVIII - начале XIX вв. предположительно по проекту архитектора И.Е. Старова, был возведен двухэтажный кирпичный дом, несколько позднее (1808 г.) к нему пристроили домовую церковь, которая была приписана к Бологовскому приходу. По описанию, дом имел два парадных входа и один боковой (слева). Колокольня стояла чуть левее от церкви, на церкви был круглый купол с крестом. 22 мая 1857 г. в этой церкви вернувшийся из ссылки И.И. Пущин обвенчался с вдовой генерала-декабриста Н.Д. Фонвизиной. Свидетелями при этом были Б.К. Данзас и Д.А. Эристов (новый хозяин усадьбы). На 1865 г. Высокое относилось к приходу Бологовского погоста в 6 верстах, на озере Бологом. Во второй половине XIX в. объёмы церкви были расширены. Из гостинной и залы был теплый переход в домовую церковь великомученика Димитрия Солунского. В парке усадьбы в начале ХХ в. была устроена часовня-усыпальница, где хранились останки генерала Зелёного и его жены (тестя и тёщи братьев Путятиных). Долгое время священником в церкви был Василий Иоаннович Конкордин. После 1919 г. усадьба была национализированна. С 1927-го по 1929 г. здесь размещалась детская трудовая колония для бывших безпризорников. Храм и часовня-усыпальница были осквернены, прах захоронений выброшен. В 1932 г. в усадьбу был переведен животноводческий техникум. В 1991 году усадебный дом сильно пострадал от пожара и начал быстро разрушаться. По материалам издания Аксёнов В.И. Православные храмы Бологовской земли. Историко-художественное издание. - Тверь: Издатель Алексей Ушаков, 2013. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=53111

Евгений (Мерцалов) Евгений (Мерцалов Евгений), еп. Олонецкий. Родился 6 марта 1857 года в Тульской епархии. В 1878 году окончил Тульскую духовную семинарию и определён надзирателем в Ефремовское духовное училище. 1 окт. 1883 года рукоположен во священника. В 1889 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1893 году со степенью кандидата богословия. В 1895 году назначен преподавателем Олонецкой семинарии. В 1901 году пострижен в монашество и определён инспектором той же семинарии. В 1902 году – ректор Олонецкой духовной семинарии в сане архимандрита. В 1903 году – ректор Тверской семинарии. 16 дек. 1907 года хиротонисан во епископа Муромского, Владимирской епархии. Хиротония состоялась в соборе Александро-Невской Лавры. Чин хиротонии совершали: Антоний, митр. СПб.; Владимир, митр. Московский; архиепископы: Агафангел Рижский, Димитрий Херсонский и Одесский, Николай б. Таврический, Сергий Финляндский, Арсений Псковский и епископы: Стефан Могилёвский, Евлогий Холмский, Антонин Нарвский, Нафанаил Козловский, Кирилл Гдовский, Митрофан Гомельский. С 14 июня 1912 года – епископ Юрьевский, вик. Владимирской епархии. С 1919 года – епископ Олонецкий. Скончался около 1920 года. Духовный писатель. Труды «Гефсиманская весь и Вифания». (Из очерков паломника) Муром, 1909 «Горняя». (Из очерков Паломника) Муром, 1909 «Иордан и мёртвое море» Муром, 1909 «Вифлеем». (Из очерка Паломника) Муром, 1910 «Как совершалась канонизация святых в первое время существования Русской Церкви» Муром, 1910 «Житие св. прав. Иулиании Лазаревской». В двух редакциях и служба ей СПб., 1910 «О церковном прославлении и почитании св. прав. Иулиании Лазаревской». (Истор. очерк) Муром, 1910 Речь при наречении его во епископа «Приб. к „ЦВ“» 1908, 1, стр. 35 Литература «Церк. Вед.» 1907, 49, стр. 417. 1912, 26, стр. 261. 1912, 35, стр. 337 «Приб. к „ЦВ“» 1907, 51–52, стр. 2344 «Мисс. Календ.» 1907, стр. 132 «Состав Св. Прав. Веер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год» стр. 140–141 Булгаков стр. 1396 т. II, стб. 2425 т. XVII, стб. 167 32, стр. 6 Заметки и дополнения Е.М. Regel’son 525 1920 gestorben Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИздОЛДрП Издания Общества любителей древней письменности. СПб., 1877-1917. [Вып.] 1-136 Изречения египетских отцов Изречения египетских отцов: Памятники лит-ры на копт. яз./Введ., пер. с копт. и коммент.: А. И. Еланская. СПб., 1993, 20012 ИИАК Известия Имп. Археологической комиссии. СПб., 1901-1918. 65 вып. ИИАН Известия Имп. Академии наук. СПб., 1894-1917 ИИАО Известия Имп. [Русского] Археологического общества. СПб., 1857-1884. 10 т. ИИБИ Известия на Ин-та за българска история. София, Кн. ИИБЛ Известия на Института за българска литература. София, 1952-. ИИД Известия на Историческото дружество в София. София, 1919-. (Далее: ИБИД) ИИИ Известия на Института за история. София, 1960-. ИКРЗ История и культура Ростовской земли. Ростов, Ильина книга Ильина книга: Ркп. РГАДА. Тип. 131: Лингвист. изд./Подгот. греч. текста, коммент., словоуказ.: В. Б. Крысько. М., 2005 Имнаишвили. Хрестоматия Имнаишвили И., сост. Историческая хрестоматия грузинского языка. Тбилиси, 1982 (на груз. яз.) ИНМВн Известия на Народния музей - Варна. Варна, 1965-. Иоанн Мосх. Луг духовный Луг духовный/Творение блаженного Иоанна Мосха. Серг. П., 1915. М., 1996р Иоаннов (Журавлев). Известие о стригольниках. 1794, 1795 Иоаннов (Журавлев) А. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках. СПб., 1794. 3 ч.; 1795. 4 ч. Иоанн (Снычёв). Иоанн (Снычёв), архиеп. ИОРЯС Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. СПб.; Пг.; Л., 1896-1927. 32 т. Иоселиани. Иоселиани П. И. Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ Иосиф (Левицкий), архим. Подробное оглавление Великих Четьих-Миней Всероссийского митр. Макария, хранящихся в Московской Патриаршей библиотеке. М., 1892 ИП Исторически преглед. София, 1945-1967 ИПЦ в XIX в. История Православной Церкви в XIX веке. М., 1901, 1998р. T. 1: Православный Восток; Т. 2: Славянские Церкви ИРАИК Известия Русского археологического ин-та в Константинополе. Од., 1896-1912 ИРАИМК Известия Российской академии истории материальной культуры. СПб., 1992-. ИРГО Известия Русского генеалогического общества. СПб., 1900-1911. 4 вып., Вып. ИРИ История российской иерархии/Сост.: архим. Амвросий (Орнатский). СПб., 1807-1815. 6 т. в 7 кн. Ирмологий Ирмологий: В 3 кн. М.: Моск. Патриархия, 1982-1983. Кн. 1. 1982; Кн. 2-3: Нотное приложение. 1982-1983. Ц.-слав. шрифт Ист. вестн. Исторический вестник. М.; Воронеж, 1999-2002. 1-16 История Краткая история Грузинской Церкви. СПб., 1843 История Африки: Хрестоматия История Африки в древних и средневековых источниках: Хрестоматия/Ред.: О. К. Дрейер; сост.: С. Я. Берзин, Л. Е. Куббель. М., 19902 История Византии История Византии: В 3 т./Ред.: C. Сказкин. М., 1967 1 ... ← предыдущая 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 следующая → ... 22

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=9

Кроме того, в нижней церкви нашли свой последний приют князья Чернышевы, Шишмаревы, Карцевы, Строгановы, Волконские, Щербатовы, граф Клейнмихель, барон Фредерикс. Ныне церковь является единственным действующим храмом на территории монастыря. Закрытый в 1919 году, частично разрушенный и перестроенный, храм восстанавливается и украшается. Восстановлена лепнина фасадов церкви, восстанавливаются росписи интерьеров. Освященная в мае 1857 года церковь Святителя Григория Богослова ( " Кушелевская " ) находится в северо-восточной части обители. Она была возведена в 1855 – 1857 годах по проекту придворного архитектора А. М. Штакеншнейдера в русско-византийском стиле над могилой любимца Павла I, генерал-лейтенанта графа Григория Григорьевича Кушелева на деньги его вдовы Екатерины Дмитриевны. В церкви был двухъярусный иконостас, образа которого написаны на золотом фоне. В центре храма – спуск в усыпальницу, облицованную белым мрамором. Церковь эта была закрыта в 1919 - 1920 годах. Одно из лучших творений архитектора А. И. Штакеншнейдера сохранилось, хотя и в переделанном виде. Поминальная церковь Покрова Пресвятой Богородицы ( " Кочубеевская " ), знаменитая своим флорентийским куполом, располагалась справа от Святых ворот. Она была заложена в июле 1844 года над могилой княгини Марии Ивановны Кочубей, урожденной княжны Барятинской. Это было однокупольное восьмигранное здание, облицованное шотландским камнем, в котором свет падал через круглые окна. Церковь строилась в 1859 - 1863 годах по проекту архитекторов Р. А. Кузьмина и Г. Э. Боссе на деньги князя Михаила Викторовича Кочубея. Освящена церковь в 1863 году архимандритом Игнатием (Малышевым). Храм действовал до ноября 1931 года. В середине 1960-х годов он был взорван. Часовня во имя Тихвинской иконы Божией матери была возведена близ алтаря Троицкого собора над могилой первого настоятеля Пустыни архимандрита Варлаама на деньги монастыря по проекту А. М. Горностаева в 1864 году, уже после смерти архитектора, скончавшегося в 1862 году. В ней же был похоронен сподвижник Игнатия Брянчанинова схимонах Михаил (Чихачев). В ноябре 1931 года, после закрытия " Кочубеевской " церкви, часовня стала приходским храмом. Закрыли её в 1935 году. Здание часовни не сохранилось. Часовня во имя Рудненской иконы Божией Матери была сооружена на одном из островов пруда в восточной части монастыря. Проект часовни, освященной в 1876 году, был выполнен архитектором Д.И. Гриммом. Здание часовни не сохранилось.

http://sobory.ru/article/?object=00734

Управляющие Абхазской епархией: Герман (Гоголашвили) (1851—1856), архимандрит Александр (Окропиридзе) (1856—1857) в/у, Геронтий (Папиташвили) (1857—1859), Александр (Окропиридзе) (1862—1869). Епископу Гавриилу (Кикодзе), возглавлявшему Имеретинскую кафедру в 1869 году было поручено одновременно управлять и Абхазской епархией. В период правления епископа Гавриила шёл процесс массового крещения абхазов, открывались новые приходы. Появились первые представители абхазского духовенства. Особо стоит выделить настоятеля Лыхненского храма, священномученика Иоанна Гегиа. Уроженец села Лыхны, отец Иоанн один из ярких церковных деятелей Абхазии во второй половине XIX века. Он участвует в переводе на абхазский язык первой религиозно-церковной книги под названием «Краткая Священная история», вышедшая в 1866 году. Отец Иоанн стоял у истоков возрождения абхазского богослужебного языка. Во время русско-турецкой войны 1876—1877 годов, отец Иоанн активно призывал своих односельчан и соотечественников не переселяться в Турцию. 5 августа 1877 года он был задушен в Лыхненском храме своими же соотечественниками-мусульманами. Сегодня имя этого человека чтится как имя святого Абхазской Церкви. В 1885 году произошла реорганизация Абхазской епархии. С этого времени она получает наименование «Сухумской». В её состав вошла часть территории расформированной Кавказской епархии. С 1885 до 1919 года территория Сухумской епархии включала в себя населённые пунты от реки Ингури до Анапы. Епископы Сухумской епархии: Геннадий (Павлинский) (1886—1889), Александр (Хованский) (1889—1891), Агафодор (Преображенский) (1891—1893), Петр (Другов) (1893—1895), Арсений (Изотов) (1895—1905), Серафим (Чичагов) (1905—1906), — Кирион (Садзагелов) (1906—1907), Димитрий (Сперовский) (1907—1911), Андрей (Ухтомский) (1911—1913), Сергий (Петров) (1913—1919). Советский период К 1917 году Сухумская епархия имела 125 приходских храмов: 61 абхазских, 36 русских, 16 греческих, 4 мингрело-грузинских и 8 смешанных, то есть русско-греческих и русско-мингрельских. Епархия имела два крупных мужских монастыря: Ново-Афонский Симона-Кананитский (основан в 1875 году) и Успенский Драндский.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Абха...

Епархиальное начальство вполне удовлетворило просьбу прихожан обоих церквей и, таким образом, была заложена одна большая каменная церковь с главным приделом во имя Живоначальныя Троицы и боковыми приделами: южным правым во имя Вознесения Господа нашего Иисуса Христа и северным левым - во имя Архангела Михаила. Постройка этой церкви окончилась в 1812 г., и в этом году была освящена; колокольня по обычаю того времени выстроена была отдельно. Но по соединении Архангельской церкви с Троице-Вознесенскою и земля подцерковная Архангельской церкви соединена была с землею Вознесенской церкви. Таким образом, при Троице-Вознесенской церкви образовался многолюдный приход, причем духовенство пользовалось, по сравнению с другими приходами, большими земельными угодьями. При Успенской же церкви и приход был небольшой, а земельных угодий совсем не было, приход жил бедно. По этим причинам духовенство Успенской церкви совместно с прихожанами стало ходатайствовать пред епархиальным начальством о причислении земли Архангельского прихода к Успенской церкви. Ходатайство это имело положительный результат, и в 1831 г. земля Архангельской церкви была присоединена к Успенской церкви. Вскоре после этого прихожане задумали расширить свой храм устройством еще двух приделов, в правой стороне - во имя Святителя Митрофана, а в левой - во имя Сретения Господня. Из донесения Курского губернского архитектора Воронова Курскому губернатору Бибикову Н.П. об окончании строительства в 1857 г. ряда церковных и гражданских зданий указано, что «...окончена пристройка к Троице-Вознесенской церкви в г. Судже на средства прихожан двух теплых приделов. 25 сентября 1857 года архиепископом Курским и Белгородским Сергием освящены антиминсы, бывшие на престолах этих приделов» (Госуд. Архив Курской обл., фонд 483, оп.1, дело 4, Таким образом, Троицкая церковь стала пятипрестольной и оставалась таковой вплоть до 1919 г. В клировых ведомостях за вышеуказанный год (фонд 217, дело 4185, арх. указаны следующие приделы: Троицкий, Вознесенский, Тихвинский, Сретенский, Митрофановский. Здесь же содержатся сведения о том, что по штату при ней были положены два священника, дьякон и два псаломщика. Домов и других принадлежащих зданий в начале советского периода уже не было. В этом году была отобрана и церковная земля.

http://sobory.ru/article/?object=11580

Богородицы (женский, в с. Ожога Воловского р-на; основан в 2005). Упраздненные Добровский Богородице-Тихвинский (женский, в с. Добром совр. Добровского р-на; основан в 1610, упразднен в 1764), Даншина (Донщинская) в честь Преображения Господня пуст. (мужская, приблизительно в 13 км к юго-востоку от Задонска; основана в 1647, разорена и сожжена в сер. XVII в., восстановлена в 1697-1698, упразднена в 1699), Белоколодская Спасо-Преображенская пуст. (мужская, при впадении р. Белоколодец (Белоколодезь) в р. Воронеж, между современными селами Крутогорье и Пады Липецкого р-на; впервые упом. в 1669, упразднена в 1764), Романовский Красногорский в честь Преображения Господня (мужской, в 10,5 км к юго-западу от Липецка, на берегу р. Воронеж, в совр. Липецком р-не; впервые упом. в 1676, упразднен в 1768), усманский в честь Успения Пресв. Богородицы (женский, в Усмани; основан в 1684, упразднен в 1764), Добровский в честь Вознесения Господня (мужской, в с. Добром совр. Добровского р-на; основан в 1685, упразднен в 1764), усманский в честь Успения Пресвятой Богородицы Софийский (женский, в совр. с. Новоуглянка Усманского р-на; основан в 1801, закрыт в 1924), задонский Тихоновский во имя Св. Троицы ( Скорбященский ; женский, в Задонске; основан как жен. община в 1880, мон-рь с 1888, закрыт в 1920). Действующие монастыри в границах епархии до 2013 г. (в наст. время в Елецкой и Лебедянской епархии) Упраздненные монастыри в границах епархии до 2013 г. Елецкий во имя Св. Троицы (мужской, в Ельце; основан ранее 1592, упразднен в 1775, возобновлен на новом месте в 1836, закрыт в 1919, возобновлен в 2006), лебедянский во имя Св. Троицы (в Лебедяни; основан ок. 1622 как мужской, упразднен в 1764, возобновлен в 1768, закрыт в 1929, вновь возобновлен в 2005 как женский), елецкий в честь иконы Божией Матери «Знамение» (женский, в Ельце; основан в 1683 на месте скита елецкого Троицкого мон-ря, существовавшего с 1628-1629, упразднен в 1764, восстановлен в 1822, закрыт в 1929, возобновлен в 2004), Раненбургская Петропавловская пустынь (мужская, в пос. Рощинский Чаплыгинского р-на; основана в 1712, закрыта в 1920, возобновлена в 2003), Сезёновский Иоанновский в честь Казанской иконы Божией Матери (женский, в с. Сезёнове Лебедянского р-на; основан как женская община в 1849, мон-рь с 1853, закрыт в 1930, возобновлен в 2010), Троекуровский Иларионовский во имя вмч. Димитрия Солунского (женский, в с. Троекурове Лебедянского р-на; основан как жен. община в 1857, мон-рь с 1871, закрыт в 1930, возобновлен в 2003).

http://pravenc.ru/text/2110526.html

В 1764 г. обитель упразднили, однако нек-рое время братия продолжала проживать в маровских кельях. В 1771 г. пустынь была разграблена и сожжена шайкой разбойников под предводительством Галактиона Григорьева (Галани (Галанки)), крестьянина сельца Саблуково Васильсурского у. Неск. монахов убили, а настоятеля, по преданию, сожгли на костре. Затем монастырь разорялся отрядами Е. И. Пугачёва. Убиенная разбойниками братия была погребена. Согласно описи Нижегородского наместничества 1780 г., на месте упраздненной пустыни стояла каменная Крестовоздвиженская ц. с колокольней, «почти вся развалилась, прочяго никакого строения не имеется» ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 436). К нач. 70-х гг. XIX в. были «видны эти развалины, кроме того насыпь и надгробный камень». К могилам погибших монахов приходили богомольцы, отламывали куски надгробного камня «как целебное средство против зубной боли» ( Гавриил, иером. 1871. С. 41). Маровскую ярмарку, много лет проводившуюся у стен мон-ря, в 1785 г. перенесли в с. Чернуха. В 70-х гг. XIX в. в запустелой обители чуваш Иван Петрович построил деревянную часовню и келью. После его смерти в 1885 г. на средства Н. А. Демидова рядом с деревянной была выстроена каменная часовня в древнерус. стиле. К 1887 г. при часовне проживали неск. старцев. 6 июля 1887 г. викарий Нижегородской епархии еп. Балахнинский Димитрий (Самбикин) посетил территорию бывш. мон-ря, молился о его возрождении. Указом Синода от 5 сент. 1901 г. на месте муж. пустыни была основана Крестовоздвиженская жен. община, попечителем к-рой стал В. Москвин, родившийся в Вятской губ. Из личных сбережений он выделил неск. тысяч рублей на создание неприкосновенного капитала общины и купил для нее участок пахотной земли. Впосл., будучи заштатным священником, Москвин проживал в общине, совершал богослужения. В с. Чернуха была куплена деревянная кладбищенская церковь, перевезена на территорию обители, установлена здесь и в 1901 г. освящена во имя Св. Троицы. Началось, но не завершилось строительство нового каменного собора. К 1910 г. в общине также имелись каменная часовня, деревянная звонница, 5 домов, в т. ч. странноприимный, гостиница, действовали иконописная, позолотная и столярная мастерские, были устроены скотный двор, конюшни, амбар, работала мельница, разбит фруктовый сад, заведена пасека. В расчищенных прудах разводилась рыба. При общине были открыты больница, богадельня и школа для девочек. В ведении обители находилось 60 дес. земли, к-рые обрабатывали сами послушницы. Начальницей являлась Екатерина Васильевна Пасынкова, казначеей - Елена Москвина. В 1919 г. в общине числилось 148 чел.

http://pravenc.ru/text/2562378.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010