Исследованием и составлением регестов актов К-польского Патриархата (с 381 по 1410) занимались В. Грюмель, В. Лоран и Ж. Даррузес (1932-1979). Франц. византинисты проделали огромную работу по выявлению и изучению актового материала в архивах мон-рей Афона, Патмоса, Юж. Италии. Основанная Г. Милле и П. Лемерлем группа по изданию афонских актов (А. Гийу, Ж. Лефор, Ж. Бонпер, Н. Икономидис, Ж. Дагрон и др.) подготовила более 20 томов имп. и патриарших грамот и др. актов из б-к Афона в продолжающейся сер. «Архивы Афона» (Archives de l " Athos, с 1937). Публикации содержат не только дипломатические тексты документов с всесторонним анализом, но и исторические тексты, а также фотографическое воспроизведение отдельных материалов с применением совершенных технических средств (позволяющих выявить угасшие тексты). Отдельно изданы акты мон-ря св. Иоанна Богослова на Патмосе. С помощью этих трудов удалось решить ряд принципиальных проблем визант. Д. Русскими актами занимались А. Эк (1933), И. Сорлен, В. А. Водов и его ученики Ж. П. Арриньон и П. Гонно. Италия имеет давние традиции исследований и публикаций в области Д. В сер. XIX в. учреждено неск. кафедр палеографии и Д., в т. ч. Scuola di paleografia e diplomatica во Флоренции (1857). Развитию Д. во всем мире способствовало открытие Ватиканского архива (1881) и создание Pontificia scuola vaticana. Д. и палеография изучаются в Istituto di paleografia и Scuola Speciale per Archivisti e Bibliotecari Римского ун-та, в папском Григорианском ун-те и др. В XIX - 1-й пол. XX в. вышел ряд руководств и пособий по Д. и палеографии, их авторы - А. Фумагалли (1802), П. Синьорелли (1805), А. Пеличча (1822), М. Баффи (1836), П. Датта (1862), А. Глория (1870), Н. Бароне (1910), Дж. Виттани (1913-1915), А. Ладолини (1926), М. Модика (1942). Ценный каталог грамот 1260-1750 гг. издал А. Эра (1927). Наиболее фундаментальные обобщенные исследования принадлежат Ч. Паоли (1883, 1900) и Л. Скьяпарелли (1903-1939). Дипломатисты 2-й пол. XX в.: П. Коллура, Э. Пастор, Ф. Бартолони, Ф. Иодате, А. Пратези, Дж. Бателли, Дж. Гуальдо, Дж. Фиссоре, Дж. Костаманья, С. Скальфати, Джованна Николаи, Дж. Фео, Рита Косма и др. Уделяется большое внимание папским грамотам и истории папской канцелярии (Бателли, Гуальдо), нотариальным актам и городскому нотариату (Костаманья, Фиссоре). Специальное пособие по папской Д. написал на лат. языке П. Рабикаускас (1964, 19722, 19803, 19874, 19945). В Ватикане издан ряд греч. церковных актов, относящихся к Юж. Италии и Сицилии (1967-1980). В Испании

http://pravenc.ru/text/178525.html

Построение будущего осторожно возводилось на отдельно взятых островах: «Утопия» (1516) Томаса Мора (1478-1535), лорд-канцлера Англии, кончившего жизнь на плахе, «Город Солнца» (1602) Томазо Кампанеллы (1568-1639), созданный им в темнице инквизиции, где он провел 32 года и где его подвергали пыткам. Обещания светлого будущего продолжили социалисты-утописты, чьё учение стало одним из «трех источников марксизма», в том числе Уильям Годвин (1756-1836), чьи труды дали толчок для теории народонаселения Мальтуса (1766-1834), а их особо внимательно изучал В.И. Вернадский. В русской философии концепцию «всеединства» развивал В.С. Соловьёв (1853-1900), а следом за ним пошли следующие поколения богословов и философов Серебряного века. III . Ноосфера вослед мыслям В.И. Вернадского Формирование понимания планетарной роли человечества как следствие учения о биосфере В.И. Вернадского шло независимо друг от друга в России и во Франции, но и у нас и там внешне даже как будто опережая его, но опираясь на его высказывания. В 1922 году В.И. Вернадского командируют по приглашению ректора Сорбонны во Францию. В своих лекциях там он особое внимание уделил биосфере, учение о которой он в это время формулировал. Лекции В.И. Вернадского слушали Эдуард Ле Руа (1870-1954) – профессор Сорбонны, математик, а также католический теолог, член Ордена иезуитов, Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955) (в дальнейшем П. Тейяр) – профессор геологии, антрополог, первооткрыватель синантропа. По аналогии с биосферой они предложили по отношению к человечеству термин ноосфера, от слова нус или ноос – ум, как они его понимали, что было опубликовано в лекциях Э. Ле Руа в 1927-1931 годах (А.Г. Назаров. Ноосферная концепция: истоки научных представлений В.И. Вернадского и Пьера Тейяра де Шардена – Эдуарда Ле Руа//Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. Годичная научная конференция, 2013. Т. 1 (Второе пленарное заседание: К 150-летию со дня рождения, Владимира Ивановича Вернадского). М., 2013, с. 112-122).

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/10/...

При этом общем направлении деятельности Пекинской Миссии у каждого ее члена были определенные обязанности, и, в частности, иеромонахи, изучившие китайский и маньчжурский языки, должны были заниматься исследованиями в области восточных религий: «веры Фоевой и веры Лоудзыя 91 , переводами книг, в коих изъясняются правила сих вер и приготовлением нужных на оное возражений» 92 . Отец Гурий приступил к своим трудам на этом поприще, и вскоре из-под его пера вышло исследование под названием: «Обеты буддистов и обряд возложения их у китайцев» 93 . Это была по существу монография, написанная на основании скрупулезного изучения китайских источников и работ европейских синологов. По словам одного из саратовских земляков о. Гурия, «китайский язык преосвященный Гурий знал как родной: свободно говорил и писал на нем; кроме того он знал новейшие языки и мог при своем изумительном трудолюбии перечитать все, что написали о Китае французы, немцы и англичане» 94 . Буддологическая работа о. Гурия была впоследствии напечатана в сборнике «Труды членов Российской Духовной миссии в Пекине» 95 . Как раз в те годы члены Российской Духовной Миссии совершили большое дело для изучения тибетского буддизма: благодаря их усилиям были приобретены сборники священных буддийских книг – «Ганджур» («перевод наставлений») и «Данджур» («перевод трактатов»), признанных в Тибете в качестве канонических 96 . Об этом о. Гурий с радостью сообщал в 1844 г. в письме к саратовскому епископу Иакову: «Китайский император подарил Русской миссии Гань-чонур и Дан-чонур (название собрания св. книг буддийских на тибетском языке). Мы просили позволения купить, а император – на докладе о нашей просьбе – приказал выдать нам эту важную вещь. В Европе ни в одной библиотеке нет подобного экземпляра. 600 огромнейших томов! И в Китае эта вещь стоит более 15.000 рублей серебром, а в Европе и цены нельзя назначить. Добиться этой вещи можно только в Китае, и то по особенной милости императора!» 97 . Русские востоковеды по достоинству оценили это приобретение; ведь еще О. М. Ковалевский в изданной им «Монгольской хрестоматии» (т. I, Казань, 1836) описал и проанализировал «Ганджур», один из главных памятников тибетской канонической литературы. Отметим также, что в составе 12-й Пекинской Миссии находился посланный в Китай от Казанского университета буддолог В. П. Васильев (1818–1900); одной из его монументальных работ является монография «История буддизма в Тибете», которая свидетельствует о том, что он был первым исследователем тибетской исторической литературы в России 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– То есть, к национальной элите можно причислить людей, у которых духовное преобладает над материальным? – Точнее, не преобладает, а не противоречит материальному началу. Речь в данном случае идёт не об аскезе, не о подвиге монашеской жизни, где доминируют совершенно другие ценностные критерии. Монашеская жизнь – это своего рода полюс. Речь идёт о вполне светской жизни. Но и в этом светском существовании есть некоторое мерило. Им может быть мерило успеха, характерное для эпохи " дикого " капитализма, а есть иной критерий – уровень духовной культуры. Может быть, это и есть тот предел, к которому всякий человек должен стремиться. Я знаю много примеров того, как люди, занимающиеся коммерцией, весьма достойно реализуют свою жизнь. – А как Вы видите роль интеллигенции? О ней иногда говорят нелицеприятно, называют её " кухонной интеллигенцией " , а теперь – и " интернетной " , утверждают, что интеллигенты самоустранились от участия в построении государственности. Какова роль интеллигенции и, в частности, православной интеллигенции в развитии современной российской государственности? – Как говорят физики, для начала определимся с терминами. Ведь сам термин " интеллигенция " – проблемный. Многие помнят, что в 70-тые годы в " Литературной газете " была большая дискуссия, поднятая Юрием Михайловичем Лотманом (Юрий Михайлович Лотман (1922-1993), русский литературовед, филолог, историк литературы, культуролог, семиотик, член Академии наук Эстонии, член-корреспондент Британской академии наук, член Норвежской академии наук, создатель широко известной Тартуской семиотической школы и основатель целого направления в литературоведении в университете Тарту в Эстонии (до 1991 Эстония входила в состав СССР) – ТРМ). У него была большая статья об интеллигенции и об интеллигентности. Он напомнил, откуда пришло это слово – от Боборыкина Петра Дмитриевича (Пётр Дмитриевич Боборыкин (1836-1921), русский прозаик, драматург, журналист, театральный деятель, почетный академик Петербургской академии наук (1900) – ТРМ) – 19-й век, от " intelligence " (латинский корень), который тем не менее прижился в русском языке, когда была выделена эта составляющая в общественной жизни. Но сейчас тоже есть такие попытки вернуться к этой дискуссии, уточнить это слово через сопоставление понятий " интеллигент " и " интеллектуал " . По-моему это не беспочвенная дискуссия, потому что " интеллигентность " в простом определении – это жизнь, обеспечиваемая умственным трудом. То есть выбор профессии означает причисление к интеллигенции. В этом случае даже в понятие " интеллектуал " мы вкладываем нечто большее. Интеллектуальность может быть совершенно не предопределена выбором профессии. Хотелось бы верить, что все большее число людей начинает понимать: интеллигентность – не сумма усвоенных знаний, и не возможность манипулировать накоплениями познавательного характера, а стержень нравственного порядка.

http://religare.ru/2_52635_1_21.html

Ф. Калайдовича , П. М. Строева , А. Х. Востокова в 1834 г. начато капитальное издание «Полного собрания русских летописей» (издание продолжается), изданы « Акты Археографической экспедиции » (1836-1838, 4 т.), « Акты исторические » (1841-1842, 5 т.), «Дополнения к Актам историческим» (1846-1875, 12 т.),« Акты Западной России » (1846-1853, 5 т.), «Акты юридические» (1838), «Акты, относящиеся до юридического быта Древней Руси» (1857-1884, 3 т.). С 1887 г. по наст. время АН осуществляет издание «Писем и бумаг Петра Великого». В 1-й пол. XIX в. АН существенно расширила связи с российскими и зарубежными научными учреждениями и ун-тами. В академики и члены-корреспонденты были избраны видные профессора российских ун-тов, а в почетные члены - многие зарубежные ученые (А. М. Ампер, Ж. Л. Гей-Люссак, А. Гумбольдт, Ч. Дарвин , Ж. Кювье, Ю. Либих, Т. Р. Мальтус , И. В. Гёте , Ж. Б. Ж. Фурье и др.). В 1835 г. в составе АН числилось 26 академиков, 101 почетный академик и 121 член-корреспондент. В 1839 г. при АН была основана Пулковская обсерватория по инициативе В. Я. Струве, к-рый стал ее первым директором. В 1841 г. на основе Кунсткамеры были созданы Ботанический, Зоологический, Азиатский, Антропологический, Минералогический, Нумизматический и Египетский академические музеи. Впосл. нек-рые из этих музеев стали отделами Эрмитажа. По имп. указу от 29 апр. 1899 г. при АН был учрежден Разряд изящной словесности, в к-рый входили действительные члены, члены-корреспонденты и почетные академики по Отд-нию рус. языка и словесности. Этим же указом учреждался Пушкинский фонд, к-рому ежегодно выделялось из казны 15 тыс. руб. на издание произведений рус. писателей, Словаря рус. языка и др. трудов. В 1900 г. в АН по Отд-нию словесности и рус. языка были избраны Л. Н. Толстой , В. Г. Короленко, А. П. Чехов , А. Ф. Кони, Вл. С. Соловьёв , В. В. Стасов, позже - И. А. Бунин и К. С. Станиславский. С февр. 1917 г. посты президента и вице-президента АН стали выборными, первый избранный президент - А. П. Карпинский. 21 нояб. 1917 г. общее собрание АН обратилось к ученым страны с посланием, в к-ром высказало свое негативное отношение к Октябрьской революции 1917 г. , однако АН не отказывалась от сотрудничества с новой властью. С установлением советской власти АН была подчинена Наркомпросу (с 1933 - Совнаркому, с 1944 - Совмину СССР). 18 июля 1927 г. был утвержден первый устав АН СССР. Он закрепил ведущую роль АН среди научных учреждений страны. Согласно уставу, руководящими органами АН СССР стали ежегодно созываемое Общее собрание академии, состоявшее из всех академиков, обладавших правом решающего голоса, и членов-корреспондентов, обладавших правом совещательного голоса, и постоянно действующий, избираемый Общим собранием Президиум АН СССР, возглавляемый президентом. Последовавшие 23 мая 1930 г. и 23 нояб. 1935 г. новые уставы поставили перед АН задачу «тесной связи науки с народным хозяйством». В 1934 г. Президиум и основные учреждения АН были переведены в Москву.

http://pravenc.ru/text/63760.html

Строительство закончил его зять, новый настоятель Покровского храма, выпускник семинарии Иоанн Степанович Малинин. К концу лета 1833 года отделочные работы завершились. Торжественное освящение новых престолов, главного во имя Покрова Божией Матери, и левого придела — во имя Святого Пророка Илии — состоялось 10 сентября 1833 года. С 1836 года, выполняя решение Епархиального начальства, настоятель храма села Пехра открыл бесплатную школу (училище) для крестьянских детей, за что его наградили фиолетовой камилавкой. Расширение каменной церкви в XIX веке Распространение фабрично-заводского населения и превращение окрестностей Пехорской волости в промышленный район привели к мысли о необходимости расширения трапезной части Покровского храма. Инициаторами этого строительства стали новый настоятель священник Феодор Преферансов и церковный староста, московский купец 2-й гильдии, местный фабрикант Александр Космич Сергеев. В марте 1902 года проект и смету на пристройку придельных частей церкви препроводили в Строительное отделение, которое рассмотрело и утвердило представленные чертежи. Автором проекта расширения церкви был известный московский архитектор Николай Николаевич Благовещенский (1867-1926). Сын приходского священника Ярославской епархии из г. Углича, он окончил Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге в 1893 г. и некоторое время служил в Московской городской управе. В 1900 году Н.Н. Благовещенский получает место епархиального архитектора и с этого времени проектирует многие храмы, часовни и училищные здания в Московской епархии. Работы прошли в самые короткие сроки. Приходское торжество освящения обновленного храма состоялось 5-6 октября 1902 года. В 1916 году в приходе Покровской церкви состояли 272 двора с населением более 1 500 человек. XX век Революционная буря 1917 года, гражданская междоусобица и становление большевистского государства, в системе которого места для инакомыслия и религии не было, создали новые условия существования Православной Церкви в России в целом, и в Московском регионе в частности.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_хра...

Во время вторжения в Россию войск имп. Наполеона I, с 10 сент. по 20 окт. 1812 г., в М. Б. м. находились святыни Москвы - Владимирская икона Божией Матери (из Успенского собора Московского Кремля) и Иверский образ Божией Матери (из часовни у Воскресенских ворот на Красной пл.). В 1815 г. игум. Феофил предложил считать 10 сент. днем чествования этих икон. До нач. 20-х гг. XX в. 10 сент. в Муроме ежегодно устраивался торжественный крестный ход вокруг города «в память пребывания московских святынь в Муроме». Жители города и окрестных сел особо отмечали день памяти Муромских чудотворцев Константина, Михаила и Феодора. В 1866 г. М. Б. м. был причислен ко 2-му классу, с 1867 по 1882 г. находился под управлением викарных Муромских епископов, а затем вновь перешел под управление архимандритов (Там же. С. 87). К М. Б. м. было приписано Напольное кладбище, открытое в Муроме в 1771 г. Архитектура и внутреннее убранство Надвратная ц. во имя архидиак. первомч. Стефана. 1655 г. Фотография. 1900 г. Надвратная ц. во имя архидиак. первомч. Стефана. 1655 г. Фотография. 1900 г. С сер. XVII в. на территории М. Б. м. находились 2 кирпичные церкви: Благовещенский собор и храм архидиак. Стефана. Первое упоминание о деревянной надвратной Стефановской ц. относится к 1623/24 г. (Сотная с писцовых книг г. Мурома 1623/24 г . 2010. Л. 59). Историк А. В. Смирнов считал, что кирпичная ц. архидиак. первомч. Стефана была сооружена в 1655 г. и освящена 29 июня того же года ( Смирнов. 1901). В 1715-1716 гг., при игум. Харитоне, на средства кн. Воротынского надвратную Стефановскую ц. обновили (ГА Владимирской обл. Ф. 1094. Оп. 1. Д. 40. Л. 11). В 1836 г. храм, пришедший в ветхость, был «возобновлен» по плану, ранее составленному архит. А. И. Вершинским ( 1811). В том же году муромский мещанин С. И. Соколов изготовил для церкви столярно-резной иконостас стоимостью 400 р. Позже храм был расписан боголюбовским крестьянином Г. С. Шороховым за 225 р. серебром. Тогда же обновленную церковь освятили игум. Варлаам с братией.

http://pravenc.ru/text/2564378.html

В XIX в. рака над мощами М., Тарасия и Феодосия Глушицких находилась в храме в честь Рождества Христова Покровского мон-ря, построенном в 1841 г. на месте обветшавших деревянных церквей XVII в. (в 1900 переосвящен во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких). В 1992 г. ц. во имя Дионисия и Амфилохия была открыта как приходская, к нач. 2006 г. приписана к Димитриеву Прилуцкому в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мужскому монастырю . Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому установлено в 1841 г. Ист.: Семячко С. А. Житие Дионисия Глушицкого//Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский мон-ри и их обитатели/Подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 104-206; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ./Под ред. А. С. Герда. СПб., 2003. С. 97-142; Черкасова М. С. Архивы вологодских мон-рей и церквей XV-XVII вв.: Исслед. и опыт реконструкции. Вологда, 2012. С. 218-219. 6, 9, 10. Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 176; Суворов Н. Глушицкий мон-рь Вологодской епархии. Вологда, 1876; Строев. Списки иерархов. Стб. 748; Верюжский. Вологодские святые. С. 12, 108-209; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 335; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. 1901. Ч. 1. С. 142; Голубинский. Канонизация святых. М., 19032. С. 151; Маркелов. Святые Древней Руси. 1998. Т. 2. С. 157. 307; Житие преподобных Амфилохия, Макария, Тарасия и Феодосия, Глушицких чудотворцев//ЖРСв. Т. 1. 2004. С. 444-447; Семячко С. А. К вопросу о Житии Макария Глушицкого//Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский монастыри и их обитатели/Подгот.: Г. М. Прохоров и С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 232-233. С. А. Семячко Иконография Прп. Макарий Глушицкий и блгв. кн. Димитрий Галицкий. Роспись ц. прп. Иова Почаевского Почаевской Успенской лавры. XIX в., поновлена в кон. 60-х — 70-х гг. ХХ в. Мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий

http://pravenc.ru/text/2561290.html

п. и 583 ж. п., раскольников 273 об. п. Все они занимаются хлебопашеством и продажею огородных семян в губ. Тобольской и Оренбургской. С 1896 г. в селе существует смешанная церковно-приходская школа, помещающаяся в наёмном здании. Иванищевское село . В селе Иванищевском издавна существовали раскольники-безпоповцы, имевшие деревянную часовню. В 1836 году часовня эта была перестроена в церковь , и освящена 21 июня 1836 года во имя Покрова Пресв. Богородицы. Прихожан в этом году числилось при церкви 288 д. м. п. и 274 ж. п. В 1871 г. храм сгорел. Церковное имущество, св. Престол, антиминс на холсте, освящённый в лето 7156 при патриархе Иоасафе, и 6 колоколов от пожара сохранились. Из остатка церкви сооружена была часовня, в которой и совершалось богослужение до 1879 года. В 1875 году заложена была новая каменная церковь , освящённая в 1879 году, также во имя Покрова Пресв. Богородицы. Иконостас в новой церкви был поставлен спасённый из старой, и заменён новым в 1887 году. Иконы в новом иконостасе поставлены старые. В церковной ограде по углам стоят два деревянных амбара. Казаковское село . Покровская церковь . Село Казаковское, расположенное при речке Беляковке, в 66 в. от уездного города, существовало уже в половине XVIII столетия, и было населено раскольниками. В 1833 году здесь было уже достаточное число единоверцев, для которых в 1834 году была построена церковь , освящённая в 1838 г. В 1884 году эта церковь сгорела, и взамен её в 1891 году заложена новая, деревянная же, на каменном фундаменте, и освящена в 1896 году в честь Покрова Пресвятой Богородицы. С 1884 по 1896 годы богослужение совершалось в часовне, построенной на месте сгоревшего храма. К приходу принадлежат 11 деревень и 2 села, в которых считается прихожан 868 м. п. и 878 ж. п. Все они занимаются земледелием. В селе Казаковском с 1900 г. существует смешанная школа грамоты, помещающаяся в наёмном здании. Каргапольское село . Покровская церковь . Приход этой церкви до 1895 года носил название «Вороновскаго» вследствие того, что церковь единоверческая до этого года находилась не в с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После 1605 в церкви Успения Пресвятой Богородицы начинает составляться иллюстрированный синодик. В 1612 году во время Смутного времени митрополит Кирилл благословил здесь Дмитрия Пожарского на поход на освобождение Москвы. В XVII веке Успенский собор в Ярославле уже обветшал. Храм пострадал во время пожара 1658 года. Да и маловат был собор для выросшего города. Поэтому по указу царя была построена новая церковь Успения Пресвятой Богородицы. Это было шестистолпное пятиглавое здание, без подклета, при северном, западном и южном входах были каменные крыльца, характерные для многих ярославских храмов XVII века. Рядом с собором возвели восьмигранную шатровую колокольню. В 1788 году город становится центром епархии. Теперь Успенский собор в Ярославле стал кафедральным. Начались новые перестройки храма. К южной стене пристроили теплую церковь с престолом во имя святых князей Василия и Константина. В 1836 году по проекту архитектора А.И. Мельникова была построена новая колокольня. Ее высота составляла около 55 метров. В архитектуре колокольни соединились черты разных стилей. Четверик первого яруса, затем восьмерик второго и далее снова четверик третьего яруса. Довольно необычный прием, к тому же в XIX веке восьмерики уже почти не использовались в архитектуре. Первоначально внизу колокольни была устроена проездная арка. Колокольня была построена в традиционном для той эпохи стиле романтической эклектики. В 1844 году купола собора — первыми в городе — покрыли золотом. Собор имел великолепный пятиярусный иконостас с ценными иконами. Современники Успенского собора в Ярославле XIX века писали о нем не очень восторженно. Так описывает его действительный член Ярославской ученой архивной комиссии И. Барщевский в «Историческом очерке города Ярославля» 1900 года: «Принадлежа к типу кубических церквей, заимствованных русскими из Византии, собор не представляет собою красивой постройки, к тому же еще искажен растескою окон и пристройками. Фасады его стен с юга и севера делятся лопатками на четыре, с запада на три части, с востока — четыре алтарные апсиды. Лопатки эти вверху соединены полукружиями. Между лопаток вокруг собора — два пояса из полуколонок, между которыми находятся окна; окна нижнего ряда растесаны. На соборе четырехскатная крыша и пять больших барабанов с золочеными луковичными главами, фриз собора расписан сюжетами из Священного Писания и фигурами святых. К входным его дверям с северной и западной стороны сделаны пристройки, не соответствующие по формам самому храму, с южной стороны пристроен теплый собор... Большая четырехъярусная колокольня собора выстроена в 1836 году на месте древней шатровой, высота ее 26 сажен, наибольший колокол весит 700 пудов. Он отлит в Москве на заводе Слизова в 1754 году и пожертвован собору фабрикантами Д. и И. Затрапезновыми».

http://sobory.ru/article/?object=45186

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010