М.В. Шкаровский Элладская Православная Церковь в 1917–1940-х гг Одна из важнейших Православных Поместных Церквей – Элладская была провозглашена автокефальной вскоре после создания независимого греческого государства – в августе 1833 г. Легализация этой автокефалии произошла согласно томосу Константинопольского Патриарха, обнародованному 29 июня 1850 г. С этого времени Афинский митрополит являлся пожизненным председателем Священного Синода. В 1852 г. данные изменения признало греческое государство: был издан закон «О епархиях, епископах и подчиненном им духовенстве», разделивший страну на 24 епархии: одну митрополию – Афинскую, 10 архиепископий и 13 епископий. В 1899–1900 гг. в Греции количество епархий было увеличено до 32, и по-прежнему только один Афинский архиерей сохранил статус митрополита 327 . В завершающий период Первой мировой войны Элладская Православная Церковь официально имела 37 епархий в так называемых «старых землях»: одну митрополию – Афинскую, 17 архиепископий и 19 епископий. Элладская Церковь была государственной Церковью, представлявшей свыше 90 % четырехмиллионного населения Греции. Из-за децентрализованной административной структуры и традиционной практики автономии в Элладской Церкви на местном, региональном и национальном уровне важную руководящую роль играли не только Афинский митрополит, но и являвшиеся членами Священного Синода другие архиереи. В 1902–1917 гг. Афинскую кафедру занимал митрополит Феоклит (Феоклитос) I (Минопулос). Хотя он почти не обладал административной или духовной властью вне пределов своей епархии, его пост имел важное значение для контактов с руководителями греческого государства. Со стороны государства Церковь контролировал особый Департамент по делам религии. Однако на развитие церковной жизни в это время сильное влияние оказывала сложная политическая ситуация, в которой оказалась страна. 10 июня 1917 г. ввиду нежелания зятя бывшего немецкого канцлера Бисмарка греческого короля Константина нарушать нейтралитет и переходить на сторону Антанты, верховный комиссар держав Жоннар после совещания в Салониках с бывшим премьер-министром Греции Элефтериосом (Елевферием) Венизелосом (1864–1936) и командующим союзными войсками генералом Саррайлем потребовал в 24 часа отречения короля Константина от престола. 12 июня Константин под давлением Антанты отрекся от престола в пользу своего младшего сына Александра и вскоре уехал в Швейцарию 328 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АССУМПЦИОНИСТЫ [От лат. Assumptio - Успение], общее название для неск. католич. духовных конгрегаций в честь Успения Пресв. Богородицы . А. традиционно называется муж. орден, жен. ордена входят в т. н. «семью ассумпционистов». Все ордена следуют уставу блж. Августина (см. Августина устав ). Августинцы-ассумпционисты [лат. Congregatio Augustinianorum ab Assumptione; франц. Augustins de l " Assomption; также франц. Prêtres de l " Assomption; Assomptionnistes; далее - А.-а.], муж. орден, основанный в 1845 г. Э. д " Альзоном и его единомышленниками свящ. А. Брёном, И. Согреном, Э. Перне и В. Карденном в г. Ним (Юж. Франция); девиз А.-а.- «Да приидет Царствие Твое!» (Adveniat Regnum Tuum!). После 5 лет новициата орден был признан епископом Нима (1850), затем одобрен папой Пием IX (1857) и впосл. утвержден Римской курией (1864). В 80-х гг. XIX в. деятельность А.-а. стала противоречить антиклерикальной политике правительства Третьей республики во Франции, требовавшего гос. подтверждения права на пребывание и работу всех орденов внутри страны. В янв. 1900 г. генеральный магистр Ф. Пикар и еще 11 членов конгрегации предстали перед судом как «монахи-лигёры», чьи действия якобы угрожали общественному порядку, поскольку влияние, оказываемое ими на франц. об-во через издаваемую орденом газ. «La Croix» (Крест), было сочтено революционным. Суд вынес решение о ликвидации ордена, А.-а. вынуждены были покинуть Францию и перенести свою деятельность в др. страны. Новым европ. центром стал г. Лёвен (Бельгия). В наст. время орден насчитывает более 980 чел. (An. Pont. 1999. P. 1466), представлен в 26 странах мира и административно разделен на 10 провинций: Францию, Нидерланды, Великобританию, Сев. и Юж. Америку, Сев. и Юж. Бельгию, Испанию, Африку, Бразилию; во главе каждой стоит магистр и капитул провинции. Кроме того, существуют вице-провинция (Мадагаскар), 2 обл. (Италия и Квебек) и 2 вик-ства, подчиненные непосредственно генеральному магистру (Колумбия и Корея). Резиденция ордена - в Риме.

http://pravenc.ru/text/76698.html

Москва. Церковь Николая Чудотворца в Старом Ваганькове. Карта и ближайшие объекты Местность с названием " Ваганьково " получила свое название от живших здесь в XV-XVI вв. псарям и скоморохам, которые потешали, баловали ( " ваганили " ) царя и его свиту. Позже шуты были переселены в Новое Ваганьково, где сейчас район Ваганьковского кладбища. Первое упоминание о храме относится к XVII в. Храм был деревянным. В середине XVIII в. обветшавшая церковь была разобрана и в 1755-1759 гг.построена вновь. В 1782 г. была построена колокольня. В 1786 г. архитектор В.И.Баженов построил для чиновника-миллионера П.Е.Пашкова, потомка денщика Петра I, великолепный дом, известный нам как " Дом Пашкова " , в котором с 1862 г. располагался Румянцевский музей. В 1812 г. французы разграбили церковь. В 1842 г. колокольня была снесена, оставили только нижний ярус, где размещался притвор. Храм, числившийся в 1840-1850 гг. приписным и домовым, с 1862 года стал называться " музейным " , в 1900 г. стал опять самостоятельным. В этой церкви при жизни любил молиться Н.В.Гоголь. В 1902 г. архитектором Г.П.Евлановым была построена звонница, стилизованная под старинную псковскую. После революции в 20-е годы храм был закрыт, сильно пострадал. Богослужения возобновлены в 1992 г. Главный престол освящен во имя святителя Николая, придел - преподобного Сергия Радонежского. В центре Москвы недалеко от Кремля в Староваганьковском переулке стоит небольшой храм со скромным декором, храм святителя и чудотворца Николая с приделом в честь преподобного Сергия Радонежского. Храм замечателен своею пятивековою историей и хранящимися в нём святынями. Много раз за свою долгую жизнь храм подвергался ограблениям и разрушениям, и каждый раз усердием благочестивых людей он восстанавливался не только в прежнем, но даже и в лучшем благолепии. Первоначальное основание храма теряется в глубине первых веков истории Москвы и входит в историю собственного двора Великих князей и царей Московских. Возвышенное, красивое положение Ваганькова около Кремля обратило на себя внимание Великих князей и скоро стало их загородным имением.

http://sobory.ru/article/?object=02249

(Паевский Михаил Львович; 15.11.1879, с. Витулин Бельского у. Гродненской губ.- 17.05.1931, Москва), архиеп. Енисейский и Красноярский. Происходил из древнего белорус. священнического рода. Сын известного церковного историка и публициста прот. Льва Семеновича Паевского (1850-1919). С детства прислуживал в храме, с 8 лет был церковным чтецом. После учебы в Жировицком ДУ поступил в 1892 г. в СПбДС. Из-за слабого здоровья в 1897 г. перевелся в Таврическую ДС, которую окончил в 1898 г. В 1900 г. поступил в КазДА. 12 февр. 1901 г. пострижен в монашество с именем Мелхиседек. 10 апр. 1901 г. рукоположен во диакона. На 2-м курсе академии заявил о желании поступить в состав Пекинской духовной миссии, 18 янв. 1902 г. был отчислен из числа студентов, однако из-за отмены отъезда в Китай восстановлен в академии 8 марта того же года. 28 янв. 1903 г. рукоположен во иерея. В 1904 г. окончил КазДА с ученой степенью кандидата богословия. 3 сент. того же года получил назначение преподавателем основного, догматического и нравственного богословия Могилёвской ДС. 28 апр. 1905 г. стал настоятелем кафедрального собора Могилёва. С 25 сент. того же года исполнял обязанности настоятеля могилёвского Братского в честь Богоявления Господня мужского монастыря . С 11 окт. 1905 г. благочинный мон-рей Могилёвской епархии. 18 дек. 1906 г. назначен настоятелем Богоявленского мон-ря с возведением в сан игумена. 24 янв. 1907 г. стал настоятелем Белыничского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря Могилёвской епархии с возведением в сан архимандрита. С 22 сент. 1907 г. настоятель Херсонесского во имя святого равноапостольного князя Владимира мужского монастыря Таврической епархии. 19 марта 1909 г. переведен настоятелем новгород-северского в честь Преображения Господня мужского монастыря Черниговской епархии. 17 окт. 1910 г. назначен смотрителем Владикавказского ДУ. 11 марта 1914 г. стал ректором Самарской ДС. 23 авг. того же года переведен ректором Тифлисской ДС. По благословению экзарха Грузии архиеп. Питирима (Окнова) ввел регулярные богослужения на груз. языке в домовом семинарском храме во имя Св. Давида. 31 окт. 1914 г. М. стал членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы. И. о. главы синодальной конторы во время отсутствия архиеп. Питирима. В нояб. 1915 г. по инициативе М. при Тифлисской ДС утверждены курсы по изучению древних груз. песнопений.

http://pravenc.ru/text/2562932.html

Пянтег. Неизвестная часовня. часовня на кладбище /// Епархия неизвестна Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:приблизительно 1800 - 1900. Адрес: Пермский край, Чердынский р-н, с.Пянтег Координаты: 60.160853, 56.244764 Проезд:Кладбище находится вблизи северо-западной окраины села, слева от проселочной дороги на Амбор Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Главной достопримечательностью Пянтега является деревянная Богородицкая церковь. Полное название — церковь Смоленской иконы Божией Матери. Это самая древняя деревянная постройка не только на Урале и в Сибири, но и во всей России. Даже известный комплекс в Кижах в Карелии построен позднее, какую бы дату постройки Пянтежского храма мы бы ни взяли. Еще в середине 1850-х годов Ф.А. В Олегов, известный историк семьи Строгановых, записал предание о постройке этого храма: «Когда и кем была построена сия священная храмина; даже прадеды и прапрадеды нынешних стариков не помнят и не знают о времени постройки ея. Предание повествует, что будто бы около 1500 года к Ильинской пянтежской ярмарке сверху Камы плыла на ладьях неизвестная московская барыня, и на пути своем сделалась больна так сильно, что не могла продолжать свой путь — остановилась. Прошло несколько дней, болезнь не уменьшалась и возвещала смерть. В один из сих дней она видела сновидение, которым велено было построить ей на том месте, где стоит деревня Пеньки, ныне село Пянтежское, церковь и освятить ее во имя Смоленской Божией Матери. Она, проснувшись и по чувству к сему тайному внушению приписывая его воле Божией, дала обещание построить церковь. Вскоре после этого она выздоровела и по прибытию в Пеньки исполнила свое обещание». Пермские архитекторы Г.Д. Конторович и А.С. Терехин, проверяя время постройки по разным источникам, пришли к выводу, что возведение церкви около 1500 года — дата не столь сомнительная. А представим, что такое 1500 год. До рождения Ивана Грозного оставалось еще долгих 30 лет. Есть и другая дата — 1617 год. Ее в 1982 году нашел в Дозорной книге Чердынского уезда 1707 года пермский историк, профессор Г.Н. Чагин.

http://sobory.ru/article/?object=17589

Рытово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:приблизительно 1890 - 1900. Год утраты:2021 (сгорел 23.07.21) Адрес: Владимирская область, Вязниковский район, с. Рытово Координаты: 56.019133, 42.059354 Проезд:От райцентра Вязники южный выезд с южной объездной дороги, 23км до с. Сергиевы Горки, на выезде из села на Муром правый поворот, 8км до Рытово через д. Медведево. Дорога на Рытово через Бахтолово и плотину р. Важенка указана на картах, на деле щебеночная, заросла травой, вся в промоинах, лет десять по ней уже никто не ездит. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм в с. Рытово относиться к Владимирскому благочинию (благочинный - протоиерей Иоанн Думнов) Нижегородско-Владимирской епархии РПСЦ (белокринницкие). Приход основал и построил Храм в конце 19-го века известнейший деятель староверия - епископ Уральский Арсений (Швецов). С 1966 по 2005 год настоятелем был не менее известный в старообрядчестве священниоинок Ливерий (протоиерей Леонид Гусев). СТАРООБРЯДЦЫ В ожидании Пасхи Из истории белокриницкой иерархии Дмитрий Урушев «В 1666 г. Московский Собор русских и греческих иерархов проклял старые церковные обряды и верных им христиан. Тогда ни один из епископов не посмел открыто выступить на стороне староверов. Старообрядческая Церковь временно лишилась архиерейского управления. Её вдовство длилось 180 лет и завершилось в 1846 г. присоединением к староверию греческого митрополита Амвросия. Резиденция владыки Амвросия и его преемников располагалась в селе Белая Криница на территории Австро-Венгерской империи. По имени этого села старообрядческая иерархия и получила своё название. Первым архиереем, поставленным в Белой Кринице для российских староверов, стал епископ Софроний Симбирский (Жиров). Приехав в Россию, он в 1850 г. тайно отслужил первую святительскую Литургию в одной из богадельных палат на Рогожском кладбище в Москве. Однако Софроний не справился с пастырскими обязанностями, и в 1853 г. его сменил архиепископ Антоний Владимирский (Шутов).

http://sobory.ru/article/?object=04205

Святитель Гурий Таврический Архиепископ Таврический Гурий (Карпов) 29 марта 2009 года в кафедральном соборе Петра и Павла г. Симферополя пройдут торжества по случаю первого празднования памяти святителя Гурия, архиепископа Таврического, причисленного к лику местночтимых святых Священным Синодом Украинской Православной Церкви год назад – 18 апреля 2008 года. Архиепископ Гурий – в миру Григорий Платонович Карпов – родился в 1814 году в Саратове в семье священника. Окончив в 1837 году Саратовскую духовную семинарию, Григорий Карпов поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 12 июля 1838 года студент-академик был пострижен в монашество с именем Гурий – в честь святителя Гурия Казанского, 4 августа рукоположен в иеродиакона, а 20 ноября 1839 года – во иеромонаха. По окончании академии иеромонах Гурий был определен в Пекинскую духовную миссию. Десять лет, с 1840 по 1850 год, отец Гурий нес апостольские труды в далеком Китае. В 1851 году он был возвращен в Санкт-Петербург, где был возведен в сан архимандрита и определен смотрителем Санкт-Петербургского Александро-Невского духовного училища. За противосектантский труд «О богоучрежденности епископского сана» (1855) архимандрит Гурий получил степень магистра богословия. В 1856 году архимандрит Гурий вновь отправляется в Китай. Проживший там в течение 18 лет сначала в качестве члена, а потом начальника миссии, он в совершенстве изучил китайский язык, свободно говорил и писал на нем, что позволило ему перевести на китайский язык Новый Завет, Псалтирь, ряд богослужебных книг. Его равноапостольные труды в Китае принесли Церкви богатые плоды: сотни китайцев приняли Православие. Позже, в 1900 году, во время так называемого «боксерского» восстания, в ночь с 23 на 24 июня (по григорианскому календарю) духовные дети отца Гурия – 222 человека во главе с священномучеником Митрофаном (священником-китайцем) – приняли мученическую смерть. 11 мая 1866 года состоялась хиротония архимандрита Гурия во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. С 28 ноября 1867 года он – епископ Таврический; 12 апреля 1881 года возведен в сан архиепископа.

http://pravoslavie.ru/29801.html

Серапионова Пустынь, урочище. Скит Серапионова Пустынь Муромского Благовещенского мужского монастыря. Скит. Действует.   Год основания:приблизительно 1850 - 1900. Ссылки:   Адрес: Владимирская область, Вязниковский район, Козловская сельская Администрация, Свято-Троицкий мужской монастырь Серапионова Пустынь Координаты: 56.307427, 42.032228 Проезд: Северный выезд из райцентра Вязники по временному наплавному понтонному мосту через р.Клязьма, далее 9км направлением на с. Козлово, не доезжая 1 км Козлово указатель на запад " т/б " Порзамка " завода ОСВАР 4км " . Далее асфальтом 2,5км до второго съезда влево на грунтовый просёлок. И второй и третий съ ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Северный выезд из райцентра Вязники по временному наплавному понтонному мосту через р.Клязьма, далее 9км направлением на с. Козлово, не доезжая 1 км Козлово указатель на запад " т/б " Порзамка " завода ОСВАР 4км " . Далее асфальтом 2,5км до второго съезда влево на грунтовый просёлок. И второй и третий съезд влево по силььно заросшей колее 400м ведут в одно место - до бревенчатого " горбатого " мостика. За мостиком развилка, направо в лес, далее вокруг озера " Никола " четыре км до первого шлагбаума Пустыни, (для защиты от рыбаков-хулиганов дорога имеет два шлагбаума). Если первый открыт, возле второго шлагбаума ТС всё равно можно оставить, далее пешком по гати из половин брёвен 300 м по болоту до Пустыни. Пустынь с церковью находится на острове, окружённом со всех сторон водой озёр и болот. Значительные сезонные ограничения в проезде. Зимой монахи пользуются льдом р.Клязьма для выхода на д. Станки (дорога Вязники-Мстёра). Летом возможны существенные ограничения силами ГАИ любых поторонних а/м на переправе через Клязьму по временному мосту из-за высокой пожарной опасности для заречья. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Кем и когда была основана пустынь, точных сведений о том не сохранилось. Существует лишь народное предание о том, что на этом пустынном и трудно доступном месте вдали от суеты мирской поселился монах Серапион, который сделал на берегу озера холм, натаскав песок из озера, чтобы во время весеннего разлива вода не заливала это место. О земной жизни, молитвенных трудах и подвиге преподобного Серапиона нам ничего не известно.

http://sobory.ru/article/?object=07584

Справка Янышев Иоанн Леонтьевич (1826–1910) – известный русский богослов, писатель, проповедник и церковно-общественный деятель. Родился в семье диакона Калужской губернии, закончил Санкт- Петербургскую Духовную Академию в 1849 г., с 1850 был в Академии бакалавром физико-математических наук. В 1851 г. определен священником православной церкви в Висбадене. В 1856 г. Янышев определен в Санкт-Петербургский университет профессором богословия и философии; в 1858 г. назначен священником к церкви русской миссии в Берлине, а в 1859 г. (в сане протоиерея) перемещен в Висбаден, где оставался до 1864 г. В 1864 г. Янышев был приглашен в Копенгаген преподавать Закон Божий невесте наследника русского престола принцессе Дагмаре, впоследствии Императрице Марии Федоровне. С 1866 по 1883 гг. Янышев был ректором Санкт-Петербургской духовной академии. В 1883 г. Янышев был назначен духовником наследника престола Николая, заведующим придворным духовенством и протопресвитером соборов Большого в Зимнем дворце и московского Благовещенского. В 1899 г. Янышев, по предоставлению Казанской духовной академии утвержден в степени доктора богословия. Янышев являлся одним из активных участников дела по старокатолическому вопросу. В 1874 г. Янышев был официальным представителем русской церкви на боннской конференции, в 1897 г. на четвертом интернациональном конгрессе старокатоликов. В 1890-е г. Янышев опубликовал ряд статей о старокатоличестве, об отношении старокатоликов к православию и пр. Принимал деятельное участие в работах Комиссии по старокатолическому вопросу. Был одним из главных деятелей Петербургского Общества Любителей Духовного Просвещения. В 1908 году император Николай II наградил И. Л. Янышева орденом Св. Андрея Первозванного. Состав фонда Архив И. Л. Янышева был выделен из состава архива Санкт-Петербургской Духовной Академии. В фонде представлены материалы, касающиеся, главным образом, старокатоличества: переписка Янышева с деятелями старокатолического движения в Швейцарии, Германии и др. странах, представителями англиканской церкви, деятелями Общества Любителей Духовного просвещения, печатные материалы по старокатоличеству. Особый интерес представляет переписка И. Л. Янышева с А. А. Киреевым, охватывающая 1870-е – 1900-е годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Ульяновск. Церковь Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты По преданию, записанному в «Церковную летопись», Троицкий приход имеет свое начало с самого основания города Симбирска на горе. Храм Святой Троицы, по тому же преданию, первоначально был деревянный, с одним приделом во имя преп. Сергия, Радонежского Чудотворца. В начале XVIII в., вместо деревянного, был построен каменный храм малых размеров с низким куполом. Теперешний же храм построен женой коллежского асессора Наталией Косминичной Твердышевой в конце XVIII в., в 1785 г. - южный придел, в 1787 г. - северный придел; когда построена главная часть храма, неизвестно, но не позже 1784 г. Престолов в храме три: главный – во имя Живоначальной Троицы, в северном приделе – во имя святителя и чудотворца Николая и в южном - во имя преп. Сергия, Радонежского чудотворца. Причт состоит из двух священников и двух псаломщиков. Для одного священника дом церковный; прочие члены причта получают от церкви квартирные деньги. Капитал церкви 5057 руб. Прихожан в г. Симбирске в 86 дворах 252 души муж. пола и 266 жен.; кроме того, раскольников в 1 дворе 2 души жен. пола. Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Симбирск, 1903 г. В Церковной летописи отмечается, что приход нынешней Троицкой церкви свое начало имеет с самого основания г. Симбирска на горе. Приход назывался Троицким по местному храму. По той же летописи самый храм св. Троицы первоначально был деревянный, с одним приделом во имя преп. Сергия, Радонежского чудотворца. Он был расположен в Московской слободе и находился на том самом месте, где теперь существует городское мужское училище. В начале XVIII ст. грамотою Казанского митрополита Луки было разрешено, вместо деревянного храма, построить каменный. По преданию, вновь выстроенный храм был малых размеров, с низким куполом. Благословенная грамота митрополита Луки была единственным документом на постройку прежней каменной Троицкой церкви, но в 1850-х гг. он был представлен в духовную консисторию, а 1864 г. сгорел во время общего пожара города.

http://sobory.ru/article/?object=36471

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010