иеромонах Климент (Зедергольм) (04.08.1830–13.05.1878) Жизнеописания Патрология Письма иеромонах Климент (Зедергольм) Переводчик, писатель, насельник Оптиной Пустыни. Биография В миру Константин Карлович Зедергольм, при рождении Карл Густав Адольф Зедергольм, heм. Karl Gustaf Adolf Sederholm. Его отец, Карл Альбертович Зедергольм (1789—1867) — евангелический пастор и доктор философии. Был уроженцем Финляндии, выпускником Абовского университета. В России пасторскую службу начал в южных районах, затем — в Харькове. С 1833 года — в Москве: был учителем Закона Божия в кадетском корпусе, преподавал в московской медико-хирургической академии, Лазаревском институте; заведовал лютеранскими обществами в Туле, Твери, Орле, Калуге, Москве. За вольнодумные проповеди, не совпадающие с протестантским учением, неоднократно отстранялся от должности с запретом проповедовать и преподавать в воспитательных учреждениях. Он — автор ряда сочинений: «Учебная книга латинского языка» (1834), «Карманная книга географии» (1835), «Практическая немецкая грамматика для русских и немцев» (1835), «Ксенофонт. Поход Кира-младшего» (1840), «История древней философии» (1841). В семье было несколько сыновей; кроме Константина Карловича известность получил старший — Альберт Карлович, ставший генералом. Младший брат, Максимилан (Максим) Карлович, перешёл в православие в 1858 году, в отличие от ещё одного, старшего брата, служившего в Тамбове инспектором врачебной управы. Константин был одним из лучших студентов историко-филологического факультета Московского университета. Во время учёбы дружил с Б. Н. Алмазовым и Т. И. Филипповым, которые много говорили ему о русском духе, о русской народности, о русской поэзии. Он был увлечён философией Шеллинга, которая много способствовала утверждению его перехода в Православие. Началом своего обращения он называл «Переписку с друзьями» Н. В. Гоголя. Некоторое время Зедергольм был домашним учителем у И. В. Киреевского, который и направил его в Оптину пустынь: «Если вы хотите узнать основательно дух христианства, то необходимо познакомиться с монашеством, а в этом отношении лучше Оптиной пустыни трудно найти».

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Zederg...

Клименецкий Свято-Троицкий мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Клименецкий Свято-Троицкий монастырь — возрождающийся православный монастырь, находящийся на острове Большой Климецкий в Карелии. Содержание История [ править править код ] До основания монастыря на острове существовала православная Нятина пустынь. Основан в 1520 году карельским святым Ионой (сыном новгородского посадника Иваном Климентьевым). При нём были возведены деревянные Никольский и Троицкий храмы. Сам Иона не принял поста настоятеля, оставшись простым монахом. Умер в 1534 году, похоронен у стен храма во имя святителя Николая. В 1613—1614 году монастырь пострадал от набега шведов. До 1664 года настоятельство было игуменским, после — строительским. В 1709 году сгорел Никольский храм. В 1712 году был заново отстроен Троцкий храм. В 1714 году возведена Сретенская церковь (перестроена в 1843 году и освящена во имя Святителя и Чудотворца Николая). На средства императрицы Елизаветы была построена каменная церковь во имя Святых праведных Захария и Елизаветы (вновь освящена после ремонта в 1840 году). В этой церкви находилась гробница Ионы Клименецкого. С 1764 года — заштатный монастырь, с 1769 года — упразднён. С марта 1772 г. церкви монастыря переданы в ведение Сенногубского прихода. В 1833 году монастырь восстановлен первым епископом Олонецким и Петрозаводским Игнатием в подчинении управляющего Олонецким архиерейским домом Ионы. Игнатий пожертвовал часть своего имущества в монастырь, написал очерк по истории монастыря. По проекту и под руководством олонецкого губернского архитектора В. В. Тухтарова в 1853 году были проведены работы по восстановлению зданий монастыря. 23 апреля 1860 года монастырь получил самостоятельность. В 1876 году при монастыре открыта спасательная станция, которую возглавлял настоятель. В 1884 году монастырь посетил великий князь Владимир Александрович. Монастырь был одним из мест паломничества богомольцев из Петрозаводска. В 1901 году по инициативе благочинного, архимандрита Варнавы была открыта школа грамоты, в 1902 г. преобразованная в церковно-приходскую школу. В 1903 г. её покровителем стал великий князь Константин Константинович.

http://azbyka.ru/palomnik/Клименецкий_Св...

профессор Михаил Измайлович Богословский (09.11.1807–16.01.1884) профессор Михаил Измайлович Богословский Профессор богословия, духовный писатель; Главный священник армии и флота; протопресвитер большого Успенского собора. Биография Родился в семье пономаря владимирской Богословской церкви. При поступлении во Владимирское духовное училище получил фамилию Богословский. В 1822—1827 годах учился во Владимирской духовной семинарии и в 1827 году был направлен в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил со степенью магистра богословия в 1831 года лучшим по успеваемости студентом на курсе. Оставлен в академии бакалавром греческого языка и преподавал до 1840 года. В это же время он начал литературную деятельность: его переводы с греческого без подписи помещались в «Христианском чтении». В 1833 году женился на Вещезоровой Софии Тимофеевне — дочери петербургского кафедрального протоиерея (имел двух сыновей и четырёх дочерей). В этом же году был определён митрополитом Серафимом священником к Благовещенской Василеостровской церкви. В 1835 году при основании училища правоведения, попечитель училища принц Пётр Георгиевич Ольденбургский пригласил Богословского руководить религиозным и нравственным направлением, поручив ему, кроме обязанностей священника в училищной Екатерининской церкви и преподавания Закона Божия, с 1836 года — чтение лекций по логике и психологии. В своих воспоминаниях выпускники училища К. К Арсеньев и И. А. Тютчев дали высокую оценку личности Богословского: Это был человек большого ума и твердого характера, импонировавший не только нам, но и начальству училища. Его влияние на нас было велико уже потому, что ничем не уравновешивалось и не перевешивалось; он был (1849—1855) единственный их всех наставников и воспитателей, старавшийся узнать каждого из нас и до известной степени в этом успевавший. В его преподавании было много схоластического: он любил, чтобы ему отвечали буквально по его запискам, не вдавался в подробные объяснения — но все-таки заставлял нас думать, будил наше сознание и совесть. Его не столько любили, сколько боялись; но эта боязнь была смешана с искренним уважением, чего нельзя сказать о страхе, который мы чувствовали пред многими другими. У него были и крупные недостатки, напр. властолюбие, вспыльчивость…

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

святитель Андрей (Шагуна) (20.12.1808–28.06.1873) святитель Андрей (Шагуна) Митрополит Трансильванский (Сибиуский), святитель. Биография День памяти: 30 ноября (Румын.) В миру Шагуна Анастасий, родился 20 декабря 1808 в Мишкольце, Венгрия в купеческой семье румын, выходцев из Македонии (аромунов). Окончил гимназии в Мишкольце и Пеште (ныне в составе Будапешта). В 1826-1829 годах изучал философию и право в университете в Пеште. После окончания православной духовной семинарии в Вершеце (ныне Вршац) по благословению митрополита Карловацкого Стефана поступил в монастырь Хопово, где 12 октября 1833 года был пострижен в монашество с именем Андрей. В феврале 1834 года был рукоположен митрополитом Стефаном во иеродиакона. С октября 1834 года стал преподавателем духовной семинарии в Сремских Карловцах. В ноябре 1835 года был назначен секретарем консистории Карловацкой архиепископии и возведён в сан архидиакона. 21 июня 1837 года был рукоположен митрополитом Стефаном во иеромонаха. В следующем году стал протосинкеллом и советником митрополита. Состоял помощником настоятеля в монастырях Язакском в 1838 году и Бешеновском в 1840 году. В 1842 году возведен в сан архимандрита митрополитом Карловацким Иосифом. Тогда же определен настоятелем Хоповского монастыря, а в 1845 году - Ковильского монастыря. 15 июня 1846 года был назначен генеральным викарием Ардяльской (Трансильванской) епископии. В декабре 1847 года на Соборе епархиальных протопопов в Турде избран наряду с 2 другими претендентами кандидатом во епископы. 24 января 1848 года светские власти в Вене утвердили его кандидатуру. 18 апреля 1848 года в Сремских Карловцах был хиротонисан во епископа. Владыка неоднократно обращался с требованием о воссоздании Трансильванской митрополии к австрискому правительству, Карловацкому патриарху и сербскому Церковно-Народному Собору в Сремских Карловцах от лица епархиальных Соборов, состоявших из клира и мирян и созванных в Сибиу в 1850, 1860 и 1864 годах. 12 декабря 1864 года был назначен митрополитом восстановленной Трансильванской митрополии с кафедрой в Сибиу. В сентябре-октябре 1868 года созвал в Сибиу Национально-церковный конгресс православной румынской митрополии, который принял " Органический статут Румынской Православной Церкви в Трансильвании " .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej-Shaguna...

Священномученик Иосиф Дамаскин Память 10/23 июля Священномученик Иосиф Дамаскин Святой Иосиф аль-Хаддад родился в 1793 году в Дамаске. Его семья происходила из Бейрута. В школе он немного освоил арабский и греческий, но вскоре был вынужден прервать обучение, чтобы помогать отцу. Охваченный жаждой знания, он работал днем, а вечера и ночи проводил за чтением и изучением Писания. Приложив немалые усилия, он приобрел углубленные познания в законе Божием. В 19 лет Иосиф женился, а в 24 года был рукоположен в священника патриархом Антиохийским Серафимом (1813–1823) и вслед за тем поставлен великим экономом Патриархата. За апостольскую ревность и красноречие он получил прозвание «второго Златоуста». Святой явился одним из первых сторонников возрождения Антиохийской Православной Церкви, в течение веков находившейся под мусульманским гнетом. Будучи убежден, что подобное возрождение может начаться только благодаря обращению к истокам православной духовности, он предпринял исправление многих литургических, святоотеческих и евангельских текстов. Святой принимал активное участие в богословских спорах с представителями ислама, католического духовенства и с протестантами. Он построил школу в Дамаске, которая впоследствии была названа его именем, и преподавал в Баламандской семинарии (1833–1840), которая сегодня является университетом. Большинство иерархов Антиохийской Церкви второй половины XIX века являлись его учениками и многое почерпнули из уроков Иосифа Дамаскина. Маленького роста, тщедушного телосложения, он был велик в добродетели и мудрости. Живя в бедности по примеру Спасителя, Который сделался бедным ради нашего спасения, он отказывался принимать деньги от Церкви, поэтому его детям приходилось работать, дабы обеспечивать семью. В июле 1860 года во время избиения христиан в Дамаске все верующие пришли в собор, который затем был разрушен в ходе этих событий. Святой Иосиф призывал прихожан к терпению. На следующее утро, 10 июля, когда он вышел из дома, направляясь в церковь и неся святые дары, один мусульманин узнал его и воскликнул: «Это он – предводитель христиан. Если мы убьем его, все христиане исчезнут!» Мусульмане бросились на него и изрубили ударами топоров, а с ним и многих его близких. Затем они повлекли его тело на веревке по улицам и влачили до тех пор, пока не растерзали на куски. Так святой Иосиф скрепил свое пастырское служение мученической кровью.

http://pravoslavie.ru/54989.html

Храм Николая Чудотворца (Большевик) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Николая Чудотворца в поселке Большевик — каменный, в плане восьмерик на четверике, построен в 1698 году. Трапезная с Тихвинским (существовал с 1817 года) и Митрофаниевским приделами выстроена вновь в середине XIX века. Содержание История [ править править код ] Архивное фото Территории по реке Березенке, возле старинного серпуховско-боровского тракта, значатся в Земельных книгах 1620 года как поместья березинских татар, состоявших на московской военной службе. Как правило, эти владельцы были крещёными. Под 1627 год здесь упоминается село Березна и в нём Никольская церковь: «древяная клетцки», построенная и украшенная прихожанами, а священником при ней «поп Акундин, прозвище Первой, Денисов». Село Березна было, видимо, невелико и со временем запустело — с 1705 года оно именуется уже погостом, то есть селением, состоящим только из церкви, домов её причта и, разумеется, кладбища, которое в те времена вообще имелось при всяком храме. А на том погосте «Николая чудотворца, на Березниках, дворы попа Василья Потапиева, дьякона Бориса Потапиева и дьячка Герасима Потапиева». Существующая церковь во имя святителя Николая построена в 1698 году, «чьим тщанием неизвестно». В 1818 году с правой её стороны, «тщанием доброхотных дателей», пристроен придел во имя Тихвинской иконы Божией Матери. С 1819 года в штате Никольского храма полагалось иметь священника, диакона, дьячка и пономаря. Примерно в это время упоминается священник Константин Петров Ангелов, с замечанием, что он священствует 27 лет. В 1841 году, по завещанию московского 1-ой гильдии купца Сергея Григорьевича Зубова, Тихвинский придел был расширен «с отступлением на две сажени (на 4 с лишним метра) назад», а с левой стороны храма построен придел во имя святителя Митрофана Воронежского. Основной Никольский храм, построенный в конце XVII века, состоит из бесстолпного четверика, переходящего в полукруглую алтарную абсиду, и колокольни, которая, возможно, вначале была отдельно стоящей; от неё уцелел только первый ярус. Симметричные приделы 1840-х годов планировкою, монументально пластичными формами и декором сходны с приделами Сретенской церкви (1813 год) и Троицкого собора (1833-1841 года) в Серпухове.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Николая_Ч...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кн. Г. Г. Гагарин. Литография А. Мюнстера. XIX в. (РГБ) Григорий Григорьевич (29.04(11.05).1810, С.-Петербург - 30.01.1893, Шательро, Франция), рус. кн., художник, архитектор, график, вице-президент АХ, член ученых об-в, коллекционер. Из семьи дипломата, с 1816 г. жил с родителями в Париже, с 1822 г.- в Риме, где брал уроки живописи у К. П. Брюллова. Учился в колледже Толомеи в Сиене (1822-1826), с 1829 г. состоял актуариусом при рус. посольстве в Париже. Посещая лекции по строительству и архитектуре в Сорбонне, музеи и мастерские художников, Г. увлекся офортом и книжной иллюстрацией (рисунки и гравюры этого периода хранятся в ГРМ и ГТГ). Накануне июльской революции 1830 г. во Франции Г. перебрался в Италию, в апр. 1832 г.- в С.-Петербург, где был определен в Азиатский департамент МИДа, в 1833 г. пожалован в камер-юнкеры. В 1834-1837 гг. Г. служил в рус. посольстве в К-поле, ездил в экспедиции по М. Азии для ознакомления с памятниками искусства и архитектуры, в 1837-1839 гг. служил при рус. посольстве в Мюнхене. В 1840 г. откомандирован на Кавказ, где участвовал в военных действиях, занимался введением нового гражданского устройства в Закавказье; с 1858 г.- генерал-майор. Награжден орденами св. Анны 3-й степени с бантом (1841), св. Станислава 3-й степени (1841), св. Владимира 4-й степени (1855), св. Владимира 3-й степени с мечами (1856). Проект храма в Дербенте, выполненный Г. Г. Гагариным в 50-х гг. XIX в. (ИРЛИ) Проект храма в Дербенте, выполненный Г. Г. Гагариным в 50-х гг. XIX в. (ИРЛИ) В 30-40-х гг. Г. выполнил ряд книжных иллюстраций к произведениям А. С. Пушкина («Руслан и Людмила», «Пиковая дама» и др., 1832-1833), В. А. Соллогуба («Тарантас», 1845). На Кавказе Г. был тесно связан с М. Ю. Лермонтовым, совместно с к-рым исполнил ряд акварелей («Валерик», «Схватка в горах», 1840, ГРМ). В 1848 г. был назначен в распоряжение главнокомандующего Кавказским корпусом гр. М. С. Воронцова, с тем чтобы «был употреблен в научном и артистическом отношении».

http://pravenc.ru/text/161389.html

архиепископ Евсевий (Орлинский) (1806–1883) Беседы Догматическое богословие Переводы Письма архиепископ Евсевий (Орлинский) Занимал последовательно Винницкую, Самарскую, Иркутскую и Могилёвскую кафедры. Был ректором Московской и Санкт-Петербургской духовных академий. Член Святейшего Синода. Богослов, духовный писатель, публицист, миссионер, благотворитель. Биография В миру Евфимий Поликарпович Орлинский, родился 21 декабря/2 января 1806 года в селе Чёрный Верх Белёвского уезда Тульской губернии, в семье дьячка. Обучался в Белёвском духовном училище, Тульской духовной семинарии, где с 9 сентября 1826 г. исполнял обязанности «лектора» по среднегреческому языку. Ревизовавший семинарию в 1828 г. проф. МДА прот. Феодор Голубинский избрал Орлинского для отправки на обучение в Московскую духовную академию. В академии его другом стал А. В. Горский. Окончил МДА в 1832 г., 29 мая того же года возведен в степень магистра «священных и обыкновенных человеческих наук» и пострижен в монашество с именем Евсевий. 1 июля рукоположен во иеродиакона, 3 июля - во иеромонаха. 29 августа 1832 г. удостоен степени магистра богословия и назначен инспектором и профессором церковной истории и греческого языка Вифанской духовной семинарии, с 20 ноября того же года преподавал древнееврейский язык, с конца 1834 г.- пастырское богословие. 15 сентября 1833 г. удостоен звания соборного иеромонаха при московском Донском монастыре. 25 ноября 1834 г. назначен инспектором и профессором по классу философии в Московской духовной семинарии. В августе 1838 г. назначен инспектором и бакалавром богословских наук в МДА, 15 октября того же года возведен в сан архимандрита, 28 октября стал членом академической конференции. 30 мая 1840 г. назначен экстраординарным профессором, читал лекции по новому предмету - церковному законоведению. С 14 сентября 1841 г. - ректор Московской духовной академии, в нояб. утвержден в должности. Поддерживал в академии строгий порядок. Ревизовал Нижегородскую (1840), Саратовскую (1840), Тульскую (1843), Рязанскую (1843), Калужскую (1843), Костромскую (1845), Вологодскую (1845), Вифанскую (1846) семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВСЕВИЙ (Орлинский Евфимий Поликарпович; 21.12.1806, с. Чёрный Верх Белёвского у. Тульской губ.- 21.02.1883, Могилёв), архиеп. Могилёвский и Мстиславский. Род. в семье дьячка. Обучался в Белёвском ДУ, Тульской ДС, где с 9 сент. 1826 г. исполнял обязанности «лектора» по среднегреч. языку. Ревизовавший семинарию в 1828 г. проф. МДА прот. Феодор Голубинский избрал Орлинского для отправки на обучение в МДА. В академии его другом стал А. В. Горский . Окончил МДА в 1832 г., 29 мая того же года возведен в степень магистра «священных и обыкновенных человеческих наук» и пострижен в монашество с именем Евсевий, 1 июля рукоположен во диакона, 3 июля - во иерея. 29 авг. 1832 г. удостоен степени магистра богословия и назначен инспектором и профессором церковной истории и греч. языка Вифанской ДС, с 20 нояб. того же года преподавал древнеевр. язык, с кон. 1834 г.- пастырское богословие. 15 сент. 1833 г. удостоен звания соборного иеромонаха при Донской иконы Божией Матери московском монастыре . 25 нояб. 1834 г. стал инспектором и профессором по классу философии в МДС. В авг. 1838 г. назначен инспектором и бакалавром богословских наук в МДА, 15 окт. того же года возведен в сан архимандрита, 28 окт. стал членом академической конференции. 30 мая 1840 г. назначен экстраординарным профессором, читал лекции по новому предмету - церковному законоведению. С 14 сент. 1841 г. ректор МДА, в нояб. утвержден в должности. Поддерживал в академии строгий порядок. Ревизовал Нижегородскую (1840), Саратовскую (1840), Тульскую (1843), Рязанскую (1843), Калужскую (1843), Костромскую (1845), Вологодскую (1845), Вифанскую (1846) семинарии. С 9 апр. 1842 г. был настоятелем московского в честь Богоявления монастыря , с 31 авг. 1845 г.- Высокопетровского во имя свтятителя Петра, митрополита Московского, монастыря . Евсевий (Орлинский), еп. Могилевский. Тоновая литография А. Т. Скино. Мастерская К. Эргота. Нач. 60-х гг. XIX в. (ГИМ)

http://pravenc.ru/text/187369.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАГАРИН Иван Сергеевич (Иоанн Ксаверий; 20.07.1814, Москва -8(20).07.1882, Париж), кн., пресвитер-иезуит, видный деятель рус. католицизма. Сын члена Гос. совета кн. С. И. Гагарина и В. М. Гагариной (урожд. Пушкиной). Получив домашнее воспитание, 15 мая 1831 г. Г. поступил на службу в Гос. коллегию иностранных дел и стал студентом ее московского архива. 1 сент. 1832 г. после сдачи экзамена произведен в актуариуса. 4 мая 1833 г. зачислен «сверх штата» в рус. миссию в Мюнхене, возглавляемую его дядей. В Мюнхене Г. совмещал дипломатическую деятельность с изучением правоведения и лит-ры, посещал лекции в Мюнхенском ун-те, познакомился с философом Ф. В. Й. Шеллингом и рус. поэтом Ф. И. Тютчевым . В 1836 г. Г. был отозван в С.-Петербург, где 19 янв. пожалован придворным званием камер-юнкера и 30 янв. назначен 3-м секретарем канцелярии в Департамент внешних сношений Мин-ва иностранных дел. В С.-Петербурге князь общался с А. С. Пушкиным , В. А. Жуковским , П. А. Вяземским , во время визитов в Москву часто бывал у П. Я. Чаадаева , оказавшего большое влияние на взгляды Г., принимал участие в дискуссиях между западниками и славянофилами. В 1839-1840 гг. состоял членом кружка «Les Seize» (Шестнадцать), в к-рый входили М. Ю. Лермонтов , Ю. Ф. Самарин и др. И. С. Гагарин. Литография Г. Бодмера. Мюнхен. 1835 г. (РГБИ) И. С. Гагарин. Литография Г. Бодмера. Мюнхен. 1835 г. (РГБИ) 29 июля 1837 г. Г. был отправлен курьером в рус. дипломатическую миссию в Лондоне. С 13 апр. 1838 г. состоял «сверх штата» при рус. посольстве в Париже, 12 дек. того же года назначен 3-м секретарем Мин-ва иностранных дел с оставлением при посольстве, 7 мая 1840 г. назначен младшим секретарем рус. посольства в Париже. 16 апр. 1841 г. получил чин титулярного советника. В Париже князь посещал салон его перешедшей в католицизм родственницы С. П. Свечиной , где познакомился со мн. известными деятелями того времени: Ш. Ф. де Монталамбером, А. Ф. П. де Фаллу, аббатом Ф. Р. де Ламенне и др. Нек-рые парижские друзья Г. (Ф. Голицын, Н. Трубецкой и др.) были приверженцами католицизма и повлияли на возникновение у Г. религ. исканий. В это же время Г. начал изучать работы Ж. де Местра , к-рые способствовали формированию особых симпатий к иезуитам . В стремлении найти выход из духовного кризиса Г. обращается к правосл. полемическим произведениям, однако высказываемые в них антикатолич. доводы находит неубедительными. В письме к Самарину (февр. 1842) Г. писал о несостоятельности опровержений католич. вероучения, изложенных А. Н. Муравьёвым в соч. «Правда Вселенской Церкви о Римской и прочих Патриарших кафедрах», признаваясь впосл., что именно богословская слабость этой книги окончательно повлияла на его решение о переходе в католичество.

http://pravenc.ru/text/161391.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010