Синода, проживавший в Петербурге; скончался в Июне 1849 года. О. Б. 59 Мужской 3-го класса в Сольвычегодске, основанный 1563 г. и управлявшийся Игуменом. Он украшен был богато Строгановыми, особенно ризница его обогащена была сими последними. О. Б. 60 Это относится к оставлению Университетского Акта Митрополитом Филаретом (с 1837 г., по смерти Евгения) с присутствовавшим на оном Духовенством, по случаю Речи, произносившейся Профессором Н. Д. Иванишевым о конкубинатстве. О. Б. 62 Под письмами 13–17 выставлен 1841 год, из коих под 3-мя (14, 15 и 16) Вологда, а под 12-м 23 Декабря, 1840 года; при том в 13-м сказано прямо: «В Вологду я прибыл в конце прошедшего месяца», т. е., Мая, так как это писано от 16-го Июня, 1841 г., без сомнения, из Москвы; между тем в «Послужном списке» Иннокентия, помещенном в «Венке на могилу его» Москва, 1867 г.), сказано (стр. 5), что ему «Именным Высочайшим Указом, данным Св. Синоду, повелено быть Епископом Вологодской Епархии 1840 года, Марта 1», а другим Указом «от 31-го Декабря, того же 1840 года, переведен он на Епархию Харьковскую». То же замечено и в «Биографической записке об Иннокентие, Преосвященного Макария» (там же стр. 32): «1-го Марта, 1840 г., назначен во Епископа Вологодской Епархии: не долго суждено было оставаться здесь новому Архипастырю – всего девять месяцев... 31 Декабря того же года перемещен в Епархию Харьковскую». В «Обозрении же Русской Духовной Литературы», Филарета, Архиепископа Черниговского (стр. 282) читаем: «с 1840 г. Епископ Вологодский, с 1843 Харьковский». Что же тут правда? Судя по сим собственноручным его письмам правда в том, что Иннокентий назначен в Вологду Епископом точно 1-го Марта, но только 1841, а не 1840 года. Эти подтверждается и справкой с «Московскими Ведомостями», 1841 года, Суббота, 19-го Апреля, 42, где напечатано:» «Именным Высочайшим Указом в 1 день Марта повелено: Вологодскому Епископу Стефану быть Архиепископом Астраханским, а Викарию Киевской Епархии, Епископу Чигиринскому, Иннокентию, быть Епископом Вологодским».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Реферат, читанный в заседании Церковно-археологического Общества при Киевской Духовной Академии, 20 апреля 1887 г. Приходится слышать суждения, что известная пятитомная Догматика преосвященного Макария (Булгакова) есть нечто иное, как печатное воспроизведение лекций по догматическому богословию преосвященного Димитрия (Муретова) , читанных им в бытность ректором и профессором Киевской духовной академии. Суждения этого рода не только обращаются в обществе в виде ходячего, устно высказываемого, мнения, но оказываются проникшими даже в печать. В газетах, после смерти высокопреосвященного Димитрия, сообщалось сведение, что, будучи глубоко ученым человеком и прекрасным профессором, Димитрий отличался в то же время необыкновенною скромностию; большая часть его лекций вошла в известный труд его ученика, митрополита московского Макария (Булгакова) 1 . А в «Историческом Вестнике» (февраль 1884 г.), в небольшой статье, под заглавием «Памяти архиепископа Димитрия Одесского», делалось сообщение, что преосвященный Макарий, «можно сказать, только редактировал для печати богословские лекции Димитрия», но что этот последний «нисколько не ревновал к своему ученику, а только как гласит дошедшее до нас предание, говаривал полушутливо, смотря на огромные томы богословия Макария: тут мой крест, а его цепочка». По смыслу этого сообщения, оказывается, что даже и сам преосвященный Димитрий заявлял на Догматику Макария права авторской собственности, оставляя на долю последнего только внешнюю ее архитектонику (цепочку). Незабвенные в истории русской церкви настоящего столетия имена высокопреосвященных Димитрия и Макария незабвенны в частности в истории Киевской академии. Оба они ее воспитанники, Димитрий седьмого курса (1831–1835 г.), Макарий – десятого (1837–1841). Затем, преосвященный Димитрий, в течении пятнадцати лет (1835–1850), был ее профессором, соединяя с профессорством обязанности сперва инспектора (1838–1841), а потом ректора (1841–1850), и оставил по себе славу одного из даровитейших и влиятельнейших наставников, любимейших и уважаемейших начальников. Преосвященный Макарий профессорстовал в родной академии в течение одного года (1841–1842); вся же дальнейшая ученая служба его прошла в Петербургской академии. Но выражением его крепких родственных чувств к Киевской академии служат пожертвованные им при жизни 25 тыс. руб. сер. и другие 25 тыс. руб.; отказанные по завещанию, а также завещанные им в библиотеку ее автографы всех его сочинений. Отсюда, если на ком, то именно на Киевской академии лежит священная обязанность разъяснить то отношение, в котором Догматика преосвященного Макария стоит к догматическим лекциям преосвященного Димитрия. – Но вопрос в том, как и на основании каких данных сделать это?

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

По желанию графини на могиле архим. Фотия и ее родственников каждый день служилась лития, по субботам - панихида. На вечное поминовение духовника и годичное чтение Псалтири при его гробе, служение ранних литургий и панихид отчислялись проценты с капитала в 26 300 р., переданные благотворительницей 31 марта 1838 г., и проценты с 7150 р., пожертвованных в 1843 г. 20 июля 1843 г. графиня внесла в Сохранную казну С.-Петербургского опекунского совета 85 720 р. для обеспечения обители провизией и 2000 р. на монастырскую б-ку. В 1844 г. она вложила 3 билета Гос. комиссии погашения долгов для поддержания ризницы (10 800 р.), трапезы в странноприимной (10 800 р.) и сохранении в надлежащем состояния церквей (43 000 р.). На средства О.-Ч. благоустраивались и др. новгородские храмы и обители: в 1838 г. для Десятинного в честь Рождества Пресвятой Богородицы женского монастыря был отлит большой 60-пудовый колокол, в 1839-1841 гг. отремонтирован Благовещенский храм бывш. Аркажа в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , также изготовлены серебряные раки для мощей святителей Никиты и Иоанна, погребенных в новгородском Софийском соборе. Известно о вкладах графини в новгородский Знаменский собор, Сырков в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери женский монастырь . В 1841 г. О.-Ч. оказала помощь Вере Молчальнице, под именем к-рой, согласно легенде, скрывалась имп. Елизавета Алексеевна. В 1841 г. графиня нашла Веру в Колмовском доме умалишенных под Новгородом и предложила ей поселиться в Сырковом мон-ре. 10 апр. 1841 г. был издан указ Новгородской духовной консистории о помещении Веры в мон-рь на содержание за счет графини. В 1839 г. графиня совершила паломничество в Тихвин, также она посещала Киево-Печерскую лавру, в 40-х гг. XIX в. сблизилась с преподобными Парфением и Феофилом Киевскими. В янв. 1846 г. О.-Ч. пожертвовала в Киево-Печерскую лавру 285 715 р. для замены главного деревянного иконостаса Успенского собора на бронзовый, а также для ремонта др. храмов и иконостасов, изготовления покровов к мощам и покупки муки и вина.

http://pravenc.ru/text/2581547.html

Каменец-Подольский. Церковь Трех Святителей при мужской гимназии. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты В 1837-1841 годах на мощных фундаментах, оставшихся от костёла иезуитов, было построено здание мужской классической гимназии, торжественно освящённое 8 сентября 1841 года. Закладка гимназии была обставлена чрезвычайно торжественно и состоялась в присутствии губернатора, представителей различных конфессий, многочисленных зрителей. Строительство гимназии велось во времена расцвета русского классицизма, хотя авторы проекта отказались от полного использования принципов этого архитектурного стиля. Главный фасад расчленили горизонтально с помощью карнизов, поясов, сандриков. Признаки монументальности фасадам придали высокие полуциркульные окна второго этажа, под каждым из которых утоплены в толщину стены четыре балясины. По центру главного фасада, над входом, был устроен балкон с железной решеткой, опирающейся на четыре декоративные металлические колонны-опоры, образуя крыльцо. Для обеспечения духовно-религиозных потребностей учащихся в гимназии была устроена домовая церковь Трёх Святителей. Согласно архивным документам, она была открыта и освящена 16 сентября 1872 года. Её обустройство обошлось в 6179 рублей 28 копеек. В 1872-1873 годах на аттике восточного фасада здания была установлена небольшая главка с колокольным звоном и лепным гербом Российской империи. Церковь была устроена на 3-м этаже левого крыла здания, над актовым залом. В наши дни в бывших церковных помещениях размещаются аудитории 25 и 25-а, там, где когда-то был иконостас, сейчас стоит доска. http://kamienec.livejournal.com/107957.html В 1837-1841 г.г. на мощных фундаментах, оставшихся от костёла иезуитов, было построено здание мужской классической гимназии, торжественно освящённое 8 сентября 1841 года. Закладка гимназии была обставлена чрезвычайно торжественно и состоялась в присутствии губернатора, представителей различных конфессий, многочисленных зрителей. Строительство гимназии велось во времена расцвета русского классицизма, хотя авторы проекта отказались от полного использования принципов этого архитектурного стиля. Главный фасад расчленили горизонтально с помощью карнизов, поясов, сандриков. Признаки монументальности фасадам придали высокие полуциркульные окна второго этажа, под каждым из которых утоплены в толщину стены четыре балясины. По центру главного фасада, над входом, был устроен балкон с железной решеткой, опирающейся на четыре декоративные металлические колонны-опоры, образуя крыльцо.

http://sobory.ru/article/?object=39567

В 1840 году он окончил семинарию. Лишь только экзамены кончились и распустили учеников, как последовал указ Святейшего Синода на имя Высокопреосвященного Гавриила, архиепископа Рязанского и Зарайского, об избрании десяти благонадежнейших из казённых воспитанников для служения в Иркутскую епархию и пяти – в Томскую. Хитров был избран, и, как казённокоштный, назначен в числе десяти воспитанников в Иркутскую епархию. Видя в этом избрании назначение пути Промысла Божия о себе и о жребии своего служения, Хитров смиренно повиновался воле и распоряжению начальства и, недолго медля, вступив в брак в Рязанской епархии, отправился в Иркутск. По прибытии в Иркутск, Димитрий Васильевич Хитров 16 марта 1841 года был рукоположен во диакона Преосвященным Иннокентием, тогда епископом Камчатским, следовавшим в новооткрытую епархию Камчатскую, – а во священника тем же Преосв. епископом Иннокентием был рукоположен 6 апреля того же 1841 года уже к Градо-Якутской Преображенской церкви. Здесь-то, в Якутске, отстоящем от резиденции местного архиерея – Иркутска на три тысячи вёрст, и его области и указано было Промыслом Божиим о. Димитрию проходить своё 43-летнее многотрудное и многоплодное служение на пользу Православной Церкви, умноженной и расширенной им чрез обращение многих тысяч «седящих во тьме и сени смертной» ко Христу, сначала в сане иерея, потом протоиерея и, наконец, в сане епископа – викарного и самостоятельного. С прибытием в Якутск о. Димитрий вступил в отправление многосложных и разнообразных обязанностей своего служения. Так он был: учителем якутского духовного училища по разным предметам с 19 июня 1841 года по июля 1844 года. В 1844 году был общим духовником сельского духовенства и катехизатором в Якутском Троицком соборе. 1845 год – законоучитель в Якутском казачьем училище. 1851 год – член Якутского духовного правления. С 1841 по 1853 г. – благочинный сельских и Градо-Якутских церквей. С 1 дек. 1853 года – член попечительства о бедных духовного звания. Но главным служением, на которое он был вызван в Сибирь и которое, нужно прибавить, он полюбил искренно и беззаветно, которому отдался всей душой, посвятил большую половину всей своей жизни и 43 года из 50-летней своей служебной деятельности, было служение миссионерское.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

С 1803 по 1809 год был строителем Семигородской пустыни. С 1809 по 1818 год был игуменом Тотемского Спасосуморина монастыря. В 1818 году переведён в игумены Павло-Обнорского монастыря. 56.Пахомий, с 1823 по 1826 год. С 1819 по 1823 год был игуменом Глушицкого монастыря. В 1823 году, июня 15 дня, назначен в настоятели Павло-Обнорского монастыря. 57.Варлаам, с 1826 по 1841 год. Пострижен в монашество в Новгородском Вяжицком монастыре в 1796 году. С 1802 по 1807 был игуменом Сольвычегодского Коряжемского монастыря. С 1807 по 1809 год – игуменом Корнильева монастыря. В 1809 году, по желанию, переведён в настоятели Устюжского Троицкого Гледенского монастыря. В 1826 году определён игуменом Павло-Обнорского монастыря. В 1841 году, по старости и слабости здоровья, уволен от управления обителью и помещён на покой в Тотемский Спасосуморин монастырь, откуда в 1842 году, по прошению, переведён в Корнильев монастырь. 58.Иринарх, Добротин, с 1841 по 1846 год. С 1838 года был строителем Семигородной пустыни. В 1839 году произведён, марта 25 дня, во игумена и назначен, ноября 12, в настоятели Арсениево-Комельского монастыря. В 1841 году, октября 6, переведён в настоятели Павло-Обнорского монастыря. В 1846 году, в сане архимандрита, назначен в настоятели Сольвычегодского Введенского монастыря, где и скончался в 1860 году. 59.Анатолий, с 1846 по 1861 год. С 1840 по 1846 год был строителем Лопотова монастыря. В 1846 году, января 1, определён во игумена в Павло-Обнорский монастырь. В 1861 году переведён, в сане архимандрита, в настоятели Сольвычегодского Введенского монастыря. 60.Иоасаф, с 1861 года. Родом Тамбовской епархии, из купцов города Тамбова; в 1820 году, апреля 15, определён в число братства Саровской пустыни сей епархии и проходил здесь разные послушания до 1847 года. В 1847 году, ноября 28 дня, переведён в Нижегородский Печерский первоклассный монастырь, где в 1848 году, ноября 21 дня, пострижен в монашество. В 1857 году определён строителем Оранского Богородского монастыря Нижегородской епархии, но в 1858 году из оного, по прошению, уволен от должности строителя и по желанию его определён Балахнинского уезда в Феодоровский монастырь в число братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

39) Волыно-Житомирская 1) Стефан, с 1813 по 1828 год, из архимандритов Троицкого Каменецкого монастыря, переведен в Вологду; 2) Амвросий, с 1828 по 1832 год, из оренбургских епископов, перемещен в Нижний Новгород; 3) Иннокентий, с 1832 по 1840 год, из курских епископов, переведен в Орел; 4) Никанор, с 1840 по 1842 год, из минских архиепископов. С 1842 года волынской епархией стали управлять варшавские архиепископы. 40) Пермская 1) Дионисий, с 1823 по 1828 год, из архимандритов Донского монастыря, уволен на покой; 2) Мелентий, с 1828 по 1831 год, из киевских викариев, перемещен на иркутскую кафедру; 3) Аркадий, с 1831 по 1851 год, из оренбургских епископов, переведен в Олонец; 4) Неофит, с 1851 по 1855 год, из вятских епископов. Томская 1) Агапит, с 1834 по 1841 год, из ректоров черниговской семинарии, уволен на покой; 2) Афанасий, с 1841 по 1853 год, из ректоров с.-петербургской семинарии, переведен в Иркутск; 3) Парфений, с 1853 по 1855 год, из ректоров казанской духовной академии. 42) Пензенская 1) Ириней, с 1825 по 1830 год, из архимандритов кишиневского Курковского монастыря, переведен в Иркутск; 2) Иоанн, с 1830 по 1835 год, из ректоров с.-петербургской духовной академии, перемещен на нижегородскую кафедру; 3) Амвросий, с 1835 года, низведен из нижегородских епископов, умер в 1854 году; 4) Варлаам, с 1854 по 1855 год, из архангельских епископов. Саратовская 1) Моисей, с 1828 по 1832 год, из епископов вологодских, переведен экзархом в Грузию; 2) Иаков, с 1832 по 1847 год, из ректоров екатеринославской семинарии, перемещен в Нижний Новгород; 3) Афанасий, с 1847 по 1855 год, из подольских викариев. 44) Харьковская 1) Виталий, с 1826 по 1832 год, из архимандритов лубенского полтавского монастыря, переведен в Астрахань; 2) Иннокентий 1-й, с 1832 по 1835 год, из ректоров смоленской семинарии, перемещен в Иркутск; 3) Мелетий, с 1835 года, из иркутских архиепископов, умер в 1840 году; 4) Смарагд, с 1840 по 1841 год, из могилевских архиепископов, переведен в Астрахань; 5) Иннокентий 2-й, с 1841 по 1848 год, из вологодских епископов, перемещен в Херсон; 6) Елпидифор, из воронежских викариев, управлял епархией менее года и переведен в Подольск; 7) Филарет, с 1848 по 1855 год, из псковских викариев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2163. Слова неизвестных проповедников. 1833. I. 361. 1835. I. 441. 1839. I. 310. 1841. I. 373. 1848. I. 323. 1849. I. 224. 1850. I. 211. 1852. I. 261. 1858. I. 292. 1859. I. 292. 1860. I. 336. 1863. I. 525. б) На праздники не переходящие 1 сентября. В день новолетия Митрофанова Благовещенского монастыря 2164. Беседа преосв. Антония, архиепископа воронежского, к инокам. 1837. IV. 84. 5 сентября. В день св. праведных Захария и Елисаветы 2165. Слово неизвестного проповедника. 1828. XXXII. 110. 8 сентября. В день Рождества Пресвятой Богородицы 2166. Слово преосв. Евгения, архиепископа псковского. 1838. III. 324. 2167. Слово преосв. Евгения, епископа курского. 1829. XXXVI. 67. 2168. Слово преосв. Евсевия, епископа подольского. 1852. II. 203. 2169. Беседа неизвестного проповедника. 1828. XXX. 85. 2170. Слова неизвестных проповедников. 1837. XXVII. 332. 1858. II. 310. 14 сентября. В день Воздвижения честного и животворящего Креста Господня 2171. Слово преосв. Елпидифора, епископа вятского. 1852. II. 211. 2172. Слова неизвестных проповедников. 1827. XXVII. 354. 1841. III. 436. 1858. II. 197. 25 сентября. На память преподобного Сергия, Радонежского чудотворца 2173. Слово преосв. Филарета, митрополита московского. 1836. III. 316. 2174. Слово его же, о молитве, преимущественно церковной. 1840. I. 175. 2175. Слово преосв. Кирилла, архиепископа подольского. 1837. III. 288. 2176. Слово, его же. 1841. III. 445. 2177. Слово преосв. Илиодора, архиепископа курского. 1845. IV. III. 2178. Слово неизвестного проповедника. 1847. II. 355. 1 октября. В день Покрова пресвятой Богородицы 2179. Слово неизвестного проповедника. 1844. IV. 299. 22 Октября. В день Казанской иконы Божией матери 2180. Слово преосв. Гавриила, архиепископа рязанского. 1841. IV. 135. 24 октября. В день явления иконы пресвятой Богородицы всех скорбящих радости 2181. Поучение преосв. Елпидифора, епископа вятского. 1854. II. 257. 2182. Слово неизвестного проповедника. 1847. IV. 96. 6 ноября. На день св. Павла исповедника 2183. Слово неизвестного проповедника. 1862. II. 585. 8 Ноября. В день святого Архистратига Михаила

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На последнем году обучения в академии исполнилось давнее желание Михаила. В возрасте 25 лет 15 февраля 1841 года он был пострижен в монашество с именем Макарий, в честь митрополита Киевского священномученика Макария. Вместе с ним принимал постриг Георгий Говоров, будущий святитель Феофан Затворник . 25 марта того же года монах Макарий был посвящён в сан иеродиакона. Ещё через три месяца, по окончании курса наук, он 28 июня 1841 с причислением к первому разряду воспитанников был рукоположен в иеромонаха. Иеромонах Макарий стал вторым по списку магистром. Выпускной экзамен по богословию принимал митрополит Филарет Киевский. Иеромонах Макарий был спрошен первым и получил высший балл. Первые годы преподавания (1841–1842) Академии в то время были крайне нужны даровитые преподаватели, способные не только хорошо вести свой предмет, но даже вновь создавать системы наук. Такая задача и была возложена на иеромонаха Макария: по благословению ректора архимандрита Димитрия Муретова он возглавил в 1841 году впервые образованную кафедру Русской церковной и гражданской истории. Все летние каникулы он употребил на подготовку лекций, которые с 1847 года печатались в «Христианском Чтении». Они легли в основу будущей книги «История христианства в России до равноапостольного князя Владимира, как введение в историю Русской Церкви». Параллельно с курсом истории Русской Церкви, иеромонах Макарий читал курс Русской гражданской истории. По воспоминаниям учеников, он читал с неподражаемо хорошей дикцией, с большим увлечением. Лекции его были всегда обдуманы, стройны, живы, содержательны и необыкновенно интересны. К сожалению, академические чтения по гражданской истории не сохранились. За серьёзное отношение к делу и интересные лекции студенты платили молодому преподавателю искренним уважением и вниманием к его лекциям. Иеромонах Макарий всегда говорил лекции наизусть, хотя в то же время было заметно, что он тщательно их готовил дома. Произносил свои лекции он громко, отчётливо, ясно и выразительно. В.И.Аскоченский писал: «Послушайте молодого монаха Макария,– как хорошо, с каким энтузиазмом импровизирует он свои уроки из истории Русской Церкви. Послушайте, говорю, его все слушают».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Я постараюсь приехать заблаговременно; и желаю приехать так, чтобы ни люди ни колокола не делали для меня никакого движения, ни в лавре, ни в посаде. Прошу, чтобы так было. Мая 18-го 1841. Письмо 289 Мир вам, о. наместник и братии. Что делать с Дивеевскими? Вы остановили здесь их посланницу: следовательно думали, что можно что-нибудь делать в пользу их. Скажите же мне ваши мысли. А вот недоумения, которые представляет содержание письма их при сем прилагаемого. Легко ли собрать 10,000 рублей. И если бы сие могло состояться, на чье имя купить землю, когда общество не утверждено? И что если и после сего общество не утвердится? Вкладчики будут как бы обмануты. Что надежда на утверждение общества не верна, тому пример Одигитриевское общество, которое имеет и предлагаемые значительные вклады, на которые я и указываю, дабы побудить к утверждению, без которого вклады были бы потеряны: при всем том дело долго длится и хотя пред моим отъездом положено утвердить оное, но до сих пор утверждения не вижу и должен еще докучать. Мне кажется, благоразумие требует не отваживаться теперь ни на что для Дивеевских и подождать окончания дела Одигитриевского. Если сие благополучно кончится, то надежнее будет пускаться на другое. Так думается мне; скажите, как вам. Мая 26-го 1841. Я жаловался вам, яко человека не имам, который бы напоминал мне забываемое мною. Вы хотите заставить меня жаловаться, что человека не имам и для того, что помню и поручаю. Что не прислали до сих пор известия и мою рукопись удержали? Разве в 1842 году печатать известие о посещении Государя Цесаревича в 1841 г.? Письмо 290 Мир вам, о. наместник, и братии. Это не очень хорошо, что в свое время не сказали мне о даре Государя Цесаревича на странноприемницу. О сем, кажется, следовало бы упомянуть в публичном известии, как упоминаемо было в некоторых других местах. Анастасия отпустить нет препятствия. Даны ли в лавре иконы светлейшей княгине и фрейлине? Теперь от меня требуют. Одна из присланных икона есть соответственная сему назначению, а другую желал бы от вас получить.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010