Архитектор Николай Владимирович Султанов Николай Владимирович Султанов (28 января (9 февраля) 1850, имение Прудки (Прудково) Калужской губернии — 15 сентября 1908, Висбаден) — русский архитектор (гражданский инженер), искусствовед и историк архитектуры, реставратор, преподаватель, действительный член Императорской академии художеств, директор Института гражданских инженеров императора Николая I (1895—1903). Идеолог и исследователь русского стиля в архитектуре. Автор Собора Петра и Павла в Петергофе и не сохранившегося памятника Александру II в Московском Кремле. Список храмов, которые построил Николай Владимирович Султанов (или с его участием) Калужская область Московская область Церковь Михаила Архангела Лотошинский городской округ, Микулино Архитектор: Н.В. Султанов (реконструкция 1886-1887 гг.) Год постройки: 1550. Реконструировалась в 1886-1887 Церковь Сергия Радонежского (утраченная) (утрачена) Мытищинский городской округ и гг. Долгопрудный, Лобня, Долгопрудный Архитектор: Н.В. Султанов Год постройки: Между 1892 и 1893 Черниговский скит. Собор Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери Сергиево-Посадский городской округ, Сергиев Посад Архитектор: Н.В. Султанов Год постройки: Между 1886 и 1890 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль Часовня-усыпальница Келлеров Озёрский городской округ, Сенницы 2-е Архитектор: Н.В. Султанов Год постройки: 1894 Архитектурный стиль: Эклектика Прочие страны Тамбовская область Тульская область Церковь Сретения Господня Тула, город, Октябрьский Архитектор: С. Александров, А. С. Хомяков, Н.В. Султанов, П.В. Жуковский (колокольня) Год постройки: 1836. Колокольня - 1894 Архитектурный стиль: Классицизм Украина, Днепропетровская область Церковь Александра Невского на Чечелевском кладбище (утрачена) Днепр, город, Днепр Архитектор: Н.В. Султанов (?) Год постройки: 1900 Архитектурный стиль: Эклектика г. Москва Домовая церковь Татианы в доме князей Юсуповых Центральный административный округ (ЦАО), Басманный Архитектор: Н.В. Султанов

http://sobory.ru/architect/nvsultanov

Бекетовская. Церковь Николая Чудотворца. Николаевская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Николая Чудотворца в Бекетовской Кирпичная однопрестольная церковь, построенная в 1900 г. при Петропавловском храме. Закрыта не позже 1930-х гг., перестроена. http://obsheedelo.ru/index.php/ Церкви святителя Николая Мирликийского и апостолов Петра и Павла находятся в деревне Бекетовская, на высоком берегу реки Вожеги. Самое раннее упоминание о погосте встречается в дозорной книге Чаронды 1615 года: «Во Вожеской волости погост на берегу у реки у Вожги, а на погосте церковь Верховных Апостолов Петра и Павла теплая с трапезою, а другая церковь святаго Хвального Николы. Да на погосте ж три келии, а в них живут пономарь и просфирня и нищие церковныя питаюца от церкви Божии. Да к погосту ж деревня церковная. Двор попа белого Никиты...» В переписной книге церквей и причта Белозерского уезда и Чарондской округи описаны храмы с теми же посвящениями: «Церков святых апостол Петра и Павла, другая святого Николая Чюдотворца в Чаронской округе, в Б[В]ожеской волости. Служит поп Сергий Ферапонтов, детей у нево нет, живут с ним 2 брата, Иван, Федор, грамоте оба учены. В приходе, по иво скаске, 60 д[воров]». Схожее но более подробное описание Вожгских храмов можно найти в переписной книге Чаронды и Чарондской округи 1670 года: «Волость Вожга. А в ней погост, а на погосте церковь святых верховных апостолов Петра и Павла древяная клинчатая с трапезою и с папертью... Другая церковь великого святителя Николы чюдотворца древяная клинчатая ж с папертью... На погосте ж в келье просвирница Дарица Леонтьева дочь да восмь келей, а в них живут нищие питаютца от церкви Божии. Да у погоста ж деревня церковная да пол деревни Горбуновы, а в ней двор поп Сергей Ферапонтов у него братья родные Ивашко да Федка. У Ивашка дети Васка да Мишка да Сенка. У Федки сын Филка...» В 1761 году вместо ветхой Николаевской церкви была построена новая, тоже деревянная и с тем же посвящением. А в 1802 году, вместо деревянного Петропавловского храма, на средства прихожан была выстроена каменная с колокольней церковь. Главный престол в холодном храме был освящён во имя апостолов Петра и Павла, а приделы в тёплом трапезном храме, в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В 1850 году в Петропавловской церкви случился пожар, но в течение пяти лет храм был восстановлен.

http://sobory.ru/article/?object=24073

Вологда. Часовня Александра Невского в Григорьевском. Часовня. Действует.   Освящена в честь: Александра Невского Год постройки:приблизительно 1850 - 1900. Адрес: Россия, Вологодская область, г. Вологда, ул. Александра Клубова, д. 63А Координаты: 59.2388, 39.7998 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Небольшая каменная путевая часовня Александра Невского была построена в XIX веке (точная дата неизвестна) в селе Григорьевское (ныне входит в состав Вологды) у дороги на Кириллов. Возведена она была на средства прихожан. По праздникам в эту часовню совершались крестные ходы из Покровской Слободской церкви. Богослужения в часовне Александра Невского прекратились в конце двадцатых годов XX века. До 2000 года она служила складом дорожных знаков, постепенно пришла в аварийное состояние.  В начале 2000 года часовня была передана прихожанам и в короткие сроки отреставрирована. Сейчас здесь три раза в месяц проходят службы. В 2005 году Вологодский казачий отдел преподнес в дар часовне деисусный ряд иконостаса – семь икон, специально написанных по заказу казаков. Источники: http://www.booksite.ru/fulltext/9vo/isk/4.htm http://www.cultinfo.ru/pressreview/2005-12.htm Путевая часовня находится у самой дороги на окраине г.Вологды, в поселке Григорьевское. Эта дорога ведет в Кириллов, Липин Бор, Вытегру и дальше на север. Время постройки относится к концу XIX столетия. Нынешнее состояние часовни мало напоминает ее давнее прошлое. Когда-то с западной стороны было устроено деревянное крыльцо, висел колокол, созывающий григорьевских жителей на молебен.Внутренние своды и стены были расписаны в конце XIX столетия неизвестным мастером. Тогда же ее обнесли аккуратным невысоким забором, за которым посадили 11 красивых березок. Богослужения в часовне прекратились в конце 20-х годов. Священника, служившего там, тогда же арестовали. Старожилы помнят, как в 1930 году с часовни сорвали купол и крест. Сначала в ней разместили хранилище удобрений. В начале 50-х открыли приемный пункт кожевенного и пушного сырья. Затем городская ГАИ складировала в ней конфискованные мопеды, велосипеды и свои дорожные знаки. Частая смена «хозяев» явно не способствовала сохранности часовни и ее внутреннего убранства. От 11 берез ныне осталось всего две, забор разобрали в годы войны местные жители. К концу XX столетия у часовни не стало «хозяев», и она пустовала.

http://sobory.ru/article/?object=08467

Дмитрово (Погост Ильигоры). Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Илии Пророка Год постройки:1869. Год утраты:Не установлен. Адрес: Тверская область, Ржевский район, с. Дмитрово Координаты: 56.589892, 34.108829 Проезд:Из Ржева северо-западный выезд на Осташков, 45 км до правого поворота по указателю " Дмитрово " и направо 10 км по грейдеру до Дмитрово. На въезде в Дмитрово сразу повернуть налево (к автобусной остановке), через 100 м слева будет вход на кладбище. Руины церкви находятся на самой вершине холма, на котором находится кладбище Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Каменная однопрестольная церковь Ильи Пророка была построена в 1869 г. на средства прихожан и местного помещика Дмитрия Степановича Путятина вместо старой деревянной церкви. После постройки каменной церкви старая деревянная была перестроена и освящена как Богоявленская. В начале 1900-х гг. она была утеряна и на месте алтаря поставлен памятный крест, который до наших дней не сохранился. Последняя Ильинская церковь в советское время была закрыта и практически полностью разрушена (сохранился северо-воточный угол основного объёма). Погост Ильи Горы, от Твери 120 верст, от Ржева 40 верст, в настоящее время погост поглощен деревней Дмитрово Итомлинского сельского поселения. Церковь Ильинская, построена в 1869 году, каменная, престол один Святого Пророка Илии, близь оной церкви находится другая церковь, устроенная из прежней церкви в 1875 году, деревянная, теплая, престол один Богоявления Господня. Церковные документы: опись 1850 года, метрики с 1781 года, исповедальные с 1820, план на землю. В 1901 году служили: Священник Василий Иоаннович Никольский 58-ми лет, студент семинарии, в служении с 1864 года, священником с 1865 года, состоял законоучителем земского училища и исполняющим должность благочинного, награжден в 1899 году наперсным крестом. Диакон Стефан Васильевич Гроздов 61-го года, в должности с 1859 года, диаконом с 1886 года. Псаломщик Василий Алексеевич Рясенский 59-ти лет, в должности с 1859 года. Церковный староста крестьянин Сергей Мартинов в должности 5-е трехлетие.

http://sobory.ru/article/?object=14567

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРОВ Геров Найден (23.02.1823, Копривштица - 9.10.1900, Пловдив), деятель болг. просвещения, дипломат. Начальное образование получил в уч-ще отца, даскала хаджи Геро Добревича. В 1834-1836 гг. обучался в Пловдиве в греч. уч-ще, в 1836-1839 гг.- в Копривштице у архим. Неофита Рильского. С помощью Христо Стойковича в 1842 г., как и мн. болг. юноши того времени, окончил гимназию в Одессе, а в 1845 г. там же - камеральное отд-ние Ришельевского лицея. Получив подданство России, в 1846 г. вернулся в Копривштицу, открыл одно из первых в Болгарии 2-годичных уч-щ. В 1850 г. в Пловдиве открыл епархиальное уч-ще, в к-ром стал преподавать. В 1851 г. предложил назвать это уч-ще во имя святых Кирилла и Мефодия и день их памяти отмечать как училищный праздник. С 1857 г. этот день стал отмечаться как болг. национальный праздник в Пловдиве, Шумене, болг. общине К-поля и др. городах, а впосл. и во всей Болгарии. Во время Крымской войны (1853-1856) проживал в С.-Петербурге. Затем вернулся в Пловдив и вновь стал преподавателем. Добился снятия с Пловдивской кафедры греч. митр. Хрисанфа, к-рый ранее запретил использовать церковнослав. язык в богослужениях. С 1857 по 1877 г. вице-консул России в Пловдиве. Занимался многосторонней политической и культурной деятельностью. Роль Г. в борьбе за болг. церковную автокефалию или в т. н. греко-болг. церковной распре пока остается неисследованной, но, без сомнения, она весьма значительна. Заботился о восстановлении болг. мон-рей (см.: Узунова Е. Дейността на Н. Геров по възстановяването на манастирски средища в западнобългарските земи//Н. Геров в историята на бълг. наука и култура: Мат-ли от нац. конф. София, 2002). Благодаря действиям Г. и приглашению им в Россию главы болг. униатской общины архиеп. Иосифа Сокольского в 1861 г. Болгарская уния была прекращена. Г. в многочисленных письмах рус. деятелям разъяснял позицию болгар по церковному вопросу, старался убедить в том, что болгары не против единства правосл. Церкви, а против служения греко-фанариотского духовенства среди болг. паствы. Добивался выделения стипендий в российских вузах для болг. юношества. Во время Апрельского восстания 1876 г. участвовал в международной кампании по поддержке болг. народа. В период русско-тур. войны был командирован к штабу кн. Владимира Черкасского и 16 июля 1877 г. назначен губернатором Свиштова.

http://pravenc.ru/text/164841.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Д. Ф. Голубинский. Фототипия. Нач. ХХ в. (ГИМ) Дмитрий Федорович (19.05.1832, Сергиевский посад Дмитровского у. Московской губ.- 23.11.1903, там же), проф. МДА. Сын прот. Ф. А. Голубинского . Окончил Вифанскую ДС в 1850 г., МДА в 1854 г. Оставлен при академии в должности бакалавра физико-математических наук. 31 авг. 1855 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «О безбрачии». 23 сент. 1864 г. получил звание ординарного профессора по классу физико-математических наук. В 1868 г. Г. подал ректору МДА прот. А. В. Горскому записку «О необходимости преподавания физико-математических наук в Духовных Академиях». Готовящийся новый Устав ДА не предусматривал места для этих дисциплин, но Г. отмечал их важность для богопознания, апологетики, изучения богословия и библеистики, а также для подготовки квалифицированных преподавателей по этим предметам для духовных семинарий. Его мысли встретили сочувствие со стороны Горского, однако с 1870/71 уч. г. в МДА, согласно Уставу 1869 г., кафедра физико-математических наук была упразднена. Г. отказался от предложения занять др. вакантную кафедру и ходатайствовал о создании в академии кафедры естественнонаучной апологетики. Московский митр. свт. Иннокентий (Вениаминов) поддержал идею, 12 окт. 1870 г. определением Святейшего Синода было дано разрешение на преподавание в МДА естественнонаучной апологетики, что было поручено Г., ставшему сверхштатным преподавателем. Расходы взяла на себя Московская епархия. Курс Г. состоял из лекций по физике (с элементарными сведениями по химии) и астрономии. Он ставил цель доказать бытие Бога через изучение целесообразности устройства звездного мира и системы законов физики и химии. В 1901 г. получил звание заслуженного профессора МДА (хотя, согласно академическому Уставу, сверхштатный преподаватель не мог именоваться профессором). После смерти Г. курс естественнонаучной апологетики был упразднен. Г. писал апологетические статьи, в к-рых также опирался на данные естественных наук. Уделял большое внимание календарной проблеме, опубликовал в «Московских ведомостях» серию статей «Вопрос об уравнении года гражданского с астрономическим». Был сторонником И. Г. Медлера, к-рый выдвигал идею реформы григорианского календаря. Г. предлагал с 1940 г. (год окончания великого индиктиона) заменить юлианский и григорианский календари единым «медлеровским». После кончины В. В. Болотова в 1900 г. Г. стал представителем Святейшего Синода в Комиссии по календарному вопросу при С.-Петербургской АН.

http://pravenc.ru/text/165315.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОНИМ [серб. Jepohuм] (Йованович (Бришинац) Йован; 1825, Шабац, Сербия - 10.06.1894, Зальцбург), еп. Нишский (1889-1894). Окончил школу и гимназию в Шабаце, затем ДС в Белграде. Неск. лет преподавал в школе в с. Дреновац близ г. Славонски-Брод (совр. Хорватия). 11 марта 1850 г. рукоположен во диакона, 29 июня того же года - во иерея. Служил в церкви в Мишаре близ Шабаца. Через год после хиротонии овдовел. Уехал в Россию и, по нек-рым данным, в 1858 г. окончил КДА. Вернулся на родину, служил на приходах в городах Ягодина и Крагуевац, потом был ректором Белградской ДС. Профессор, член-корреспондент Об-ва серб. словесности (с 13 янв. 1863), член-корреспондент Сербского ученого общества (с 29 июля 1864), почетный член Сербской королевской академии (с 15 нояб. 1892; ныне Сербская академия наук и искусств). После избрания (27 сент. 1877) на Шабацкую кафедру в мон-ре Раковица пострижен в монашество. 2 окт. 1877 г. хиротонисан во епископа. Активно поддерживал митр. Сербского Михаила (Йовановича) в конфликте с серб. кор. Миланом Обреновичем, поэтому 2 апр. 1883 г. был отстранен от управления епархией с определением места проживания в мон-ре Горняк. Но И. отказался ехать в монастырь и в окт. испросил разрешение у кор. Милана уехать в Париж на лечение при условии, что при необходимости вернется; в 1887 г. был отправлен на пенсию. В 1889 г., после отречения от престола кор. Милана, вместе с митр. Михаилом вернулся из изгнания и возглавил Нишскую епархию (Шабацкая епархия в 1886 была упразднена). В 1892 г. был избран главой Духовного суда. Завещал свое имущество серб. народу: ок. 2 тыс. его личных книг, в основном церковных, были переданы в Народную б-ку им. Стефана Сремца в Нише. Похоронен в Нише, в соборной ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Лит.: Владика Jepohuм: Некр.//Српски Сион. Београд, 1894. 4. С. 411; Некролог//Весник Српске цркве. Београд, 1894. 4(6). С. 500-516; Православна Српска црква у Cpбuju. Београд, 1895. С. 227-229; С. Jepohuм akaдeмuja. Београд, 1896. 9. С. 342-356; М. Jepohuм владика, добротвор//Додатак Поменику од 1888: Знаменити у српскога народа koju су преминули до kpaja 1900. г. Београд, 1901. С. 60-61; Gruji R. Jovanovi Jeronim//Narodna enciklopedija srpsko-hrvatsko-slovenaka/Ed. S. Stanojevi. Zagreb, 1927. Knj. 2. S. 174; А. М. Поменик enapxuje. Београд, 1940. 1. С. 37-38; Михаило, архиеп. Београдски и митр. Cpбuje. Минхен, 1980. С. 265, 285-287, 385; Српски jepapcu. С. 218-219; П., прот. Прилози за ucmopujy Српске Православне Цркве. Ниш, 1997. С. 200-212, 415-416; Бешлин Б. Европски ymuцaju на српски либерализам у XIX в. Сремски Карловци, Нови Сад, 2005. С. 278-286.

http://pravenc.ru/text/293704.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Петрович Пьянков (1850(1856), Пермская губ.- 17.12. 1918, Пермь), сщмч. (пам. 4 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. Из семьи псаломщика. В 1875 г., по окончании Пермской ДС, поступил в Казанскую ДА. В 1876 г. ушел из академии, назначен преподавателем в Дубровское нагорное уч-ще. 24 апр. 1877 г. рукоположен во иерея. Служил в церкви с. Григорьевского Оханского у. Пермской губ. В том же году переведен в церковь с. Шерьинского того же уезда, затем - в храм с. Большесосновского (ныне Б. Соснова). В 1881 г. назначен помощником миссионера по Оханскому у. В 1884 г. был назначен помощником настоятеля Свято-Троицкой ц. при Кушвинском заводе Верхотурского у. Пермской губ. и законоучителем в Кушвинский детский приют. В 1887 г. был переведен в больничную ц. во имя Александра Невского в Перми. Одновременно был законоучителем в Пермском реальном уч-ще. В том же году стал членом губ. училищного совета. В 1888 г. на епархиальном съезде избран членом комитета по устройству епархиального жен. ДУ. С 1891 г. был членом епархиального училищного совета. В 1893 г. назначен исполняющим должность председателя совета Пермского епархиального жен. уч-ща. В 1894 г. назначен благочинным городских церквей Перми. В том же году на съезде духовенства избран членом правления духовного училища. Состоял наблюдателем церковноприходских школ Верхотурского у., а также зав. псаломщической школой в Екатеринбурге. С 6 мая 1900 г. протоиерей. В 1909 г. был назначен председателем комитета по постройке пермского каменного храма в честь Рождества Христова. С 1910 г. служил вместе со сщмч. Иоанном Плотниковым в Сретенской ц. при Пышминском заводе. В 1911-1913 гг. состоял председателем епархиальных съездов духовенства и церковных старост. В последние годы служения был настоятелем пермской Воскресенской ц. Награжден орденами св. Владимира 4-й степени, св. Анны 2-й и 3-й степени. 17 дек. 1918 г. вместе со сщмч. Николаем Яхонтовым (по др. данным, со сщмч. Алексием Сабуровым ) схвачен красноармейцами. Был привязан к тюремной кровати и неск. раз погружен в ледяную воду, затем утоплен в р. Каме. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/469181.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кокшетауская и Акмолинская епархия Казахстанского митрополичьего округа РПЦ, учреждена решением Свящ. Синода от 5 окт. 2011 г., отделена от Чимкентской епархии (см. Чимкентская и Таразская епархия ). Епархия включает территорию Акмолинской обл. Казахстана, кроме столицы страны г. Астана, входящей в Астанайскую и Алматинскую епархию. Центр - г. Кокшетау (в 1824-1868 ст-ца Кокчетавская, в 1868-1993 Кокчетав). Кафедральный собор - во имя арх. Михаила в Кокшетау. Правящий архиерей - еп. Серапион ( Колосницын; хиротонисан 23 окт. 2013). К. и А. е. разделена на 3 благочиннических округа: Кокшетауский, Акмолинский и Восточный. Насчитывает 25 приходов, в клире состоят 23 священника и 3 диакона. При ЕУ действуют отделы: социального служения, катехизаторский, миссионерский, информационный, молодежный, по канонизации святых. В 1850-1851 гг. был построен и освящен 1-й храм в ст-це Кокчетавской - во имя вмч. Георгия (в 1875-1876 перенесен на новое место и вновь освящен). В 1867-1891 гг. происходило массовое заселение Степного края русскими, с 1868 г. Кокчетав являлся окружным центром Акмолинской обл. В 1895-1896 гг. в Кокчетаве был сооружен Михаило-Архангельский храм, получивший постановлением Омской духовной консистории от 1 янв. 1897 г. статус отдельного прихода, в 1900 г. при храме было открыто церковноприходское попечительство. Клирики храмов Кокчетава до 1917 г. работали также учителями в местном 2-классном уч-ще и в школе грамоты. В дек. 1937 г. власти попытались забрать у общины Михаило-Архангельский храм. 6 апр. 1939 г. из-за отсутствия средств на ремонт здания общее собрание прихода приняло решение передать Михайловскую ц. в распоряжение горсовета. В 30-х гг. XX в. Георгиевская ц. в Кокчетаве использовалась властями как склад, в 1939 г., после закрытия Михаило-Архангельского храма, в Георгиевской ц. ненадолго возобновилось богослужение, 17 янв. 1940 г. Георгиевский храм передали под музей и вскоре снесли. В кон. 30-х гг. XX в. на территории Кокчетавской обл. (образована 16 марта 1944) шли массовые расстрелы, в т. ч. были убиты находившиеся там в ссылке представители духовенства: митр. Серафим ( Александров; казнен 2 дек. 1937), не менее 12 ссыльных священников. Жертвами репрессий стали кокчетавские клирики: благочинный Кокчетавского окр. и настоятель кокчетавской Михайловской ц. прот. Василий Меркурьев (расстрелян 18 авг. 1937), последний настоятель Георгиевской ц. в Кокчетаве в 1939 г. свящ. Николай Ободовский, др. клирики.

http://pravenc.ru/text/1841726.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь прп. Дионисия Олимпийского [греч. Ιερ Μον Οσου ιονυσου το ν Ολμπ], муж., действующий, принадлежит Китрской и Катеринской митрополии Элладской Православной Церкви. Расположен на сев.-вост. отроге горного массива Олимп, в 15 км от Литохоро, на высоте 818 м над уровнем моря. Д. О. м. основан прп. Дионисием Олимпийским в нач. 30-х гг. XVI в., вероятно на месте ранее существовавшего визант. мон-ря (найдена надпись с датой 1438 г.). Первоначально преподобный поселился в пещере прав. Лазаря. По преданию, когда медведь съел лошадь, на к-рой Дионисий Олимпийский возил материалы для строительства мон-ря, преподобный приказал зверю выполнять эту работу, а когда постройка была завершена, медведь по молитве святого превратился в камень. Помимо собора Св. Троицы в окрестностях мон-ря им были построены парекклисионы св. Иоанна Предтечи (кладбищенский храм), Рождества Христова, Вознесения Господня, Преображения Господня, прор. Илии, Голгофа, Палеомонастиро (с ц. Воздвижения Креста Господня и башней епископа Платамонского). В 1575 г., по сообщению Феодосия Зигомалы, число братии Д. О. м. достигло 200 чел. Монастырский комплекс Д. О. м., сооруженный наподобие крепости, включает кафоликон афонского типа во имя Св. Троицы с парекклисионом во имя прп. Никанора Завордского, башню Софрония, еп. Китрского (с парекклисионами во имя св. Таксиархов (Чиноначальников) и св. Архангелов), находящуюся справа от главного входа в мон-рь, резиденцию игумена, трапезную, колокольню, водяную мельницу и кельи. Башня, расположенная слева от входа, была разрушена в 1818 г. Мон-рь являлся важным культурным центром: здесь действовал скрипторий (в наст. время собрание рукописей и б-ка утрачены) и иконописная мастерская (художники из этого мон-ря расписали мн. храмы в Сев. Эпире). Во время тур. господства в Д. О. м. также действовала тайная школа. Сохранилась грамота рус. государей Иоанна V и Петра I, разрешающая представителям монастыря сбор пожертвований в России при условии принесения для поклонения честной главы преподобного (1692), сигиллий К-польского патриарха Кирилла V, возводящий Д. О. м. в ранг ставропигиального мон-ря (1753), устав 1855 г., кодики 1850, 1900 гг. и др.

http://pravenc.ru/text/178490.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010