В 1981 году здание было передано Всероссийскому музею декоративно-прикладного и народного искусства, открытому для посетителей 21 июля. Перестроенный в 1844 г. бывший дворец Остерманов (построен в 1792 г. графом И.А.Остерманом, продан Синоду в 1834 г. А.И.Остерманом-Толстым). 9 декабря 1809 г. Остерман устраивал здесь обед в честь высокого гостя и своего покровителя - императора Александра I, находившегося в Москве проездом из Твери. 25 июня 1918 г. в соответствии с Декретом Советской власти об отделении церкви от государства и школы от церкви здание Московской Духовной семинарии было национализировано. В освободившееся общежитие семинарии поселили делегатов Пятого Всероссийского съезда Советов. Бывшее здание семинарии стало называться 3-м Домом Советов, и в качестве общежития для делегатов оно использовалось до Великой Отечественной войны. В память об этом в июне 1941 г. Божедомский переулок переименовали в Делегатскую улицу. После Великой Отечественной войны в здании обосновались Президиум Верховного Совета и Совет Министров РСФСР. В конце 1940-х гг. в в мастерской архитектора В.Г. Гельфрейха создается проект трехэтажной пристройки для Президиума Совмина. Новый корпус примкнул к торцевой стене бывшего семинарского общежития. К 1981 г. правительство России переезжает в Белый Дом у Красной Пресни, а ранее занимаемые помещения передает Всероссийскому музею декоративно-прикладного и народного искусства. Статья В.Б. Двораковского " Дом графа Остермана " : http://ostermanniana.ru/house/house.html Николая, святителя, при Московской духовной семинарии церковь (Делегатская улица, дом 5). Московская духовная семинария первоначально была учреждена в Николо-Перервинском монастыре в 1814 г. на месте старинной, устроенной еще в 1775 г. Перервинской семинарии. В 1823 г. она была переведена в Заиконоспасский монастырь на Никольской улице, а в третий раз – в 1844 г. в специально перестроенную под семинарию усадьбу XVII века в Божедомском переулке (ныне – Делегатская улица). В том же 1844 г. в правой части главного здания освятили семинарский храм, который состоял из алтаря и примыкавшей к нему залы. Деревянный иконостас был украшен золотой резьбой и облицован белым искусственным мрамором, стены расписаны масляными красками. По заключению известного знатока церковной старины В.М. Борина, «храм, как характерный памятник церковного храмоздательства эпохи Николая I и Филарета, митрополита Московского, ценный в отношении определившихся художественных традиций первой половины XIX столетия, и с этой стороны заслуживает особого внимания и сохранения его в целом». С 1915 г. при храме существовало Братство святого Ермогена для вспомоществования бывшим питомцам семинарии. В храме сохранялась и икона Братства святого Ермогена с частицей его мощей.

http://sobory.ru/article/?object=25405

речь с переводом на рус. язык. Использовал в преподавании «Китайскую грамматику» архим. Иакинфа (Бичурина) , готовил собственные пособия по кит. языку, в частности «Предварительные понятия о китайском языке». В 1839 г. Д. составил хрестоматию на основе текстов из произведений древнекит. классики и снабдил ее словарем. Хрестоматия дважды рецензировалась архим. Иакинфом, к-рый высказал ряд критических замечаний, в т. ч. по поводу транскрипции кит. слов. В результате рукопись не была издана. Д. продолжал заниматься переводами древнекит. классических книг, надеясь с их помощью познакомить студентов не только с особенностями древнекит. письменности, но и с кит. философией, со взглядами Конфуция . В 1840 г. представил в цензурный комитет Казанского ун-та перевод 3 древнекит. канонических книг с изложением основных положений конфуцианского учения (не опубл.). Преподавал в 1-й казанской гимназии кит. язык с нояб. 1838 по окт. 1841 г. В 1843 г. был избран членом, с 1844 г.- членом-корреспондентом Конференции КазДА. 7 апр. 1844 г. из-за болезней по собственному прошению оставил руководство кафедрой и был назначен настоятелем Посольского в честь Преображения Господня мон-ря , в 1850 г.- Селенгинского Троицкого мон-ря. Занимался миссионерством в Забайкалье. 9 авг. 1863 г. назначен настоятелем Борисоглебского на Устье мон-ря . Д. продолжал делать переводы кит. классических книг («Сы шу», «Дао дэ цзин» и др.), часть к-рых впосл. попала в б-ку Азиатского департамента МИД. Ему принадлежат рецензии на перевод НЗ, выполненный архим. Гурием (Карповым ; впосл. архиепископ Таврический), «Статистическое описание Китайской империи» (СПб., 1842) архим. Иакинфа. Значительная часть сочинений и переводов Д. осталась в рукописях. Награжден орденом св. Анны 2-й степени (1832). Арх.: РГБ ОР. Ф. 273. К. 19. Ед. хр. 1; НБ им. Н. И. Лобачевского КазГУ ОР. Ед. хр. 4478, 4485. Соч.: Описание Пекинского Сретенского мон-ря в ист. и топогр. отношении//Кит. благовестник. 2000. 2. С. 78-94; Раифа, или Путешествие в Раифскую пуст.//Раифский вестн. 2004. 2-11/12; 2005. 1. Пер.: Драгоценное зеркало для просвещения ума: Пер. с кит. Каз., 1837; Всеобщая история Китая: Пер. с кит. Каз., 1838-1839. 4 т. Лит.: Филарет (Гумилевский). Обзор. 18843. С. 460; Замотайло И. Неопубликованный пер. Дао-дэ-цзина архим. Даниила (Сивиллова)//Изв. Одесского библиогр. об-ва. 1915. Т. 4. Вып. 5/6. С. 209-245; Хохлов А. Н. Д. П. Сивиллов - руководитель 1-й в России каф. кит. яз.//Актуальные вопр. кит. языкознания: Мат-лы VI Всерос. конф. М., 1992. С. 155-158; Валеев Р. М. Казанское востоковедение: Истоки и развитие (XIX - 20-е гг. ХХ в.). Каз., 1998. С. 146-150; Митыпова Е. С. Архим. Даниил (Сивиллов) - настоятель Селенгинского Троицкого мон-ря//Кит. благовестник. 2000. 2. С. 76-78. А. Н. Хохлов Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии

http://pravenc.ru/text/171258.html

В 1918 году кадетский корпус закрыли, его помещения вместе с церковью перешли вновь открытому Воронежскому университету. Квартира первое время оставалась за бывшим законоучителем СЕ. Зверевым, который давно уже был одновременно и заведующим губернским музеем. Осенью 1918 года, когда велась подготовка аудиторий к учебным занятиям, церковь заняли под библиотеку, однако какое-то время, как можно судить по воспоминаниям, богослужения еще совершались. В январе 1943 года, в ночь перед отступлением из Воронежа, немцы взорвали университетский корпус. На том месте, где он когда-то находился, стоят жилые дома по ул. Феоктистова. Источник - http://www.vidania.ru/cityvoronez.html Церковь в главном здании во 2 этаже Михайловского кадетского корпуса построена была в 1845 г. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика. Жалование им в 1400 руб. в год, при казенной квартире. С 1845 по 1866 гг. при сей церкви был протоиерей Иоанн Тимофеевич Дагаев – магистр Киевской академии, с 1866 г. – Михаил Некрасов, магистр Киевской духовной академии. Кадетский Михайловский корпус своим основанием обязан щедрой бдительности генерал-майора Николая Дмитриевича Черткова, помещика Острогожского уезда Воронежской губернии. Он в 1836 г. пожертвовал 1 500 000 руб. ассигнац., на серебро 446 000 руб. и 1000 душ крестьян на постройку в Воронеже кадетского корпуса и вместе с дворянством Воронежской губернии, сделавшим также значительные пожертвования, просил высочайшего соизволения на учреждение в Воронеже кадетского корпуса с наименованием его Михайловским в честь Императорского Величества Великого Князя Михаила Павловича. В 1837 г. вел. князь Михаил Павлович на пути из Вознесенска посетил Воронеж и положил основание главному зданию кадетского корпуса. В 1838 г. состоялось Высочайшее повеление о присоединении Тамбовского кадетского корпуса к Воронежскому. В 1844 г. 16 августа Высочайше утверждено положение, табель и штат Михайловского кадетского корпуса на 400 воспитанников. В 1845 г. 8 ноября был торжественно открыт корпус и освящен храм преосвящ. Ельпидифором, епископом Острогожским. При открытии присутствовало много генералов, как то: Я.И. Ростовцев, барон Врангель, Н.Д. Чертков, Солнцев, Ховень, Арнольди и др., многие из почетных граждан. В том же 1845 г. к Воронежскому кадетскому корпусу были приписаны губернии: Воронежская, Тамбовская, Саратовская, Пензенская, земли войска Донского и Кавказская область.

http://sobory.ru/article/?object=34573

Строительство при холодном Георгиевском храме отдельно стоящей каменной теплой церкви во имя Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, относится к началу XVIII века. По своим формам она близка к теплой Гаврииловской церкви ансамбля Владимирских церквей города Вологды. Вот как описывает архитектурные особенности церкви Г.К. Лукомский в своей книге «Вологда в ее старине» (1914 г.): «Это – удлиненный корпус, предалтарная часть которого возвышается в виде продолговатого четверика, покрытого крышею барочного профиля. Стены этой подымающейся части обработаны арочками и пилястрами. Но самая интересная часть храма не эти стены, хотя они и украшены богатыми, тоже барочными, наличниками окон, а глухой фонарь, стоящей на куполе. Его архитектура очень курьезна и изображает пятикупольный храмик в миниатюрном виде». Снаружи на фасаде церкви была живопись (фреска), изображающая великомученика Георгия Победоносца. В теплой церкви хранился почитаемый православными вологжанами образ Софии Премудрости XVI столетия, хранящийся ныне в Вологодском государственном музее-заповеднике. В 1781 году приход Георгиевских церквей включал в себя 41 двор. В 1844 году церкви за малым количеством прихожан были обращены в домовые расположенной недалеко от храма Скулябинской богадельни. Скулябинская богадельня и храмы содержались на проценты от средств капитала купца Николая Скулябина. По данным на 1892 год, численность прихожан составляла 57 человек. После закрытия в 1918 году богадельни Георгиевские церкви вновь стали приходскими. Восстановленной Георгиевской общине было передано в пользование имущество закрытой в том же 1918 году домовой церкви при арестантском отделении. Теплая церковь Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, закрыта постановлением губисполкома от 15 июня 1929 года. Ее здание передали артельсоюзу под размещение валенной мастерской. В 1937 году здесь располагалось столярное производство. В 1930 году был закрыт, а в 1936 году разрушен холодный Георгиевский храм. На территории, где располагались храмы Георгиевского прихода, в послевоенное время существовало мебельное производство. Производственные мощности располагаются в наши дни и в бывшей церкви Афанасия и Кирилла.

http://sobory.ru/article/?object=08464

Б. и. принадлежала к числу воскомастичных икон, что свидетельствует о ее сравнительной древности и визант. происхождении. По мнению Д. В. Айналова , была написана в XI в., Н. П. Кондакова - в XIV в. Изображение относилось к типу поясной Одигитрии с Младенцем на левой руке (размер ок. 89 ´ 52 см). Развивая предположение Бертье-Делагарда о связи этой иконы с чудотворным Сумелийским образом Одигитрии, Кондаков установил композиционное сходство Б. и. с изображением Богоматери из ц. Санта-Мария Маджоре в Риме и высказал мнение о влиянии Сумелийского и Мариупольского образов на формирование иконографии чтимых на Руси икон Одигитрии - Аксайской и Зимненской. Для украшения Б. и. было создано неск. риз. Одна из них, изготовленная в Крыму, имела надпись на греч. языке: «Моление всех благочестивых христиан содействием и ревностию жителей города Мариен, 1774, апреля 20 дня». Впосл. эта риза украшала список иконы. Др. риза была изготовлена на средства жены генерал-лейтенанта войска Донского Евдокии Мартыновой; третья, шитая жемчугом, усыпанная бриллиантами и др. камнями, была изготовлена монахинями в 1861 г. (?) на средства от продажи приношений к иконе. В кон. XIX - нач. XX в. Б. и. была очень ветхой, судьба ее после 1918 г. неизвестна. Лит.: Guagnini A. Sarmatiae Europeae descriptio; Скифская история... из разных иностранных историков паче же из Российских верных историй и повестей, от Андрея Лызлова прилежными труды сложена и написана лета 1692. М., 1787. С. 4-5; Гавриил (Розанов), архиеп. Переселение греков из Крыма в Азовскую губернию и основание Готфийской и Кифийской епархии//ЗапООИД. 1844. Т. 1. Отд-ние 1. С. 202; Статейный список стольника В. Тяпкина и дьяка Н. Зотова, посольства в Крым в 1680 году, для заключения Бакчисарайского договора. Од., 1850. С. 230-231; Новооткрытый Успенский Бакчисарайский скит//Одесск. вестн. 1852. 14-17; Харахтай Ф. Христианство в Крыму. Симферополь, 1864. С. 27-28, 63, 64; Панагия, или Успенский Бакчисарайский в Крыму скит. Симферополь, 1866.

http://pravenc.ru/text/77716.html

В Покровской церкви было три престола: один посвящался Троице, другой – Покрову Пресвятой Богородицы, а третий, теплый – Иоанну Златоусту. С запада к основному помещению церкви примыкает короткая узкая пристройка, сделанная одновременно со всем зданием и вперевязь с ним. На ней покоится четырехгранная трехъярусная колокольня, увенчанная шпилем на крутом граненом куполе. Под колокольней – проход в церковь. На своде главного помещения поставлен невысокий восьмигранник с парапетом. Он завершается восьмигранным куполом, на котором установлен деревянный восьмеричок с таким же куполком и главкой на шейке. Главка увенчана металлическим прорезным крестом, по своим формам и рисунку, повторяющим кресты XVII века на памятниках Новгорода. На западном фасаде имеется небольшое оконце, освещающее лестничную клетку слева и вкладной «круглый» крест над ним. Справа окно побольше. Оба они выполнены в архаичных формах провинциальной архитектуры XVII – XVIII веков. Все эти архаизмы вводили в заблуждение и давали основания датировать памятник второй половиной или концом XVIII столетия. Когда-то церковь имела 5 жилых и 10 нежилых построек. Сам Хубецкий погост занимал 66 десятин земли. По церковным ведомостям за 1844 и 1918 годы, церковь в Карпиной Горе была выстроена в 1810 году «тщанием прихожан». Священником был Виктор Соловьев. В праздник Покрова 14 октября со всех окрестных деревень сходились и съезжались на Хубец на службу и гуляния. К сожалению, время делает свое дело: храм разрушается, его техническое состояние неудовлетворительное. Алтарные своды разрушены, в восточной стене образовалась большая вертикальная трещина, кровля протекает, но все же каменные конструкции здания стоят. Комментарии и обсуждение Деревня Бурцева Гора находится в одном километре от крупного села Карпина Гора, где в год моего рождения и учительствовала мама. Совсем близко от Карпиной Горы в излучине речки Хубы стоит церковь Святой Живоначальной Троицы, в которой меня крестили. Церковь эта была открыта в 1810 г. В ней, вероятно, были крещены мой отец и его родители. В год рождения моего отца, 1902-м, священником церкви был Аполлон Александрович Яковлев, а в предреволюционные годы — Виктор Васильевич Соловьев " - это цитата из статьи в журнала " Моя Родина " .

http://sobory.ru/article/?object=10654

Заслуженный работник культуры РФ Г.К. Щуцкая представила вниманию аудитории доклад «Художественные образы бояр Романовых», в котором рассказала о результатах своих многолетних поисков портретов членов семьи Романовых в архивах и музейных собраниях. Кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой вспомогательных и специальных исторических дисциплин Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета Е.В. Пчелов в докладе «Имя Патриарха Филарета в династической традиции Романовых и Рюриковичей» проследил традицию наречения именем Феодор (мирское имя Патриарха) представителей обеих российских династий. О проведенных археологических работах в усыпальнице бояр Романовых в Новоспасском монастыре рассказала научный сотрудник отдела археологии Московской Руси Института археологии Российской академии наук И.И. Елкина, продемонстрировавшая подробный фотоотчет о раскопках. Тему продолжила ведущий научный сотрудник Отдела теории и методики Института археологии РАН, доктор исторических наук М.Б. Медникова в докладе «История повседневности в фокусе биоархеологического исследования», познакомив участников круглого стола с новейшими методами междисциплинарных исследований, которые применялись при изучении захоронений XVII-XVIII веков в Знаменской церкви Новоспасской обители. Кандидат исторических наук, сотрудник музея «Палаты бояр Романовых» Р.А. Майоров посвятил доклад «Мифологизация образа Патриарха Филарета в исторической литературе начала XXI века» критическому обзору появившихся в последнее время псевдоисторических публикаций и изданий, существенно искажающих значение государственной деятельности и зачастую сам образ представителей династии Романовых. Выступивший в завершение круглого стола кандидат культурологии, доцент кафедры Учебно-научный центр региональной истории, краеведения и москвоведения Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета Д.М. Абрамов провел презентацию только что вышедшей книги «Царь Димитрий», написанной им в сотрудничестве с М.Д. Ковалевой. На основе трудов историка С.Д. Шереметьева (1844-1918) авторы этого исследования предлагают новый взгляд на события в России конца XVI — начала XVII веков.

http://patriarchia.ru/db/text/5448815.ht...

С тех пор церковь не перестраивалась. Храм пострадал от пожара 1737 г., и большой ремонт производился под наблюдением архитектора Д.В. Ухтомского в 1756 г. В 1770-е гг. церковное здание чуть не было уничтожено: по плану В.И. Баженова на территории южной части Кремля предполагалось возвести огромный дворец. Уже снесли часть кремлевских стен и башен, некоторые церкви, а также приходские строения, окружавшие церковь Константина и Елены. Но строительство дворца так и не началось. Старинная церковь лишилась прихода, сильно пострадала от пожара и грабежей 1812 г. По повелению императора Николая I в 1833 г. приступили к ее реставрации, которая длилась три года. В 1844 г. на правой стороне трапезной устроили придел святителя Николая Чудотворца. В 1890 г. напротив Николаевского дворца, на кромке плаца и кремлевского дворца началось строительство ансамбля памятника императору Александру II. Этот монумент скрыл от глаз москвичей и без того небольшую Константино-Еленинскую церковь невдалеке от Спасских ворот. И все же ее не забыли православные жители Москвы. Особенно почиталась верующими икона Божией Матери «Нечаянная Радость», украшенная в 1876 г. драгоценной ризой. Перед этим образом совершался ежедневный молебен. Замечательным по красоте был пятиярусный иконостас конца XVII в. За правым клиросом помещалась храмовая икона и ковчег с частицами мощей равноапостольных Константина и Елены. Как и прочие кремлевские храмы, Константино-Еленинскую церковь закрыли в 1918 г. В течение нескольких лет она стояла запущенной, с разбитыми стеклами. Спустя десять лет, в 1928 г., ее уничтожили. На ее месте возле Константине-Еленинской башни, выходящей на Васильевский спуск, появилось приземистое здание из красного кирпича, предназначенное, видимо, для охраны правительственных учреждений Кремля. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=34511

Отец адвентизма Уильям Миллер предсказывал явление Иисуса в 1843 году. Он не просто его ждал, а предсказывал тем самым окончание эпохи правления сатаны. Все американские СМИ вещали только об этом. Но когда ничего из предсказанного не произошло, Уильям поправил дату апокалипсиса на год. Однако, не смотря на то, что верующие увольнялись, продавали свое имущество, 1844 год не сделался последним. В 1835 году основоположник мормонов Джозеф Смит озвучил новую дату конца света. Он назвал 1891 год. Несложно догадаться, что кончины мира не случилось и на этот раз. Автором еще одной «пророческой» книги, наделавшей немало шума, был ученый NASA Эдгар Визнант. Здесь говорилось, что Иисус Христос явится на Землю в 1988 году. Фото: Pr3t3nd3r, photosight.ru Еще одна примечательная дата: 18 мая 1910 года — первый «научный» Конец света. Астрономы заранее рассчитали, что Земля должна пройти через хвост кометы Галлея. С помощью спектрального анализа было установлено, что в составе кометных атмосфер наблюдались молекулярные полосы циана, угарного газа и других соединений, большей частью ядовитых для человека. В результате быстро распространились слухи об отравлении земной атмосферы опасными для здоровья людей ядовитыми кометными газами. Тут же нашлись предприимчивые граждане, догадавшиеся пустить в продажу ампулы с «противоядием». Особенно отличились в плане предсказаний апокалипсиса «Свидетели Иеговы». Следует сразу пояснить, что близость конца света является ключевым положением иеговистской доктрины. Первой такой датой стал 1914 год — как объяснили «Свидетели Иеговы» впоследствии, тогда произошло лишь его «духовное пришествие». Следующей попыткой стал 1918 год, затем — 1925-й, когда должны были воскреснуть и явиться на землю Авраам, Исаак, Иаков и другие пророки, что и было бы преддверием Второго пришествия, а затем — 1975 год. Сейчас последователи иеговизма остерегаются назвать конкретные даты, однако уверяют: Армагеддон наступит очень скоро: „Мы живем во время конца нынешней системы вещей… Поэтому можно не сомневаться, что конец придет вовремя… Что же тогда „прейдет“, или будет уничтожено? Это человеческие правительства или небеса, господствовавшие над людьми и „земля“ — общество безбожных людей. …эти драматические события произойдут очень скоро“ („Сторожевая башня“ от 01.09.1997, с.22–23»).

http://pravmir.ru/konec-sveta-istoriya-o...

Монастырь Моцамета. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Монастырь Моцамета. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. В сер. XIX в. М. был основательно перестроен. В 1844-1845 гг. по инициативе и под рук. митр. Имеретинского Давида (Церетели) начались работы по расширению храма, были приглашены известные груз. зодчие Леван, Моисей и Филипп Берекашвили. Храм был практически выстроен заново. В 1846 г. завершилось строительство колокольни. Над входом на вост. фасаде сохранилась 14-строчная строительная надпись настоятеля М. игум. Порфирия (Церетели), в ней указано, что работы проводились за счет частных пожертвований, особой щедростью отличились владетельный князь Абхазии Михаил Шарвашидзе и его мать кнг. Тамар Дадиани. Полностью работы по обновлению М. были завершены в 1865 г.: кафоликон был перестроен в купольную церковь, была переделана алтарная преграда ( Муравьёв. 1848. Ч. 3. С. 153; Brosset. 1851. Vol. 3. P. 48-49; Кезевадзе. 1984. С. 64-65; Гегечкори. 1991. С. 20-21). Реставрационные работы проводились также в 90-х гг. XIX в. настоятелем М. архим. Виссарионом (Ахвледиани), о чем на сев. стене храма была сделана пространная надпись. В тот же период были возведены кельи для монахов, марани (винный погреб) и др. хозяйственные постройки. В 1903 г. из Германии привезли глазурованные водопроводные трубы для улучшения водоснабжения мон-ря, в 1915 г. были устроены водяная мельница и лазарет. Архим. Виссарион был награжден орденами св. Анны 3-й и 4-й степени и св. Владимира 3-й степени ( Кезевадзе. 2006. С. 169). Мощи великомучеников Аргветских в соборе мон-ря Моцамета Мощи великомучеников Аргветских в соборе мон-ря Моцамета М. посещали множество верующих ( Dubois de Montp é reux. 1839. Vol. 2. P. 138). 2 окт., в день памяти великомучеников Давида и Константина, был установлен праздник моцаметоба (орципоба), к-рый отмечали с большим размахом. Особенно многолюдным праздник был в 1895 г., когда мощи великомучеников были перенесены в новую раку. Торжества начались 1 окт. и продолжались весь следующий день. Служили (песнопения исполнялись на груз. языке) временно управлявший Имеретинской епархией еп. Алавердский Виссарион (Дадиани), ректор Кутаисской ДС архим. Димитрий (Абашидзе; см. Антоний (Абашидзе) ), инспектор школ Общества восстановления православного христианства на Кавказе архим. Леонид (Окропиридзе ; католикос-патриарх всей Грузии в 1918-1921), др. священнослужители из Кутаиса и братия М. (Празднество в Моцамета. 1895. С. 1-4; Кезевадзе. 1991. С. 190).

http://pravenc.ru/text/2564254.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010