Восприятие Библии как исторического источника всегда было характерно для церковной среды, причем Библейский период понимался как первая часть Священной истории, за которой следовала вторая — история Церкви. B XVIII u XIX веках в науке также преобладал подход к Б иблии как к историческому документу. Трудами Карла Гейнриха Графа (Karl Heinrich Graf, 1815–1869), Юлиуса Велльгаузена (Julius Wellhausen, 1844–1918) и их коллег было выявлено несколько базовых источников и несколько редакционных обработок, вызванных историческими событиями. До поры Библия была единственным источником по истории Месопотамии и Ближнего Востока, но археологическое открытие в середине XIX века Вавилона и Шумера, а затем расшифровка в 1872 году эпоса о Гильгамеше вызвали глубокий кризис исторического подхода к Писанию. Следствием этого было возникновение «панвавилонизма», научного направления, которое рассматривало Библию и иудаизм как провинциальное искаженное отражение великой вавилонской цивилизации. Один из крупнейших семитологов той эпохи Фридрих Делич (Friedrich Delitzsch, 1850–1920) полагал даже, что христианство имеет не семитский источник, а возникло в среде шумеров, от которых якобы происходило население Галилеи, перемещенное сюда из восточных провинций империи после разрушения Ассирией в 722 году до Р. Х. Северного (Израильского) царства. Это, по мысли Делича, освобождало христиан Германии от обязанности почитать Ветхий Завет как Священное Писание, заменив его эпосом о Нибелунгах. С критикой религиозного национализма Делича выступил Герман Гункель (Hermann Gunkel, 1862–1932), основатель школы литературной критики Библии, которая пришла на смену документальной теории Графа-Вельгаузена и доказала свою эффективность созданием в середине ХХ века предмета библейского богословия. В отличие от догматического богословия, которое представляет собою дисциплину, раскрывающую в систематическом порядке содержание основных вероучительных истин (догматов), принятых на вселенских соборах IV–VIII веков, библейское богословие, признавая богодухновенный характер Библии как Священного Писания, пытается выяснить его богословские посылки методами историко-филологической науки.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/10/8...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ю. Велльгаузен. Фотография. Нач. ХХ в. [нем. Wellhausen] Юлиус (17.05.1844, Хамельн - 7.01. 1918, Гёттинген), нем. библеист и востоковед. Род. в семье лютеран. пастора. В 1862-1865 гг. изучал теологию в Гёттингене, где большое влияние на него оказал Г. Эвальд , один из ведущих востоковедов и герм. исследователей ВЗ; под его рук. В. овладел древнеевр., араб. и арам. языками. Тема диссертации (1870) - «Роды и семьи иудеев, перечисляемые в 1-й книге Паралипоменон (2-4)» - определила круг научных интересов В. В 1870-1872 гг. он преподавал богословские дисциплины в Гёттингене, в 1872-1882 гг. ординарный профессор в Грайфсвальдском ун-те. В эти годы им написано неск. значительных работ по ВЗ в радикальном историко-критическом духе, что вызвало резко отрицательную критику у мн. теологов. Во многом по причине сложившейся вокруг него атмосферы враждебности ( Kraus. S. 236) В. пришел к пониманию несовместимости своей научной деятельности с преподаванием богословия студентам, стремящимся стать евангелическими пасторами, и подал прошение об освобождении от должности профессора богословия. Впосл. его преподавательская деятельность была связана только с вост. (семит.) языками (Галле, 1882-1885; Марбург, 1885-1892). В основе достижений В. в критическом анализе ВЗ лежит превосходная филологическая подготовка и безупречное владение методами текстологической критики. Его работой руководило стремление понять развитие религ. ин-тов Др. Израиля в их целостности - тема, выбранная им под влиянием Эвальда. Нередко отмечают и влияние философии Г. В. Ф. Гегеля , опосредованное работами В. Фатке, прежде всего его «Библейским богословием» (1835), однако в последнее время это положение оспаривается (см. Blenkinsopp. P. 21). В работе «Композиция Шестикнижия» (журнальный вариант 1876-1877) В. предпринял детальный анализ текста ветхозаветных книг Быт-Нав с т. зр. известной тогда документальной гипотезы, объяснявшей возникновение Пяти- или Шестикнижия из 4 источников, открытых предшественниками В.: Яхвиста и Элохиста (Ж.

http://pravenc.ru/text/150161.html

Норман Л. Гайслер (протестант) Т Таблички из Эблы (EBLA TABLETS) Шестнадцать тысяч глиняных табличек, относящихся к третьему тысячелетию до Р. X., были обнаружены, начиная с 1974 г., в Эбле, расположенной на территории современной Сирии. Биованни Петтинато (Pettinato) датирует их 2580–2450 гг. до Р. X., а Паоло Маттие (Matthiae) склоняется к периоду 2400–2250 гг. до Р. Х. В любом случае они изготовлены на много столетий раньше, чем любые другие письменные памятники. Ценность табличек для апологетики. Значение табличек из Эблы состоит в том, что они параллельны первым главам Книги Бытие и подтверждают их. Хотя и затушёванные из-за последующего политического давления и отрицаний, сведения, опубликованные в солидных журналах, выявляют несколько возможных линий свидетельства, подтверждающего библейские повествования (см. Ветхий Завет: археология). Судя по сообщениям, в табличках из Эблы встречаются названия таких городов, как Ур, Содом и Гоморра, а также имена упоминаемых в Библии языческих богов, таких как Ваал (см. Ostling, 76–77). Сообщается также, что в табличках упомянуты некоторые лица из Книги Бытие, в том числе Адам, Ева и Ной (Dahood, 55–56). Очень важно открытие древнейшего из известных внебиблейских рассказов о творении. Рассказ из Эблы примерно на 600 лет старше вавилонского варианта. Текст на табличках поразительно близок к тому, что говорится в Книге Бытие, и рассказывает о единственном Существе, создавшем небеса, Луну, звезды и Землю. Сравнение показывает, что в Библии содержится более древний, менее приукрашенный вариант этого рассказа, который описывает факты без позднейших мифологических дополнений. В повествовании на табличках отражены представления о сотворении мира ex nihilo («из ничего»): «Господи неба и земли: земли не было. Ты сотворил её; дневного света не было, Ты сотворил его; утренний свет Ты (ещё] не сотворил» (Ebla Archives, 259). Открытие библиотеки в Эбле имеет для христианской апологетики важные последствия. Оно опровергает веру критиков в эволюцию монотеизма (см. монотеизм исконный) из предположительно предшествующих ему политеизма и энотеизма. Эта гипотеза об эволюции религии была популярна со времён Чарлза °Дарвина (Darwin; 1809–1882) и Юлиуса Вельхаузена (Wellhausen; 1844–1918). Теперь известно, что единобожье появилось раньше. Кроме того, весомые свидетельства из Эблы подтверждают то мнение, что первые главы Книги Бытие суть история, а не мифология (см. великий потоп; наука и Библия).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

прот. Александр Мень Велльхаузен Велльхаузен , Велльгаузен (Wellhausen) Юлиус (1844–1918), немецкий востоковед и исследователь Библии. Родился в Хамельне в семье пастора. Формирование Велльхаузена как ученого происходило в эпоху первых триумфов эволюционизма, который из биологии стал проникать в историографию. Избрав предметом своих занятий библейскую историю, Велльхаузен поступил на теологический факультет Геттингенского университета (его учителем был Немалое влияние на Велльхаузена оказала философия Велльхаузен воспринял гегелевскую идею развития через труды который, по мнению самого Велльхаузена , «внес наибольший вклад в понимание истории Израиля». По окончании учебы Велльхаузен в 1870–1872 преподавал в Геттингене, а в 1872–1882 состоял ординарным профессором богословия в Грайфсвальдском университете. В эти годы выходят наиболее важные труды Велльхаузена по библеистике. Преподавание в Грайфсвальде велось с позиций школы экзегезы, но в своих выводах он оказался более радикальным. Для него библейская история качественно не отличалась от истории других религий, а Библия представлялась ему не боговдохновенным Писанием, а просто памятником религиозной мысли. В связи с этим Велльхаузен направил письмо министру просвещения Пруссии с просьбой освободить его от должности профессора богословия. Он заявил, что не подходит для роли воспитателя евангелических пасторов. «При всей сдержанности с моей стороны, – писал Велльхаузен , – я могу лишь помешать подготовке моих слушателей к их будущей деятельности». Прошение Велльхаузена было удовлетворено. Он стал преподавателем восточных языков в Галле (1882–1885) и Марбурге (1885–1892), а затем вернулся в Геттинген, где работал до 1913. Принято говорить, что Велльхаузен совершил «коперниканский переворот» в библеистике, выдвинув источников Пятикнижия теорию. Однако он имел многих предшественников – от философа-пантеиста (17 в.) и католического монаха Р. (18 в.) до своих старших современников – и Заслуга Велльхаузена заключалась еще и в том, что его книги написаны доступным языком, его теоретические построения отличает ясность и вообще на всем творчестве лежит печать незаурядного таланта. Популярные авторефераты Велльхаузена и бесчисленные публикации его последователей сделали его имя широко известным вне научных кругов и дали теории имя «Велльхаузеновская» (хотя иногда ее называют теорией «Графа- Велльхаузена »).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Преподобный Герман (1844–1923) В молодости отец Герман провел три с половиной года в Гефсиманском скиту в послушании у старца Тихона и семь лет – у старца Александра. Отец Герман был иконописцем. Ему выпало счастье расписывать пещерный храм и реставрировать Черниговский образ Божией Матери, так дивно прославившийся. Написанные старцем иконы внушали особенное молитвенное чувство. Старец сам рассказывал: «Был я однажды в Киеве. Захожу по пути в часовню и спрашиваю: „Какая у вас здесь святыня“ – „А вот чудотворный Черниговский образ Божией Матери“. Подхожу и вижу, что он писан моей грешной рукой, гляжу, а на нем уже много различных привесок – ручек, ножек, глаз и других эмблем исцелений, полученных болящими в разное время». Отец Герман в течение всей своей подвижнической жизни искал молитву Иисусову. Он не успел ей научиться у своего наставника, вследствие его скорой кончины, а еще более потому, что этот старец по смирению не брался обучать других. Господь, видя со стороны отца Германа искреннее и усердное искание, внушил ему обратиться за разъяснениями к святителю Феофану. Завязавшаяся между ними по этому поводу переписка издана отдельной брошюрой под заглавием: «Ответы епископа Феофана, затворника Вышенской пустыни, на вопросы инока о молитве». В последующее время отец Герман так утвердился в мыслях Вышенского затворника о молитве, что не иначе говорил о ней, как словами своего великого наставника, перед памятью которого весьма благоговел. Свою любовь к нему он засвидетельствовал потом сооружением неугасимой лампады на его гробнице. Тихо, мирно проходила иноческая жизнь отца Германа в Гефсиманском скиту. Он успел стать монахом, иеродиаконом, иеромонахом и даже братским духовником. Узнала о нем Московская Духовная академия. И вот келья его сделалась уютным уголком, где многие ученые иноки находили себе окормление и утешение. Такие видные деятели того времени, как ректор академии Антоний Храповицкий (впоследствии митрополит Киевский и Галицкий; был первым кандидатом на патриаршество на Всероссийском Поместном соборе 1917–1918 годов; с 1919 года – в эмиграции, возглавлял Русскую Православную Церковь за границей), инспектор Григорий Борисоглебский , и другие были духовными детьми отца Германа. Но Господь готовил старца к иному деланию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Санкт-Петербург. Домовая церковь Петра и Павла при Российском Государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена. Бывшая церковь Петра и Павла в Императорском училище глухонемых Домовая церковь. Действует.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:не ранее 1821. Архитектор:П.С. Плавов Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Гороховая 18 Координаты: 59.932226, 30.316601 Проезд:станция метро " Невский проспект " Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты Императорское училище глухонемых было переведено в С.-Петербург в 1817 г. и расположилось в доме Кусовниковой. Церковь по проекту П.С. Плавова устроили в 1821 г. по распоряжению императрицы Марии Федоровны. В 1844-1847 гг. здание было перестроено тоже по проекту Плавова. Здание украшено девятью полуколоннами и надстроен четвертый этаж. Церковь поместили на третьем этаже. Служба велась параллельно на языке глухонемых. С 1918 г. церковь стала приходской. В 1923 г. закрыта. В настоящее время возобновлена. Литература: Длужневская Г.В. Утраченные храмы Петербурга. - Спб.: Издательский Дом «Литера». 2003. Это училище было любимым детищем Императрицы Марии Феодоровны, которая подарила в 1816 г. на его содержание огромную сумму – 250 тыс. руб. Однако история заведения началась десятилетием раньше, когда проф. Сигмунд открыл в Павловске „Опытное училище глухонемых“. Став государственным, оно в 1810 г. переехало в столицу – сперва на Выборгскую сторону, затем – во Вдовий дом. По воле Марии Феодоровны, у Красного моста через Мойку в 1817 г. было куплено здание, куда после перестройки и въехало училище. Церковь в нем появилась несколько позже – ее на третьем этаже устроил П.С. Плавов. Освящение архимандритом Товией состоялось 19 февраля 1821 г. в честь ап. Павла, небесного покровителя покойного супруга вдовствующей Императрицы. В одноярусном иконостасе было всего четыре иконы кисти Васильева; запрестольное „Распятие“ написал в 1822 г. глухонемой художник Степан Сергеев. Когда 30 июля 1840 г. храм пострадал от пожара (образа и утварь удалось спасти), богослужения на время перенесли в рекреационный зал. Новая церковь по проекту того же Плавова была заложена лишь 29 июня 1844 г. на третьем этаже, в центральной части корпуса на Гороховой. Снаружи она была выделена портиком из композитных полуколонн. Освятил храм 14 мая 1847 г. епископ Ревельский Нафанаил. Внутри церковь украшали ионические колонны и пилястры искусственного желтого мрамора, хоры поддерживались мощными консолями. Иконы для двухъярусного белого с золотом иконостаса взяли старые, недостающие написал сын вышеупомянутого Васильева, а Двунадесятые праздники – учитель рисования А.И. Беллер.

http://sobory.ru/article/?object=10714

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Имп. Мария Феодоровна. Фотография. 1883 г. Романова (14.11.1847, Копенгаген, Дания - 13.10.1928, замок Видёре близ Клампенборга, Дания), имп., супруга имп. Александра III Александровича , мать имп. страстотерпца Николая II Александровича , благотворительница. Возглавляла 3 крупных филантропических учреждения: Ведомство учреждений имп. Марии (ВУИМ) (1880-1917), Российское об-во Красного Креста (1877-1917), Об-во спасения на водах (1873-1917). Мария София Фредерика Дагмар род. в семье принца Глюксбургского (впосл. король Дании Кристиан IX из династии Глюксбургов) и его супруги Луизы Гессен-Кассельской. В семье было еще 5 детей, в т. ч. Фредерик (1843-1912, кор. Дании Фредерик VIII в 1906-1912), Георг (1845-1913, кор. Греции Георг I в 1863-1913), Александра (1844-1925, с 1863 замужем за кор. Великобритании Эдуардом VII), Тира (1853-1933), Вальдемар (1858-1939). 20 сент. 1864 г. принцесса Дагмар была помолвлена с наследником русского престола цесаревичем Николаем Александровичем. Однако уже в окт. наследник заболел и 12 апр. 1865 г. скончался в Ницце. Когда цесаревич был уже при смерти, в Ниццу прибыли его брат Александр Александрович и принцесса Дагмар, вызванные для последнего прощания. По дороге домой цесаревич Александр с родителями и принцесса Дагмар остановились в Югенхайме (Германия). Там общее горе сблизило Дагмар и Александра. В мае 1865 г. цесаревич Александр записал в дневнике: «Грустно было покидать милый Югенхайм, где так приятно живется, и в особенности было хорошо, когда была там с нами милая душка Дагмар; когда-то мы ее увидим, неужели она не приедет сюда? Можно сказать, что вся Россия ее полюбила и считает ее Русскою» (цит. по: Боханов. 2013. С. 64). 17 июня 1866 г. в Копенгагене состоялась помолвка; 14 сент. того же года принцесса Дагмар прибыла в Россию, 12 окт. приняла Православие через миропомазание, получив новые имя и титул - вел. княгиня Мария Феодоровна. 28 окт. 1866 г. состоялось бракосочетание М. Ф. с вел. кн. Александром Александровичем (с марта 1881 имп. Александр III). М. Ф. была тепло принята русским обществом. «Августейшая молодая чета отличалась чарующей простотой и обходительностью»,- писал современник, полковник А. А. Берс (цит. по: Там же. С. 7). Супружеская жизнь М. Ф. и Александра III в целом была счастливой. Супруги с нежностью относились друг к другу, о чем свидетельствуют и страницы их писем. За 16 лет в семье родилось 6 детей: Николай (1868-1918), Александр (1869-1870), Георгий (1871-1899), Ксения (1875-1960), Михаил (1878-1918), Ольга (1882-1960).

http://pravenc.ru/text/2562160.html

Исторические исследования Сергей Цоя. Латвийская православная церковь в 20–30 годы XX века (исторический очерк) До 1917 года православные приходы Курляндской, Лифляндской и Эстляндской губерний составляли единую Рижскую епархию входившую в состав Русской православной церкви (далее – РПЦ). Практически все архиереи были русскими по национальности Положение епархии в начале XX века было благополучным, чему способствовала политика царской России. Начиная с 80-х годов XIX века Православная церковь в крае активно поддерживалась государством. Большинство и ныне действующих православных храмов было построено именно в кон. XIX – нач. XX веков. В руках церкви было много собственности. Росло также материальное обеспечение церковного клира Ситуация резко изменилась с падением старых российских порядков. Уже на Поместном Соборе РПЦ 1917–1918 годов было принято решение отделить от Рижской епархии эстонские приходы и из них создать самостоятельную Ревельскую (Таллиннскую) епархию После перевода в конце 1917 года на Рязанскую кафедру архиепископа Иоанна (Смирнова , 1844–1919) около года Рижской епархией, на временной основе, управлял епископ Ревельский Платон (Кульбуш, 1869–1919). Однако в начале 1919 года его зверски убили большевики. В итоге епархия осталась без правящего архиерея. В 1920 году на территории бывших Курляндской, Лифляндской и ранее входившей в Витебскую губернию Латгалии (где православные приходы при царизме управлялись архиереями Витебскими и Полоцкими) закончились вестись боевые действия и фактически и юридически возникло новое государство – Латвийская республика. Произошедшие перемены сильно изменили условия, в которых Православной церкви теперь приходилось существовать. Еще с древности принципом деления на поместные, автокефальные и автономные церкви, а те на епархии, были границы государств и провинций внутри них Ссылаясь на это положение, в ходе собрания представителей всех православных, приходов Латвии в феврале и августе 1920 года было решено, что Православная церковь , во вновь возникшей стране, будет самостоятельной и независимой в отношениях с государственной властью, а также в административных и хозяйственных вопросах, в иерархическом же отношении будет сохранять каноническую связь с РПЦ

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПРАМИ Памятники русской архитектуры и монументального искусства: Мат-лы и исслед./ВНИИ искусствознания. М., Вып. ПрибЦВед Прибавления к Церковным ведомостям. СПб., 1888-1918 ПРМИ Памятники русского музыкального искусства. М., Т. Прод. Феоф. Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей/Пер. и коммент.: Я. Н. Любарский. СПб., 19922 Протеория Proqewra kefalaièdhj per tîn n tÍ qev leitourgv genomnwn sumbÒlwn ka musthrwn//PG. 140. Col. 417-468 ПРП Памятники русского права/Ред., предисл.: С. В. Юшков. М., 1952-1963. 8 вып. ПрПуть Православный путь: Церк.-богосл.-филос. ежег.: Прил. к ж. «Православная Русь» за ... г. Джорд., 1951-. ПРСЗГ Памятники русской старины в западных губерниях империи, издаваемые П. Н. Батюшковым: Альбом. СПб., 1868-1886. Вып. 1-2: Волынь. 1868; Вып. 3-4: Волынь. 1869; Вып. 5: Вильна. 1870; То же. Текст. 1872; Вып. 6: Вильна. 1874; То же. Текст; Вып. 7: Холмская Русь. 1885; Вып. 8: Холмская Русь. Продолж. 1886 ПрТСО Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. М., 1844-1891 ПС Православный собеседник. Каз., 1855-1916, 2000-. Псалтирь след. Псалтирь следованная: [В 2 ч.]. М.: Моск. Патриархия, 1978-1979. Ч. 1. 1978; Ч. 2. 1979. Ц.-слав. шрифт ПСЗ Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1: (1640 - 12 дек. 1825). СПб., 1826-1830. 45 т. ПСЛЛ, IV-IX вв. Памятники средневековой латинской литературы IV-IX вв./Ред.: М. Е. Грабарь-Пассек, М. Л. Гаспаров М., 1970 ПСЛЛ, IV-VII вв. Памятники средневековой латинской литературы IV-VII вв/Ред.: С. С. Аверинцев, М. Л. Гаспаров. М., 1998 ПСЛЛ, X-XII вв. Памятники средневековой латинской литературы X-XII вв./Ред.: М. Е. Грабарь-Пассек, М. Л. Гаспаров. М., 1972 ПСПиР Полное собрание постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания. СПб., 1869-1911, 1915-1916. 10 т., т. доп. ПСРЛ Полное собрание русских летописей. СПб., 1846-1921. Т. 1-24. М.; Л.; СПб., 1949-1994. Т. 25-39.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=16

Москва. Домовая церковь Николая Чудотворца при Духовной Семинарии. Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1834 и 1844. Архитектор:1839-1844 А.Ф. Щедрин А. Ф.; 1841-1843 И.Т. Таманский; 1843-1844 Н.И. Козловский Ссылки:   Адрес: г. Москва, ул. Делегатская, д. 3 Координаты: 55.774669, 37.609626 Проезд:м. " Маяковская " , " Сухаревская " , " Новослободская " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь располагалась в центре здания , в верхнем этаже. Имела небольшую отдельно стоявшую звонницу перед фасадом. Усадьба Остермана, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства Музей расположен в комплексе зданий - памятнике архитектуры конца XVIII-XX веков. По имени прежних владельцев москвичи называют эту старинную усадьбу " Домом Остермана " . Со второй четверти XVII века загородная усадьба принадлежала боярам Стрешневым, а в 1783 году перешла по наследству графу Ивану Андреевичу Остерману. В конце XVIII века главный усадебный дом, перестроенный по проекту неизвестного архитектора, видимо принадлежавшего кругу М.Ф. Казакова, приобрел вид, близкий современному. В 1796 году братья Иван Андреевич и Федор Андреевич Остерманы передали свой титул и фамилию внучатому племяннику Александру Ивановичу Толстому, прославившемуся в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии. Дом А.И. Остермана-Толстого, пострадавший в пожаре 1812 года, долго не восстанавливался, и в 1834 году был продан Святейшему Синоду для размещения здесь Московской Духовной семинарии. В начале 1840-х годов здание было восстановлено и расширено по проекту А.Ф. Щедрина, а в 1885 году по проекту П.Е. Баева к правой галерее был пристроен двухэтажный корпус епархиального общежития. В 1918 году здание было национализировано и передано в распоряжения ВЦИКа. После Великой Отечественной войны в нем разместился Президиум Верховного совета и Совет Министров РСФСР. В начале 1950-х годов к зданию семинарского общежития был пристроен новый трехэтажный корпус, сооруженный по проекту В. Г. Гольфрейха и Кабанова.

http://sobory.ru/article/?object=25405

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010