На средства купца М. А. Леонтьева под колокольней был устроен освященный 3 июня 1843 Ильинский придел, где находилась икона „Достойно есть“ XVI века, а на деньги старосты П. В. Васильева, по проекту П. И. Буланова, – придел Поклонения честным веригам ап. Петра, освящение которого состоялось 15 июля 1890. Приход содержал на кладбище мужскую и женскую богадельни им. П. Ф. Филиппова, которые занимали возведенный арх. И. П. Володихиным в 1900–1903 трехэтажный дом. Здесь 25 февраля 1901, в центре второго этажа, была освящена небольшая домовая церковь прор. Илии, которой купец Копейкин подарил два ценных паникадила. Вероятно, в нее перенесли убранство Ильинского придела. Единоверческие учреждения соседствовали с православной (церковь Успения Пресвятой Богородицы при Волковской Александровской богадельне) и старообрядческой (моленная Волковской федосеевской общины) богадельнями. Сильно пострадав при конфискации церковных ценностей, единоверческие церкви были в период гонений закрыты (Ильинская в 1931, другие – в 1930) и разобраны. На их месте находятся промышленные предприятия. http://www.encspb.ru/object/2855731674?lc=ru Благовещенская церковь, первый проект которой сочинил в 1809 известный Тома де Томон. Однако этот проект показался чересчур дорогим и осуществлен был более скромный, составленный В. И. Беретти, по которому 29 июля 1813 церковь была заложена. 5 мая 1818 состоялось ее освящение, но в первоначальном виде здание простояло недолго. В 1835–1836 его перестроил А. И. Мельников. Украшенный большим куполом и легкой двухъярусной колокольней храм хранил много икон XVII–XVIII веков (среди них особым почитанием пользовалась Казанская Божия Матерь, носимая по домам), старинных антиминсов и более новых художественных произведений: сработанный в 1862 серебряный престол и серебряную плащаницу с бронзовой сенью, исполненную в 1872 в мастерской известного ювелира С. Ф. Верховцева. Роспись интерьера принадлежала кисти М. С. Пешехонова. На средства купца М. А. Леонтьева под колокольней был устроен освященный 3 июня 1843 Ильинский придел, где находилась икона „Достойно есть“ XVI века, а на деньги старосты П. В. Васильева, по проекту П. И. Буланова, – придел Поклонения честным веригам ап. Петра, освящение которого состоялось 15 июля 1890.

http://sobory.ru/article/?object=34441

О том, кто был строителем храма и как происходила постройка его, в церковном архиве никаких сведений не сохранилось. Известно только, что с благословения, данного в 1767 году 31 дня преосвященным Великоустюжским и Тотемским Иоанном новоустроенный храм был освящен в 1768 году Тотемским протоиереем Иаковом на новом святом антиминсе. В 1774 году 8 июня был второй большой при церкви пожар. Обе деревянные церкви сгорели, а " на каменном Преображенском храме (как сказано в грамоте) погорели крыша и кресты и в Св. Алтаре большая часть св. престола тоже погорела. Прочее в той церкви осталось в целости " . В том же 1774 году 5 сентября преосвященный Иоанн повелел Тотемскому протоиерею Иакову с местными священниками Евфимием Ивановым и Стефаном Василиевым освятить обновленный после пожара Преображенский храм на прежде бывшем святом антиминсе. С прошлого столетия начинается период расширения и постепенного украшения Преображенского храма. Так, в 1836 и 1837 годах храм был украшен внутри прекрасною стенною живописью знаменитым костромским живописцем Иваном Афанасиевым Вагеновым. В 1855 году было испрошено у первосвященного Вологодского и Устюжского Феогноста разрешение расширить храм значительным прикладом с западной стороны. Проект и план постройки составлял кафедральный ключарь священник П. Иконников. На проекте резолюция первосвященного Феогноста от 5 ноября 1854 года: " Строение по чертежу сему Бог благословит " . В новом прикладе устроены два придела: по правую сторону во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов, по левую - Успения Божией Матери. Первый освящен в 1861 году, второй - в 1863 году. В 1868 году с разрешения первосвященного Вологодского и Устюжского Павла древний иконостас в храме был перезолочен вологодским мастером Пастуховым за 1750 рублей. В 1898 и 1899 годах вагеновская стенная живопись и означенный иконостас были поновлены вологодским живописцем Василием Шаховым. Тем же живописцем Шаховым в 1900 и 1901 годах написана вновь стенная живопись и в обоих приделах храма. За обе работы было уплачено Шахову из сумм приходского попечительства 4100 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=41439

Предположительно, храм 1808 года постройки был возведен на месте более ранней церкви, построенной при архиепископе Я. Смогоржевском, так как он по-прежнему располагается посреди двора, окруженный оградой со встроенными часовнями, ставшими монастырскими кельями. Первоначальный храм, возведенный до 1788 года, возможно, пострадал при пожаре или был взят за первооснову и подвергся перестройке. На фотоснимке начала XX века виден грандиозный входной портал, расположенный по оси главного входа в монастырский двор, в виде разрушенного пилона, от которого сохранились две массивные башни в виде тосканских колонн на высоком (в уровень с каменным ограждением) цоколе. Из фотодокумента также следует, что встроенные кельи монахов в плане имеют круглую форму и симметрично выступают с двух сторон относительно связывающей их ограды. Перекрыты бывшие часовни куполами, покрытыми черепицей, скорее всего, «ложными». Эти купола своей формой подобны куполу основного объема храма. Каждая из этих небольших двенадцати центрических сооружений имеет четыре небольших круглых окна, расположенных симметрично по два с внутренней и внешней стороны ограды. Дверной проем в кельи находился с внутренней стороны территории монастыря. Крестовоздвиженский мужской базилианский монастырь был закрыт в 1836 году, как и многие другие базилианские и католические монастыри, после восстания 1830 года. Комплекс долго пустовал и был определен под снос в 1896 году. В начале XX века православная Крестовоздвиженская церковь, существующая исключительно на небольшие пожертвования прихожан, нуждалась в ремонте; 10 марта 1898 года была обследована епархиальным архитектором. В Святейший Правительствующий Синод было подано прошение на выделение денег из средств специально созданного капитала, идущего на устройство церквей в губерниях Западного края. В документе отмечалось стратегически важное расположение храма, «стоящей при железной и почтовой дорогах и лагерном помещении Полоцкого Кадетского Корпуса». ТехникоСтроительный Комитет (ТСК) Хозяйственного Управления при Святейшем Синоде по докладу гражданского инженера Косякова рассмотрел и утвердил в 1900 году проект и смету на перестройку и расширение каменной церкви в Струни с устройством при ней колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=38292

Придел Знамения Божией Матери был освящен 6 ноября, чин совершил благочинный невско-приходской церкви протоиерей Сергей Алексеев. В тот же день церковь Входа Господня в Иерусалим освятил митрополит Амвросий. К освящению церкви была устроена голубая бархатная ризница, вышитая золотом первым золотошвейным мастером столицы Иваном Моллером. Ризница сохраналась и в ХХ в. Особо чтимая икона Знамения Пресвятой Богородицы находилось в Знаменском приделе. Она стояла стоявшая на возвышении в старинном серебряном окладе, написанная в 1175 г. в Новгороде греком Христофором Семеновым. Здание было увенчано пятью шлемообразными куполами, средний из которых несколько выше и шире. Фасады рустованы, входы оформлены ионическими колоннами. Демерцов увеличил боковые купола почти до размеров главного. Внутри церкви пространство под куполами охватывала легкая колоннада коринфского ордера, выделяя средний неф. В 1805 г. указом консистории было подписано ветхую деревянную церковь разобрать и разрешено устроить ограду вокруг церкви с двумя каменными часовнями. Это также было сделано по проекту Демерцова. В 1813 г. церковь попечением старосты В. Шульгина была устроена теплою. В 1821 г. попечением купца А. Тимофеева сооружен большой колокол. В 1836 г. был произведен ремонт внутри и снаружи. А в 1863-1865 гг. произведен капитальный ремонт, построены две новые каменные часовни и устроена новая ограда. Работы велись под руководством арх. П. А. Чепыжникова. В 1868 г. вследствие прошения причта был устроен новый четвертый придел на хорах под северо-западным куполом во имя Сретенья Господня на средства мануфактур-советника А. И. Варгунина. Придел освящен 6 апреля 1868 г. При Знаменской церкви с 1865 г. существовало приходское благотворительное общество для вспоможения бедным. Общество содержало богадельню для престарелых и увечных женщин на 59 кроватей, основанную 15 августа 1866 г., дневной приют для 200 приходящих детей обоего пола, учрежденный 20 сентября 1867 г., убежище для малолетних для 22, преимущественно круглых сирот, учрежденное 23 декабря 1884 г. с двумя школами церковно-приходской и школой грамоты, бесплатные квартиры для 120 бедных женщин и при них 40 детей, отделение дешевых квартир, состоящее из 16 комнат с общею кухней для семейных и одиноких бедных женщин и бесплатную столовую для бедных, учрежденную 6 февраля 1900 г.

http://sobory.ru/article/?object=34596

Приход состоит из сл. Люботина и хуторов: Березового, Медвежьего, Залесного, Яловенкова, Ревченко, Богданова, Нестеренкова, Емельянова, Водяного, Бессчетного и Коваленкова. Священник Алексей Титов, на настоящем месте с 1872 г., состоит законоучителем народного училища. Священник Иоанн Стефанов, на настоящем месте с 1900 г., состоит законоучителем местной церковно-приходской школы. Диакон Петр Синявин, на настоящем месте с 1896 г., состоит учителем местной церковно-приходской школы. Псаломщик Григорий Торанский, на настоящем месте с 1897 г. и псаломщик Дмитрий Капустянский, на месте с 1897 г. Церковный староста крестьянин Савелия Бутенко с 1903 г. «Справочная книга Харьковской епархии», составил Секретарь Харьковской Духовной Консистории Иван Самойлович. Литография И.М. Варшавчика, Николаевская ул. дом 1904 г. На территории Люботина до наших дней сохранилась самая старая церковь города - Свято-Вознесенский храм. Эти стены помнят и визит Государя Императора Александра и многие другие события истории города. В 1741 году по прошению Харьковского полкового судьи Александра Черноглазова разрешено было построить храм во имя святой великомученицы Параскевы в с. Люботин. Но храм сей вскоре после того сгорел, и взамен его построен новый в 1750 году, тоже деревянный. В 1801 г. штат церкви состоял из двух священников, 1 диакона,2 дьячков и 2 пономарей. В 1805 г. был заложен каменный фундамент под новую церковь св. Параскевы. В 1811 г. строительство было закончено, и храм был освящён. Освящение вновь построенного храма св. Параскевы было произведено 18 сентября 1811 г. епископом Слободско-Украинской губернии Христофором Сулимой. Новый иконостас был устроен в 1836 году и в этом же году храм был переосвящен во славу Вознесения Господня. Новый иконостас был устроен в основном на пожертвования местных помещиков и крестьян. Фактически каждый гражданин в силу своих возможностей помог храму. 1 августа 1820 г. проездом из Харькова в Полтаву здесь слушал литургию Государь Император Александр По окончании литургии император был на водоосвящении при колодце, близ церкви, во дворе помещика Петровского. После водоосвящения Государь обедал в квартире, приготовленной близ церкви. Священникам подарил 1000 рублей ассигнациями и столько же хозяину-мужику за угощение. В память о визите Государя Императора благодарные люботинцы в 1851 году сделали бронзовую вызолоченную большую доску, с приличною рамою, под стекло, и поставили ее в церкви. На доске текст следующий: «В благодарную память, что в сем храме возносилась некогда молитва высокого помазанника Божия, Благочестивейшего Государя Императора Александра Благословенного. Жители Люботина никогда не забудут сего Высокого посещения и передадут потомству». До наших дней памятная табличка, к сожалению, не сохранилась.

http://sobory.ru/article/?object=03849

В отпусках был с 13 июля по 2 августа 1895 г., с 11 по 15 августа 1895 г., с 15 по 21 сентября 1896 г., с 11 по 15 августа 1898 г., с 12 по 18 января 1899 г., с 15 по 17 февраля 1900 г., с 27 декабря 1902 г. по 5 января 1903 г., с 9 декабря 1907 г. по 9 февраля 1908 г.; из отпусков являлся в срок. Основание: ГАКО (Государственный архив Калужской области). Ф. 548. Оп. 3. Д. 170. Л. 1–4 (1901); Д. 178. Л. 1–4 (1902), 5–8 (1904), 9–14 (1908, 1912), 15–18 (недат.). В 1913 г. смотритель Мещовского духовного училища В.Т. Тихомиров был пожалован орденом Св. Владимира 4-й степени (Этот орден давал дворянство). Дата пожалования в сопроводительном письме к орденским книжкам от 11 мая 1913 г. 5276 из Канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода епископу Калужскому и Боровскому указана следующим образом: «Государь император всемилостивейше соизволил к 6 мая сего года, дню рождения его императорского величества пожаловать кавалерами орденов...». Основание: ГАКО. Ф. 548. Оп. 3. Д. 154. Л. 53–53об. 11 октября 1913 г. смотритель Мещовского духовного училища В.Т. Тихомиров обращался с прошением к епископу Калужскому и Боровскому Георгию разрешить ему отпуск «с 15 октября ... на 8 дней для поездки в Калугу и, если понадобится, в Москву для совета с врачами о своем здоровье». Отпуск был епископом разрешен. Основание: ГАКО. Ф. 548. Оп. 3. Д. 154. Л. 49. В архивном фонде Мещовского уездного отдела народного образования имеется «Список работников просвещения Мещовского уотнаробраза на 5/XII-1922 г.». В списке значится Тихомиров Василий Тимофеевич, школьный работник Мещовской школы II ступени. Основание: ГАКО. Ф. Р-1271. Оп. 2. Д. 10. Л. 8. Анна Федоровна Урнежевская – почитательница святителя Феофана А.Н. Свирин, преподаватель Московского гуманитарно-экономического университета Анна Федоровна Урнежевская родилась 22 января 1836 г. в Тамбовской губернии, в имении своего отца – отставного подполковника Федора Федоровича Урнежевского 825 . Имение находилось в двадцати верстах к югу от Тамбова, в деревне Федоровка (Урнежевка тож). Анна выросла в многодетной семье: у нее было три брата и пять сестер. Видимо, она не была любима своим отцом. По причине, которую мы уже не узнаем, ее отец не стал вносить в родословную книгу имя своей дочери Анны, хотя сделал это для остальных детей 826 . Таким образом, Анна Федоровна не была дворянкой, хотя и принадлежала к дворянскому роду.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Соответственно с сим благочинным монастырей, данною им в 1828 году от Святейшего Синода инструкцией, вменяется в обязанность иметь наблюдение а) чтобы всякий приход и расход без промедления записан был в книги, с надлежащими расписками в получении денег; б) чтобы монастырские деньги хранились непременно в ризнице или в безопасной кладовой, за печатью настоятеля или наместника и за ключом казначея; в) чтобы хозяйственные заготовления делаемы были благовременно и осмотрительно казначеем или экономом, под надзором настоятеля или наместника, с советом сведущих из братии и г) чтобы не было никаких расходов не нужных и не законных. Независимо от сего определением Святейшего Синода 17 Марта/16 Ноября 1836 г. постановлено: «в монастырях приходорасходные книги ведёт казначей; по окончании каждого месяца поверяет их настоятель с старшею братией: затем один или два раза в год благочинный монастырей». Наконец по действующему ныне Уставу Духовных Консисторий, по монастырям, состоящим в епархиальном ведомстве, непосредственное управление экономией вверяется не единолично настоятелям и настоятельницам, а с советом старшей братии и старших сестёр (ст. 118). Из рассмотрения приведённых постановлений и распоряжений явствует, что замечаемое ныне в епархиальных монастырях, мужских и женских, единоличное заведывание настоятелей и настоятельниц монастырским достоянием совершенно не согласно с требованиями закона. В устранение Сего непорядка на будущее время и в видах ограждения достоинства православных обитателей от нареканий в незаботливости о их собственном благоустройстве и в расходовании монастырского достояния не согласно его назначению, Святейший Синод за благо признает постановить следующие правила о ведении монастырского хозяйства и отчётности по приходо-расходным книгам: 1) заведывание всею хозяйственною частью в мужских монастырях вверяется настоятелю при участии старшей братии, а в женских-настоятельнице при участии старших сестёр; на эти лица возлагается предварительное обсуждение и решение вопросов: о мелочных починках в церквах, о поправках и починках в монастырских зданиях, о приобретении необходимых для монастыря богослужебных и поучительных книг, исправлении утвари, об отдаче в наём оброчных статей, о подрядах на наём рабочих и на другие предметы, о посылке закупщиков, о примерных сметах-сколько чего должно быть ими куплено и заготовлено и на какую сумму, при чём на отдачу в наём оброчных статей, на капитальные постройки и вообще на расходы из экономической суммы, превышающие пятьсот руб., надлежит, согласно требованию ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1836 г. благодаря П. была открыта Богословия свт. Саввы Сербского в Белграде, для к-рой он также составил устав. Изначально обучение должно было длиться год, но уже в 1838 г. курс увеличился до 2 лет, в 1844 г.- до 4. Одаренных воспитанников П. посылал на обучение в духовные школы России и в уч-ще на о-в Халки. Он заботился об открытии и финансировании народных школ, писал учебники, подбирал учителей. Для улучшения материального положения священства в 1842 г. П. издал предписание, согласно к-рому в каждом приходе следовало ввести табель цен на требы, а для священника построить приходский дом. Заботился о семьях умерших священнослужителей: первый год после смерти вдова и сироты получали половину всех доходов прихода; если сын усопшего священника учился в семинарии, то место на приходе оставалось вакантным до окончания его обучения. П. ввел правила управления имуществом мон-рей, ведения счетов, определил обязанности настоятелей и насельников. Член САНУ (1842). После повторного прихода к власти в Сербии в 1858 г. кн. Милош запретил П. встречать его в Белграде из-за распространившейся клеветы на митрополита. В результате П. подал в отставку и 15 янв. 1859 г. выехал в Австрийскую империю, где 20 апр. 1859 г. возглавил кафедру Горно-Карловацкой епархии . Скончался во время работы Церковного Собора Карловацкой митрополии. Похоронен в мон-ре Крушедол. Ист.: А. О митр. Петра у Цариграду//Богословски архив. Алексинац, 1900. Год. 1. Бр. 1/3. С. 54-59; Руварац Д. Митр. Стеван и Павле митр. Петар//Летопис тимочке enapxuje. Зajeчap, 1925. Год. 3. С. 19-28. Лит.: Руварац Д. Дозвола митр. Стевана да секретар Милоша Павле може бити за митрополита//Српски Сион. Нови Сад, 1906. Год. 16. Бр. 9. С. 250; А. Петар митр. Београдски: живот и рад (1833-1859). Београд, 1911; Д. Петар митр. Cpбuje (1833-1859, † 1864): Поводом смрти//Православна Мисао. Београд, 1964. Год. 7. Св. 2. С. 35-52; Ucmopuja. 1966. 2. С. 358-389; Српски jepapcu. 1996. С. 403-405; Urhamuje мон. 175 година Бorocлobuje св. Саве у Београду (1836-2011). Београд, 2011. С. 34-58; П. Београдска бorocлobuja// Он же. Прилози за ucmopujy Српске православне цркве. Београд, 2014. 4. С. 137-142.

http://pravenc.ru/text/2580306.html

Здание сооружено в стилевых формах позднего классицизма. Выразительная объемно-пространственная композиция, профессионализм исполнения и изящество пропорций церкви Богоявления характеризуют храм как один из наиболее интересных памятников культового зодчества первой половины XIX столетия на территории Липецкой области. Состоит на охране государства как памятник архитектуры регионального значения. В храме сохранилось много фресковой живописи. Весьма интересны сохранившееся купольное изображение Господа Саваофа, а также надписи, сделанные по дугам арок: слова Давида «Господи возлюбихъ блaroлenie дому твоего мъсто селъния славы твоея», молитва на освящение иерусалимского храма царя Соломона — первого храма на земле «Господи да будутъ очи твои отъверсты на храмъ сей день и нощь», Евангелие от Луки 2.14 «Слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ въ человецъхъ блaroboлehie». К сожалению, четвёртую надпись разобрать не удалось. Надписи оформлены в виде полотнищ, которые с двух сторон держат ангелы. Но особый интерес представляет надпись, сделанная в честь освящения храма: «Съ блarocлobъhiя преосвященнъйшъго Ahmohiя 2-го, apxienuckona Воронежскаго и Задонскаго, Митрофанова монастыря cbящehho-apxiмahдpuma и кавалера, cbящehho-apxiмahдpuma и кавалера, Землянскаго уъзда въ селе Донской Негочёвке камен… (неразборчиво)...во имя Бoroяbлehiя освященъ генваря 7-го дня 1837-го года, города Воронежа boзhecehckiмъ npomo-iepeeмъ Михаиломъ Донецкимъ въ общность местнаго священника Василия... (фамилия неразбочиво, возможно «Рудынскаго»)». Таким образом, можно говорить с определённой долей уверенности, что Богоявленский храм был построен именно в 1836 году. В архивных документах значится, что каменная церковь с колокольней построена в 1836 году. В 1731 году упоминается священник Димитрий. В 1778 году значатся два священника — Илья Лазарев и Макарий Давидов. В 1763 — священник Иоанн. В 1800 году был священник Прокопий Иванов. К этой церкви была приписана Архангельская церковь с. Отскочного. По данным 1900 года щтат Богоявленской церкви состоял из священника, диакона и псаломщика. Священником был Таиров Константин Никанорович, диаконом — Корыстин Александр Васильевич, псаломщиком — Кузнецов Николай Игнатович.

http://sobory.ru/article/?object=17400

В 1924 г. Суджанским волисполкомом перерегистрирован в религиозное общество Крестовоздвиженской церкви с. Черкасского Поречного. С 1938 г. церковь не функционировала, помещение временно было занято колзозом «1 Августа» под засыпку хлеба. 16 сентября 1940 г. исполком Суджанского райсовета депутатов трудящихся вынес решение о закрытии молитвенного здания в с. Черкасское Поречное в связи с тем, что группа верующих и церковный совет с декабря 1938 г. распались, церковь не функционирует, здание и имущество находятся без охраны. Во время Великой Отечественной войны богослужения были возобновлены. Зарегистрировано религиозное общество 22.08.1944 г. Приход состоял из сел Черкасское Поречное и Русское Поречное. С июля 1965 по 1966 гг. церковь не работала в связи с отсутствием священника. В 1967 г. и последующие годы церковь являлась действующей, с 19 мая по декабрь 1970 г. церковь временно не работала из-за отсутствия служителей культа. В соответствии с законом РСФСР «О свободе вероисповедания» от 25.10.1990 г. зарегистрирован православный приход Крестовоздвиженской церкви в с. Черкасское Поречное (29 мая 1991 г. 60). В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. возобновлена регистрация религиозной организации - приход Крестовоздвиженской церкви (09.11.1999 г. 125р). Документы церкви в госархиве Курской области: клировые ведомости за 1915, 1917 гг.; метрические книги за 1836-1844, 1857, 1868, 1876-1878, 1880-1883, 1888, 1890, 1893, 1897, 1898, 1900-1903, 1911, 1913-1916 гг. Постановлением губернатора Курской области от 30.10.1998 г. ансамбль Крестовоздвиженской церкви в составе зданий: церковь, церковно-приходская школа и ограда – поставлены на охрану как памятник культовой архитектуры регионального значения. Источники: http://sudganskoe-5.cerkov.ru/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=11576

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010