В те времена кладбище было ухоженным, на могилах стояли надгробные памятники из гранита и мрамора. Слева от церкви на фамильном склепе Клочковых возвышалась часовня, спроектированная их родственником архитектором C. Мысловским. У алтаря церкви была похоронена благотворительница Е.С. Аврамова, недалеко от нее - юродивая старица Христина († 1866), над могилой которой купцом В.Н. Студенцовым была сооружена часовня; выделялась среди окрестных захоронений могила духовного писателя Луки Ефремова (1788-1877). В середине 1930-х гг. использование старого кладбища прекратилось. Церковь закрыли раньше. Судьба полуразрушенной церкви окончательно определилась в августе 1964 г., когда на заседании градостроительного совета принималось решение о возведении в парке культуры цирка. Его намеренно отодвигали в глубь участка на сто метров, чтобы сохранить возможность «в будущем организовать рациональную транспортную развязку в двух уровнях на пересечении улиц 20-летия Октября и Кирова». Цирк вместимостью 2100 мест строился по типовому проекту: он повторял здание в Новосибирске. Привязку к местным условиям производил архитектор А.Г. Бузов. На месте Новостроящегося кладбища работы начались в 1965 г. разрушением Всесвятской церкви. Использованная литература: А.Н. Акиньшин " Храмы Воронежа " ; П. Никольский " Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. 1900 " В 1836-1851 г.г. на месте нынешнего Госцирка на улице 20-летия Октября на пригородном кладбище была сооружена церковь во имя Всех Святых, которая представляла собой один из лучших в Воронеже образцов классической архитектуры. На территории кладбища находились также три часовни: часовня со склепом купцов Клочковых, часовня Безруковых и Хариных, и для отпевания покойников. Главной достопримечательностью погоста были расположенные рядом с храмом могилы поэтов Алексея Кольцова (1842) и Ивана Никитина (1861). За столетнюю историю на кладбище похоронены были десятки тысяч людей, крупные чиновники, отставные генералы, дворяне и купцы, монахи Митрофановского монастыря, работный люд.

http://sobory.ru/article/?object=36763

Ист.: Служба со акафистом преподобному отцу нашему Тихону Лухскому чудотворцу. СПб., 18963 [Житие прп. Тихона: с. 88-99]; Правосл. церк. календарь, 2003. М., 2002. С. 44, 84. Лит.: Павел (Подлипский), архиеп. Описание Николаевского Луховского Костромской епархии 3-кл. муж. мон-ря. М., 1836. С. 4; Филарет (Гумилевский). РСв. Июнь. С. 94-97; Ключевский. Древнерусские жития. С. 330-331; Илинский П. А. Луховская Тихонова пуст. Костромской губ.: Ист. очерк. Кострома, 1898. С. 11; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Тверь, 1900. Вып. 10. С. 129; Тихонова пустынь и Лухский край. 1498-1998: Иваново, 1998. С. 14; Федотов А. А. Ивановская епархия РПЦ в 1918-1998 гг. Иваново, 19992. С. 101; Гылка О. , Феоктистов А. Св.-Николо-Тихонова пустынь//Рус. мон-ри: Поволжье. Новомосковск; М., 2003. С. 262-263, 266-267; Романова А. А. Житие Тихона Луховского//СККДР. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 4. Доп. С. 851-853. Н. А. Зонтиков, А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АДРИАН МОНЗЕНСКИЙ (Амос; ок. сер. XVI в.–1619), прп. (пам. 5 мая, 23 янв. – в Соборе святых Костромской митрополии) ВАСИЛИЙ (Преображенский Вениамин Сергеевич; 1876-1945), еп. Кинешемский, вик. Костромской епархии, свт., исп. (пам. 31 июля, 5 окт., в Соборе Ивановских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых)

http://pravenc.ru/text/164543.html

Находясь на покое, преосвященный Амвросий не забывал о бедняках. Послушник записывал имена и просьбы всех приходящих к нему за помощью и вместе с продуктами оставлял на столе архипастыря, который делал заметки на обороте кому сколько дать и оставлял деньги. По его кончине в малой келье, куда при его жизни никто не входил, были найдены: стул, связанный веревками, заменявший ему постель, и костыль, служивший опорой во время постоянного бдения. «Каким-то обстоятельным, сосредоточенным в себе светом, какой-то могучей, непреклонной правдой влечет к себе память этого крепкого борца церковной истины». Труды: История Российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием: в 6 ч. – М., Синод, тип., 1807–1815. Описание Антониева Новгородского монастыря. – М., 1810. Описание Кириллова Белозерского монастыря. – М., 1811. Литература: Савваитов П. И. Преосвященный Амвросий Орнатский , епископ Пензенский и Саратовский. Биографический и библиографический очерк. – 2-е изд. – СПб., 1869. Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов Православной Церкви, отличных литераторов и ученых, известных по участию в событиях отечественной истории: в 5 т. – М., 1836, т. 1. – С. 38. Сборник Отделения русского языка и словесности (II отделения) Императорской Академии наук: в 101 т. – СПб., 1872–1928, т. 5, вып. 1. – С. 22–23. Записки неизвестного. Жизнь пройти не поле перейти//Записки историко-филологического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета. – СПб., 1876–1918, т. 24; см. также//Русский вестник. – 1881, сентябрь. Поселянин Е.. Русские подвижники XIX века. Историко-биографические очерки Е. Поселянина. – 1-е изд. – СПб., 1900. – С. 40–46. Поселянин Е. Последние обстоятельства жизни Амвросия Орнатского во время пребывания его в монастыре. – М., 1847. – С. 1–9. Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В.В.]. – М., 1914, т. 1. – С. 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Приблизительно с 1749 по 1782 г. в Красной С. существовало Духовное Правление, состоявшее в ведении Тобольской Консистории. Многия церкви в окрестности были заложены и освящены закащиками Краснослободскаго Духовнаго Правления, по благословению Тобольских Владык. В 1800 г. К. С. была причислена к селениям Пермской губернии и епархии, а с 1885 г. состоит в числе приходов Екатеринбургской епархии. Кроме Кр. С. в состав прихода входят 11 деревень: Фефиловка, Ивановка тож, - 1 в. от села, Репина – 4 в., Мельничная – 7 в., Голякова – 10 в., Зуева – 10 в., Замотаева – 3 в., Ермакова – 12 в., Антропова – 14 в., Шанаурина – 18 в., Дуганова – 19 в. и Мизинка – 7 в. Есть основание предполагать, что местность около Кр. С. была встарину населена вогулами. До сих пор в селе проживает несколько вогульских семейств, но уже совершенно обрусевших. С течением времени вогулы частью были вытеснены более культурным и сильным русским племенем, частью слились с ним. По данным 1900 г. в приходе значится 4512 ч., в том числе 2203 м. п. и 2309 ж.п., все православнаго вероисповедания. Главное занятие населения хлебопашество. Подспорьем служат гончарное и кирпичное производства и извозный промысел, особенно во время Ирбитской ярмарки. Первый храм в Кр. С. по преданию был деревянный. Нынешний храм каменный, с такою-же колокольнею, 2-этажный, огражден каменною с мраморными столбами и железными решетками оградою. Главный храм во имя Богоявления Господня устроен на средства прихожан, - когда именно, с точностию неизвестно, но не позднее 18 ст. В 1853 г. храм был капитально ремонтирован и освящен. На иконе храмоваго праздника сохранилась надпись: «малевал в 1766 году Григорий Мисалов Августа 9 дня». Придельные храмы: южный Благовещенский и северный Екатерининский построены в 1753 г., а освящены в 1761 г., о чем свидетельствует грамота Тобольскаго митрополита Павла, от 15 Ноября 1761 г., и сохранившийся в Екатерининском храме антиминс, освященный в 1759 г. тем-же митрополитом. Третий придельный храм во имя св. пророка Илии находится во 2 этаже, построен на месте упраздненной колокольни в 1823 г. и в следующем году освящен. В 1846 г. все придельные храмы были ремонтированы и затем освящен – Ильинский в том-же году, а Благовещенский и Екатерининский в следующем. Существующая в настоящее время каменная колокольня построена в 1836 – 8 г.г. Каменная церковная ограда построена в 1862 г., вместо существовавшей с 1832 г. деревянной. Имеется приписная Стефановская кладбищенская церковь, освященная в 1882 г. В приходе 5 часовен: каменная в дер. Мельничной и деревянныя в д.д. Ермаковой, Зуевой, Репиной и Шанауровой. Для помещения причта имеются три церковных дома. В Кр. С. есть начальное народное училище (с 1873 г.), а в д. Шанауровой школа грамоты (с 1886 г.).

http://sobory.ru/article/?object=51493

русском языке издано: 1. Полные творения. Киев, 1875. 2. Песнопения/Пер. в стихах и предисл. П. И. Цветкова//Творения Святых Отцев в русском переводе. 1891; Радость христианина. 1893. 3. Об обязанностях (о достоинствах) священнослужителей/Пер. Г. Харламова. М., 1776. То же/Пер. Г. В. Прохорова. Казань, 1906. То же. О должностях. Кн. I.//Христианское чтение. 1839. I, II. 4. О покаянии/Пер. Г. Харламова. СПб., 1778. 5. О чине священническом. М., 1823. 6. Слова: О том, как должно сретать день Рождества Христова//Христианское чтение. 1835. IV. С. 235 слл.; О посте//Там же. 1837. I. С. 229 слл.; О взаимной любви христиан//Там же. 1837. IV. С. 28 слл.; Слово обличительное по случаю затмения луны//Там же. 1840. III. С. 36 слл.; О таинстве Пасхи//Там же. 1841. II. С. 40 слл.; О Кресте Христовом//Там же. 1841. III. С. 387 слл.; Слово на день Рождества Христова//Там же. 1846. IV. С. 345 слл. Отд. изд. Избранные слова. М., 1824. 7. О том, как мы должны бояться не плотских, а духовных врагов и благодарить Бога за благодеяния//Христианское чтение. 1838. III. С. 20 слл. 8. Об удалении от мира//Там же. С. 145 слл. 9. Наставление воинам и другим членам государства и Церкви//Там же. С. 254 слл. 10. Письма: Иринею//Там же. 1836. II. С. 160 слл.; Савину//Там же. IV. С. 281 слл.; Ромулу, Сирицию, Беллицию//Там же. II. С. 273-278. 11. (Аскетические произведения)/Пер. Л. Писарева. Казань, 1901. 12. (Проповеди) (неполн. изд.). М., 1807. Отд. проповеди: Воскресное чтение. 1853-1858. Прибавление к Церковным ведомостям. 1899. 51, 52; 1900. 12. Иконописный подлинник Афон. 1547. Свт. Амвросий. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г. Милан. V. Свт. Амвросий Медиоланский. Мозаика. Часовня св. Виктора (San Vittore in Ciel церкви св. Амвросия. Милан. V в. Венеция. XIV. Трёхрядная икона Избранных святых. Икона (фрагмент). Венеция. XIV в. Собрание Музея икон. Венеция. Афон. XV. Свт. Амвросий. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге.

http://patriarchia.ru/db/text/908638.htm...

Труды: Новопоставленному иерею на поучение себе и своим детем духовным (РГБ, собрание Большакова. 318. л. 273–280). Грамота в Соловецкий монастырь, разоблачающая Григорьева Отрепьева. Январь 1605 г. Грамоты о наделении землей митрополичьих приказных. Грамота о молитве за царя Василия по поводу победы над восставшими в 1606 г. Грамота в Ярославль, призывающая власти Второго ополчения избрать на русский престол шведского королевича (ГПБ, Q. IV. 17, л. 487 об. – 492; грамота остается неопубликованной). Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 2. – С. 767, 853, 973, 999, 1019, 1021, 1022, 1023, 1107,1124. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 446–448. Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древних времен до настоящего времени. – Новгород, 1897. – С. 37–38. Досифей (Немчинов), архимандрит. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря: в 3 ч. – М., 1836. – Ч. 1. – С. 93–94. Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 т. – 5-е изд. – СПб., 1842–1843. – Т. 12, гл. 1. – С. 5, прим. 10; гл. 5. – С. 190. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1406. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 18. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 36, 816. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1841–1842. – Т. 3, 284. Дополнение в Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. – СПб., 1846–1875. – Т. 1, 162, 164, 166; т. 2, 3, 5, 11, 43. Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. – М., 1914. – С. 347. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911. – Т. 5. – С. 1070.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

К 1816 г. в скиту проживали 23 насельника (13 монахов, 5 послушников и 5 рабочих), к 1819 г.- 5 иеромонахов, иеродиакон, 7 монахов, в 1835 г.- 6 насельников (3 иеромонаха, 2 монаха, послушник). Впосл. мон-рь возглавляли иеромонахи: в 1828-1829 гг. Феофилакт († дек. 1829), в 1828-1833 гг. Иаков, в 1833-1836 гг. Виталий, в окт.-дек. 1836 г. Феодосий (Перетяткевич; † 12 дек. 1836), в 1836-1837 гг. и 1846-1850 гг. Сильвестр (Данилов). Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. 1894–1897 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. 1894–1897 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. В окт. 1837 г. на основании Высочайшего указа, данного Синоду 6 марта 1837 г., скит вместе с имением был приписан к мон-рю Зограф. В 1837(1838?)-1839 гг. скитоначальником был иером. Димитрий, в 1850-1867 гг.- иером. Варсонофий (Фуртунэ), в 1867-1870 гг.- иером. Никодим (Хайту), в 1870-1878 гг.- Паисий (Василицэ). В 1851 г. в скиту проживали 2 иеромонаха и послушник, к нач. 60-х гг. XIX в.- 8 насельников. В кон. 1900 г. под началом иером. Самуила (Дамианова) братия скита состояла из 2 иеромонахов, 2 иеродиаконов, 3 монахов, схимонаха и 8 послушников. В 1873 г. была осуществлена инвентаризация имущества и доходов Кэприанского мон-ря и скита, приписанных к Зографскому мон-рю. Согласно документу от 17 июня 1873 г., скит управлял владениями сёл Кондрица и Скорены Кишинёвского у., общей площадью 3828 дес. и 495 саж. (пахотной и сенокосной земли - 236 дес. 1660 саж., крестьянских наделов - 1386 дес. 1302 саж., лесов - 2118 дес., садов - 32 дес., церковной земли - 33 дес.; «чересполосицы» - 18 дес. 2333 саж.). Кроме того, имение включало дом с подсобными помещениями, 2 др. дома, корчму, хутор Гура-Маловатей. В 1874 г. в скиту проживали 6 иеромонахов, иеродиакон, монах и 3 послушника. В том же году в обитель перешли 19 монахов (молдаванин, серб, поляки). Языком общения в скиту был молдавский, и богослужения совершали также на молдав. языке. Насельники занимались земледелием, садоводством, выращивали виноград, а также производством вина. Виноградник занимал площадь 2,5 га и состоял из 2 тыс. кустов. Земельные угодья были переданы К. м. из владений Кэприанского мон-ря. Из лесов той же обители скит получал дрова для отопления. Питьевую воду брали из ручья Катарга, на к-ром иноки устроили 2 пруда и мельницу.

http://pravenc.ru/text/1841914.html

Весной 1832 г. настоятель Киево-Братского монастыря и ректор КДА архим. свт. Иннокентий (Борисов) , осматривая окрестности монастырской дачи у с. Пирогово, в 14 км к югу от центра Киева, в урочище Гадючий Лог обнаружил заброшенные пещеры. В 1833-1836 гг. он добивался передачи этого участка (с именованием «Гадючий Лог») в ведение Братской обители. Попечением архимандрита в 1835 г. был благоустроен вход в пещеры, над одним из ключей поставлена часовня, в 1836 г. выкопан искусственный пруд и построена изба для лесников. Ок. 1834 г. иеромонах Братского мон-ря прп. Феофил (Горенковский) намеревался уединиться в Гнилецких пещерах, но его ходатайство было отклонено ( Зноско. 1906). Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы киевского Церковщинского мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы киевского Церковщинского мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. В сер. 60-х гг. XIX в. насельники Братского мон-ря устроили в урочище хутор с хозяйственным двором, избой, огородом и пасекой. Согласно «Плану Киево-Братского монастыря хутора Гадючаго» 1872 г. (ЦГИАК. Ф. 168. Оп. 2. Д. 172), пасека находилась в саду вокруг урочища Церковщина (район последнего отмечен поздней дорисовкой очертаний нового храма Рождества Пресв. Богородицы и монашеского корпуса нач. ХХ в.). В 1878-1883 гг. настоятель Киево-Братского мон-ря еп. Михаил (Лузин) предполагал в Церковщине «оживление постройкою там загороднего настоятельского дома с несколькими кельями для проживания там монашествующих и в зимнее время», но скудость средств и перевод иерарха на новое место служения не позволили осуществить этот замысел ( Лашкарёв. 1899). К 1887 г. здесь находились дом со службами, изба и сторожка, проживали 15 чел. послушников и монастырских рабочих. В 1900 г. настоятель Киево-Братского монастыря еп. Димитрий (Ковальницкий) решил основать в Церковщине скит для престарелых насельников и при нем монастырское кладбище. В нач. 1901 г. строителем скита был избран насельник киевского Ионинского во имя Святой Троицы мон-ря иером. Мануил (Ковш; † 1920). Весной 1902 г. иером. Мануил окончательно поселился в скиту вместе с 8 чел. братии и 2 сторожами.

http://pravenc.ru/text/1684573.html

Артемиев Веркольский мон-рь Артемиев Веркольский мон-рь В 1764 г. А. В. м. был отнесен к заштатным. В 1836 г. обитель владела 26 дес. 735 кв. саженями пахотной, 15 дес. сенокосной земли и 229 дес. 1733 саженями леса; мон-рь имел 8 лошадей, 11 коров и 20 овец. Продажа скота и масла давала мон-рю ок. 70 % дохода, ежегодно А. В. м. получал из Пинежской духовной канцелярии 300 р. на ремонт зданий. Расцвет А. В. м. связан с деятельностью опытного духовника и умелого хозяйственника игум. Ионы (1859-1861), при к-ром в мон-рь стали поступать обильные пожертвования. При архимандритах Феодосии (1861-1885) и Виталии (1888-1900) были реконструированы находившиеся в запустении после пожаров корпуса обители, построены новые. В 1865 г. в А. В. м. был введен общежительный устав Коневецкого мон-ря , в 1867 г. обитель была переименована в общежительную Артемиеву Веркольскую пуст. 13 марта 1890 г. А. В. м. был отнесен к первоклассным общежительным мон-рям с архимандричьим управлением, а 3 июля 1910 г. настоятель А. В. м. архим. Варсонофий (Вихвелин) был назначен епископом Кемским, викарием Архангельской епархии с оставлением должности настоятеля. В нач. XX в. в А. В. м. проживало ок. 60 монахов и 100 послушников, в мон-ре действовали иконописная, переплетная, сапожная, портная, красильная и кузнечная мастерские, все хозяйственные работы выполнялись насельниками. Весной 1904 г. мон-рь участвовал в первой Всероссийской выставке монастырских работ и получил похвальный отзыв за экспонаты (икону св. Артемия, резные костяной и деревянный кресты, др. изделия). Частым гостем и щедрым благотворителем обители был св. прав. Иоанн Кронштадтский , автор акафиста св. прав. Артемию. Ежегодно, во время поездок на свою родину в с. Сура, он останавливался в мон-ре, служил молебны. В 1897 г. Кронштадтский пастырь участвовал в освящении построенного на его средства в обители Успенского собора. К 1910 г. в А. В. м. существовали следующие храмы: каменный, холодный во имя св. прав. Артемия (1785-1806) с теплыми приделами: во имя свт. Николая Чудотворца и во имя св. вмч. Артемия; каменный, теплый, трапезный в честь Казанской иконы Божией Матери (1910); каменный, с колокольней над святыми вратами, в честь Иверской иконы Божией Матери (1877); каменный двухэтажный собор (1897) с верхним храмом в честь Успения Божией Матери и нижним - в честь Рождества Христова. К мон-рю были приписаны бывш. приходские деревянные храмы во имя св. вмч. Георгия и во имя прор. Илии. В 1880 г. настоятель архим. Феодосий приобрел находившееся в 60 км от мон-ря Святое оз., на берегу к-рого 31 окт. 1885 г. был основан Святоезерский Николаевский скит.

http://pravenc.ru/text/76368.html

М. А. Максимович. Гравюра Й. Мукаровского. 1882 г. М. А. Максимович. Гравюра Й. Мукаровского. 1882 г. 18 окт. 1834 г. на должность ректора К. у. был назначен проф. Московского ун-та М. А. Максимович (1804-1873). Одновременно (еще с 4 мая) он исполнял обязанности профессора российской словесности и декана философского фак-та. Однако в 1835 г. он отказался от ректорства. После Максимовича К. у. возглавляли: в 1836-1837 гг.- В. Цих, в 1837-1843 гг.- К. А. Неволин, в 1843-1847 гг.- В. Ф. Фёдоров, в 1847-1859 гг.- Р. Э. Траутфеттер, в 1859-1862, 1871-1875, 1878-1880 гг.- Н. Х. Бунге, в 1862-1865 гг.- Н. Д. Иванишев, в 1865 г.- К. А. Митюков, в 1865-1871, 1875-1878 гг.- А. П. Матвеев, в 1880-1881 гг.- К. М. Феофилактов, в 1881-1883 гг.- И. И. Рахманинов, в 1883-1890 гг.- Н. К. Ренненкампф, в 1890-1902 гг.- Ф. Я. Фортинский, в 1903-1905 гг.- Н. В. Бобрецкий, в 1905-1917 гг.- Н. М. Цитович, в 1917 г.- Г. Г. де Метц, в 1917-1918 гг.- А. А. Садовень, в 1918-1919 гг.- Е. В. Спекторский, в 1933-1934 гг.- Д. Ф. Мельников, в 1934 г.- Р. С. Левик, в 1935-1936 гг.- М. А. Кушнарёв, в 1936-1937 гг.- Ф. И. Зюльков, в 1937 г.- И. Д. Давыдов, в 1937-1938 гг.- Н. М. Чупис, в 1938-1944 гг.- А. Н. Русько, в 1941-1942 гг.- К. Т. Штеппа, в 1944-1951 гг.- В. Г. Бондарчук, в 1951-1955 гг.- А. З. Голик, в 1955-1969 гг.- И. Т. Швец, в 1970-1985 гг.- М. У. Белый, в 1985-2008 гг.- В. В. Скопенко, с 2008 г.- Л. В. Губерский. Ун-т стал крупнейшим образовательным и научным центром Вост. Европы. Количество студентов постоянно менялось: в 1834 г. было 62 чел., в 1838 г.- 267, в 1840 г.- 58, в 1846 г.- 525, в 1860 г.- 1049, в 1883 г.- 1700, в 1900 г.- 2 тыс., в 1913 г.- 4919 студентов и 81 слушатель, в 1939 г.- ок. 4 тыс., в 1944 г.- 1500, в 1946 г.- 3800, в 1958 г.- ок. 10 тыс., в 2007 г.- ок. 20 тыс. чел. Киевский ун-т св. Владимира (Национальный ун-т им. Тараса Шевченко) Киевский ун-т св. Владимира (Национальный ун-т им. Тараса Шевченко) В 1834-1835 гг. К. у. пользовался автономными правами. По временному уставу от 25 дек. 1833 г., ему было предоставлено право избирать ректора на 2 года, а проректора и деканов ежегодно. К. у. подчинялись все учебные заведения Киевского учебного окр. Но с 1835 г. им руководил попечитель Киевского учебного окр. Уже в 1842 г., после принятия нового устава, количество кафедр увеличилось до 37. В 1850 г. 2 отд-ния философского фак-та были преобразованы в историко-филологический и физико-математический фак-ты. В 1852 г. при К. у. был основан Центральный архив древних актовых книг. В период проведения либеральных реформ, после принятия нового устава в 1863 г., ун-ту была возвращена автономия. В то же время было открыто еще 15 кафедр. В 1884 г., с введением нового устава, К. у. был подчинен министру народного просвещения и попечителю Киевского учебного окр.

http://pravenc.ru/text/1684571.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010