Варлаам Зенович-Кащенко в авг. 1840 перев. из Софрониевой пустыни, а в дек. 1843 уволен на покой. Иерофей , 1844–47. Флавиан , 1853–65. Владимир , 1866. Вонифатий , 1869. 6 Волынская Николаевская пустынь, под Рыльском, 3-го класса. [V, 727.] Игумены Мисаил , 1622–29, 1634, 35. Иона , 1643 и 44. Варлаам , 1652–54. Акакий , в мар. 1659. Феодосий , 1661–64. Иоасаф , 1667–73. Иосиф , 1674–82. Роман , 1683–98. Феодосий , 1699–1701. Трифиллий , 1703 и 4. Гавриил , 1709. Филарет , 1713–23 (sic). Филагрий , 1717–24; † … Иринарх , строит., в апр. 1724, 22 авг. 1726. Пафнутий Лукашев , строит., 1726–28, игум. 18 сент. 1726–37, 17 нояб. †... Матфей Лукашев , 1738–49,1763 (sic). Сергий Самойлов , бывший игум. Софрониевой пустыня, 1764–67. Иакинф Карпинский , архим., из Севского Спасского, 1767–71, перев. в Голутвин. Вонифатий Борейко , архим., из Голутвина, 1771–75. Владимир Ковалевский , 1775–77, перев. в Молчанский. Иосиф Компаницкий , 1777 и 78, перев. в Успенский Орловский. Архимандриты Иосиф † 1804 … Иннокентий 6 февр. 1804 перев. из Старицкого Спасского; до 1831. Израиль перев. из Коренной пустыни, 31 мар. 1831–33. Афанасий , 1833 и 34. Сергий , 1834–36. Парфений 1836 перев. из Спасо-Евфимиева, а 1839 – в Пожайский. Гедеон , 1840. Иоасаф , из Молчанского? 1841–1845. Никодим , 1846–50. Феофил , 1851 и 52. Тихон , 1853–58. Иаков , 1859–69. 7 Словенская Рыльская (в Косожской волости, на Словенском городище, на реке Семи да на Словенском озере) в 1661 приписная к Волынской. 190 Строит. Иов Тебекин , 1638. – Герасим , 1661. Строители Вассиан определён 22 окт. 1634; упом. в сент. 1652. Макарий , 1694–97. Герасим , 1709–13; 26 февр. перев. в Молчанский. Протасий определён 26 февр. 1713. Иов † 1721. Арсений определён 13 сент. 1721; упом. 1723. Арсений упом. 1733–35. 9 Льговская Димитриевская пустынь в 1678 приписана к Севскому Спасскому, а в 1698 – к Высокопетровскому; упразднена 1764. [V, 31.] Строители Иов , 1671. Софроний , в дек. 1703. Феодосий , 1704. Арсений , 1720. Лука , 1740. 10

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Диаконы: 1821-1833 Моторин Стефан Васильевич, 1840-1840 Воронцов Африкан Артемиевич, 1842-1851 Попов Арсений Стефанович, 1851-1853 Дубленников Василий Иаковлевич, 1853-1872 Моторин Алексий Васильевич, 1886-1889 Куратов Николай Алексеевич, (2)1889-1891 Голубцов Александр Александрович, 1891-1903 Тюрнин Иоанн Васильевич. Псаломщики: 1874-1879 Трубачев Михаил Петрович, 1879-1886 Тюрнин Прокопий Иоаннович, 1886-1892 Ванеев Михаил Иоаннович, 1892-1901 Заварин Александр Иоаннович, 1901-1905 Попов Николай Иоаннович, (2)1905-1914 Георгиевский Димитрий Васильевич, 1914 Сюзев Николай Иоаннович, 1928 Мысов Феодосий Григорьевич. Дьячки: 1796-1809 Моторин Григорий Каллиникович, 1811-182 1Моторин Стефан Васильевич, 1821-1822 Попов Григорий Васильевич, 1822-1824 Попов Василий Иоаннович, (1)1826-1827 Вишерский Василий Евфимиевич, 1828-1837 Моторин Алексий Стефанович, 1841-1853 Фаддеев Павел Иоаннович, 1853-1864 Фаддеев Никанор Павлович, 1865-1880 Фаддеев Александр Павлович. Пономари: 1796-1801 Моторин Василий Григорьевич, 1814 Тюрнин Николай Алексеевич, 1820-1821 Попов Григорий Васильевич, 1821-1830 Распутин Николай Митрофанович, 1834-1874 Трубачев Михаил Петрович. Александр Николаевич Шумков (1869-1931), священник, последний настоятель Троицкого храма. Родился 25 октября 1869 в д. Пальпожег (Паль-Пажег) Слудской волости Яренского уезда Вологодской губернии в семье псаломщика Слудской Спасской церкви (в 1880 г. рукоположенного во диакона). Его младший брат - сщмч. Николай Шумков (1886-1937). В 1886 году окончил Усть-Сысольское духовное училище по II разряду в 1889 году Александр был выпущен из 3 класса Вологодской духовной семинарии С 23 сентября 1890 года - учитель церковно-приходской школы родного села Слуда Яренского уезда Вологодской губернии (с. СлудкаСыктывдинского района Коми). 17 февраля 1891 года назначен псаломщиком Рождественского храма с. Коквицы Яренского уезда Вологодской губернии. 12 июля 1892 года рукоположен во диакона преосв. Израилем (Никулицким) к Введенскому храму села Оквад Яренского уезда. Одновременно назначен учителем церковно-приходской школы того же села. 1 февраля 1898 года рукоположен во священника епископом Великоустюжским Гавриилом (Голосовым). Назначен к Троицкому храму пос.Подъельск Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. Одновременно был законоучителем местной церковно-приходской школы, Макаркеросского училища (1902-1906 гг. и с 1914 г.), Новицкого земского училища (с 1907 г.) и Лабордомского земского училища (с 1910 г.). В 1919 был полковым священником в Белой Армии. 26 мая 1919 года был арестован Усть-Сысольской следственной комиссией по общеуголовным делам. Был обвинен в контрреволюционной деятельности. 19 сентября 1920 года выездной сессией Северо-Двинского ревтрибунала приговорен к 15 годам лишения свободы с заменой (по амнистии) на 7 лет концлагерей. На 1923 год служил священником Вомынского прихода Сторожевского района Коми и благочинным округа.

http://sobory.ru/article/?object=13137

Ипатий Поцей 1593–1595 Иосиф, князь Курцевич 1621–1625 Епископы Волынские и Житомирские (в Остроге): Варлаам Шищацкий 1799–1805 Даниил Натток-Михайловский Мирдамский 1806–1813 Стефан Романовский 1813–1828 Амфросий Морев 1828–1832 Иннокентий Сельнокринов-Коровин 1832–1840 с 1833 архиепископ В Житомире: Никанор Клементьевский 1840–1843 с 1843 по 1860 епархией управляли архиепископы Варшавские Антоний Павлинский 1860–1866 с 1862 архиепископ Агафангел Соловьев 1866–1876 с 1868 архиепископ Димитрий Муретов , архиеп. 1876–1882 Тихон Покровский, архиеп. 1882–1885 Палладий Ганкевич, архиеп. 1885–1889 Модест Стрельбицкий 1889 с 1892 архиепископ Владимиро-Волынское викариатство Учреждено в 1891. Епископы (в Житомире): Паисий Виноградов 1891 с 28 июня 1894 года первый викарий Волынской епархии Вологодская. 22 Кафедра в Вологде. 23 Епископы Вологодские и Великопермские. Иоасаф I 1558–1570 Макарий 1571–1575 Варлаам I 1576–1584 Антоний, святой 1585–1587 Архиепископы Вологодские и Великопермские: Иона Думин 1588–1603 Иоасаф II 1603–1609 Сильверст, управ. еп. 1611–1613 Нектарий 1613–1616 Макарий 1617–1619 Корнилий 1620–1625 Нектарий, вторично 1625–1626 Варлаам II 1626–1645 Маркелл 1645–1663 Архиепископы Вологодские и Белозерские: 24 Симон 1664–1684 Гавриил Кичигин 1684–1707 Иосиф 1708–1716 Епископы Вологодские и Белозерские: Павел Васильев 1716–1725 Афанасий Науссиус Кондоиди 1726–1735 Амвросий Юшкевич 1736–1740 Пимен Савелов 1740–1753 Серапион Лятошевич 1753–1761 Иосиф Золотов 1761–1774 Ириней Братановский 1775–1796 Епископы Вологодские и Великоустюжские: Арсений Тодорский 1796–1802 Антоний Знаменский 1802–1803 Феофилакт Слонецкий 1803–1808 Евгений Болоховитинов 1808–1813 Онисифор Боровик 1814–1827 Моисей Богданов-Платонов (Антипов) 1827–1828 Стефан Романовский 1828–1841 Иннокентий Борисов 1841–1842 Иринарх Попов 1842–1844 Евлампий Пятницкий 1844–1852 Феогност Лебедев 1852–1856 Христофор Еммауский 1856–1866 Павел Доброхотов 1866–1869 Палладий Раев 1869–1873 Феодосий Шаповаленко 1873–1883

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но что более всего не нравится ему, то это строгость благочиния в российской иерархии, которую он называет деспотизмом. По семинарии со стороны Томковида никакого содействия намерениям правительства незаметно, тогда как инспектор по ближайшему своему отношению к воспитанникам мог бы иметь сильное влияние на перемену их мыслей. Порядок, заведенный иезуитами, не изменяется; мысли и чувствования, укорененные ими, не истребляются. Внутреннее состояние семинарии самое жалкое. Здесь воспитываются не единоутробные сыны отечества, по крайней мере, не единомышленники Восточной церкви. Как судить о таком инспекторе, который с ректором-фанатиком действуют заодно к отвращению юношества от российской церкви, не скажу от России, хотя то российская церковь и Россия во устах и сердцах здешних единоверцев суть слова совершенно тожественные. Я сообщал некоторые мысли мои о ректоре и инспекторе проехавшему через Полоцк викарию Литовской епархии Антонию Зубко, не смотря на то, что сей находится в родстве с Томковидом. Г.Зубко сказал мне, что Томковида теперь в С.-Петербурге переработали. Я замолчал, но не вдруг поверил, чтобы человека немолодого, воспитанного в иезуитском духе и к оному твердо пригвожденного, можно было переработать в две или три недели; ибо и вообще униаты в Петербурге не то, что они здесь в Полоцке, в Белоруссии; здесь они в настоящем своем виде. Впрочем, дай Бог , чтобы по приезде своем из Петербурга Томковид действительно переменился и чтобы спасительная благодать Божия подействовала и на прочих братий его, что отнюдь весьма сомнительно, судя по окаменению сердец их» 526 . Архимандрит МИХАИЛ (Шелепин), настоятель Березвечского монастыря; в сане протоиерея занимал должность ректора Белорусской греко-униатской семинарии с 1823–26 янв. 1840 г. ( Кол.1840 г. 25); родился в 1791 или 1795 г. ( Кол.1833 , 72). С портрета, принадлежащего Витебской духовной семинарии. Ловкий Томковид скоро сумел заставить и пр.Смарагда, и других думать о нем лучше. От 16-го сентября того же года пр.Смарагд писал уже много мягче: «что Томковид поведения хорошего и не имеет в себе ничего такого, из чего можно бы заключать о неблагонадежности его в политическом отношении к России; о правилах же гр.-российской церкви имеет превратные понятия и ей весьма противен» 527 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

10) На место Ираклия назначен строителем Тихоней пустыни, в том же 1835 году, казначей Лютикова монастыря иеромонах Аарон из духовного звания; он скончался в той же пустыне 23 июня 1836 года. 11) Иеромонах Паисий, из купеческого звания; начально поступил в Соловецкий монастырь. Пострижен в монашество в 1806 году, 1807 г. посвящен в иеродиаконы, перешел в Ростовский Яковлевский монастырь; в 1815 г. в воскресенский (Новый Иерусалим); в 1816 г. сделан казначеем, в 1717 году рукоположен в иеромонаха, в 1818 году определен на должность, в должность ризничего и благочинного; в 1827 г. переведен С.-Петербургской епархии в Сергиеву пустынь, откуда посылаем был, в с- петербургские больницы для исправления священно служения и треб во время холеры; также посылаем был во флот, где находился, целую компанию 1831 г.; в 1832 г. определен в Лихвинский Добрый монастырь в должность казначея; в 1834 году награжден набедренником, в 1836 году определен строителем в Тихонову пустынь, где и скончался 28 июня 1837 г. 12) Игумен Геронтий, родом из московских купеческих детей, по фамилии Васильев, поступил в число братства Оптиной пустыни 1830 года, в монашество пострижен октября 29 дня 1833 г.; посвящен преосвященным Никанором, бывшим епископом калужским и боровским, в иеродиакона 1834 года сентября 14, а в иеромонаха 1836 г. июня 24; по резолюции того же преосвященного, указом Калужской Духовной консистории, определен строителем в Тихонову пустынь 1873 года сентября 17, награжден набедренником 1840 года октября 27; 1847 года июля 8 дня, при совершении преосвященным Николаем в пустыни литургии, за ревностное благоустройство и украшение, как во внешнем, так и во внутреннем отношении вверенной ему обители, произведен в игумена, а в 26 день августа 1856 г., за отлично усердное служение церкви, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ пожалован наперстным крестом. Скончался 6 июля 1857 года. 13) Иеромонах Паисий, из ливенских купеческих детей, определен первоначально в число братства Оптиной пустыни указом 1837 г. апреля 29; 1841 года декабря 24 пострижен в монашество; 1842 г августа 15 рукоположен в иеродиакона; 1845 г. ноября 8 в иеромонаха; 1848 г. мая определен в помощь духовнику; 1854 г. февраля 26 определен духовником Оптиной пустыни; 1855 г. июля 19 награжден набедренником; 1857 г. июля 9 определен строителем в Тихонову пустынь, а 1858 г. июля 10 согласно его прошению, по болезни, уволен от настоятельской должности и указом консистории, от 15 декабря того же года дозволено ему находиться в Козельской Оптиной пустыне до открытия иеромонашеской вакансии, где находится и поныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

1 сентября 1836 года был открыт учрежденный по прошению Антония первоклассный Благовещенский Митрофановский монастырь при Воронежском кафедральном Благовещенском соборе, где покоились мощи святителя Митрофана. Обитель, настоятелем которой был назначен Антоний, стала одним из важнейших религиозных центров России, привлекая ежегодно десятки тысяч паломников. К титулу преосвященного Антония прибавился новый: Митрофанова монастыря священноархимандрит. В 1839 году в монастыре был сооружен и освящен Антонием храм во имя святителя Митрофана с братскими кельями и трапезной, а в 1833-1845 годах в Воронеже и епархии Антонием было освящено более 20 храмов и приделов, устроенных в честь святителя Митрофана. В 1841 году Антоний освятил Покровский храм в Воронеже, который в настоящее время является кафедральным собором епархии. В 1845 году начато строительство собора во имя Владимирской иконы Божией Матери (архитектор К. Тон) в Богородицком Задонском мужском монастыре, возобновлен Михайло-Архангельский собор в Благовещен-ском Митрофановском монастыре. Особую любовь и заботу о своей пастве владыка Антоний проявлял во время эпидемий холеры: губернатор Бегичев доносил Николаю I о благотворной деятельности воронежского духовенства и лично архиепископа Антония. В 1830 году архиепископ Антоний наложил на себя, священство и паству трехдневный пост, совершал молебны и крестные ходы, и эпидемия не коснулась Воронежа. В 1831 году холера свирепствовала по всей России, что вызывало волнения и слухи. Архипастырь издал указ о безвозмездных отпеваниях, исповеди и причащении в холерных больницах и о ежедневных служениях молебнов об избавлении от мора. С этого года Антоний возобновил повсеместное почитание чудотворного Сицилийского (Дивногорского) образа Божией Матери, когда по молитвам перед иконой прекратилась холера в южной части Воронежского края. В начале 1840 года Антоний подал прошение об увольнении на покой в Киево-Печерскую лавру, но отказался от него, услышав в видении голос святителя Митрофана: «Епископство есть сораспятие Христу на Кресте, а с Креста не сходят, но им возносятся или снимаются».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205659...

27 июля 1833 г. первый еп. Олонецкий и Петрозаводский Игнатий (Семёнов) обратился в Синод с прошением о восстановлении К. м. как приписного к Олонецкому архиерейскому дому, 4 окт. того же года прошение было удовлетворено. В справке, предоставленной еп. Игнатием в консисторию, указывалось, что К. м. достоин восстановления, поскольку в нем находилась ц. во имя святых Захарии и Елисаветы, небесных покровителей имп. Елизаветы Петровны, благоволившей к обители ( Барсов. 1871. С. 78). К. м. стал управлять эконом архиерейского дома иеродиак. Иона, к-рый 1 окт. 1835 г. был возведен в сан иеромонаха и стал служить в монастырских храмах сначала лишь по воскресным и праздничным дням (с 1853 совершались уже ежедневные службы). Архиеп. Игнатий написал очерк истории К. м. с использованием документов из монастырского архива, инициировал ремонт храмов, строительство жилых и хозяйственных зданий, пожертвовал в обитель часть своего имущества из архиерейских покоев в Петрозаводске (в т. ч. диван, 2 кресла с кожаными подушками, 8 стульев, комод из ольхи и березы, 2 зеркала). Во 2-й пол. XIX в. в К. м., обнесенном каменной оградой (сер. 50-х гг. XIX в.), находились деревянные 9-главая Троицкая и Никольская церкви (с приделом Сретения Господня), каменный храм святых Захарии и Елисаветы (неоднократно ремонтировался, 31 марта 1840 заново освящен, в 1857 расписаны внутренние стены и своды), колокольня (1851-1853) с 7 колоколами (самый большой весил 50 пудов 27 фунтов), а также 3 деревянных дома и хозяйственные службы. Деревянная Никольская ц. была отремонтирована и, вероятно, в 1848 г. перенесена на др. место на территории обители. В 1875 г. был построен теплый храм во имя свт. Николая Чудотворца. 20 мая 1860 г. по инициативе архиеп. Олонецкого и Петрозаводского Аркадия (Фёдорова) указом Святейшего Синода К. м. стал самостоятельной общежительной обителью «на собственных способах содержания, с настоятельством строительским и 7 монашескими вакансиями». 15 апр. 1902 г. от пожара пострадали все деревянные постройки. По инициативе игум. Варнавы (Накропина) , имевшего широкие связи в столице, здания были отстроены и отремонтированы на пожертвования, в т. ч. членов царской семьи, вел. кн. Константина Константиновича Романова и его супруги вел. кнг. Елисаветы Маврикиевны. Вел. кнг. Александра Иосифовна, мать вел. кн. Константина, подарила обители пожарную машину «на четырехколесном ходу со всеми принадлежностями». На средства купца И. Коровина был построен и 1 окт. 1905 г. игум. Варнавой (Накропиным) освящен небольшой деревянный храм во имя прп. Ионы.

http://pravenc.ru/text/1841325.html

В 1815-1820-х гг. в Гиевке возводится усадебный дом. При планировке усадебной территории учитывались основные ориентиры - дворец, пруд и церковь, расположенные на одной оси. Параллельно им шли липовые аллеи, спускающиеся к пруду, через который был переброшен лёгкий деревянный мостик. Но всё это будет позже, а пока все взгляды и задумки барина были устремлены на строительстве усадебного храма. Редкие визиты хозяина и недостаточный контроль с его стороны, в конечном счёте дорого обошлись его наследнику, воспитанному им с малолетства сыну однополчанина Василия Григорьевича Масловича (1791-1841), который наряду с проблемами вступления в силу завещания своего благодетеля, оспоренного братом Игнатием и племянником Юрием покойного, получил ещё и возведённый под купол Николаевский храм с колокольней в своей усадьбе, грозившей из-за нарушений технологии ведения строительных работ обрушиться в любой миг (выявлено при экспертной ревизии в октябре 1833 года). Ввиду опасности обрушения, совместно с архитектором, заказчиком было принято решение о разборки новопостроенного культового сооружения до основания и возведения его заново по тому же фасаду. Да только затяжные судебные тяжбы и небольшие доходы усадьбы на берегу Мерефы, которая едва выходила на самоокупаемость, не позволили скоро осуществить задуманное - через год были лишь сняты купола, а тем временем старая деревянная церковь пришла в полную ветхость. Вступление в силу завещания Ионы Познанского в 1836 г. позволило через два года начать-таки строительство каменного храма, хотя для завершения работ Василию Масловичу довелось взять кредит. Правда до окончания строительства ему не суждено было дожить - освящение Николаевской церкви в Гиевке состоялось в 1843-м году, уже при его вдове Надежде Дмитриевне (урождённой Перичевой). После затяжного строительства каменного храма на люботинской земле, гиевский храм при Масловичах и Святополк-Мирских (имение продано княжескому роду в 1881 году) вёл размеренную, благостную церковную жизнь. В перестроенном в 1840 году усадебном доме проживали сначала Дмитрий Иванович (1825-1899), позже Пётр Дмитриевич (1857-1914) Святополк-Мирские со своими семьями. Сейчас возле церкви можно видеть крест и две плиты со стёртыми надписями. Эти захоронения последних владельцев усадьбы Гиевки, которые постоянно посещали этот белоснежный храм, заботились о его благоукрашении.

http://sobory.ru/article/?object=03822

В. Г. Пидгайко 1800-1917 гг. Переезд архиерея и консистории из Слуцка в Минск завершился летом 1800 г., после окончания перевода братии минского Духовско-Петропавловского мужского мон-ря в Пинск, преобразования монастырского собора в кафедральный и урегулирования всех имущественных вопросов. В связи с восстановлением в 1833 г. Полоцкой епархии и передачей приходов Виленской губ. в юрисдикцию Полоцкого епископа территория М. е. уменьшилась до пределов Минской и Гродненской губерний и Белостокской обл. Минский архиерей получил титул «архиепископ Минский и Гродненский». В 1840 г. территория М. е. стала соответствовать границам Минской губ., кафедра получила именование Минская и Бобруйская. В 1878 г. по ходатайству Минского архиеп. Евгения (Шерешилова) епархия стала именоваться Минская и Туровская, сохраняла это название до 1922-1923 гг. Во время Отечественной войны 1812 г. значительное число храмов М. е. подверглось разорению. В Минске до 1814 г. богослужения совершались в единственной уцелевшей кладбищенской церкви. После Полоцкого Собора 1839 г., принявшего решение о воссоединении белорусско-литов. униатов с правосл. Церковью, число приходов М. е. значительно увеличилось. В 60-х гг. XIX в. в М. е. наблюдалось оживление церковной жизни. Было построено ок. 20 каменных и ок. 70 деревянных церквей. В Минске выстроено новое здание ДС, освящен архиерейский дом с Покровской ц. В Пинске, в мест. Паричи Бобруйского у. и в Минске открыты духовные уч-ща, при церквах - начальные школы грамотности, их насчитывалось ок. 500 с 11 тыс. учащихся. В 1868 г. начали выходить «Минские епархиальные ведомости» . Повсеместно учреждались церковные попечительства, проходили «соборики духовенства». В Минске и Слуцке возобновилась деятельность церк. братств . В окт. 1907 г. в Минске начал работу церковный историко-археологический комитет, вскоре был организован музей. В нач. 1912 г. в связи с болезнью Минского архиеп. Михаила (Темнорусова) было учреждено Слуцкое викариатство М. е. Слуцкие епископы являлись настоятелями минского Свято-Духовского мон-ря, жили в Минске.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

В этом смысле весьма характерно «Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова» - выдающийся памятник русской паломнической литературы, приходящийся на петровскую эпоху (1701-1703 гг.), тесно связанный с старообрядческой культурной традицией и принадлежащий «школе протопопа Abbakyмa».[xiv]C другой стороны, не менее характерен и тот факт, что при заключении мирного договора России с Турцией от 3 июля 1700 г. в его текст была внесена специальная (12) статья, в которой говорилось: «Московского народа мирянам и инокам иметь вольное употребление ходить во святый град Иерусалим и посещать места, достойные посещения, а от таких посещений ради приходящих ни во Иерусалиме, и нигде дань, или гарач, или пескеш, да не испросится, ни за надобную проезжую грамоту деньги да не вымогаются». [xv]Takuм образом, Петр, «демонстративно» поддерживая и как бы «освящая» своим царским авторитетом, «паломничества» на Запад, не забывал оказывать, по меньшей мере, дипломатическую поддержку традиционным паломничествам на Ближний Восток. Другое дело, что две основные линии развития русской литературы путешествий в Новое время начинают активно взаимодействовать, по крайней мере, влияние «Запада» на «Восток» здесь очевидно. Это приводит к определенной трансформации паломнического жанра, прежде всего, в смысле расширения маршрутов. Так, В. Г. Григорович-Барский начинает в1724 г. странствования по святым местам, продлившиеся около 24 лет, с посещения христианских святынь Западной Европы: Бари, Рим и т. д. И уже затем следуют традиционные Афон, Иерусалим, Синай и т. д. Иногда Запад становится неожиданным и весьма парадоксальным посредником для возвращения русской литературы путешествий к традиционному паломническому маршруту на Святую Землю. Правда, это будет происходить несколько позже. «Путешествие ко Святым местам в 1830 году» (СПб., 1832) А. Н. Муравьева имело, как известно, большой успех и было сразу же переиздано в 1833 и 1835 гг., а затем в 1840 и 1848 гг. Для критики и многих современников не было никаких сомнений: у нас появился свой «русский Шатобриан», следующий по стопам автора знаменитого «Путешествия из Парижа в Иерусалим... и обратно из Иерусалима в Париж» (1811).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010