Родился в Коломне Московской губ. в семье священника. Окончил Московскую ДС (1898). В 1898–1899 – послушник Коломенского Бобренева монастыря. В 1903 окончил Казанскую ДА, к. б. Назначен преподавателем гомилетики и литургики Симбирской ДС. Преподаватель Московского кадетского корпуса и 3-й Московской гимназии; преподаватель всеобщей и русской истории в Николаевском сиротском институте, его инспектор до 1918. В 1919 – заведующий почтовым сектором Главного лесного комитета. В конце 1921 пострижен в мантию. В 1922 рукоположен во иеродиакона, затем – во иеромонаха; возведен в сан архимандрита. С 2 декабря 1923 – Шлиссельбургский и Лодейнопольский, викарий Петроградской епархии; наместник Александро-Невской Лавры, 6 декабря 1924 арестован за неуплату налогов и осужден на год с понижением наказания до 3-х месяцев. Освобожден 17 апреля 1926. Арестован 31 марта 1927 по делу «Пастырского училища», но дело было прекращено «за недостатком компрометирующего материала». 19 ноября 1927 освобожден. После выхода Декларации 1927 прекратил возношение имени заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) , «пользуясь древним правом ставропигии, которое имела Лавра». В мае 1928 назначен епископом Феодосийским; от назначения отказался. 28 августа 1928 уволен на покой «по причине расхождения в понимании церковной жизни епархии и ее нужд». В 1928–1931 проживал в Коломне. В сентябре 1931 переехал в Москву. В 1932–1933 проживал в пос. Жаворонки Московской обл. С 1934 жил в Кашине, тайно служил дома. 16 апреля 1937 арестован и заключен в тюрьму г. Калинина. 13 сентября 1937 приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян. Причислен к лику святых. См: Осипова И. И. Сквозь огнь мучений и воды слез. М. 1998. С. 266; Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат. 1917–1945. СПб. 1995. С.119, 141. 348, 350 Григорович Стефан Иоасафович; (ок. 1827 – 11 января 1903). Сын униатского священника, воссоединившегося с Православной Церковью. Окончил Литовскую ДС (1849) и СПбДА (1853), после чего был прикомандирован к Литовской ДС «в помощь инспектору по профессорской должности для преподавания латинского языка и чтения философских задач», был учителем русского языка в высшем и среднем отделениях Виленского ДУ, преподавал Священную историю в причетническом классе при училище, состоял секретарем училищного правления.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святитель Феофан вёл обширную переписку с иноками Руссика. Его корреспондентами были настоятели монастыря-архимандрит Макарий (Сушкин) (1820 – 1889) и схиархимандрит Андрей (Веревкин) (1834–1903), а также другие насельники: иеромонах Арсений (Минин) (1823–1879), иеросхимонах Владимир (Колесников) (1851–1918), иеромонах Владислав (Попов) (1849–1918), иеромонах Денасий (Юшков) (1859 – 1928). Случилось так, что практически вся переписка святителя Феофана с афонцами к настоящему времени оказалась в библиотеке Пантелеймонова монастыря. Однако в архивохранилищах на территории России сохраняются письма афонских насельников к разным лицам, в которых упоминается вышенский затворник. Одним из таких архивохранилищ является Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). Письма с Афона хранятся в разных фондах Отдела рукописей. Значительное их количество имеется в архиве архиепископа Вологодского и Тотемского Никона (Рож дественского) (1851–1919) (Ф. 765). Преосвященный Никон не только вёл активную переписку с афонскими насельниками, но и хорошо знал святителя Феофана, с которым состоял в переписке, советовался по разным вопросам, отправлял ему для отзыва свои труды и, как мы увидим, участвовал и в издании трудов самого святителя. Преосвященный Никон переписывался с теми же насельниками Руссика, что и святитель Феофан, например, с архимандритом Макарием (Сушкиным). Архимандрит Макарий являлся для Русского Афона фигурой поистине легендарной. Будучи первым русским по происхождению настоятелем Пантелеймонова монастыря, он окончательно укрепил положение русского монашества на Святой Горе, увеличил число братии, строил храмы, устроил множество скитов и подворий своего монастыря в России и других странах. При архимандрите Макарии и его преемниках Пантелеймонов монастырь вёл активную издательскую деятельность. В монастырской типографии печаталось более ста наименований брошюр и печатных листов, а также большое количество книг. Поэтому неудивительно, что главной темой писем, хранящихся в ОР РГБ, является именно книгоиздательская деятельность. Большинство писем посвящено вопросам издания «Добротолюбия» («Филокалии») – сборника святоотеческих трудов IV-XV вв., составленного митрополитом Коринфским Макарием и Никодимом Святогорцем , уникального пятитомного труда, переведённого святителем Феофаном.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

См.: Г. Петрозаводск, 5 ноября.//ОГВ. 1882. 85. С. 900. 38 Алексеевская общественная библиотека г. Петрозаводска учреждена в 1871 по инициативе адмирала K. H. Посьета (1819–1899). Проект ее устава, утвержденного 27 февраля 1871, составил директор Олонецкой гимназии В. Н. Елецкий (см. прим. 28). В 1881 насчитывала 3 515 книг (для сравнения библиотека Олонецкой ДС в 1885 насчитывала 4 920 названий в 13 106 томах, а мужской гимназии – 3 947 в 8 520 томах. ОГВ. 1885. 72. С. 641). В 1895 городское управление предоставило библиотеке здание бывшей гауптвахты. Здесь она была открыта 17 декабря 1895 и размещалась до гибели при пожаре в марте 1919. См.: Устав Алексеевской петрозаводской общественной библиотеки.//ОГВ. 1871. 29. С. 2–3. 30. С. 2–3. 31. С. 2–3; Освящение нового помещения Алексеевской петрозаводской общественной библиотеки.//ОГВ, 1895. 98. С. 6–7; Верхоглядов В. День рождения только раз в году или два?//«Петрозаводск». 1994. 45 (4 ноября). С. 12; 46 (11 ноября). С. 12; 47 (18 ноября). С. 12. 39 «Всемирная иллюстрация» – еженедельный иллюстрированный журнал, издавался в Санкт-Петербурге в 1869–1898 гг. 41 Успенская церковь при детском приюте в Петрозаводске – первом благотворительном учреждении Олонецкой губернии – освящена 1 сентября 1855. Здание приюта, как и его домовую церковь , устроил на свои средства петрозаводской 1-й гильдии купец М. П. Пименов († 20 апреля 1865). Открытие самого приюта состоялось 21 апреля 1849. Ранее, 29 октября 1848, для заведования им было открыто Олонецкое губернское попечительство о детских приютах. 11 декабря 1848 действительным членом попечительства был утвержден начальник Олонецких горных заводов полковник Н. Ф. Бутенев, а купец М.П. Пименов – почетным старшиной приюта. При этом приюту было повелено именоваться Пименовским, а 20 октября 1855 ему присвоено наименование Николаевского, в память о Николае I. Первоначально приют был смешанным, а с 1869 предназначен только для девочек. Митрополит Григорий, будучи Олонецким епархиальным наблюдателем, в 1897–1911 служил в „Приютской церкви и уделял большое внимание совершенствованию учебно-воспитательного дела в нем. 21 апреля 1899 он участвовал в праздновании его 50-летия, а при строительстве нового приютского здания (1903–1905) с октября 1904 состоял председателем строительной комиссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Собор Вознесения Пресв. Девы Марии в г. Виктория (о-в Гоцо). 1697–1711 гг. Архит. Л. Гаф Собор Вознесения Пресв. Девы Марии в г. Виктория (о-в Гоцо). 1697–1711 гг. Архит. Л. Гаф В 1814 г. по условиям Парижского мирного договора М. была признана колонией Великобритании. Вплоть до второй мировой войны она оставалась основной военно-морской базой Великобритании в Средиземноморье. В 1819 г. местное самоуправление было ликвидировано, власть передана брит. губернатору. В 1835 г. создан Гос. совет из 7 назначаемых губернатором мальтийцев. С 1849 г. в Гос. совет входили 8 избираемых и 10 назначаемых членов, с 1887 г. этот орган стал преимущественно выборным (14 членов из 20). Значение М. заметно выросло после открытия в 1869 г. Суэцкого канала. В брит. правление определенная дискриминация мальтийцев сохранялась: им было сложнее поступить на гос. службу, мальтийский язык не имел гос. статуса. Брит. администрация на М. признавала католич. традиции островов и в целом поддерживала хорошие отношения с католич. Церковью, но ввела ряд ограничений, в частности были приняты законы, противоречащие каноническому праву и контролирующие право «мертвой руки»; судебная неприкосновенность распространялась только на епископов, а не на весь клир; церковная юрисдикция была ограничена исключительно внутрицерковными вопросами. Когда в 1829 г. между брит. администрацией и неаполитанским монархом возник спор о праве назначения епископа Мальты, папа Римский Григорий XVI вывел еп-ство Мальта из подчинения архиеп-ству Палермо и подчинил его напрямую Папскому престолу. В 1798 (при французах), 1836 и 1855 гг. жители Гоцо подавали прошения об учреждении для них отдельного еп-ства. В 1860 г. брит. администрация дала на это согласие, и в 1864 г. папа Пий IX буллой «Singulari Amore» выделил из еп-ства Мальты о-ва Гоцо и Комино в отдельное еп-ство Гоцо с центром в г. Рабат (на о-ве Гоцо; ныне - Виктория). После первой мировой войны на М. начался рост национально-освободительного движения. 7 июня 1919 г. при подавлении брит.

http://pravenc.ru/text/2561762.html

Сольский Дмитрий Мартынович (03.09.1833–29.11.1910) – граф. Окончил Императорский Александровский лицей с золотой медалью. 01.01.1852 определен на службу в Канцелярию Его Императорского Величества, с 25.01.1872 ее главноуправляющий, член Гос. Совета. – 36 Спасский Алексей Михайлович (1849–?) – митрофорный протоиерей. Депутат III Гос. Думы от Воронежской губ., окт. Окончил в 1874 г. Киевскую духовную академию и был назначен преподавателем Тамбовской духовной семинарии. В 1882–1900 гг. – преподаватель, инспектор и ректор Воронежской духовной семинарии, протоиерей кафедрального собора г. Воронежа. 13 лет состоял редактором «Воронежских епархиальных ведомостей», где помещал и свои печатные труды. – 320, 322, 330, 354 Спасский Владимир Александрович (1869 – после 1919) – священник. Депутат IV Гос. Думы от Курской губ., прав. Окончил духовную семинарию. – 345, 354 Сперанский Михаил Михайлович (01.01.1772–11.02.1839) – граф (с 1839), русский государственный деятель, реформатор. Родился в семье сельского священника. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, в которой состоял с 1792 по 1795 г. профессором математики, физики и красноречия, в 1795–1797 гг. ее инспектор. В 1797 г. перешел на службу в Сенат. С 1808 г. ближайший сподвижник императора Александра I, автор плана либеральных преобразований, инициатор создания Гос. Совета (1810). После того как открылась связь Сперанского с масонами, он в 1812 г. был уволен от всех должностей и арестован, в 1812–1816 гг. находился в ссылке. В 1819–1821 гг. – генерал-губернатор Сибири. С 1826 г. фактический глава 2-го отделения, руководил кодификацией Основных Законов Российской империи. – 154 Спирин Иван Лаврентьевич (1873–?) – крестьянин, старообрядец белокриницкой иерархии. Депутат III Гос. Думы от Московской губ., окт. Получил домашнее образование под руководством старообрядческого епископа. Занимался кустарным производством и торговлей. Член союза старообрядческих начетчиков, член Егорьевского старообрядческого братства. Имел библиотеку духовно-религиозных полемических книг. – 322, 327, 344

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Урусов – князь, чиновник Министерства иностранных дел. – 300 Успенский Василий Васильевич (1877–?) – профессор по кафедре пастырского богословия и педагогики Санкт-Петербургской духовной академии, которую окончил в 1900 г. – 32 Ушинский Константин Дмитриевич (1824–1871) – русский педагог, основоположник научной педагогики в России. В 1844 г. окончил юридический факультет Московского университета. В 1846–1849 гг. – профессор Ярославского Демидовского лицея, с 1854 г. – преподаватель и инспектор Гатчинского сиротского института, в 1856–1862 гг. – инспектор классов Смольного института. Основа его педагогической системы – идея народности воспитания, центральное место в которой он отводил изучению родного языка. Автор книг для первоначального обучения и других педагогических работ. Его фундаментальный труд – «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» явился первым в России оригинальным систематическим изложением научной педагогики. – 167 Ф. Б. – авт. соч. – 253 Фелькерзам Гамилькар Евгеньевич (1854–?) – барон, немец. Депутат Ш и IV Гос. Дум от Курляндской губ., окт. Окончил юридический факультет Юрьевского университета. Председатель Совета курляндского кредитного общества. – 323, 351 Феодор Иоаннович (1557–1598) – последний русский царь с 1584 г. из династии Рюриковичей. – 259 Феодосий, епископ Смоленский см. Феодосии (Феодосиев), архиепископ Феодосий (Феодосиев Николай Иванович ) (03.11.1864–1942) – архиепископ Виленский и Лидский. Родился в Черниговской губ. В 1890 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Черниговского духовного училища. С 1893 г. – помощник смотрителя того же училища. 13.12.1897 пострижен в монашество и 25.12.1897 рукоположен во иеромонаха. В 1898 г. назначен инспектором Минской духовной семинарии, в 1899 г. – ректором Тульской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. 23.03.1903 хиротонисан во епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии. С 03.09.1907 – епископ Тихвинский, викарий Новгородской епархии. 20.02.1908 – епископ Смоленский и Дорогобужский. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. С 1918 – архиепископ. В 1919 г., опасаясь преследований, бежал в Киев. В 1923 г. выехал в Польшу и примкнул к польским автокефалистам. В 1923–1939 гг. – архиепископ Виленский и Лидский, юрисдикции Польской автокефальной Церкви, с 1939 г. на покое. Скончался в Вильнюсе. – 142

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Феодосий I или Великий Флавий (ок. 346–395), римский император с 379; Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров) (1872–1940), церковный деятель. Ректор Петербургской ДА (1908–1910), епископ Ямбургский (с 1909), Таврический (с 1910), Астраханский (с 1912), Полтавский (с 1913). С 1917 архиепископ. После Октябрьской революции в эмиграции во Франции; Феррейн Владимир Карлович (1834–1918), фармацевт, московский купец 1-й гильдии, действ. статский советник, магистр фармации (1869). Гласный Московской городской думы, председатель Московского фармацевтического об-ва и Пенсионно-вспомогательной кассы на пособие инвалидам, вдовам и сиротам фармацевтов. Продолжив дело отца, Карла Ивановича Феррейна, создал одну из крупнейших в России фармацевтическую фирму, с 1902 преобразованную в «Товарищество на паях Феррейн В.К.», стал председателем правления и директором-распорядителем всего бизнеса. Товарищество владело собственным фармацевтическим заводом (ныне – головное предприятие ЗАО «Брынцалов А.»), химико-бактериологической лабораторией и сетью аптек в Москве, в том числе, крупнейшей в Европе Староникольской аптекой. После Октябрьской революции переехал в Германию; Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) (1783–1867), церковный деятель, проповедник, профессор философии, почетныйчлен (1827), академик (1841) Петербургской АН. Инспектор и профессор философских наук (1808–1812), ректор и профессор богословских наук (1812–1817) Санкт-Петербургской духовной академии, епископ Ревельский, викарий Петербургской епархии (1817–1819), архиепископ Тверской (1819), член Синода (1819–1849), митрополит Московский (1826–1867), составитель Манифеста 1861 об отмене крепостного права. Канонизирован РПЦ в 1994; Филипп (в миру боярин Федор Степанович Колычев) (1507–1569), церковный деятель. Игумен Соловецкого м-ря (1547–1566), митрополит Московский и всея Руси (с 1566), низложен в ноябре 1568, заточен сначала в Богоявленском (или Староникольском) м-ре, затем в Тверском Отрочем м-ре, где был задушен Малютой Скуратовым. Канонизирован в 1652;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

852 Беляев Александр Дмитриевич (1849–1919(20)), профессор МДА по кафедре догматического богословия, доктор богословия (1899), автор около 80 научных работ, статей по догматическому и сравнительному богословию и религиозной жизни западных христиан. Окончил богословское отделение МДА со степенью кандидата богословия (1876), приват-доцент по кафедре догматического богословия (1876–1830). Магистр богословия (1880). Доцент МДА (1880–1893), экстраординарный профессор (1893–1899), ординарный профессор (1899–1901), заслуженный ординарный профессор (1901 – 1910). Член Правления Академии (1905–1910). Магистерское сочинение «Любовь Божественная. Опыт раскрытия главнейших христианских догматов из начала любви Божественной» (М., 1880), в 1884 г. вышло 2-е изд., исправленное и дополненное. Об А.Д. Беляеве см.: ЦИАМ, Ф. 229. Оп.4. Д. 254. Личное дело студента МДА; Там же. Д. 5020. Личное дело преподавателя МДА; ОР РГБ. ф. 26. Личный фонд А.Д. Беляева . 854 Андреев Иван Дмитриевич (1867–1927), профессор МДА по кафедре новой гражданской истории (1899–1907), затем ИСПбУ, Высших Богословских курсов в Ленинграде, магистр богословия (1895), автор большого числа научных работ по истории Византии, церковной истории, педагогике. Окончил МДА в звании действительного студента (1892), с утверждением в степени кандидата богословия 03.10.1892 г. Преподаватель философских предметов в Таврической ДС (1893–1895). Помощник инспектора МДА (1895), доцент МДА по кафедре новой гражданской истории (1896–1899), экстраординарный профессор (1899), одновременно лектор по английскому языку (1898–1900). Член Исторического общества при ИСПбУ, сотрудник издательства и один из авторов «Нового энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона (с 1899 г.) и «Православной богословской энциклопедии». Редактор журнала МДА «Богословский вестник» (1906–1907). Экстраординарный профессор ИСПбУ по кафедре истории Церкви (1907–1914), проректор (с 1910 г.), и. д. ординарного профессора (1914–1919), профессор по кафедре истории (1919–1924) и одновременно по кафедре общественных наук (1919–1920). Профессор Высших Богословских курсов в Ленинграде по кафедре истории Церкви (1925–1927). Магистерское сочинение «Константинопольские патриархи от времени Халкидонского Собора до Фотия» (Сергиев Посад, 1895). Об И.Д. Андрееве см.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 81. Личное дело студента МДА; Там же. Д. 5009. Личное дело преподавателя МДА.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

АКСАЙСКАЯ, обн. 02(15)05.1923 30.01(12.02)1924 ЗАДОНСКАЯ, обн. 30.01(12.02)1924 ПЯТИГОРСКАЯ, обн. НОВОРОССИЙСКАЯ, обн. ОРДЖОНИКИДЗЕНСКАЯ, обн. 27.11(10.12)1930 СТАВРОПОЛЬСКАЯ, обн. 25.11(08.12)1932 03.1935 Филипп Гумилевский ЕЙСКАЯ 16(29)11.1920 в/у НИЖЕГОРОДСКАЯ 23.08(05.09)1923 05(18)03.1924 БАЛАХНИНСКАЯ, паки ЗВЕНИГОРОДСКАЯ 05.1927 26.01(08.02)1931 в/у МОСКОВСКАЯ 05.1927 26.01(08.02)1931 ВЛАДИМИРСКАЯ 05.1936 13(26)04.1936 Сщмч. Филипп II Колычев ВСЕРОССИЙСКАЯ 25.07.1566 04.11.1568 Филипп Осадченко в/у ПОЛТАВСКАЯ 18.09(01.10)2001 17(30)12.2001 ПОЛТАВСКАЯ 17(30)12.2001 Филипп Перов ВАЛУЙСКАЯ 19.10(01.11)1920 16(29)11.1923 НИЖНЕЛОМОВСКАЯ 16(29)11.1923 в/у ПЕНЗЕНСКАЯ 16(29)11.1923 ПЕНЗЕНСКАЯ 04.1927 САРАНСКАЯ 10(23)01.1929 09.1936 ВОЛГОГРАДСКАЯ 02(15)01.1937 Филипп Ставицкий АЛЯСКИНСКАЯ 06.08.1916 03(16)12.1919 в/у СМОЛЕНСКАЯ 29.01(11.02)1919 15(28)08.1919 ВЯЗЕМСКАЯ 03(16)12.1919 02(15)10.1920 СМОЛЕНСКАЯ 02(15)10.1920 26.06(09.07)1922 СМОЛЕНСКАЯ, паки 27.08(09.09)1923 21.02(05.03)1924 УФИМСКАЯ 21.02(05.03)1924 АСТРАХАНСКАЯ 31.05(13.06)1928 17(30)08.1933 ОМСКАЯ 10(23)02.1937 08.1937 ИРКУТСКАЯ 11.1943 12.1943 АСТРАХАНСКАЯ, паки 12.1943 17(30)10.1947 ОДЕССКАЯ 17(30)10.1947 29.11(12.12)1947 АСТРАХАНСКАЯ, 3-й раз 29.11(12.12)1947 29.11(12.12)1952 в/у САРАТОВСКАЯ 09(22)02.1949 08(21)10.1949 Филофей ПЕРМСКАЯ 08.11.1471 ВОЛОГОДСКАЯ 24.04.1501 Филофей РЯЗАНСКАЯ 01.1562 11.1570? Филофей Грек СМОЛЕНСКАЯ 13.02.1722 06.1727 Филофей (в сх. Феодор) Лещинский ТОБОЛЬСКАЯ 04.01.1702 02.1711 ТОБОЛЬСКАЯ, паки 07.1715 02.1721 Филофей Нарко СЛУЦКАЯ 10(23)11.1941 24.02(09.03)1942 МОГИЛЕВСКАЯ 24.02(09.03)1942 24.06(07.07)1944 в/у СМОЛЕНСКАЯ 25.02(10.03)1942 04(17)05.1942 в/у МИНСКАЯ 05.1942 03(16)04.1943 Филофей Успенский ДМИТРОВСКАЯ 18.12.1849 19.08.1853 КОСТРОМСКАЯ 19.08.1853 15.02.1857 ТВЕРСКАЯ 15.02.1857 05.05.1876 КИЕВСКАЯ 05.05.1876 29.01.1882 Флавиан Городецкий АКСАЙСКАЯ 02.02.1885 24.06.1885 ЛЮБЛИНСКАЯ 24.06.1885 14.12.1891 ВАРШАВСКАЯ 14.12.1891 21.02.1898 ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ 21.02.1898

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Программу реформ Вешшеленьи представил на гос. собрании (1841-1842, Клуж) барон Жигмонд Кемень. Тогда же обсуждались вопросы о принятии Православной Церкви в число официально признанных в Трансильвании конфессий и о введении венг. языка как официального (обязательного для всех, кроме трансильванских саксов). Австрийский имп. Фердинанд I (1835-1848) отложил обсуждение вопросов до созыва следующего собрания. На собрании 1846-1847 гг. (Клуж) произошло столкновение между либералами и консерваторами по крестьянскому вопросу (в результате реформ 1764-1772 гг. имп. Марии Терезии крестьянская семья была обязана отработать помещику 104 дня в год пешей барщины (или 52 дня с тяглом); кроме барщины, размеры к-рой помещики могли увеличить, крепостные отбывали также натуральные и денежные повинности). Предложение либералов об отмене крепостничества вызвало отрицательную реакцию консерваторов. Неспособность венг. партий примирить различные интересы привела к тому, что реформы так и не были осуществлены. Трансильвания после Венгерской революции, 1848-1919 гг. В период Венгерской революции (1848-1849) 15 мая 1848 г. венг. революционное правительство объявило об объединении Трансильвании и Венгрии; 30 мая об этом объявило гос. собрание в Клуже. 20 февр. (4 марта) 1849 г. была принята новая Конституция, к-рой была восстановлена автономия княжества Трансильвания. В состав Трансильвании были возвращены историческая область Парциум (комитаты Зэранд (Заранд), Красна, Внутренний Сольнок), г. Залэу (в жудеце Сэлаж) и дистрикт Кьоар (жудец Марамуреш, аннексированный Венгрией весной 1848). На всех этих территориях, как и в Венгрии, с 1849 по 1860 г. функционировал неоабсолютистский режим; сохранялась социальная и национальная напряженность, нагнетаемая, с одной стороны, представителями Габсбургов, к-рые действовали по принципу «разделяй и властвуй» (венгры были противопоставлены румынам и саксам; православные - греко-католикам и т. д.), с другой стороны - знатью, стремившейся восстановить свои привилегированные позиции.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010