В конце XIX века Ямская слобода отошла к приходу Троицкого кафедрального собора (именно там крещен родившийся в 1899 году в Ямской слободе писатель Андрей Платонов), а потом - к приходу новопостроенного Владимирского собора. В конце XVIII века Воскресенская церковь фактически оказалась в центре города. Храмы здесь расположены весьма близко друг к другу, но у каждого был свой круг верующих. На Воскресенской улице обитали дворяне, чиновники, купцы. В 1826 году через Богословскую улицу перебросили первый в городе каменный арочный мостик; церковь обрела теперь устойчивый ориентир в своей топографии. В середине прошлого века в доме Михнева, затем в особняке Жуковцева, что тоже в Воскресенском приходе, у Каменного моста, жил известный общественный деятель и краевед Николай Иванович Второв (1818-1865). Частым посетителем его квартиры был поэт Иван Саввич Никитин. Вокруг церкви в XVIII веке существовало небольшое приходское кладбище. Захоронения там отмечены в 1750-1770-е годы: купцы Тимофей Нечаев (1711-1757), Дрон Котельников и его жена (1757), Максим Нечаев (1733-1760), Никита Семенищев (1765), Гавриил Синицын (1765). Были у церкви могилы целого клана Титовых: Евсея Даниловича (1691-1765), Матвея Ивановича (1765), Пелагеи Григорьевны (1745-1770). С течением времени погост пришел в запустение, надгробные памятники исчезли, холмики сровнялись с землей. В.В. Литвинов опубликовал текст на чугунной плите, которая одна только и уцелела в церкви в 1921 году: «Представися раб Божий Воронежский купец Иван Данилов сын Титов 1754 году декабря 25 дня. От роду ему было 73 года 9 месяцев и 5 дней и погребен на сем месте. Тезоименитство его бывает марта 30 дня преподобного отца нашего Иоанна спасителя Лествицы». В 1900 году в ограде Воскресенской церкви был погребен известный благотворитель Яков Иванович Нечаев (1836-1900). До революции облик церкви изменениям не подвергался, только в 1882 году в нижнем Казанском храме обновили иконостас. В 1914 году на церковной земле построили одноэтажную каменную богадельню (прежде была деревянная, сооруженная на средства Я.И. Нечаева), соединенную воротами с колокольней (ул. Орджоникидзе, 19а), имелся и двухэтажный каменный дом для причта. В конце прошлого века прихожан насчитывалось около 500 душ. Во владении церкви находились 90 десятин пахотной земли и 51 десятина леса, они отдавались в аренду. Кроме добровольных пожертвований штат получал на свое содержание проценты с банковского капитала в четыре тысячи рублей.

http://sobory.ru/article/?object=00824

В нач. XX в. сщмч. Никодим (Кононов) составил «Диптих соловецких подвижников благочестия», в который внес имена «еще незримых миру подвижников благочестия», хранящиеся «в памяти обители». В числе других преподобных отцов, «в подвизех пустыннаго жития просиявших», он включил в него имена обоих учеников прп. Елеазара - Никифора и Н. (см.: Никодим (Кононов). 1900. С. 101). Ист.: Житие и чудеса прп. отца нашего Елеазара чудотворца, начальника Анзерского скита, собрано от многих и верных сказителей и списано вкратце//ПС. 1860. 1. С. 113-114; 2. С. 245; Жития Елеазара Анзерского//Прп. Елеазар, основатель Св.-Троицкого Анзерского скита/Изд. подгот.: С. К. Севастьянова. СПб., 2001. С. 123-124, 129-130, 143-144; Док-ты Соловецкого архива об Анзерском ските//Там же. С. 207; Вкладная книга Анзерского скита//Там же. С. 219, 237-238, 250. Лит.: Досифей (Немчинов), архим. Геогр., ист. и стат. описание ставропигиального Соловецкого мон-ря. М., 1836. С. 325, 332; Сырцов И. Прп. Елеазар, основатель и строитель Анзерского скита, принадлежащего Соловецкому мон-рю//Странник. 1873. Февр. С. 59, 80; Соловецкий патерик. М., 1873. С. 93, 106-107; Строев. Списки иерархов. 1877. Стб. 834; Ист. описание Св.-Троицкого Анзерского скита на Анзерском о-ве, с прил. Жития прп. Елеазара Анзерского, основателя Троицко-Анзерского скита. Архангельск, 1882. С. 24, 44-45; Никодим (Кононов), иером. Соловецкие подвижники благочестия в XVIII и XIX ст.//Странник. 1895. Окт. С. 178-179; он же. «Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям» и ист. сведения о церк. их почитании: Агиол. очерки. СПб., 1900. С. 73, 86, 101; он же. Архангельский патерик: Ист. очерки о жизни и подвигах рус. святых и нек-рых приснопамятных мужей. СПб., 1901. С. 45-46; Прп. Елеазар, основатель Св.-Троицкого Анзерского скита. СПб., 2001. С. 30-34, 74, 406; Севастьянова С. К. Макарий//СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 322-323; она же. Библиотека Анзерского скита 1-й пол. XVII в.: Опыт реконструкции по описи 1676 г.//Там же. С. 155, 174; Соловецкий мон-рь: Анзер и его святыни/Сост.: В. П. Столяров. М., 2002. С. 14, 68, 74; Старицын А. Н. Анзерские старцы//Старообрядчество: История, культура, современность: Мат-лы Х междунар. науч. конф. (15-17 сент. 2011 г.). М.; Боровск, 2011. Т. 1. С. 5-13; Осипенко М. В. Соловецкая обитель: история и святыни: кн. паломника. Соловки, 2014. С. 92, 534.

http://pravenc.ru/text/2565568.html

20 июня 1835 г. Павел Васильевич Голенищев-Кутузов письменно известил тверского архиерея об окончании строительства храма. По свидетельству священника Димитриевского храма села Печетова Иоанна Казанского, церковь была освящена 15 августа 1835 г., чин освящения совершил архиепископ Тверской и Кашинский Григорий. В октябре 1835 г. были освящены приделы: правый – во имя Николая Чудотворца, левый – во имя Параскевы Пятницы. Старую деревянную церковь с колокольней, находившуюся в 76 саженях от нового храма, вскоре снесли. В память о бывшей церкви на ее месте была поставлена деревянная часовня. В 1836 г. церковь и приходское кладбище были обнесены оградой. В 1844 г. в трапезную установили две печи для обогрева. В 1873 г. около церкви построили каменное здание, одна половина которого была отведена под сторожку, другая – под земскую школу. Позднее школу разместили в другом здании, а освободившееся помещение переоборудовали под жилое, здесь была устроена квартира диакона. В мае 1890 г. было направлено прошение в Тверскую духовную консисторию о расширении трапезной. Проект был утвержден строительным отделением губернского правления. После расширения трапезной в приделах устроили новые иконостасы, живописец Платон Пальцев из села Селихова Корчевского уезда расписал стены масляной краской. Прихожанами церкви Димитрия Солунского были жители села Печетова и деревень: Бересловлево, Биколово, Глухово, Гора, Горожанкино, Дуброво, Дутово, Еськино, Иваньково, Ильино, Киселево, Кожевнево, Костино, Кошкино, Круглицы, Овсянниково, Петрилово, Путошино, Савино, Салово, Селиваново, Сельцы, Смольково, Сысоево, Раменье, Юркино, Ярославец. В 1900 г. в приходе насчитывалось 3 925 человек. После революции 1917 г. начались гонения на РПЦ со стороны советской власти. 14 апреля 1919 г. Печетовский волисполком передал Дмитровскую церковь религиозной общине. Деятельность общины властью контролировалась и ограничивалась. В 1922 г. из храма была изъята часть церковных ценностей из серебра с целью передачи в фонд помощи голодающим Поволжья. В конце апреля 1930 г. неизвестные злоумышленники похитили из церкви серебряные напрестольные кресты, два потира, ковчег, дискосы, блюда, серебряные оклады евангелия, четыре серебряных креста, серебряный колокольчик.

http://sobory.ru/article/?object=08052

Алфавитный список репрессированных в годы Советской власти священно-и церковнослужителей. БУДАЕВА Анна Николаевна,1900 г.р., уроженка и жительница с. Бигильдино, Данков. р-на, монахиня, приговорена Рязан. обл. судом от 26.04.38 по ст. 58-10-1 к 5 годам лишения свободы, реабилитирована определением Липец. обл. прокуратуры от 30.06.92. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ИванНиколаевич, 1874 г.р., уроженец с. Теплое, Данков. р-на, дьякон церкви в с.Бигильдино Данков. р-на., постановлением тройки ПП ОГПУ по ЦЧО от 09.03.30 пост. 58-10, 58-11 приговорен к 3 годам лишения свободы, реабилитирован определением Липец. обл. прокуратуры от 31.07.89. СКВОРЦОВ Михаил Тихонович, 1899 г.р., уроженец с.Спешнево-Подлесное, Данков. р-на, псаломщик церкви в с. Бигильдино Данков. р-на, постановлением тройки ПП ОГПУ по ЦЧО от 17.04.33 по ст. 58-10 приговорен к высылке в Северный край на 5 лет, реабилитирован определением Липец. обл.прокуратуры от 21.08.89. Список составлен сотрудником Государственного архива Липецкой области, членом Липецкого областного краеведческого общества В.Б. Поляковым на основании следственных дел, хранящихся в фондах архива Церковные старосты приходов Рязанской епархии - 60-70-е годы XIX века (по данным «Рязанских епархиальных ведомостей» 1865-1879 годов). Бигильдино (Сурки) Данковского уезда, Богоявленская церковь. 1836-1872 - крестьянин Никифор Кузьмин Уколов, 1872-1879 - крестьянин Иван Долгих. Священно- и церковнослужители храма Богоявления  Господня: Кочуров Александр Васильевич - 1857-1897. Восходов Николай Алексиевич - 1866. Демкин Андрей Иоанович - 1870-1901. Кротков Павел Иванович - 1897-1918. Прилуцкий Василий Матвеевич - 1901-1930. Лакедемонский Владимир Матвеевич - 1930-1933. Раковский Иоанн Дмитриевич - 1937. Дьяконы: Филиппов Николай - 1841-1842. Доброхотов Иосиф - 1881-1889. Рождественский Иоанн Николаевич - 1895-1918. Дьячки: Успенский Алексей - 1841-1842. Кудрин Гавриил - 1883-1885. Пономари: Стефанов Никифор - 1841-1842.Алексеев Александр - 1841-1842. Псаломщики: Кудрин Гавриил - 1886-1888. Кочуров Михаил - 1883-1885. Мелиоранский Сергей Леонтьевич - 1886-1918. Воржев Ксенофонт - уп. 1895. Сиротин Василий - уп. 1903. Оскардов Иван Васильевич - 1905-1918. Скворцов Михаил Тихонович - 1922-1933

http://sobory.ru/article/?object=15346

В 1792-96 гг. теплый храм был перестроен, а в 1801 г. был перестроен и холодный храм. Теперь в храме два престола: в холодном восточном – во имя святителя и чудотворца Николая и в теплом западном – в честь Казанской иконы Божьей Матери. Церковной земли 177 ½ дес. в Ставропольском уезде Самарской губернии; доходы с неё делятся, согласно воле жертвовательницы, пополам между храмом и причтом. Причт состоит из священника и псаломщика. У священника собственный дом, псаломщик живет на квартире. Капитал причта 3150 руб. 14 коп. Прихожан в г. Симбирске в 43 дворах 114 душ муж. пола и 125 жен. пола. Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Симбирск, 1903 г. Около губернаторского дома находится Николаевская (Казанская) церковь. Она иногда называется «дворцовою», потому что состоит, как бы при губернаторском доме, который называется «дворцом», ибо в нем во время своего пребывания в Симбирске останавливались Государи Александр I (1824 г.), Николай I (1836 г.), Александр II, будучи наследником (1837 г.), цесаревич Николай Александрович (1863 г.). По клировым ведомостям церкви она считается построенною первоначально с посвящением в честь Казанской иконы Божией Матери, с наименованием «Казанской церкви» она прежде и значилась в Симбирске; когда она стала называться «Николаевской» - неизвестно. В настоящее время церковь существует в двух видах, как холодная и теплая. Обе церкви самостоятельные, отдельные. Их нельзя назвать приделами, они существуют одна рядом с другой, на одной линии к востоку, но между ними нет соединительного входа. Теплая, западная посвящена Казанской иконы Божией Матери; холодная, восточная – во имя св. и чуд. Николая Мирликийского. Время построения последней, за неизвестностью, в церковных документах не обозначается. Построение же теплой церкви в честь Казанской иконы Божией Матери, по клировым ведомостям, относится к 1792 г. В подтверждение этого предположения в тех же клировых ведомостях делается ссылка на «купчие крепости прихожан, около храма живущих и имеющих дома».

http://sobory.ru/article/?object=35405

В 1813 году по ходатайству священников епархиальное начальство временно перечислило к Никольской церкви 75 человек из Богоявленского прихода. В 1830 году купец Алексей Самуилович Мещеряков (сын Самуила «Чугунного»). устроил в церкви придел в честь своего покровителя, митрополита Алексия, освященный 27 сентября 1831 года. Появление еще одного придела связано с трагическими событиями в жизни города. Во время эпидемии холеры в 1831 году купчихе Дьяковой был во сне знак отслужить в своей церкви молебен перед Толгской иконой Божией Матери и преподобного Кассиана. Видение ее огласилось, икону стали носить по улицам и домам горожан для богослужения, и многие верующие получили исцеление. Семья самой Дьяковой осталась невредимой во время бедствия. В 1836 году купцы Ардалион и Африкан Ляпины исполнили обет Дьяковой и соорудили за свой счет придел в честь Толгской иконы Божией Матери. Этот придел разместили там, где прежде был Димитриевский, а его отнесли влево, для чего пробили капитальную стену и выложили новую, поэтому северный фасад стал иметь ломаную линию. Возобновленный придел освятили 9 ноября 1841 года во имя святого Димитрия Солунского совместно с преподобным Кассианом Римлянином. В 1839 году те же купцы Ляпины пожертвовали средства на очередное обновление главного иконостаса; в 1864 году была переписана настенная живопись. Последний в дореволюционные дни ремонт проводился в 1900 году: обрели новый вид иконостасы и фрески, во всем храме появилось паровое отопление. С 1815 по 1850 год в Никольской церкви служили Лаврентий Малинин и его зять Михаил Милютин. Затем в течение пятнадцати лет сменились четыре священника. В 1866 году здесь утвердился на четыре десятилетия отец Михаил Самецкий, при нем в 1881 году открылось церковноприходское попечительство. В предреволюционные десятилетия в церкви служил отец Федор Лукин. В начале нынешнего века прихожан у Никольской церкви насчитывалось 504 человека. Священник, дьякон и псаломщик жили в подцерковных домах. Один из них, кстати, хорошо Сохранился на улице Таранченко и недавно был занят фирмой «Россахарсервис».

http://sobory.ru/article/?object=00819

Вызывает некоторое недоумение документ от сентября 1811 г. Если разрешение на строительство двухэтажного храма уже получено, то для чего спрашивается разрешение на строительство колокольни? А дело в том, что на рубеже XVIII-XIX веков несколько храмов и колоколен, сделанных недобросовестно, рухнули, поэтому Вологодская епархиальная консистория распорядилась: на каждое каменное церковное строение иметь утвержденный план; принимать выполненную работу комиссиям, в составе которых необходимо присутствие инженера или архитектора. Одним из интереснейших в истории Вологодского края людей был владыка Ириней Братанович. Вологодскую кафедру он занимал с 1775 по 1796 гг. Его деятельность в епархии совпала с созданием Вологодского наместничества и губернии. Он вел переписку с Государственным Сенатом и многими чиновниками екатерининского времени. Владыка Ириней был человеком образованным и непредсказуемым в поступках. Но вернемся к церкви и ее служителям. Интересно то, что священники храма неоднократно обращались к властям по поводу увеличения церковной земли: «...в 1833 году 3 мая, в 1834 году 12 июля и в 1836 году к господину Гражданскому губернатору удовлетворении нашей церкви сенным покосом и пахотною землею со увеличением оных по силе указа от 1829 года декабря 6 дня. Но по нашим прошениям и после времени решения нет. Сеется ржи 8 четвертей овса 10, ячменя 1, пшеницы 6 пудов, гороху и льна по 3 пуда; в приплоде ржи 36 четвертей, овса 10, ячменя 4, пшеницы 18 пудов, гороху 12 и льну 6. Кроме оплаты за обработку подучили выгод священники на 44 рубля 40 копеек, диакон и причетники сами обрабатывали, выгод получили на 74 рубля 40 копеек. Сенокос 5 десятин и в отхожей пустоши по р. Шичень по 2 десятины, снято 50 возов и яровая и ржаная солома пошли скоту...» В 1900 году было собрано 55 возов сена на 4 лошадей, 21 корову, 4 телят. Доход от скотоводства служители церкви имели 100 рублей. Но земля для церкви так и не была выделена. В описании церкви говорится, что теплый и холодный храмы с колокольней в одной связи – каменные двухэтажные. Вокруг церковь огорожена каменною оградою с железною решеткою, перед нею торговое место, где имелось 5 каменных лавок, принадлежащих храму. Кроме этого имелись каменная сторожка и деревянный амбар. К церкви было приписано три часовни в деревнях Мелентьевской, Согорской и Житьеве, последняя была построена в 1893 году по желанию крестьян и на их средства.

http://sobory.ru/article/?object=59603

Данные клировой ведомости о церкви Вознесения Господня Тверского уезда Тверской епархии в селе Дудино за 1910 г. (выписки из клировой ведомости): 1. Церковь построена в 1838г. (1835г.). Однако в «Описи Вознесенской церкви и ее имущества в селе Дудино Тверского уезда Тверской Епархии» за 1848 год (Д.18415 фонда 160, Тверская духовная консистория) указана дата 1835 год, а 1838 год указан как год освящения церкви Тверского кафедрального собора протоиереем Иоанном Яковлевым Ловягиным и возобновлена в 1847 году того же собора ключерем протоиереем Петром Семеновым Рождественным. В тоже время, первая Метрическая книга Вознесенской церкви датирована 1839 годом, а все предыдущие с 1717 по 1838 годы Метрические книги записаны за Николаевской церковью села Дудино. Вывод: 1. Построенная в Дудино в 1835 году Вознесенская церковь начала официальное функционирование с 1838 года, в котором она была освящена Тверского кафедрального собора протоиереем Иоанном Яковлевым Ловягиным. 2. Церковь освящена в 1838 г., 1847 г. 3. Пристрои церкви: во имя Вознесения Господня (освящен в 1847 году);  Во имя Николая Мирликийского Чудотворца, освящен в 1846 г. (Никольский - правый пристрой); Во имя св. Ильи Пророка, освящен в 1845 г. (Ильинский - левый); 4. По штату при церкви положены: священник, дьякон и псаломщик. 5. Жалования положено: священнику - 88 руб., дьякону - 23 руб. 52 коп. и псаломщику - 20 руб. 40 коп. 6. Кружечных доходов за 1910 г. положено: 582 руб. 64 коп. 7. Опись церковного имущества заведена с 1848 г., хранится в целости, проверена в 1910 г. 8. Копии метрических книг хранятся в целости с 1780 г. 9. Исповедные росписи (ведомости) в целости с 1824 г. 10. В церковной библиотеке находятся книги, для чтения предназначенные, 250 томов. 11. Церковноприходская школа в селе Дудино открыта в 1908 году (законоучитель священник Анатолий Васильевич Розанов, 1870 г.р., в ней обучаются 16 мальчиков и 17 девочек); 12. Земские школы - в деревне Большие Селищи открыта в 1898 г.  (законоучитель священник Анатолий Васильевич Розанов, 1870 г.р.) и в деревне Савино, открыта в 1900 году (законоучитель дьякон Александр Федорович Панков). С 1908 г. по состоянию на 1910 г. церковный староста – крестьянин деревни Горки Алексей Яковлевич Манухин, 1836 г.р. 13. Преосвященный в последний раз посетил приход в 1899 г.; 14. Число душ прихожан: 1275 муж., 1474 жен. 15. Земли при церкви состоят: приусадебной с погостом церковным 4 десят., пахатной 14 десят., сенокосной 10 десят., неудобной 10 десят. Всего 38 десят. 16. Приписанных к церкви часовен две: в селе Дудино во имя св. Николая Мерликийского Чудотворца - построена в 1896 г., и в деревне Б. Селищи во имя св. великомученика Георгия Победоносца, построена в 1895-96 гг.

http://sobory.ru/article/?object=20819

Евгений (Болховитинов) , митр. Словарь русских светских писателей. – Евгений (Болховитинов) , митр. Словарь русских светских писателей, соотечественников и чужестранцев, писавших в России, служащий дополнением к Словарю писателей духовного чина. Т. 1. М., 1838. Елеонский. О древнееврейской священной поэзии. – Елеонский Н. А. О древнееврейской священной поэзии/Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1872. 6. С. 402–418; 7. С. 428–452.] Есипов. Чернец Федос. – Есипов Г. В. Чернец Федос/Отечественные записки. 1862. 6. Игнатий (Бряпчанинов), еп. Соч. – Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова . Т. 2: Аскетические опыты. Т. 5: Приношение современному монашеству. СПб., 1886. Иннокентий (Борисов) , еп. Историческое обозрение. – Иннокентий (Борисов) , еп. Историческое обозрение богослужебных книг Греко-Российской Церкви/[Сост. Григорьев Н. А., под руководством еп. Иннокентия.] Киев, 1836. Иннокентий (Борисов) , архиеп. Письма к Макарию, митр. Московскому. – Письма к высокопреосвященнейшему Макарию, митрополиту Московскому/Церковный вестник. СПб., 1883. 17–18. Иловайский. Заметки. – Иловайский Д. И. Заметки/Русский архив. М., 1900. Янв. Иоанн (Соколов) , еп. Богословские академические чтения. – Богословские академические чтения преосвященного Иоанна, епископа Смоленского. СПб., 1897. Казанский. Слава Богородицы. – Казанский П. С. Слава Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Ч. 1. М., 1853. Каноны и молитвы. – Каноны и молитвы. Полуустав XVI века. [Б. м., б. г.] 774/504. Книга правил. – Книга правил Святых Апостолов, Святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. М., 1893. Куник. Известия Аль-Бекри. – КуникА. А., Розен В. Р. Известия Аль-Бекри и других авторов о Руси и славянах. Ч. 1. СПб., 1878. (Записки Академии наук. Т. 32. Прил. 2). Леонид (Кавелин) , архим. Святая Русь. – Леонид (Кавелин) , архим. Святая Русь, или Сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII в.). СПб., 1891. Ловягин. Богослужебные каноны. – Ловягин Е. И. , проф. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. Кн. 3. СПб., 1856.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Ильинская церковь каменная, построена из плиты в XV веке. Двухпролетная звонница построена в XVI - XVIIbekax. Предположительно, здесь стоял более древний храм, т.к. в Третьяковской галерее в Москве имеется икона Святого пророка Ильи из церкви в Выбутах, датированная XIIIbekoм. Церковь стоит на берегу реки Великой. Колокольня каменная, в связи с притвором церкви. На ней четыре колокола: первый весом 17 п. с надписью: «1836 года старанием священника Иродиона Кудрявцева»; второй весом 11 п. 9 ф. с надписью «Старосты Илии Анисимова»; третий - 1 п. 20 ф.; четвертый без обозначения веса. В 1875 году маловместительный холодный придел Святого Николая на средства прихожан перестроен в теплый, при этом увеличен вдвое. Увеличен также и притвор. В 1898 году для укрепления алтаря церкви по совету архитектора г. Пскова Нестурха сделаны два каменных упора и подобран бут. 11 июля 1878 года на обедне в храме присутствовали сыновья Императора Александра Великие князья Сергей Александрович и Павел Александрович и их двоюродные братья, Великие князья Константин Константинович (будущий поэт К.Р.) и Дмитрий Константинович. После окончания церковной службы они вместе с народом крестным ходом проследовали к Ольгину камню. Выслушав здесь краткое молебствие, они вернулись в погост, завтракали у местного священника, затем на крестьянских телегах отправились к месту переправы через реку Великую. Переправившись на другой берег, великие князья, несмотря на начавшийся дождь, занимались раскопками древних курганов. Работы прекратились только из-за надвигавшейся темноты. В Псков они вернулись поздно вечером. Престолов в церкви два: главный - во имя Святого пророка Божия Илии, придельный - во имя Святителя и Чудотворца Николая. Близ церкви находится кладбище. 16 марта 1896 года открыто приходское попечительство. С 1902 года при церкви действовало общество трезвости в честь Святого великомученика Пантелеимона. 6 января 1908 года основано братство во имя Иисуса Христа для оказания помощи бедным, бедствующим прихожанам. Больниц и богаделен в приходе не было. В приходе действовали две земские школы. Школа в селении Голодуша рядом с погостом открыта в 1881 году, в ней учились 48 учеников; в селении Труса школа открыта в 1882 году, в 1900 году обучались 102 ученика. 18 ноября 1895 года Император Николай II дал разрешение на открытие в Выбутском погосте, «на месте родины Святой княгини Ольги, женской второклассной приходской с церковью школы в честь перворожденной Августейшей дщери Их Императорских Величеств, Ея Императорского Высочества великой княжны Ольги Николаевны». В деревне Бабаево была школа ведомства императрицы Марии Императорского воспитательного дома. В приходе было девять часовен.

http://sobory.ru/article/?object=00273

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010