об отказе причащаться у правосл. священников. Впосл. И. советовал местным властям установить над своими родственниками полицейский надзор. Более сложной оказалась ситуация с униат. мон-рями. Все 7 жен. обителей Волыни, Белоруссии и Литвы сразу присоединились к Православию, но их насельницы не повиновались священноначалию. Вскоре после перехода мон-рей в Православие 2/3 униат. монахинь-василианок покинули обители ( Киприанович. 1894. С. 280). В 1839-1840 гг. из 16 настоятелей муж. мон-рей Волыни, Белоруссии и Литвы, с к-рыми И. лично вел разъяснительную работу, 13 постепенно вернулись в Православие, но трое отказались от воссоединения (трокский архим. В. Ленартович, игум. владимиро-волынского Крестовоздвиженского мон-ря И. Башнянский, игум. кобринского Спасского мон-ря Гродненской губ. И. Проневич). В итоге 3 настоятеля и десятки рядовых униат. монахов, не подчинившись духовным властям, потребовали разрешить им выехать в Галицию или перейти в латинство. Гражданские власти выступили за жесткое наказание «бунтовщиков», но И. настоял на том, чтобы их не арестовывали и не высылали. Сначала «упорствующая братия» проживала в принявших Православие обителях Литвы и Белоруссии, а затем была переведена в отдельный униат. мон-рь. Такая специальная обитель, по предложению И. и согласно указу имп. Николая I от 13 марта 1839 г., была организована в Курске. Униат. монахи служили во временной униат. церкви, находясь под наблюдением Курского архиерея и полиции. При этом административно мон-рь подчинялся И. К 1842 г. в мон-ре проживали 7 священников, 12 иеромонахов и архимандрит. В 1842 г. мон-рь был закрыт, а насельников разослали по разным обителям России, часть из них «вывели в светское звание» и поселили в Курской губ. под надзором полиции (Записки. 1883. Т. 3. С. 665-667). В общей сложности при воссоединении в великорус. губернии было выслано 40 униат. духовных лиц (РГИА. Ф. 1661. Оп. 1. Д. 416 Л. 43, 415). Впоследствии католические историки А. Тайнер, А. Гупин, Э. Ликовский приводили неверные сведения о том, что И. инициировал ссылку униат. монахов и монахинь в Сибирь, заключение их в тюрьмы и отправку на каторжные работы.

http://pravenc.ru/text/578547.html

Письмо епископу Филарету (Гумилевскому) : «Как Вашему преосвященству известна Академия, то желал бы я, чтобы вы поименовали, кого из ея воспитанников желали бы Вы иметь, с надеждою, что благодушно примут призвание и принесут пользу» (ЧОИДР. 1874. Кн. 3. С. 91). 21 августа. Служение литургии и молебна (МВ. 1842. 68. С. 502) Произнесено Слово в Успенском соборе в годовщину коронования императора Николая Павловича: «Поистине, братия, если судьба, рождение, закон ввели нас в единое собрание, совокупили в единое общество, то, конечно, не для того, чтобы каждый знал только себя и не заботился знать других и споспешествовать их благу. Сие было бы противно понятию и существу общества. Союз общества связуется не иначе как взаимностию: взаимным содействием, помощию, споспешествованием. Взаимныя обязанности членов общества частию определяются в законах и распределяются по званиям и должностям; частию изрекаются совестию и простираются на всех Если таким образом на каждом лежит обязанность отвращать зло, частное или общественное, меньше ли всеобща, меньше ли сильна, не больше ли благородна обязанность распространять добро частное, и, поколику возможно, чрез частное – общественное, и особенно высшее добро нравственное и духовное, которое есть душа истиннаго благосостояния общественнаго?» (Сочинения. Т. 4. С. 183). Письмо M. М. Тучковой: «О Евфросинии, написано уже, думаю, к вам из Консистории. Она была сейчас у меня и говорит, что здоровье не препятствует ей отправиться Она говорила, между прочим, что ей неудобно отказаться, потому что дело оглашено. Мне кажется, что это не столько ощущение неудобства, сколько наклонность принять призыв. Впрочем, я долгом почитаю не останавливать дела, начатого без меня Приезд к вам князя Александра Николаевича не отлагается, но и не решен окончательно. Есть еще некоторые ожидания, которых исполнение должно решить сие. Радуюсь, что у вас мирно. Да сохранит вам Господь сие сокровище. И Вы стерегите оное и не допускайте покушающихся похитить. Мир паки всем вам, и болящим облегчение да подастся» (Письма к игумении Марии. С. 60. 43).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Симеон (Сампсон) Хутынский, святой 1416–1421 Евфимий Бородатый 1424–1429 Евфимий Вяжицкий, святой 1434–1458 Иона, святой 1459–1470 Феофил, святой 1471–1482 Сергий 1483–1484 Геннадий Гонзов, святой 1484–1504 Серапион, святой 1506–1509 Междуархиерейство 17 лет Макарий I 1526–1542 Феодосий 1542–1551 Серапион Курцев 1551–1552 Пимен Черных 1552–1570 Леонид 1571–1575 Митрополиты Великоновгородские и Великолуцкие: 43 Александр 1576–1591 до 1589 года архиепископ Варлаам Банковский 1592–1601 Исидор 1603–1619 Макарий II 1619–1626 Киприан Старорусенников 1635–1649 Афоний 1635–1649 Никон Минин 1649–1652 Макарий III 1652–1663 Питирим 1664–1672 Иоаким Савелов 1672–1674 Корнилий 1674–1695 Евфимий 1695–1696 Иов 1697–1716 Феодосий Яновский, архиеп. 1721–1725 Феофан Прокопович , архиеп. 1725–1736 Амфросий Юшкевич, архиеп. 1740–1745 Стефан Калиновский, архиеп. 1745–1753 Димитрий Сеченов 1757–1767 с 1762 года митрополит Митрополиты Новгородские: Гавриил Петров 1775–1800 с1783 года митрополит. С 1799 до 1800 он именовался Новгородским и Олонецким. Амвросий Подобедов 1800–1818 с 1801 года митрополит Михаил Десницкий 1818–1821 Серафим Глаголевский 1821–1843 Антоний Рафальский 1843–1848 Никанор Клементьевский 1848–1856 Григорий Постников 1856–1860 Исидор Никольский 1869–1892 Архиепископы Новгородские и Старорусские: 44 Феогност Лебедев 1892 Кирилловское викариатство Учреждено в 1892 году. Епископы (в Новгороде): Антоний Соколов 1892–1893 Назарий Кириллов 1893 Арсений Иващенко 1893 Олонецкая Учреждена в 1828 году. Кафедра в Петрозаводске. Архиепископы Олонецкие и Петрозаводские: Игнатий Семенов 1828–1842 до 1835 года епископ Венедикт Григорович 1842–1850 Дамаскин Россов 1850–1851 Аркадий Федоров 1851–1869 Епископы: Ионафан Руднев 1860–1877 Палладий Пьянков 1877–1882 Павел Доброхотов 1882 Оренбургская Учреждена в 1799 году. 45   Епископы Оренбургские и Уфимские (в Уфе): Амвросий Келембет 1799–1806 Августин Сахаров 1806–1819 Иннокентий Смирнов 1819 Феофил Татарский 1819–1823 Амвросий Морев 1823–1828

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Участие преподобного отца нашего Сергия в событиях 1380 года, положивших начало освобождению России от татарского ига. М., 1880. Федотов Г. П. Преп. Сергий Радонежский//Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990. С. 140–153. Перепеч.: Сергий Радонежский. М., 1991. С. 401–413. – Жизнь и житие Сергия Радонежского. М., 1991. С. 247–258. – Церковь и время. Ежеквартальный журнал Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата. 1992. 3. С. 1–25. (Из книги: Fedotov G. P. The Russian religious mind. Vol. II: The Middle Ages, the thirteenth to fifteenth centuries. Cambridge, Massachusetts, 1946. P. 195–229, в переводе H. A. Егорова). – Ближний свет издалека. Сергий Радонежский – вчера, сегодня, всегда. Иркутск, 1992. С. 29–43. – Сергий Радонежский и Троице-Сергиева лавра в сочинениях русских историков и философов и воспоминаниях путешественников. Сергиев посад, 1992. С. 24–33. – Возбранный России воеводо. М., 1994. С. 80–91. Филарет (Гумилевский) , архиепископ черниговский. Житие преподобного Сергия, игумена радонежского и всея России чудотворца. Пг., 1915. Филарет (Дроздов В. М.), митрополит московский и коломенский. Да подражаем его вере. Слова, посвященные памяти преподобного Сергия, с приложением молебного канона преподобному Сергию, печатаемого по рукописи середины XVIII-ro века. М., 2002. Филарет (Дроздов В. М.), митрополит московский и коломенский. Слово по освящении храма явления Божией матери преподобному Сергию, устроенного над мощами преподобного Михея в свято-Троицкой Сергиевой лавре в 27 день сентября 1842 года, говоренное синодальным членом Филаретом, митрополитом московским. М., 1842. Перепеч.: Торжественное празднование 500-летия преставления преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена радонежского чудотворца (25 сентября 1892 года). М., 1892. С. 42–47. – Филарет (Дроздов В. М.), митрополит московский и коломенский. Три слова в Бозе почившего Филарета, митрополита московского, в благоговейную память пятисотлетней годовщины преставления преподобного и богоносного отца нашего Сергия, радонежского чудотворца. М., 1892. С. 7–16.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Учитель латинского языка во 2-м низшем отделении, студент Иван Гаврил. Покровский – наставник солидный и характера молчаливого. Учитель греческого языка и пр., кандидат Петербургской дух. академии Иван Гавр. Беляев. Не отличался пред прочими наставниками никакими особенными достоинствами. Учитель второго класса приходского училища, помянутый выше соборный священник Василий Степанович Харизоменов, отличавшийся добрым и кротким характером. Следует теперь сказать о моей общественной деятельности и семейной жизни. При соборе по штату положено: протоиерей и два священника, диакон и два псаломщика. Протоиерей, по заведённому им порядку, чреды не исправлял, хотя получал жалованья и доходов в полтора раза больше против священников. Таким образом, мы с о. Харизоменовым поочерёдно совершали в соборе ежедневное богослужение. В воскресные и праздничные дни всенощная – летом обыкновенно совершалась с вечера, а зимой утром в 4 часа. В будние дни утреня – зимой начиналась в четыре часа, а летом в три часа по полуночи. Литургия ранняя (только по праздникам) в 6 часов утра, а поздняя всегда в 8 часов. Между утреней и литургией нередко случалось ходить по домам для молебствий с чудотворной иконой нерукотворенного образа Спасова, а после литургии почти ежедневно совершались молебны для приходящих из разных мест богомольцев пред мощами почивающих в соборе чудотворцев Петра и Февронии. И это был главный источник содержания для соборного причта, —189— 1842 г. так как собор был бесприходный. Вот сколько я мог получать от собора в год: 40 рублей ассигнациями (11 рублей 43 коп. серебром) штатного жалованья и до 200 рублей серебром из братской кружки. Правда, у меня была небольшая паства, состоявшая из трёх неполных дворов, которую я наследовал от своего тестя, Василия Васильевича Царовского, который пользовался в городе общим уважением. Паству эту составляли: городничий Козьма Семеныч Маков с женой старушкой, – окружной начальник Николаи Егорыч (фамилии не помню), женатый на лютеранке и жена лесничего – немца. Но эта малая паства на первых же порах послужила поводом к взаимным неприятным отношениям между мной и старшим священником Харизоменовым. Жена последнего вознегодовала, почему такие почётные особы пожелали иметь своим духовником меня – пришельца, а не её мужа – Муромского старожила.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

175. 247–250. 253–257. Венеция, 1728 г. Евсев. Церк. истор. кн. 6, гл. 43, стр. 386–392. Спб. 1848 г. 846 Св. Киприан. Письм. к Юбаиану: твор. стр. 277. Венеция, 1728 г. На каком основании сделал такое постановление св. Киприан, объяснено у него же и в настоящем письме к Юбаиану и в послании о соборе к епископу римскому Стефану: твор. св. Киприан. стр. 275–276. Венеция, 1728 г. 853 Заметим, что самое бытие вселенских соборов служит неопровержимым доказательством лживости учения латин о епископе римском. Ибо, если епископа сего почитали в древности главою Церкви и потому таким судиею и истолкователем свящ. Писания, которому беспрекословно должны повиноваться все иерархи и пасомые их, когда он определяет что-нибудь о Вере, как наместник Христов: то для чего было при каждом появлении ересей, столько раз возмущавших Церковь , составлять соборы вселенские? Какая была нужда созывать столько архиереев и мудрых мужей со всех концов вселенной, с такими трудами и путешествиями, с такими опасностями и издержками, и производить такие словопрения? Следовало бы только спросить епископа римского, и что он отвечал бы, как оракул с золотого треножника, то и содержали бы и исповедывали все христиане, и пастыри и пасомые их. 854 Зелон. Соглас. свящ. Писания, отцев. и собор. 5 перв. век. с учен. римск. церкв. стр. 19–24. Париж, 1842 г. 855 Евсев. О жизн. бл. царя Констант. кн. 3, гл. 5, стр. 170–171. Спб. 1850 г. Сократ. Церк. истор. кн. 1, гл. 8, стр. 32. Спб. 1850 г. Созомен. Церк. истор. кн. 1, гл. 17, стр. 62–63. Спб. 1851 г. Бл. Феодорит. Церк. истор. кн. I, гл. 7, стр 42–43. Спб. 1852 г. Руфин. Церк. истор. кн. 10, гл. 1. Св. Епифан. О ереси 68: твор. т 1, стр 720. Кельн, 1682 г. 856 Евсев. О жизн. бл. царя Констант. кн. 2, гл. 64. 65. 68, кн. 3, гл. 12. 17, стр. 153–154. 155. 175–176. 179. Спб. 1850 г. Сократ. Церк. истор. кн. 1, гл. 9, стр. 51. Спб. 1850 г. 857 Послан. никейск. собора: Сократ. Церк. истор. кн, 1, гл. 9, стр. 46. Спб. 1850 г. В похвальном слове импер. Константину Погонату, сказанном в седьмом веке, сообщается, что «всеавгустейший Константин и приснопамятный Сильвестр созвали великий именитый собор в Никеи»; но значение этого свидетельства должно быть понятно само собою для того, кто не живет в области латинских заблуждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

33 Алексей Иванович Войцехович Старший чиновник за Обер-Прокурорским Столом, Директор канцелярии при Св. Синоде. 34 Сербинович Константин Степанович (1797–1874 Г.), с 1836 г. состоял Директором Канцелярии Обер-Проокурора Св. Синода, Директором Хозяйственного Управления при Св. Синоде и Духовно-учебного правления. 36 Подробнее о сем см. в книге «Письма Митрополита Московского Филарета к А. Н. М. 31(стр. 47), 32, 34, 35 и 41. 37 Кн. Сергей Михайлович Голинцын друг М. Филарета и владелец знаменитого с. Мельницы под Москвой, ныне более известного под именем Кузьминок, скончался 11 февраля 1869 г. 40 Знаменитый Граф Николай Семенович Мордвинов, о котором сказал Пушкин «Ты зорко бодрствуешь над Царскою казною! Вдовицы бедный лепт, и дань Сибирских руд Равно священны пред тобою». 42 Алексей Петрович Ахматов, будущий Обер-Прокурор Св. Синода (от 1862 г.), пользовавшийся особым благоволением Императрицы Марии Александровы. 43 По поводу письма Митрополита Московского Филарета (От 27 января 1839г.) О смирении А. Н. Муравьев заметил: «Это прекрасное изложите смирения, предложил мне Владыка вставить в мои письма: о спасении мира Сыном Божьим, которые я писал для одного молодого человека, тогда еще но твердого в вере, не подозревая, что он со временем займет очень значительную степень по управлению в делах церковных» (Письма Митрополита Московского Филарета к А. Н. М. 43 и 49). 44 Комиссия Духовых училищ прекратила свое существование в марте 1839 г. (последний ее журнал от 23 марта). 45 Весть о кончине Николая Николаевича Муравьева дошла до Андрея Николаевича в трогательном письме Митрополита Московского Филарета от 23 Августа 1840 г. (Письма.. 64 и 65). 46 Иеромонах Агаеангел (Соловьев), вскоре – Епископ Винницкий, впоследствии Архиепископ Волынский. 47 Весной 1842 г. См. подробнее в книге «Письма Митрополита Московского Филарета к А. Н. М.» 81 и 84. 49 Письмо это, относящееся к июню 1848 года, было послано А.Н. Муравьевым Графу Протасову с приложением копии письма к Князю А.Н.Голицину, писанного Андреем Николаевичем в апреле 1833 г. по поводу назначения за Обер-Прокурорский стол. В письме к Графу Протасову А.Н. говорит, между прочим следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

100. 40. " Если бы освящение состояло только во внешнем, юридическом вменении нам заслуг Христа и если бы и после него мы оставались еще во грехе, - наше оправдание, благодать Божия и искупление были бы только внешностью; тогда уничтожена была бы истинность Бога, так как Он видел бы нас святыми, чем мы бы не были, и не видел бы нас грешниками, которыми мы однако были бы " . Н. Klee. Katholische Dogmatik. Mainz. 1835. Th. III, 67. 41. Perrone. Praelecliones theologicae. Paris. 1842. Tom. I. 1391: " Оправдание, по католическому пониманию, состоит во внутреннем обновлении посредством благодати, которая ради заслуг Христа Спасителя нашего прилепляется душе (человека) " . 42. " Если кто скажет, что люди оправдываются без Христовой праведности, которую Он для нас заслужил, - или, что они бывают чрез нее праведны только формально, да будет анафема " , - гласит 10-й канон Тридентского собора. Sacrosanctum, oecumenicum Concilium Tridentinum. Editio reformata. Tridenti. 1745, pag. 39. 43. Klee. III, 63. 44. " Благодать, - говорит Klee, - дается не по заслуге, потому что: 1) тогда уничтожалось бы понятие Божией благости и полное право Его в раздаянии последней, равно как и понятие благодати, так как, где есть заслуга в собственном, строгом смысле, там выступает в собственном и строгом смысле долговое или правовое отношение, требуется и дается не благодать, а право и собственность; 2) потому, что благодать есть основание и условие всякой заслуги, - следовательно, благодать не может попасть под заслугу; 3) потому, что Бог, по Писанию и опыту, дает благодать и недостойным; 4) потому, что библейская аксиома, что Бог не взирает на лица, взятая в своей полноте и широте, совершенно не допускает такого изъятия " (III, 47-48). 45. Тридентский собор: " Ничто из того, что предшествует оправданию, вера ли, или дела, ничто не заслуживает самой благодати оправдания, ибо, если благодать, то не от дел: иначе, как говорит Апостол, благодать не есть благодать " (Tridentinum. pag. 33). Ему следует Klee (III, 62), когда незаслуженными считает только " первую благодать, как первую, как начало, и благодать оправдания, как фундамент всякой заслуги " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1130...

1019 V. С. 18. Сходно в 3-м слове о весне (Соч. Т. VIII. СПб., 1874. С. 178): «Посмотрите на какой угодно сад: в нем с новою весною все обновилось, цветет и благоухает; а некоторые ветви и деревья, кои в продолжении зимы не сохранили в себе внутренней жизни и теперь голы, сухи, мертвы и безобразят собою прекрасный вид прочих дерев». Ср. об «обновленной весной природе» (V. С. 285). 1020 Слова эти были напечатаны в «Воскресном Чтении» (Ч. VIII. 1844/45) и Москвитянине (1844), а затем в собрании сочинений 70-х годов (Т. VIII). В собрании сочинений 1900-х годов эти слова не вошли. 1022 Пс.103:30 . Воскресное Чтение. Ч. I. 1837/38. 7. С. 57–58. В анонимном отрывке «Чувствования христианина весною» (Там же. Ч. II. 1838/39. С. 33–36) читаем: «О Боже! Где, кроме Евангелия, могу явственнее читать Твою премудрость и Твое всемогущество, как в книге природы, развернутой предо мною? Какое время года благоприятнее для уразумения этой книги, как это время возрождения жизни? Весна не есть ли праздник воскресения земли?» Ср. еще о весне – «Весна урок для юношей» (Там же. Ч. III. 1839/49. 10. С. 100–102. Без подписей), «Весна – образ нашего воскресения и состояния по воскресении» (Там же. Ч. XVIII. 1854/55. 6 . С. 57–59. Статья Я. Амфитеатрова, без подписи), «Весна – образ Эдемской юности – первозданного мipa и человека и прообраз будущей жизни», где речь идет о «тоске по потерянной весне райской» и «грусти о цветах Эдемских» (Там же. Ч. X. 1846/40. 13. С. 136–139. Анонимная статья неизвестного автора). 1023 Москвитянин. 1847. Ч. III. Отд. 1. С. 3–16 (Слово 1-е); Ч. IV, отд. 1. С. I-VI (Слово 2-е). С. VII-XIV (Слово 3-е). Первое слово, с указанием «печатано с рукописи» было помещено в VIII т. Сочинений (изд. 1874 г.). С. 187–195. 1032 III. С. 147. Ср. образ теплицы (VII. С. 62). Много статей, посвященных символике растительного царства, помещено в «Воскресном Чтении». Таков диалог «Лилия» Амфитеатрова (Воскресное Чтение. Ч. I 1837/38. 29. С. 242), где речь о тридцати двух ботанических видах лилии и о нежных красненьких струйках, бегущих по ея белому полю, о ея венчике и о лилиях Евангельских и Песни Песней. «Чашечка лилии всегда обращена к небу в наклонном положении, – наподобие молящегося. Днем лилия простирает листки свои к солнцу, как дитя протягивает руки к своей матери; утром и вечером она глядит туда, где месяц и звезды, и ждет себе росы небесной». Ср. диалог «Верба» того же Амфитеатрова (Там же. Ч. VI. 1842/43. С. 448–452). В части Х1Х-Й (1855/56. 11. С. 108–110) помещена статья «Цветы».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

108 Таковы на западе некоторые общества (напр. квакеров и др.), у нас некоторые секты раскола, из беспоповщины. Еще Тертуллиан обличал еретиков своего времени в таких беспорядках. De praescript. haer. Cap. 41. 109 Balsamon. Св. Григорий наз. в одном из своих слов, согласно с правилом Собора, описывает обычаи и обряды афинских школ, которые он посещал сначала, вместе с св. Василием в. (Слово 43 в похв. св. Вас.) 111 Василия Вел. прав. 9 – Греко-римские законы, хотя вообще запрещали смешанные браки, однако оставляли также в супружестве обращенного к вере супруга с необращенным, – под условием воспитания детей в православной вере. Cod. Iustin. 5. Consm. 12. Basilic. 1, 1. сар. 25. Cf. Nomocan. tit. 12. сар. 13, ubi: «Ius civile, licet matrimonium definiens, dicit, esse divini et humani juris communicationem, et convenienter huic definition oportet eos, qui matrimonio conjunguntur, esse ejusdem religionis: scit tamen et admittit matrimonium inter orthodoxum et haereticum; dicit enim, quod si contendant parentes, superior evadit, qui vult suos filios ad fidem orthodoxam adducer, et si alter eorum, qui conhabitant, sit orthodoxus, alter haereticus, oportet eorum liberos esse orthodoxos. – « Церковь западная, хотя не подвергала смешанные браки расторжению, впрочем всегда объявляла их сомнительными, и требовала строгой эпитимии за них. Agamh. (506) сап. 14. Cf. ап Espen Jus. Eccles. Univers. Pars 2. sect. 1. tit. 12. сар. 5. Schencl jus Eccles. Тот. 2. pag. 409–443. 1830. В новейшее время римско-католическому духовенству дозволено венчать такие браки только в тех случаях, когда есть верное ручательство за сохранение веры в семействе и воспитания детей в правилах Церкви. Constit. VII ad Borussiae. 1830. Gregor. ad 1832. Cardinal. Lambruscini ad Episc. Austriae. 1841. Cf. Walter’s Kircheu-Rechm. § 324. Вопп. 1842 112 Это постановление находим даже в своде гражданских законов импер.. Феодосия младшего и Юстиниана (Cod. 1. tit. 8). Запрещено было также выставлять знамения креста в неприличных для него местах по городам и дорогам, среди народных зрелищ, и т.п. 1. 1. сар. 5 , 6. 3. tit. 1. сар. 58). Вместе с почитанием креста Христова от истинных христиан, причиной этого постановления было и то, что в первые века крест подвергался публичному посмеянию от язычников и иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010