Западной своей стороной этот ансамбль примыкал к третьей оси - улице Первого Мая, а с восточной был ограничен бровкой оврага. Еще одна церковь, Вознесенская, находилась на территории старинного сельского кладбища. Вознесенская (кладбищенская) церковь, 1856 г. Является образцом позднего классицизма. В настоящее время не используется, находится в аварийном состоянии. Объект культурного наследия регионального значения. Таким образом, в объемно-пространственной структуре центра села были последовательно воплощены принципы регулярности, характерные для русского градостроительства второй половины XVIII - начала XIX столетий. Лисицина А.В. Опубл.: Нижегородский проект. 2003. С. 16-18. 1840 г. 11 сентября – освящение архиереем Иоанном. 1847 г. – делают позолоту и стенное писание. В 1899 г. в Собор определили протодиакона Троицкого (отца заслуженной учительницы РСФСР Нины Александровны Козловой). В 1901 г. - протоиерея Иона Приклонского (18.03.1847 - 30.05.1931). В 1885, 1890, 1891, 1901, 1912 (по этим годам документально) Благочинный Княгининского округа. В 1910 г. произвели покраску Собора и сделали из белого железа новые кресты и маковицы. 9 сентября 1912 г. при волостном старшине Яшнове Иване Григорьевиче состоялось торжественное открытие в соборном дворике со стороны улицы Большая памятника «Царю освободителю императору Александру II». 1 января 1914 г. в Соборе после литургии протоиереем Иоанном Приклонским был отслужен водосвятный молебен в знак освящения двух хоругвей, купленных и подаренных обществу хоругвеносцев (основано 1 января 1911 г.) Константином Ивановичем Яшновым, сооруженных в память 300-летия дома Романовых, которые после этого были торжественно перенесены в церковь Ильи Пророка. 1915 г. – в Соборе было смонтировано паровое отопление. 1918 г. – уничтожение памятника Александру II перед Собором. 1919 г. (май) – заключение соглашения о передаче в Собора ответственным гражданам в бессрочное и бесплатное пользование. 1932 г. 10 сентября был арестован священник Соборной церкви Николай Смирнов. Преподавал в церковно-приходской одноклассной школе при Соборе.

http://sobory.ru/article/?object=52554

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» В глуши Архангельского края, на левом берегу реки Пинеги вот уже четыре столетия высится знаменитый Артемиев Веркольский мужской монастырь. Монастырь был основан примерно в 1635 году на месте обретения мощей св. Артемия. Первым ктитором и основателем монастыря является воевода Кевролы и Мезени Афанасий Пашков, который основал монастырь в благодарность за исцеление сына, свершившееся у мощей св. Артемия. В 1649 году царь Алексей Михайлович назначил монастырю жалование, а через год его сестра Ирина Михайловна пожертвовала монастырю богатые дары. Монастырь был богатым и процветающим вплоть до середины XVIII века. В 1764 году, по указу Императрицы Екатерины II, он был переведен за штат и лишен всех земель и угодий. В 1840-е годы монастырю угрожало закрытие по бедности, и от закрытия его спасло лишь то, что он оказался в числе 340 обителей, которым по завещанию графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской полагался капитал в пять тысяч рублей. Святой Праведный Иоанн Кронштадтский, родиной которого является с. Сура (в 50 км от Верколы), почитал св. отрока Артемия и часто заезжал в монастырь. На его деньги был воздвигнут Успенский Собор - венец храмов Веркольского монастыря, который по своему масштабу (способен вместить до 1000 человек) и величию мог соперничать с многими великими храмами России. К концу XIX века Артемиево-Веркольский монастырь удостаивается титула Первоклассного монастыря. По описаниям современников обитель тогда процветала: " Веркольский монастырь еще издали обращает на себя внимание своей солидностью и благоустройством. Точно маленький город стоит он на высоком берегу Пинеги, обнесенный красивой каменной стеной " . В то время братия монастыря насчитывала около 300 человек. Но настали смутные времена. После революции богоборческая вакханалия разыгралась и на Пинежье. В конце ноября 1918 года в Веркольский монастырь прибыл отряд красноармейцев. Часть братии уже ушла до этого в другие монастыри, а тех, кто остался, расстреляли на берегу Пинеги. Местные жители видели, как от того места, где монахи приняли мученическую смерть, поднимался к небу свет. Там же сожгли иконы и книги, стены монастыря, башни и колокольня были разобраны на кирпич. С 30-х годов в монастырских зданиях размещались поселковая коммуна, уездный комитет партии, детский дом, продовольственные склады. Оставленные без ремонта и ухода храмы страдали от непогоды и со временем стали разрушаться. http://www.verkola.ru/ist.htm  с сайта Монастыря

http://sobory.ru/article/?object=10746

Из описи первой половины XVII столетия, в пустыни находились две церкви, двенадцать келий, колокольня с четырьмя колоколами, сторожка, часовня над могилой основателя, житница, амбар, конюшня, ледник и старая мельница. В 1641 году пустынь по указу царя Михаила Фёдоровича присоединили к Кирилло-Белозёрскому монастырю, после чего здесь были проведены ремонтные и строительные работы. А ещё ей нашли новое применение: стали ссылать сюда иноков из других монастырей " за неблаговидное поведение " . То есть, как правило, за пьянство. Разумеется, это не способствовало духовному возрастанию братии скита. Количество монахов в конце XVII века насчитывалось всего-навсего шесть человек. В 1777 году Нило-Сорская пустынь была переведена в ведомство Кирилловского Духовного Правления. Но в конце 1830-х - начале 1840-х годов, при управлении иеромонаха Никона (Прихудалова), жизнь в пустыни постепенно начала исправляться. Настоятель Никон строго следил за исполнением устава, ввёл ежедневное богослужение. Хотя пустынь давно уже развивалась в общемонастырском русле, имея триста десятин земли и проценты с капитала, при ней существовали скиты, где как раз и теплилась традиция, завещанная ученикам преподобным Нилом. В 1860-1870-х гг. скит обрёл каменные здания. Появились Свято-Тихвинский собор, надвратная Покровская церковь, игуменский и келейный корпуса, каменные монастырские стены. После Октябрьской революции на Кирилловской земле установилась новая власть. В 1918 году специальная комиссия произвела учёт ценностей и имущества Нило-Сорской пустыни. Братия скита и жители соседних деревень решили заключить договор с Вогнемским советом, который помог сохранить ядро монашеской организации. Но это продолжалось недолго. В 1924 году уездные власти разорвали договор с братией пустыни и решили здесь организовать колонию Кирилловского уездного исправительного дома. Часть церковного имущества передаётся в Кирилловский музей. В 1927 году Нило-Сорскую пустынь закрывают и передают для организации " культурных нужд " населению. Монахи тогда проживали в Иоанно-Предтеченском скиту, без права проводить богослужения. Спустя некоторое время им пришлось покинуть насиженное место. Последний настоятель скита прп. Илларион завещал похоронить его в картофельном поле без всяких почестей, точно так же как и преподобный Нил - основатель скита. До 1930 года здесь была колония-тюрьма, затем инвалидный дом, а с 1961 года - психоневрологический диспансер, находящийся там и поныне. От Успенского и Иоанно-Предтеченского скитов не осталось и следа; последний сгорел в 1946 году. Каменные постройки пустыни были частично перестроены под нужды находившейся там психоневрологической лечебницы. Так, в соборе во имя иконы Божией Матери Тихвинская разместили столовую, в юго-восточном углу которого под спудом находились перенесённые сюда из деревянной часовни мощи прп. Нила Сорского.

http://sobory.ru/article/?object=14688

Из старой утвари в новое здание перенесли только трёхъярусный резной иконостас с поместными иконами в медных ризах под стеклом. После лишения владельца этих мест, Адама-Ежи Чарторыйского (1770-1861) " царской милости " за участие в польском антироссийском восстании 1830 года, Меджибож вместе с Требуховцами царским правительством был превращён в военное поселение со значительным ростом роли православия, как идейного вдохновителя солдат и офицеров расквартированного здесь 12-го Ахтырского гусарского полка, что обеспечило появление у Иоанно-Богословского храма новой каменной колокольни в 1840-х годах. Самое интересное, что требуховская церковь была гораздо богаче меджибожской, имея в приходском владении 47 десятин земли и денежный вклад на 100 рублей в губернском банке. В селе же были две каменные лавки и дом в церковной ограде для сдачи в наём. Видимо, именно это и послужило первопричиной переподчинения храма Иоанна Богослова Успенскому приходу в Меджибоже в 1844-м году. Через четыре года в меджибожском храме случилась трагедия - в святыню ударила молния, разрушив своды придела Воскресения Христова, престол и уничтожив всю его утварь, вследствие чего храм на хорах Успенской церкви был упразднён. Через полвека она так и числилась не отремонтированной. В 1914-1917 гг., во время Первой мировой войны, церковь в Требуховцах работала не стабильно, а с занятием территории Подольской губернии в марте 1918 года частями Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) и установлением советской власти, так и вообще была закрыта. Все эти и последующие годы судьба была благосклонна к старинному храму - он не был разрушен. Вторая мировая война 1939-1945 гг. также пощадила эту сельскую церковь. В послевоенное советское время церковь Иоанна Богослова фактически оставалась действующей, хотя номинально числилась как складское помещение, что позволило сохранить интерьер и экстерьер в первозданном виде. После обретения украинской независимости в 1991-м году требуховский храм вышел из подполья, но учитывая прошлые времена, так и остался подчинённым меджибожскому Успенскому храму (не путать с Никольским в крепости).

http://sobory.ru/article/?object=38440

Именно владыке Исидору пришлось исполнить печальную миссию отпевания злодейски убиенного друга Св. Царственных Мучеников. 21 декабря 1916 г. по желанию Государыни он совершил заупокойную литургию и отпел Г.Е.Распутина в Чесменской богадельне на окраине Петрограда. Разумеется, после Февральской революции епископ Исидор оказался среди тех архиереев, которые были лишены кафедр. В 1918 г. он оказался в Вятке, где 6 августа был арестован, а 19 августа ему предъявили обвинение в " монархизме и контрреволюции " . Вскоре владыка Исидор был расстрелян. Клеветнические обвинения до сих пор тяготеют над его именем, они помешали и решению о его церковном прославлении. Сегодня мы также вспоминаем вице-адмирала, исследователя Русской Америки, кругосветного путешественника Михаила Дмитриевича Тебенькова (1802-1872). Он родился в 1802 г. В 1825-1839 гг. состоял на службе в Российско-американской компании. С 1826 г. в чине лейтенанта плавал у берегов Русской Америки и в Тихом океане, командуя различными бригами. В 1829-1831 гг. Тебеньков производил опись залива Нортон-Саунд и архипелага Александра. Через Сибирь он вернулся в Петербург и в 1835-1836 гг., командуя кораблем «Елена», совершил переход из Кронштадта в Русскую Америку вокруг м. Горн. В 1837 г. Тебеньков произведен в капитан-лейтенанты. Позднее через Охотск и Сибирь он вернулся в Петербург, завершив, таким образом, кругосветное путешествие. В 1840-1843 гг. Тебеньков был на гражданской службе. В 1844 г. вернулся во флот, назначен главным правителем Русской Америки; произведен в капитаны 2 ранга, а в 1848 г. - в капитаны 1 ранга. За время управления Русской Америкой (1845-1850) организовал ряд экспедиций по описи берегов Русской Америки, островов в заливе Аляска и всех групп Алеутских островов. Тебеньков составил атлас Русской Америки («Атлас северо-западных берегов Америки от Берингова пролипа до м. Коррьентес, о-вов Алеутских с присовокуплением некоторых мест северовосточного берега Азии») и «Гидрографические замечания к атласу». В 1856 г. в чине контр-адмирала он был назначен директором Кораблестроительного департамента Морского министерства. М.Д.Тебеньков умер в 1872 г.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/16/de...

Источник: официальный сайт Мытищинского муниципального района, Храмы Мытищинского благочиния Церковь Рождества Богородицы в селе Рождествено (Михайлове тож Бохова стана, Московского уезда) в XVI в. была в поместье Молчана Немирова. В конце этого столетия Рождествено пишется в пустошах. После окончания Смутного времени по жалованной грамоте царя Михаила Федоровича Рождествено становится селом во владении Погожевых. Новый деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы строит новый вотчинник села думной дьяк Иван Афанасьевич Гавренев. В трапезе клетской Богородицерождественской церкви устроили два придела: Илии Пророка и священномученика Мокия. Кроме дворов вотчинника и крестьянских при храме на церковной земле жили священник Афанасий Иванов и дьячок Кирилл Иванов. На содержание причта вотчинники давали денежное жалование. Во второй половине XVII в. Рождествено принадлежало князьям Барятинским. На средства князя Федора Юрьевича в селе была построена каменная церковь с колокольней во имя Рождества Богородицы с приделом святителя Николая. Известно, что еще в 1670-е гг. князем Ю.И. Барятинским в Рождествене-Михайлове была построена деревянная церковь, которая стояла запечатанной, " без пения " . Постройка новой церкви относится к рубежу XVII- XVIII вв. От Барятинских в 1773 г. село Рождествено-Михайлово переходит во владение отцу великого русского полководца В.И. Суворову, похороненному вблизи храма в 1775 г. Как родовая вотчина Суворовых, село Рождествено со второй половины XVIII в. получает название Рождествено-Суворово. В 1840-х гг. село принадлежало светлейшему князю Александру Аркадьевичу Суворову. Там числилось 26 дворов с населением 180 человек. В приходе состояли деревни Бяконтово, Долгиниха, Конаево, Посеткино и Погонково. Конаево до 1813 г. было селом, в котором в начале XVIII в. на средства Нарбековых построили деревянный храм в честь Страстной иконы Божией Матери. В 1773 г. новым помещиком Протасовым на месте старого храма была построена деревянная церковь в честь Грузинской иконы Божией Матери, сгоревшая в 1813 г., и с этого времени Конаево входило в приход села Рождествена-Суворова. На месте же сгоревшей церкви была построена каменная часовня со Страстной и Грузинской иконами Божией Матери. В 1916 г. в приходе Богородицерождественской церкви состояли 95 дворов с населением 523 человека. С 1895 г. на место умершего настоятеля отца Алексия Воскресенского определили выпускника Московской Духовной семинарии Димитрия Димитриевича Колосова. Талантливого преподавателя отца Димитрия за плодотворную и полезную деятельность по народному образованию поощряли церковными наградами. До 1918 г. он преподавал Закон Божий в земской школе при селе Рождествене-Суворове. Ему помогал в приходских и учебных делах выпускник Вифанской семинарии псаломщик Алексей Петрович Наумов.

http://sobory.ru/article/?object=02074

— Как Церковь оценивает исторический опыт Соловков прошлого века? И вообще, как могло случиться, что в православной стране произошло такое искажение сознания, которое привело к массовому истреблению людей, разрушению традиций, нарушению ценностных ориентиров? — Религиозно-философское осмысление российской катастрофы XX века уже сделано нашими благочестивыми предшественниками. Причем чаще всего — не в тишине ученых кабинетов или келий, а среди раскатов апокалипсического грома. Хочу вам привести несколько цитат. Вот, свт. Игнатий (Брянчаниниов) еще в 1840-х годах написал: «У нас осталась только кое-какая внешность от Православия, но это мертвое тело без жизни. Россия находится накануне взрыва безбожного либерализма». Вторит ему еще один светильник Русской Церкви XIX в. свт. Феофан Затворник: «Через поколение, много через два, иссякнет наше Православие». Мыслителям XX века предстояло убедиться в верности этих предсказаний. Лев Тихомиров в начале столетия засвидетельствовал: «Весь мир только носит имя христианского, но нигде противоположность между именем жизни " Святой Руси " , " Православия " и т.д. и полной мертвостью веры не поражает нас до такой степени как в современной России». А вот — В.В. Розанов, 1918 год: «Глубокий фундамент всего теперь происходящего заключается в том, что в европейском (и в том числе русском) человечестве образовались колоссальные пустоты от былого христианства; и в эти пустоты проваливается все: троны, классы, сословия, труд, богатства… все проваливается в пустоту души, которая лишилась древнего содержания». И.А. Ильин, 1948 год: «Весь кризис, переживаемый ныне Россией и миром, есть кризис по существу своему духовный. В основе его оскудение религиозности, то есть целостной, жизненно-смертной преданности Богу и Божьему делу на земле. Отсюда возникает все остальное: измельчание духовного характера, утрата духовного измерения жизни, измеление и прозаизация человеческого бытия, торжество пошлости в культуре, отмирание рыцарственности и вырождение гражданственности)».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3051876...

На сегодняшний день в Соборе новомучеников поименно прославлено 1588 святых. 1.2. Согласно канонической практике имена общецерковно прославляемыхсвятых сообщаются Предстоятелям Поместных Православных Церквей длявключения в их Святцы. Святые, прославленные в других Поместных Православных Церквях, включаются в Месяцеслов Русской Православной Церкви. В межсоборный период Священный Синод рассмотрел сообщения по этим вопросам Предстоятелей Константинопольской, Александрийской, Грузинской, Сербской и Польской Православных Церквей. В результате в Месяцеслов Русской Православной Церкви были включены имена 22 святых и установлены три соборные памяти мучеников, в различное время убиенных (сведения по этому вопросу представлены в приложении 3). 1.3. За это время Комиссия рассматривала материалы и к прославлению местночтимых святых. Святейшему Патриарху было доложено, что члены Комиссии не нашли препятствий для прославления в лике местночтимых святых подвижников, сведения о которых были представлены от следующих епархий: - от Астраханской: архиепископа Феодосия (+1607), первого святителя Астраханского, - от Воронежской: архиепископа Воронежского и Задонского Антония(Смирницкого; 1773-1846), - от Вятской: иеросхимонаха Стефана (Куртеева; 1830-1890), - от Екатеринбургской: монаха Василиска Сибирского (сер. XVIII в. -29 декабря 1824) и схимонаха Илии (Чеботарева; 1829-30 ноября 1900), - от Костромской: иеромонаха Тимона, старца Надеевского (1763-1840), - от Львовской: архидиакона Никифора (Кантакузена; +1599), - от Московской: иеромонаха Филарета (в схиме Феодора; Пуляшкина,1758-1842) и иеросхимонаха Аристоклия (Амвросиева; 1846-1918), - от Мурманской: 116-ти мучеников братии Печенгского монастыря, вместе с преподобномучеником Гурием Печенгским в 1589 году убиенных, - от Нижегородской: Христа ради юродивых блаженных Пелагии (Серебренниковой; 1809-1884), схимонахини Параскевы (Паши Саровской, + 1915) и Марии (Фединой, +1931), - от Псковской: иеросхимонаха Симеона (Желнина; 1869-1960),

http://sedmitza.ru/lib/text/429622/

Никольская церковь была пятиглавой, оштукатурена и отбелена как внутри, так и снаружи. Крыша окрашена в зеленый цвет. Входных дверей, как и в Троицкой церкви, было три. Два белокаменных крыльца - с северной и южной стороны - имели по 2 колонны. Все три иконостаса были трехъярусными. На двухъярусной колокольне имелось 6 колоколов. Главный (большой) колокол весил 235 пудов 29 фунтов. Отлит на заводе купцов Ивана и Михаила Капустиных в Твери в 1840 г. Со временем колокол треснул и утратил голос. В 1895 году, по инициативе церковного старосты храма, крестьянина Филиппа Куликова, в Москве, на колокололитейном заводе Самгина, в память восшествия на престол императора Николая Второго, был отлит новый колокол (из старого, разбитого, с добавлением меди) весом в 283 пуда 30 фунтов. 22 мая 1895 г. он был поднят на колокольню. Стоимость колокола составила 3070 рублей. Об этом событии было доведено до сведения императора и Священного Синода. Среди других колоколов назовем самый древний, отлитый в 17 веке, весом 4 пуда 15 фунтов. Имелись здесь и свои святыни. Укажем только на две из них: образ Живоначальной Троицы в серебряной вызолоченной ризе, а также Николая Чудотворца. Первая икона была пожертвована помещицей Прасковьей Давыдовой, вторая Варварой Головачевой. Приходское кладбище при храмах было окружено каменной оградой с угловыми башнями. Здесь же располагались деревянная часовня и церковная сторожка. В непосредственной близости находились дома причта и 2-этажное здание (низ - каменный, верх - деревянный) земского начального училища. Оно было построено во второй половине 19 века; в нем также находились квартира псаломщика и помещение для ночлега учеников из дальних деревень. Позднее в здании размещался медицинский пункт, библиотека. Ныне от бывшего училища остались лишь кирпичные руины нижнего этажа... После Октябрьской революции 1917 г. устоявшаяся, размеренная, плодотворная жизнь храма, священнослужителей, прихожан круто изменилась. Декретом советской власти от 23 января 1918 г. Церковь была отделена от государства и школы. Храмы становятся собственностью государства.

http://sobory.ru/article/?object=43830

По материалам сайта монастыря Никольский пустынный мужской монастырь на реке Сольба с двухпрестольной церковью, освящённой в честь святителя Николая Чудотворца и великомученицы Варвары, был основан не позднее начала XVI века. В 1544 году за монастырём уже числились обширные земельные владения. В Смутное время в начале XVII века монастырь был полностью разорён польскими отрядами. Согласно монастырскому Синодику, обитель находилась в запустении 97 лет, и только указом императора Петра I в 1711 году Николо-Сольбинская пустынь была возрождена, как приписная к Переславскому Борисоглебскому монастырю. В том же году была начата постройка новой деревянной церкви в честь святителя Николая и великомученицы Варвары, а в 1731 году каменной церкви в память Успения Божьей Матери. В 1742 году по просьбе насельников обители Сольбинская пустынь получила самостоятельность, на условиях отсутствия пособия от казны и обязанности братии " довольствоваться своими трудами " . К моменту секуляризации церковных земель, последовавших в царствование императрицы Екатерины II, монастырь вновь имел большие земельные угодья и развитое хозяйство. В начале XIX века деревянная Никольская церковь пришла в упадок, и в каменном Успенском храме был освящён придел в память святителя Николая, а вскоре и придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1840 году Сольбинская обитель была обнесена каменной стеной с шестью башнями длиной 570 метров. Своего расцвета монастырь достиг в период 1904-1917 годов, когда пустынь была преобразована из мужской в женскую. Так, во всё время с начала XVI века по 1903 год, число насельников в обители единовременно не превышало 30 человек. На 1914 год в монастыре числилось уже 115 сестёр. К этому времени усилиями настоятельницы Макарии (Скудиной) Сольбинская пустынь была капитально обновлена. После Октябрьского переворота уже в ноябре 1918 года усилиями местных коммунистов монастырь был разграблен и " ликвидирован " , а некоторые из сестёр, возможно, расстреляны. В монастырских строениях была организована сельхоз " коммуна " , но церковь, как не удивительно, осталась действующей до 1937 года. " Коммуна " развалилась в 1922 году. В 1937 году был расстрелян последний перед закрытием монастыря священник обители Леонид Гиляревский, имевший 12 детей. В том же году, по сфабрикованному обвинению в " контрреволюционной деятельности " , расстреляли и последних настоятелей оставшегося Никольского храма: игумена Игнатия (Савочкина) и иеромонаха Паисия (Елисеева). Отец Паисий успел провести на Сольбе только две службы. Монахини, оставшиеся после закрытия монастыря в близлежащих деревнях и продолжавших в миру нести монашеские обеты были приговорены к различным срокам тюремного заключения.

http://sobory.ru/article/?object=09441

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010