В октябре 1841 г. великий Московский святитель Филарет назначил своего любимца на Рижскую кафедру. Митрополиту была известна его пламенная любовь к Церкви, его покорность воле Божией, его смирение, глубокое понимание истин веры и всех заблуждений протестанства и, наконец, близкое знакомство его с немецкой богословской словесностью и немецким языком. Весть о новом назначении поразила архим. Филарета, как гром, так как он был сильно привязан к академии, к своему делу, к библиотеке. 21 декабря 1841 г. в Казанском соборе Петербурга была совершена хиротония Филарета во епископа Рижского. В июле 1842 г. он отправился в Ригу. Во время его управления Рижским викариатством были открыты 63 прихода, сооружены 20 постоянных и 43 временных церкви. Он был сторонником распространения православия среди латышских и эстонских крестьян, что вызывало активное противодействие со стороны остзейской аристократии и лютеранского духовенства. По словам митрополита Мануила (Лемешевского), «пытались парализовать деятельность архипастыря, не гнушались самыми грязными доносами». В 1844 г. Филарет присоединил к православию членов протестантской общины гернгутеров по их просьбе, причём император Николай I paзpeшuл совершать для них богослужения на латышском языке. В 1845 г. в православие перешли 9870 эстонцев и 4564 латыша, в 1846 г. - 6285 эстонцев и 6313 латышей. Всего в 1845-1848 только в эстонской части Лифляндской губернии к православию присоединились 63858 крестьян. По словам профессора Дерптского университета М. А. Розберга (лютеранина по вероисповеданию): «Без какого-либо подстрекательства, без надежды на какие-либо земные выгоды толпы добродушных и мирных крестьян, окончив свои полевые работы, направляются к русским священникам, чтобы принять русскую веру. Это зрелище не только возвышает и трогает, но и являет собой торжество православной духовности, ибо это - не нарушители, не полудикие язычники, не униаты, ближе стоящие к русской Церкви, но протестанты, три столетия находившиеся под влиянием красноречия образованных лютеранских священников».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Дмитрия Николаевича, приступлено им к сооружению, новой каменной церкви, также во имя Казанской иконы, с приделом во имя его ангела, св. Дмитрия митрополита ростовского чудотворца. План и фасад для этой церкви избраны и составлены с рисунка, принадлежащего архитектору профессору Тону, имеющего в основании форму креста, величиною в длину 17, ширину 8 сажень, при толщине стен в 1 1/2 арш. Своды в трапезе опираются на 4 столба, от чего образуются вверху 6 арок, в настоящей осмерик и купол с северной и южной сторон покоятся также на 4 столбах, за коими пространство до стен представляется в виде галерей, с восточной и западной — на арках алтаря и трапезы; в боковых сторонах алтаря, утолщенных до 5 арш., приблизительно к устройству в древних храмах жертвенной палаты и диаконикона, сделаны 2 ниши, мерою в глубину 2 1/2 арш. и им в настоящее время и дано такое назначение, в левой устроен жертвенник, в правой— библиотека церковная и ризница. При энергичном действовании в то время управляющего, некоего Пожарицкого, белорусского дворянина, по исповеданию католика, из местных средств и своими рабочими людьми, прихожанами, в течение одного лета заготовлен разный строительный материал почти на половину всего здания; потому в 1842 году, по утвержденному плану и фасаду, по силе храмозданной грамоты, выданной преосвященным Дамаскином, в сентябре последовала закладка храма , а в лето следующего 43 г. стены всего здания, вместе с колокольнею, выкладены выше окон, в 44 г. кладка стен и своды в трапезной доведены до кровли, в настоящей до осмерика; но в тоже время каким-то приглашенным, вольно практикующим, техником прочность здания заподозрена; потому нужным найдено, справедливо или несправедливо, подвести вокругъ всего бута и фундамента контрфорсы в глубину до материка и разобрать до основания колокольню, насколько она выстроена (к). Такой неожиданный оборот постройки, притом соединенный с лишним расходом, по видимому охладил усердие храмостроителя, к тому же последовало его вступление в брак и отбытие за границу, оттого в 1845 году дальнейшее сооружение церкви, до тех пор столь быстро производившееся, остановилось.

http://sobory.ru/article/?object=53197

Заметив, что непорядки церковные происходили не только от небрежности пастырей, но и от невразумительности некоторых правил, митрополит Кирилл письменно обратился к деспоту Болгарии Иакову Святиславу и просил прислать в Россию славянский список церковных правил («Кормчая») с толкованиями Зонары (известный византийский хронист и канонист). До этого времени в России были только греческие списки «Кормчей», мало пригодные для широкого употребления. В конце жизни митрополит пожелал еще раз объехать северные епархии и во время объезда 7 декабря 1281 года скончался в Переяславле-Залесском. Тело его было перевезено во Владимир, а затем в Киев и погребено в Софийском соборе. Митрополит Кирилл был великий светильник Русской Церкви, пастырь многозначительный и добродетельный. Своей неутомимой деятельностью, направленной на благоустройство русского общества в одну из самых тяжелых эпох его истории, он заслужил глубокое уважение всех современников. Карамзин М. Н. говорит, что едва ли какой другой митрополит превосходил Кирилла пастырскими добродетелями. Труды: Правило Кирилла, митрополита русьскаго//Русские достопамятности. – М., 1815. – Ч. 1. – С. 104–118. Поучение к попам/Колобанов В. А. О Серапионе Владимирском как возможном авторе «Поучения к попам»//Труды Отдела древнерусской литературы. – 1958, т. 14. – С. 159–162. Литература: Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 92, 98–99, 100, 101, прим. 3,102–104, 114–115. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 4. – С. 7–13, 309–310; т. 5. – С. 131–133. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 1. – С. 843, 1242, 1243, 1268, 1270, 1306, 1307. Поторжинский М. А. История русской церковной проповеди в биографиях и образцах с половины IX–XIX вв. – 2-е изд. – Киев, 1891. – С. 98. Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 т. – 5-е изд. – СПб., 1842–1843. – Т. 4. – С. 26, 43–47, 56, 94, 95. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1402.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

– Кирилл , 1640. – Игнатий , 1651. Игум. Феофан , 1654. – Паисий 26 мая 1659 отставлен; упом. в июне 1663. Строит. Гавриил , 1661, 29 февр. 1666. Игум. Корнилий , 1672. – Феофан , 1674. Архимандриты Иоиль Озерянский , 1678–83. Иосиф Кононович , 1687. Феодосий , 1691. Вениамин , 1701. Вассиан Василевич , 1707–10. Севастиан Юхновский , 1710–20; † в схиме 1725. Арсений Зарудный , 1720–22, перев. в Куряжский. Митрофан Шеинков произведён в мар. 1723; в 1729 отставлен; после в Курском Знаменском. Иларион Григорович произведён 29 июня 1733, из префектов коллегиума; в 1738 перев. в Белгородский Николаевский. Фаддей Какуйлович , с 1738; † 25 мая 1758. Рафаил Мокренский в июне 1758 перев. из Харьковского Покровского; † 10 февр. 1765. Лаврентий Кордет 303 , игум., префект коллегиума, определён в мар. 1765, а 1766 – в Белгородском Николаевском. ? Матфей Млодзинский 304 а перев. в июле 1766 из Куряжского. 305 Сильвестр Кияновский , игум., 24 июня (sic) 1767; до … Феофан Федоровский 1770 перев. из Куряжского, † 1784 … Филарет Финевский , игум., 1787, уволен. Венедикт , архим. Ахтырский, с 20 апр. 1787. Мнтрь 22 июня 1788 закрыт. По возобновлении: Арсений Митрофанов , игум., с 21 апр. 1844; архим. с 1850; † 12 окт. 1859. Герман , архим., 1860–69. 5 Троицкий, от города Ахтырки в 4 верстах, основан во второй половине XVII века; закрыт в 1788 г.; [III, 334.] Возобновлён 30 нояб. 1842. Игумены Иоанникий , 306 из Лебединского монастыря, 1672 основатель. Мартиниан , 307 11 сент. 1692. Вениамин , 1700. Серапион , 1704. Корнилий Перекрестов , с 1715 до 1726. Пахомий Дежский определён 14 окт. I 1726; в 1732 удалён. Товия , в 1735 и 36. Феодосий Янковский , 1737–43, перев. в Троице-Сергиеву Лавру; 10 мар. 1745 хирот. в архиепископа С.-Петербургского. Иоанн Солунский , в 1743–67; (†…?) Архимандриты Вениамин Росновский , из протоиереев, определён 1768; † в апр. 1769.... ? Варсонофий Пальмовский в 1775 перев. из Николаевского Крупицкого монастыря. Венедикт , с 1776; в 1788 перев. в Московский Даниилов мнтрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л. 2 об. На церкви одна глава, крыта белым железом. На главе крест железный, резной осмиконечный. Купол церкви крыт железом, выкрашен зеленою краскою. Крыша на главном олтаре и трапезе деревянная на сропилах деревянных, не крашенная. Л. 3. Сия церковь с благословения Преосвященнейшаго Архиепископа Ионы вся в черне выстроена в одно время с 1823 года на церковную сумму. Внутри сначала украшены приделы и освящена 1835 г. генваря 25 дня протоиереем Вышневолоцкого Казанского собора Васильем Петровым. Настоящая украшена и освящена 1842 г. октября 18 дня протоиереем Вышневолоцкаго Казанского собора Александром Ивановым Вышневолоцким. Л. 4 об. Запрестольный образ Знамения Божией Матери в серебряной ризе… Оная риза и оклад и рама устроены в 1829 г. иждивением Его Сиятельства Графа Алексея Андреевича Аракчеева. Л. 6 об. При главном престоле церкви иконостас деревянный с резьбою (Л. 7) весь вызолоченный в три яруса. Л. 40. Колокольня построена вместе с церковию на церковную сумму о трех ярусах, покрыта железом, окрашенным зеленою краскою, на ней крест железный, позлащенный. 1-й. 1790 г. 20 пуд. 13 фун. 2-й. 8 пудов 33 фунта 1745 г. 3-й 6 пудов. 4-й 2 пуда и 2 фунта. 5-й 1 пуд. Л. 41. Часовня первая в деревне Городке, находящаяся близ сей деревни к полуденному краю от деревни за рекой на пригорке во имя Святаго Илии Пророка, деревянная, четырёхугольная… Л. 41 об. В д. Мартынове среди деревни во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Л. 42. В д. Варвариной Горе близ д. на выгоне во имя Св. Илии Пророка. Л. 42 об. В д. Спирове среди деревни во имя Святителя и Чудотворца Николая. В д. Кедрове среди деревни Св. Троицы. Л. 43. В д. Сельце Ивановском на выгоне во имя Свт. Николая. Л. 46. Храмосдательная грамота 1824 года генваря 14 дня за 307, подписанная Ионою Архиепископом Тверским. План фасада на построение церкви и колокольни утвержденный 1824 г. генваря 14 дня тем же Высокопреосвященным. План на устройство иконостаса при главном алтаре Весьегонским Мещанином Федором Ивановым Титковым?

http://sobory.ru/article/?object=39618

ПУТИ СОШЛИСЬ В ЗЕРЦАЛАХ Прибыл Феодор Кузьмич в Боготольский округ по этапу с 43-й партией в марте 1837 года и около пяти лет прожил на казенном винокуренном заводе, что находился в двух верстах от села Краснореченского. В 1842 году некий казак Сидоров перевез старца в находящуюся по соседству станицу Белоярскую, но через несколько месяцев Феодор Кузьмич переехал в деревню Зерцалы, то есть поселился по месту своей прописки. Келью ему построили крестьяне из старого овечьего хлева. Так в маленькой сибирской деревне с по сей день сохранившимся удивительным названием Зерцалы сошлись пути двух сибирских старцев, земной срок Даниила подходил уже к концу. Думаю, было что вспомнить при встрече двум ветеранам Отечественной войны, с боями дошедшим до Парижа. Однако некоторые дореволюционные исследователи уверяют, что два досточтимых сибирских старца дружбу не водили. Когда уже после кончины Даниила один священник назвал Феодора Кузьмича Данииловым учеником, поскольку тот оказался в роли его преемника в Зерцалах, тот возразил: “Даниил не имел учеников, да и не мог никого учить, потому что он был малообразован и едва грамотен!” И на самом деле, по свидетельству родных, Даниил обучился грамоте только тогда, когда стал служить в армии. Но почитал Федор Кузьмич старца Даниила, как и местные жители, за человека святого. Сохранился отзыв Феодора Кузьмича уже после Данииловой кончины об одном его жизнеописании: “Даниил был человек святой жизни, и редко кто мог понимать его; книжка же эта составлена (не по разуму), нехорошо и неумело”. Часовню, которую построили крестьяне деревни Зерцалы на месте, где жил и молился старец, а затем и построенную на этом же месте церковь, Феодор Кузьмич заботливо посещал “и старался не заглушать в народе добрую память о Данииле”. А когда в 1857 году навсегда покидал Зерцалы, то перенес в Даниилову часовню образ Печерской Божией Матери и Евангелие. По окончанию молебна он внес в часовню раскрашенный разноцветными красками вензель, изображавший букву А, с короной над ней и летящим голубком. “Храните этот вензель пуще в своего глаза”, – сказал Феодор Кузьмич зерцаловским крестьянам. Не сохранили. Ничего уже нет на святом месте, и даже того, где оно было, местные жители не знают. Нет зерцаловской часовни близ Ачинска, как и нет часовни енисейской, что была воздвигнута над могилой старца Даниила. Казалось, что ничто уже о нем не напомнит, и вдруг эта плита с Данииловой могилы.

http://pravoslavie.ru/1762.html

23 апреля в «Росбалте» состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие С.Кургинян и другие руководители митинга. На пресс-конференции было объявлено, что организаторы предполагают собрать на свое «народное собрание» несколько тысяч человек, и мероприятие будет знаковым событием в общественной жизни страны. Однако в проведение митинга 25 февраля вмешались Высшие Силы, - весь день в Москве шел дождь. То ли непогода, то ли «головокружение от успехов» у организаторов, которые, видимо, решили, что их митинг и движение «Суть времени» уже настолько «раскручены», что митинг сам собою станет массовым, то ли и то, и другое привели к тому, что митинг фактически провалился. Учитывая контекст подготовки митинга и накал страстей, несколько сот участников (или даже 1000) можно оценить как провал. Отмечаем это без всякого злорадства. Пока трудно сказать, станет ли этот провал началом заката движения «Суть времени», активно убеждавшего общественность и, главное, власть в своей суперэффективности и умении организовать массы. Или этот провал окажется только тактическим сбоем, следствием «головокружения от успехов». Очевидно одно, движению «Суть времени» не удалось подчинить себе православно-патриотическое движение. А значит начинать войну с КПРФ за влияние на лево-патриотическом фланге, что является главной целью С.Е.Кургиняна, сутивременцы будут в не вполне выгодных для себя условиях. Редакция «Русской народной линии» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 77. Ответ на 43., Анатолий Степанов: Пишущая губерния, дорогой Кац, это - не за МКАДом, это - Салтыков-Щедрин. Впрочем, вам, как еврею, простительно не знать русскую литературу. " Пошла писать губерния! Из поэмы (т. 1, гл. 8) «Мертвые души» (1842) Н. В. Гоголя (1809-1852). Слова, которые произносит явившийся на бал Чичиков при виде танца, в котором участвует все губернское светское общество — Вона! пошла писать губерния! — проговорил Чичиков, попятившись назад...» Главред РНЛ русскую литературу уже забыл. В пылу дискуссий с евреями.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/04/26/na...

3/4. С. 1-20; Вып. 5/6. С. 1-8). В рубрике «Из истории Пекинской духовной миссии» было напечатано исследование о работе 9-й миссии, архим. Иакинф (Бичурин) сообщал о научных занятиях сотрудников миссии и просил прислать все необходимое для служения (1915. Вып. 9/12. С. 25-35), архим. Палладий (Кафаров) опубликовал «Некоторые соображения по поводу предполагаемого учреждения Православно-проповеднической миссии в Китае» (Там же. С. 36-45) и предложил «План занятий для членов новой Пекинской духовной миссии во время 6-летнего пребывания их в Пекине» (Там же. С. 45-49). В следующих номерах было опубликовано исследование «Архим. Петр и Десятая миссия» (1915. Вып. 13/14. С. 10-32) и «Отчет за 20-летнюю службу по Пекинской духовной миссии в звании прежде иеромонаха, а после в должности начальника миссии, старшего свящ. Вениамина (1842)» (1915. Вып. 15/16. С. 13-19; 1916. Вып. 1/2. С. 9-12) с приложением Инструкции МИД, адресованной свящ. Вениамину (1915. Вып. 15/16. С. 19-22). Материалы по истории миссии были опубликованы в соч. «Русская православная миссия в Китае» (1916. Вып. 9/12. С. 4-12). Материалы о работе миссии отражены в ст. «Исторический очерк и современное состояние» (1916. Вып. 7/8. С. 21-28). В том же номере опубликован ряд офиц. документов, относящихся к истории миссии, под заголовком «О мерах к распространению христианской веры в Китае» (С. 9-19). Др. публикации на эту тему: «Личный состав православных миссий в Китае» (1916. Вып. 9/12. С. 43-51), «Письмо еп. Селенгинского Вениамина к еп. Енисейскому Никону (1857)» (С. 51-53), «Дневник пристава Одиннадцатой миссии подполковника ген. Штаба М. В. Ладыженского» (С. 53-57). Издание освещало работу инославных миссий. В выпусках за 1914 г. в рубрике «Католическая миссия» были опубликованы воззвание католич. миссионера, перепечатанное из «Le journal de Pekin» (Вып. 3/4. С. 28-29), послание еп. С. Ф. Жарлена (со ссылкой на «Le bulletin catholique de Pekin») (Вып. 9/10. С. 15-16), реферат аббата В. Лебба о кит. народе и его религиозности (со ссылкой на «Le journal de Pekin») (Вып.

http://pravenc.ru/text/1841147.html

Hemmer Н. Les Pères Apostoliques, t. 2. Oxford, 19091; Paris, 19262. Knopf R. Die Apostolischen Väter. – Handbuch zum NT, Erg.-Bd. Tübingen, 1929, 151–184 (перевод и комментарий). LHH 103–127 (с англ. пер.). Переводы Неполные (без гл. 13–20) [Анонимный:] ХЧ 1842, ч. 2, 43–55. П.А. Преображенского: ПМА1, 169–180. Переизд.: ПМА2; Брюсс. Антон., 85–92 и Настол. кн., 791–796. Перевод лакуны по Иерусалимской рукописи (гл. 13–20) Барсов Н.И. История первобытный христианской проповеди (до IV века). СПб., 1885, 162–165 (перевод гл. 12–20). Исследования Скворцов К. Когда написано второе послание Климента к Коринфянам? – ТКДА 1874, т. 1, 1, 2–23 [пагин. 2-я]. Певницкий В. Следы проповедничества в древнейшей отеческой письменности. – ТКДА 1878, 1, 74–124; 3, 498–549. (2 Клим.: 76–85). Donfried К.Р. The Setting of Second Clement in Early Christianity, Leiden: Brill, 1974 (NT Suppl. 38). X, 240 p. Oeffner E. Der zweite Klemensbrief. Moralerziehung und Moralismus in der ältesten christlichen Moralpredigt. Erlangen, 1976. 272, 154 S. Warns R. Untersuchungen zum 2. Clemensbrief: Diss. Marburg, 1985. X, 697 S. Baasland E. Der 2. Klemensbrief und frühchristliche Rhetorik: «Die erste christliche Predigt» im Lichte der neueren Forschung. – ANRW II.27.1, 78–157 (Bibl. 147–157). Окружные послания к девственницам (сочинение первой половины III века) CPG 1004. TLG 1271/10 Перевод И.А. [о. Августина по указанию Kern 1957, 27 и др.]: Два окружных послания св. Климента римского о девстве, или к девственникам и девственницам. – ТКДА 1869, т. 2, 5, 202–227 (предисл. на с. 193–201, перевод по изд. Bibl. veter. patrum, 1765 г.). Исследования Baarda (Tjitze). Jesus and Mary ( John 20, 26 f.) in the Second Epistle on virginity ascribed to Clement. – Studien zum Text und zur Ethik des Neuen Testaments. Festschrift zum 80. Geburtstag von Heinrich Greeven. Berlin, 1986 (ZNTW Beih. 47), 11–34. Издания PG 1, 1157–1474. Новое изд.: Rehm В., Puschke F. Die Pseudoklementinen, bearb. v. G.Strecker. I. Homilien, GCS, 19903; II. Rekognitiorien in Rufins Übersetzung, GCS, 19902; III. Konkordanz v. G.Strecker, Teile 1–2. GCS, 1986–1989.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Итак, прежде описанных семидесяти пяти ощущений его при действиях молитвенных, с примечаниями и взглядами на оные, свидетельствующие высокое состояние молитвенника, дабы более воодушевить твое внимание, предлагаю тебе краткий очерк жизни сего доблестного мужа, извлеченный из полного жития его, напечатанного в журнале «Москвитянин» в 1842 году 1 . Там повествуется: Родился сей исповедник Василиск, Тверской губернии, Кашинской округи, в Колязинской уезде, около 1743 года. С малых лет имел охоту молиться Богу, слушать проповеди в Церквях и духовное чтение, всегда ощущал стремление к пустыннической жизни. По воле отца своего был женат, но детей не имел; супругу свою наставлял на спасительную жизнь, и сам молитвенного своего правила не оставлял и иноческой жизни усердно желал. В скором времени по согласию своей супруги и тестя, оставив дом свой, удалился жить к пустынникам в чувашские леса (37-ми лет). Там много постился, бдел и прилежал к чтению душеполезных книг, выписывая из оных нужнейшее. Трудился и молился внешне, ибо о внутренней молитве еще не знал, полагал много поклонов. Услышав о богоугодной жизни старца Адриана 2 , пришел к нему в пустыню в брянские леса. Там им пострижен, наречен вместо Василия Василиском и научен сердечной молитве во имя Иисуса Христа (43-х лет). С сим старцем Адрианом переместился в Коневскую пустыню, где и жил десять лет (47-и лет). Отсюда ушел в Сибирскую пустыню (57-и лет), с учеником Зосимою – Томской губернии, Кузнецкого уезда, где и жил в лесу 24 года. Скончался 1824-го года, декабря 29-го, в пять часов по полудне (81 год). Чтобы ближе ознакомиться с смиренным и любвеобильном духом сего внутреннего молитвенника, я выписываю святые его изречения. Например: 1. Старец говаривал, особенно в часы скорбей встречающихся с ним: «Бог – премудр, всемогущ, богат и многомилостлив: поэтому, что Он ни делает – делает без ошибки и хорошо, ибо премудро сделает. Он всемогущ, а поэтому и ничто воле Его противостоять не может. Он многомилостлив и посему и помилует и меня грешного. Богатство Его изобильное, поэтому подаст и мне». 3

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010