Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЫЧКОВЫ рус. ученые, археографы, историки. Афанасий Федорович (15.12. 1818, Фридрихсгам Выборгской губ., ныне Хамина, Финляндия - 2.04.1899, С.-Петербург). Из старинного дворянского рода Ярославской губ. Род. в семье офицера, детство провел в Финляндии. В 1833 г. определен в пансион при ярославской гимназии, в нач. 1834 г. зачислен в 5-й класс гимназии. После окончания гимназии в 1836 г. поступил в Московский ун-т на медицинский фак-т, в том же году перешел на 1-е отд-ние философского фак-та (впосл. переименован в историко-филологический фак-т), избрал предметом своих занятий рус. историю. Часто посещал квартиру М. П. Погодина , где работал со старинными рукописями. К студенческим годам относятся первые научные и лит. опыты А. Ф.- «Указатель к сочинению Н. С. Арцыбашева «Повествование о России»» (1838) и «О влиянии внешней природы на народ и государство» (в 1837 сочинение удостоено серебряной медали). В 1840 г., после окончания ун-та, поступил на службу в Археографическую комиссию, с к-рой был связан до конца жизни (с 7 окт. 1840 чиновник, с 1854 член комиссии, в 1854-1873 главный редактор издания ПСРЛ, в 1865-1873 правитель дел, с дек. 1891 председатель комиссии). В 1856-1889 гг. под редакцией А. Ф. вышли 6 томов ПСРЛ (7-10, 15, 16), новые издания Лаврентьевской летописи, А. Ф. совместно с Н. П. Барсуковым составил подробный указатель личных имен к ПСРЛ (на буквы А-К), переиздал опубликованную Я. И. Березниковым в неполном виде 2-ю и 3-ю Новгородские летописи. В 1841-1850 гг. одновременно преподавал рус. словесность в дворянском полку. 15 марта 1844 г. стал хранителем Отд-ния рукописей и старопечатных церковнослав. книг Публичной б-ки. В течение неск. лет создал инвентарный каталог, указатель рукописей. В 1848-1862 гг. заведовал Отд-нием рукописей и старопечатных церковнослав. книг и Отд-нием рус. печатных книг и периодики; в Отд-нии печатных книг под его руководством составлен алфавитный каталог, значительно пополнено собрание редких книг. По заключению, составленному А. Ф., было принято решение о покупке казной Древлехранилища Погодина, книги и рукописи к-рого в 1852 г. были переданы императором в б-ку; А. Ф. составил их описание. С 1850 г. в «Отчетах» б-ки регулярно публиковал сведения о поступивших в б-ку рукописях и книгах на церковнослав. и рус. языках.

http://pravenc.ru/text/153749.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Православие — Самодержавие — Народность» и лозунги Великой Отечественной войны 1941–1945 годов Часть Первая 22.06.2021 1296 Время на чтение 25 минут Данный обзорный очерк представляет собой свод нескольких моих выступлений в разных аудиториях в 2018–2021 годах. Большая часть текста была прочитана в качестве доклада научному семинару «Традиции исторической мысли» на кафедре источниковедения Исторического факультета МГУ и опубликована в семинарском научном сборнике . Другие фрагменты читались мной в Калязинских или Иринарховских чтениях. Император Николай Первый в австрийском мундире — хранитель Священного Союза Европейских держав. Неизвестный художник. Конец 1840-х годов Уваровская триада По моим наблюдениям, интерес к истории становления отечественной духовно-державной, патриотической идеологии в мipoboй науке и в общественно-политической жизни России за минувшие четверть века значительно возрастает. Наглядно о том свидетельствует серия публикаций и монографий, посвященных державно-политическому литературному наследию и деятельности графа Сергея Семеновича Уварова (25 Августа 1786 года — †4 Сентября 1855 года) на посту Министра Народного Просвещения, а также неоднократные недавние переиздания его трудов . Исследовательская и политологическая интуиция мне подсказывает, что в ближайшие лет десять-пятнадцать такой пристальный интерес не пойдет на спад. В нынешнем — 2021 году исполняется 188 лет со времени появлением в Ноябре 1833 года в деловой переписке с Государем Императором Николаем I Павловичем (25 Июня 1796 года — †18 февраля 1855 года) чеканной формулы С.С. Уварова «Православие — Самодержавие — Народность». Первоначально данная идеологема вроде бы относилась «только» к проблемам собственно народного просвещения: «По вступлению моему с высочайшего Вашего Императорского Величества повеления в должность Министра Народного Просвещения, употребил я, так сказать, заглавным, местом, лозунгом моего управления, следующие выражения: “Народное воспитание должно совершаться в соединенном духе Православия, Самодержавия и Народности”. Вместе с сим, считаю себя обязанным представить Вашему Величеству краткий, но чистосердечный отчет в моих понятиях о важном начале, мною принимаемом в руководство» .

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/22/...

[Рец. на:] Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего: Дневники и автобиографические записки Источник Часть I: С 3 мая 1841 по 1 мая 1844 г Кто не имел опытов, тот мало знает; а кто странствовал, тот умножил знание. Многое я видел в моем странствовании, и я знаю больше, нежели сколько говорю. ( Сир. 34, 10, 11 ) Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих солнце… ( Еккл. 7, 11 ) Все эти изречения Св. Писания как нельзя более применимы к почившему 19 апреля 1885 года преосвященному епископу Порфирию (Успенскому) , заглавие новой книги которого мы только что выписали и который, почти целую четверть века самых лучших дней жизни своей проведя в странствиях по разным землям запада и особенно востока и, следовательно, имев много разнообразных опытов, весьма умножил свое знание ( Сир. 34, 10 ) и мог смело сказать о себе: «Многое я видел в моем странствовании, и я знаю больше, нежели сколько говорю» (ст. 11). Родившись в 1804 году в Костромской губернии и по окончании низшего и среднего образования в местных духовно-учебных заведениях докончив его в С.-Петербургской духовной академии, преосв. Порфирий (в миру Константин Александрович Успенский) при самом же окончании курса академического, именно 15 сентября 1829 года принял монашество и тем самым покорил свою волю в послушание воле Божьей и воле начальства. 9 ноября того же года, уже будучи в сане иеромонаха, он назначен был на должность законоучителя в С.-Петербургский 2-й кадетский корпус и на этой должности чрез год был утвержден в степени магистра богословия. Но при талантливости и живости, даже пылкости характера, обладая неутолимою жаждою кипучей деятельности и не удовлетворяясь однообразием занятий, он, естественно, не мог долго оставаться при одной законо-учительской должности и на одном месте, и вот уже в 1831 году мы видим его в Одессе, где он с должностью законоучителя (а с 1838 г. Профессора богословия) в Ришельевском лицее соединяет разнообразные другие должности (члена цензурного комитета, директора попечительного о тюрьмах комитета и т.д.), причем в 1834 году возводится в сан архимандрита и уже в то время совершает более или менее продолжительное путешествие в Крым и Бессарабию (в 1833 и 1836 годах); а в 1840 году мы видим его назначенным в настоятели церкви при Императорской Российской миссии в Вене.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Карл Йозеф фон Гефеле Гефеле [Хефеле; нем. Hefele] Карл Йозеф фон (15.03.1809, Унтеркохен, Вюртемберг - 5.06.1893, Роттенбург-ам-Неккар), католич. еп. Роттенбургский, историк Церкви. Получил образование в гимназии Элльвангена, на богословском фак-те в Тюбингене (с 1827), в Роттенбургской семинарии (с 1833); 10 авг. 1833 г. принял священнический сан. Преподавал в гимназии в Роттвайле, с 1840 г. ординарный профессор церковной истории в Тюбингене. В 1842-1845 гг. заседал в палате делегатов земли Вюртемберг. Зимой 1868/69 г. назначен консультантом по подготовке Ватиканского I Собора . 17 июня 1869 г. избран епископом Роттенбурга (посвящен 21 дек.). На Соборе Г. стал одним из лидеров «умеренной» партии и последовательно выступал против принятия догмата о папской непогрешимости; в качестве церковно-исторического аргумента он указывал на дело папы Гонория I , замешанного в ереси монофелитства . На генеральной конгрегации 13 июля 1870 г. Г. был одним из 87 участников, подавших голос против догмата о непогрешимости. После принятия Собором этого догмата он воздерживался от его признания, однако был вынужден уступить давлению со стороны нунция в Мюнхене и правительства Вюртемберга и в апр. 1871 г. «ради сохранения церковного мира» признал, с нек-рыми оговорками, непогрешимость догматических определений папы «ex cathedra». В своей епархии Г. постарался не допустить ни раскола старокатоликов, ни секуляризаторской волны «культуркампфа». Среди научных работ Г.- издания святоотеческих текстов, монография о кард. Франсиско Хименесе и об испан. инквизиции; главным трудом его жизни стала многотомная «История Соборов». Помимо подробного описания хода Соборов, основанного на первоисточниках, в ней дается церковно-политическая панорама соборного движения от древности до XV в., достаточно объективная и свободная от конфессиональной предвзятости. 1-е изд. в 7 т. вышло в 1855-1874 гг.; 2-е было доведено Г. до 4-го т. (1873-1879), следующие 2 тома подготовил А. Кнёпфлер (1886, 1890), 8-й и 9-й, содержащие повествование до Тридентского Собора,- кард. Йозеф Гергенрётер (1887, 1890). Самостоятельное значение имеет франц. расширенный перевод, осуществленный при участии А. Леклерка и др. ученых, где повествование доведено до XIX в. Труд Г., являющийся по сей день единственным подробным сводом, обобщающим богатый материал по истории Вселенских и Поместных Соборов IV-VIII вв. и средневек. Соборов католич. Церкви, оказал огромное влияние на развитие церковно-исторической науки, в т. ч. в России. Несмотря на появление в XX в. новых критических изданий соборных актов и многочисленных частных исследований, он продолжает занимать важное место в ряду фундаментальной справочной лит-ры. Церковные и научные заслуги Г. получили достойную оценку еще при его жизни: он был избран ректором Тюбингенского ун-та (1852/53) и стал кавалером ордена Вюртембергской короны, получив дворянство (1853).

http://pravenc.ru/text/164921.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. Ф. Вельтман. Акварель. 1839 г. Худож. К.-Ф. П. Бодри Александр Фомич (8.07.1800, С.-Петербург - 11.01.1870, Москва), рус. писатель и историк. Потомок швед. рода (его дед принял Православие и перешел на рус. службу в 1786), В. учился в моск. пансионах Плеско (1808), Гейдена, Благородном университетском (с 1811), братьев Терликовых (1816), окончил Школу колонновожатых (1817), служил на юж. границе, в основном в Бессарабии, участвовал в русско-тур. войне (1828-1829). В 1831 г. вышел в отставку в чине полковника и посвятил себя лит. и научной деятельности. В был действительным статским советником, кавалером орденов, чл.-кор. АН (1854), входил в Русское археологическое об-во (1861) и МАО (1869). В 30-50-х гг. XIX в. В. пользовался широкой известностью как романист и стихотворец. Был хорошо знаком с А. С. Пушкиным , близок с рядом литераторов и историков национально-романтического направления - В. И. Далем, М. Н. Загоскиным, И. И. Лажечниковым, В. В. Пассеком, М. П. Погодиным , И. И. Срезневским . В 1849-1850 гг. В. редактировал ж. «Москвитянин». В романтично-ироническом «Страннике» (1831-1832), в «Кощее Бессмертном» (1833), «Предках Калимероса. Александр Филиппович Македонский» (1836), «Генерале Каломеросе» (1840) и др. романах он свободно соединял исторический и мифологический, бытовой и сказочно-фантастический материал, совмещая различные эпохи и пространства. В эпопее «Приключения, почерпнутые из моря житейского» (1864-1884) дал широкую и сатирически заостренную социально-бытовую панораму рус. жизни сер. XIX в. Во мн. сочинениях В. пытался воскресить раннюю историю славянства (Варяги. СПб., 1834; О Господине Великом Новгороде. М., 1834; Древние славянские собственные имена. М., 1840 и др.); собрал материалы для исследования древнерус. письменности и материальной культуры России. Особое внимание уделял истории и борьбе Болгарии за независимость: его историческая повесть из эпохи княжения Святослава «Райна, королева Болгарская» (1843) была переведена на болг. язык и пользовалась популярностью на Балканах. Главными методами в историко-этнографических работах В. считал филологический и сравнительно-лингвистический, по выражению Н. А. Добролюбова, В. старался «внести в историю вымысел, но сам вымысел основать на истории» (ПСС. М.; Л., 1934. Т. 1. С. 530). Уже во 2-й пол. XIX в. работы В. рассматривали как устаревшие и недостаточно серьезные, но, написанные рукой патриотически настроенного и несомненно талантливого художника, они играли важную роль в популяризации прошлого России.

http://pravenc.ru/text/150173.html

П.В. Долгоруков Князья Варшавские, графы Паскевичи-Эриванские и дворяне Паскевичи Фаиилия Паскевич или Пашкевич (Paszkiewicz) происхождения литовского. В 1622 году встречаются имена: одного Пашкевича бывшего подстаростою Ковепским; Якова и Станислава Пашкевичей помещиков литовских; там же были помещиками, в 1700 году, Пётр, Мартын, Станислав и Стефан Пашкевичи. В 1692 году Пётр Пашкевич-Толоконский был настоятелем всех православных монастырей в Великом Княжестве Литовском. Франциск Пашкевич был депутатом на сейме 1764 года и подписал избрание короля Станислава-Августа; а Анатолий Пашкевич занимал, в Троках, но выбору шляхетства, должность градского судьи в 1768 году. Одна из ветвей фамилии Пашкевич поселялась в Малороссии с именем Паскевичей. Коллежский советник Фёдор Григорьевич Паскевич († 1833), от брака своего с Анною Осиповною NN, имел трёх сыновей: Григория Фёдоровича († 1844), служившего генерал-майором артиллерии, Ивана Фёдоровича († 20 января 1856, ныне светлейшего князя Варшавского), и Степана Фёдоровича, который служил действительным статским советником и губернатором в Курске, и скончался 9 апреля 1840 года, оставив сына Алексея Степановича. Иван Фёдорович, при самом выпуске из Пажеского корпуса, в 1800 году, назначен флигель-адъютантом; за сражение под Батиным, в 1810 году, пожалован генерал-майором; в 1812 году командовал девизиею; в 1813 году, за битву Лейпцигскую, пожалован в генерал-лейтенанты; в 1826 году в генералы от инфантерии; в 1827 году назначен командиром, а в 1828 году главнокомандующим отдельным Кавказским корпусом, и по окончании войны персидской возведён, 15 марта 1828 года, в Графское Российской Империи достоинство, с титлом Графа Паскевича-Эриванского. В 1829 году, за турецкую войну, получил звание фельдмаршала и Георгиевскую ленту. В 1831 году, находясь главнокомандующим действующею армиею, за взятие Варшавы и за уничтожение польского мятежа, возведён, 4 сентября 1831 года, в Княжеское Российской Империи достоинство, с титлом: Светлейшего Князя Варшавского.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Пре­по­доб­ный Пи­мен (в ми­ру Петр Дмит­ри­е­вич Мяс­ни­ков) ро­дил­ся 10 ав­гу­ста 1810 го­да в го­ро­де Во­лог­де. Ро­ди­те­ли его, Дмит­рий Афа­на­сье­вич и Ав­до­тья Пет­ров­на про­ис­хо­ди­ли из тор­го­во­го со­сло­вия. Ко­гда Пет­ру бы­ло лет де­сять-один­на­дцать, он при­нял­ся за чте­ние Биб­лии. Отец его был цер­ков­ным ста­ро­стой в сво­ем при­хо­де, и Петр ча­сто бы­вал в церк­ви. До­стиг­нув сем­на­дца­ти­лет­не­го воз­рас­та, Петр до­стал кни­гу «Ал­фа­вит Ду­хов­ный» и, про­чи­тав ее, окон­ча­тель­но утвер­дил­ся в мыс­ли от­ка­зать­ся от ми­ра. В июне 1832 го­да Петр по­сту­пил в Но­во­е­зер­ский Ки­рил­лов мо­на­стырь. В 1833 го­ду по­слуш­ник Ни­ко­ло-Уг­реш­ско­го мо­на­сты­ря Петр пе­ре­шел в Свя­то-Вве­ден­скую Оп­ти­ну Пу­стынь, где стал ке­лей­ни­ком иеро­мо­на­ха Ила­рия. В 1834 го­ду иеро­мо­нах Ила­рий был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Ни­ко­ло-Уг­реш­ско­го мо­на­сты­ря Мос­ков­ской епар­хии. От­бы­вая на свое но­вое ме­сто слу­же­ния, взял с со­бой по­слуш­ни­ка Пет­ра. 26 мар­та 1838 го­да игу­мен Ила­рий по­стриг по­слуш­ни­ка Пет­ра в ман­тию и на­рек ему имя Пи­мен в честь ве­ли­ко­го по­движ­ни­ка мо­на­ше­ства. В фев­ра­ле 1839 го­да мо­нах Пи­мен был хи­ро­то­ни­сан в сан иеро­ди­а­ко­на, а 25 ап­ре­ля 1840 го­да – в иеро­мо­на­ха. 16 ок­тяб­ря 1853 го­да иеро­мо­нах Пи­мен был воз­ве­ден в сан игу­ме­на и на­зна­чен на­сто­я­те­лем оби­те­ли вви­ду то­го, что игу­мен Ила­рий по­дал про­ше­ние об уволь­не­нии на по­кой. 24 ав­гу­ста 1858 го­да за вы­да­ю­щи­е­ся за­слу­ги по устро­е­нию мо­на­сты­ря мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Фила­рет воз­вел игу­ме­на Пи­ме­на в сан ар­хи­манд­ри­та. За это вре­мя тру­да­ми от­ца Пи­ме­на бы­ло вы­стро­е­но в мо­на­сты­ре пять церк­вей: Ни­ко­ла­ев­ский со­бор в 1843 го­ду, цер­ковь пре­по­доб­ной Ма­рии Еги­пет­ской в 1851 го­ду, Успен­ская в 1852 го­ду и в 1860 го­ду – Скор­бя­щен­ская и Пет­ро­пав­лов­ская скит­ская. Все они бы­ли освя­ще­ны мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским Фила­ре­том. В 1869 го­ду ар­хи­манд­рит Пи­мен был на­зна­чен бла­го­чин­ным об­ще­жи­тель­ных мо­на­сты­рей Мос­ков­ской епар­хии. Пра­вед­ная кон­чи­на ар­хи­манд­ри­та Пи­ме­на по­сле­до­ва­ла 17 ав­гу­ста 1880 го­да.

http://radonezh.ru/radio/2019/08/29/19-3...

Минская Учреждена 13 апреля 1793 года Минская, Изяславская и Брацлавская Кафедра в городе Слуцке Виктор (Садковский) 70 епископ, бывший еп. Переяславский, с 13.04.1793 по 12.04.1795 переименован архиеп. Минский и Волынский викарий Киевской епархии Минская и Волынская С апреля 1795 года Кафедра в Минске Виктор (Садковский) архиепископ, бывший еп. Минский, Изяславский и Брацлавский с 12.04.1795 по 13.05.1796 архиеп. Черниговский и Нежинский Иов (Потемкин) архиепископ, бывший еп. Феодосийский, викарий Екатеринославской епархии с 13.05.1796 по 16.10.1799 переименован архиеп. Минский и Литовский Минская и Литовская С 16 октября 1799 года Иов (Потемкин) архиепископ, бывший еп. Минский и Волынский с 16.10.1799 по 7.02.1812 архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический Серафим (Глаголевский) архиепископ, бывший еп. Смоленский и Дорогобужский с 7.02.1812 по 30.08.1814 архиеп. Тверской и Кашинский Анатолий (Максимович) архиепископ, бывший еп. Переяславский и Полтавский с 7.02.1816 по 10.02.1832 архиеп. Симбирский и Сызранский Евгений (Бажанов) епископ, бывший еп. Тамбовский и Шацкий с 17.02.1832 по 30.04.1833 переименован еп. Минский и Гродненский Минская и Гродненская С 30 апреля 1833 года Евгений (Бажанов) епископ, бывший еп. Минский и Литовский с 30.04.1833 по 1.09.1834 архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Никанор (Клементьевский) епископ, бывший еп. Калужский и Боровский с 5.09.1834 архиепископ с 21.04.1835 по 28.01.1840 архиеп. Волынский и Житомирский Минская и Бобруйская С 4 февраля 1840 года Антоний (Зубко) епископ, бывший еп. Брестский, викарий Литовской епархии с 28.01.1840 архиепископ с 5.04.1841 по 1.03.1848 на покое; † 15.02.1884 Михаил (Голубович) епископ, бывший еп. Брестский, викарий Литовской епархии с 1.03.1848 архиепископ с 19.04.1853 по 23.01.1868 на покое; † 6.03.1881 Александр (Добрынин) епископ, бывший еп. Ковенский, викарий Литовской епархии с 14.08.1868 архиепископ с 27.03.1877 по 25.04.1877 архиеп. Донской и Новочеркасский Евгений (Шершилов) епископ, бывший еп. Ковенский, викарий Литовской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

28/13 Преподобного Василия исповедника (750). Блаженного Николая, Христа ради юродивого, Псковского (1576). Преподобного Кассиана Римлянина (435) (память переносится с 29 февраля). Преподобного Мелетия, архиепископа Харьковского и Ахтырского (1840). Девпетерувской (1392), Девпетерувской Тамбовской (1833) икон Божией Матери (празднование переносится с 29 февраля). Тропарь преподобному Василию исповеднику, глас 1 Пустынный житель и в телеси ангел,/и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Василие,/постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/исцеляеши недужныя, и души верою притекающих ти./Слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,/слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак, глас 2 С высоты приим Божественное Откровение,/изшел еси, мудре, от среды молв/и, монашествовав преподобно,/чудес приял еси действо,/и недуги исцеляти благодатию,/Василие всеблаженне, священнейший. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Василие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь блаженному Николаю Саллосу, Христа ради юродивому, Псковскому, глас 4 Словенска языка, Псковския земли/плотски в юродстве быв,/юродства притворением Горняго Иерусалима гражданин явися,/ангелом свеселишися,/мироточиваго святителя Николая звание восприим,/с нимже всегда Христа Бога моли/даровати нам велию милость. Кондак, глас тойже Чудотворец явися, Николае,/царску державу и смысла свирепства на милость обратив,/и сего ради своему отечеству тепл молебник показася/и ныне молим тя, святе,/пребуди в нас еще, защити от коварств вражиих,/ты бо еси граду Пскову и всем Христолюбивым людем похвала и утверждение. Величание Ублажаем тя,/святый праведный Николае,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Мелетию, архиепископу Харьковскому и Ахтырскому, глас 4 Мира сего временная, яко преходящая уразумел еси,/от юности постническое и многотрудное житие возлюбил еси, всеблаженне,/иерархов славо и преподобных похвало,/Предвечнаго Слова усердный благовестниче,/сирых и неимущих крове и прибежище./Темже в молитвах пребывая, Христу утреневати прилежал еси/и, Сего взыскуя, венец неувядаемый со всеми святыми стяжал еси,/отче наш, святителю Мелетие,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас тойже

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иннокентий, архиепископ Орловский и Севский (Сельно-Кринов [Коровин] Иаков Максимович) Родился в 1778 году в пределах Пермской епархии. Происходил из семьи духовного сословия. Окончил Вятскую духовную семинарию. В 1803 году назначен учителем в низшие классы Пермской духовной семинарии. В 1808 году пострижен в монашество. В 1813 году возведен в сан архимандрита Соликамского Истобинского Троицкого монастыря. С 1818 года – инспектор Пермской духовной семинарии и учитель церковной и гражданской истории. В 1824 году переведен ректором в Псковскую духовную семинарию и профессором богословских наук. В 1824–1826 годы состоял присутствующим в консистории, благочинным над монастырями, архимандритом Спасо-Елеазаровского монастыря. В 1826 году вызван в Санкт-Петербург на чреду служения и проповеди. 30 мая 1827 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 28 марта 1831 года – епископ Курский и Белгородский. 10 февраля 1832 года переведен на Волынскую кафедру. С 25 декабря 1833 года – архиепископ Волынский и Житомирский. 28 января 1840 года переведен в Орел, но в пути к новому месту служения 25 апреля 1840 года скончался. Архиепископ Иннокентий на Волыни благоустроил Почаевский монастырь, который в 1833 году переименован в лавру. Тогда же были открыты мощи преподобного Иова. В 1836 году преосвященный Иннокентий устроил Волынскую духовную семинарию, которая была переведена в г. Кременец. Литература: Хойнацкий А. Ф., протоиерей. Волыно-Почаевский Патерик. – М., 1888. – С. 244. Иустин (Лаговский), архимандрит. История Пермской духовной семинарии. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1397, 1404, 1405, 1407. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода(1721–1871 гг.). – М., 1872, 258. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 133, 388, 635, 905, 935. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 15, 57, 66, 68.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010