Dictionnaire d " Archeologie Chretienne et de liturgie/Publiee sous la direction de F. Gabrol et H. Leclerq. Paris, 1907–1925. Duchesne L. Origines du culte chrétien. Paris, 1898; 1903. Funk F.X. Lehrbuch der Kirchengeschichte. Paderborn, 1921. Gore Ch. On the ordination of early bishops of Alexandria//Journal of theological studies. Oxford, 1902. N 3. Gore Ch. The Ministry in the early Church. London, 1884. Harnack A. Geschichte der altchristlichen Litteratur bis Eusebius. Teil Ï Die Überlieferung und der Bestand. Leipzig, 1893; Teil IÏ Die Chronologie. Leipzig, 1897. Harnack A. Die Mission und Ausbreitung des Chrictentums in den ersten drei Jahrhunderten. 2 Aufl. Bd. I-II. Leipzig, 1906 (переиздания: 1906, 1924, 1965). Harnack A. Die Lehre der zwölf Apostel//TU. 1. Reihe. Bd. II. Heft I. Leipzig, 1886. Hefele K.J., Leclerq J. Histoire des Conciles. T. I. Paris, 1907 (осуществленный Leclerq пересмотренный перевод книги: Hefele K.J. Conciliengeschichte. Bd. 1–9. Freiburg im Bresgau und Strasburg, 1856–1890; с добавлениями и приложениями). Hutch E. The Organisation of the early Christian Churches. Oxford, 1880. Lagrange M.J. Evangile selon St. Mathieu. Paris, 1923. Lebreton J., Zeiller J. Eglise primitive//Histoire de l " Eglise publiee sous la direction de A. Fliche et V. Martin. T. IÏ De la fin du 2-me siecle a la paix constantinienne. Paris, 1934. Lightfoot J.B. The Christian Ministry//St. Paul " " s Epistle to the Philippians. 2nd ed. London, 1869. Р. 179–267; reprint in: Dissertations of the Apostolic Age. London, 1892. Р. 137–246. Mansi D. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio. T. 1–31. Florentiae, 1759–1798. (T. Ï Libellus synodicus ( Συνοδικν)). Есть переиздания. Monceaux Р. Histoire littéraire de l " Afrique Chrétienne depuis les origines jusqúà l " invasion arabe. T. Ï Tertullien et les origines. Paris, 1901; Т. IÏ Sant Cyprien et son temps. Paris, 1902. Pape P. Die Synodes von Antiochien. Berlin, 1903. Patrum apostolicorum opera/Ed. O. von Gebhardt und A. Harnack, Th. Zahn. Lipsiae, 1902.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

«ЗАВТРА». Это уж так принято! Валентин КАТАСОНОВ. Но после смерти, как это ни парадоксально, он стал больше известен, о нём стали говорить, о нём стали писать. Прежде всего, о Леонтьеве писали те, кто лично его знал. Во-первых, это Лев Александрович Тихомиров (1852-1923), который был идейно близок Константину Леонтьеву. Тут следует, прежде всего, упомянуть работы Тихомирова «Славянофилы и западники в современных отголосках» (1892), «Русские идеалы и К.Н. Леонтьев» (1894), а также воспоминания о Леонтьеве, вошедшие позднее в сборник «Тени прошлого». (судя по архивным данным, воспоминания писались в 1920-1921 гг.). Обращается Тихомиров к теме творчества Леонтьева и в своей фундаментальной работе «Монархическая государственность» (1904). Во-вторых, православный священник и публицист Иосиф Фудель(1864-1918), оставивший свои размышления о Леонтьеве в виде очерка «Культурный идеал К.Н. Леонтьева» (1895). Между прочим, И. Фудель подготовил и издал в 1912-1913 гг. девять из задуманных двенадцати томов собрания сочинений Константина Леонтьева и написал предисловие к нему. В-третьих, известный русский писатель В.В. Розанов (1856-1919), у которого с Леонтьевым также была крепкая дружба. Свои взгляды на творчество Леонтьева Розанов изложил в статье «К.Н. Леонтьев» (написана в 1895 г.). Позднее им были написаны статьи «Константин Леонтьев и его «попечители» (1910), «К 20-летию кончины К.Н. Леонтьева» (1911) «Неоценимый ум» (1911). Между прочим, в «Уединённом» (одном из наиболее известных произведений Розанова) Леонтьев включён в список тех немногих людей, которых Розанов считал «сильнее», «оригинальнее» себя. Упомянутые выше и некоторые другие авторы, лично знавшие Леонтьева и находившиеся в духовной близости с ним, оставили очень интересные, взвешенные отзывы о творчестве Константина Николаевича. «ЗАВТРА». Хвалебные? Валентин КАТАСОНОВ. Не всегда. Л. Тихомиров, И. Фудель, В. Розанов были, во-первых, единодушны в том, что Леонтьев был православным человеком, причём не только в личной жизни, но и в своём творчестве. Во-вторых, он любил Россию и был ее патриотом. В-третьих, Леонтьев был очень оригинальным мыслителем, настолько оригинальным, что не все могли постичь глубокий смысл его идей; на почве такого непонимания возникали разного рода несправедливые оценки и даже чудовищные характеристики.

http://ruskline.ru/opp/2015/oktyabr/13/v...

В 1909 г. сын Евграфа Молчанова Анатолий Евграфович (1856–1921) начал обновление храма. Он продолжал коммерческие дела отца, кроме того, издавал «Ежегодник Императорских театров». Женат он был на знаменитой драматической актрисе Марии Савиной. Анатолий Молчанов дружил с Алексеем Александровичем Бахрушиным, основателем театрального музея. Бахрушин решил увековечить память Федора Васильевича Волкова, знаменитого артиста XVIII века и основателя первого постоянного публичного театра в России. По одной из версий, Ф.В. Волков был похоронен на кладбище Спасо-Андроникова монастыря, но его могила не сохранилась. В 1913 г. Бахрушин, желая отметить 150-летие со дня смерти артиста, хотел поставить памятный знак на кладбище, чему воспротивился настоятель монастыря, считая, что артисту не место на освященной земле. Тогда А.Е. Молчанов и А.А. Бахрушин установили доску на стене церкви святого Евграфа, так как она считалась частной собственностью семьи Молчановых. Позднее из-за этого произошло недоразумение – в советское время храм ошибочно стали считать усыпальницей основателя русского театра Федора Волкова. Работы по перестройке храма, начатые Анатолием Молчановым, продолжались до начала Первой мировой войны. Был переделан подклет, его облицевали майоликой, сделанной в Абрамцевских мастерских. Фирма «Наследники Пашкова» изготовила иконостас. Проводилась подготовка для освящения храма в подклете, но он так и остался незаконченным. В 1930-е гг. церковь не тронули, только уничтожили главку. Летом 1960 г. в монастыре проводились большие реставрационные работы. Тогда велась подготовка к открытию Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Храм мученика Евграфа посчитали поздней постройкой, искажающей ансамбль древнерусского монастыря, и разобрали. Сейчас над его сохранившимся фундаментом растут березы, а рядом находится плита с именем Федора Волкова. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " .  http://rutlib.com/book/21735/p/17 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым.

http://sobory.ru/article/?object=40219

16 ноября 1859 года из Херсонской была выделена Таврическая епархия, после чего в ведении последней осталась только собственно Херсонская губерния. После начала революционной смуты в 1917 году как и во всей бывшей Российской империи, епархия подвергается гонениям со стороны атеистических властей, церковная жизнь всячески расшатывается. В 1921 году священномученик Прокопий (Титов) был назначен епархиальным архиереем уже с титулом Одесского и Херсонского, а в июне 1925 года – назначен на новую Херсонскую и Николаевскую кафедру. Эта отдельная кафедра существует также в период между 1944 и 1947 годами, когда ее кафедра находится в городе Херсоне. Однако, уже в 1947 году эта епархия была присоединена к Одесской епархии, которая вновь начинает именоваться Херсонской, с кафедрой в Одессе. 7 октября 1976 года ее наименование снова переменяется на Одесскую. В ведение этой кафедры входят Одесская и Херсонская области. В 1991 году, с падением атеистического режима и обретением Украиной независимости, когда здесь вновь началось духовное возрождение, Херсонская епархия с кафедрой в Херсоне, на территории одноименной области, восстанавливается как самостоятельная, будучи выделена из состава Одесской. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 14 декабря 2007 года из состава Херсонской выделена самостоятельная Каховская епархия. После этого в ведении Херсонской кафедры остались города Херсон и Новая Каховка и Белозерский, Голопристанский, Каланчакский, Скадовский, Цюрупинский, Чаплинский районы Херсонской области. Населённые пункты [ править править код ] Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Благовещенский женский монастырь [ править править код ] Благовещенский монастырь В 1856 г. на месте будущей обители благотворитель Лев Скадовский выделил землю для приюта девиц бедного сословия и вдов. В 1868-1869 гг. в усадьбе приюта построили каменный храм Св. Троицы. В 1883 г. община насельниц приюта была преобразована в женский Благовещенский монастырь. В 1891-1896 гг. в обители возвели Благовещенский собор с приделами Рождества св. прор. Иоанна Предтечи (правый) и св. вмч. Георгия Победоносца (левый). К 1897 г. были построены колокольня, ограда, новая монастырская школа с интернатом, гостиница. В 1900-1909 гг. сооружен собор Св. Троицы с приделами Владимирской иконы Божией Матери (правый) и прп. Евфросинии Полоцкой (левый). В 1920 г. в монастыре был создан детгородок, в 1922 г. инокинь изгнали, в 1930-х гг. разрушили храмы. После Великой Отечественной войны до 1957 г. в обители находилась школа механизаторов, затем – профтехучилище. В 2007 г. Свящ. Синод УПЦ принял решение возродить монастырь, в 2009 г. Церкви возвращена надвратная часовня, в 2010 г. у ее стен совершена 1-я Литургия, в том же году часовня освящена как Благовещенский храм и начато строительство жилых помещений.

http://azbyka.ru/palomnik/Херсонская_обл...

Джон Амброз Флеминг (1849-1945) — британский физик и радиотехник. «Великое множество современных открытий полностью разрушило старые материалистические представления. Универсум предстает сегодня перед нами как мысль. Но мысль предполагает наличие Мыслителя».  Джозеф Джон Томсон (1856-1940), а нглийский физик, изучал рентгеновские лучи, открыл электрон. Лауреат Нобелевской премии по физике 1906г. «Не бойтесь быть независимыми мыслителями! Если вы мыслите достаточно сильно, то вы неизбежно будете приведены наукой к вере в Бога, которая есть основание религии. Вы увидите, что наука не враг, а помощница религии». «С верхушек башен крепости науки видны величайшие деяния Божии». Макс Планк (1858-1947) выдающийся немецкий физик, основатель квантовой теории. «Куда бы и как далеко мы бы ни стали смотреть, мы не находим противоречий между религией и естественной наукой, напротив, именно в основополагающих пунктах наилучшее сочетание. Религия и естественная наука не исключают друг друга, как это в наши дни некоторые верят или этого боятся, эти две области дополняют друг друга и зависимы друг от друга». «Религия и естествознание нуждаются в вере в Бога. При этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания — в конце. Для одних он означает фундамент, а для других — вершину построения любых мировоззренческих принципов». Альберт Эйнштейн (1879-1955 гг.) — а втор специальной и общей теории относительности, ввел понятие фотона, открыл законы фотоэффекта, работал над проблемами космологии и единой теории поля. По мнению многих выдающихся физиков (например Льва Ландау) Эйнштейн является самой значительной фигурой в истории физики. Лауреат Нобелевской  премии по физике 1921 г. «Гармония естественного закона открывает столь превосходящий нас Разум, что по сравнению с ним любое систематическое мышление и действие человеческих существ оказывается в высшей мере незначительным подражанием». «Моя религия состоит в чувстве скромного восхищения перед безграничной разумностью, проявляющей себя в мельчайших деталях той картины мира, которую мы способны лишь частично охватить и познать нашим умом. Эта глубокая эмоциональная уверенность в высшей логической стройности устройства вселенной и есть моя идея Бога»

http://pravmir.ru/velikie-fiziki-o-vere-...

В период Контрреформации на основе средневеково-ренессансного К. появляется 2 типа сборников: церковный К. и песенник. Основой церковного К. остаются одноголосные григорианские песнопения, но в него включены и одноголосные песенные сочинения, а в нек-рых случаях - многоголосные композиции. К этой разновидности К. относится, напр., «Cantionale Catholicum: Régi, és uj, deák, és Magyar aítatos egyházi énekek» (Католический Канционал: Старые и новые венгерские благочестивые церковные песнопения), составленный и подготовленный к печати трансильванским францисканцем Яношем Кайони в Чикшомьо (ныне Шумулеу, Румыния) в 1676 г. (переизд.: 1719, 1805-1806, 1921) и содержащий как григорианские песнопения, так и песенные сочинения на венг. языке. В издании есть также разд. «Ad canmores et musicos» (К канторам и музыкантам), где содержатся описание хоральной линейной нотации (см. в ст. Невмы ) и др. сведения из муз. теории. В XVIII в. рукописные церковные К. стали одной из наиболее распространенных литургических книг. Из монашеских орденов особое предпочтение К. отдавали жен. и муж. ветви францисканцев , бернардинцев , цистерцианцев , бенедиктинцев . Рукописные К. XVIII в. (напр., ряд К. мон-ря бенедиктинок в Станёнтках, совр. Величский повят Малопольского воеводства, Польша) содержали как григорианскую монодию, так и многоголосные сочинения. Cantionale catholicum. Титульный лист. Сост. Я. Кайони. Чикшомьо, 1676 Cantionale catholicum. Титульный лист. Сост. Я. Кайони. Чикшомьо, 1676 Григорианское пение было основой католич. К. и в XIX в. Напр., в изданный свящ. Павлом Римским в 1856 г. в Варшаве «Cantionale ecclesiasticum» входят григорианские процессиональные и другие антифоны, гимны, песнопения заупокойных служб, а также популярные песни на польск. языке; в издании приведены сведения о хоральной нотации и особенностях исполнения григорианских песнопений. К. как разновидность литургических книг издавались до Ватиканского II Собора . В Польше в кон. XIX - 1-й пол. XX в. получили распространение издания с названием «Cantionale ecclesiasticum», подготовленные свящ. Яном Седлецким (Краков, 1882, переизд.: 1922, 1925) и свящ. Вацлавом Гебуровским (Познань, 1926; Познань; Варшава; Люблин, 1950; переработанные изд. на польском яз.: Познань, 1952, 1954).

http://pravenc.ru/text/1470305.html

Епархиальное собрание, состоявшееся 16-22 марта 1905 г. в Кутаисе, поддержало требование духовенства Вост. Грузии о восстановлении автокефалии ГПЦ: еп. Имеретинский Леонид (Окропиридзе ; 1900-1908; в 1918-1921 Католикос-Патриарх Грузии) вместе со всеми груз. епископами подписал соответствующую петицию 176) в Святейший Синод. В 1906 г. в С.-Петербурге еп. Леонид принимал участие в заседаниях Предсоборного Присутствия РПЦ , где в т. ч. обсуждался и вопрос о восстановлении автокефалии ГПЦ. В 1915 г., во время первой мировой войны, в И. е. открылись лазареты (общее число коек 54) в мон-рях Моцамета и Гелати (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 58289. Л. 26). 12 марта 1917 г., после восстановления автокефалии ГПЦ, И. е., как и др. груз. епархии, вышла из юрисдикции Грузинского Экзархата и стала подчиняться Временному церковному управлению. 17 сент. 1917 г. на I Соборе ГПЦ И. е. была упразднена и в пределах бывш. ее юрисдикции были созданы Кутаисская, Гаенатская (Гелатская) и Никорцминдская епархии. Ныне территории И. е. окормляются Ванско-Багдатской, Кутаисско-Гаенатской, Маргветско-Убисской, Никорцминдской, Хонско-Самтредийской и Чиатурско-Сачхерской епархиями ГПЦ. Архиереи архиеп. Софроний (Цулукидзе; 19 нояб. 1821 - 8 нояб. 1841), митр. Давид (Церетели; 7 авг. 1843 - 18 янв. 1853), еп. Евфимий (Цулукидзе; 14 апр. 1853 - 4 апр. 1856), еп. Герман (Гоголашвили; 2 сент. 1856 - 2 июля 1860), свт. Гавриил (Кикодзе; 2 июля 1860 - янв. 1896), еп. Виссарион (Дадиани; июнь 1896 - 4 авг. 1900; до 6 июля 1898 в. у.), еп. Леонид (Окропиридзе; 12 авг. 1900 - 1 февр. 1908), еп. Георгий (Аладашвили; 1 февр. 1908 - 17 сент. 1917). Карта И. е.: см. карту к ст. Грузинский Экзархат РПЦ . Лит.: История груз. иерархии. М., 1826. С. 47-49; Кавказский календарь на 1855 г. Тифлис, 1854. С. 650; Кавказский календарь на 1886 г. Тифлис, 1885. С. 70; Груз. календарь на 1891 г. Тифлис, 1890. С. 184; Рункевич С. Г. Груз. экзархат//ПБЭ. 1903. Т. 4. Стб. 736-750; Тадумадзе М. Социально-экономическое положение церк.

http://pravenc.ru/text/389493.html

27 сентября расстрелян в пос. Бутово Ленинского р-на Московской обл. Арсений III (Черноевич; 1636–1706), Патриарх Печский Сербской Православной Церкви (1672–1706). С 1665 г. настоятель Печского монастыря. С 1669 г. митрополит Хвостенский. В 1690 г. возглавил переселение сербов, находившихся под турецким игом, в австрийские земли, где была основана самостоятельная сербская митрополия, стал первым ее митрополитом. Афанасий (Любимов Алексей Артемиевич; 1641–1702), архиепископ. В 1682 г. рукоположен в архиепископа Холмогорского и Важеского. Построил Холмогорский Преображенский собор и Успенский женский монастырь. Содействовал царю Петру I в его государственных делах. Афанасий (Протопопов Александр Федорович, 1783–1842), архиепископ. В 1823 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. С 1826 г. епископ Нижегородский и Арзамасский. С 1932 г. архиепископ Тобольский и Сибирский. В 1836 г. преобразовал Кондинский Троицкий монастырь в миссионерский и основал при нем духовное училище для детей ненцев, коми и хантов. Афанасий (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887–1962), священноисповедник, епископ Ковровский. Член Священного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. Вместе с проф. Б. А. Тураевым по решению Собора составил Службу Всем святым, в земле Российской просиявшим. В 1921 г. хиротонисан во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. С этого времени свыше 20 лет с небольшими перерывами в ссылках и лагерях. С июля 1947 г. в Дубравлаге, где познакомился с митрополитом Нестором. В мае 1954 г. перемещен в Зубово-Полянский дом для инвалидов заключенных. Был председателем Богослужебно-календарной комиссии. На Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. причислен к лику святых. Афанасий (Соколов Андрей Григорьевич; 1801–1868), архиепископ. В 1841 г. хиротонисан во епископа Томского и Енисейского. С 1853 г. архиепископ Иркутский и Нерчинский. С 1856 г. Казанский и Свияжский. Баклановский Михаил, протоиерей. Находился вместе с митрополитом Нестором в Дубравлаге, после освобождения служил в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В области Ветхого Завета появилась теория Графа-Велльгаузена, утверждавшая, что «истинная» история израильского народа была эволюцией от язычества, как и у прочих народов («тезис»), через выступление пророков, учивших о Господе (Ягве) как Едином Боге («антитезис»), до появления в период вавилонского плена священников, предложивших монотеистический культ Господа-Ягве («синтез»). Во второй половине XIX – начале ХХ-го века в русской библейской науке появились серьезные аналитические труды профессоров епископа Михаила (Лузина ; 1830–1887), протоиерея Николая Елеонского (1843–1910), Владимира Петровича Рыбинского (1867–1944), Павла Александровича Юнгерова (1856–1921), а также Дмитрия Сергеевича Леонардова (1871–1915), в которых выявлялись как ложные предпосылки, так и несостоятельные выводы этой и подобных теорий. В области Нового Завета отрицательную критическую теорию предложила новотюбингенская (баурова) богословская школа в лице Ф. Х. Баура (1792–1860), Д. Ф. Штрауса (1808–1874), А. Ричля (1822–1889) и А. фон Гарнака (1851–1930), которые попытались перенести гегелевскую схему на почву истории ранней церкви. В результате их построений представлялось, что изначальному органическому христианству, видевшему во Иисусе из Назарета только Мессию («петринизму»), стало противостоять движение, возглавляемое св. апостолом Павлом («паулизм»), исповедавшее Христа как Сына Божия. Результатом «борьбы» стал синтез этих учений в лице св. апостола Иоанна Богослова. В данной схеме св. апостола Павел представлялся не верным учеником Христовым, а исказителем Его учения, сделавшим крайние выводы из Его проповеди под влиянием разного рода иудейских и эллинистических воззрений. Деятельность Н. Н. Глубоковского по изучению богословия св. апостола Павла была направлена как на положительное раскрытие Павлова учения по существу, так и на апологетическое выявление несостоятельности указанных отрицательных воззрений. В 1897 Н. Н. Глубоковским была защищена докторская диссертация «Благовестие святого апостола Павла по его происхождению и существу» которая стала ядром громадного одноименного исследования в трех книгах общим объемом 2350 страниц В этом капитальном труде Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Серов Валентин Александрович (1865—1911) – русский живописец и график. Левитан Исаак Ильич (1860—1900) – русский живописец. Скрябин Александр Николаевич (1871 или 1872—1915) – русский композитор и пианист. Комиссаржевская Вера Федоровна (1864—1910) – русская актриса, игравшая в провинции и в Александрийском театре. Создала свой театр, боролась за современный прогрессивный репертуар. Плеханов Георгий Валентинович (1856—1918) – русский теоретик и пропагандист марксизма, деятель российского и международного рабочего движения. Чернышевский Николай Гаврилович (1828—1889) – русский революционер и мыслитель, писатель, экономист, философ. Кропоткин Петр Алексеевич (1842—1921) – русский революционер, теоретик анархизма, социолог, географ и геолог. «Коммунистический манифест» — «Манифест Коммунистической партии», первый программный документ научного коммунизма, в котором изложены основные идеи марксизма, написан К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1847 г. Кравчинский — Степняк-Кравчинский Сергей Михайлович (1851—1895) – революционный народник, писатель. Мериме Проспер (1803—1870) – французский писатель. «Монт-Ориоль» — роман Ги де Мопассана. «Евгения Гранде» — роман О. Бальзака. «Дикая утка» — драма Г. Ибсена. «Пармский монастырь» — роман Стендаля. Верлен Поль (1844—1896) – французский поэт-символист. Готье Теофиль (1811—1872) – французский писатель и критик, один из основателей «Парнаса», пропагандировал теорию «искусства для искусства». «Роняет лес багряный свой убор…» — Из стихотворения А. С. Пушкина «19 октября». Ге Николай Николаевич (1831—1894) – русский живописец, один из основателей Товарищества передвижников. Эсперанто – наиболее широко распространенный искусственный международный язык, название – от псевдонима создателя проекта Л. Заменгофа – Doktoro Ecperanto (надеющийся). Рекомендуем 1 Комментарий Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1756  чел. Всего просмотров 67 млн. Всего записей 2584 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература

http://azbyka.ru/fiction/povest-o-zhizni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010