Пятидесятилетний юбилей педагогической деятельности смотрителя Переславского духовного училища протоиерея Александра Иоанновича Свирелина. 21.IX.1850–1900. Источник 21 сентября 1900 г. исполнилось 50 лет духовно-учебной службы Смотрителя Переславского духовного училища протоиерея отца Александра Ивановича Свирелина, а 24 того же месяца был торжественно спразднован этот редкий в истории духовных школ юбилей. Еще в феврале месяце 1900 г. духовенство Переславского училищного округа, быв на очередном окружном съезде, осведомившись о приближении знаменательного в жизни отца Смотрителя дня, постановило: почтить его поднесением иконы Святого Благоверного князя Александра Невского, как небесного покровителя отца Александра, и испросило разрешение на празднование юбилея у Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Владимирского и Суздальского. Когда журнал округа по сему предмету был утвержден и Владыка благоволительно отнесся к желанию духовенства, по округу объявлена была подписка, давшая изрядную сумму, на которую и приобретена была икона Святого Благоверного князя Александра в сребро-позлащенной ризе, изящной работы, художественного письма, в дорогом кивоте. Время шло быстро, юбилей приближался: на страницах Епархиальных Ведомостей было объявлено, что юбилейное торжество переносится с 21 сентября на 24, на воскресный день. К означенному времени, по постановлению съезда, прибыли в г. Переславль депутаты от духовенства: Председатель бывшего съезда протоиерей В. Товаров и делопроизводитель священник Н. Флоринский . Накануне торжества было совершено Всенощное бдение с литией, в самый же день Божественная Литургия совершена была собором 7 священников во главе с юбиляром, при пении соборных певчих. По звону к Литургии 2 протоиерея пошли в квартиру отца Смотрителя и пригласили его к участию в службе в столь знаменательный день его жизни; на пороге храма отец Протоиерей был встречен остальным собором духовенства, приготовившегося к служению. Как только юбиляр приложился к Животворящему Кресту, Протоиерей В. Товаров приветствовал его следующими словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Маркелл (Попель), еп. Полоцкий и Витебский. Фотография. Ок. 1900 г. (Попель Маркелл Онуфриевич; 29.12.1825, с. Медуха Бережанского окр., Австро-Венгрия (ныне Галичский р-н Ивано-Франковской обл., Украина) - 29.09.1903, С.-Петербург), еп. Полоцкий и Витебский. Род. в дворянской семье греко-католиков. Был женат на Клименте Федоровне (урожд. Еловецкая; 1864), имел 2 сыновей. Окончил униатскую классическую гимназию при Бучачском василианском мон-ре. Получил полное богословское образование (обучался во Львовском, затем в Венском ун-тах). Также закончил 8-й класс философских наук в Черновицком ун-те. Во Львове под влиянием преподавателя свящ. Павла Леонтовича написал свои первые театральные пьесы и драмы. В 1849-1850 гг. работал учителем естественных наук во Львове. 20 дек. 1850 г. Попель был рукоположен во иерея, в 1850-1851 гг. служил в Бучаче, в 1850/51-1859 гг.- в Тарнополе (ныне Тернополь). С 1852 г. занимал должность законоучителя в Тарнопольской гимназии, с 1859 г. был учителем укр. языка во Львовской академической гимназии. В тот период Попель принимал деятельное участие в светской литературной жизни. Печатался в русской львовской газ. «Зоря Галицкая», в частности, в 1853 г. опубликовал трагедию «Немира» (перевод с нем. языка произведения неизвестного автора) и исследование о певце Бояне, персонаже «Слова о полку Игореве». Тексты Попеля печатались и в газете галицких русинов «Вестник», издававшейся в Вене. С янв. 1861 г. движение галицких русинов при поддержке основателя «русофильского» движения в Галиции М. Качковского стало издавать газ. «Слово» (Львов), редакторами к-рой были известные прорус. деятели Б. М. Дедицкий и В. М. Площанский. В этой газете Попель публиковал статьи в поддержку делатинизации униатских обрядов, при этом ссылался на незыблемость постановлений т. н. Замойского Собора униат. Церкви (1720), проходившего в г. Замостье (ныне Замосць, Польша). В результате униат. Львовский митр. Григорий Яхимович в 1862 г. создал комиссию по очищению униат. обрядов от лат. элементов. Членом комиссии стал и Попель. В 1862-1863 гг. Попель издавал учебники (гл. обр. переводные с латыни, с нек-рыми изменениями и дополнениями самого переводчика, в частности, с обоснованием необходимости делатинизации униат. богослужения) на средства об-ва «Галицко-русская матица» в типографии Ставропигийского ин-та во Львове. Однако учебники Попеля не пользовались спросом, общество оказалось в больших долгах. В 1864-1865 гг. Попель издавал во Львове независимую «церковно-литературную» газ. «Heдiля».

http://pravenc.ru/text/2562314.html

Творишичи. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь Георгия в селе Творищичи известна с начала XVII в., нынешняя Преображенская церковь построена, согласно существовавшей на северной стене надписи, в 1850-1858 гг. на средства помещицы В. Безобразовой, в 1890-1900 гг. сооружена колокольня. Оригинальный храм в эклектико-романтической духе. Уникальное убранство интерьера (имитация горы Фавор) аналогично существовавшему в несохранившемся монастыре Вифании близ Троице-Сергиевой Лавры. Иконостасы относятся к рубежу XIX-XX вв., иконы – к XX в. В советское время действовала. Церковь Преображения расположена на окраине села Творищичи, на небольшом возвышении над долиной реки Судость. Известно, что в начале 17 столетия на этом месте стояла деревянная церковь в честь св. Георгия. Что касается нынешней Преображенской церкви, то она была сооружена в 1818 году при поддержке известной местной помещицы Варвары Безобразовой. На строительство Преображенской церкви ее подвигла потеря - смерть близких. Личная трагедия помещицы Безобразовой отразилась на виде церкви, возведенной на ее средства. Этот бескупольный храм с небольшой главкой для установки креста стал символом вдовства. В 1893 году к церкви Преображения пристроили колокольню и каменную трапезную. Колокольня находится примерно в шести метрах от храма и выполнена в несколько другом архитектурном стиле. Сегодня Преображенская церковь известна благодаря своему уникальному алтарю, который расположен на макете горы Фавор, на которой, согласно евангельской легенде, произошло Преображение Господне. Творишичи известна с начала XVII века, нынешняя Преображенская церковь построена, согласно существовавшей на северной стене надписи, в 1850-1858 годы на средства помещицы В. Безобразовой, в 1890-1900 годы сооружена колокольня. Оригинальный храм в эклектико-романтической духе. Уникальное убранство интерьера (имитация горы Фавор) аналогично существовавшему в несохранившемся монастыре Вифании близ Троице-Сергиевой Лавры. Иконостасы относятся к рубежу XIX-XX веков, иконы – к XX веку. К сожалению, варварская борьба с " дурманом народа " в прошедшие годы уничтожила скульптурное украшения фасада - профильный портретный барельеф устроительницы храма В. Безобразовой.

http://sobory.ru/article/?object=00683

Архитектор Василий Антонович Косяков Василий Антонович Косяков (24 июля (5 августа) 1862, Санкт-Петербург — 5 сентября 1921, Петроград) — русский архитектор (гражданский инженер), художник, педагог, директор Института гражданских инженеров (1905—1921), мастер русского и русско-византийского стилей, строитель соборов в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Петергофе, Либаве, Астрахани, Батуми. Косяков проектировал в византийском и русском стиле. В большом количестве он строил церкви и в куда меньшем — доходные дома. Это было необычно, так как в Институте гражданских инженеров архитекторов готовили для создания дешёвых построек массового назначения. Косяков же создаёт преимущественно уникальные проекты церквей. Первый реализованный самостоятельный проект — церковь Милующей Божией Матери в Галерной гавани . Косяков ввёл в строительную практику ряд передовых планировочных и конструктивных новшеств. В 1888 году архитектор впервые применил в церкви Милующей Божией Матери (Галерная гавань, Санкт-Петербург) тип однокупольного византийского храма с четырьмя апсидами (конхами), впервые предложенный Д. И. Гриммом и Р. И. Кузьминым в 1850-х гг. Этот тип получил дальнейшее развитие в творчестве Косякова. Например, в 1895—1902 гг. им был построен собор Владимира равноапостольного в Астрахани, а в 1906—1908 гг. — Казанская церковь в Воскресенском Новодевичьем монастыре. Косяков одним из первых среди петербургских архитекторов применил конструкцию свода из перекрещивающихся арок (Успенская церковь на подворье Киево-Печерской лавры, 1895—1900 гг.). Он же ввёл эту конструкцию и в типологию соборного храма, например, в соборе во имя Николя Чудотворца в Лиепае (1900—1903 гг.) и в соборе Казанского монастыря в Данилове (1900—1918 гг.). Это позволило, в свою очередь, освободить внутреннее пространство храмов от столпов, сделав интерьеры более просторными и светлыми. Использование бетона как материала для этих арок также было в то время новом словом в строительстве. К характерным чертам церковных проектов Косякова можно отнести симметрично-осевую композицию фасадов, арочные витражные окна, арочные крыльца с гирьками, активное применение изразцов.

http://sobory.ru/architect/vakosyakov

Бобров. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь (кладбищенская) Карта и ближайшие объекты Церковь Успения Божией Матери (кладбищенская). В конце 1850-х годов на городском кладбище решено было возвести Успенскую церковь. Ее архитектура заимствована из изданного в 1838 году альбома столичного архитектора Константина Тона, “Высочайше одобренного” для “построения православных церквей”. Чертежи бобровской церкви были сделаны в Департаменте Проектов и Смет в Санкт-Петербурге и “высочайше утверждены к постройке” 28 ноября 1857 года. Спустя 6 лет, в 1863 году, Успенская церковь была построена и освящена. Одновременно с церковью, к юго-западу от нее, по границе кладбища, вдоль улицы 22 Января, был выстроен одноэтажный корпус с въездными воротами и звонницей надвратной колокольни. Построил церковь на свои средства бобровский купец Алексей Иосифович Медведев. Кубовидный нижний объем Успенской церкви, в отличие от “образцов”, приземист. Его венчает крупная центральная глава с уплощенным луковичным куполом (по проекту купол должен был быть гораздо выше) и небольшие, широко отставленные глухие угловые главки. Русско-византийский стиль многое перенял из русской архитектуры XYI - XVII веков: луковичное пятиглавие, кокошники, перспективные порталы, колонки, членящие фасады на прясла. Все это было использовано в декоре Успенской церкви и ее надвратной колокольни, хотя и в массивном, тяжеловесном, “провинциальном” варианте. Сегодня Успенская церковь - единственная из сохранившихся городских церквей Боброва. В 1983 году она была поставлена на охрану как памятник истории и архитектуры. Кригер Л.В. «Путеводитель по памятникам истории и культуры Воронежской области» В 1850-х годах было принято решение о сооружении храма на территории городского кладбища. Идеи относительно архитектуры Успенской церкви позаимствовали из альбома архитектора К. Тона, изданного в 1838 году. В 1863 году строительство Успенской церкви было полностью закончено. В этом же году храм освятили. На юго-запад от церкви, по границе местного кладбища, построили корпус, состоящий из одного этажа, с воротами, соорудили звонницу надвратной колокольни. Средства на строительство церкви Успения Божией Матери выделил местный купец Медведев. В период с 1890 по 1900 года этот храм был перестроен.

http://sobory.ru/article/?object=02353

Большая Пурга. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старая). Покровская церковь; Бывшая церковь Екатерины великомученицы в селе Дебёсы /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Ещё в начале XIX века в Большой Пурге была часовенка, построенная в 1781 году от дебёсской Троицкой церкви. По указу Святого Синода от 26 мая 1850 года 5456 было разрешено пургинцам отстроить свою «временную» деревянную церковь. Строить её заново мужики что-то не захотели или не смогли, поэтому через четыре года купили у дебёссцев старую деревянную церковь, разобрали её по бревнышку, перевезли и поставили у себя на самом лучшемместе. Деревянная церковь построена в 1854 году на средства прихожан с двумя престолами: первый престол освящен 19 мая 1855 года в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а второй престол освящен 11 июля 1864 года во имя Святого Пророка Илии. Открытие прихода было вызвано дальностью расстояния селений от местного приходского храма с. Дебёсы (30 верст). В состав Большепургинского прихода вошли 17 селений, ранее входившие в приход с. Дебёсы: с. Большая Пурга, поч. Тупал Пурга, поч. Кожой, поч. Беньшур, поч. Итадур, поч. Сепож, поч. Палым, поч. Шишур, поч. Юферевский (Вукобер), поч. Новонолинский, поч. Кедзя, поч. Четкер, поч. Костошур, поч. Чумой, поч. Шорни, д. Шудзялудская, поч. Тыловай. Население прихода в 1850 году: русских – 40 мужчин и 35 женщин; вотяков – 757 мужчин и 781 женщина. В 1900 году в Большепургинский приход (за выделением 15 селений в новые приходы: Тыловайский в 1886 году, Сюрсовайский и Чумойский в 1894 году) входило уже 28 селений: с. Большая Пурга, деревни Малая Пурга, Сеп, Итадур, починки Беляевский, Палым, Ивановское, Беньшур, Митроки, Троицкое, Никольский, Ст. Четкер, Четкер, Александровский, Кедзя, Б Шишур, Новоглазово, Костошур, М. Кожей, Вукобер, Башмаково, Н. Четкер, Кр. Яр, Новолудянский, Губино, Новонолинск, М. Шишур, Сюрсовай. По документам 1909 года в приходе значится: русских – 1172 мужчин и 1226 женщин, вотяков 1437 мужчин и 1430 женщин, все православные, язычников нет.

http://sobory.ru/article/?object=51806

Катарач. Церковь Прокопия Устюжского. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Прокопия Устюжского Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:не позже 1850. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Свердловская область, Талицкий городской округ, с. Катарач Координаты: 56.622374, 64.158703 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Катарацкое село лежит в 220 в. от Екатеринбурга и в 70 в. от Шадринска. По селу протекает небольшая речка. Климат местности здоровый, почва местами черноземная, а местами песчаная. Ближайшая к селу станция ж. д. Поклевская находится в 65 верстах. Катарацкий приход образовался в 1839 г. через отделение от Ирюмского. Свое название с. Катарацкое получило по имени речки Катарач, протекающей по селу и трем деревням: Верхне-Катарацкой – в 1 в., Средне-Катарацкой – в 2 в., и Нижне-Катарацкой – в 4 в. Иногда оно называется еще Беляковский Катарач. Это название указывает на то, что до перехода к Ирюмскому приходу Катарач входил в состав Беляковского прихода. Прихожане Катарацкой Христорождественской церкви все русские, большинство из них раскольники–беспоповцы; принадлежат к крестьянскому сословию. По исповедным росписям за 1900 год всех прихожан значится 1735 м. п. и 1744 ж. п.; из них издавна уклонившихся в раскол 428 м. п. и 463 ж. п. и коренных раскольников 647 м. п. и 624 ж. п. Все жители Катарацкого прихода хлебопашцы, только немногие занимаются перепродажей леса, покупаемого в казенных дачах. Нынешний деревянный однопрестольный храм с. Катарацкаго построен на государственный счет для ослабления раскола в здешней местности и освящен в 1850 году 30 января. Иконостас храма устроен на добровольные пожертвования прихожан. В 1898 году храм окрашен масляной белой краской с наложением по местам орнаментов. Все эти работы были произведены собственноручно местным священником Кронидом Теремецким. Им же в 1897 году обновлен и иконостас храма.

http://sobory.ru/article/?object=52868

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖИБЕР Жибер Эрнест Иванович (25.12. 1823, Париж - 4.02.1909, С.-Петербург), архит., общественный деятель. Сын католика, профессора Парижского ун-та. Когда Ж. было 10 лет, семья переехала в С.-Петербург. В 1842 г. он поступил в имп. АХ, занимался в классе К. П. Брюллова ; с 1846 г. неклассный художник, в 1849 г. был удостоен 1-й золотой медали за «Проект биржи» и получил звание художника 1-й степени. С 1850 г. состоял старшим помощником архит. Р. И. Кузьмина, перестраивавшего дворец и возводившего собор ап. Павла в Гатчине. 13 сент. 1850 г. удостоен звания академика архитектуры (за проект одного из зданий Медико-хирургической академии), в 1859 г.- профессора архитектуры, в 1897 г.- почетного члена имп. АХ. Особое внимание Ж. уделял гос. службе: с 1852 г. состоял в Департаменте рассмотрения проектов и смет Главного управления путей сообщения и публичных зданий, с 1865 г.- в Техническо-строительном комитете при МВД (в 1887-1901 его председатель). Ж. был одним из разработчиков инструкции о порядке составления и утверждения планов городов (1870), сохранявшей силу до 1917 г. В 1860-1887 гг. архитектор по ведомству придворной Его Имп. Величества конторы (с 1882 - Главного дворцового управления). Одновременно с 1879 г. был главным архитектором при IV отд-нии Собственной канцелярии (с 1880 - Собственной канцелярии по учреждениям имп. Марии Феодоровны). С 1873 г. он исполнял обязанности архитектора Техническо-инспекторского комитета (с 1884 - Технический отдел департамента) шоссейных и водяных сообщений. Ж. являлся членом, затем почетным членом Ученого комитета Мин-ва народного просвещения, выполнял работы для Мин-в юстиции и финансов. В 1858-1903 гг. Ж. преподавал в Строительном уч-ще. С 1882 г., после его преобразования в Ин-т гражданских инженеров, проф. Ж. вошел в число членов совета учебного заведения, с 1899 г. почетный член Об-ва гражданских инженеров, с 1900 г. заслуженный профессор. 8 февр. 1897 г. удостоен звания почетного члена имп. АХ. Ж. занимался вопросами профессиональных объединений рус. зодчих. Был одним из учредителей, затем председателем (1893-1903) и почетным членом С.-Петербургского имп. об-ва архитекторов, председателем I съезда рус. зодчих (1892). «Мастер кропотливой, напряженной и незаметной для большинства» техническо-адм. работы, занятый общественной и преподавательской деятельностью, Ж., несмотря на длительный период творческой деятельности, оставил немного построек, которые вошли в «золотой фонд» рус. архитектуры периода историзма, притом что они отличаются функциональным и стилевым разнообразием. Большинство проектов Ж. выполнено в визант., романском и рус. стилях. Возможно, что подобные предпочтения сформировались под влиянием его наставника - Р. И. Кузьмина, автора значимых сооружений как в рус. (соборы ап. Павла в Гатчине, св. Александра Невского в Париже), так и в визант. (греч. ц. вмч. Димитрия Солунского в С.-Петербурге) стиле.

http://pravenc.ru/text/182241.html

2 Цифры в скобках указывают страницы творений святителя Иоанна Златоуста по следующему изданию: Творения. Том III. СПб., 1897. 3 Палладий, епископ Еленопольский . Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцев. СПб., 1850. С. 294. 4 Святитель Григорий Богослов . Творения. Ч. 5. М., 1889. С. 203—207. 5 Святитель Григорий Богослов . Указ. соч. С. 203—205. 6 Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский . Жития святых подвижниц Восточной церкви. СПб., 1885. С. 203. 7 Палладий, епископ Еленопольский . Указ. соч. С. 294—296. 8 Здесь и далее приводятся пространные цитаты из писем к святой Олимпиаде с целью передать более полно и ярко суждения святителя Иоанна Златоуста. 9 Палладий, епископ Еленопольский . Указ. соч. С. 295. 10 Палладий, епископ Еленопольский . Указ. соч. С. 294. 11 Цифры перед запятой указывают на источники, а после – на страницы. Источников два: первый – труд профессора К. Попова, второй – иеромонаха Марка (Головкова). 12 Первые три творения переведены на русский язык с греческого профессором К. Поповым, а последние два – иеромонахом Марком (Головковым). 13 См., например, вторую главу, где противопоставляется гордость не верующих во Христа Спасителя и смирение христиан. «Но гордящиеся наиверующим отцом – Авраамом, – рассуждает блаженный Диадох, – не хотят, чтобы Спаситель всех нас воскресил из мертвых». И немного ниже: «Единородный Сын Божий, воскресением Своим похитив человечество из плена смерти и восшедши превыше небес, уготовал для желающих правды оружие... укрепляя избираемых Им печатью смиренномудрия» (1, с. 559, 561, 562). 14 Здесь и далее в скобках указываются страницы по книге: Преподобного отца нашего аввы Дорофея Душеполезные поучения и Послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. Восьмое издание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. Репринт: Нью-Йорк, 1970. 15 Архимандрит Агапит . Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. В двух частях. Ч. 2. М., 1900. С. 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3556...

Вадинск. Тихвинский Керенский (мужской) монастырь. Тихвинский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:между приблизительно 1850 и 1900. Адрес: Пензенская область, Вадинский район, село Вадинск, улица Школьная, Тихвинский монастырь. Координаты: 53.690097, 43.072361 Проезд:От г. Пенза на рейсовом автобусе или маршрутном " Пенза - Земетчино " , " Пенза - Вадинск " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Тихвинская обитель имеет 5 храмов, один теплый, а остальные холодные. 1-й соборный трехпрестольный во имя Тихвинской Божией Матери; 2-й над святыми вратами под колокольней во имя св. Дмитрия, митрополита Ростовского; 3-й на источнике во имя Пресвятой Богородицы Живоносного Источника; 4-й больничный двухпрестольный во имя святителя и чудотворца Николая — теплый и 5-й на хуторе, в 6-ти верстах от обители, во имя преподобных Антония и Феодосия, киево-печерских угодников. 1) Главная церковь каменная, двухэтажная, пятиглавая, имеет форму продолговатого четырехугольника. Находясь среди монастыря, она занимает довольно обширную площадь, так что длина ее с алтарем и папертью простирается до 20 саженей, а ширина на 15 арш. Высота настоящей 30, а трапезной 24 арш. Выкладка стен, начиная с грунта земли, толщиною в 21/2 арш., кровля настоящей имеет вид круглой формы, а трапезная — вид шатра на два ската. Построена в 1762 году тщанием московского купца и фабриканта Алексея Тарасовича Милякова, который, по отзывам старожилов, лично его знавших, не имея детей, находил для себя единственным удовольствием созидание и украшение храмов Божиих. Первоначально она разделялась на две части: холодную с двумя престолами во имя Живоносной Троицы и Тихвинской Богоматери и теплую с двумя же престолами во имя святителя Николая и мученика Иоанна воина. Но в 1852-1854 годах храм перестроен игуменьей Анастасией, и остался один холодный; вместо 4-х престолов сделано три, из коих один внизу — во имя Тихвинской Божией Матери, а два наверху, на хорах, где стоят монашествующие во время Богослужения — во имя Живоносной Троицы и Успения Пресвятой Богородицы. Приделы же во имя святителя Николая и мученика Иоанна воина перенесены в больничную церковь. В 1885 году храм сей игуменьей Анастасией 2-й распространен каменной прикладкою трапезы и паперти . Кровля храма из листового железа окрашена зеленой краской; главы же покрыты белым железом и приосенены вызолоченными крестами.

http://sobory.ru/article/?object=02573

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010