Селечня. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Приход Покровской церкви упоминается с 1628 года. В 1670-1722 годы упоминается церковь Флора и Лавра (ГАБО, фонд 2899, опись 1, дело 96, лист 207). В 1746 году упоминается устройство храма в колокольне при церкви (ГАБО, фонд 2899, опись 1, дело 99, лист 120). В 1752 упоминается, что прежде была деревянная церковь во имя Покрова. Метрические книги в церкви с 1781 года. В 1847 году на средства прихожан окончена строительством, начато в 1836 году, церковь с колокольней. Новая церковь также во имя Покрова Богородицы. Тогда же был освящен придел в честь пророка Илии. Южный придел в честь Казанской Божией Матери, был устроен в 1872 году. Северный придел во имя Святого Николая устроен в 1871 году. В 1882-1885 годы устроена каменная ограда. Метрические книги: 1838-1843, 1844-1847, 1848-1849, 1850-1852, 1856-1859, 1860, 1860-1863 годы. В 1900 году земли церковной 66 десятин (ГАБО, фонд 249, опись 1, дело 223, листы 170, 204). Документы о закрытии церкви 1930 года (ГАБО, фонд 89, опись 1, дело 481, лист 41; ГАБО, фонд 89, опись 1, дело 467, лист 13). Признана памятником культуры.  Населенные пункты Брянского края: энцикл. слов./[сост. О. Р. Вязьмитин]. — Изд. 2-е, доп. и испр. — Брянск: Белобережье, 2012 Строительство церкви было начато в 1836 году и продолжалось до 1847 года (по другим данным до 1854 года). Здание храма каменное, выстроено в стиле классицизма. Церковь построена вместо прежней деревянной, но на новом месте. После открытия каменной деревянная была продана в другое село. Постройка велась на средства прихожан. В 1871 и 1872 гг. церковь была расширена за счет пристройки двух приделов. В 1882 году вокруг храма была возведена каменная ограда. В начале XX века церковь стала отапливаться пневматическим устройством печей. С 1934 года церковные службы прекратились, в 1938 году церковь официально закрыли. В период бездействия завершения купола и колокольни были утрачены, разрушены боковые портики.

http://sobory.ru/article/?object=11708

Сергиев Посад. Черниговский скит. Собор Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери. Черниговский собор, Гефсиманский собор Автор: Архиповы Маргарита и Владимир Снято: 24 февраля 2013 Добавлено: 4 марта 2013 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты    Идея воздвижения над Пещерами ныне существующего в ските каменного храма в честь Черниговской иконы Пресвятой Богородицы принадлежит игумену Даниилу и была осуществлена по проекту, представленному архитектором Николаем Владимировичем Султановым (1850 - 1908 гг.). В деле принимали участие сам игумен Даниил, ризничий Троице-Сергивой Лавры архимандрит Афанасий, помощник лаврского эконома иеромонах Геннадий, заведующий пещерной обителью иеромонах Нектарий, а также многочисленная скитская и пещерная братия. Храм планировался просторным, в стиле русской архитектуры второй половины XVII века.    Гефсиманский скит не имел средств на строительство столь роскошного храма и, поэтому, пришлось обратиться к благотворителям. Не остались равнодушными и откликнулись на просьбу потомственный почетный гражданин Сергей Павлович Патрикеев, купец Михаил Васильевич Моргунов, княгиня Елена Петровна Черкасская, крестьянин Владимирской губернии Даниил Васильевич Киселев и многие другие...     28-го сентября 1886-го года, над Пещерами состоялась торжественная закладка будущего храма, которую совершал митрополит Московский Иннокентий (Руднев, 1826 - 1900 гг.).     Вскоре храм был отстроен. Его украшали два придела: во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, сооруженный на средства княгини Черкасской и освященный в 1889-м году митрополитом Иоанникием, и во имя Пророка Божия Илии, построенный благодаря вкладам купца И.В. Патрикеева и освященный в 1890-м году. Кроме того, иждевением той же княгиги Черкасской, был устроен пещерный храм во имя Антония и Феодосия Киево-Печерских, где она,впоследствии, и была погребена.     Наконец, 26-го августа 1893-го года, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, был освящен главный придел скитского храма - в честь Черниговской иконы Пресвятой Богородицы. Чин освящения совершал епископ Дмитровский Александр (Светлаков), управлявший в те годы Московской епархией.     Храм получился весьма красивым, и не только снаружи, но и внутри. Он оказался довольно вместительным, светлым, с роскошным металлическим иконостасом, выполненным на средства купчихи А.И. Осиповой; везде прекрасная настенная живопись в стиле XVI века - труд иконописца Н.М. Сафонова; пол выложен мозаикой с узором. По богатству украшений, своей красоте и художественному уровню отделки Черниговский храм принадлежал к числу самых знаменитых храмов России.

http://sobory.ru/article/?object=14750

Томск. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты До 1845 г. как такового, кафедрального храма в Томске не было. Его функции исполняла Богоявленская церковь. Епископ Томский Афанасий (Соколов) выступил инициатором строительства соборного храма. 3 июня 1845 г. состоялась торжественная закладка собора и строительство началось. 26 июля 1850 г., когда здание вчерне было почти готово, главный купол собора, а с ним вместе 4 арки обрушились. Работы возобновились только в 1858 г., но за истощением средств, в 1861 г. снова были прекращены. Вновь строительные работы возобновились в 1885 г. Строительство собора было закончено по первоначальному плану в 1900 г. В том же году состоялось торжественное освящение кафедрального собора. Храм поражал своим величием. Был выстроен из камня, с каменным подвальным этажом, куполом и четырьмя башнями-колокольнями, главы и кресты купола и башен вызолочены. Своими формами храм напоминал Введенскую церковь, лейб-гвардии Семеновского полка в Санкт-Петербурге, построенную по проекту К.А.Тона. Троицкий собор имел три придела. Главный был освящен в честь Святой Троицы, а боковые – во имя свт. Николая и св. благоверного князя Александра Невского.  Приписными к собору числились следующие церкви: 1) Кладбищенская в Томске в честь Вознесения Господня, построена в 1810, каменная. 2) На заимке Пудовиковых в 3 в. от Томска, деревянная, во имя Св. Архидиакона Стефана, построена в 1856. 3) Часовня в Томске у дальнего ключа. После 1917 г. все эти храмы были разрушены.  В 1914 г. Святейшим Синодом был утвержден штат для Троицкого собора: кафедральный протоиерей, ключарь, 2 священника, протодиакон, 2 диакона, 2 иподиакона и 2 псаломщика. Известно, что в 1914 г. в храме служили: протоиерей Петр Андреевич Мстиславский, протоиерей Иоанн Алексеевич Беневоленский - ключарь собора, протоиерей Ксенофонт Яковлевич Васильков, священник Константин Владимирович Лебедев, священник Николай Ильич Благовестов, протодиакон Симеон Иванович Александров, протодиакон Андрей Николаевич Буторин, диакон Тимофей Яковлевич Астафьев, диакон Александр Алексеевич Владимиров, псаломщик Николай Евграфович Хрущев, псаломщик Павел Петрович Красивский.

http://sobory.ru/article/?object=23535

Фоминская (Васютинский погост, Дьяконцы). Церковь Илии Пророка. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Илии Пророка Год постройки:1710. Адрес: Архангельская обл., Верхнетоемский р-н, местность Лахома (Новая Вершина) Координаты: 61.952701, 45.863672 Проезд:церковь находится на месте исторического Васютинского погоста, на правом берегу р. между деревнями Фоминская и Степановская Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Вершинская Ильинская церковь О храме на реке Ерге Сольвычегодского уезда сохранились лишь чрезвычайно скудные сведения. В «Церковно-историческом и статистическом описании церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии за 1854 год» читаем: «Церковь находится в 50 верстах от реки Двины на правом берегу оной при вершине речки Ерги. По какому случаю церковь восприяла свое первоначальное существование, это неизвестно. Из документов видно, что холодная Ильинская церковь построена в 1710 году, а теплая сгорела в 1844 году, на место которой в 1850-м году построена новая - обе деревянные. В приходе имеются три деревянных креста, поставленные издревле усердием прихожан на разных местах, в память избавления от скотского падежа». Согласно клировым ведомостям за 1900 год, храм был возведен в 1710 году в селе Ержская Вершина (село получило название по речке, на котором оно находилось) и освящен во имя великомученика Георгия. По всей вероятности, здесь название указано ошибочно, но именно под таким посвящением храм упоминается в дореволюционных трудах Тем не менее, среди нескольких упоминаний в работах более позднего времени она снова стала именоваться Ильинской Большинство исследователей считали ее одним из самых простых сооружений среди ярусных церквей В самом деле – по своей конструкции Ильинская церковь представляет собой двухъярусную постройку «восьмерик на четверике». В это время уже существовали ярусные храмы с двумя восьмериками на четверике (церковь Иоанна Богослова на реке Ишне близ Ростова Великого, 1687 год). Немного позже появляются и получают большое распространение церкви с тремя восьмериками (Тихвинская церковь в городе Торжке, 1717 год; церковь Николая Чудотворца из села Высокий Остров Новгородской области, 1765 год; Афанасьевская церковь в селе Верхняя Кокшеньга Архангельской области, 1798 год и т.д.).

http://sobory.ru/article/?object=16731

Малые Ляды. Ляданский Благовещенский монастырь. Ляденский монастырь Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1792. Адрес: Ляденский Свято-Благовещенский мужской монастырь находится в деревне Ляды Смолевичского района Минской области, расположен примерно в 45 км от Минска. Координаты: 53.791008, 28.088414 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Благовещенский Ляданский монастырь, 3 класса, в местечке Ляды, в 27 верстах от города Игумена. Основан в XVII веке униатами; преобразован в православный в 1842 году. Каменный храм, построенный в 1794 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, возобновлен в 1900 году. Здесь находится местно чтимая Ляданская икона Божией Матери, представляющая собой копию Жировицкой чудотворной иконы Богоматери. При монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Ляданский Свято-Благовещенский мужской монастырь В начале XVIII века жена Минского воеводы Завиши Тереза Тышкевич, страдавшая тяжелой болезнью и получившая исцеление от чудотворной Жировичской иконы Божией Матери, в знак благодарности подарила копию иконы ляданскому храму. Многочисленные чудеса, происходившие по молитвам перед списком Жировичской иконы, побудили семью Завишей в 1732 г. построить новую церковь вместо обветшавшей и основать при ней базилианский монастырь. К концу XVIII в. Ляданский монастырь владел угодьями и капиталом, обеспечивающими ему нормальное существование и возможность начать новое строительство. На монастырские средства и пожертвования тех же Завишей в 1794 г. при настоятеле иеромонахе Иулиане Шуйском была построена каменная церковь, а каменный монастырский корпус возводился с 1811 г. и приобрел нынешний вид к 1850 г. при настоятеле архимандрите Иоасафе. При монастыре была основана обширная богадельня, а в 1809 г. по инициативе настоятеля иеромонаха Мелетия Сержбутовского открыто и им же возглавлено четырехклассное духовно-светское училище с правами уездного, в котором воспитывались и обучались дети духовенства, дворянского и других сословий.

http://sobory.ru/article/?object=08229

Ниловка. Нилова пустынь. /// Объект утрачен Деревянный монастырь.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → ) ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1845. Год утраты:приблизительно 1930 Адрес: Россия, Республика Бурятия, Тункинский район, д. Ниловка Координаты: 51.69285, 101.679943 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Нилова пустынь. Вид с возвышения: на р. Ехэ-Угун, на гору, с которой вытекает горячий источник, и на дом с ванными. С другой стороны этой же горы вытекает холодный, тоже целебный ключ (оригинальная подпись под фотографией) Т. 1 июня 1900 Карта и ближайшие объекты У поселка Ниловка длинная и интересная история. Впервые на лечебные минеральные источники обратил внимание пристав Черепанов аж в 1830 году. Но только через 10 лет они были исследованы по приказу губернатора восточной Сибири. Чтобы его жена могла проходить там лечение, были сооружены первые постройки. В 1845 году их передали в дар архиепископу Нилу, который решил основать в этом месте монашескую пустынь. В 1850 году была построена церковь. Чтобы обратить живущих неподалеку бурят в православную веру, богослужения проводились на их родном языке. Курорт стал популярным местом отдыха у сосланных в Сибирь декабристов. С 1851 года Николаем I утверждено Положение о “заштатной мужской пустыни”. Нил Нерчинский трудился над процветанием источника, но после его перевода в Ярославль местность пришла в упадок. 1890 год — Иркутское горное управление отправляет Владимира Обручева на изучение нашумевших источников, до самой революции никто больше не занимается развитием Ниловой Пустыни. Лишь после пожара в 1930 году, уничтожившем все деревянные постройки, районная власть начала заново отстраивать Сибирскую здравницу. Во время Великой Отечественной войны Нилова Пустынь принимала раненых солдат. К 1953 году Нилова Пустынь начала напоминать курорт: больные стали проходить медицинское обследование, была организована водолечебница.

http://sobory.ru/article/?object=36712

Покровский Шиханский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Покровский Шиханский женский монастырь был основан как мужской в XIX веке, в советское время был разрушен. Возрождение монастыря началось в 2007 году с постройки храма преподобного Сергия Радонежского. Содержание История [ править править код ] На горе Шихан в конце 1850-х годов с разрешения тогдашнего правящего епископа Пензенского Варлаама поселился старец Сергий Полянский с двумя иноками. В 1866 году была освящена небольшая деревянная Покровская церковь, но уже в конце 1860-х годов место опустело почти на два десятилетия. Разрушенный Троицкий собор Шиханского монастыря В 1882 году решили попытаться возродить обитель, но уже как женскую. Вскорости собралось 8 сестер, была организована богадельня. В 1890 году по указу Святейшего Синода богадельня была преобразована в женскую общину в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1893 году - в Покровский общежительный монастырь. В 1890-1905 годах был построен десятиглавый каменный собор во имя Святой Троицы, появились пять двухэтажных деревянных корпусов, флигель, кельи и хозяйственные постройки, дома для притча, просфорная, пожарный сарай, водопровод с водокачкой, конный и скотный дворы, сад, огород, пасека, пруд с мельницей. В конце 1900-х годов построили гостиницу. В обители подвизались преподобномученицы Елена (Асташикина) и Ева (Павлова). В 1937 году обитель закрыли, разрушив все постройки. Монахини, насильно изгнанные из монастыря после его закрытия, ежегодно приходили на гору в день Сошествия Святого Духа, приходили, чтобы помолится на месте разрушенной обители, на фундаменте Троицкого собора. Чтобы люди не забывали дорогу к святому месту, на пути устанавливали кресты, по которым ориентировались паломники. Кресты ломали, но на их место неизменно устанавливались новые. К началу 1970-х годов от монастырских построек не осталось ничего. Сергиевский храм В 1993 году в память о монастыре на Шихане установили памятный знак. Главным инициатором возрождения святого места и историографом обители стал благочинный Никольского района, настоятель Никольского собора города Никольска протоиерей Владимир Кознов. Ему удалось собрать не только богатые исторические сведения и фотографии, но и иконы, и церковные предметы, которые сохранили и передали ему старые монахини и селяне.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_Ших...

святитель Мелетий (Якимов) (11.11.1835–27.01.1900) Миссия Речи святитель Мелетий (Якимов) Епископ Рязанский и Зарайский, святитель, миссионер и подвижник, просветитель Сибири, «апостол якутов». В миру Якимов Михаил Козьмич, родился 29 октября 1835 года в с. Нема (Введенское) Нолинского уезда семье священника Вятской епархии Космы Павловича Якимова (+ 18 октября 1837 года). В первые годы своего детства, лишившись отца, он вместе с другими детьми-сиротами остался на попечении матери, испытывая, конечно, все тяжелые условия сиротской жизни. Несмотря на бедность и слабость здоровья, в 1850 году с большим успехом прошел курс Елабужского духовного училища и окончил в 1856 году Вятскую духовную семинарию. Стремясь к уединенной жизни, он не захотел продолжать учение в высшей богословской школе, но непосредственно, по окончании семинарии, поступил в число братии Вятского Успенско-Трифоновского монастыря, где 28 (26?) марта 1857 года был пострижен в рясофор без перемены имени и определен сначала проповедником и библиотекарем, а затем (с 1 сентября) учителем по священной истории и нотному пению и надзирателем в Вятском духовном училище. В таком скромном звании монастырского послушника, учителя и воспитателя духовного юношества молодой рясофорный инок оставался более года, пока советы его товарища-друга (впоследствии кафедрального протоиерея в Вятке Ф.Г. Кибардина) не привели его к решимости продолжать далее богословское образование в академии. 16 августа 1858 года он поступил в Казанскую духовную академию, где 1 февраля 1859 года был пострижен в монашество с именем Мелетия, а 16 марта того же года рукоположен во иеродиакона епископом Никодимом. 9 декабря 1861 года из высшего отделения академии, еще не окончившего 4-й курс, его сослали (уехал 31 марта 1862 г.) в Посольский Преображенский монастырь (на Байкале) для участия в деятельности миссии в наказание за служение " политической панихиды " по Бездненским крестьянам, убитым при усмирении их волнения. Смиренно и безропотно покоряясь воле Божией, он отправился в маловедомую суровую страну Сибири с верой в свое призвание и христианской решимостью служить вверенному ему делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Бобров) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Успенская церковь была построена в конце 1850-х годов. Построил храм бобровский купец Алексей Иосифович Медведев на собственные средства. Перестроена в 1890—1900 годах. Долгое время Успенская церковь была единственной из сохранившихся городских церквей Боброва и района. С 1983 года поставлена на охрану как памятник истории и архитектуры. Содержание История [ править править код ] Небольшие провинциальные города всегда хотели походить на столицы. А в столицах в 1830-1860-е годы церкви строились в «русско-византийском» стиле, наиболее известным образцом которого стал храм Христа Спасителя в Москве. Архитектура Бобровской Успенской церкви была заимствована из изданного в 1839 году альбома столичного архитектора Константина Тона, «высочайше одобренного» для «построения православных церквей». Чертежи Бобровской церкви были сделаны в Департаменте Проектов и Смет в Санкт-Петербурге и «высочайше утверждены в постройке» 28 ноября 1857 года. Построил церковь на свои средства Бобровский купец Алексей Иосифович Медведев. Так в городе в 1863 году появилась уменьшенная копия столичных храмов. Кубовидный нижний объем Успенской церкви, в отличие от «образцов», приземист. Его венчает крупная центральная глава с уплощенным луковичным куполом (по проекту купол должен был быть гораздо выше) и небольшие, широко отставленные глухие угловые главки. Русско-византийский стиль многое перенял из русской архитектуры XVI-XVII веков: луковичное пятиглавие, кокошники, перспективные порталы, колонки, членящие фасады на прясла. Все это было использовано в декоре Успенской церкви и ее надвратной колокольни, хотя и массивном, тяжеловесном, «провинциальном» варианте. До революции храм не был приходским. В нем не совершались регулярные богослужения, не венчали, не крестили. Это был лишь кладбищенский храм-часовня. В Боброве было два прихода, куда ходили молиться граждане города: Никольский собор и Троицкий храм (заложен в 1874 году, освящен в 1908 году).

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Успения_П...

Удальцовская. Часовня Илии Пророка. Ильинская часовня Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Илии Пророка Год постройки:приблизительно 1850 - 1900. Адрес: Вологодская область, Верховажский район, Коленгское с/п, д. Удальцовская Координаты: 60.727176, 42.788438 Проезд:В Верховажье по мосту через Вагу, за мостом налево, около 30км, далее по указателям на Коленьгу. Перед въездом в Нижнюю Коленьгу (д. Ногинская) поворот направо и около 8 км песчаной дороги до моста через Коленьгу. Далее налево и еще около километра. Со стороны Тарноги по указателю на Феклуху, после Феклухи должен быть поворот направо ( дорога тоже песчаная) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Часовня в Удальцовской законсервирована. Будет ли реставрация? В Коленгском сельском поселении завершился очередной этап восстановления деревянной часовни Илии Пророка. 10 дней там трудились добровольцы из проекта «Общее дело». Деревня тоже ждала... «Сначала мы находим часовни, храмы, упоминания о них в каких-либо источниках. И едем на место смотреть – это называется исследовательская экспедиция – первый этап нашего начинания, – рассказывает один из добровольцев Елизавета Масленникова. – Мы смотрим на удалённость объекта, на состояние проезжей части, самого храма, какой объём работ необходимо выполнить, какие нужны материалы, сколько человек потребуется и где они могут остановиться…» Второй этап начался 21 июня с информации в группе «Возрождение храмов Верховажья. Общее дело» соцсети «ВКонтакте». Там появился пост следующего содержания: «Уважаемые друзья!!! Открыт набор добровольцев в экспедицию в Вологодскую область «ВЕРХОВАЖЬЕ 2». Проект «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». Экспедиция с 14 по 25 июля. Деревянные часовни в деревнях Удальцовская и Григоровская Верховажья срочно нуждаются в консервационных работах. Объект часовня Илии Пророка в деревне Удальцовская. 1850-1900 годов. Объект часовня Илии Пророка в деревне Григоровская. 1856 год. Запланированные работы: обследование, фотофиксация, видеофиксация; покос травы по периметру часовен; наведение порядка внутри часовен, разбор завалов; стирание надписей; доставка строительных материалов; устройство консервационной кровли на часовнях. Проживание: в доме или палатках. Помимо работ вас ждут живописные места, «белые ночи», культурная программа, экскурсии, 21 июля крестный ход».

http://sobory.ru/article/?object=21242

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010