Беляев Афанасий Иванович (1845–1921), протоиерей Бенешевич Владимир Николаевич (1874 – расстрелян 1938), профессор Бобров Виктор Никанорович (1864 – не ранее 1929), архитектор Бобровский Василий Владимирович (1874-?), протоиерей Богданов Николай Ефимович, протоиерей Богданов Памфил Миныч (1909–1993) Боголюбский Николай Иванович (1856–1926), протоиерей; уклонился в обновленчество Боголюбский Сергей Николаевич Богоявленский Иоанн Яковлевич (1879–1949; в монашестве с 1947 – Исидор), протоиерей; впоследствии – епископ Богоявленский Леонид Константинович (1871– расстрелян 1937), протоиерей Болотов Василий Васильевич (1854–1900), член-корреспондент Академии наук Бонч-Бруевич Владимир Дмитриевич (1873–1955) Борис (Плотников Владимир Владимирович; 1855–1901), епископ Боярский Александр Иванович (до 1916 – Сегенюк; 1885 – расстрелян 1937), протоиерей; уклонился в обновленчество Братолюбов Андрей Стефанович (1849–1916), протоиерей Братолюбов Василий (расстрелян 1921), священник Будкевич Константин Юлианович (1867– расстрелян 1923), почетный каноник Буфетов Василий Афанасьевич, благотворитель Бычков Сергий Иванович (1882–1952; в монашестве с 1947 – Симеон), протоиерей, впоследствии – епископ В Валамский Иван – пономарь, прапрадед св. митрополита Вениамина Ванчаков Афанасий Михайлович (1858-?) Варлаам (Сацердотский Василий Михайлович; 1896–1941), архимандрит Варнава (Муравьев), иеромонах – см.: Серафим (Муравьев), схииеромонах Варнава (Накропин Василий; 1859–1924), архиепископ Варнава (Росич Петр; 1880–1937), епископ Дебаро-Велесский в 1910–1920; с 1920 – митрополит Скоплянский; с 1930 – Патриарх Сербский Варсонофий (Вихвелин Василий Васильевич; 1863–1934), епископ Варсонофий, св. (Лебедев Василий Павлович; 1871– расстрелян 1918), епископ-священномученик Васильев Александр Петрович (1867 – расстрелян 1918), протоиерей Васильева Ольга Юрьевна, доктор исторических наук Введенский Александр Иванович (1889–1946), протоиерей; уклонился в обновленчество Венедикт (Плотников Виктор Васильевич; 1872 – расстрелян 1937), архиепископ

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

13 июня 1656 г. царь Алексей Михайлович подписал грамоту с повелением «на том острову церковь поставить и монастырь соградить, именуемый Ставрос», что в переводе с греческого означает «крест» (Там же. С. 245). На строительство сразу было выделено 6 тыс. р. Стремясь подчеркнуть значение новой обители, патриарх Никон заказал в Палестине кипарисовый крест-реликварий (см. Кийский крест ), который торжественно отправил из Москвы. «Под звон колоколов всей Москвы» патриарх провожал святыню в далекий путь. К марту 1657 г. крест был установлен в деревянном соборе в честь Воздвижения Креста Господня на Кий-острове. Первые монахи пришли на остров из Сырьинского мон-ря. В кон. XVII в. в К.-О. м. числилось 80 насельников, ок. 200 чел. работников и трудников (Ист. описание. 1903. С. 9). После секуляризации К.-О. м. был объявлен второклассным, вскоре пришел в упадок. В 1884 г. в К.-О. м. проживали 4 чел., в 1917 г.- 9 монашествующих. 9 июля 1854 г., во время Крымской войны, на остров высадились англ. войска, разорившие нек-рые постройки. Кийский крест и др. реликвии монахи предусмотрительно эвакуировали на материк. Строения монастыря, уцелевшие после интервентов, пострадали в 1855 г. от пожара, уничтожившего почти все деревянные здания. Восстановление комплекса К.-О. м., производившееся под наблюдением особой комиссии, затянулось на годы. Деньги на работы были выделены только в 1870 г. (Там же. С. 18). Писатель С. В. Максимов, посетивший Кий-остров в 1856 г., сообщал, что мон-рь беден и существует «весьма незначительными и редкими вкладами Соловецких богомольцев» ( Максимов. 1890. С. 70). Среди немногих паломников, останавливавшихся в монастырской гостинице на Кий-острове в нач. ХХ в., был худож. А. Е. Архипов. В 10-х гг. XX в. островные пейзажи привлекли сев. художника и писателя С. Г. Писахова, картины к-рого хранятся в собрании АМИИ (Инв. 208-ж, 186-ж, 756-ж). В 1921 г. К.-О. м. был упразднен. В годы иностранной интервенции и гражданской войны на Кий-острове дислоцировалась англ. военная база, были сделаны укрепления, установлены дальнобойные орудия. В монастырских помещениях размещался склад боеприпасов и продовольствия. После закрытия К.-О. м. на его территории находилась детская колония (ГААО. Ф. Р-286. Оп. 1. Д. 1018), а в 1924 г.- дом отдыха «Кийский» - 1-е курортное заведение на Севере (принадлежит Федерации профсоюзов Архангельской обл., к-рая является арендатором памятников). В 30-х гг. XX в. добычей камня на Кий-острове занимались заключенные «Сороклага» - строители Беломорско-Балтийского канала. В Крестовоздвиженском соборе, к-рый использовался как клуб, в 1960 г. была построена кинобудка, в алтарной части устроена сцена. Каменный келейный корпус «на погребах» стал хранилищем овощей, в одностолпной трапезной палате устраивали танцы.

http://pravenc.ru/text/1684594.html

В 1909 г. к церкви приписана домовая церковь Морской Учебно-стрелковой команды. После революции храм был приписан к Михайловскому собору Ораниенбаума, а с 9 сентября 1921 г. - к бывшей дворцовой Пантелеймоновской церкви. В 1930 г. храм была закрыли, сбили главы и в течение многих десятилетий использовалась здание использовалось сначала - как склад, затем - как Дом пионеров и городской спортзал. В результате к началу 2000-х гг. здание пришло в аварийное состояние. Постановлением Правительства 527 от 10.07.2001 г. церковь внесена в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге. В 2002 г. был зарегистрирован приход храма св. Спиридония и со 2 апреля 2002 г. в церкви возобновились богослужения, продолжавшиеся на протяжении шести лет. В марте 2008 г. храм был полностью разобран с целью последующего восстановления в виде по состоянию на 1896 г. Информация: Историко-статистические сведения о С-Петербургской епархии. Выпуск 10. Типография Департамента Уделов, 1885. С.31-34 Цитович Г.А. Храмы армии и флота. Историко-статистическое описание в двух частях. Пятигорск. Типо-литография б. А.П. Нагорова. 1913 С. 88-91 В начале XIX ст. в Ораниенбауме было две церкви: Пантелеймона и Троицы. В 30-х гг. здесь стоял лейб-гвардии Волынский полк и имел церковь в доме купца Щукина. Но так как она была очень тесна и для полка неудобна, но начались заботы о построении особого церковного здания. По получении разрешения стали строить церковь, как говорится, на скорую руку. Начатая в 1838 г. церковь была совсем готова к концу года и 12 декабря освящена во имя св. Спиридона Тримифийского, которому празднует Волынский полк. Храм был построен на нагорной части Ораниенбаума, рядом с дворцовым парком, среди казарм. В церковь поставлен был походный иконостас, в котором находился полковой образ св. Спиридона. С переходом полка в Варшаву от церкви остались одни стены. В 1856 г. на место Волынского полка переведен был лейб-гвардии саперный батальон, и церковь была передана ему. Но в 1859 г. батальон был расформирован и в течение двух лет в полковой церкви служил придворный причт. Церковь имела всю необходимую утварь: четыре колокола, полную ризницу золотого глазета и ризницу траурную, напрестольный крест, священные сосуды, кадило и богослужебные книги. Все это в 1864 г. было кем-то украдено.

http://sobory.ru/article/?object=02222

Владела грузинским языком, потом его даже преподавала, обучая желающих в Москве. Окончила в 1914 году в Тифлисе женскую гимназию. Потом последовала учеба в Москве в Археологическом институте и успешное ее завершение в 1916 г. с золотой медалью. Диплом был посвящен проблеме влияния армяно-грузинского архитектурного стиля на домонгольское зодчество Руси. Время было трудное, сложное. Архитектура была не актуальна. В 1917 году поступила на юридический факультет МГУ и завершила учебу в 1921 году. Но и юриспруденция была не в чести в эти годины. Бушевали гражданская война, голод. Пришлось вернуться в Тифлис и поступить на экономический факультет Политехнического института. К этому времени она успела сняться в кино, так как была красива, фотогенична, статна, не просто хорошо двигалась, а владела искусством верховой езды – джигитовкой, изящно танцевала. Съёмки проходили в Грузии и Москве. На кинематографическую стезю привёл её первый муж. Будучи военным, он снимался в батальных сценах (к сожалению, он погиб в 1916 году). В ней бурлила кровь грузино-абхазская и польско-русская, вкупе с еврейской. Её биологическим отцом был потомственный дворянин Георгий Семенович Бенедиктович (родился 25 ноября 1854 года). 28 ноября 1875 года было выдано его родителям свидетельство о том, что Ковенское дворянское депутатское собрание постановило о сопричислении его к признанному в древнем потомственном дворянском достоинстве, что было внесено в шестую часть дворянской родословной книги Бенедиктовичей и утверждено определением Правительствующего Сената. Ее дед Семен принадлежал Савицкой ветви Бенедиктовичей. С 1858 года находился на службе в Тифлисе, был губернским секретарем. У него, кроме Георгия, еще были дети: Александр Семенович – крещен 17 марта 1864 года в Ахалцихском крепостном Успенском соборе, служил в Кутаисской казенной палате Кутаисского казначейства. Илья Семенович – крещен 3 августа 1866 года в том же храме, что Александр, в Ахалцихе. Дочь – Вера Семеновна, рожденная 13.09.1856 года и проживавшая долго в Тифлисе.

http://bogoslov.ru/article/5469864

Вначале на иждивении проживало около 15 человек. В 1856 г., был построен каменный Храм, а при нем богадельня. Храм был подчинен Троице-Сергиевой Лавре, окормляла его братия Лавры. После смерти вдовы Н.Черкасской, похороненной вместе с мужем в церкви, богадельню взял на свое полное обеспечение успешный купец Николай Спиридонов. Он жертвовал собственные средства на содержание богадельни, при нем количество призреваемых увеличилось. Кроме того, здесь была устроена ремесленная школа для девочек из неимущих семей, где их обучали труду. Богадельня стала именоваться Спиридоньевским убежищем для неизлечимых больных. После смерти купца Спиридонова, захороненного в подклети алтарной части Храма, его вдова возвела в 1888 году собственными средствами придел в честь Святителя Николая Чудотворца ( архитектор Н. А. Воскресенский). Освящение придела состоялось 15 октября 1888 года. Вместо деревянных построек ею же возведены три двухэтажных кирпичных корпуса богадельни в псевдорусском стиле (арх. Машков), строительство было закончено уже в начале 20-го века. В 1893 году деревянное крыльцо церкви было заменено каменной папертью со звонницей (архитектор П. П. Зыков-сын). В начале XX века храм получил самостоятельность. С 1908 г. Богадельня руководствовалась в своем управлении Императорским человеколюбивым попечения о бедных обществом (Вел.кн. святая Елизавета Феодоровна, настоятельница Марфо-Мариинской обители). После Октябрьской революции власти стали закрывать домовые храмы, однако богослужения в Троицкой церкви некоторое время ещё были разрешены. Чтобы не допустить закрытия храма, прихожане пытались доказать, что церковь не является домовой, так как она «помещается в здании, совершенно отдельном от богадельни Лениной-Крупской». Обитатели богадельни также направили в Бутырский Совдеп письмо с просьбой не закрывать храм. Тем не менее, 18 октября 1921 года храм был опечатан. В 1923 году храм был окончательно закрыт, богадельня упразднена, ее насельники изгнаны. Настоятель храма и духовник богадельни протоиерей Иоанн Миловидов вместе с семьей репрессирован.

http://sobory.ru/article/?object=04541

Но из всех приведенных нами канонических правил ясно и то, в какой великий грех впали католики, ниспровергнув святые каноны, но позволяющие нам праздновати Пасху одновременно с Пасхой иудейской. Этот грех хулы на Духа Святого, который не прощается Богом ни в сей, ни в будущей жизни. Ведь через святые каноны говорит Сам Бог Дух святый, ибо канонические, как и догматические постановления Вселенских Соборов, выносились согласно со словами Божественного Писания: Изволися Духу Святому и нам (Деян. 15,28). И не для того Божественный Дух совместно с апостолами, Вселенскими Соборами и св. Отцами устанавливал канонические истины, чтобы мы их потом исправляли и отменяли, как будто не совершенные и ошибочные. Такое отношение к св. канонам является совершенно недопустимым и кощунственным. В этом и повинна Римско-католическая Церковь, которая, в прямое нарушение и упразднение канонических правил, праздновала Пасху в 1805,1825, 1853,1854... 1903,1923, 1927 гг. и во многие другие годы одновременно с Пасхой иудейской. Этого мало. Новый стиль заставляет Римско-католическую Церковь идти против Св. Евангелия нарушением хода евангельской истории. Из Евангелия видно, что Христианская Пасха совершалась после иудейской. Но у католиков, в силу новой Пасхалии, не только бывают годы, когда Пасха совпадает с иудейской, но когда она совершается до Пасхи иудейской, как это было в 1839, 1840,1842, 1843,1845, 1849,1850,1856,1891, 1894 и во многие другие годы. А в 1921 г. еврейская Пасха была 10 апреля, а католическая же Пасха праздновалась 11 марта, т.е. почти на месяц раньше еврейской. Но если, в силу канонических оснований, принятие нового стиля во всей его полноте для нас недопустимо, то точно так же недопустимо для православных христиан принятие нового стиля ив компромиссной форме. Этот компромисс в последнее время наблюдается в жизни некоторых Православных Церквей и проявляется в том, что Пасха празднуется по старой Православной Пасхалии, а все непреходящие, неподвижные праздники празднуются по новому стилю. Но такой смешанный календарь не может быть принят православными, так как он влечет за собою нарушение других церковных установлений, о коих говорит наш Устав и которые свято и неуклонно нами должны соблюдаться, поскольку не должны мы выходить из послушания матери нашей Церкви. Новостильники грешны этим непослушанием. Мы так говорим, имея в виду нарушения ими требования Устава касательно неподвижных праздников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2103...

После революции 1917 года поддержка прихода со стороны Русской церкви прекратилась, в 1921 году приход стал самостоятельным, несмотря на попытки советских дипломатов заявить права на здание. В 1924 году приход перешёл под юрисдикцию Константинопольского патриархата. С 1925 по 1936 годы храм служил временной усыпальницей членов греческой королевской семьи — короля Константина I, королевы Ольги, королевы Софии. В настоящее время храм действует в составе Архиепископии Русских Православных Церквей в Западной Европе. http://ru.esosedi.org/ Флорентийский храм — один из выдающихся памятников русского церковного искусства за рубежом. Митрополит Евлогий (Георгиевский), основатель Западноевропейской архиепископии, называл его «самым красивым храмом» своей епархии. Возникновение православного храма на берегах Арно связано как с русской колонией во Флоренции, поначалу состоявшей из состоятельных аристократов-любителей Италии, так и с деятельностью российской дипломатической миссии. В 1818 во Флоренции возникла домовая церковь гр. Бутурлиных, которую обслуживал греческий священник из Ливорно. Другие русские богачи — Демидовы, приехавшие на берега Арно, устроили в 1823 (близ арендуемого палаццо) во имя свт. Николая Чудотворца, куда служить приглашали священников из России. В 1840 эту церковь Демидовы перенесли в имение Сан-Донато в предместье Новоли. Какое-то время она оставалась единственной для русских во Флоренции. В 1845 ее посетил император Николай I с супругой и подарил образ св. цар. Александры. В 1856 убранство этой церкви было обновлено. После окончания наполеоновских войн, в 1815, во Флоренции была вновь открыта российская миссия, при которой девять лет спустя в палаццо Гвиччардини была освящена домовая церковь Рождества Христова. Походный иконостас, созданный в 1790-е и служивший Императору Александру I, и утварь прислали из Петербурга. Иконы написал акад. В. К. Шебуев. Священником назначили иером. Иринарха (Попова), который ранее служил у маркизы Терции, урожд. Голицыной.

http://sobory.ru/article/?object=09348

Употребление еврейского текста, никогда не бывшего в церковном употреблении, означало в его понимании прямое отступничество. «Еврейская Библия к нам нейдет, потому что никогда не было ее в Церк­ви и в церковном употреблении. Поэтому принимать ее значит отступать от того, что всегда было в Церкви, т. е. сдвигаться с коренного основания православия». Феофан вполне признавал нужду в русском переводе, он возражал только против еврейского образца. И синодальный перевод считал поэтому соблазнительным и вредным. « Церковь Божия не знала другого слова Божия, кроме 70 толковников, и когда говорила, что Писание богодухновенно, разумела Писание именно в этом переводе». Об этом он очень резко писал в «Душеполезном Чтении» (1875 и 1876), ему отвечал в «Православном Обозрении» проф. П. И. Горский-Платонов с неменьшей резкостью. Но Феофан не ограничивался критикой. Он предлагал заняться изданием общедоступных толкований Библии по славян­скому тексту (и особенно книг учительных и пророческих), чтобы приучить именно к этому тексту, т. е. к Семидесяти. «Выйдет, что, несмотря на существование Библии в переводе с еврейского, знать ее и понимать и читать все будут по Семидесяти, по причине сего толкования». Проект этот не был осуществлен, сам Феофан издал только толкование на Псалом Сто Осмьнадцатый (сто восемнадцатый). Возникла у него и мысль сесть за перевод всей Библии с греческого, «с замечаниями в оправдание греческого тек­ста и в осуждение еврейского». Это намерение осталось тоже без исполнения... Продолжил дело свт. Феофана проф. Юнгеров… Уже только много позже некоторые книги Ветхого Завета были переведены с греческого казанским профессором П. А. Юнгеровым (1856–1921) (пророки, Псалтирь, Притчи, Бытие, книги неканонические)...» 1 . Итак, зная о сути этого спора, пойдем дальше. Чтобы разобрать аргументы профессора П. Горского-Платонова , для начала нужно углубиться в историю и привести справку о том, что такое перевод семидесяти (точно – семидесяти двух, Септуагинта), что такое еврейский масоретский текст и кто такие масореты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

Ценности: серебряный чеканный крест длиной 9 вершков; Евангелие в полулист, напечатанное в 1694 году, с пятью украшениями из позолоченного серебра чеканной работы; дарохранительница; “риза и фелонь золото-серебряного дородора с разными шелковыми цветами, оплечье белой материи, вокруг и подле обложенное золотою сеткою, крест и звезды из белой парчи на подкладе, крашенном кирпичного цвета…” Почитаемый образ: Иверской Божией Матери, принесенный из Москвы, перед которым каждую пятницу читался акафист. Колокола: 5, самый большой весил 30 пудов. Приход: в 1900-м году в храме было 1262 прихожанина, к нему была приписана деревня Лоскутова, в 10 верстах от города. Священник - протоиерей Павел Васильевич Никулин, 75 лет (1900), имевший набедренник, скуфью, камилавку, наперсный крест, ордена: Св. Анны 3-й степени и за 50-летнюю службу Св. Владимира 4 степени, наперсный крест в память войны 1853-1856 гг. и 2 медали в память императоров Николая I-ro и Александра III-ro. Псаломщик Дмитрий Алексеевич Пырьев, 42 лет, уроженец Тобольской губернии, окончивший Ишимское духовное училище. Национализация имущества: в 1921 г. 100 икон, 6 колоколов и другие предметы. В 1922 г. община заключила договор на аренду церкви. В 1935 г. – Григорианская община. Священник: Павел Иеронимович Игнатьев (1864-1937), окончивший Тобольскую духовную семинарию, за период с 1920 по 1934 годы 8 раз привлекался за " контрреволюционную деятельность " . В 1934 г. после окончания срока ссылки приехал в Тару. Расстрелян в Таре 1 ноября 1937 г. по делу о тарском братстве. Реабилитирован 29 ноября 1956 г. постановлением Президиума Омского облсуда. В 1938 г. 24 июня передана на культурные нужды. В 1943-1944 гг. дважды обращались священники и прихожане с просьбой об открытии православной церкви. 1944 г. 14 октября уполномоченный по делам религии при Совмине СССР по Омской области ответил отказом. В 1940-е гг. размещались музей и архив, здание требовало ремонта. 1970-е гг. - спортшкола. В 1974 г. взят на государственную охрану как памятник республиканского значения постановлением Совета Министров РСФСР Р 624. В 1979 г. в здании открыли краеведческий музей и картинную галерею. В 1988 г. поврежденная шаровой молнией колокольня была восстановлена в упрощенном виде. 1990 г. - храм передали верующим.

http://sobory.ru/article/?object=07876

ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ A.C. 1863-1919. История ЛАТЫШЕВ В.В. 1855-1921. Классическая филология и археология ЛЯПУНОВ A.M. 1857-1918. Прикладная математика. МАРКОВ A.A. 1856-1922. Математика. МАРР Н.Я. 1864-1934. Литература и история азиатских народов. МИЛЛЕР В.Ф. 1848-1913. Русский язык и словесность НАСОНОВ Н.В. 1855-1939. Зоология НИКИТИН П.В. 1849-1916. Классическая филология и археология ОЛЬДЕНБУРГ С.Ф. 1863-1934. Литература и история азиатских народов ПАВЛОВ И.П. 1849-1936. Сравнительная анатомия и физиология РАДЛОВ В.В. 1837-1918. Литература и история азиатских народов РЫКАЧЕВ М.А. 1840-1919. Физика СОБОЛЕВСКИЙ А.И. 1856-1929. Русский язык и словесность СОНИН Н.Я. 1849-1915. Математика СТЕКЛОВ В.А. 1863-1926. Прикладная математика УСПЕНСКИЙ Ф.И. 1845-1928. История и древности русские ФАМИНИЦЫН A.C. 1835-1918. Ботаника ФОРТУНАТОВ Ф.Ф. 1848-1914. Русский язык и словесность ЧЕРНЫШЕВ Ф.Н. 1856-1914. Геология ШАХМАТОВ A.A. 1864-1920. Русский язык и словесность ЯГИЧ И.В. 1838-1923. Русский язык и словесность ЯНЖУЛ И.И. 1846-1914. Политэкономия и наука о финансах   Почетные академики Отделения русского языка и словесности по разряду изящной словесности   K.P. (вел. кн. К.К. Романов). 1858-1915. Поэт КОНИ А.Ф. 1844-1927. Юрист и общественный деятель АРСЕНБЕВ K.K. 1837-1919. Публицист, юрист, земский деятель БОБОРЫКИН П.Д. 1836-1921. Писатель КОТЛЯРЕВСКИЙ H.A. 1863-1925. Литературовед ОВСЯНИКО-КУЛИКОВСКИЙ. 1858-1920. Литературовед и языковед БУНИН И.А. 1870-1953. Писатель   Почетные члены Императорской Академии Наук   Этого почетного звания были удостоены 42 политических и общественных деятеля и ученых, в том числе 13 зарубежных. Среди них были Император Николай II, Великие Князья Г.М., K.K, Н.М. и П.А. Романовы, Король Италии Виктор-Эммануил III, Король Швеции Густав V, Королева Румынии Елизавета, Король Черногории Николай I, Принц и принцесса Ольденбургские, Принц Монако Альберт I, ряд высших государственных сановников Российской империи, например, С.Ю. Витте и др. Из выдающихся русских ученых этого звания были удостоены:

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/08/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010