К.А. Черепенников Скачать epub pdf Черепенников – аспирант 2-го года обучения отделения Церковной истории Московской духовной академии Статья посвящена исследованию дневников профессора Московской духовной академии (МДА) А. Д. Беляева как исторического источника. Свои дневники он вел на протяжении практически сорока лет с 1876 по 1919 гг. В них содержатся записи, касающиеся личной и преподавательской деятельности, событий в МДА, а также жизни Церкви и общества. Предметом исследования в данной статье является один из наименее исследованных вопросов источниковедения – значение места и роли дневников профессора Александра Дмитриевича Беляева как источника личного происхождения для исследователей по истории Русской Церкви. Важность дневников, как источника информации, заключается в том, что они содержат, подчас, ту полноту сведений об эпохе, событиях, взаимоотношениях, личностях, которую невозможно почерпнуть из других источников. Дневники проф. А. Д. Беляева (1849–1919) хранятся в Отделе рукописей Российской Государственной Библиотеки (ОР РГБ). Они являются в своем роде уникальными документами, в которых практически ежедневно делались записи с 1875 по 1919 гг., т.е. фактически 44 года В них отражаются события, которые касаются личной жизни профессора, преподавательской деятельности, событий в Московской духовной академии (МДА) и общественно-церковной жизни России. Однако, эти дневники до сих пор не опубликованы, в связи с чем не доступны широкому кругу читателей. Далее, как нам видится, будет целесообразно привести краткую биографию Александра Дмитриевича (1849–1919). Он происходил из многодетной священнической семьи, жившей в Рязанской губернии. В Рязани Александр Дмитриевич закончил духовную семинарию в 1872 г. по разрядному списку первым студентом, что предоставляло ему право продолжить обучение в высшем духовном образовательном заведении. Поэтому в том же году благополучно поступил в МДА. В 1876 г., незадолго до окончания обучения, «Советом академии он был предопределен за свои отличные сведения в догматике в преемники по этой кафедре почившему проф. А. В. Горскому († 1875 г.), которую последний занимал по традиции, как ректор академии с 1862 г.» с. 81]. Можно сказать, что была нарушена давняя традиция, заключавшаяся в том, что ректор МДА традиционно преподавал Догматическое богословие. Нужно отметить, что именно став преподавателем, Александр Дмитриевич начал вести каждодневно свои дневники и продолжал их до своей смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИСКОПСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ постоянный коллегиальный орган власти в Римско-католической Церкви, объединяющий епископов отдельной страны или определенной территории. В качестве постоянно действующего канонического ин-та Е. к. получили оформление после Ватиканского II Собора (1962-1965), однако практика собраний епископов отдельных стран для обсуждения религ., политических и социальных вопросов возникла еще в XIX в., заменив древнюю практику национальных или поместных Соборов, к-рые практически не собирались с эпохи средних веков. Впервые национальная конференция епископов была организована в 1830 г. в Бельгии (в Мехелене), затем возникли периодически собиравшиеся Е. к. в Германии (с 1848 в Вюрцбурге, позднее в Фульде), в Австрии (с 1849 в Вене), в Ирландии (с 1854), в Царстве Польском (с 1906 в Варшаве), во Франции (с 1906), в США (с 1919) и в др. странах. К 1962 г. существовало 45 национальных Е. к., 20 из к-рых имело устав, утвержденный Папским престолом. Согласно конституции папы Римского Пия X «Sapienti concilio» (29 июня 1908), все вопросы, связанные с проведением Е. к., передавались в ведение рим. конгрегации Собора. Принятый в 1917 г. Кодекс канонического права (см. Codex iuris canonici ) подтверждал подчиненность Е. к. конгрегации Собора (CIC (1917). 250. § 4) и возлагал на архиепископа (митрополита) или в случае его отсутствия на старейшего из епископов церковной провинции заботу о проведении не реже раза в 5 лет собрания правящих епископов церковной провинции для обсуждения различных вопросов, а также для подготовки поместного Собора (CIC (1917). 292. § 1). В собраниях должны были участвовать главы еп-ств и др. структур, не входящих в состав церковных провинций и подчиненных непосредственно Папскому престолу (CIC (1917). 292. § 2). До II Ватиканского Собора Е. к. имели лишь совещательный характер и не обладали властными полномочиями. Новый канонический статус Е. к. был сформулирован на II Ватиканском Соборе в связи с выработкой учения о коллегиальности епископата (см.

http://pravenc.ru/text/190049.html

About the Author Born in Odessa in 1893, Father Georges Florovsky was Assistant Professor at the University of Odessa in 1919. Having left Russia, Fr. Florovsky taught philosophy in Prague from 1922 until 1926. He was then invited to the chair of Patrology at St. Sergius’ Orthodox Theological Institute in Paris. In 1948 Fr. Florovsky came to the United States. He was Professor and Dean of St. Vladimir’s Theological School until 1955, while also teaching as Adjunct Professor at Columbia University and Union Theological Seminary. From 1956 until 1964 Fr. Florovsky held the chair of Eastern Church History at Harvard University. Since 1964 he has taught Slavic studies and history at Princeton University. Fr. Georges Florovsky, Emeritus Professor of Eastern Church History at Harvard University and recipient of numerous honorary degrees, is a member of the American Academy of Arts and Sciences. I. Aspects of patristic thought and history Patristic theology and the ethos of the Orthodox Church This article originally appeared as “The Ethos of the Orthodox Church” in The Ecumenical Review, Vol . XII, No . 2 ( Geneva, 1960), pp. 183 – 198. It was a paper presented to the Faith and Order Orthodox Consultation in Kilissia, Greece, August 16 – 18, 1959. Reprinted by permission of the author In 1872 WILHELM GASS published his Symbolik der Griechischen Kirche. Gass was an expert scholar, especially competent in the field of Byzantine studies. His monographs Gennadius und Pletho (Breslau 1844) and Die Mystik des Nikolaus Kabasilas (Greifswald 1849), were notable contributions to the study of late Byzantine theology, little known at that time. His Symbolik also was an able book, well written and well documented. Yet, a problem of method was involved in his exposition. It was at this methodological point that Gass was strongly challenged by another distinguished German scholar, Ferdinand Kattenbusch. 1 In fact, Gass based his exposition of Greek doctrine, mainly and deliberately, on the alleged “symbolic books” of the Eastern Church, in particular on Peter Mogilás Orthodox Confession (in its revised Greek version) and the Decrees of the Jerusalem Council of 1672.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Мосолово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Примерно в середине XVII века на нынешней территории села Мосолово возникло село Успенское, видимо, названное так по названию церкви. Народное предание гласит , что в селе была старая церковь, которая якобы ушла под землю в результате селевых оползней и вязкого грунта, размываемого во время весенних разливов реки Непложа, ввиду чего образовался овраг, который и по сей день жители называют " церковным оврагом " . С XVIII века село стало именоваться Мосолово, по фамилии московского заводчика генерала Ивана Мосолова, которому оно принадлежало. Сын его, тоже генерал, Фёдор Иванович Мосолов построил в центре села прекрасный барский дом ставший впоследствии церковью. В 1823 году барин продал дом жителям села. Внутри помещения был устроен иконостас, расписаны своды и стены. В 1828 году церковь была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1872 году к храму на средства жителей была пристроена трёхъярусная колокольня. Храм был закрыт в 1935 году. В 1971 году Мосоловский сельский Совет принял решение полностью разрушить церковь, а на её месте построить жилой дом. В 1999 году общине верующих было передано здание бывшей школы-интерната, постройки 1905 года, для переоборудования его под храм. Здание было переоборудовано, возведён иконостас, пристроена колокольня, храм украшают 2 купола с крестами. В 2000 году митрополитом Рязанским и Касимовским Симоном храм был освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 2002 году был освящён приставной престол в честь иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша. В храме с 1828 г. по 1935 г. служили: протоиерей Федор Дмитриевич Ансеров – 1828-1849 гг., протоиерей Павел Петрович Зимин – декабрь 1849-1857 гг., священник Дмитрий Иоаннович Милидеев – 23 декабря 1857-1863 гг., протоиерей Иринарх Фёдорович Любомиров – 21 февраля 1863-1883 гг., протоиерей Владимир Иринархович Любомиров – 1883-1919 гг., диакон Константин Андреевич Дмитриевский – 1919-1935 гг. http://www.ryazeparh.ru/

http://sobory.ru/article/?object=08439

Вольская Основана 05.12.1849. Именование – по г. Вольск (Саратовская область). Саратовское викариатство. Упразднена 19.12.1850. Возобновлена 01.1898. Саратовское викариатство. Именовалась: Волгская; Волжская; Вольская. 02.04.1850 19.12.1850 Антоний Шокотов 08.03.1898 06.02.1899 Никон Софийский 14.01.1901 21.03.1903 Сщмч. Гермоген Долганев 06.12.1903 28.11.1908 Палладий Добронравов 18.01.1909 25.08.1917 Досифей Протополов 05.09.1917 27.12.1917 11.02.1918 11(24)09.1919 13(26)04.1920 26.09(09.10)1923 Петр Соколов Григорий Козырев 08(21)06.1927 25.09(08.10)1928 Симеон Михайлов 30.10(12.11)1928 Андрей Комаров 18.09(01.10)1931 11(24)06.1933 11(24)08.1933 03(16)10.1935 16(29)10.1935 19.03(01.04)1936 Вольская, обн. Основана в 1922 г. Именование – по г. Вольск (Саратовская область). Саратовское викариатство. Упразднена 19.11(02.12)1932. 30.09(13.10)1922 25.02(10.03)1925 Михаил Постников Николай Позднев 25.02(10.03)1925 06.1928 02.1930 04(17)03.1930 09.1930 09.1930 05.1931 Арсений Покровский, паки 06(19)05.1931 19.11(02.12)1932 Волынская, обн. Основана и упразднена в 1925 г. 04(17)02.1925 27.02(12.03)1925 Сергий Иванцов Вороговская, обн. Основана в 1924 г. (местопребывание – в с. Ворогово Владимирской области). Владимирское викариатство (?). Упразднена в 1927 г. (?) 09(22)10.1923 944 Вторая дата – дата кончины «от паралича сердца». 31.12.1917 отпет в Иоанно-Предтеченском соборе г. Вольска и погребен в Вольском Владимирском женском монастыре (телеграмма еп. Саратовского Досифея (Протопопова) и его рапорт патр. Тихону от 09.01.1918. – РГИА ф. 831, оп. 1, д. 143, л. 1,2). 945 Арестован 05.1919. Осужден Саратовским ревтрибуналом и расстрелян (вторая дата). Вариант второй даты – 06(19)10.1919. По ММЛ РПИ, вместо Германа (Косолапова) «...указом от 17 янв. 1918 г. определен быть епископом Вольским, вик. Саратовской епархии (архимандрит Герман [Ряшенцев]. – Сост.), но хиротония в этом году по неизвестным причинам не состоялась...» Это утверждение ММЛ неверно, Герман (Ряшенцев) никогда не был ректором Владимирской духовной семинарии, что упоминается в определении от этой даты в связи с архимандритом Германом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕЦКАЯ И ЛЕБЕДЯНСКАЯ ЕПАРХИЯ Липецкой митрополии образована решением Священного Синода от 29 мая 2013 г. путем выделения из состава Липецкой епархии (см. Липецкая и Задонская епархия ). Включена в состав Липецкой митрополии . Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Елецкий и Лебедянский». Объединяет приходы в административных границах Елецкого, Данковского, Долгоруковского, Измалковского, Краснинского, Лев-Толстовского, Лебедянского, Становлянского и Чаплыгинского районов Липецкой области. Кафедральный город – Елец, кафедральный собор – в честь Вознесения Господня, правящий архиерей Максим (Дмитриев) . Епархия разделена на благочиния: Елецкое, Елецкое районное, Данковское, Долгоруковское, Лебедянское, Лев-Толстовское, Становлянское, Чаплыгинское. В епархиальном управлении работают отделы: информационный, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, по взаимодействию с казачеством, религиозного образования и катехизации, паломнический; и комиссии: комиссия по миссионерской и антисектантской деятельности, по канонизации, по пастырской работе в исправительных учреждениях, по пастырской работе среди молодежи, по реставрации и строительству храмов, по церковной благотворительности и социальному служению, попечительская комиссия. Монастыри: Действующие: Елецкий во имя Святой Троицы (мужской, в Ельце; основан ранее 1592, упразднен в 1775, возобновлен на новом месте в 1836, закрыт в 1919, возобновлен в 2006), Елецкий в честь иконы Божией Матери «Знамения» (женский, в Ельце; основан в 1683, упразднен в 1764, восстановлен в 1822, преобразован в артель в 1919, закрыт в 1928, возобновлен 7 окт. 2004), лебедянский во имя Святой Троицы (в Лебедяни; основан ок. 1621 как мужской, упразднен в 1764, возобновлен 1768, закрыт в 1919, 27 дек. 2005 возобновлен как женский), Раненбургская Петропавловская пустынь (мужская, в поселке Рощинский Чаплыгинского района, основана в1712, закрыта в 1920, возобновлена 6 окт. 2003), Сезёновский в честь Казанской иконы Божией Матери Иоанновский (женский, в с. Сезёнове Лебедянского района; основан как женская община в 1849, монастырь с 1853, закрыт в 1930, возобновлен в 2010), Троекуровский Иларионовский во имя великомученика Димитрия Солунского (женский, в селе Троекурове Лебедянского района; основан как женский община в 1857, монастырь с 1871, закрыт в 1930, возобновлен в 2003).

http://pravenc.ru/text/540849.html

Священник Иван Георгиевич Разумовский (около 1810 - жил 1849) окончил Санкт-Петербургскую ДС (14 июня 1837, 2). 29 июня 1838 рукоположен во священника к церкви села Горки Лужского уезда. Жена Екатерина Ефимовна (около 1820 - жила 1889) - дочь священника села Горки Евфимия Кириллова ( - 1841) и Евдокии Михайловны. Их дочь Елизавета Ивановна (около 1849 - жила 1905) - с 1894 просфорня церкви села Горки Лужского уезда. Священник Димитрий Николаевич Быстров (20 октября 1840 - 16 января 1911) - сын священника Крестовоздвиженской церкви села Ополья Ямбургского уезда Николая Павловича Быстрова (около 1804 - Ополье Ямбургского уезда, 19 апреля 1850) и Елизаветы Федоровны (около 1808 - жила 1835). Окончил Санкт-Петербургскую ДС (1861). Надзиратель Александро-Невского духовного училища и и. д. учителя славянского языка с 16 июня 1863, 19 ноября 1868 рукоположен (митрополитом Исидором/Никольским/) во священника Знаменской церкви села Горки (Подмошье тож), Лужского уезда. Помощник благочинного 2-го Лужского округа 30 апреля 1902 – 19 июля 1902. Награжден набедренником (5 января 1876), фиолетовой скуфьей (20 апреля 1880), фиолетовой камилавкой (5 апреля 1887), золотым наперсным крестом (1899). С 9 июля 1904 за штатом. Его жена Мария Ивановна, ур. Разумовская (около 1844 - декабрь 1926), дочь священника Знаменской церкви села Горки (Подмошье тож), Лужского уезда Иоанна Георгиевича Разумовского (около 1810 - ) и Екатерины Ефимовны (около 1823 - ). В их семье родился известный подвижник благочестия архиепископ Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров; 31 декабря 1872, деревня Подмошье, Лужский уезд, Санкт-Петербургская губерния — 19 февраля 1940, Лимре, Эндр и Луара, Франция) — епископ Русской Православной Церкви заграницей; бывший архиепископ Полтавский и Переяславский (1913—1919). Псаломщик Севастьев Владимир - с 1914 г. Протоиерей Алексеев Николай Константинович, 1886–11.08.1937. Родился в г. Гатчина С.-Петербургской губ. В 1908 окончил Санкт-Петербургскую ДС. 16.04.1911 определен священником Знаменской церкви с. Горки (Подмошье) Лужского у. СПб губ. Арестован 13.05.1937 и Особой Тройкой УНКВД ЛО 09.08 приговорен к ВМН. Расстрелян в Ленинграде. Как место рождения выдающегося подвижника благочестия архиеп. Феофана и место служения новомученика прот. Николая храм представляет несомненную историческую ценность.

http://sobory.ru/article/?object=09998

Ставропольская и Владикавказская епархия 21 мая 2010 г. 18:09 Учреждена в 1842 г. (по другим сведениям, в 1843 г.) как Кавказская и Черноморская ; с 1867 г. — Кавказская и Екатеринодарская ; с 1886 г. — Ставропольская и Екатеринодарская ; с 1916 г. — Кавказская и Ставропольская ; с 1922 г. — Ставропольская и Кубанская ; с 1935 г. — Ставропольская и Донская ; с сентября 1943 г. — Ставропольская и Пятигорская ; с мая 1945 г. — Ставропольская и Бакинская ; с февраля 1994 г. — Ставропольская и Владикавказская . С 1602 г. Северный Кавказ являлся частью Астраханской епархии . В июле 1842 г. из ее состава была выделена епархия, получившая название Кавказской и Черноморской. Новоучрежденная епархия включала в себя приходы Кавказской области (126 церквей и 180 причтов) и Черномории (66 церквей и 96 причтов). Первый епископ Кавказский Иеремия (Соловьев, 1843-1849 гг.) открыл в 1846 г. семинарию, развернул строительство храмов. Эта работа продолжалась при преемниках, среди которых особо выделяются свт. Игнатий (Брянчанинов; 1857-1862) и свт. Феофилакт (Губин; 1862-1872; местночтимый святой). В 1885 г. из Ставропольской епархии были выделены приходы Терской области, образовавшие Владикавказскую и Моздокскую епархию в составе Грузинского экзархата (самостоятельная Владикавказская кафедра — с октября 1894 г., упразднена после 1920 г., впоследствии вновь в составе Ставропольской епархии). Последний дореволюционный архиерей на Ставропольской кафедре митрополит Агафодор (Преображенский; 1893-1919) особое внимание уделял миссии среди народов Северного Кавказа. Указом от 18 июня 1919 г. Временного высшего церковного управления на Юго-востоке России, проходившего с участием владыки Агафодора, из состава епархии была выделена самостоятельная Кубанская и Екатеринодарская епархия , ранее существовавшая на правах Кубанского викариатства. В 1920-1930 гг. Ставропольская епархия разделила судьбу всей Русской Православной Церкви: за это время сменилось около десяти епископов. В среднем каждый из архиереев занимал кафедру в течение года, после чего подвергался репрессиям. Б о льшая часть храмов была разрушена. В кафедральном г. Ставрополе из более чем 20 православных храмов действующей осталась только Успенская церковь.

http://patriarchia.ru/db/text/1184684.ht...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Состоялось заседание комиссии по канонизации святых Украинской Православной Церкви ХАРЬКОВ. По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины с 18 по 19 марта в Харькове в здании архиерейской резиденции проводила свою работу комиссия по канонизации местночтимых святых при Священном Синоде Украинской Православной Церкви. Заседание прошло под руководством председателя комиссии по канонизации святых при Священном Синоде Украинской Православной Церкви митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима. Среди членов комиссии, прибывших на заседания, присутствовал архиепископ Черкасский и Каневский Софроний, который по предложению главы комиссии был избран заместителем главы комиссии. На заседании комиссии были рассмотрены предложения о канонизации мучеников, исповедников и подвижников православной веры, поданные епархиями Украинской Православной Церкви. Интерес у комиссии вызвали документы, представленные Черкасской епархией, служащие объективным материалом для рассмотрения вопроса о прославлении ещё 38 человек в Соборе Черкасских новомучеников. Также были рассмотрены материалы о монахах Мгарского монастыря Полтавской епархии, расстрелянных в августе 1919 года, документы о канонизации и прославлении архиепископа Таврического Гурия (Карпова, 1814-1882 г.г.) и игуменьи Топловского монастыря Параскевы (Родимцевой, 1849-1928 г.г.), предоставленные Херсонской епархией. Большой интерес у членов комиссии вызвало обсуждение материалов, поданных настоятелем Свято-Троицкого Ионинского монастыря г. Киева архимандритом Ионой (Черепановым) и касающихся прославления преподобных и преподобномучеников, несших свой подвиг в 11-12 веках на окраине Киева, на Зверинецкой горе, память которых по благословению Митрополита Киевского Владимира празднуется на 5-й неделе Великого поста.

http://sedmitza.ru/text/282809.html

Боголюбская Зимаровская икона Божией Матери (празд. 18 июня), чудотворный список Боголюбской иконы Божией Матери, по преданию стоявший над воротами г. Пронска. Во время разорения города татарами икона была расколота на 2 половины и брошена в кусты, однако чудесным образом срослась (одна половина оказалась немного выше др.) и была явлена в день Благовещения Пресв. Богородицы. В память об этом чуде на месте явления иконы был возведен Благовещенский храм. Далее сведения об иконе не встречаются вплоть до 1771 г., когда в Центр. России разразилась эпидемия моровой язвы. Одному из заболевших москвичей в тонком сне было указано обрести икону в доме помещика В. А. Лопухина на Пречистенской ул. Икону нашли на чердаке, и после отслуженного молебна больной получил исцеление. Весть о чуде привела в дом помещика огромное число паломников, и икона была передана в храм, где служил духовный отец Лопухина. Ок. 1780 г. икону перевезли в родовое имение Лопухиных - с. Зимарово Раненбургского у. Рязанской губ., где с нею совершались крестные ходы по всей губернии. Особыми чудотворениями Б. З. и. прославилась в 1831, 1848, 1855, 1860, 1871 и 1892 гг., когда в Рязанской губ. свирепствовали эпидемии холеры. Так, напр., известен случай исцеления в 1860 г. насельницы Казанского Явленского девичьего мон-ря в Рязани, о чем свидетельствует надпись, вышитая золотом на ризе списка с чудотворной иконы, выполненного в благодарность за исцеление (РИАМЗ). В 1849 г. икона избежала гибели в пожаре, будучи вывезена накануне в Скопинский у.; деревянный храм, в к-ром она пребывала, полностью сгорел. С 1889 г. чудотворную икону ежегодно привозили в губ. центр на 1-1,5 летних месяца, где она поочередно пребывала в каждом мон-ре и храме, а также в домах горожан. Эта традиция сохранялась и после Октябрьской революции: в дневнике рязанского свящ. И. И. Проходцова имеется запись за 1919 г.: «...19 июля привезли неожиданно Боголюбскую икону в город на лошадях». В 1925 г. прошение о пребывании иконы в Рязани было отклонено управлением милиции (ГАРО. Ф. Р-61. Оп. 1. Д. 204. Л. 15). В наст. время местонахождение иконы неизвестно.

http://sedmitza.ru/text/722581.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010