Стены храма, как и усадьба «Русский Парнас», хранят память о людях из первого ряда национальной культуры, цвете умственной интеллигенции. Это поэты К.Н. Батюшков, В.А. Жуковский, В.Л. Пушкин – дядя великого поэта, А.И. Тургенев – близкий друг Н.И. Новикова, писателя, журналиста и издателя, дружившего с А.И. Вяземским; граф А.И. Мусин-Пушкин – государственный деятель, археограф, историк и коллекционер, прославившийся открытием и первой публикацией «Слова о полку Игореве»; писатель М.М. Херасков, баснописец И.И. Дмитриев, историк М.П. Погодин; будущие декабристы В.К. Кюхельбекер, М.С. Лунин; Н.И. Тургенев, герой войны 1812 года поэт Денис Давыдов; наконец, А.С. Грибоедов, Адам Мицкевич, Н.В. Гоголь и сам Александр Сергеевич Пушкин. Последним владельцем Остафьева из рода Вяземских был князь Петр Павлович Вяземский – правнук Андрея Ивановича. В 1898 году он продал Остафьево историку графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву (1844-1918), женившемуся еще в 1868 году на его сестре Екатерине Павловне Вяземской. При Шереметевых Остафьево вновь стали посещать видные деятели литературы и искусства. Около паперти бокового входа в храм находились три могилы (в 1930-е годы их сравняли с землей вместе с другими) малолетних детей князя Петра Андреевича. В 1929 году рядом с ними была захоронена дочь Павла Петровича, 80-летняя графиня Екатерина Павловна Шереметева, урожденная княжна Вяземская. Эта могила также была поругана, однако восстановлена сотрудниками музея-усадьбы Остафьево в 1991 году. Всех священнослужителей, как и положено, хоронили около церкви, а самих священников – у стен алтарной ее части. Последними из священников были захоронены Михаил Петровский в 1922 году и Александр Архангельский в 1929 году. Первый ущерб храму был нанесен властями в 1922 году, когда по акту изъяли все, что было сделано из драгоценного металла. Тем не менее церковная служба продолжалась, и все оставшееся содержалось в полном порядке. Богослужение в 1930-е годы вели священник Василий Иванович Крымкин, дьякон Василий Сергеевич Моисеев и его брат псаломщик Николай Сергеевич плоть до закрытия церкви.

http://sobory.ru/article/?object=04352

Так же было предписано открыть привилегированные учебные заведения для детей дворянства во всех губернских городах. В созданных по уставу 1786 года малых народных училищах допускалось обучение девочек, однако, число девочек в них было намного меньше, чем мальчиков. Например, на 1800 год в 315 училищах было 18 128 мальчиков и только 1 787 девочек. Причем 2/3 из них приходилось на столичное народное училище.   С 1796 года после смерти Екатерины по указу Павла I дела «Воспитательного общества» были переданы в руки его жены Марии Федоровны, чем было положено начало Ведомству учреждений Императрицы Марии − управлению, действовавшему в России до 1918 года.   27 декабря 1797 года Мария Федоровна, на собственные средства, открыла в Петербурге училище. Оно было рассчитано на обучение 50 беднейших сирот мещанского сословия, названное вскоре Мариинским институтом. С 1798 по 1807 годы созданы еще четыре аналогичных женских училища в Москве и Петербурге. С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища − средние учебные заведения для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было предписано открыть особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось не менее 25 девочек, соответствующего возраста. Большая роль в развитии женского образования принадлежит императрице Марии Александровне, супруги Императора Александра II. Под ее руководство и покровительство перешло с 1855 года Ведомство Императрицы Марии и в том же году был издан новый Устав этоо ведомства, отражающий взгляды нового шефа. Императрица Мария Александровна признала необходимым воссоздать и усовершенствовать русскую женскую школу, находившуюся под ее попечением. Следствием таких мероприятий Марии Александровны явилось преобразование Смольного, родоначальника всех других женских учебно-воспитательных и профессиональных заведений в России. Большую роль в этом преобразовании и усовершенствовании сыграл выдающийся русский педагог Константин Дмитриевич Успенский(1824-1871), приглашенный Марией Александровной на должность инспектора классов Смольного института.

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/22/...

Указом Московской духовной дикастерии от 22 янв. 1725 г. к О. З. м. были приписаны ржевский в честь Рождества Христова жен. мон-рь и Преображения Господня на Рогоже жен. мон-рь (Пелагеина пустынь) близ Осташкова ( Успенский. 1890. С. 19). В результате прошений насельниц Пелагеиной пуст. она в итоге была отдана под начало игумении О. З. м., но не упразднена (в 1764 упразднена, храм обращен в приходский). При введении в 1764 г. монастырских штатов О. З. м. отнесен к обителям 3-го класса. В 1844-1868 гг. и с 1888 г. в О. З. м. действовал приют для бедных девиц из духовного сословия (в разное время в нем проживали от 9 до 18 чел.). Во время грандиозного пожара в Осташкове, 8 июня 1868 г., комплекс мон-ря значительно пострадал: практически все деревянные строения были уничтожены, почти полностью выгорели внутри храмы обители. Лишь благодаря крупным частным пожертвованиям мон-рь удалось достаточно быстро восстановить. Важнейшую роль в этом сыграла супруга городского головы П. И. Савина (урожд. Куликова, в 1-м браке Орлова; 1815-1900). В нояб. 1918 г. для проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в Осташкове организована комиссия при уездном ЦИК ( Глафирова. 2017. С. 74). В мон-ре в нач. 20-х гг. XX в. были созданы община (включала 147 монахинь и 49 мирян; преобладали насельницы, прожившие в О. З. м. 35-50 лет (Там же)) и трудовая коммуна. Еще до окончательного закрытия обители в настоятельском корпусе разместился детский приют (67 воспитанниц и 17 служащих), часть келий была отдана под жилье для рабочих и служащих (впосл. т. н. Рабочий городок) (Там же. С. 79). В 1928 г., после закрытия Вознесенского собора, О. З. м. прекратил существование. Насельницы и настоятельницы обители Первой игуменией обители в 1673 г. была избрана Евпраксия (Волговская), проживавшая в Пелагеиной пуст. 22 марта 1674 г. она получила благословение митр. Сарского и Подонского Павла и была возведена в сан игумении (Ист. записка. 1852. С. 12; Успенский. 1890. С. 10; возглавляла обитель до 1691). Ее преемницы: игумении Пелагия (со 2 июня 1691), Сусанна (с 5 авг. 1696 (Ист. записка. 1852. С. 19) или 6 авг. 1697 ( Успенский. 1890. С. 64)), Неонилла (1701-1722), Дорофея (1722-1724), Евфимия (Шатилова; 8 янв. 1725 - 1 марта 1750), Олимпиада (Пожогина-Отрошкевич; 1750-1757, 1759 - 24 авг. 1794), Евпраксия (Шишмарёва; 11 дек. 1794 - 1812), Евстолия (Мартинова; 20 февр. 1812 - 1837), Мария (Игнатьева; 1837-1849), Агния (Толстая; 1849-1881), Ольга (Жуковская; 1881 - 15 авг. 1887) (Там же. С. 64-67), Антония (Ушакова) (1887-1891), Аполлинария (Банина; 1891-1894), Еликонида (1894-1911), Маргарита (1911 - не ранее 1917). Последней настоятельницей мон-ря стала игум. Екатерина (Дюкова; не ранее 1917 - 1928), обвиненная в 1931 г. в контрреволюционной деятельности и высланная на 3 года в Казахстан (ее дальнейшая судьба неизв.).

http://pravenc.ru/text/2581651.html

Этот трехпридельный храм с восьмигранным завершением в центре был заложен 2 июля 1844 митрополитом Антонием (Рафальским) в присутствии Николая I, на чьи средства он преимущественно и строился. Автором проекта, созданного в „итало-византийском“ стиле, был К. А. Тон, который руководил строительством при помощи Г. X. Штегемана. Барельефы на фронтоне исполнил скульптор Н. А. Рамазанов, иконостасы из липы – охтинский резчик С. Тарасов, иконы написали академики: Ф. А. Бруни, В. К. Шебуев, П. М. Шамшин, М. И. Скотти, А. Т. Марков и В. Серебряков, запрестольный образ „Вознесение Божией Матери“ (копия с Мурильо) – проф. И. И. Габерцеттель. 20 марта 1849 главный священник армии и флота освятил в присутствии Николая I этот изящный храм, стоивший 311 тыс. руб. серебром. От него получили свое название площадь и улица. Внутри небольшое четырехстолпное помещение было оформлено прилегающими колоннами и пилястрами из искусственного мрамора и украшено лепными рельефами. На стенах висели бронзовые доски с именами павших офицеров, полковые знамена и штандарты, в витринах хранились мундиры Императоров-шефов. Императрица Елизавета Петровна еще в 1749 подарила церкви три лампады из серебра работы ювелира Я. Лео, а вел. кн. Николай Николаевич-старший в 1815 – греческую икону „Благовещение“, которую он получил в Святой Земле от Иерусалимского Патриарха. Из святынь нужно упомянуть два креста с мощами, один из которых был исполнен в 1701 для царицы Марфы Матвеевны, жены Феодора Алексеевича, и отделан чеканкой и жемчугами. Дорогие серебряные оклады украшали два Евангелия конца XVII века. В 1755–1756 известный столичный ювелир 3. Дейхман сделал из золоченого серебра священные сосуды. Другой видный ювелир, Ф. А. Верховцев, в середине XIX века изготовил гробницу для плащаницы, украшенную рельефами. Когда к полувековому юбилею в 1899 в церкви производили ремонт, ювелирная фабрика Любавина облицевала престол серебряной одеждой. К храму, имевшему свой приход, была приписана каменная церковь св. Ольги, выстроенная в 1907–1909 в летнем лагере полка в Красном Селе. Действовало благотворительное общество, содержавшее детский приют. Настоятелем в 1893–1918 служил прот. Николай Васильевич Николаевский.

http://sobory.ru/article/?object=34117

ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ A.C. 1863-1919. История ЛАТЫШЕВ В.В. 1855-1921. Классическая филология и археология ЛЯПУНОВ A.M. 1857-1918. Прикладная математика. МАРКОВ A.A. 1856-1922. Математика. МАРР Н.Я. 1864-1934. Литература и история азиатских народов. МИЛЛЕР В.Ф. 1848-1913. Русский язык и словесность НАСОНОВ Н.В. 1855-1939. Зоология НИКИТИН П.В. 1849-1916. Классическая филология и археология ОЛЬДЕНБУРГ С.Ф. 1863-1934. Литература и история азиатских народов ПАВЛОВ И.П. 1849-1936. Сравнительная анатомия и физиология РАДЛОВ В.В. 1837-1918. Литература и история азиатских народов РЫКАЧЕВ М.А. 1840-1919. Физика СОБОЛЕВСКИЙ А.И. 1856-1929. Русский язык и словесность СОНИН Н.Я. 1849-1915. Математика СТЕКЛОВ В.А. 1863-1926. Прикладная математика УСПЕНСКИЙ Ф.И. 1845-1928. История и древности русские ФАМИНИЦЫН A.C. 1835-1918. Ботаника ФОРТУНАТОВ Ф.Ф. 1848-1914. Русский язык и словесность ЧЕРНЫШЕВ Ф.Н. 1856-1914. Геология ШАХМАТОВ A.A. 1864-1920. Русский язык и словесность ЯГИЧ И.В. 1838-1923. Русский язык и словесность ЯНЖУЛ И.И. 1846-1914. Политэкономия и наука о финансах   Почетные академики Отделения русского языка и словесности по разряду изящной словесности   K.P. (вел. кн. К.К. Романов). 1858-1915. Поэт КОНИ А.Ф. 1844-1927. Юрист и общественный деятель АРСЕНБЕВ K.K. 1837-1919. Публицист, юрист, земский деятель БОБОРЫКИН П.Д. 1836-1921. Писатель КОТЛЯРЕВСКИЙ H.A. 1863-1925. Литературовед ОВСЯНИКО-КУЛИКОВСКИЙ. 1858-1920. Литературовед и языковед БУНИН И.А. 1870-1953. Писатель   Почетные члены Императорской Академии Наук   Этого почетного звания были удостоены 42 политических и общественных деятеля и ученых, в том числе 13 зарубежных. Среди них были Император Николай II, Великие Князья Г.М., K.K, Н.М. и П.А. Романовы, Король Италии Виктор-Эммануил III, Король Швеции Густав V, Королева Румынии Елизавета, Король Черногории Николай I, Принц и принцесса Ольденбургские, Принц Монако Альберт I, ряд высших государственных сановников Российской империи, например, С.Ю. Витте и др. Из выдающихся русских ученых этого звания были удостоены:

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/08/...

Барт Карл (1886–1968), швейцарский протестантский теолог, один из основоположников диалектической теологии. Бебель Август (1840–1913), один из руководителей германской социал-демократии и II Интернационала. Бейлинзон M., автор книги «Идеология нового еврейства». Беленсон E., автор книги «Тайный Христос у евреев». Белинский Виссарион Григорьевич (1811–1848). Беме Якоб (1575–1624), немецкий философ-мистик. Бергсон Анри (1859–1941), французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. Бердяев Николай Александрович (1874–1948), русский религиозный философ. Блуа Леон (1846–1917), французский философ. Бобринский П. A., автор книги «Старчик Григорий Сковорода: Жизнь и учение» (Париж, 1929). Бодуэн Шарль (1893–1963), французский психолог. Бонавентура (1221–1274), средневековый теолог и философ, глава францисканского ордена. Борис Годунов (ок. 1552–1605), русский царь с 1598 г.. Брентано Луйо (1844–1931), немецкий экономист, представитель «исторической школы», катедер-социалист, один из основателей «Союза социальной политики» (1872). Бруннер Эмиль (1889–1966), швейцарский теолог, представитель «диалектической теологии». Бруно Джордано (1548–1600), итальянский философ и поэт, сожженный на костре по приговору инквизиции. Брюнсвик (Бруншвиг) Леон (1869–1944), французский философ, представитель критического рационализма. Бубер Мартин (1878–1965), еврейский религиозный философ и писатель. Будда (623–544 до н. э.), основатель мировой религии, царевич из рода Сакьев (Северная Индия) Сиддхартха Гаутама, в возрасте 29 лет ушедший в отшельники, чтобы найти путь к спасению. Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944), русский экономист, религиозный философ и богослов, с 1918 г. – священник. Бутру Эмиль (1845–1921), французский философ. Бюхнер Людвиг (1824–1899), немецкий врач, естествоиспытатель и философ, представитель «вульгарного материализма». Вагнер Рихард (1813–1883), немецкий композитор, писатель и театральный деятель. Вакх (миф.), одно из имен Диониса. Валери Поль (1871–1945), французский поэт-символист.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Мы постоянно помним, что по этим самым коридорам ходили те, кто своей жизнью засвидетельствовал верность Католической Церкви. - До революции в столице Российской империи наряду с католической семинарией действовала и академия. Какая разница существовала между двумя этими учебными заведениями? - Римско-католическая духовная академия действовала в Санкт-Петербурге с 1842 года. В 1844 она даже получила статус Императорской. Академия давала студентам глубокие богословские и философские знания: многие из её выпускников становились епископами, занимали ключевые посты в Католической Церкви в Российской империи – в частности, на территории Царства Польского. Однако для подготовки священнических кадров ресурсов академии не хватало. Вплоть до 1879 года Могилёвская архиепархия – не просто «столичная», но и крупнейшая по своей территории не только в Российской империи, но и во всем мире – находилась в парадоксальной ситуации: она не имела своей семинарии. Могилёвские митрополиты неоднократно пытались добиться открытия «кузницы священнических кадров», представители властей неоднократно им отказывали, но, в конце концов, в 1879 году, при митрополите Антонии Фиалковском, семинария была открыта. Что касается Санкт-Петербургской католической академии, то хочу напомнить, что ее деятельность не прервалась полностью после прихода к власти большевиков. В 1918 году, по благословению тогдашнего архиепископа Могилёвского Эдуарда фон Роппа, академия переехала в Польшу – ее преемником стал Люблинский католический университет. К счастью, в Люблин удалось перевезти большую часть фондов библиотеки Петербургской академии. Нам очень приятно, что сегодня в Люблинском университете помнят, какое учебное заведение было его предшественником. Недавно в Люблине был открыт памятник последнему ректору Санкт-Петербургской академии и первому ректору Люблинского католического университета священнику Идзи Бенедикту Радзишевскому. - Давайте вернемся к петербургской семинарии. Каковы были основные вехи на пути ее возрождения?

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

При Академии имеются библиотека, различные музеи, лаборатории и кабинеты, доступные не только для академиков, но и для посторонних лиц. Для Академии основным является закон 1836 года с позднейшими добавлениями. Академия состоит в заведовании Министерства Народного Просвещения. Между прочим, она оценивает различные сочинения, представляемые на конкурс для получения премий за лучшие научные и литературные труды.   Вид Невы – 1753 год Прямо – Кунсткамера, левее Академия Наук   В заведовании Академии находятся физические обсерватории и астрономическая обсерватория в Пулкове» .   Академия и академики   Для полноты картины, благо места это займет немного, приведем данные по составу Императорской Академии Наук на 1913 год, с которым так любили сверять покойные большевики свои достижения . Тем более, что со многими мы еще раз встретимся, когда будем говорить уже о науке в Империи. Итак, прошу любить и жаловать.   Президент − Великий князь Константин Константинович РОМАНОВ   Великий Князь Константин Константинович (поэт К.Р.) Президент Академии Наук   Вице-президент − академик П.В. НИКИТИН Непременный секретарь − академик С.Ф. ОЛЬДЕНБУРГ   Действительные члены   БАКЛУНД O.A. 1846-1916. Астрономия БАРТОЛЬД В.В. 1869-1930. Литература и история азиатских народов БЕЛОПОЛЬСКИЙ A.A. 1854-1934. Астрономия БОРОДИН И.П. 1847-1930. Ботаника ВАЛЬДЕН П.И. 1863-1957. Технология и химия ВЕРНАДСКИЙ В.И. 1863-1945. Минералогия ГОЛИЦЫН Б.Б. 1862-1916. Физика ДЬЯКОНОВ М.А. 1855-1919. История и древности русские ЗАЛЕМАН К.Г. 1849-1916. Литература и история азиатских народов ЗАЛЕНСКИЙ В.В. 1847-1918. Зоология ИСТРИН В.М. 1865-1937. Русский язык и словесность КАРПИНСКИЙ А.П. 1846-1936. Геология КОКОВЦОВ П.К. 1861-1942. Литература и история азиатских народов КОНДАКОВ Н.П. 1844-1925. Классическая филология и археология КОРШ Ф.Е. 1843-1915. Русский язык и словесность КОТЛЯРЕВСКИЙ H.A. 1863-1925. Русский язык и словесность КУРНАКОВ Н.С. 1860-1941. Химия ЛАМАНСКИЙ В.И. 1833-1914. Русский язык и словесность

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/08/...

Статья Введение в контекст На рубеже XIX–XX вв. в социально-гуманитарных науках как в России, так и за рубежом значимым становится представление о пророке как носителе индивидуального начала религии . Но исследователи различно трактуют пророка как фигуру, обозначающую тот или иной феномен. В статье мы попытаемся выявить специфику осмысления пророка в российском контексте . В русской мысли у понятия «пророк» возникает, наряду с библейскими коннотациями, еще одна. Так, Н. А. Бердяев (1874–1948) в «Смысле творчества» (1916), говоря о Ф. Ницше, отмечает новое значение этого понятия, которое, к сожалению, не раскрывает: «В нем (Ницше — В. Я., А. М. ) было подлинно пророческое, не в библейском, а в новом смысле слова» . Возможно, объясняет это новое значение статья И. Д. Холопова (1881–1942), опубликованная в том же 1916 г., в которой он отмечает активное развитие в его время «теории пророческого вдохновения» . Холопов говорит о теории, представлявшей пророков как новаторов религии, из личного опыта которых возникают религиозные сообщества. Не затрагивая вопрос об истоке религии, сконцентрируемся именно на новом понимании «пророка»: Холопов трактует его как проявление внутреннего, индивидуального начала в религии. Среди авторов, развивавших «субъективно-психологическую теорию пророческого вдохновения», Холопов выделяет К. Корниля, Э. Трёльча, О. Пфляйдера, О. Сабатье, которых включает в парадигму «протестантского индивидуализма», начатую Ф. Шлейермахером . Холопов называет известную ему литературу, к этому времени как раз переведённую на русский язык. Отмеченные им мыслители – только часть интеллектуального контекста Европы конца XIX – начала XX вв., в котором развивается особый интерес к фигуре пророка. Материал, в котором возникает новое понимание «пророка», систематизировал М. Вебер (1864–1920), и именно его труды в этой области наиболее известны. Начиная с 1908 г. он приступает к интенсивному изучению этой темы, определяя место пророка в структуре религиозного поля . Исследователи выделяют два контекста, определившие видение Вебера. Первый – это представители философии религии, среди которых значимым для Вебера был прежде всего Ф. Хайлер (1892–1967), выделявший в религии мистический и пророческий типы . Второй – по преимуществу протестантские историки и библеисты, такие как Рудольф Зом (1841–1917) и Юлиус Велльгаузен (1844–1918) . Оба исследователя были известны и российским мыслителям .

http://bogoslov.ru/article/6175698

Характерно, что в отчете о своем участии в первом конгрессе в Бухаресте единственный болгарский представитель Б. Филов 13 (делегат Болгарской академии наук) многозначительно подчеркивал отсутствие представителей Германии, Австрии, Венгрии и Турции. «В частных разговорах многие указывали на отсутствие германских ученых как большой недостаток конгресса. В официальных обсуждениях тоже были высказаны пожелания, чтобы в будущих конгрессах принимали участие и представители центральных сил» 14 . С другой стороны, здесь не было и официальных представителей СССР, который установил дипломатические отношения с Румынией только в июне 1934 г., а видному представителю русской (заграничной) византологии Н.П. Кондакову (1844–1925) пришлось участвовать в работе конгресса в качестве частного лица 15 . По предложению югославских и греческих делегатов в Бухаресте было принято решение о проведении второго конгресса в Белграде, а третьего – в Афинах. Вместе с тем, «многие из членов конгресса высказали пожелание, не принимая об этом формальное решение, чтобы четвертый конгресс состоялся в Софии» 16 . В Белграде в 1927 г. проф. И. Иванов огласил официальное приглашение правительству Болгарии провести четвертый конгресс в Софии, что было подтверждено на конгрессе в Афинах в 1930 г. Организация Софийского конгресса, однако, сразу наткнулась на ряд трудностей. Сперва пришлось отложить его проведение на 1934 г., поскольку в августе 1933 г. в Варшаве должен был пройти давно запланированный Международный конгресс по историческим наукам. Политические перемены в Болгарии дополнительно усложнили ситуацию – на фоне мировой экономической депрессии правительство Н. Мушанова (12.X.1931–19.V.1934) долгое время молчаливо отказывалось предпринять необходимые шаги по подготовке к предстоящему конгрессу. В конце концов, несмотря на все трудности, в январе – феврале 1934 г. был сформирован Организационный комитет, председателем которого стал проф. В.Н. Златарски 17 , заместителем председателя – проф. Михаил Арнаудов, генеральным секретарем – проф. Богдан Филов, секретарями Бюро конгресса – проф. П. Ников и д-р Кр. Миятев 18 . Постановлением Совета министров от 13 марта 1934 г. на покрытие расходов в связи с проведением научного форума было отпущено 600 000 левов 19 , а 19 марта 1934 г. начальник царской канцелярии уведомил Б. Филова о согласии Бориса (1918–1943) стать покровителем конгресса 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010