Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ (Йованович Евфимие; 19.02.1802, Голубинци, обл. Срем - 14.09.1854, Карловац, ныне Хорватия), еп. Горно-Карловацкий СПЦ в 1839-1854 гг. Окончил начальную школу в родном городе, затем нем. школу в с. Стари-Сланкамен, с отличием гимназию и семинарию в Сремски-Карловци. Преподавал в учебных заведениях Сремски-Карловци, затем в 1-й и 2-й лат. школах г. Бечкерек (ныне Зренянин, Сербия). Изучал философию и право, служил помощником адвоката в Темешваре (ныне Тимишоара, Румыния), в 1828 г. получил звание адвоката в университете Пешта (ныне Будапешт). В 1829 г. принял монашеский постриг. Нек-рое время исполнял обязанности секретаря митр. Карловацкого Стефана (Стратимировича) . В 1831-1837 гг. профессор богословия в семинарии в Сремски-Карловци. В 1833 г. рукоположен во иерея, получил чин синкелла, чуть позже - протосинкелла. С 1834 г. архимандрит Раковицкого Архангельского монастыря . 29 июня 1837 г. назначен администратором Горно-Карловацкой епархии . 10(22) сент. 1839 г. хиротонисан во епископа, 11 февр. 1840 г. взошел на Горно-Карловацкую кафедру. В 1848 г. перенес кафедру епархии из с. Плашки в г. Карловац. В 1848 г. был зам. председателя Народной скупщины в Сремски-Карловци. Преобразовал школу в с. Плашки в семинарию и читал в ней лекции, заботился о серб. школах. Занимался юриспруденцией и лингвистикой. Член-корреспондент Об-ва сербской словесности в Белграде (с 7 авг. 1844). Автор ряда научных работ и публикаций (см., напр.: Начатки церковнаго права дpebhuja npabocлabhuja Цркве, с латинским и српско-словенским текстом. Нови Сад, 1841), Р. Груич приписывает ему «Црковно право источне Цркве у aycmpuckoj држави» (1842). Е. был противником языковой реформы Вука Караджича (см. соч. «О преводу Новога Зabjema Вука Стефановича 1850). Выступал за сохранение серб. певч. традиций. Похоронен в склепе еп. Горно-Карловацкого Лукиана (Мушицкого) на кладбище в Карловаце. Соч.: Opmorpaфuja српска. Будим, 1836; О cyдjex церковних cbjamuja bocmoчhuja coбophuja и anocmoлckuja церкве, jaжe во державах abcmpujuckux. [Карловац], 1844; Граматика цepkobho-cлabjahckaro jaзuka. Вена, 1851.

http://pravenc.ru/text/186975.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕОФИТ (Бенин Никола Поппетров; 1793, г. Банско, ныне Болгария - 4.01.1881, Рильский мон-рь), архим., игум. Рильского монастыря в 1860-1864 гг., переводчик, писатель. Начальное образование получил в Банско у своего отца, свящ. Петра Бенина. С 1811 г. в Рильском монастыре учился живописи у Т. Вишанова , в Болгарско-греческом уч-ще изучал греч. язык. В 1818 г. принял монашество с именем Неофит. В период с 1821 по 1827 г. учился в греч. школе в г. Мелник, где начал работу по составлению греческо-болг. словаря (Словарь греко-славянский. Цариград, 1852). В 1827 г. в г. Самоков открыл Славяно-греческое уч-ще (действовало до 1831) и был секретарем греч. митр. Самоковского Игнатия. В 1831-1833 гг. был секретарем Рильского монастыря, потом ездил по разным городам для сбора милостыни на ремонт обители после пожара. В 1834-1835 гг. в Бухаресте слушал лекции по педагогике. В этот период составил «Болгарскую грамматику» (Болгарска грамматика. Крагуевац, 1835), издал т. н. Взаимно-заучиваемые таблицы (Взаимноучителни таблици. Крагуевац, 1835. Букурещ, 1848) и «Священный краткий катехизис» (Крагуевац, 1835). Затем работал учителем в школе в Габрово, одном из главных центров болгарского возрождения, в обучении отдавал приоритет болг. языку. Занимался подготовкой учителей для работы в др. школах. Сербский кн. Милош Обренович (см. в ст. Обреновичи ) предложил ему принять епископский сан в Сербской Православной Церкви, но М. отказался. После недолгого проживания в мон-ре близ Пловдива и на Афоне он учительствовал в 1837-1839 гг. в г. Копривштице. В 1839-1848 гг. жил в Рильском мон-ре, преподавал в монастырской школе, занимался составлением б-ки, переводами и писательством. По поручению Лондонского библейского об-ва при помощи серба К. Огняновича перевел с церковнослав. языка на болгарский НЗ (Смирна, 1840), но К-польская Патриархия в 1841 г. запретила распространение этого перевода якобы из-за допущенных в нем ошибок.

http://pravenc.ru/text/2564984.html

Михаил, архиепископ Минский и Бобруйский (Голубович) Родился 8 ноября 1803 года в Брестском уезде Гродненской губернии в семье униатского священника. 14 сентября 1828 года, по окончании Главной духовной семинарии при бывшем Виленском университете, рукоположен во священника (тоже униатского). 27 ноября того же года назначен инспектором Жировицкой духовной семинарии. С 10 февраля 1829 года – доктор богословия канонического права. С 7 сентября 1833 года – вице-председатель Литовской униатской консистории. В 1835 году возведен в сан протоиерея. В 1839 году принят в общение с Православной Церковью. В том же году 27 июня пострижен в монашество, а 29 июня возведен в сан архимандрита Бытенского Петропавловского монастыря. 8 сентября 1839 года хиротонисан во епископа Пинского, викария Минской епархии. 28 января 1840 года переведен епископом Брестским, викарием Литовской епархии. С 1 марта 1848 года – епископ Минский и Бобруйский. 19 апреля 1853 года возведен в сан архиепископа. 23 января 1868 года, согласно поданному прошению, уволен на покой с пребыванием в Жировицком монастыре. Скончался 6 марта 1881 года. Преосвященный Михаил был одним из видных деятелей по воссоединению униатов с Православной Церковью и ближайшим сотрудником митрополита Иосифа (Семашко , † 1869). По отзыву своего предшественника, «преосвященный сумел выполнить долг православного иерарха и в то же время привлечь к себе расположение образованных людей без различия исповедания и национальности. Плодами такого отношения его к людям, кроме приобретения им всеобщей любви, было то, что многие из польских помещиков Минской губернии жертвовали на православные храмы деньги и строительные материалы». Большое внимание уделял преосвященный Михаил делу развития просвещения. С первых же дней своего управления епархией владыка занялся устройством духовных училищ. Владыка Михаил был первым, кто созвал в 1865 году собрание благочинных своей епархии для обсуждения вопросов религиозного воспитания и нравственности. Его примеру последовали епископы других епархий. Его стараниями были заведены церковные училища в каждом приходе. По отчету самого преосвященного, таких церковно-приходских школ в Минской епархии насчитывалось более пятисот, в которых обучалось И тысяч учащихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Первое упоминание села Глубокое в письменных источниках относится к 1565-1587 годам. В 1830 году имение Глубокое у генерал-майора В.В. Чичагова приобрёл князь Михаил Александрович Дондуков-Корсаков (1794-1869). Он участник Отечественной войны 1812 года, с 1833 г. исполнял должность попечителя Санкт-Петербургского учебного округа. Во время Крымской войны 1855-1856 гг. М.А. Дондуков-Корсаков был назначен начальником подвижного ополчения Псковской губернии, с 1860 г. в отставке. Здесь прошли детские и юношеские годы князя Александра Михайловича Дондукова-Корсакова (1820-1893), генерал-адъютанта, генерала от кавалерии, члена Государственного Совета, участника Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., кавалера ордена Святого Андрея Первозванного. С апреля 1878 г. он был Верховным русским комиссаром в Болгарии, проводил работу по налаживанию военного, административного, финансового, судебного управления страной. В Глубоком прошло и детство его сестры Марии Михайловны Дондуковой-Корсаковой (1827-1909). Княжна посвятила себя благотворительности, ею устроена община Святой Марии Магдалины в селе Буриги Порховского уезда, в которой она работала рядовой сестрой милосердия, устраивала школы для крестьянских детей, в здешнем селе Глубокое организовала училище с общежитием для учеников, воспитанники находились на её содержании, а их родители получали материальную помощь. В Петербурге она посещала тюрьмы, вела с женщинами религиозно-нравственные беседы, учила их грамоте. В годы Русско-турецкой войны работала сестрой милосердия в госпитале. В 1865 г. её сестра княжна Софья Михайловна Дондукова-Корсакова вышла замуж за графа Петра Александровича Гейдена (1840-1907). Он и стал последним владельцем имения. С 1890 г. граф поселился в Глубоком. В 1895-1905 гг. Гейден занимал пост президента Вольного экономического общества, был одним из создателей Союза 17 октября и Партии мирного обновления, в 1906 г. граф был избран депутатом I Государственной Думы. П.А. Гейден был похоронен в селе Глубокое возле церкви. В первую годовщину смерти Гейдена почтить его память сюда приезжал Петр Аркадьевич Столыпин, очень ценивший Гейдена. Премьер-министр поклонился памяти графа, возложил цветы на его могилу, присутствовал на поминальном вечере. Дочь Гейдена, графиня Варвара Петровна Волкова, прожила почти 90 лет в эмиграции. Книгу о графе П.А. Гейдене написала Присцилла Рузвельт, внучатая племянница американского президента Рузвельта. Деревянный усадебный дом в 30 комнат строился с 1830-х годов, был построен в 1870-1880 гг. После революции здесь устроили приют для сирот, в 1929 г. дом сгорел. Комсомольцы разбили саркофаг, надругались над прахом П.А. Гейдена. От имения сейчас еще сохраняются хозяйственные постройки, дом для прислуги.

http://sobory.ru/article/?object=07664

Псков. Домовая церковь Спаса Преображения при бывшем кадетском корпусе. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Псков, с его статусом военно-пограничного города, в XIX столетии сформировал базу не только для дислокации военных лагерей и дивизионных штабов, но также развитую сеть обучения военному делу, яркой иллюстрацией которой является история здания Псковского Кадетского корпуса. За 36 лет Псковский Кадетский корпус дал России таких замечательных выпускников, как генерал А. М. Крымов, военные историки Н. Е. Духанин и П. Н. Симанский, военный теоретик А. К. Келчевский, художник П. Митурич и другие. Изменение назначения здания из Присутственных мест в учебное заведение потребовало его расширения и приспособления. Строительство домовой церкви было запланировано еще в 1833 г., но средств не хватало и в 1836 г. командир второй учебной бригады военных кантонистов полковник Вохин обратился к порховскому I гильдии купцу и коммерции советнику С. Д. Воронину с просьбой о пожертвовании на строительство храма. На 18000 руб., пожертвованных С. Д. Ворониным, было начато строительство домовой церкви, алтарь которой освятили 6 августа 1836 г. Постройка церкви производилась под наблюдением особой комиссии и была окончена в 1840 г. Церковь была расположена в центральной части здания, с выходом на южный фасад алтарной апсиды, заменившей портик. В архитектурно-планировочном отношении здание дополнилось крупным объемом, интерьер обогатился двухсветным сводчатым залом с колоннами и двумя парадными лестницами. Функционально пространство храма обеспечило сбалансированную связь между боковыми крыльями здания. Однако в конструктивном отношении центричное размещение храма породило ряд проблем. Для его устройства были разобраны капитальные стены и своды в пределах 8 центральных осей здания. В предшествующие ремонты в боковых помещениях неравномерно растесывались и разбирались перегородки и своды. Все это создало предпосылки для последующих локальных деформаций здания. Последовал целый ряд конструктивных изменений здания.

http://sobory.ru/article/?object=38244

Святитель Иннокентий, митрополит Московский Святитель Иннокентий, митрополит Московский (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов), родился 26 августа 1797 г. в селе Ангинском Иркутской епархии в семье пономаря. Мальчик рано усвоил грамоту и с 7 лет уже читал Апостол в церкви. В 1806 г. его отдали в Иркутскую семинарию. Здесь, как лучшему воспитаннику, юноше дали фамилию Вениаминов, в честь почившего Иркутского архиепископа Вениамина († 8 июля 1814 г.). 13 мая 1817 г. он был рукоположен в диакона к Благовещенской церкви Иркутска, а 18 мая 1821 г. - во священника. С 1823 г. началось миссионерское служение будущего Апостола Америки и Сибири. 45 лет отдал Святитель Иннокентий делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края, совершая свой апостольский подвиг в суровых условиях, с большими опасностями для жизни. Святитель Иннокентий крестил десятки тысяч людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них основам христианской жизни. Много помогало ему в трудах знание различных ремесел и искусств. Святитель Иннокентий был замечательным проповедником. Совершая литургии, молебны и всенощные бдения, он неизменно наставлял паству. Во время многочисленных поездок святитель Иннокентий изучал язык, быт и нравы народов, среди которых проповедовал. Его труды по географии, этнографии и языкознанию получили мировую известность. Он составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевел на него Катехизис, Евангелие и многие молитвы. Одно из лучших его произведений " Указание пути в Царство Небесное " (1833 г.) переведено на разные языки малых народов Сибири и выдержало более 40 изданий. Благодаря трудам святителя Иннокентия в 1859 г. впервые услышали Слово Божие и богослужение на своем родном языке якуты. 29 ноября 1840 г. митрополит Московский Филарет совершил пострижение отца Иоанна в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского. 15 декабря архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. 21 апреля 1850 г. епископ Иннокентий был возведен в сан архиепископа.

http://patriarchia.ru/db/text/913857.htm...

Кинель-Черкассы. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Вознесения Господня , Иоанна Предтечи , Казанской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1833 и 1852. Ссылки:     Адрес: Россия, Самарская область, Кинель-Черкасский район, село Кинель-Черкассы, ул. Советская, 2 Координаты: 53.467358, 51.496503 Проезд: Из Самары на автомобиле: выезд из города через п. Зубчаниновка, далее по Аэропортовскому шоссе выйти на трассу Р-225. Двигаться по трассе прямо до указателя поворота в село Кинель-Черкассы, въехать в село по улице Калинина, двигаться прямо по этой улице, которая переходит в улицу Ефремова. Доехать ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Самары на автомобиле: выезд из города через п. Зубчаниновка, далее по Аэропортовскому шоссе выйти на трассу Р-225. Двигаться по трассе прямо до указателя поворота в село Кинель-Черкассы, въехать в село по улице Калинина, двигаться прямо по этой улице, которая переходит в улицу Ефремова. Доехать по ул. Ефремова до пересечения с улицей Советской. Церковь расположена с правой стороны на пересечении указанных улиц. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм в честь Вознесения Христова в селе Кинель-Черкассы строился с 1833 по 1852 годы. Службы начались в 1839 году и никогда не прекращались, Вознесенский храм – один из трех храмов Самарской области, которые не закрывались и в годы гонений на церковь. Старинный храм трёхпрестольный, главный престол освящен в 1852 году в честь Вознесения Христова. Этот год считается датой основания церкви. Северный придел храма освящён в честь иконы Казанской Божией Матери 13 октября 1852 года. Южный придел освящён в честь усекновения главы Иоанна Предтечи и Крестителя Господня 4 января 1840 года. Построен на средства прихожан вместо деревянной сгоревшей церкви. Фундаментное основание ее выполнялось из бутового камня в несколько слоев. Пустоты между бутом засыпались песком, который брали напротив церкви, из-за чего впоследствии здесь образовался котлован. Строилась церковь из особого красного кирпича, который скрепляли раствором с использованием куриных яиц.

http://sobory.ru/article/?object=30706

Уфа. Церковь Александра Невского. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь на Александровской площади дореволюционной Уфы в начале улицы Приютской (ныне Кирова, 1) уфимцы называли Александровской, но полное название — храм святого благоверного князя Александра Невского. Первый камень в фундамент храма заложил император Александр I, посетивший Уфу в 1824 г. во время своего путешествия по Оренбургской губернии (Оренбург, Уфа, Стерлитамак, Бирск, Златоустовский и Саткинский заводы, Илецкая защита). Строилась церковь на средства Уфимского Дворянского собрания, вероятней всего, по проекту столичного архитектора Висконти, была освящена в 1836 г. Была обнесена чугунной оградой каслинского литья. На колокольне находилось 8 колоколов. По названию храма площадь перед ним называлась раньше Александровской. Наряду с Соборной площадью, она была спроектирована в 1819 г. столичным архитектором В.И. Гесте как ансамбль зданий в стиле классицизма, а затем застроена в соответствии с проектом. Этой площади была предназначена роль архитектурной доминанты северо-западной части города с тем, чтобы в северо-восточной его части располагалось ее зеркальное отражение – Приютская площадь, на которой В.И. Гесте был также запланирован храм (Рождество-Богородская церковь была здесь возведена лишь в начале XX в.). Александровская церковь стала главным украшением площади, для строительства был использован естественный холм, позволивший на несколько метров поднять храм, сделать его удобным для обозрения со значительного расстояния. В результате в нарушение правил регулярного градостроительства XIX в. Александровская площадь оказалась расположена асимметрично к другим городским площадям, а улица Александровская (ныне К. Маркса), огибающая храм с запада, была искривлена полукругом. Александровская площадь архитектурно оформилась в 1840-е гг., когда был достроен храм и два двухэтажных корпуса казарм Уфимского линейного батальона (1833–1840 гг.). Отсюда еще одно название площади – «Казарменная».

http://sobory.ru/article/?object=37166

6 октября — прославление святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского 6 октября 2008 г. 00:00 Святитель Иннокентий, митрополит Московский и апостол Америки и Сибири (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов), родился 26 августа 1797 г. в селе Агинском Иркутской епархии, в семье бедного пономаря. Мальчик рано усвоил грамоту и с 7 лет уже читал Апостол в церкви. В 1806 г. его отдали в Иркутскую семинарию. Здесь, как лучшему воспитаннику, юноше дали фамилию Вениаминов, в честь почившего Иркутского архиепископа Вениамина (+ 8 июля 1814 г.). После окончания Иркутской духовной семинарии в 1817 г. Иоанн начал свое церковное служение в сане диакона, а затем священника в Благовещенском храме Иркутска, проявив себя ревностным и усердным пастырем. В 1824 г. вместе с другими священнослужителями он получил от епархиального начальства приглашение на миссионерское служение на Алеутских островах. Вначале он отказался, но затем, вняв призыву Божьему потрудиться на ниве духовного просвещения, дал свое согласие. 45 лет отдал святитель Иннокентий делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края. Неутомимый миссионер, Иннокентий сумел овладеть алеутским языком и различными наречиями северных племен. Переплывая с острова на остров, часто подвергаясь смертельной опасности, претерпевая нужду и лишения, он крестил тысячи людей и строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них основам христианской жизни. Его трудами были переведены на алеутский язык Святое Евангелие, катехизис и некоторые богослужебные книги. Редкие часы отдыха будущий святитель посвящал метеорологическим наблюдениям, вел этнографические записи, описывал быт и нравы местных жителей. В 1833 г. святитель Иннокентий написал на алеутском языке одно из лучших творений православного миссионерства — «Указание пути в Царствие Небесное». В 1840 г. священник Иоанн Вениаминов прибыл в Петербург, чтобы напечатать осуществленные им научные труды и переводы Священных книг на алеутский язык. К этому времени он овдовел. По решению Священного Синода он, после пострижения в монашество, принял рукоположение во епископа Камчатского и Алеутского.

http://patriarchia.ru/db/text/51628.html

епископ Порфирий (Успенский) ( 20.09.1804–1.05.1885) Дневники История Поместных Церквей Нравственно-аскетические труды Патрология Письма Священное Писание Ветхого Завета Церковная археология Церковное искусство епископ Порфирий (Успенский) Епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии. Востоковед, византолог, археолог и палеограф. Инициатор, организатор и первый начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. Почётный член ИППО. Биография В миру - Константин Александрович Успенский, был сыном соборного псаломщика г. Костромы. Первоначальное образование получил в Костромском Духовном Училище и Костромской Семинарии, высшее — в С.-Петербургской Духовной Академии (1829 г.). перед окончанием курса был пострижен в монашество; 18-го сентября получил степень кандидата, 20-го был рукоположен в сан иеродиакона и 25-го сентября — иеромонаха. Прослужил около 10 лет в разных учебных заведениях России (законоучителем во 2-м Кадетском корпусе, профессором богословских наук в Одесском Ришельевском Лицее, ректором Одесской Духовной Семинарии). С 20-го мая 1833 года - архимандрит. 1-го мая 1834 был назначен настоятелем Одесского Успенского монастыря, с 15-го ноября 1840 г. - настоятелем церкви при Императорской российской миссии в Вене. В конце 1842 г. командирован на Восток для ознакомления с нуждами православия в Палестине и Сирии. Назначение это, а затем последующая командировка на Восток в звании начальника первой русской духовной миссии в Иерусалиме (1847 г.) и, в связи с этим, неоднократные путешествия его по разным восточным монастырям и местностям, изобилующим памятниками старины, определили характер научной деятельности ο. Порфирия. Деятельность эта была весьма разностороння и плодотворна: при жизни преосвященного Порфирия издано свыше 70-ти ученых трудов (исследований и материалов). Будучи человеком широко образованным, хорошо знавшим классические и новые языки, обладая пытливым умом и неутомимой энергией, ο. Порфирий совмещал в себе много данных для успешного изучения прошлого и современного состояния Востока. Этим объясняется как обилие собранного им материала, так и вдумчивая обработка его, выразившаяся в целом ряде ценных, иногда даже капитальных произведений. Этим объясняется и поражающая знакомых с печатными и рукописными трудами преосвященного Порфирия многосторонность охватываемых его кругозором предметов и энциклопедическое обилие делаемых им сообщений и изысканий по поводу означенных предметов. Богословие, философия, история, юриспруденция, архитектура, ваяние, живопись, даже медицина, — ничто не ускользало от пытливого ученого, погруженного в архивную пыль. Вдумчивый и тонкий ценитель виден в нашем ученом и при его рассуждениях о современном ему положении православия на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010