Жуковский Василий Андреевич (1783–1852), поэт Журавский Иаков Львович (1879 – расстрелян 1937), протоиерей; уклонился в обновленчество 3 Заборовский Иоанн Иванович (1882-?),протоиерей Западалов Алексий Иосифович (1870 – расстрелян 1938), протоиерей Зинкевич Стефан Иванович (1885 – расстрелян 1937; в монашестве с 1926 – Сергий), священник, впоследствии – епископ Зиновьев Григорий Евсеевич (1883 – расстрелян 1936) Зубарев Леонид Васильевич (1881–1952), протоиерей И Иаков, работный человек Иаков (Пятницкий Иван Алексеевич; 1844–1922), митрополит Иван IV Грозный (1530–1584), русский царь Игнатий (Грицько), иеромонах Игнатий (Семенов Матфей Афанасьевич; 1791–1850), епископ (с 1835 – архиепископ) Олонецкий и Петрозаводский в 1828–1842 Иероним (Экземплярский Илья Тихонович; 1836–1906), архиепископ Иерофей (Померанцев Иван Юрьевич; 1880 – не ранее 1938), епископ; уклонился в обновленчество Иларион Гдовский († 1476), преподобный Иларион (Вельский Иван Иванович; 1893 – расстрелян 1937), епископ Иловайский М. С. Ильинский Александр Матвеевич – см.: Артемий (Ильинский) Иннокентий ( Беляев Иван Васильевич; 1862–1913), архиепископ Иннокентий (Борисов Иван Алексеевич; 1800–1857), архиепископ Иннокентий, св. (Вениаминов Иван Евсеевич ; 1797–1879), митрополит Московский Иннокентий (Тихонов Борис Дмитриевич; 1889 – расстрелян 1937), архиепископ Иоаким (Левицкий Иван Иоакимович (1853 – убит 1921), архиепископ Иоаким (Савелов Иван Петрович; 1620–1690), Патриарх Московский и всея Руси в 1673–1690 Иоанн Константинович (1886 – расстрелян 1918), князь императорской крови, правнук императора Николая I Иоанн (Булин Николай Александрович; 1893 – расстрелян 1941), епископ Иоанн (Кратиров Иван Александрович; 1839–1909), епископ Иоанн Кронштадтский , св. – см. Сергиев Иоанн Ильич. Иоанн, св. (Максимович; митрополит Тобольский и Сибирский Иоанн, св. (Поммер Иван Андреевич ; 1876 – убит 1934), архиепископ-священномученик Иоанн (Смирнов Иван Ксенофонтович; 1844–1919), архиепископ Иоанникий (Дьячков Иван Иванович; 1857-?), епископ; уклонился в обновленчество

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Румынские представители заявляют, что Русская Православная Церковь в 1813 году основала Кишиневскую епархию якобы «в целях русификации румынского населения в восточной части Молдовы». Однако молдавские историки подчеркивают, что именно со времени образования Кишиневской епархии началось возрождение национальной культурной жизни в Молдавии после долгого кризиса, пережитого в период зависимости от Турции. При значительном участии Русской Православной Церкви и российского государства в Молдавии была организована система религиозного и светского образования, стали открываться начальные школы, уездные училища и гимназии во всех уездных городах. К 1858 году в Бессарабии было открыто около 400 школ всех типов, где обучалось более 12 тысяч человек. Первый глава Кишиневской епархии Русской Православной Церкви митрополит Гавриил (Банулеску-Бодони) в 1813 году открыл в Кишиневе Духовную семинарию, единственное тогда учебное заведение в крае. При ней, по ходатайству Владыки, в 1816 году был учрежден «благородный пансион», дававший светское образование. В 1814 году попечением митрополита Гавриила была открыта бессарабская типография. Подвижническими трудами по переводу на молдавский язык богослужебной литературы и учебников прославился Кишиневский архиепископ Димитрий (Сулима, 1821–1844). В молдавских городах им были учреждены многие школы с бесплатным обучением. В 1836 году закончилось строительство Рождественского кафедрального собора в Кишиневе, до сих пор являющегося духовным центром молдавской столицы. Много усилий и личных финансовых средств в развитие просвещения в Молдавии внесли Кишиневские архиепископы Иринарх (Попов) и Антоний (Шокотов), возглавлявшие епархию в 1844–1871 годах. Их попечением активно издавались богослужебные книги на молдавском языке и создавались новые приходские школы, было открыто женское епархиальное училище. В последующие годы иерархи, находившиеся на Кишиневской кафедре, также ревностно занимались просветительской деятельностью и заботились о развитии Православия в Молдавии. К началу 1918 года Молдавская епархия включала 1084 церковных прихода, 27 монастырей, 7 скитов, а также три духовные семинарии. Церковь издавала на молдавском языке журнал «Луминэторул» и русско-молдавские «Кишиневские епархиальные ведомости». Богослужение традиционно велось на молдавском и церковнославянском языках.

http://patriarchia.ru/db/text/385640.htm...

1991. 2. С. 47–54; Марфо-Мариинская обитель милосердия. 1909–2009: К 100-летию создания обители. М., 2009; Миллер Л. Святая мученица Российская великая княгиня Елизавета Федоровна. М., 2006; Серафим (Кузнецов), игум. Мученики христианского долга. Пекин, 1920 и др. Павел Григорьевич Курлов (1860–1923 гг.), с 1909 г. товарищ министра внутренних дел, заведующий полицией, командир Отдельного корпуса жандармов. После убийства в 1911 г. П. А. Столыпина уволен с должности, после Февральской революции 1917 г. арестован, в 1918 г. эмигрировал. Александр Александрович Адрианов (1862–1917 гг.), генерал-майор свиты, с 1908 г. Московский градоначальник; 30 мая 1915 г. уволен с должности, предан суду «за бездействие» в связи с немецкими погромами в Москве. Валентина Сергеевна Гордеева (1863–1931 гг.), фрейлина императрицы Марии Федоровны, известная благотворительница, одна из первых сестер, казначея Марфо-Мариинской обители. После ареста великой княгини Елизаветы Федоровны руководила обителью. В 1926 г. арестована и выслана в Киргизию, в 1929 г. освобождена. Жила и скончалась в Туркестане. Там же, ф. 124, оп. 45, д. 2193. Секретное прибавление к приказу по московскому градоначальству и столичной полиции 132 от 23 июня 1915 г. за подписью московского градоначальника генерал-майора Климовича (Там же, л. 237). Впервые великая княгиня Елизавета Федоровна упоминается в жандармских донесениях за 1903–1904 гг. вместе с мужем, московским генерал-губернатором, в связи с посещением ими Московского и Звенигородского уездов (Там же, ф. 58, оп. 8, д. 654, 677; ф. 63, оп. 44, д. 6773, л. 47). Алексий (Соловьев; 1846 г. – 2 октября 1928 г.), прп., иеросхимонах, старец смоленской Зосимовой пустыни. В 1917 г. избран членом Всероссийского Поместного собора, 5 ноября 1917 г. вынул жребий, определивший избрание митрополита Тихона (Белавина) Патриархом Московским и всея Руси. Герман (Гомзин; 20 марта 1844 г. – 30 января 1923 г.), игумен смоленской Зосимовой пустыни с 3 июня 1902 г., 14 сентября 2000 г. прославлен в лике местночтимых святых. Владимир (Богоявленский; 1 января 1848 г. – 25 января 1918 г.), 13 июня 1888 г. хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, с 19 января 1891 г. епископ Самарский, с 18 октября 1892 г. архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, 21 февраля 1898 г. назначен митрополитом Московский и Коломенским и священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры, с 23 ноября 1912 г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, с 23 ноября 1915 г. митрополит Киевский.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

В 1565 г. в К. м. проживало ок. 100 чел., а к нач. XVIII в.- более 200 чел. В XVIII в. число братии сильно сократилось: в 1742 г. проживало всего 26 чел. По штатам 1764 г. мон-рю было положено иметь архимандрита-казначея, 6 иеромонахов, 4 иеродиаконов и 5 послушников. В 1768 г. в обители проживало 11 чел., в 1815 г.- 6 монахов и 4 послушника, ок. 1900 г.- наместник архим. Андрей (Ухтомский), казначей Варсонофий (Лебедев), 3 иеромонаха, 3 иеродиакона, неск. монахов и послушников. В братии мон-ря состояли: прп. Иона и Нектарий , будущие архим. Феофан (Александров) (в 1817-1832), архиеп. Иннокентий (Ястребов) (в 1902-1906), сщмч. Гурий (Степанов) (в 1906-1912), архиеп. Варсонофий (Лузин) (в 1912-1918). В XVIII в. в К. м. отправляли раскольников, провинившихся, больных. Так, в 1758 г. в обитель был сослан пребывавший в «изступлении ума» солдат Иван Сутарихин. Центральное расположение К. м. способствовало тому, что в XVIII - нач. XX в. в мон-ре проживало много мирян: служащие и рабочие архиерейского дома и консистории (истопники, сторожа, квасники, хлебники, гвоздари, повара, конюхи, огородники, кузнецы, столяры, портные, сапожники, солодовники), преподаватели духовных учебных заведений, а после 1898 г.- более 50 слушателей миссионерских курсов. В 1842-1844 гг. в монастырских постройках располагалась Духовная академия; Среди первых ее выпускников был Н. И. Ильминский . В 1898-1917 гг. К. м. был местом пребывания Казанских миссионерских курсов. В данном учебном заведении лица со светским средним или с педагогическим образованием за 2 года получали право стать священниками, готовились к пастырской службе в чувашских, татарских, монгольских (бурятских и калмыцких) приходах. В 1898-1900 гг. на курсах обучался архиеп. Аполлинарий (Кошевой) , в 1900-1902 гг.- сщмч. Дамаскин (Цедрик) , в 1904-1906 гг.- митр. Нестор (Анисимов) , в 1907-1909 гг.- сщмч. Герман (Коккель) , в 1909-1910 гг.- сщмч. Владимир (Четверин). Прмч. Игнатий (Лебедев) , в 1903-1908 гг. проживавший в Казани и регулярно посещавший К.

http://pravenc.ru/text/1319818.html

В 1821 г. Преосвященный Филарет был назначен на Московскую кафедру. Он немало внимания уделял преобразованной Московской Духовной Академии, где в период его святительского служения выросла плеяда замечательных русских богословов и церковных ученых. Среди них — историк Церкви, догматист и первый русский патролог архиепископ Филарет (Гумилевский; 1866); выдающийся филолог-славист и церковный историк протоиерей Александр Васильевич Горский (в 1862—1875 гг. — ректор МДА; 1875), видные представители русской христианской философии протоиерей Феодор Александрович Голубинский (1851) и Виктор Димитриевич Кудрявцев-Платонов (1891), историк Русской Церкви Евгений Евсигниевич Голубинский (1912). В числе выдающихся наставников Санкт-Петербургской Духовной Академии, трудившихся в ней в первые пятьдесят лет ее бытия, — Преосвященный Макарий (Булгаков), впоследствии митрополит Московский (1882). В течение десяти лет он был в Академии профессором, а затем и ректором (1844—1853). Этот период явился для него временем напряженной научной работы, наиболее значительные ее результаты — это его исследования по древнерусской литературе и первые три тома его фундаментальной «Истории Русской Церкви». В 1860—1877 гг. профессорами четырех Духовных Академий был осуществлен полный перевод Библии на русский язык. Первоначально эта работа осуществлялась под наблюдением митрополита Московского Филарета. Последняя четверть XIX в. и первые пятнадцать лет XX в. явились для русской высшей духовной школы периодом подлинного расцвета. В этот период сформировался ряд богословов и церковных ученых, чьи выдающиеся труды получили мировое признание. Среди профессоров Санкт-Петербургской Духовной Академии это прежде всего историки Древней Церкви Василий Васильевич Болотов (1900) и Александр Иванович Бриллиантов (1933), церковный историк и экзегет Николай Никандрович Глубоковский (1937), историк Русской Церкви и древнерусской литературы Николай Константинович Никольский (1936). Из профессоров Московской Духовной Академии отметили видного экзегета Митрофана Димитриевича Муретова (1917), выдающегося филолога-слависта Григория Александровича Воскресенского (1918), замечательного церковного историка и всемирно признанного авторитета в области древней хронологии священника Димитрия Александровича Лебедева (1938), яркого православного богослова архимандрита (впоследствии — архиепископ Верейский) Илариона (Троицкого; 1929) и великого русского религиозного философа священника Павла Александровича Флоренского (1943).

http://sedmitza.ru/lib/text/436405/

В 1828 году прихожане обратились в Духовную консисторию за разрешением на выполнение необходимых ремонтных работ. Разрешение получили, и в 1830 году начался ремонт, заключавшийся главным образом в устройстве новых перекрытий. Кроме того, заложили вход в придел из главного храма, а взамен него пробили отдельный вход с западной стороны, оформленный особым крыльцом (Дмитриевский придел был тёплым, службы в нём шли и тогда, когда в основном храме не служили, так что с точки зрения повседневного удобства это, несомненно, представлялось разумной мерой). В 1844 года " ремонтная очередь " дошла и до северного придела. Последний крупный дореволюционный ремонт состоялся в 1886 году. Вёлся он " тщанием ярославского купца Василия Яковлевича Кузнецова " . Возобновлённая " по внутреннему и наружному виду " , Богоявленская церковь получила в том числе новые изразцы взамен утраченных со временем. Точнее, " как бы изразцы " . Настоящих многоцветных изразцов так украшающих ярославские храмы и придающих им особое своеобразие, тогда уже не делали, секрет их изготовления был утрачен. А поступили довольно простым образом: изготовили алебастровые " копии " , раскрашенные масляными красками. Новая эпоха, наступившая в 1917 году, сказалась на состоянии Богоявленской церкви почти сразу же. В 1918 году Ярославль пережил одно из самых трагических событий в своей истории - белогвардейский мятеж. Восстание жестоко подавили, в течение нескольких дней город " накрывали " артобстрелы, нанёсшие серьёзный ущерб и храму, и жилой застройке. Богоявленская церковь утратила в результате обстрелов перекрытия, кровлю, кокошники, завершающие стены четверика. Снаряды пробили главы церкви, южную и западную стены в нескольких местах. Южный придел выгорел полностью, вместе с иконостасом и всей утварью. Храм, таким образом, оказался фактически в развалинах. Но, несмотря ни на что, богослужебная жизнь в нём продолжалась. Естественно, ни у прихожан, ни у властей не было средств на масштабную реставрацию памятника, хотя в 1920 году реставраторы обследовали повреждения храма и дали рекомендации по восстановлению.

http://sobory.ru/article/?object=00580

В любом случае невозможно отрицать, что процветание епископальных, приходских и учебных институций было, в частности, следствием и монастырской реформы Иосифа II. Некогда немалые поступления от монастырей хотя и притекали в учреждённый и управляемый государством так называемый религиозный фонд, но никоим образом не шли по посторонним или даже совсем тёмным каналам; по меньшей мере с 1820 г. они придерживались исключительно для религиозных целей православной Церкви, хотя бы и таких, которые государство рассматривало как служащие общественному благу. Перед лицом такого положения вещей даже те исследователи, которые принципиально защищают Церковь, теперь скорее склоняются к тому, чтобы рассматривать иосифинизм более дифференцированно, чем это отчасти было принято прежде. Явственным архитектоническим выражением возрастающего церковного православного самосознания были прежде всего монументальные здания Черновицкого кафедрального собора и резиденции епископа; первый камень в обоих случаях заложил сам епископ Хакман в 1844 г. В 1864 г. он уже смог освятить храм; завершение архитектурного комплекса в целом последовало в 1882 г. Этот замысел вряд ли имел что-либо общее с барочной любовью к роскоши или с чуждым действительности монументализмом; епископ замыслил и великолепным образом воплотил в жизнь в едином целом кафедральный собор, дворец, административные здания, семинарию, богословскую школу и библиотеку. Академическое православное богословие За то, что новый церковный центр заново наполнил жизнью православную Церковь Буковины, следует прежде всего благодарить то обстоятельство, что епископ Хакман и его предшественники, а также и преемники наибольшее внимание уделяли делу церковного образования 8 и не теряли мужества при сопротивлении и ударах в спину. Венский придворный военный совет в своё время предложил епископу Досифею посылать юных клириков на обучение либо в католический Львов, либо в Сремски Карловцы к православным сербам. Однако епископ предпочёл вместо этого создать собственное училище для клириков в бывшей молдавской столице Сучаве, которая тогда располагалась на юге его епархии. Следуя течению времени, это училище уже в 1789 г. было переведено в Черновцы. Между прочим, за время его существования до 1818 г. его закончило около 500 человек. Но открытие черновицкой гимназии (1808/09 гг.) и основание философского учебного заведения в 1814/15 гг. уготовали конец этому училищу старого образца.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-tserkov-...

Извест-но, что, когда Астрахани угрожала опасность нападения неприятелей или какой-либо губительной болезни, образ Спасителя носили крестным ходом вокруг города и по домам местных жителей. Первоначально икона стояла возле Гостиного двора в питейном доме, в особо устроенном иконостасе (т. е. часовне), окружённом деревянными колоннами с балюстрадой. После сооружения в 1811 году новой соборной колокольни внутри неё была устроена часовня с вызолоченным иконостасом, куда и был перенесён этот образ. В 1844 году, по благословению архиепископа Смарагда (Крыжановского), Нерукотворный образ Спасителя был перенесён из часовни в Успенский собор, где долгое время стоял в верхнем храме, перед передним правым столпом, а в 1886 году был взят оттуда и передан в собор Троицкий. Из других святынь можно назвать уже упомянутый образ Святителя Митрофана Воронежского, списанный в 1840 году с образа, хранившегося в Крестовой церкви Воронежской епархии. Этот образ хранился в крестильной церкви в честь Святителя Митрофана. В 1885 году в новоустроенном приделе Митрофана Воронежского была поставлена икона, недавно перед этим прославленного святителя Тихона Задонского, день памяти которого отмечался в Троицком соборе с особой торжественностью. В том же году в иконостасе собора была помещёна икона славянских просветителей Кирилла и Мефодия, устроенная Астраханским Миссионерским Кирилло-Мефодиевским обществом. День этих святых тоже очень торжественно отмечался в соборе. Нельзя не сказать, что в иконостасе Троицкого собора с давних времён находился образ Преподобного Кирилла – первого игумена Троицкого монастыря и его устроителя, что говорит о его давнем почитании в Астрахани. После революционных событий 1917 года Троицкий собор пережил немало испытаний. В январе 1918 года, в связи с проходившими в Астрахани боями между красноармейцами и белоказаками, храм по решению военных революционных властей был закрыт. После разгрома в том же январе Консистории сюда, в помещёние бывшей трапезной палаты, перевезли остатки консисторского архива, который и был свален в хаотическом состоянии.

http://sobory.ru/article/?object=18059

На Делегатской улице сохранился дом графа И.А. Остермана, видного государственного деятеля времен Екатерины, которого очень чтил А.В. Суворов. С благословения митрополита Платона граф устроил при Троицкой церкви богадельню, так и прозванную Остермановской, которая пригодилась и в наши дни, а его дом в 1844 году казна выкупила под Московскую духовную семинарию. Теперь там Музей декоративно-прикладного искусства. На Троицкой улице в приходе церкви жил Николай Михайлович Щепкин, сын великого актера. Именем его отца названа местная улица, поскольку его дом тоже находился в этих краях. Н.М. Щепкин прославился как книгоиздатель, а его сын Н.Н. Щепкин был расстрелян большевиками в сентябре 1918 года: депутат Государственной думы и глава московских кадетов категорически не принял «социалистическую революцию» и стал организатором контрреволюционных вооруженных отрядов в Москве. Прихожанином Троицкого храма был и Виктор Михайлович Васнецов. Он поселился в 3-м Троицком переулке, ныне носящем его имя, в 1893 году. К тому времени он был уже известным художником, но все еще мечтал о собственной мастерской, которую не мог себе позволить из-за нехватки средств. И только после росписи Владимирского собора в Киеве он стал с помощью Саввы Мамонтова строить себе дом по собственному проекту, а место для гнезда приглядел давно. Как-то, возвращаясь от Мамонтовых, он шел по Садовой, и ему захотелось взобраться на крутой пригорок, где стоит Троицкий храм. Художник, влюбленный в Москву, был столь восхищен открывшимся видом, что решил выстроить здесь собственный дом. Однако городские власти сначала отказали ему: Васнецов хотел возвести высокую деревянную постройку для мастерской, а высокие постройки из дерева были запрещены в противопожарных целях. Лишь после второго прошения знаменитого художника, сообщившего, между прочим, что не имеет денег на каменный дом, ему дали разрешение. Наконец он обзавелся просторной, правильно освещенной мастерской, куда тут же перевез неоконченное полотно «Богатыри». Когда дом был готов, Васнецов стал прихожанином Троицкой церкви. Его, как специалиста, не раз приглашали осматривать храм, и именно он остановил расширение храма, которое повредило бы его ценной росписи.

http://pravoslavie.ru/776.html

Серов Валентин Александрович (1865—1911) – русский живописец и график. Левитан Исаак Ильич (1860—1900) – русский живописец. Скрябин Александр Николаевич (1871 или 1872—1915) – русский композитор и пианист. Комиссаржевская Вера Федоровна (1864—1910) – русская актриса, игравшая в провинции и в Александрийском театре. Создала свой театр, боролась за современный прогрессивный репертуар. Плеханов Георгий Валентинович (1856—1918) – русский теоретик и пропагандист марксизма, деятель российского и международного рабочего движения. Чернышевский Николай Гаврилович (1828—1889) – русский революционер и мыслитель, писатель, экономист, философ. Кропоткин Петр Алексеевич (1842—1921) – русский революционер, теоретик анархизма, социолог, географ и геолог. «Коммунистический манифест» — «Манифест Коммунистической партии», первый программный документ научного коммунизма, в котором изложены основные идеи марксизма, написан К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1847 г. Кравчинский — Степняк-Кравчинский Сергей Михайлович (1851—1895) – революционный народник, писатель. Мериме Проспер (1803—1870) – французский писатель. «Монт-Ориоль» — роман Ги де Мопассана. «Евгения Гранде» — роман О. Бальзака. «Дикая утка» — драма Г. Ибсена. «Пармский монастырь» — роман Стендаля. Верлен Поль (1844—1896) – французский поэт-символист. Готье Теофиль (1811—1872) – французский писатель и критик, один из основателей «Парнаса», пропагандировал теорию «искусства для искусства». «Роняет лес багряный свой убор…» — Из стихотворения А. С. Пушкина «19 октября». Ге Николай Николаевич (1831—1894) – русский живописец, один из основателей Товарищества передвижников. Эсперанто – наиболее широко распространенный искусственный международный язык, название – от псевдонима создателя проекта Л. Заменгофа – Doktoro Ecperanto (надеющийся). Рекомендуем 1 Комментарий Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1756  чел. Всего просмотров 67 млн. Всего записей 2584 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература

http://azbyka.ru/fiction/povest-o-zhizni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010