Ист.: Цхвилоели П. Письмо//Иверия. Тифлис, 1893. 119. С. 3 (на груз. яз.); Утверждение рус. владычества на Кавказе/Ред.: В. А. Потто. Тифлис, 1904. Т. 3. С. 506; АКавАК. Т. 6. Ч. 1. 796, 797; Какабадзе С. Церк. док-ты Зап. Грузии. Тифлис, 1921. [Т. 2.] С. 144 (на груз. яз.); Амвросий (Хелая), Католикос-Патриарх. Я выполнил свой долг//Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1988. 10. С. 152 (на груз. яз.). Лит.: Бакрадзе Д. З. Археол. путешествие по Гурии и Адчаре. СПб., 1878. С. 219-306; То же. Батуми, 1988. С. 252; Ивановский Я. И. Св.-Троицкий Александро-Свирский мон-рь. СПб., 19013. С. 165; Давид Багратиони [Батонишвили]. Мат-лы по истории Грузии, 1744-1840 гг. Тбилиси, 1905 (на груз. яз.); Киквидзе А. История Грузии: XIX-XX вв. Тбилиси, С. 111, 112 (на груз. яз.); Дадиани Н. Жизнь грузин. Тбилиси, 1962. С. 206-207 (на груз. яз.); Иоселиани П. Жизнь Георгия XIII. Тифлис, 1978. С. 15-18; Коридзе Т. Гаенатский митр. Евфимий//Фудзе (Основа). Тбилиси, 2004. 2. С. 13-14 (на груз. яз.); Ткешелашвили Л. Груз. архиереи-мученики Досифей и Евфимий, 1820 г. Тбилиси, 2005. С. 39-65 (на груз. яз.). Т. Коридзе Рубрики: Ключевые слова: ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) ГРИГОРИЙ (Перадзе Григол Романозович; Иверийский; 1899 -1942, концлагерь Освенцим, Польша), архим., сщмч. Грузинской и Польской Церквей (пам. груз. 23 нояб.) ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795) ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) КИРИОН III (II) (Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 1855-1918), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918)

http://pravenc.ru/text/187673.html

В 1847-1852 гг. на средства владельцев Раменской бумагопрядильной фабрики потомственных почетных граждан братьев Малютиных, при поддержке помещицы княгини А. А. Голицыной, на новом месте по соседству со старой церковью был возведен каменный пятиглавый храм. Его освятили во имя Троицы Живоначальной, а прежнюю «Белую» Троицкую церковь переосвятили во имя благоверных князей Бориса и Глеба. В 1840-х гг. причт храмов состоял из двух священников, диакона, дьячка и пономаря. А с 1884 г. по штату определено уже три священника, один диакон, три псаломщика и три просфорницы. К приходу в эти годы относились здания: дом священника, деревянная на каменном фундаменте церковно-приходская школа. В 1877 г. староста храмов Николай Павлович Малютин инициировал покупку нового большого колокола для Борисоглебского храма. Но когда новый колокол был отлит, оказалось, что он слишком тяжел для старой колокольни, тогда возникла идея пристроить колокольню при Свято-Троицком храме и одновременно расширить его. В 1899-1900 гг. на средства Товарищества «П. Малютин и сыновья» в Борисоглебской церкви были выполнены ремонтные работы и проведено отопление. Проектные работы по отоплению церкви выполнил московский архитектор Г. А. Кайзер. С 1900 г. Борисоглебская церковь стала теплым (т. е. зимним) храмом. В 1918 г. причт Троицкого и Борисоглебского храмов состоял из трех священников, двух диаконов, трех псаломщиков и трех просфорниц. После революции церковная земля по декрету Советской власти была конфискована, закрыта церковно-приходская школа и запрещено преподавание Занона Божьего в школах. Усадьба князей Голицыных-Прозоровских была национализирована и получила название «Народное имение». В 1920-е гг. было утрачено большинство усадебных построек: какие-то из них были разобраны, некоторые сгорели. Усадебный парк на берегу Борисоглебского озера только частично сохранился до наших дней. В 1922 г. во время государственной кампании по конфискации церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья Комиссия Помгола по Бронницкому уезду в числе других церквей Раменской волости произвела конфискацию в Свято-Троицкой и Борисоглебской церквах. Несмотря на то, что приходской совет пожертвовал в пользу голодающих серебряные вещи из церковной ризницы, в том числе была отдана старинная серебряная риза с иконы Святой Троицы, Комиссия затем вывезла из двух храмов еще серебряных вещей весом 1 пуд 17 фунтов 26 золотников, в состав которых входили украшения икон, богослужебных книг, напрестольные кресты, 4 комплекта богослужебных сосудов, дарохранительницы, лампады, кадила.

http://sobory.ru/article/?object=11616

Высота храма с крестом достигала 47 м, а от старины в нём сохранился только колокол, отлитый в 1715 г. в Воронеже. Остальная церковная утварь была не старше 1830-1840 г.г. и состояла в основном из ценных даров верующих. В архитектуре храма слились воедино архитектура древнерусских и греческо - византийских храмов (напоминал древне - византийскую базилику). Церковь имела 5 основных куполов, кроме них в виде куполов и полукуполов завершались боковые входы и угловые часовни. В оформлении церкви широко исполнялся " кирпичный " узор, а выкрашена она была в светло-бежевые тона. Рядом с двухэтажными домами, располагавшимися вокруг храма в конце XIX века, он казался особенно грандиозным, но не утратил своего доминирующего положения и тогда, когда в начале XX в. вместо них выросли многоэтажные здания. Буквально сразу же церковь Святителя Николая стала одним из любимых объектов для харьковских фотографов. Когда смотришь их фотографии, о храме создается впечатление (несмотря на его внушительный вид и массивность) воздушности и некоторой нереальности, так величественен он и прекрасен среди других зданий, стоящих рядом. Точно гость, заглянувший на мгновение из других времен, другого, более счастливого и совершенного мира. И действительно, жизнь Свято-Николаевского храма оказалась лишь мгновением. Ему суждено было погибнуть в столь юном возрасте (тридцать с небольшим лет), который даже по человеческим меркам считается почти детством. Чудесный храм стоял в самом центре Харькова, на том самом месте, где еще не так давно ходили трамваи 5-го и 7-го маршрутов, поворачивая с пл. Тевелева-Конституции на ул. Немецкую - Пушкинскую. Храм-мученик стал свидетелем всех этапов крушения православной монархии, утраты истинных духовных ориентиров и нравственности нескольких поколений. Весной 1917 г. прямо у его стен Харьковчане выражали бурные восторги по поводу падения царского режима. Вскоре в молодом советском государстве возникла Украинская Автокефальная Православная Церковь, независимая от Московского патриархата. Храм Святителя был передан ей примерно в 1918 г. (в некоторых источниках в марте 1922 г.) и получил новый статус Кафедрального Собора Харьковско-Полтавской епархии и стал резиденцией архиепископа Харьковского Александра (Ярещенко).

http://sobory.ru/article/?object=36906

диаконы: Иван Михайлов (ок. 1706), Семен Родионов (до 1797 - ок. 1800), Михаил Гаврилов (до 1800 - ок. 1804), Иоанн Андреев (ок. 1802), Василий Лукин (ок. 1802), Антон Ульянов (ок. 1806-1814), Василий Степанов Ошняков (1814-1816, в 1814 переведён из учеников Казанской духовной академии 3-го российского класса, участвовал в ополчении в 1812 г., из с. Ошняк, из семьи духовенства), Алексей Семенович Топорнин (1817-1845), Алексей Семенов (1841), Алексей Политов (1843), с 1843 по 1887 гг. диакон в составе притча отсутствовал, Алексей Сперанский (1887-1898), Дмитрий Троянский (1898-1900), Иван Чернов (1900 - после 1918); дьячки: Иоанн Андреев (до 1800 - ок. 1802), Тихон (1804-1805), Каллистрат Алексеев (ок. 1806 - до 1813, переведён диаконом в Казанскую Крестовоздвиженскую церковь), Ипполит Иванов (1815-1820, переведён в 1815 году из села Арино Царевококшайского уезда церкви Рождества Христова), Матвей Красиков (1822-1823), Павел Тимофеев (1823-1831), Николай Михайлович Богословский (1831-1835), Василий Тихомиров (1835 - до 1838), Афанасией Спасский (1840), Иван Препетов (1841-1842), Павел Павлинов (1842-1844), Лука Павлов Павлинов (1844-1847), Антон Федорович Алянский (1847-1876); пономари: Матвей Кремков (1823-1829), Егор Александрович Гумилевский (1841-1842), Иван Холмогорцев (1842 - 1844), Димитрий Васильевич Левашов (1844-1864), Петр Левашов (1865-1871), Петр Александров (1871-1872); псаломщики: Антон Федорович Алянский (1876-1878), Алексей Сперанский (1878-1887), Иван Чернов (1886-1889, с 1889 г. псаломщик в сане диакона). В 1914 гг. на средства Арского городского общественного управления были отремонтированы церковные дома и церковные печи. Также отметились в эти два года благотворители храма, которые пожертвовали определенные денежные суммы на нужды храма: Алексей Сокунов (на посеребрение ризы иконы Владимирской Божией Матери, стеклянный футляр и подсвечник к ней - всего 70 руб.), Александр Соковников (на приобретение ризы на икону преподобного Серафима Саровского - 45 руб.), Александр Гурьянов (на посеребрение ризы иконы святого благоверного князя Александра Невского - 20 руб.), Анастасия Грушицина (облачения для священников и диаконов - 175 руб., и серебренное позолоченное кадило - 31 руб. 16 коп.), Степан Фадеев (приобретение ризы для иконы великомученика Георгия Победоносца - 16 руб.).

http://sobory.ru/article/?object=21248

До конца XVI века большинство православного населения нынешних восточных областей Польши католики считали уже униатским. С второго десятилетия XVIII века для всего православного населения Западной Украины, которая входила в состав Польши, остался только один православный епископ — Белорусский. Не внёс существенных изменений в положение православных в Польше и Великий сейм 1788—1792 годов, провозгласивший среди прочего, религиозную свободу. В конце XVIII века в Польшу попадают греческие православные купцы, поселяются здесь и стремятся поддержать православие. Однако власть не позволяла им обустраивать храмы, поэтому богослужения проходили в молитвенных домах. Священники приглашались из Буковины, Венгрии, Болгарии, Греции. В Российской империи [ править править код ] Ситуация коренным образом изменилась после присоединения польских земель к Российской империи (1795 год — третий раздел Польши; 1814—1815 года — решение Венского конгресса). Положение православных на землях, вошедших в состав империи, сразу улучшилось без особых мероприятий. Прекратились гонения, насильственные обращения в унию, антиправославная пропаганда. Большинство приходов в присоединённых к Российской империи землях составили одну епархию, получившую в 1793 году название Минская. Число православных стало увеличиваться за счёт возврата униатов в православие. В некоторых местах, например, в тогдашней Брацлавской губернии, это возвращение проходило довольно быстро и спокойно. В 1834 году в Варшаве было основан викариатство Волынской епархии, а в 1840 году самостоятельная епархия. Епископ Варшавский возводится в сан архиепископа Варшавского и Новогеоргиевского, а с 1875 года (после обращения холмских униатов) Холмско-Варшавским. В 1905 году была выделена самостоятельная Холмская епархия. В Польском государстве [ править править код ] После Первой мировой войны, в 1918 году, была возрождено Польское государство. Согласно Рижскому договору 1921 года Западная Белоруссия и Западная Украина вошли в состав Польши. В связи с новым политическим положением Священный синод Московской патриархии в сентябре 1921 года назначил на Варшавскую кафедру бывшего Минского архиепископа Георгия (Ярошевского), который в январе следующего года был возведён в сан митрополита. Церкви в Польше было одновременно предоставлено право автономии.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Поль...

– Как Церковь оценивает исторический опыт Соловков прошлого века? И вообще, как могло случиться, что в православной стране произошло такое искажение сознания, которое привело к массовому истреблению людей, разрушению традиций, нарушению ценностных ориентиров? – Религиозно-философское осмысление российской катастрофы XX века уже сделано нашими благочестивыми предшественниками. Причем чаще всего – не в тишине ученых кабинетов или келий, а среди раскатов апокалипсического грома. Хочу вам привести несколько цитат. Вот, свт. Игнатий (Брянчаниниов) еще в 1840-х годах написал: «У нас осталась только кое-какая внешность от Православия, но это мертвое тело без жизни. Россия находится накануне взрыва безбожного либерализма». Вторит ему еще один светильник Русской Церкви XIX в. свт. Феофан Затворник: «Через поколение, много через два, иссякнет наше Православие». Мыслителям XX века предстояло убедиться в верности этих предсказаний. Лев Тихомиров в начале столетия засвидетельствовал: «Весь мир только носит имя христианского, но нигде противоположность между именем жизни “Святой Руси”, “Православия” и т.д. и полной мертвостью веры не поражает нас до такой степени как в современной России». А вот – В. В. Розанов, 1918 год: «Глубокий фундамент всего теперь происходящего заключается в том, что в европейском (и в том числе русском) человечестве образовались колоссальные пустоты от былого христианства; и в эти пустоты проваливается всё: троны, классы, сословия, труд, богатства… всё проваливается в пустоту души, которая лишилась древнего содержания». И. А. Ильин, 1948 год: «Весь кризис, переживаемый ныне Россией и миром, есть кризис по существу своему духовный. В основе его оскудение религиозности, то есть целостной, жизненно-смертной преданности Богу и Божьему делу на земле. Отсюда возникает все остальное: измельчание духовного характера, утрата духовного измерения жизни, измеление и прозаизация человеческого бытия, торжество пошлости в культуре, отмирание рыцарственности и вырождение гражданственности)».

http://pravmir.ru/arximandrit-porfirij-s...

Католичество постепенно начинает все больше и больше торжествовать над Православием. К концу XVII века большинство православного населения нынешних восточных областей Польши католики считали уже униатским. Со второго десятилетия XVIII в. для всего православного населения Западной Руси, входившей в состав Польши, остался только один православный епископ – Белорусский. Не внес существенных изменений в положение православных в Польше Великий сейм 1788 – 1792 гг., провозгласивший в числе прочего, религиозную свободу. В конце XVIII века в Польшу проникают греческие православные купцы, которые поселяются здесь и стремятся поддержать Православие. Но правительство не разрешало им устраивать храмы, а поэтому богослужение совершалось в молитвенных домах. Священники приглашались из Буковины, Венгрии, Болгарии, Греции. Ситуация изменилась после присоединения польских земель к России (1795 год – третий раздел Польши; 1814 – 1815гг.– решения Венского конгресса). Положение православных на землях, вошедших в состав Российской империи, сразу улучшилось без каких-либо особенных мер. Прекратились унижения, гонения, насильственные обращения в унию. Латинская пропаганда остановилась. Большинство приходов присоединенных к России земель составили одну епархию, получившую в 1793 году название Минской. Число православных стало увеличиваться особенно за счет возвращения униатов в лоно Православия. В некоторых местах, например, в тогдашней Брацлавской губернии, это возвращение проходило довольно быстро и спокойно. В 1834 году в Варшаве уже было учреждено викариатство Волынской епархии, а в 1840 году самостоятельная епархия. Епископ Варшавский возводится в сан архиепископа Варшавского и Новогеоргиевского, а с 1875 года (с воссоединением холмских униатов) Холмско – Варшавского. В 1905 году была выделена в самостоятельную Холмская епархия. После Первой мировой войны, в 1918 году, было возрождено Польское государство. В соответствии с Рижским договором 1921 года западная Белоруссия и западная Украина вошли в состав Польши. В связи с новым политическим положением Священный Синод Московской Патриархии в сентябре 1921 года назначил на Варшавскую кафедру бывшего Минского архиепископа Георгия (Ярошевского), который в январе следующего года был возведен в сан митрополита. Церкви в Польше было одновременно предоставлено право автономии. Но польское правительство, вдохновляемое отчасти католическим клиром, было озабочено тем, чтобы всецело оторвать от Москвы православные епархии Польши. В 1922 года под влиянием государственной власти Собор православных епископов в Польше, состоявшийся в Варшаве, решительно высказался за установление автокефалии Православной Церкви в Польше. За были митрополит Георгий, епископы Дионисий и Александр (Иноземцев), против – архиепископ Елевферия (Богоявленский) и епископ Владимир (Тихоницкий).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Но во время своей учёбы он заметно выделялся среди однокашников своей молчаливостью и благочестием, вызывая порой колкости и насмешки (однажды он получил выговор от начальства за то, что перекрестился на собор во время марша, нарушив тем военную дисциплину). О крепкой живой вере мальчика свидетельствует, например, то, что, когда Михаилу было 15 лет, его бывшая французская гувернантка – католичка приняла Православие, обращённая своим воспитанником. Вероятно, в эти годы Михаил продолжает участвовать в ежегодных процессиях из Харькова в Куряжский монастырь с чудотворной Елецкой иконой Божией Матери. Возможно, уже в кадетские годы он слышал предания о знаменитом Харьковском епископе – аскете Мелетии Леонтовиче († 1840), который, отказавшись от сна, проводил все ночи в молитве – этим подвигом впоследствии и владыка Иоанн прославит Бога. И уже точно известно, что к концу учёбы в корпусе Михаил застал другого известного иерарха, епископа Феофана Быстрова , как раз в те годы занимавшего Полтавскую кафедру, который произвёл на него сильное впечатление своей сосредоточенностью во время богослужения. К тому времени Михаил уже внутренне был готов вступить на путь священства. Он принимает решение поступать в Киевскую Духовную Академию. Однако родители настаивают на светском образовании, избрав для юноши юридическую карьеру, и он из послушания соглашается. Здесь снова сыграли свою роль семейные, на сей раз уже «судейские», предания (двоюродный дед Михаила был председателем Рижского окружного суда, его прямой предок Семён Михайлович занимался «почепским межеванием», и многие другие Максимовичи совмещали судейскую карьеру с военной). Таким образом, следующий период своей жизни (1914–1918) Михаил проводит в стенах юридического факультета Харьковского университета. «Изучая мирские науки, – вспоминает он, – я всё более входил в изучение науки наук – в изучение духовной жизни». Необычным студентом за­интересовался владыка Антоний Храповицкий . Первая их встреча состоялась в Земском собрании, на лекции архиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

ОБНОВЛЕНЧЕСТВО (обновленческий раскол), раскольническое движение 20-40-х гг. XX в. в Русской Православной Церкви, инициированное советской властью в ходе реализации ее антицерковной политики 257-263 ОБОЖЕНИЕ святоотеческое понятие, обозначающее преображение человеческой природы под воздействием Божественной благодати, в результате к-рого человек постепенно уподобляется Богу, становясь, по выражению св. отцов, «богом по благодати» 263-268 268-273 ОБОЛЕНСКИЙ Дмитрий Дмитриевич (1918-2001), британский славист и византинист русского происхождения, иностранный член РАН (с 1994); подданный Великобритании с 1948 г. 273-274 ОБОЛЕНСКИЙ Михаил Андреевич (1806-1873), князь, российский историк, археограф, архивист; гофмейстер (1859), чл.-кор. С.-Петербургской АН (1846) 274-275 ОБРАЗ БОЖИЙ ключевое понятие христ. антропологии, обозначающее богодарованное начало в человеке, проявляющееся в высших духовно-нравственных качествах, позволяющее жить в общении с Богом и уподобляться Ему 275-286 ОБРАЗЦОВ Павел Евфимьевич (Ефимович) (1840 - 1895), протоиерей, магистр богословия, правосл. богослов, библеист 286-287 ОБРЕЗАНИЕ религ. обряд у древних евреев, в иудаизме и исламе по удалению (частичному или полному) хирургическим путем крайней плоти муж. полового члена 287-298 ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ (По плоти обрезание Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа)], праздник, отмечаемый на 8-й день по Рождестве Христовом 302-303 ОБСЕРВАНТЫ Обсерванты, в католич. монашестве XIV-XVI вв. сторонники сторонники движения, направленного на строгое соблюдение монашеских уставов в их первоначальном виде, без позднейших послаблений (диспенсаций) 303-305 305-310 306-310 310-312 312-316 ОБЩЕСТВО ИСТОРИИ И ДРЕВНОСТЕЙ РОССИЙСКИХ (ОИДР) при Московском ун-те, научное об-во в России и СССР, 1-е в стране историческое об-во 316-320 320-324 ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (ОЛДП; офиц. название - «Московское общество любителей духовного просвещения»), российское научное и просветительское об-во 324-328 328-331

http://pravenc.ru/vol/LII.html

По данным на 1884 г., «прихожане летом занимаются хлебопашеством, зимою уходят в Петербург, где занимаются извозом и полотерством или поступают в дворники, женский пол поступает в услужение… В приходе считается 255 крестьянских дворов, крестьян мужского пола 613, женского – 670». В открытой в 1883 г. земской школе в Торошковичах учились 38 мальчиков и 16 девочек. Попечителем школы являлся Тимофей Васильевич Пекин, дворянин, живший в с. Белом Городенской вол. В том же году при Торошковской церкви открыли и приходскую школу, где детей безвозмездно учил священник Вишняков. В первых числах июня по всему приходу совершался крестный ход с иконою св. апостола Иоанна Богослова, приносимою из Череменецкого монастыря. Более скромные крестные ходы были в Ильин день в деревнях Торошковичи-Сенявины и двух Новых Селах, в Петров день – в д. Горки. Церковное попечительство (председатель лужский землевладелец Ф.И. Хитров) ремонтировало церковь и ограду, выделяло средства для устройства дома для училища, моста через р. Лугу для сообщения заречных деревень с приходом, «помогало деньгами и натурой беднейшим прихожанам». К началу XX в. построенная в 1855 г. деревянная церковь обветшала, купол угрожал обрушиться. Кроме того, своими размерами церковь не отвечала обширности прихода, стала тесной. Проект нового, на этот раз каменного, Воскресенского храма для Торошковичей-Сенявиных был разработан в 1887 г. епархиальным архитектором Николаем Никитовичем Никоновым (1840–1918), одним из виднейших мастеров «русского стиля» конца XIX – начала XX вв. Н. Н. Никонов – автор Иоанновского женского монастыря на р. Карповке в Петербурге, Казанской церкви в Зеленогорске (Териоках), церквей в Котлах, Грызове (Кингисеппский и Волосовский р-ны Ленинградской области), а также Ново-Афонского монастыря в Абхазии. К строительству Воскресенской церкви приступили в 1899 г. Уже через два года в ведомости о состоянии церквей Лужского уезда за 1901 г. отмечалось, что в селе Торошковичи-Сенявины строится новая каменная церковь, которая вчерне готова. Постройка производится на различные средства. Есть объявления в «Петербургском листке» с приглашением к пожертвованиям. В 1906 г. в основном завершили строительство храма.

http://sobory.ru/article/?object=07004

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010