Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Тульских святых (22 сентября) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Донской (1350 - 1389), св. (пам. 19 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), вел. кн. Московский ЕВФРОСИНИЯ КОЛЮПАНОВСКАЯ (Вяземская Евдокия Григорьевна; ок. 1758 - 1855), блж. (пам. 3 июля и 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Алексинская, Тульская ИГОРЬ (ГЕОРГИЙ) ОЛЬГОВИЧ († 1147, Киев), блгв. кн. киевский (пам. 5 июня, 19 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ИЛАРИОН (Григорович; 1696 - 1760), еп. Крутицкий (Сарский и Подонский), свт. (пам. 11 сент.- в Соборе Святогорских святых; 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ИОАННИКИЙ (Руднев Иван Максимович; 1826-1900), митр. Киевский и Галицкий, свт. (пам. 30 авг. и 22 сент. в Соборе Тульских святых) ИОАНН ТУЛЬСКИЙ (Котельников [Кательников] Иван Степанович; 1773-1850), блж. (пам. 12 янв. и 22 сент.- в Соборе Тульских святых) МАКАРИЙ (1539 (?) - 22.01. 1623 или 1622), прп. (пам. 22 янв. и 22 сент.-в Соборе Тульских святых), Жабынский, основатель (?) и настоятель Макариева Жабынского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря МАКАРИЯ (Сомова Мария Николаевна, 1811-1894), игум., настоятельница каширского во имя великомученика Никиты женского монастыря, прп. (13 февр. и 22 сент., в Соборе Тульских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128913.html

Москва. Домовая церковь Александры Римской при Александровском военном училище. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Церковь располагалась на втором этаже здания три окна налево от правого угла здания , сколько окон направо от угла не знаю. Церковь имела небольшой крест на фасаде. В советское время здание сильно перестроено: надстроено , искажен декор (был строгий ампир , стал " сталинский ампир " ), появились две дополнительные колонны в колоннаде. Здание было двухэтажным по боковым крыльям и трехэтажным в центральной части. Церковь и симметричный ей объем в левой части здания были архитектурно выделены в виде флигелей. Как известно, ранее в любом училище находилась церковь, Александровское военное училище также не исключение, здесь располагалась церковь Святой мученицы царицы Александры. Была освящена в декабре 1851 году в одном из внутренних помещений вместо бывшей церкви «Взыскания погибших», которая берет начало с 1806 года. Церковь посещали учащиеся, здесь они и исповедовались, помогали наставникам и батюшке, исполняли партии в церковном хоре. В церкви на стенах помещены мраморные доски, на которых высечены фамилии погибших воспитанников училища. По всей вероятности, регулярные церковные службы прервались после Октябрьской революции 1917 года. В советский период здание училища сильно изменялось и перестраивалось, а церковный интерьер и вовсе был уничтожен. http://www.apartment.ru/Article/48793025.html Александры царицы, мученицы, в Александровском военном училище церковь (уничтожена). Храм находился во дворце, выстроенном в 1792 г. архитектором Ф.И. Кампорези для генерал-майора С.С. Апраксина (улица Знаменка, дом 19). В 1835 г. в этот дворец из дома Разумовского на Гороховом поле был переведен Александровский сиротский институт, где жили и учились дети военных, умерших от эпидемии холеры. В 1850 г. его преобразовали в кадетский корпус, а в 1863 г. – Александровское военное училище, готовившее пехотных офицеров. Церковное имущество бывшей в доме графа Разумовского церкви иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (основана в 1831 г.), кроме престола и иконостаса, было перенесено в новое помещение сиротского института. Здесь в 1851 г. освятили церковь во имя мученицы царицы Александры, содержавшуюся на деньги Московского опекунского совета. В ней находились памятные доски, серебряные венки и другие мемориальные предметы, связанные с историей училища и его выпускниками. В апреле 1900 г. училище и его храм посетил император Николай II, и ему показали достопамятные святыни: складень из образов великомученика Георгия, святителя Николая и мученицы царицы Александры, присланных в дар выпускниками училища – офицерами Варшавского военного округа; икону благоверного князя Александра Невского, пожалованную императором Александром II и написанную по указанию императора Николая I в память рождения наследника престола.

http://sobory.ru/article/?object=26450

Мыйзанурме. Церковь Александра Невского. Püha Neeva Aleksandri kirik Церковь. Не действует.   Престолы: Александра Невского Год постройки:1873. Архитектор: К.Г. Шель Адрес: Эстония, уезд Тартумаа, волость Пухья, деревня Мыйзанурме Mõisanurme küla, Puhja vald, Tartumaa, Eesti Координаты: 58.341065, 26.358307 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Одна из самых ранних церквей, освящённых в честь Александра Невского — это церковь в Кавилда Тартуского уезда. Заложена она была в 1873 году. Построена по проекту архитектора Рижской православной епархии Г. Шеля на средства министерства внутренних дел, в 1874 - освящена. По конструкции это крестово-купольная церковь, сложенная из природного камня (бута) и кирпича, характерных материалов для православных храмов Эстонии. В доме, расположенном неподалёку от церкви, в этом же году была открыта церковно-приходская школа. Последним настоятелем храма до 1955 года был отец Михаил Вознесенский. С 1964 года по 1976 год вплоть до своей кончины отец Михаил (без зарплаты) выполнял обязанности настоятеля храма. В настоящее время храм не принадлежит ни одной епархии. Источник: газета " МИР ПРАВОСЛАВИЯ " В период с 1846 по 1848 годы в волости Кавилда Тартуского уезда в православие перешло свыше 1700 лютеран, т.е. около четверти тогдашнего населения волости. Православный приход Кавилда начал свою деятельность в 1846 году (до 1868 года он был известен под названием Удерна). До возведения церкви приход располагался в нескольких помещениях, переделанных под проведение религиозных обрядов (богослужения проводились в амбарах и на гумне). В 1868 году приход получил на строительство церкви и организацию кладбища около 125 гектаров земли, ранее относящейся к казённой мызе Кавилда. Церковь из бута была построена в 1873 году на средства Министерства внутренних дел по проекту архитектора Рижской православной епархии Г. Шеля. В то время строительство православных храмов в Тартуском уезде переживало свой расцвет. К началу XX века в уезде насчитывалось около 25 православных церквей, причём три четверти из них были построены в 1860-1870-ые годы. Также в уезде действовали многочисленные православные школы: церковно-приходская школа в Кавилда была открыта в 1872 году в доме, расположенном недалеко от церкви (церковно-приходская и вспомогательная школы работали вплоть до 1918 года. В 1850 году количество прихожан в приходе Кавилда составляло 1515 человек, в 1900 – 1161 человек, в 1916 – 791 человек, в 1938 – 473 человека. В дальнейшем число прихожан продолжало снижаться. Свою роль в этом сыграли Вторая Мировая война, репрессии и атеистический характер советского периода.

http://sobory.ru/article/?object=13157

Новая Селя. Шиханский Покровский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты На горе Шихан в конце 1850-х годов с разрешения тогдашнего правящего епископа Пензенского Варлаама поселился старец Сергий Полянский с двумя иноками. В 1866 году была освящена небольшая деревянная Покровская церковь, но уже в конце 1860-х годов место опустело почти на два десятилетия. В 1882 году решили попытаться возродить обитель, но уже как женскую. Вскорости собралось 8 сестер, была организована богадельня. В 1890 году по указу Святейшего Синода богадельня была преобразована в женскую общину в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1893 году - в Покровский общежительный монастырь. В 1890-1905 годах был построен десятиглавый каменный собор во имя Святой Троицы, появились пять двухэтажных деревянных корпусов, флигель, кельи и хозяйственные постройки, дома для притча, просфорная, пожарный сарай, водопровод с водокачкой, конный и скотный дворы, сад, огород, пасека, пруд с мельницей. В конце 1900-х годов построили гостиницу. В обители подвизались преподобномученицы Елена (Асташикина) и Ева (Павлова). В 1937 году обитель закрыли, разрушив все постройки. Монахини, насильно изгнанные из монастыря после его закрытия, ежегодно приходили на гору в день Сошествия Святого Духа, приходили, чтобы помолится на месте разрушенной обители, на фундаменте Троицкого собора. Чтобы люди не забывали дорогу к святому месту, на пути устанавливали кресты, по которым ориентировались паломники. Кресты ломали, но на их место неизменно устанавливались новые. К началу 1970-х годов от монастырских построек не осталось ничего. В 1993 году в память о монастыре на Шихане установили памятный знак. Главным инициатором возрождения святого места и историографом обители стал благочинный Никольского района, настоятель Никольского собора города Никольска протоиерей Владимир Кознов. Ему удалось собрать не только богатые исторические сведения и фотографии, но и иконы, и церковные предметы, которые сохранили и передали ему старые монахини и селяне.

http://sobory.ru/article/?object=45039

Новая Селя. Шиханский Покровский женский монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Собор. Не действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 2012 и 2017. Адрес: Пензенская область, Никольский район, с. Новая Селя, ул. Центральная, 102 (на территории Покровского Шиханского женского монастыря) Координаты: 53.615606, 46.304233 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 14 октября 2017 года, в день празднования Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил Божественную литургию в Покровском женском монастыре на горе Шихан (с. Новая Селя Никольского района). Его Высокопреосвященству сослужили клирики Пензенской и Кузнецкой епархий. За Литургией молилась настоятельница Покровского женского монастыря игумения Нимфодора (Свирко) с сестрами обители. По окончании богослужения митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим возглавил крестный ход вокруг храма, после чего было совершено славление празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Шиханский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы близ с. Новой Сели Кузнецкой епархии расположен на горе Шихан, в 3 км от села. На горе Шихан в конце 1850-х годов с разрешения тогдашнего правящего епископа Пензенского Варлаама поселился старец Сергий Полянский с двумя иноками. В 1866 году была освящена небольшая деревянная Покровская церковь, но уже в конце 1860-х годов место опустело почти на два десятилетия. В 1882 году попытались возродить обитель, но уже как женскую. Вскорости собралось 8 сестер, была организована богадельня. В 1890 году по указу Святейшего Синода богадельня была преобразована в женскую общину в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1893 году - в Покровский общежительный монастырь. В 1890-1905 годах был построен десятиглавый каменный собор во имя Святой Троицы, появились пять двухэтажных деревянных корпусов, флигель, кельи и хозяйственные постройки, дома для притча, просфорная, пожарный сарай, водопровод с водокачкой, конный и скотный дворы, сад, огород, пасека, пруд с мельницей. В конце 1900-х годов построили гостиницу. В обители подвизались преподобномученицы Елена (Асташикина) и Ева (Павлова).

http://sobory.ru/article/?object=45110

Новоалексеевское. Церковь Алексия, человека Божия (старая). Алексеевская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Ново-Алексеевское село лежит по восточную сторону Уральских гор, в 30 в. от епархиального города. Село расположено при незначительной речке Решетке, впадающей в р. Исеть, притока Тобола. На левом берегу речки находится только четыре двора, на противоположном – все остальное селение. Климат местности отличается суровостью и резкими колебаниями температуры и потому неблагоприятен для здоровья жителей. Почва болотистая и каменистая. Село во всех сторон облегает хвойный лес. Ново-Алексеевское селение, в простонародьи называемое " Новыми решетами " , возникло в 1815 году. В этом году к речке Решетке были выселены владельцем Верх-Исетских заводов Яковлевым непременные работники, данные ему правительством из рекрут. В рекруты были приняты крестьяне из некоторых селений Екатеринбургского, Шадринского и Камышловского уездов. С соседнего Ревдинского завода в непременные работники Яковлеву попало более 20 человек. Каждому работнику заводовладельцем было дано все необходимое для хозяйства, начиная с дома, лошади и коровы и кончая топором и лопатой. Селение названо было Ново-Алексеевским и причислено к Верх-Исетскому Успенскому приходу. Самостоятельный Ново-Алексеевский приход образовался в 1847 г. В настоящее время он состоит из двух селений: с. Ново-Алексеевского и деревни Решет, находящейся от церкви в 7 верстах и населенной бывшими мастеровыми Екатеринбургского монетного двора. Все прихожане православные. За 1900 г. их считалось 638 д. об. п., из них в селе – 332 челов. Ново-Алексеевцы занимаются рубкой куренных (употребляемых для обжигания угля) и квартирных (обыкновенных) дров, углежжением и доставкой угля на Верх-Исетский завод; работают некоторые и на золотых приисках. Жители дер. Решет занимаются старательскими работами на золотых приисках, добычей железной руды и доставкой квартирных дров в Екатеринбург. Церковь в с. Ново-Алексеевском, во имя Алексия Божия человека, построена по ходатайству и на средства Верх-Исетского заводоуправления. Заложение церкви совершено, по благословению преосвященного Ионы, епископа Екатеринбургского, 22 мая 1847 г., а освящение, по благословению того-же преосвященного, - 29 сент. 1850 года. Церковь деревянная на каменном фундаменте, однопрестольная. Иконостас двух-ярусный, простой работы. Ризницей и утварью церковь снабжена достаточно. В д. Решетах есть деревянная часовня во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Построена в 1872 г., иждивением прихожан. Часовня довольно большая, с колокольней и колоколами, обшита тесом и выкрашена. Священник и псаломщик живут в двух ветхих домах, принадлежащих церкви. В селе и в деревне по школе грамоты; обе смешанные; обе в наемных помещениях; Ново-Алексеевская открыта в 1892 г., Решетская – в 1882 г. Последняя содержится на средства Екатеринбургского Земства.

http://sobory.ru/article/?object=57477

Петропавловск. Церковь Всех Святых. Карта и ближайшие объекты Всехсвятская церковь - однопрестольный храм города Петропавловска. Церковь была построена в 1890-1894 гг. благодаря усилиям петропавловского купца Саввы Хлебникова и его супруги Анны Дмитриевны. В 1894 г. состоялось освящение церковного престола. Главной особенностью храма является то, что с момента освящения службы здесь никогда не прекращались. Церковь была действующей даже в революционные и советские годы. Всехсвятская церковь представляет собой крестообразное в плане кирпичное сооружение сложной конфигурации. Дополнительным элементом храмового здания являются пять куполов-башенок, которые установлены на треугольных карнизах кровли. Церковь имеет один придел – Всехсвятский. Главный вход на территорию храма выполнен в виде трехарочных ворот из кирпича. В 1900 г. при Всехсвятской церкви была открыта богадельня. В 1907 г. по указу Святого Синода была основана женская община – монастырь. В советское время земли, которые находились во владении храма, и здания конфисковали. Кладбище вокруг церкви разрушили, на его месте разбили парк, был построен стадион «Авангард». Одной из главных святынь церкви является икона Иверской Божьей Матери афонского письма. Также в храме можно увидеть редчайшие реликвии, например, привезенный из Святой Земли безвестным прихожанином медальон с частицами мощей архидиакона Стефана, икону с частичкой мощей Пелагеи, икону, подаренную храму Николаем II, на которой изображены три покровителя семьи Романовых – Святой Николай, мученица Александра, Святой Алексей, митрополит Московский. На сегодняшний день Всехсвятскому храму вернули его кладбищенскую территорию. На территории церкви имеется несколько захоронений с надгробными плитами. В 1752 году в урочище реки Ишим была заложена небольшая крепость в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В центре крепости размещалась небольшая гарнизонная церковь. К 1850 г., когда крепости был присвоен статус города, в нем размещалось несколько тысяч жителей. При этом в городе размещались храмы: св. Петра и Павла, Покрова Божьей Матери, Вознесения Господня, св. Равноапостольной Марии Магдалины, св. Василия Великого.

http://sobory.ru/article/?object=26862

Привокзальный. Актайский скит Верхотурского Свято-Николаевского монастыря. Скит. Действует.   Престолы: не имеет Год основания:не ранее 1852. Адрес: Свердловская область, Верхотурский район, пос. Привокзальный, ул. Молодёжная, 4 Координаты: 58.866741, 60.671048 Проезд:на автобусе минут 15-20 из Верхотурья (от остановки " Центральная " ) до Актая (конечная остановка); на автомобиле из Верхотурья (если ехать по дороге в Екатеринбург) после второго ж/д переезда повернуть налево (на Актай) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 8 км к западу от Верхотурья в живописном месте на берегу реки Актай находится небольшой одноименный поселок. Здесь находится обустроенный скит Свято-Николаевского мужского монастыря — Актайская (Октайская) заимка. Эти земли были переданы монахам в 1850 году и первое время использовались священнослужителями для хозяйственных нужд: верующие, проживающие здесь, занимались заготовкой дров и сена для домашнего скота. Монастырская заимка на р. Актай была образована в 1852 г. на пути следования богомольцев в г. Верхотурье на поклонение мощам святого праведного Симеона Верхотурского, как остановочный пункт. Вскоре здесь была построена часовня (1887-88 гг.) во имя иконы Божьей Матери «Живоносный Источник», освященная как храм в 1894 г. архимандритом Иовом. Позже Верхотурская заимка становится скитом, с введением в нем правил общежития и старчества. На берегу находится неиссякаемый источник святой воды В конце XIX — начале XX вв. Актайская земля стала известна и своими старцами: Макарием и Илией. Макария (в миру Михаила Васильевича Поликарпова) своим духовным отцом считал не кто иной, как Григорий Распутин, а император Николай II дважды приглашал старца к себе в императорский дворец Санкт-Петербурга. Макарий слыл юродивым и прозорливцем, о его пророчествах ходило много слухов и легенд. Местные жители и паломники прозвали его «куриный святой», потому что видели его постоянно в окружении домашних птиц, ходивших за ним повсюду. Илия (Иоанн Чеботарев) — монах с острова Валаам, в Верхотурье и его окрестностях (в частности на Актайской заимке) прошли последние 7 лет его жизни. Русской Православной Церковью почитается как преподобный Илия Верхотурский, умер в 1900 году.

http://sobory.ru/article/?object=49576

Пялозеро. Часовня Казанской иконы Божией Матери. Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:приблизительно 1850 - 1900. Адрес: Респ.Карелия, Пудожский р-н, д. Пялозеро Координаты: 61.871525, 37.8972 Проезд:Новая магистральная лесовозка отходит от дороги на Корбозеро вправо за 5 км до Стешевской и петляет между холмов в сторону Водлы. С нее через 13,3 км в точке N61.9015 E37.8688 будет правый поворот на Пялозеро. На развилке через 1,2 км правее, еще через 2,5 км резко влево, через 300 м выход на поляну, еще через 650 м справа от дороги часовня, в 100 м к западу от нее берег Пялозера. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Часовня Казанской Божьей Матери расположена в центре деревни Пялозеро и является композиционно-планировочной доминантой в свободной застройке поселения. Постройка принадлежит к числу двухчастных равношироких и равновысоких часовен. Основной объем здания включает молитвенное помещение и притвор, перекрытые общей двускатной крышей, которая над молитвенным помещением была увенчана крестом. По конструктивному устройству часовня представляет собой сруб-четырехстенок, на общем срубном основании с которым устроены притвор с каркасно-обшивными стенами и открытая галерея-крыльцо с западным входом с двумя самостоятельными двухскатными крышами над верхней площадкой-рундуком и одновсходной лестницей. Стены главного помещения рублены " в прямоугольную лапу " , изнутри отесаны и обшиты горизонтальными тонкими тесинами " в стык " на кованых гвоздях, снаружи обшиты калеванной доской на кованых гвоздях с устройством декоративного цоколя и прямоугольного карниза. Стены притвора смешанной конструкции - частично рубленные (на высоту шесть венцов от пола), а частично - каркасно-обшивные. Крыша - самцово-слеговая со слегами, врубленными через 1-3 венца; кровля, первоначально бывшая " по курицам и потокам " , ныне - гвоздевая из двух слоев дороженного теса.

http://sobory.ru/article/?object=27996

Санкт-Петербург. Домовая церковь Александра Невского при бывших Благотворительных учреждениях Ремесленного Общества. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты В сословно устроенной Российской империи ремесленники были важной и хорошо обеспеченной частью общества, имевшей свои учреждения самоуправления и попечения о членах корпорации. Основанный в 1850 Дом призрения для ремесленников размещался поначалу в деревянном доме на Б. Московской, а позднее, около 1860, занял обширный участок у Московских ворот, между Лиговским проспектом и Черниговской улицей. Для этой богадельни и открывшейся при ней Александро-Невской школы Г. И. Винтергальтер выстроил в 1873–1874 новое каменное здание. Там, во флигеле, на третьем этаже, епископ Ладожский Гермоген освятил 15 декабря 1874 церковь площадью 13 на 4 саж. Иконы для нее написал акад. И. А. Тюрин. Потолок был украшен „в византийском стиле с позолотою“. Много вещей пожертвовали купцы: Иван С. Мозжулин (в 1879 – бронзовые хоругви, в 1884 – напрестольное Евангелие в золоченом серебряном окладе), Николай Яковлевич Максимов (11 икон в серебряных окладах), Михаил Филиппович Филиппов (утварь из золоченого серебра). Расширяя в 1891–1892 заведение, арх. В. А. Пруссаков возвел для школы отдельный корпус. В нем, посредине третьего этажа, 22 ноября 1892 епископ Нарвский Никандр при участии о. Иоанна Кронштадтского освятил новую двусветную церковь на 1000 человек, выходившую окнами на Лиговку. Три главки и звонница украшали ее фасад. Трехъярусный белый с золотом иконостас был вырезан по рисунку Пруссакова; иконы и утварь взяли из старого храма. Потолок украшали лепные медальоны с изображениями апостолов. В верхних окнах находились витражи с изображением русских святых: от князя Владимира до Митрофана Воронежского. 2 мая 1893 тем же епископом был освящен боковой Никольский придел, где поставили иконостас „такой же белый, весь в изящной золотой резьбе“. Новый корпус переходом был связан со старым зданием на Черниговской. Его в 1900–1902 перестроил тот же Пруссаков, и в нем по-прежнему находилась богадельня. С 1873 на этой же улице стояла деревянная часовня, которая 30 лет спустя была расширена и перенесена на новое место.

http://sobory.ru/article/?object=24651

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010