ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ A.C. 1863-1919. История ЛАТЫШЕВ В.В. 1855-1921. Классическая филология и археология ЛЯПУНОВ A.M. 1857-1918. Прикладная математика. МАРКОВ A.A. 1856-1922. Математика. МАРР Н.Я. 1864-1934. Литература и история азиатских народов. МИЛЛЕР В.Ф. 1848-1913. Русский язык и словесность НАСОНОВ Н.В. 1855-1939. Зоология НИКИТИН П.В. 1849-1916. Классическая филология и археология ОЛЬДЕНБУРГ С.Ф. 1863-1934. Литература и история азиатских народов ПАВЛОВ И.П. 1849-1936. Сравнительная анатомия и физиология РАДЛОВ В.В. 1837-1918. Литература и история азиатских народов РЫКАЧЕВ М.А. 1840-1919. Физика СОБОЛЕВСКИЙ А.И. 1856-1929. Русский язык и словесность СОНИН Н.Я. 1849-1915. Математика СТЕКЛОВ В.А. 1863-1926. Прикладная математика УСПЕНСКИЙ Ф.И. 1845-1928. История и древности русские ФАМИНИЦЫН A.C. 1835-1918. Ботаника ФОРТУНАТОВ Ф.Ф. 1848-1914. Русский язык и словесность ЧЕРНЫШЕВ Ф.Н. 1856-1914. Геология ШАХМАТОВ A.A. 1864-1920. Русский язык и словесность ЯГИЧ И.В. 1838-1923. Русский язык и словесность ЯНЖУЛ И.И. 1846-1914. Политэкономия и наука о финансах   Почетные академики Отделения русского языка и словесности по разряду изящной словесности   K.P. (вел. кн. К.К. Романов). 1858-1915. Поэт КОНИ А.Ф. 1844-1927. Юрист и общественный деятель АРСЕНБЕВ K.K. 1837-1919. Публицист, юрист, земский деятель БОБОРЫКИН П.Д. 1836-1921. Писатель КОТЛЯРЕВСКИЙ H.A. 1863-1925. Литературовед ОВСЯНИКО-КУЛИКОВСКИЙ. 1858-1920. Литературовед и языковед БУНИН И.А. 1870-1953. Писатель   Почетные члены Императорской Академии Наук   Этого почетного звания были удостоены 42 политических и общественных деятеля и ученых, в том числе 13 зарубежных. Среди них были Император Николай II, Великие Князья Г.М., K.K, Н.М. и П.А. Романовы, Король Италии Виктор-Эммануил III, Король Швеции Густав V, Королева Румынии Елизавета, Король Черногории Николай I, Принц и принцесса Ольденбургские, Принц Монако Альберт I, ряд высших государственных сановников Российской империи, например, С.Ю. Витте и др. Из выдающихся русских ученых этого звания были удостоены:

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/08/...

В 1880 г. он защитил магистерскую диссертацию на тему: «Любовь Божественная. Опыт раскрытия главнейших христианских догматов» с. 586], а в 1889 г. ему была присвоена докторская степень за капитальный труд (больше тысячи страниц) «О безбожии и антихристе» с. 586].  Должность преподавателя догматики он занимал до 1910 г., когда был вынужден уйти на пенсию, согласно новому Уставу академии 1910 г., в связи с достижением предельной выслуги лет. Еще год он продолжал преподавать в качестве заштатного профессора и окончательно ушел на пенсию в 1911 г. Проф. А. Д. Беляев кроме академической жизни вел активную светскую деятельность: выступал с общественными лекциями, посещал театры и выставки, был присяжным заседателем в суде, участвовал в монархических собраниях. Александр Дмитриевич является автором нескольких десятков статей в основном богословского характера, из них несколько посвящено общественно-политической тематике. Все это он отражал на страницах своего дневника. Всю свою жизнь он прожил холостым. До конца дней проживал в Сергиевом Посаде, при этом он не переставал активно интересоваться как богословскими, так и светскими науками (продолжал много читать, пользуясь академической библиотекой). Скажем несколько слов об археографических особенностях дневников проф. А. Д. Беляева . Они представляют собой записную книгу карманного формата в «дерматиновом переплете» (позже, с конца 80-х годов, автор стал сам сшивать листы формата А5 в тетрадь), где делал каждодневные записи. Такую книгу-блокнот он вел в течении одного календарного года и заводил новую на следующий год.  Дневники состоят из 44 блокнотов и толстых тетрадей, исписанных крупным размашистым почерком. В дневниковых записях присутствуют пропуски, которые возникли по неизвестным для нас причинам, в частности отсутствует тетради с записями за 1880, 1881 гг. (за 1888 г. А. Д. Беляев пишет, что потерял дневник и поэтому кратко восстановил события). Всего насчитывается 44 единицы хранения в 26 фонде ОР РГБ. Ф. 26. картон. 1. ед. хр. 7. – Ф. 26. картон. 4. ед. хр. 6. Каждая записная книга содержит в среднем от 100 до 150 листов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Здесь наблюдается относительно редкий в истории науки случай, казалось бы, необъяснимой «слепоты» ученых. Причем связана эта «слепота» с именем в основном одного человека – В.В. Бобынина (1849–1919). Являясь выпускником Московского университета, он впервые здесь читал почти 30 лет курс истории математики (с 1882 г. и до конца жизни). По свидетельству историка науки А. П. Юшкевича, «особые заслуги принадлежат ему в разработке истории математики и астрономии в России до основания Академии наук, области, ранее почти не изученной… Причем привлек (В. В. Бобынин. – Р. С.) обширные рукописные материалы» 7 . При этом В. В. Бобынин полагал в духе П. В. Хавского, что Кирик затруднялся в счете, постоянно допускал грубые ошибки в записи чисел в части десятков и сотен тысяч, больших числовых разрядов. На этом ошибочном основании В. В. Бобынин заключал, что в Древней Руси не умели считать далее 10 тысяч, а в целом арифметика якобы находилась на низком уровне 8 . Это неверное мнение В. В. Бобынина на долгие годы оставалось нерушимым и основополагающим в советской науке 9 . Самое удивительное, что никто не удосужился проверить по подлиннику текст «Учения» и развеять заблуждение В. В. Бобынина в ошибках Кирика. В 1938 г. «Учение» было опубликовано (наборно) С. П. Обнорским и С. Г. Бархударовым в «Хрестоматии по истории русского языка» (2-е изд. М., 1952). Здесь в передаче больших чисел у Кирика содержатся отдельные дефекты. Так, пропущен знак десятков тысяч (в виде сплошной окружности) в числе месяцев, прошедших за 6644 года, и отсутствует знак сотен тысяч (в виде окружности из точек) в записи числа седьмых дробных часа. Лишь после 1953 г., когда «Учение» было опубликовано фототипически (по Погодинскому списку XVI в.) с переводом на русский и историко-математическими комментариями, стало ясно, что ошибок в записи больших разрядов у Кирика нет 10 . Роль В. В. Бобынина в истории науки была настолько преувеличена, что в среде советских историков математики и после публикации «Учения» в 1953 г. поддерживалось его ошибочное мнение о затруднениях в счете больших чисел у древнерусских математиков, хотя исчезло основание сомневаться в вычислительном умении самого Кирика. Так, спустя свыше десятилетия после публикации «Учения» (в ИМИ) в фундаментальном (многотомном) труде по истории отечественной математики фактически воспроизводилось надуманное мнение В. В. Бобынина о якобы имевших место затруднениях у современников Кирика в счете: «Обращение с десятками и сотнями тысяч, представлявшее большие затруднения для современников Кирика, было вполне доступным для авторов статей “Русской Правды”» 11 . Любопытно, что такое необоснованное мнение частично поддерживалось в советских научных кругах положением, что пересказ «Учения» П.В. Хавским (в действительности, неудачный) является лучшей интерпретацией сочинения Кирика 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

При Академии имеются библиотека, различные музеи, лаборатории и кабинеты, доступные не только для академиков, но и для посторонних лиц. Для Академии основным является закон 1836 года с позднейшими добавлениями. Академия состоит в заведовании Министерства Народного Просвещения. Между прочим, она оценивает различные сочинения, представляемые на конкурс для получения премий за лучшие научные и литературные труды.   Вид Невы – 1753 год Прямо – Кунсткамера, левее Академия Наук   В заведовании Академии находятся физические обсерватории и астрономическая обсерватория в Пулкове» .   Академия и академики   Для полноты картины, благо места это займет немного, приведем данные по составу Императорской Академии Наук на 1913 год, с которым так любили сверять покойные большевики свои достижения . Тем более, что со многими мы еще раз встретимся, когда будем говорить уже о науке в Империи. Итак, прошу любить и жаловать.   Президент − Великий князь Константин Константинович РОМАНОВ   Великий Князь Константин Константинович (поэт К.Р.) Президент Академии Наук   Вице-президент − академик П.В. НИКИТИН Непременный секретарь − академик С.Ф. ОЛЬДЕНБУРГ   Действительные члены   БАКЛУНД O.A. 1846-1916. Астрономия БАРТОЛЬД В.В. 1869-1930. Литература и история азиатских народов БЕЛОПОЛЬСКИЙ A.A. 1854-1934. Астрономия БОРОДИН И.П. 1847-1930. Ботаника ВАЛЬДЕН П.И. 1863-1957. Технология и химия ВЕРНАДСКИЙ В.И. 1863-1945. Минералогия ГОЛИЦЫН Б.Б. 1862-1916. Физика ДЬЯКОНОВ М.А. 1855-1919. История и древности русские ЗАЛЕМАН К.Г. 1849-1916. Литература и история азиатских народов ЗАЛЕНСКИЙ В.В. 1847-1918. Зоология ИСТРИН В.М. 1865-1937. Русский язык и словесность КАРПИНСКИЙ А.П. 1846-1936. Геология КОКОВЦОВ П.К. 1861-1942. Литература и история азиатских народов КОНДАКОВ Н.П. 1844-1925. Классическая филология и археология КОРШ Ф.Е. 1843-1915. Русский язык и словесность КОТЛЯРЕВСКИЙ H.A. 1863-1925. Русский язык и словесность КУРНАКОВ Н.С. 1860-1941. Химия ЛАМАНСКИЙ В.И. 1833-1914. Русский язык и словесность

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/08/...

Колокольня примыкает с западной стороны, каменная в два яруса, крыша железная на четыре ската, крашена медянкою, венчается железным крестом, высота до креста 8 1/2 саж. Колоколов пять: большой в западном пролете 17 п. 35 ф. и четыре весу невзвешенаго. Церковь и около ней кладбище обнесены оградой, с западной стороны тесаные камни и железная решетка, а с остальных деревянным частоколом.  Из описи имущества (10/XII-1928). Каменная в виде продолговатого квадрата. Построена в 1699 году. К южной стороне приделана ризница, а к северной в 1849 году пристроен придел во имя Знамения Божьей Матери. Кровля крыта железом. Окон 9 с железными решетками. Вышина здания у входа около 2-х саженей, с восточной стороны около 4-х саженей. Вход в церковь через каменную пристройку 2 арш. ширины 1 с. 14 в. длины и 2-мя окнами через двери простой работы и далее 2 пары дверей столярной работы 2 арш. ширины и 1 с. высоты. Высота средней части храма 5 1/2 арш., длина 8 1/4 арш., ширина 8 3/4 арш. Пред алтарем железная решетка. Длина главного храма 8 с. 1 арш. Колокольня в связи с церковью, каменная в 2 яруса, крыта железом, высота ея до креста 8 1/2 арш. Церковь и около ней кладбище обнесены оградой, с западной стороны тесаные камни с железной решеткой, а с остальных сторон булыжником. Печей - 3, колокол (17 п. 35 ф.) - 1, колокол (4 п.) - 5, престолов - 2, антимонов - 2, жертвенников - 2. Летопись: 1699 - год постройки (по другим данным - 1630), тщанием князей Путятиных. 1796 - священник Семен Трофимов 33 года, (?) Михаил Романов 24 года, пономарь Семен Емельянов 20 лет. 1849 - устроен придел в честь иконы Знамения Божей Матери помещицей Евдокией Обольяниновой. 1919 - зарегистрирована Захарьинская группа верующих. 1928 - передана коллективу верующих. 1930 - закрыта постановлением Пленума Любецкого с/с. 1930 (декабрь) - передана в бесплатное пользование Захарьинскому религиозному обществу. 511 членов. Населенные пункты - Ямно, Плотишно, Борисово, Н.Быстрица, Ст.Быстрица, Любино Поле, Мясной Бор.

http://sobory.ru/article/?object=07054

В 1790 г. сгорели церковь, монастырь, школа и крестьянские дома. После пожара в 1803 году была построена новая безбашенная каменная церковь. Первоначально она обслуживала только монастырь и школу. После сожжения Упитской церкви пиарам пришлось обслуживать часть Упитского прихода и писать метрики. Церковь была слишком мала, поэтому на кладбище была построена небольшая деревянная церковь (часовня) для монахов и их учеников. После 1831 г. во время восстания русская администрация закрыла монастырь пиаров, церковь и гимназию. Несколько священников были арестованы. Земли монастыря были переданы православному приходу, дворец отдан под военные нужды, а книжный магазин и церковные принадлежности переданы Укмергской церкви. Закрытая католическая церковь не использовалась, и в 1847 г. была обращена в православную церковь, реконструирована и торжественно освящена 8 мая 1849 г. Со стороны входа фасад здания имел две башенки, увенчанные луковичными главками. На центральной части храма небольшой световой купол-восьмерик также был увенчан луковичной главой. В начале 1910-х годов церковь была вновь реконструирована. Фасад был увенчан шатровой колокольней в русском стиле. Католические жители городка пользовались кладбищенской часовней, но в 1864 г. кладбище Пори отобрали у католиков, а часовню закрыли. В 1872 г. эту часовню снесли, а на её фундаменте построили деревянную православную церковь Воскресения Христова http://sobory.ru/article/?object=24839 Во время Первой Мировой войны немцы устроили в церкви лагерь для военнопленных. В 1918 г. церковь была возвращена католикам. Католики отремонтировали её (снесли фланкирующие боковые башенки, установили 3 алтаря, перевезённые из Кловайняй и орган). Ремонтно-монтажными работами в основном занимался капеллан гимназии священник Юозапас Рушкис. В 1919 г. состоялись первые католические службы. Отреставрированная церковь св. Казимира предназначалась в основном для студентов и солдат. Некоторое время богослужения всё ещё проводились в часовне. В 1927 г. епископ Паневежский передал церковь марианам. Настоятель Марионас священник Юргис Тилвитис украсил интерьер церкви. Церковь была освящена епископом Казимирасом Палтарокасом. В 1936 г. церковь была окрашена внутри.

http://sobory.ru/article/?object=54579

В 1849-1855 году, во время обновления монастыря, архитектором М.Д. Быковским в Страстном монастыре на месте старой колокольни 1697 года было построено новое здание. В нём располагались кельи, а также были устроены церковь Алексия Человека Божия и надвратная шатровая колокольня. Небольшая церковь была расположена на втором ярусе колокольни, в высоком четверике под часами, а под ней находились Святые ворота монастыря. В церкви были устроены хоры, иконостас церкви выполнили в стиле ампир, а хоры и алтарь выходили внутрь монастыря, на собор. В эти же годы Быковским была возведена новая монастырская ограда. Церковь Антония и Феодосия Печерских была построена при трапезной монастыря в 1898-1899 годах. Сначала, на средства, пожертвованные Л.Г. Шишковой, по проекту В.Ф. Жигарловича у южной стены монастыря, выходящей на Страстной бульвар, построили отдельную трапезную. А уже при ней весной 1899 года освятили эту небольшую одноглавую церковь. После свершения революции, большевики стали постепенно уничтожать монастырь. Сначала, в 1919 году, упразднили монастырь, заняв его кельи Военным комиссариатом, а в начале двадцатых годов были закрыты его церкви. Службы в центральном соборе продолжались до 1928 года, но в апреле этого года монастырь был окончательно ликвидирован. Его помещения были переданы Центроархиву, а в начале 1929 года Страстной монастырь превратили в Центральный антирелигиозный музей Союза безбожников СССР. В 1937 году все здания монастыря были сломаны. В настоящее время на месте монастыря находятся кинотеатр «Пушкинский» со сквером и памятником А. С. Пушкину. От названия бывшего здесь некогда Страстного монастыря происходят наименование Страстного бульвара и прежнее название Пушкинской площади, которая до 1932 года называлась Страстной площадью. Сохранился лишь один дом, ранее принадлежавший монастырю. Он стоит сразу за кинотеатром, с его внешней стороны проходит сейчас Малый Путинковский переулок. А о находившемся тут красивейшем монастыре сегодня нам напоминает лишь название Страстного бульвара, берущего начало от его бывшей территории.

http://sobory.ru/article/?object=34792

Собор закрыли в 1919 году, и помещение отдали под музейную экспозицию. В то время убранство храма сохранялось в неприкосновенности. Но позже, когда сюда переселился архив, а затем и склад, разломали паперти, из собора исчезли иконы в богатых окладах, церковная утварь, книги, резная скульптура, детали иконостаса. Последним настоятелем собора перед его закрытием был митрофорный протоиерей Иоанн Смирнов, пострадавший в годы гонений за веру Христову. Он был расстрелян на Бутовском полигоне 9 сентября 1937 года. В 2000 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви о. Иоанн прославлен в лике новомучеников Российских. Духовное возрождение Зарайского края началось с Никольского собора в 1990-х годах. 7 января 1992 г. в древних стенах впервые после долгих десятилетий звучали молитвы и торжественные песнопения Божественной литургии. Ныне церковный приход Никольского собора – самый многочисленный и активно развивающийся. Архитектура [ править править код ] Собор выстроен в " нарышкинском " стиле, представляет фигуру продолговатого четырехугольника длиной с алтарем в 34, шириной в 20 и высотой в 24 аршина. С пятью главами, на коих кресты восьмиконечные, сквозные с короною вверху и полумесяцем внизу. Наружный вид собора с расширением окон, которые до того времени были узкие и малые, немного утратил характер древности, но прежней осталась паперть у западной стены собора, имеющая вид шатра, на 14 круглых каменный столбах с капителями и базами. Точного указания на время устройства внутри собора трехъярусного иконостаса до нас не дошло, но оно может быть отнесено к последним годам прошлого столетия. В 1848 г. иконостас, угрожавший падением, был разобран и вновь переставлен, позолота на нем была прочищена, иконы отреставрированы. Стенная живопись не сохранила своей первоначальной древности и двукратно была возобновлена, как видно из надписи над западными дверьми храма: «1760 г. сия соборная церковь возобновлена стенным писанием при протопопе Иеремии Тимофеевиче с братию тщанием сего города Зарайска купца Николая Михайловича Зайцевского». В 1849 г. возобновилось внутренним и внешним писанием. Святые [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_соб...

В М. А. люди видели «своего заступника», который «прославиша Господа Бога и Пресвятую Богородицу». Князь был «велми добродетелен и милосерд ко христианом», на его похоронах св. блгв. вел. кн. Андрей Юрьевич Боголюбский «плакашеся» вместе с людьми своей земли «великим плачем» (РГБ. Ф. 178. Муз. 4288. Л. 616 об.- 617, список кон. XVII в.; Сиренов. 2003. С. 76-77). Гробница князя первоначально находилась в зап. углу сев. галереи Успенского собора во Владимире, однако, «возможно, в связи с сооружением в 1848 г. деревянной лестницы на хоры, или раньше, может быть, в XVII или XVIII в.- ее поставили в другое место, вглубь галереи, справа (то есть восточнее) от северного портала собора» ( Тимофеева Т. П. Исследования по истории владимирского Успенского собора. М.; СПб., 2013. С. 104, 106; Виноградов А. И. История кафедрального Успенского собора в губ. г. Владимире. Владимир, 1891. С. 21. Примеч. 2). Некая «мраморная статуя» у нового места погребения М. А. считалась в XIX в. поставленной Андреем Боголюбским в память о сыне ( Доброхотов. 1849. С. 56). В 1882 г., во время реставрации Успенского собора, в нем были приведены в порядок княжеские гробницы, а останки М. А. освидетельствованы. 12 и 15 февр. 1919 г. мощи Владимирских святых, очевидно и М. А., подверглись вскрытию. Они были возвращены Церкви в 50-х гг. XX в. (до 1958), в наст. время почивают во владимирском Успенском соборе. Канонизация М. А. подтверждена включением его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, празднование которому было восстановлено определением Поместного Собора от 26 авг. 1918 г. (список святых впосл. пополнялся, см.: Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 361 («Мстислав Владимирский»)). Ист.: Муханов П. А. Сборник [док-тов по рус. истории]. СПб., 18662. С. 599-600; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 18, 234; Т. 25. С. 79, 81-83; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. СПб., 2002р. С. 244-245, 249-251; Сиренов А. В. Путь к граду Китежу: Кн. Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах.

http://pravenc.ru/text/2564280.html

Подчеркну, глубокую самоотверженную веру самого государя разделяла вся его семья: и супруга, и дети. Немало ценных свидетельств о порядках и внутреннем строе жизни царственных страстотерпцев оставил камердинер государя Т.И.Чемадуров (1849—1919), проследовавший за царственными страстотерпцами в ссылку. По его свидетельству, в быту этой семьи (что касается питания, одежды, домашнего обихода) не было излишеств, роскоши. Между всеми ее членами существовали добросердечные и простые взаимоотношения. Да и вся жизнь царской семьи характеризовалась простотой и скромностью. Ее отличием была искренняя религиозность. Никто не приступал к еде без молитвы, а присутствие за богослужением было для всех «не только христианским долгом, но и радостью». Даже в последние месяцы жизни, когда их держали под арестом, императрица продолжала воспитывать детей в православии, приучала находить в чтении Священного Писания пищу для души, обнаруживать всякий раз новое и глубже понимать смысл Божественного Откровения. В одном из писем, написанных в Екатеринбурге, Александра Федоровна упоминала о таких занятиях и о своей подготовке к ним: «Очень много Евангелие и Библию читаю, так как надо готовиться к урокам с детьми, и это большое утешение с ними потом читать все то, что именно составляет нашу духовную пищу». Думаю, 150 летний юбилей и постоянное обсуждение в последнее время личности и царствования Николая II делает крайне актуальным научный подход в оценке различных аспектов данной темы. А пока вопрос, насколько сильной личностью и хорошим правителем он был, закрывать рано. Необходимо изучить больше достоверных фактов, оригинальных документов, первоисточников. Многие из них сохранились. Так что время аргументированного разговора на уровне научных исследований не так далеко. Но уже сегодня можно с уверенностью признать, что царь страстотерпец был истинно верующим православным христианином, хорошим семьянином, внимательным отцом, весьма достойным, образованным, внимательным человеком, искренне любящим Россию, до конца стремившимся выполнить свой долг перед страной и ее народом.

http://pravoslavie.ru/113012.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010