Большая Пурга. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старая). Покровская церковь; Бывшая церковь Екатерины великомученицы в селе Дебёсы /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1760. В 1854-1855 перевезена в Большую Пургу из с. Дебёсы и переосвящена. Год утраты:приблизительно 1941 Адрес: Россия, Удмуртская Республика, Игринский район, с. Большая Пурга Координаты: 57.528728, 53.486573 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Ещё в начале XIX века в Большой Пурге была часовенка, построенная в 1781 году от дебёсской Троицкой церкви. По указу Святого Синода от 26 мая 1850 года 5456 было разрешено пургинцам отстроить свою «временную» деревянную церковь. Строить её заново мужики что-то не захотели или не смогли, поэтому через четыре года купили у дебёссцев старую деревянную церковь, разобрали её по бревнышку, перевезли и поставили у себя на самом лучшемместе. Деревянная церковь построена в 1854 году на средства прихожан с двумя престолами: первый престол освящен 19 мая 1855 года в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а второй престол освящен 11 июля 1864 года во имя Святого Пророка Илии. Открытие прихода было вызвано дальностью расстояния селений от местного приходского храма с. Дебёсы (30 верст). В состав Большепургинского прихода вошли 17 селений, ранее входившие в приход с. Дебёсы: с. Большая Пурга, поч. Тупал Пурга, поч. Кожой, поч. Беньшур, поч. Итадур, поч. Сепож, поч. Палым, поч. Шишур, поч. Юферевский (Вукобер), поч. Новонолинский, поч. Кедзя, поч. Четкер, поч. Костошур, поч. Чумой, поч. Шорни, д. Шудзялудская, поч. Тыловай. Население прихода в 1850 году: русских – 40 мужчин и 35 женщин; вотяков – 757 мужчин и 781 женщина. В 1900 году в Большепургинский приход (за выделением 15 селений в новые приходы: Тыловайский в 1886 году, Сюрсовайский и Чумойский в 1894 году) входило уже 28 селений: с. Большая Пурга, деревни Малая Пурга, Сеп, Итадур, починки Беляевский, Палым, Ивановское, Беньшур, Митроки, Троицкое, Никольский, Ст. Четкер, Четкер, Александровский, Кедзя, Б Шишур, Новоглазово, Костошур, М. Кожей, Вукобер, Башмаково, Н. Четкер, Кр. Яр, Новолудянский, Губино, Новонолинск, М. Шишур, Сюрсовай.

http://sobory.ru/article/?object=51806

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МУРКОС Георгий Абрамович [Джурджи Муркос; араб.    ] (1846, Дамаск - 14.02.1911, Захле, совр. Ливан), российский востоковед араб. происхождения. Род. в дамасской священнической семье православного шейха Авраама (Ибрахима) Муркоса (1806-1882), близкого к Антиохийскому патриарху Иерофею (1850-1885). Обучался в начальной правосл. школе в Дамаске, весной 1860 г. был отправлен на учебу в богословскую семинарию на о-ве Халки (Хейбелиада) под Стамбулом. Провел в греч. среде ок. 7 лет, благодаря чему в совершенстве освоил греч. язык. По желанию отца М. продолжил образование в России. Принял российское подданство, учился в СПбДС, потом - на фак-те восточных языков С.-Петербургского ун-та. По рекомендации фак-та в 1872 г. был приглашен для преподавания в только что открывшихся «Специальных классах» Лазаревского ин-та восточных языков в Москве. Состоял исполняющим должность экстраординарного профессора по кафедре араб. словесности до 1900 г. Однако, не владея в должной мере европ. языками, М. не мог претендовать на сдачу магистерского экзамена и дальнейшую научную карьеру. Не будучи крупным ученым, М. тем не менее внес заметный вклад в развитие российской арабистики. Ему принадлежит перевод муаллаки (классического произведения араб. доислам. поэзии) Имру аль-Кайса, ряд публикаций в журнале Восточного отд-ния Московского археологического об-ва «Древности Восточные», в т. ч. посвященных восточнохристианской тематике. Г. А. Муркос. Фотография. Нач. XX в. Г. А. Муркос. Фотография. Нач. XX в. Главным трудом М. стал перевод на рус. язык сочинения архидиак. Павла Алеппского , повествующего о поездке Антиохийского патриарха Макария III аз-Заима ко дворам правосл. государей Вост. Европы в сер. XVII в. Это произведение, являющееся вершиной арабо-христ. лит-ры османской эпохи, выступает ценнейшим источником сведений по истории и культуре Молдавии, Валахии, Украины, России, Анатолии и Сирии XVII в. Работа над переводом началась в 1871 г., в 1896-1900 гг. текст вышел в свет в 5 выпусках сер. «Чтения в Обществе истории и древностей российских». М. опирался на доступную ему сокращенную версию, т. н. петербургский список, и восполнял имевшиеся там лакуны по англ. версии более полного лондонского списка (опубл. в 30-х гг. XIX в.). Несмотря на все недостатки, перевод М. остается лучшим и наиболее полным из всех переводов сочинения Павла Алеппского в мировой науке.

http://pravenc.ru/text/2564366.html

Веры, остров. Пещерный комплекс старообрядческого скита на острове Веры озера Тургояк. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Челябинская область, Миасский городской округ, озеро Тургояк, остров Веры Координаты: 55.16126, 60.031783 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В XIX веке на острове располагался старообрядческий скит. До сих пор остров является местом паломничества представителей старообрядческой общины. По легенде, передаваемой местными жителями, начало скитской жизни на острове положила некая Вера, бывшая, по преданию, княгиней. Она прославилась своей подвижнической жизнью, и могила ее почиталась старообрядцами как одна из святынь края. Позже здесь возникла мужская обитель: были устроены небольшая церковь, трапезная, кельи для монахов. С середины XIX в. и вплоть до начала XX столетия самыми известными " австрийскими " (или иначе белокриницкими) обителями на Урале были мужской скит на оз. Тургояк и женский Никольский близ Миасса. По всей видимости, они были основаны старообрядцами еще в XVIII веке как беглопоповские монастыри. В скиту на острове Пинаевом (остров Веры) на оз. Тургояк проживало до 20 иноков. В 1830-1850 гг., в период правления Николая I, государственная политика в отношении старообрядцев ужесточилась, многие церкви, молельни, скиты и монастыри были закрыты либо подверглись разрушению. Поселение на острове Веры из-за труднодоступности просуществовало дольше других, еще около полутора десятилетий, и было обнаружено только в 1859 г. Местные власти несколько раз проводили " выгонки " , однако скит неизменно возрождался. Окончательно он перестал функционировать только в конце XIX в., когда каменный храм был не только сожжен, но и частично разрушен, уничтожены кельи старцев и т.п. В начале 1900-х гг. на острове проживал лишь один из бывших насельников общежительства - старец Пантелеймонов. Первые описания острова Веры появились в начале XX века, когда Тургояк стал популярным местом отдыха представителей местной и столичной интеллигенции. В настоящее время известны три работы этого времени. Две из них - мемуары К.Н. Теплоухова и очерк профессора В.Н. Сементовского, наряду с описанием природы содержат упоминание о развалинах скита и т.н. " пещерах " , в которых жили староверы.

http://sobory.ru/article/?object=26361

Воробьи. Часовня Кирика и Иулитты. Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Кирика и Иулитты Архитектурный стиль: Клетские храмы Год постройки:Между 1850 и 1900. Адрес: Республика Карелия, Медвежьегорский р-н, о. Б. Климецкий, д. Воробьи Координаты: 62.054027, 35.252055 Проезд:от Петрозаводска теплоход " Комета " на Великую Губу до пристани Сенная Губа, от причала пешком на север 9 км или от пристани Кижи на лодке через пролив 2,7 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Часовня Кирика и Иулиты построена во вт. пол. XIX в. на возвышенном месте позади деревни. Поставлена на не высокий подклет. Вход в неё оформлен в виде узкого крыльца. Сруб часовни ниже и уже сруба трапезной и сеней. Каждый из них покрыт самостоятельной двускатной крышей. Над сенями поставлена невысокая восьмигранная шатровая звонница на низком восьмерике. Постройка относится к традиционному типу клетских часовен деревень Заонежья. В 1961-1963 гг. отреставрирована по проекту архитектора А.В. Ополовникова. По материалам музея-заповедника " Кижи " . Относится к типу клетских часовен. Состоит из двух разновременных клетей: молельни (кон. 18 в.) и трапезной с сенями, отделенными перерубом. Над молельней установлена главка, над сенями - восьмигранная колокольня с шатром на девяти столбах. С юга к сеням пристроено крыльцо на консолях. Основной декоративный акцент несет колокольня с ее пикообразными завершениями полиц, подзором и резными столбами. Обследование часовни в 1943 г. выполнено финским исследователем Ларсом Петерсоном, в 1963 г. - А.В. Ополовниковым. По его проекту в 1963 г. осуществлена реставрация памятника. Деревня Воробьи устроилась на открытом склоне холма, спускающегося к озеру. А за деревней, почти на вершине холма красуется часовня Кирика и Улиты. С озера кажется, что она увенчивает маленькое поселение. Без сомнения, часовня - архитектурная доминанта деревушки и вместе с тем это одно из самых скромных строений «Кижского ожерелья». Наиболее старая часть часовни - молельня, имеет совершенно самостоятельный характер и, по мнению некоторых исследователей, первоначально служила амбаром. Западная часть часовни - трапезная с сенями, возможно, была перевезена из другого места и поставлена вплотную к срубу молельни. Так или иначе, но разновременные и разновеликие срубы оказались объединены в новое целое.

http://sobory.ru/article/?object=18940

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЛОСЕЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Голосеевская пустынь. Фотография. Нач. ХХ в. (ГИМ) Голосеевская пустынь. Фотография. Нач. ХХ в. (ГИМ) (Голосеевская пуст.) (Киевская митрополия УПЦ), в г. Киеве (Украина). Основан в 1631 г. как скит Киево-Печерской лавры архим. св. Петром (Могилой) . В скиту были построены храм во имя вмч. Иоанна Нового Сочавского (покровителя рода молдавских господарей Могил), дом архимандрита, неск. келий, хозяйственные помещения, посажены сад и роща. Свт. Петр (Могила) передал в храм частицу мощей вмч. Иоанна; по предположению митр. Московского Макария (Булгакова) в XVII в. пустынь называлась в честь вмч. Иоанна Нового. По инициативе свт. Варлаама (Ясинского) в Г. м. была построена ц. во имя преподобных Варлаама и Иоасафа. При свт. Тимофее (Щербацком) вместо 2 обветшавших церквей был построен деревянный храм, на верхнем этаже к-рого был освящен престол во имя вмч. Иоанна Нового, на нижнем - преподобных Варлаама и Иоасафа. В 1764 г., при архим. Киево-Печерской лавры Зосиме (Валькевиче), была построена деревянная ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Согласно описи 1765 г., в б-ке мон-ря хранилось 68 книг, в т. ч. 2 рукописные. В апр. 1786 г. пустынь была преобразована в 3-классный мон-рь и передана в пожизненное ведение уволенному на покой архим. Зосиме (Валькевичу). Архим. Зосима пристроил к храму в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» придел во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. После кончины архим. Зосимы в 1793 г. мон-рь был обращен в хозяйственный хутор, братия (ок. 12 чел.) переведена в лавру. В 1831 г. митр. Евгений (Болховитинов) возобновил Г. м. как скит лавры. Духовный и хозяйственный расцвет Г. м. в XIX в. связан с деятельностью Киевского митр. Филарета (Амфитеатрова) , к-рый в 1846-1850 гг. построил в обители каменный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы с приделами во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, митрополичий корпус с домовой ц. во имя прп. Иоанна Многострадального, братский корпус, хозяйственные помещения, ограду. В Г. м. перешли стремившиеся к уединению и сугубым подвигам насельники Киево-Печерской лавры. В течение 17 лет в Г. м. каждую весну и лето проводил митр. Филарет вместе с духовником прп. Парфением (Краснопевцевым) . Последний совершал ежедневные богослужения в домовом храме, вычитывал наизусть Псалтирь с Иисусовой молитвой в скиту обители. Он говорил о Г. м.: «Здесь носится дух Преподобных Печерских». Прп. Парфений был похоронен в храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В Г. м. также подвизались преподобные Феофил (Горенковский) , Паисий (Яроцкий) , в 1895-1917 гг.- духовник лавры прп. Алексий Киево-Печерский (Шепелев), окормлявший как братию, так и мирян. Прп. Алексий был похоронен на кладбище Г. м. В 1900 г. в Г. м. был похоронен Киевский митр. Иоанникий (Руднев) .

http://pravenc.ru/text/165289.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКАНОР Никанор (Бровкович), архиеп. Херсонский и Таврическй. Фототипия. 80-е гг. XIX в. Никанор (Бровкович), архиеп. Херсонский и Таврическй. Фототипия. 80-е гг. XIX в. (Бровкович Александр Иванович; 20.11.1827 (по др. данным, 29.11.1826), Могилёвская губ.- 27.12.1890, г. Одесса Херсонской губ.), архиеп. Херсонский и Одесский; религ. философ, богослов, публицист и мемуарист. Сын священника. По окончании Могилёвского ДУ в 1842 г. направлен для продолжения обучения в СПбДС. С 1847 по 1851 г. обучался в СПбДА. Окончил академию первым магистром, был оставлен в ней преподавателем, читал лекции по введению в правосл. богословие и по обличительному (сравнительному) богословию. 16 сент. 1850 г. принял монашеский постриг, 26 сент. того же года рукоположен во диакона, 30 июня 1851 г.- во иерея. В 1856 г. назначен ректором в Рижскую ДС и возведен в сан архимандрита; в 1858 г. переведен в Саратовскую ДС, в 1865 г.- в Полоцкую ДС. С 1868 по 1871 г. ректор КазДА. В 1869 г. ему было присвоено звание доктора богословия за соч. «Разбор римского учения о видимом (папском) главенстве в Церкви, сделанный на основании Св. Писания и Предания первых веков христианства до I Вселенского Собора (включительно)». В 1871 г. рукоположен во епископа и назначен на Аксайскую кафедру викарием Донской епархии. В 1876 г. переведен на Уфимскую кафедру. С 1883 г. епископ Херсонский и Одесский, с 1886 г. архиепископ. Научно-богословские труды По словам Н., вкус к «мыслительной работе» ему привил семинарский преподаватель А. И. Мишин, читавший курсы логики, психологии и философии. «Он,- вспоминает Н.,- имел наибольшее влияние на развитие моего смысла» (Записки. 1907. С. 256). Уже на семинарской скамье Н. задумал написать «Свод религиозно-философских идей», надеясь «согласить философию с православной религией» (Биографические мат-лы. 1900. С. 253). Однако 1-я крупная его работа посвящена сравнительному богословию. По поручению ректора, митр. Макария (Булгакова) , Н. написал соч. «Разбор римского учения о видимом (папском) главенстве...». Работа должна была стать ответом на послание к вост. христианам «In suprema Petri Apostoli sede» папы Пия IX , изданное в 1848 г. и призывавшее правосл. Церкви к унии на условиях признания главенства папы Римского. Сочинение Н. с 1852 г. стало публиковаться частями в ж. «Христианское чтение» (1852. 11. С. 401-436; 1853. 2. С. 115-150; 6. С. 498-522; 7. С. 44-88), а затем дважды вышло отдельным изданием (СПб., 1856-1858. 2 вып.; Каз., 18712).

http://pravenc.ru/text/2565306.html

Самара. Иверский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1860. Архитектор:Н.А. Красько, А.В. Шошин, О.Ю. Глухов (все - восстановление, реставрация) Ссылки:     Адрес: Россия, Самарская область, г. Самара, Волжский пр-т, д. 1 Координаты: 53.200438, 50.099566 Проезд:Остановки " Иверский монастырь " (11,61 маршруты автобуса; 61д,247,261 маршруты маршрутного такси), " Площадь Куйбышева " (24 маршрут автобуса; 24,92,297 маршруты маршрутного такси), " ул. Вилоновская " (5,15,20,20к,22 маршруты трамвая). Изменить описание объекта Вид снизу по течению Волги. Слева от монастыря - кафедральный Храм Христа Спасителя, в монастыре слева-направо церковь Сретения, церковь иверской иконы Божией Матери, старая трапезная церковь, колокольня, ниже - монастырская часовня в Струковском саду; правее - Драматический театр. Фотография начала 1900-х годов, источник - страница humus.livejournal.com/4094860 Валерий Долженко ?? Карта и ближайшие объекты Иверский монастырь, общежительный, в городе Самаре. Основан в 1860 году из существовавшей с 1855 года женской общины. Здесь находится особо чтимая Иерусалимская икона Божией Матери. При монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Самарский Иверский монастырь был центром духовной жизни дореволюционной Самары. Монастырь был воззведён по инициативе граждан Самары, которые в январе 1850 г. вышли к епископу Симбирскому Феодотию с просьбой открытия в Самаре женской общины. К этому времени 38 сестёр выявили желание посвятить свою жизнь иночеству. Община была названа Иверской, исполняя желание елабужской купчихи Екатерины Ивановны Марихиной, которая пожертвовала возведённому храму семейную икону " Иверской " Божьей Матери с ценным золотым покрытием. Открытие монастыря или, вернее, переименование общины в Самарский Иверский монастырь, произошло 21 августа 1860 г. В 1882 г. был заложен камень в тёплый храм имени Иверской иконы Божьей Матери. В 1888 г. храм был освящён, начались службы. В 1879 г. купчихой Параскевой Шибаловой был построен просторный 2-этажный госпиталь для монастыря на каменной основе. 8 сентября 1889 г. в монастыре была открыта приходская школа для девочек и приют для сирот. В 1877 г. настоятельница Антонина, будучи превосходной золотошвейкой, лично приняла участие в шитье Самарского знамени, созданного по инициативе П.В. Алабина. Под этим знаменем русские и болгары боролись за независимость Болгарии с турецким игом, оно стало символом единства славянского народа.

http://sobory.ru/article/?object=02519

Херсонская губерния Николай Дмитриевич Байдак , дворянин, землевладелец родился в 1850 г. в Александрийском уезде. Окончил Киевский унив. по математическому факульт. и институт инженеров пут. сообщ. в СПб. Управляющий Моск.-Виндавской жел. дор. Служил земским нач. в Александрийском уезде, несколько трехлетий был уездным гласным, состоит почетным мировым судьей. Сочувствует партии демократических реформ. Афанасий Михайлович Борисов, крестьянин Елизаветградского уез., родился в 1878 г. Окончил двухклассное министерское уч. и выдержал экзамен на право занятия классной должности в военное время. Состоял уполномоченным в обществе по раздаче продовольственных ссуд. Внепартийный. В члены Государственной Думы избран крестьянской курией. Сергей Тимофеевич Варун-Секрет , дворянин, родился в 1868 г. в Елизаветградском уезде. Учился в гимназии, кадетском корпусе и военном уч. Занимается сельским хозяйств. В 1898 г. был избран уездным гласным, затем губернским, служил председат. елизаветградской уездной земск. упр. Принадлежит к союзу 17 октября. Дмитрий Степанович Горшков , дворянин, 45 лет, получил университетское образование. Земский гласный, внесший свежую струю в губернское земское собрание. Видный деятель партии нар. св., председатель ее елизаветградского комитета. Много поработал на внепартийных и предвыборных собраниях. Редактор закрытой газеты «Голос Юга», одного из лучших провинциальных органов. Член многих местных культурно-просветительных обществ. Принадлежит к партии «Нар. Своб.» Владимир Алексеевич Ильин , родился в Варшаве в 1871 г. Отец его служил в полиции старшим околоточн. надзир. Учился в духовном уч. в Варшаве. Служил в качестве токаря по железу в Николаевских железнодорожных мастерских. В гор. Николаев организовывал кружки и союзы рабочих и был в них казначеем. Называет себя внепартийным социалистом. Иван Христианович Минх, родился в Одесскому уезде, в семье поселян-собственников, бывших немецких колонистов, в 1862 г. Окончил центральное уч. (по курсу-уездн.), занимается сельским хозяйством. С 1900 г. служил волостным старшиной. Внепартийный прогрессист.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/gosuda...

Тяннассилма. Церковь Михаила Архангела. Peaingel Miikaeli kirik Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:1900. Адрес: Эстония, уезд Пылвамаа, волость Пылва, деревня Тяннассилма Tännassilma küla, Põlva vald, Põlvamaa, Eesti Координаты: 58.02791, 26.98917 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь находится в посёлке Тяннассилма. Она была построена в 1850 году. Изначально, церковь была деревянной, её снесли, в 1899 году, построили новую церковь, которую мы можем видеть сейчас. Неподалёку от церкви построили приходскую школу, открытие которой состоялось в 1851 году. Школа была доступна для бедных людей, её открытие повлияло на образование области, а также на церковную жизнь. Деревянная церковь Архангела Михаила была построена на территории казённой мызы Кяхри в 1850-ом году. Здание храма из красного кирпича было возведено в 1900-ом году по типовому проекту. Храм представляет собой симметрическое трёхчастное строение с колокольней и апсидой. Колокольня церкви увенчана восьмиугольным шатром, а на крыше храма расположена башня с небольшим куполом. Изнутри стены отделаны красным кирпичом, а окна снабжены арочными перемычками. В советское время деятельность прихода угасла. Последним приходским священником стал Филимон Таломеэс, который занимал эту должность до 1949-го года, а затем продолжал работу в приходе в качестве попечителя. Приход был закрыт в 1964-ом году. В период с 1988-го по 1998-ой года Пыльваский лютеранский приход использовал церковь Кяхри в качестве вспомогательной церкви. Ремонт церкви финансировался за счёт средств лютеранского прихода. Церковь обзавелась новой оцинкованной жестяной кровлей, водостоками и сточными канавами. 14-го ноября 1998-го года в храме прошло православное богослужение, а здание опять приобрело статус православной приходской церкви. Был полностью заменёно её убранство, обновлённая церковь вновь была освящена в 1999-ом году. Приходским священником стал В.Иваск, который в 2011-ом году являлся попечителем приходов Кихну и Обиница. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=24189

Андрей Николаевич Муравьёв (12.05.1806–30.08.1874) Библейская история Воспоминания Жития святых История Древней Церкви История Поместных Церквей История религий История Русской Православной Церкви Литургика Основы православия Андрей Николаевич Муравьёв Духовный писатель, историк Церкви, паломник и путешественник; драматург, поэт. Биография Родился в семье Николая Николаевича Муравьёва и Александры Михайловны Мордвиновой (1768—1809). Его старшие братья — Михаил, Николай и Александр. Учился у Семёна Раича, в юности переводил «Энеиду» и фенелонова «Телемака». В службе с 5 (17) сентября 1823 года. После военной службы, сдав в апреле 1828 года экзамены при Московском университете, в августе того же года был определён в ведомство Коллегии иностранных дел. Во время Русско-турецкой войны 1828—1829 годов в Шумле познакомился с А. С. Хомяковым. В 1833 году был определён обер-секретарём в Святейшем синоде при обер-прокуроре С. Д. Нечаеве; летом 1836 года сыграл важную роль в смене его на графа Н. А. Протасова). С 1836 года — камергер российского императорского двора и почётный член Императорской академии наук. С 1842 года — член общего присутствия в Азиатском департаменте МИДа. В начале 1850-х переехал в Москву, поселившись во флигеле Останскинского дворца у Дмитрия Николаевича Шереметева. В 1854 году получил знак отличия за XXV лет беспорочной службы; с 17 (29) апреля 1855 года — действительный статский советник. Его хлопотами келия афонского Ватопедского монастыря близ Кареи (первоначально была местом жительства на покое Вселенского Патриарха Афанасия Пателлария) в 1849 году была преобразована в самоуправляющийся скит с русскими насельниками; в 1867 году там был заложен собор во имя Андрея Первозванного (освящён в 1900 году). Посетив в 1850 году пришедший в полное запустение бывший монастырь Новый Сион в Мирах (селение Демре округа Каш в Анатолийской Турции), где до 1087 года покоились мощи святителя Николая Чудотворца, инициировал работы по его восстановлению и возможному устройству там русского монастыря; впоследствии активное участие в проекте принимали граф Николай Игнатьев и Василий Хитрово. Его сочинения стали первыми на русском языке книгами духовного содержания, получившими распространение в среде высшего общества. Исследовал и ввёл в научный оборот судебное дело Патриарха Никона. Выйдя в отставку в 1866 году, поселился в Киеве, близ Андреевской церкви. В 1869 году вернулся на государственную службу в качестве директора Санкт-Петербургского попечительного о тюрьмах комитета. Умер в Киеве, погребён в крипте Андреевской церкви. Считался другом митрополита Московского Филарета (Дроздова), имел репутацию знатока и блюстителя богослужебного устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010