Вскоре новой начальницей Оржевской обители стала бывшая игуменья Тулиновского монастыря Агния, человек активный и деятельный. Игуменья Агния (в миру Елизавета Дмитриевна Филиппова) родилась в 1845 году в Кирсанове в мещанской семье. В 1861 году поступила в Сухотиновский Знаменский женский монастырь. В декабре 1885 года пострижена в монашество. С 1899 года - благочинная того же монастыря. С декабря 1900 года - настоятельница Тулиновского Софийского монастыря, в январе 1901 года возведена в сан игуменьи. С 11 марта 1903 года - настоятельница Боголюбско­Тишениновского монастыря. 14 августа 1918 года, согласно прошению, уволена от должности. Трудами игуменьи Агнии к 1904 году закончили роспись соборного храма, позолотили кресты, отремонтировали трапезную, школу­приют, рукодельный корпус. Провели паровое отопление в церковь. Достроили колокольню, которая стала украшением обители. Рядом с одной из стен обители разбили сад. Монастырь отличала широкая благотворительность. В 1877 году монастырь пожертвовал 52 аршина холста, 7 рубашек, 2 простыни и корпии Кирсановскому отделению попечительства о больных и раненых. Сестры жертвовали средства на церковь 1­го духовного училища в Тамбове, на миссионерско­псаломщицкую школу, на постройку Ашхабадского собора, на общество слепых и так далее. В 1904 году в школе­приюте Оржевского монастыря обучалось 12 девочек в возрасте от 9 до 12 лет. Епархиальное начальство особо отмечало заботу о воспитанницах и объявляло " искреннюю благодарность настоятельнице за ее доброе отношение к детям " . Только за 1904 год в монастырской больнице приняли 1098 человек и 20 человек лечилось стационарно. В условиях войны 1914-1918 годов материальное положение монастыря стало критическим. К концу 1914 года в кассе обители было всего 6 руб. 51 коп. И несмотря на это, руководство обители приняло решение о содержании небольшого госпиталя для раненых воинов. В самом монастыре в 1914 году состояло 46 монахинь и 194 послушницы. Внутренняя жизнь обители протекала сообразно монастырскому уставу. Читалась " неусыпаемая " Псалтырь с поминовением усопших и акафистом перед главной святыней монастыря - Боголюбской иконой Божией Матери. Эта икона была подарена обители московской купчихой Т.Д. Зотовой в 1864 году.

http://sobory.ru/article/?object=52366

В 1861-1880 гг. под председательством архим. Димитрия в З. м. действовало благотворительное Тихоновское об-во, помогавшее 46 беднейшим семействам. С 1862 г. попечением архим. Димитрия в монастырской больнице оказывалась медицинская помощь не только братии, но и беднейшим паломникам. В 1863 г. была открыта бесплатная жен. больница для странниц с отдельными палатами на 20 мест. З. м. помогал погорельцам и нуждающимся окрестным жителям вплоть до покупки домов и скота. «Ни одних бедных, ни похорон, ни свадеб, и никакого почти события не совершается без пособия обители». Мон-рь стал местом, «куда стекаются средства усердствующих, и откуда под личной духовной ответственностью настоятеля и общего совета, средства эти расходятся для великих и обдуманных благодеяний в пользу душ, положивших сюда свои лепты» ( Нольде. 1865. С. 8-10, 13, 16). С 1866 г. ежегодно жертвовали из монастырской казны 1 тыс. р. серебром в кассу Воронежского попечительства над девицами духовного звания. В окт. 1891 г. в связи с неурожаем и голодом из казны З. м. было пожертвовано 813 р. в пользу нуждающихся, беднейшие семейства Задонска и округи «пользовались от обители хлебом и деньгами». Во время последовавшей за голодом в 1892 г. эпидемии холеры больные безвозмездно получали из мон-ря медикаменты и лечились в больнице З. м. 14 авг. 1911 г. при З. м. было учреждено Задонское отд-ние братства свт. Тихона. Возглавлявший его архим. Нафанаил показывал личный пример благотворительности: нищие получали от него помощь по субботам. «Когда же их стало слишком много, архимандрит начал раздавать им милостыню два раза в неделю - по субботам и вторникам. Нищие в субботу получали по 3 копейки. По вторникам он оказывал помощь просто бедным людям. Бездетным - по 20-50 копеек, семейным - по 3-5 рублей» (Воронежские ЕВ. 1914. 9. С. 245-247). Храмы и другие постройки Собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. 1845–1853 гг. Фотография. Кон. XIX Собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. 1845–1853 гг.

http://pravenc.ru/text/182467.html

В конце XIX века стало ясно, что старая колокольня, возведенная в 1819 году, обветшала и видом не согласуется с перестроенным храмом. Средства на ее перестройку собирали 20 последовавших лет! К концу 1905 г ода в храме было устроено электрическое освещение. И лишь в 1909—1911 годах по проекту В.Н.Покровского была построена новая колокольня в стиле ростовских храмов XVII века, вторая в городе по высоте после Александровской колокольни Успенского собора. Это фото опубликовал А. Ф. Парамонов, составитель книги «Харьков. Ретроальбом» (Харьков: ХЧМГУ, Глобус, 2008) с таким комментарием: «Вид с колокольни Мироносицкой церкви. Фотограф-любитель Борис Кузьмич Руднев, побывав на колокольне Мироносицкой церкви, сделал целый ряд фотографий Харькова. Несмотря на то, что снимок сделан любителем, он представляет интерес для восстановления картины старого города. На фотографии видны Николаевская и Троицкая церкви, Успенский собор и костел». Википедия дает добавочный комментарий, перечисляя оказавшиеся в поле зрения храмы Харькова (крестиком помечены уничтоженные церкви): «Вид с новой высокой, 1911 г., колокольни Мироносицкой церкви на центр Харькова, между улицами Гоголя (слева) и Сумской (справа, не видна). Слева направо церкви: католический костёл, Троицкий собор на Подоле, †Николаевский собор, Покровский собор, колокольня Успенского собора. †Лютеранская колокольня (1914 ) слева на Пушкинской ещё не построена, †Воскресенская церковь напротив Рыбного моста не видна». Историки приводят имена священников, в разные годы служивших в Мироносицкой церкви Харькова. Помянем их и мы. Священник Трифон Моисеевич Копьев (служил в храме 1801—1829). Священник Иоанн Лаврентьевич Ольховский (служил в храме 1834—1837, годы жизни 1805—1837). Протоиерей Пётр Иоаннович Секирский (служил в храме 1837—1878, до своей кончины). Священник Иоанн Алексеевич Линицкий (служил в храме 1845—1846). Протоиерей Иаков Михайлович Голяховский (служил в храме 1832—1879, до своей кончины). Протоиерей Андрей Георгиевич Щелкунов (служил в храме 1879—1895, до своей кончины). Протоиерей Павел Леонтьевич Григорович (служил в храме 1878—?, годы жизни 1845—?). А протоиерей Николай Николаевич Любарский (служил в храме 1895—?, годы жизни 1853—?) стал настоятелем Мироносицкой церкви с 21 декабря 1905 года и даже написал книгу «Харьковская Крестовоздвиженская (Мироносицкая) церковь 1783—1908 гг.», которая вышла в 1908 году в издательстве «Южный край».

http://pravoslavie.ru/46370.html

1907. Т. 1. 1. С. 1-59; К моей учено-лит. биографии и мат-лы для характеристики беспринципной критики//БВ. 1907. Т. 2. 6. С. 401-425; Предстоящий Всероссийский Собор с т. зр. древних Соборов//ДЧ. 1907. 3. С. 336-359; Слепые вожди: Четыре момента в ист. жизни Церкви. М., 1907; Уроки и примеры из истории древних Соборов - применительно к предстоящему Всерос. Собору с т. зр. древних Соборов//ДЧ. 1907. 1. С. 21-62 (отд. отт. М., 1907); Церковная историография в главных ее представителях с IV до XX в. СПб.; М., 1998, 19932, 20013; История Константинопольских Соборов IX в. СПб., 20012; Братья Господни: Исслед. по истории Древней Церкви. СПб., 20042; История греко-восточной Церкви под властью турок. СПб., 20042, 2012. 2 т.; Споры об апостольском символе. История догматов: Церк.-ист. повествования. СПб., 2004; Церковно-исторические повествования из давних времен христ. Церкви. СПб., 20042; «Великий и в малом…»: Исслед. по истории Рус. Церкви. СПб., 2005, 2008; История Византии. М., 2005; История запрещенных книг на Западе. Итальянское духовенство в одну из средневек. эпох: Исслед. по истории Церкви средних веков и Нового времени. СПб., 2005; К моей учено-лит. биографии и мат-лы для характеристики беспринципной критики. СПб., 2005; Христианский мир и эллино-римская цивилизация: Исслед. по истории древней Церкви. СПб., 2005; Церковная история в свете предания: Исслед. по истории древней Церкви. СПб., 2005; Греческие церк. историки IV, V, VI вв. СПб., 20092. Лит.: Елеонский Н. А. Отчет о докторском диспуте экстраординарного проф. МДА А. П. Лебедева//ЧОЛДП. 1879. Т. 2. 6. Отд. 1. С. 679-708; он же. А. П. Лебедев: Кр. биогр. очерк, список тр. М., 1909; Корсунский И. Н. 25-летие учено-лит. деятельности проф. А. П. Лебедева (1870-1895). Список соч. проф. А. П. Лебедева с отзывами на них//БВ. 1895. 11. С. 259-283; Лебедев//ЭС. 1896. Т. 17. С. 415; Добронравов Н. П. A. M. Иванцов-Платонов и А. П. Лебедев. М., 1899; Андреев И. Д. А. П. Лебедев: Некр.//ЖМНП. 1908. Вып. 9/10. С. 56-73; Глубоковский Н. Н. Памяти покойного проф. А. П. Лебедева: Под первым впечатлением тяжелой утраты. СПб., 1908; Покровский А. И. А. П. Лебедев: Некр.//БВ. 1908. 7/8. С. 577-597; Спасский А. А. Проф. А. П. Лебедев//Памяти почивших наставников: ...МДА ко дню ее 100-летнего юбилея (1814-1914). Серг. П., 1915. С. 357-374; Морозов М. А. А. П. Лебедев (1845-1908): Его жизнь и науч. деятельность// Лебедев А. П. Духовенство древней вселенской Церкви. СПб., 1997. С. 5-21. Рубрики: Ключевые слова: АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик

http://pravenc.ru/text/2463205.html

• Берова И. В. Зарождение научной реставрации в Вятке//История и культура Волго-Вятского края. Тезисы докладов. -Киров, 1994. - С.461 • Берова И. В. Стилевые особенности вятских иконостасов в XVIII веке//Религия и церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера. Материалы Международной научной конференции. Т. 2. - Киров, 1996. - С. 225. • ВЕВ. -Вятка, -С. 191-192 • Вятская епархия. ...-С518-519. • ГАКО. Ф.237. Оп.2.Д. 13.Л. 161(1765)Про-токолы заседаний духовной консистории. • ГАКО. Ф.237. Оп.2. Д.23. • ГАКО. Ф.237. Оп.76. Д.76 (1750-1751 гг.) О постройке церкви в селе Поломском Слободского уезда. • ГАКО. Ф.237. Оп.76. Д.97 (1751 г.) О постройке церкви в селе Поломском. • ГАКО. Ф.237. Оп. 76. Д.292 (1769-1770 гг.) О постройке церкви в селе Вобловитском Слободского уезда. • ГАКО. Ф.243. Оп. 1-оц. Д.64(1770-1771) Дело о постройке Спасской церкви в селе Холуницком поломе. • ГАКО. Ф.582. Оп.49.Д. 19(1845-1849) По копии с журнала Вятской Губернской Строительной Комиссии о перестройке теплой церкви в селе Вобловицком Слободского уезда. • ГАКО. Ф.619. Оп.2-оц. Д448(1839) По отношению Вятской духовной консистории об освидетельствовании церкви, состоящей Слободского округа в селе Вобловицком • ГАКО. Ф. 1401. Оп. 1. Д5(1908 г.) Шабалин В. И. Указ. соч... ЛЛ.441; ИИАК. Вып.48. - Спб.,1913. - С.75-76. • ИИАК. Вып.52. - Спб., 1914. - С.84-85. • КаптиковА. Ю. Каменное зодчество Русского Севера, Вятки и Урала XVIII в. Проблема региональных школ. - Свердловск, 1990. -С. 111. • КаптиковА. Ю. Региональное многообразие архитектуры русского барокко. - М., 1986. - С.36. • РГИА. Ф.384. Оп.9. Д. 7658(1846-1862 гг.) Дело Первого Департамента Министерства государственных имуществ о перестройке церкви в селе Вобловицком Слободского округа Вятской губернии. • РГИА. Ф. 796. Оп. 127. Д.1130( 1846-1849 гг.) Дело о рассмотрении в Синоде причин перестройки церкви в селе Вобловицком Вятской губернии с разрешения епархиального начальства без утверждения сметы местной палатой государственных имуществ.

http://sobory.ru/article/?object=11819

В 1907 г. строительно-техническое бюро А.Б. Турчевича продолжило работы по реконструкции Спасо-Преображенского собора. Архитектор увеличил левое крыло колокольни, которое по длине стало равным правой переходной галерее, ведущей в Архиерейский дом. Оба крыла, по его замыслу, получили одинаковое одноэтажное оконное членение; два крыльца, находившиеся с фасадной стороны Архиерейского дома, Турчевич убрал, вход перенес в угловую часть. Спасо-Преображенский собор стал символом Перми, украшением архитектурного облика губернской столицы. В разные годы при посещении губернского города Перми в кафедральном храме молились царственные особы и близкие родственники императоров России: император Александр 1 (1824 г.), цесаревич Александр Николаевич - будущий император Александр II (1837 г.), герцог Максимилиан Лейхтенбергский- зять императора Николая 1(1845 г.), Великая Княгиня Елизавета Федоровна Романова (1914 г.) Спасо-Преображенский собор являлся усыпальницей пермских иерархов 19- начала 20 в.в.Здесь упокоились пять архиереев. Трое их них - епископы Иустин (Вишневский), Вассиан (Чудновский) и Петр (Лосев) - были погребены под алтарем собора. Епископы Иоанн (Островский) и Иоанн (Алексеев) захоронены перед алтарем. " Православные монастыри и храмы Перми " 2013г. Спасо-Преображенский собор - главный храм Пермской епархии в XIX - начале ХХ веков. История собора уходит в далёкое прошлое, и начинается ещё в XVI веке, когда в 1560 году Аникой Строгановым основывается Пыскорский монастырь на Каме. Эта обитель была одной из самых богатых на Урале, так как ктиторы были самые известные промышленники того времени - Строгановы. Правда, к середине XVIII столетия монастырь этот обеднел, и его состояние оставляло желать лучшего. Вместе с указом об образовании Пермского наместничества, императрица Екатерина II подписала указ о переводе Пыскорского монастыря в центральный град наместничества - Пермь. Так, благодаря Указу о переводе в новообразованный административный центр, старинный Пыскорский монастырь, основанный в 1560 году на Каме братьями Строгановыми, обрёл второе рождение. Освоение Слудской горки в новом центре Перми началось с обустройства монастырских келий и небольшой Стефановской церкви, освящённой в 1798 году. Сам же проект будущего монастырского собора был выполнен в Москве, предположительно М. Ф. Казаковым, или его учениками. Доработками занимался уже пермский архитектор Г. Х. Паульсен.

http://sobory.ru/article/?object=01249

В нач. XIX в. острова Мвали и Майотта находились под властью малагасийских правителей. В 1843 г. Франция установила протекторат над Майоттой, в 1886 г.- над Мвали и в 1892 г.- над Ндзуани и Нгазиджа. С закреплением европейцев на К. стало проникать христианство. С 30-х гг. XIX в. архипелаг периодически посещали капуцины с соседнего Мадагаскара. В 40-х гг. XIX в. они заложили небольшие часовни на островах Ндзуани и Мвали. 19 мая 1844 г. К. были включены в состав Апостольской префектуры Мадагаскара. На о-в Майотта первые католические миссионеры прибыли в янв. 1845 г. С этого времени (с перерывом в 1907-1911) на К. присутствовали один или неск. католич. священников. 4 сент. 1848 г. на о-ве Майотта была основана Апостольская префектура «Малые острова Мадагаскара», к-рая с 1851 г. была поручена пастырскому попечению священников из ордена иезуитов. 27 нояб. 1858 г. к ней присоединили Ндзуани, Мвали, Нгазиджа и др. острова. В 1901 г. Апостольскую префектуру отдали попечению Апостольского викариата Сев. Мадагаскара. Первая на островах католич. церковь была построена в 1930 г. в Морони. В 1912 г. К. официально стали французской колонией, а в 1914 г. были присоединены к колонии Мадагаскар. Колониальная администрация действовала в интересах французских компаний с опорой на местную элиту. В этот период резко выросло производство экспортных культур. В годы второй мировой войны (1939-1945) К. оккупировали брит. войска. В 1946 г. по новой конституции метрополии К. были отделены от Мадагаскара и приобрели статус заморской территории Франции, получив право иметь своих представителей в Национальном собрании и Сенате Франции, а также некоторую финансовую автономию. В 1957 г. учрежден Правительственный совет во главе с чиновником колониальной администрации, в 1961 г. появилась избираемая палата депутатов, а Правительственный совет возглавил местный уроженец. В 1968 г. расширены полномочия местных органов власти, в ведении метрополии остались финансы, оборона и внешние сношения. Правительство Франции представлял верховный комиссар. В 60-х гг. XX в. возникли первые политические партии, выражавшие интересы разных групп мусульманской элиты. В 1963 г. проживавшие в Танганьике коморцы сформировали Движение за национальное освобождение К. (МОЛИНАКО), к-рое было признано Орг-цией африканского единства (ОАЕ) в качестве официального представителя национально-освободительного движения на К. В 1970 г. МОЛИНАКО основало на К. свое отд-ние - Партию эволюции Комор (ПЭК).

http://pravenc.ru/text/1841864.html

В период пребывания части Орловщины в составе Севского вик-ства Московской епархии еп. Севский и Брянский Кирилл (Флоринский) учредил при архиерейском доме Ставленническую контору для обучения кандидатов на места священно- и церковнослужителей. При 3-м Севском еп. Амвросии (Подобедове ; впосл. митрополит), в 1778 г., в Севске основана ДС, 15 сент. 1779 г. в Орле открыто ДУ, подчиненное ректору Севской ДС. Орловское ДУ помещалось в Успенском мон-ре, на 3-м этаже каменного корпуса над настоятельскими кельями. В 1794 г. в помещениях Орловского ДУ случился пожар, после чего для его воспитанников близ Успенского мон-ря построили деревянный дом. Должность префектов Орловского ДУ занимали игумены Успенского мон-ря Иероним (1779-1796) и Модест (1796-1798). В 1798 г. уч-ще было закрыто, а ученики переведены в Севскую ДС. В 1788 г. в связи с учреждением Орловской епархии семинария была переименована в Орловскую, но продолжала оставаться в Севске. В 1817 г. еп. Иона (Павинский) преобразовал семинарию: она была разделена на 3 отд-ния (высшее, среднее и низшее), а из низших классов составлены уездные и приходские уч-ща. Эти уч-ща, состоявшие под управлением ректоров или смотрителей, были открыты в Орле и в Ливнах. Орловское ДУ (уездное и приходское) помещалось при Успенском муж. мон-ре, а после упразднения обители - при архиерейском доме, в том же деревянном здании, в к-ром до 1798 г. размещалось 1-е духовное уч-ще. При еп. Гаврииле (Розанове; впосл. архиепископ) за городом был построен семинарский корпус (открыт весной 1827), семинария переведена из Севска в Орёл. Должность ректоров Орловской ДС занимали буд. митрополиты Арсений (Москвин) , Исидор (Никольский) , Феогност (Лебедев) . В 1837 г. семинарию окончил свт. Феофан Затворник . При ректоре архим. Митрофане (Стеженском; 1845-1855) построен корпус для семинарской больницы и разбит парк. Преобразование Орловской ДС по уставу 1867 г. последовало лишь в 1872 г., при ректоре прот. А. В. Богданове (впосл. еп. Александр (Богданов) ). Семинария из 3-классной была обращена в 6-классную. Все здания были вновь перестроены (в частности, расширен главный корпус пристройкой с юж. стороны). В 1914 г., после начала первой мировой войны, в семинарии разместился лазарет. В 1918 г. Орловская ДС была закрыта; сохранилось ее здание (памятник архитектуры).

http://pravenc.ru/text/2581549.html

диаконы: Иван Михайлов (ок. 1706), Семен Родионов (до 1797 - ок. 1800), Михаил Гаврилов (до 1800 - ок. 1804), Иоанн Андреев (ок. 1802), Василий Лукин (ок. 1802), Антон Ульянов (ок. 1806-1814), Василий Степанов Ошняков (1814-1816, в 1814 переведён из учеников Казанской духовной академии 3-го российского класса, участвовал в ополчении в 1812 г., из с. Ошняк, из семьи духовенства), Алексей Семенович Топорнин (1817-1845), Алексей Семенов (1841), Алексей Политов (1843), с 1843 по 1887 гг. диакон в составе притча отсутствовал, Алексей Сперанский (1887-1898), Дмитрий Троянский (1898-1900), Иван Чернов (1900 - после 1918); дьячки: Иоанн Андреев (до 1800 - ок. 1802), Тихон (1804-1805), Каллистрат Алексеев (ок. 1806 - до 1813, переведён диаконом в Казанскую Крестовоздвиженскую церковь), Ипполит Иванов (1815-1820, переведён в 1815 году из села Арино Царевококшайского уезда церкви Рождества Христова), Матвей Красиков (1822-1823), Павел Тимофеев (1823-1831), Николай Михайлович Богословский (1831-1835), Василий Тихомиров (1835 - до 1838), Афанасией Спасский (1840), Иван Препетов (1841-1842), Павел Павлинов (1842-1844), Лука Павлов Павлинов (1844-1847), Антон Федорович Алянский (1847-1876); пономари: Матвей Кремков (1823-1829), Егор Александрович Гумилевский (1841-1842), Иван Холмогорцев (1842 - 1844), Димитрий Васильевич Левашов (1844-1864), Петр Левашов (1865-1871), Петр Александров (1871-1872); псаломщики: Антон Федорович Алянский (1876-1878), Алексей Сперанский (1878-1887), Иван Чернов (1886-1889, с 1889 г. псаломщик в сане диакона). В 1914 гг. на средства Арского городского общественного управления были отремонтированы церковные дома и церковные печи. Также отметились в эти два года благотворители храма, которые пожертвовали определенные денежные суммы на нужды храма: Алексей Сокунов (на посеребрение ризы иконы Владимирской Божией Матери, стеклянный футляр и подсвечник к ней - всего 70 руб.), Александр Соковников (на приобретение ризы на икону преподобного Серафима Саровского - 45 руб.), Александр Гурьянов (на посеребрение ризы иконы святого благоверного князя Александра Невского - 20 руб.), Анастасия Грушицина (облачения для священников и диаконов - 175 руб., и серебренное позолоченное кадило - 31 руб. 16 коп.), Степан Фадеев (приобретение ризы для иконы великомученика Георгия Победоносца - 16 руб.).

http://sobory.ru/article/?object=21248

Из нескольких планов Скорбященской церкви, безвозмездно составленных, по предложению комиссии петербургскими архитекторами, комиссией избран и утвержден, как более удачный, план двух известных архитекторов: А. И. фон Гогена (1856–1914) и А. В. Иванова (1845–1917). 3 мая 1893 года в Городскую Управу за подписью Председателя Строительной Комиссии было подано Прошение «...разрешить по представляемому здесь проекту постройку церкви (приписной к Борисоглебской) в селении Стеклянного завода Александро-Невской части 1-го участка на берегу реки Большой Невы и Шлиссельбургскому проспекту во имя Скорбящей Божией Матери и десятилетнего царствования императора Александра Александровича». Чертежи были одобрены и представлены на утверждение Градоначальника. В мае этого же года Строительная Комиссия получила разрешение на укрепление береговой части земли «забивкою шпунтовой перемычки» (сваями с анкерами). Затем проект был представлен на рассмотрение Государю Императору Александру Третьему. 11 августа 1893 года проект А. И. фон Гогена и А. В. Иванова был удостоен Высочайшего утверждения. Строительные работы, начавшиеся в 1893 году, продолжались почти пять лет. 1 июля 1893 года духовенством Борисоглебской церкви был совершен молебен и окроплено святой водой место строительства будущего храма. После чего начались работы по укреплению береговой части и грунта участка, выделенного под строительство церкви, а уже 3 августа 1893 года был заложен первый камень фундамента нового храма. Церемония торжественной закладки храма состоялась 12 июня 1894 года. Была заложена доска из массивного серебра, на месте постройки рабочие водрузили большой деревянный крест. Место закладки освятил митрополит Палладий (Раев). К этому времени были выведены не только фундамент, но и высокий цоколь из красного петерландского гранита и начата кирпичная кладка. Грунт под церковью укрепили известняком и деревянными сваями (их было забито 600 штук). К осени стены были выложены уже до купола. Летом 1895 года кладка церкви и черновые работы были окончены. Стены со сводами, арками, куполами и прочее сложены из кирпича на растворе из «серой извести»; в стены «для крепости в разных местах положены железные сваи. Крыша покрыта гальванизированным железом. Папертей перед входными в церковь дверями три, и все они сделаны также из красного гранита. Около церкви, с южной стороны, устроена довольно красивая, на фундаменте, ограда. Пол церкви поднят выше тротуара на 2 аршина 8 вершков и выложен метлахскими плитками, расположенными в шахматном порядке». В 1896 году были подняты стеклянные кресты на храм. Стоимость ново построенного храма составляла примерно 200.000 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=01534

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010