Вновь обращаемся к книге М.Т. Преображенского «Памятники древнерусского зодчества в пределах Калужской губернии»: «Знаменская в селе Куровском. Каменная пятиглавая церковь с трапезою; построена Желябужским в конце 17 столетия, как предполагают по надписи на иконе Знамения Пресвятой Богородицы, написанной в 1698 году («подписана» в 1760 году). Церковь возобновлялась в 1834 году; алтарь с одним полукружием. Длина церкви 10 саженей, ширина 5 саженей 10 аршин. Колокольня подстроена в 1865 году. В церкви есть воздухи, шитые золотом и серебром с шелками, и древний синодик». В «Ведомости о церкви Знамения Пресвятой Богородицы Перемышльского уезда Калужской епархии села Куровского» за 1915 год сказано, что церковь была построена в 1750 году Желябовскими (Желябужскими? - Л.Ф. ), возобновлена в 1834 году помещицей Яковлевой. Церковь была каменная, с каменною колокольнею, вокруг каменная ограда. Престолов деревянных два: • во имя Знамения Пресвятой Богородицы, освященный 27 мая 1842 года, • во имя Михаила Архистратига, освященный 20 ноября 1842 года, находившийся в теплой трапезной. При церкви имелась библиотека, в ней было книг для чтения 15 томов. В приход церкви кроме 47 дворов села Куровского входили 43 двора Романовки, 55 дворов Григорово, 41 двор Детчино, 16 дворов Пятовки. Всего в приходе было 202 дворов, 618 прихожан мужского пола и 637 женского пола. В приходе имелось Куровское двухклассное министерское училище имени А.А. Рихтера, выстроенное в 1905 году. В 1915 году в нем обучалось 125 человек. Ближайшие церкви: на севере – церковь села Варваренки в 6 верстах, на юге – церковь в селе Олопове в 5 верстах, на востоке – церковь села Михайловского в 4 верстах и на западе – церковь села Никольского в 5 верстах. Церковь в селе Куровском была закрыта в 1924 году. Здание не сохранилось. Филинова Л.И. Сельские храмы земли Козельской. Калуга, 2009. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=19085

Труды: Новопоставленному иерею на поучение себе и своим детем духовным (РГБ, собрание Большакова. 318. л. 273–280). Грамота в Соловецкий монастырь, разоблачающая Григорьева Отрепьева. Январь 1605 г. Грамоты о наделении землей митрополичьих приказных. Грамота о молитве за царя Василия по поводу победы над восставшими в 1606 г. Грамота в Ярославль, призывающая власти Второго ополчения избрать на русский престол шведского королевича (ГПБ, Q. IV. 17, л. 487 об. – 492; грамота остается неопубликованной). Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 2. – С. 767, 853, 973, 999, 1019, 1021, 1022, 1023, 1107,1124. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 446–448. Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древних времен до настоящего времени. – Новгород, 1897. – С. 37–38. Досифей (Немчинов), архимандрит. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря: в 3 ч. – М., 1836. – Ч. 1. – С. 93–94. Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 т. – 5-е изд. – СПб., 1842–1843. – Т. 12, гл. 1. – С. 5, прим. 10; гл. 5. – С. 190. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1406. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 18. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 36, 816. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1841–1842. – Т. 3, 284. Дополнение в Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. – СПб., 1846–1875. – Т. 1, 162, 164, 166; т. 2, 3, 5, 11, 43. Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. – М., 1914. – С. 347. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911. – Т. 5. – С. 1070.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Кроме догматической и нравственной важности своей, наставления св. Иакова важны, как образец верного толкования Свящ. Писания; естественно, без всякого искусства и усилия, древний учитель извлекает из священной буквы и высокие догматы , и назидание. 60 В греческих Минеях пишут о св. Иакове: «составил книгу весьма полезную; книге сей некоторым образом подражал Феодорит , епископ Киррский, в своей Истории боголюбцев (φιλοθος)», и это известие подтверждает слова Геннадия о переводе сочинений св. Иакова; но ныне такой перевод не известен. Слова и окружное послание св. Иакова на армянском и латинском языках напечатаны в 5 т. Галландовой Библиотеки, в первый же раз изданы были в Риме 1750 г. Канон. Антонелли. Армянский текст напечатан в 1820 г. в Константинополе. Ассеман сперва сомневался в подлинности слов св. Иакова, но потом увидел их в арабском списке (Bibl. Or. Т. 4. 632. 558). Удин (Comm. 1. 122) показывает по каталогам арабские и сирские слова св. Иакова. Только окружное послание не принадлежит св. Иакову: это видно по содержанию. В Хр. чт. помещены слова: о смирении 1827, о воскресении мертвых 1837, о Пасхе, о вере 1839, письмо к Григорию 1842. Не переведены на русский язык слова: о любви (2), о посте (3), о молитве (4), о духовной брани (5), о благочестии (6), о покаянии (7), о должностях учителя (10), о обрезании (11), о субботе (12), о выборе пищи (13), о увещании язычникам (15), Христос есть сын Божий (16), о девстве (17), против иудеев, ожидающих Мессию (18). 61 Печать времени носят на себе особенно: 5-е слово о брани, которое у Геннадия названо словом о Персидском царстве и где под видимыми образами изображается брань с гордостью; 6-е слово о сынах обета, где говорится, что некоторые аскеты жили с сестрою – девою или вдовицею; обыкновение, против которого строго восставали св. Григорий Назианзин . (carm. 3. р. 149, Orat. 43 р. 701), Василий Великий . (Epist. 55 р. 149), Златоуст, Соборы Анкирский, Никейский. Читать далее Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.]/[Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-ro Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859./Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

На острове он создал школу, где учил детей алеутов по учебникам, написанным им самим. В 1834 г. отец Иоанн был переведен на остров Ситху у побережья Аляски, жители которого были крайне враждебны по отношению к русским. Их любовь он завоевал, оказав реальную помощь: во время эпидемии оспы он делал прививки и спас жизни многих людей. Только после этого отец Иоанн приступил к проповеди и вскоре добился значительного успеха. 29 ноября 1840 г., после смерти жены, он принял монашество с именем Иннокентий и 15 декабря был поставлен во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. Будучи епископом, святитель Иннокентий старался знакомиться с мельчайшими подробностями жизни своей епархии, посетить самые отдаленные ее уголки. Зимой 1842–43 гг. он предпринял путешествие по Камчатке, проехав ее из конца в конец. Такие путешествия святитель предпринимал потом еще четырежды: в 1846, 1850 и 1861–62 гг. На Камчатке им была опробована та миссионерская тактика, которая затем успешно использовалась в Якутии: во многих селениях строились часовни, где по воскресеньям община отправляла службу мирянским чином, священникам же, поскольку невозможно было рукоположить их в каждое село, выдавался переносной антиминс, с тем, чтобы они объезжали несколько сел, совершая таинства и проповедуя. В 1850 г. святитель Иннокентий был возведен в сан архиепископа, а в 1852 г. к его епархии была присоединена Якутия. Здесь владыка продолжил свою неустанную деятельность. Под его руководством создавалась письменность на языках народов, к которым была обращена проповедь , делались переводы Писания и богослужебных книг. Святитель Иннокентий дважды объехал Якутию. В конце 1850-х гг. в его ведение был передан Амурский край, который святитель объехал в 1858 и 1860–61 гг. Много сил употребил владыка на то, чтобы вырастить новое поколение миссионеров. В 1860 г. архиепископ Иннокентий благословил проезжавшего через его епархию иеромонаха Николая (Касаткина) , будущего Апостола Японии. 5 января 1868 г. святитель Иннокентий был назначен митрополитом Московским и Коломенским.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Аркадиевский вяземский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Аркадиевский вяземский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Во время Отечественной войны 1812 г. ц. Всемилостивого Спаса и богадельня были разорены. Возрождение общины связано с трудами Н. К. Павловой, избранной в 1814 г. начальницей. По благословению прот. Троицкого собора Горанского Павлова посылала сестер собирать пожертвования на восстановление общины. На собранные средства к дек. 1814 г. Спасская ц. была восстановлена и вновь освящена: нижний теплый храм - во имя прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского, верхний - во имя Всемилостивого Спаса. Во время пребывания в Вязьме в мае 1827 г. имп. Николая I Павлова обратилась к нему с просьбой преобразовать общину в жен. общежительный мон-рь; для этой цели жители Вязьмы пожертвовали 11 480 р. Указом Святейшего Синода от 1 окт. 1832 г. община, объединявшая 43 сестры, стала мон-рем, 11 дек. состоялось его открытие. В 1833 г. Павлова была пострижена в монашество с именем Нимфодора, но по старости отказалась от игуменского сана. Игуменией была назначена казначея смоленского Вознесенского мон-ря Августа (Ширинская-Шихматова), пожертвовавшая в А. в. м. свое состояние. В 1848 г. игум. Августа открыла при А. в. м. уч-ще-приют для девиц духовного сословия на 20 чел., переведенное в 1853 г. в Смоленск. Благодаря заботам игумении был надстроен 2-й этаж монастырского корпуса, построен каменный двухэтажный дом с трапезной и кухней, житница с погребом, скотный двор, вся обитель обнесена высокой каменной стеной с башнями, Святыми вратами и 2 хозяйственными воротами. В 1836 г. указом имп. Николая I находившаяся близ мон-ря Спасская башня (возведена в 1631-1634) древней Вяземской крепости была передана обители и отремонтирована на средства купца И. П. Неронова. Впосл. башня использовалась под кладовые и погреба мон-ря. В 1842 г. ц. Всемилостивого Спаса была перестроена, в ней были освящены 2 сев. придела: на нижнем этаже - в честь Покрова Пресв. Богородицы, на верхнем - в честь Ахтырской иконы Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/76014.html

39. Иоасаф « » 1641–48 г. 40. Варлаам « » 1649 г. 41. Иоаким « » 1651 г. 42. Авраамий « » 1662 г. 43. Варлаам « » 1665 г. 44. Тимофей « » 1665 г. 45. Павел « » 1666 г. 46. Тимофей « » 1680 г. 47. Феодосий « » 1682 г. 48. Тихон « » 1685–90 г. 49. Исаакий « » 1691 г, 50. Тихон « » 1692 г. 51. Иаков « » 1697 г. 52. Варлаам « » 1697–1708 г. 53. Досифей « » 1709 г. 54. Кириак – с 1713 г. 55. Никодим « » 1720 г. 56. Даниил « » 1726 г. 57. Павел – в 1726 г. 58. Питирим – с 1727 г. 59. Симеон « » 1735 г. 60. Кирилл « » 1736 г. 61. Феодосий « » 1760 г. 62. Ефрем « » 1762 г. 63. Соломон « » 1776 г. 64. Гервасий « » 1777 г. 65. Мисаил « » 1778 г. 66. Иоасаф « » 1791 г. 67. Феодорит « » 1795 г. 68. Филарет « » 1802 г. 69. Вениамин упоминается в 1809 г. 70. Мельхиседек « » 1810 г. 71. Августин « » 1818 г. 72. Парфений « » 1820 г. 73. Серафим « » 1836 г. 74. Лаврентий « » 1840 г. 75. Иоаким « » 1842 г. 76. Амвросий « » 1853 г. 77. Илларион « » 1860 г. 78. Досифей – с 3 ноября 79. Серафим (Чичагов) – 14 августа Многие из этих начальников опочили в Спасо – Евфимиевом монастыре или в подведомых ему владениях. как, например, Ефрем, скончавшийся 12 мая 1774 года, погребен, по завещанию, в Липицах под бывшею там церковью. Некоторые удостаивались перевода на высшие места, как, например, предместник нынешнего настоятеля, архимандрит Илларион, – в ставропигиальный Яковлевский монастырь, а в 1788 году архимандрит Гервасий перемещен в ставропигиальный Бизюков монастырь, отсюда в новгородский Юрьев и потом в 1796 году хиротонисан в епископа, Иоасаф в 1675 году – в митрополиты казанские, Иов в 1506 году – в епископа на суздальскую епархию и Кирилл в 1520 году в архиепископа ростовского. Привилегии здешних архимандритов в священнодействии дарованы первому основателю монастыря, преподобному Евфимию, «его же, как сказано в рукописи, святитель Иоанн посвяти во иеромонаха и архимандрита и повеле ему священнодействовати в митре сиречь и шапце и с рипидами, и вручи ему правление монастыря и паству духовную словесных овец».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Сиона (первая?), строит-ца, в мар. 1652. Анна , 1653 и 54, мар. Феотиния , 1657–58. Анисия , 1659–79. Одна? Анисия , 1700 и 1. Досифея , 1738. 12 Холкова Троицкая, Оскольская пустынь, Белгородского уезда, в 1764 г. упразднённая. [VI, 300?] Строители Геласий , основатель, 8 февр. 1620. Ефрем , 1627, 28, 32. Варсонофий , 1636, 40, окт. Ефрем , 1643–52, 54, 58, 60, 61. Дионисий , в янв. 1673. Геннадий , архим., 26 мар. 1692. Иоанн Тихонов , игум., 24 февр. 1730. 13 Троицкий, в городе Карпове, упразднённый в 1764 г. [IV, 355.] Строители Афанасий , 1652–54, нояб. Ануфрий , 1657–62. Дионисий , 1694. Климент , 1709–16, 30 дек. Карповской пустыни Игум. Иезекииль , 1759. – Исаия Илляшевич определён 8 апр. 1765; по упразднении, перев. в Коренную пустынь. 14 Знаменский Хотныжский, заштатный. [VI, 604.] Уничтожен 14 нояб. 1842. Игумены Феодосий (строит.) 1642, 43. Пафнутий , строит., в февр. 1660. Корнилий , 1675–79, нояб. Антоний , 1681–93. Трифиллий , 1695–97. Леонид Ладисский , 1756–58. Венедикт , архим., 1763 и 64. Феофилакт Яковлев , архим., 1769–1774. Александр определён 1787, из Казанского Свенского монастыря. 15 Покровского Хотмышского упразднённого [VI, 605] Строит-ца Ираида , 1695–97. 16 Софрониева Молчанская, Рождества Богородицы, пустынь, от города Путивля в 20 верстах, основана в исх. XVI века и зависела от Путивльского Молчанского монастыря; 13 мая 1670 от него отписана. [VI, 186.] Строители Пафнутий , игум., граи. 23 мар. 1593; в 1613, по разорении, перешёл с братией в Путивльский Молчанский мнтрь. Александр , с 1653. Софроний , 1656; † 1692. Серапион , с 1692; † 17 июля 1718. Никодим , в янв. 1698. Сорафим , в февр. 1713. Сильвестр Константинович , 1718–21. Зосима Курдюмов , 1721–27. Сергий Самойлов , 1727–35, окт. 6 взят в синод и, по суду, лишён монашества. Иакинф Чуйкевич , 1738–43. Сергий Самойлов (паки), в 1743–50. После в Рыльском Николаевском. Климент 1750 и 51. Ювеналий Мартиненков , игум., с 1751 по 1760. Лазарь , игум., 1760–63. Арсений , игум., определён 15 июня 1763 по 1772.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  А в конце книги для любителей истории мы прилагаем «хронологический указатель» и азбучный (алфавитный) список имен святых нашего патерика. Касательно же памяти святых, на Афонской Горе просиявших, надобно заметить, что, кроме дней, помечаемых нами, или, что то же, празднуемых всей православной Церковью, все афонские преподобные прославляются Святой Горой еще в 1-ю неделю по неделе всех святых; во 2-ю же по ней Афонская Гора празднует всем новым мученикам. Святым, на Афоне просиявшим, есть у нас отдельная служба, составленная блаженной памяти Никодимом и отпечатанная в Ермополе (в 1847 году и потом в Афинах, в 1869 г.). Служба эта переведена и на славянский язык и отпечатана в Будине (в 1810 г., а затем в Царь-граде, в 1862 г.).   Есть также отдельная служба и святым новомученикам. И эта служба составлена тем же Никодимом Святогорцем и помещена в изданной им книге: «Neon Marturologion», или «Новое собрание повествований о мучениках» (издана в Венеции, в 1799 г., потом в Афинах, в 1856 г., см. стр. 219–270). Службы эти находятся на Востоке в общецерковном употреблении, равно как и жития, помещенные в нашем патерике. Почти все они официально одобрены Вселенской Константинопольской Церковью.   В «Собрание синаксарей», или кратких житий святых (Sunaxaristhz. Benetia. 1819 г.), переведенное на новогреческий язык, исправленное и дополненное упомянутым уже нами святогорцем Никодимом, включены имена всех бывших известными ему новых учеников. В минеях греческих, изданных в 1842–43 гг. в Констанинополе, после тщательного рассмотрения особой комиссией и по благословению святейшего патриарха Германа и его синода, также поставлены имена сих мучеников наряду с именами древних подвижников веры и   Нет сомнения, что собрания эти не обнимают сказания обо всех, запечатлевших кровью истину своей веры в сии тяжкие для Восточной Церкви времена ига агарянского, но и тех сказаний, какие сохранила благочестивая ревность боголюбивых мужей, достаточно для того, чтобы свидетельствовать о крепости и силе благодатной жизни в Церкви, столько веков томящейся под игом иноверным и всегда представляющей новых поборников веры, готовых стоять за нее до крови.

http://isihazm.ru/1/?id=1821

Внутреннее пространство верхней церкви выполнено в виде креста - с четырьмя мощными крестчатыми столпами, соединёнными меж собой большими арочными проёмами, а со стенами чуть меньшими. Иконостас, благодаря особенностям своей конструкции и цветовому решению, выглядит очень лёгким, словно парящим, в нём вообще не ощущается материальной тяжести. До революции, он был несколько иным. Тогдашний иконостас: " в виде триумфальных врат с двумя арками - одна над другою, поддерживаемыми осьмью колонками коринфского ордера, отделанными под мрамор, с золочёными капителями и базисами " . Ивестны и его размеры - более десяти метров в высоту и почти двадцать метров в ширину. Нижняя церковь составляет яркий контраст верхней - она, со своими низкими крестовыми сводами, " приземиста " , отчего её столпы кажутся более мощными, нежели верхние. Сплошная роспись столпов, стен и сводов, цветовую гамму которой задают охристые и зелёные тона, вкупе со всем остальным сообщает помещению если не " катакомбный " характер, то во всяком случае определённую загадочность. Иконостас здесь, как нетрудно догадаться, небольшой, одноярусный. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2016 г. Город Раненбург, или правильнее Ораниенбург, под именем села Слободского упоминается в Козловских писцовых книгах 1638-39 гг., в коем церковное место. В окладных книгах 1676 г. в селе Слободском значится уже церковь «Собор Архистратига Божия Михаила», в приходе к которой состоят 39 дворов детей боярских, 44 третшиков, 15 дворов бобыльских. В 1702 г. владельцем села сделался князь А.Д. Меньшиков, который в угоду царю Петру I полученное от него в подарок село назвал Ораниенбургом. С 9 сентября 1727 г. владелец Ораниенбурга А.Д. Меньшиков находился в нем в качестве ссыльного. С 13 июля 1730 г. по 25 мая 1735 г. здесь жил в изгнании князь С.Г. Долгоруков со своим семейством. В 1842-43 гг. г. Раненбург служил местом ссылки для императора Иоанна Антоновича с его матерью и отцом. До утверждения наместничества Раненбург, отписанный в казну, состоял в числе селений конюшенного ведомства по Козловскому уезду.

http://sobory.ru/article/?object=12090

Л. Е. Красноречьева начались восстановительно-реставрационные работы. Проекты предусматривали возвращение монастырскому ансамблю первоначального архитектурного облика. Изразцы изготавливались в Ярославской реставрационной мастерской. В 1988 г. В. м. был возвращен Новгородской епархии РПЦ, 5 июня 1989 г. открыт как жен., сестры переведены из Пюхтицкого мон-ря . Осенью 1989 г. в Никольском соборе состоялось первое богослужение, 31 марта 1990 г. митр. Ленинградский и Новгородский, буд. Патриарх Алексий II , освятил нижний храм Никольского собора во имя свт. Евфимия. 7 окт. 1995 г. В. м. получил статус ставропигиального. Мон-рь имеет подсобное хозяйство (скотный двор, теплицы), 40 га угодий (пашни, пастбища, сенокос). К 2005 г. в В. м. ок. 15 насельниц, настоятельница - игум. Антония (Корнеева). В новгородском музее сохранились происходившие из В. м. шитый покров с изображением свт. Евфимия II (1549), икона-складень строгановского письма «Архиеп. Евфимий с житием», исполненная повелением постриженика В. м. митр. Казанского Лаврентия , изделия прикладного искусства XVI-XIX вв. Вкладные надписи, в т. ч. митр. Лаврентия, сохранились на водосвятной чаше (1659), на серебряном кадиле (1663), на серебряном чеканном блюде (1659). В Успенском соборе Московского Кремля хранится чудотворная храмовая икона «Свт. Николай с житием» нач. XV в. из В. м. Арх.: РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 7870. Л. 2-5; ГИА Новгородской обл. Ф. 480. Оп. 1. Д. 3707. Л. 98 об.- 101; Ф. 513. Оп. 1. Д. 18. Л. 1-13; Д. 43. Л. 13; Д. 913. Л. 78 об.- 82 об., 120-131; Д. 1104. Л. 10-15, 19-24; Ф. 712. Оп. 1. Д. 10. Л. 11-13; Оп. 2. Д. 1. Л. 24-35 об., 36, 40 об., 41, 41 об.; Д. 2. Л. 13, 28 об., 36 об. Ист.: ПСРЛ. Т. 16. 1889. С. 197; НПЛ. С. 418, 419, 421; НовгорЛет. С. 253, 258, 261, 270; Востоков А. Х. Описание рус. и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 707-708; Служба и житие иже во святых отца нашего Евфимия, архиеп. Новгородского чудотворца. СПб., 1907; Опись Новгорода 1617 года//Памятники отеч.

http://pravenc.ru/text/161147.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010