14 сент. 1823 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры еп. Ревельским Григорием (Постниковым) И. был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем 2-классного тихвинского Успенского мон-ря. 23 сент. сдал дела на Коневце. 29 сент. указом Новгородской духовной консистории был определен также благочинным тихвинских монастырей и членом Тихвинского духовного правления. 14 окт. прибыл в Тихвин. 24 февр. 1824 г. назначен также благочинным по Александрову Свирскому монастырю . По распоряжению Новгородской консистории, получив в дек. 1827 г. соответствующие материалы, к нояб. 1828 г. составил службу прп. Александру Ошевенскому , его Житие, написал слово на его память. Указом консистории от 23 марта 1829 г. предполагалось перевести И. настоятелем 1-классного Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мон-ря , но вслед. прошения и по слабости здоровья указом Синода от 29 мая И. был оставлен в Тихвине. При И., начиная с 1831 г., были выполнены драгоценные оклады на иконы теплой церкви, включая храмовую Рождества Пресв. Богородицы. На пожертвование гр. А. А. Аракчеева вызолочена риза на местном образе Успения Пресв. Богородицы в соборе. Были написаны новый храмовый образ (1831) для Иоанно-Богословского придела, др. иконы. По инициативе настоятеля чудотворная Тихвинская икона была украшена золотой ризой (весом 21 фунт 38 золотников) с драгоценными камнями (1835-1836), изготовлен напрестольный серебряный золоченый ковчег (1849). Гр. Д. Н. Шереметев подарил к чудотворной иконе серебряный подсвечник (1843). При И. регулярно ремонтировали собор, теплую церковь, келейные корпуса и др. здания; были построены новые кельи (1831); были разбиты огород (1830) и фруктовый настоятельский сад (1839); пополнилась ризница. Мон-рь посещали вел. князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич (1850). По делам обители И. посещал Новгород, в частности в 1843 г. побывал в Хутынском и Юрьевом монастырях, встречался с архиереем и А. А. Орловой-Чесменской , к-рая помогала Тихвинскому мон-рю.

http://pravenc.ru/text/389185.html

  Канон Великий. – Нижний Новгород: Редакционно–издательский центр Нижегородского епархиального управления, 1994.   Канон Великий. – Новосибирск, 1996.   Канон Великий. – Свято–Троицкая Сергиева лавра, 2003.   Канон Великий. – СПб., 1992.   Колодец покаянных слов. – М.: Новая Святая Русь, 1998.   Пасхальный канон свт. Андрея Критского/Публ. и пер.: прот. Сергей Правдолюбов. – М., 1996.   Похвальное слово Святителю и Чудотворцу Николаю//Христианское чтение. – СПб.,  1834. – Т. IV.    Проповеди//Воскресное Чтение. – СПб., 1853.   Проповеди//Избранные слова в честь Пресвятой Богородицы. – СПб., 1868.   Проповеди//Прибавления к Церковным ведомостям. – 1898.  36.   Слово на Благовещение Пресвятыя Богородицы//Христианское чтение. – СПб.,  1829. – Т. XXXIII.    Слово на всеславное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня//Христианское чтение. – СПб.,  1839. – Т. III.    Слово на Рождество Пресвятыя Богородицы//Воскресное чтение. – Киев, 1853. – Т. 17.   Слово на Рождество Пресвятыя Богородицы//Христианское чтение. – СПб.,  1836. – Т. III. То же: СПО.    Фрагменты сочинений//Жития святых.  – Кн. 12 – Месяц июль.    Публикуется последняя, четвертая часть перевода покаянного канона св. Андрея Критского. Продолжаем публикацию перевода покаянного канона св. Андрея Критского. Продолжаем публикацию перевода покаянного канона св. Андрея Критского. В дни начала Великого поста предлагаем вниманию читателей портала перевод на русский язык Великого покаянного канона святого Андрея Критского. Части канона будут публиковаться ежедневно в течение первых четырех дней поста. Преподобный Андрей, архиепископ Критский, оставил нам богатое письменное наследие. Наиболее известным его трудом является всем знакомый покаянный канон, читаемый на Первой и Пятой седмицах Великого поста. Портал Богослов.Ru предлагает вниманию своих читателей перевод менее известного текста святого автора. Это Слово посвящено событию Усекновения главы Иоанна Предтечи. Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru.

http://bogoslov.ru/person/2597470

Автор: Николай Фролов (из статьи " Село Санниково " ) Село Санниково находится в 20 верстах от уездного города Коврова и в 95 верстах от Владимира. В старинные времена в селе церковь была в честь Рождества Пресвятой Богородицы, зданием деревянная с таковою же колокольнею. В окладных книгах патриаршего казенного приказа 1635 г. записана церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Санникове в вотчине стольника князя Василия Ромодановского, а под 1672 г. помечено, что отдана Суздальскому архиепископу. Богорождественская церковь существовала в селе до 40-х гг. XIX ст. В период 1836-48 гг. вместо деревянной церкви усердием прихожан построена каменная пятиглавая церковь с каменною колокольнею и главный престол ее освящен в 1848 г. в честь Св. Живоначальной Троицы, а теплый придельный освящен в 1840 г. в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь стала именоваться Троицкой. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена богато. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1829 г.; опись церковного имущества составлена в 1886 г. и хранится в церкви. К церкви приписаны церкви Воскресенская села Мисайлова и Петропавловская села Петровского. Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причт получает: от земли и требоисправлений 100 руб., от процентного капитала 16 руб., а всего 116 руб. в год. Дома у причта собственные, построенные на церковной земле. Приход: село и деревни: Рябинницы, Душкино, Кашуково, Глазково и Князь-Михайлово, расстоянием от церкви от 1 до 5 верст. Всех дворов в приходе 36, душ муж. пола 114 и жен. пола 114 душ. С 1889 г. в селе существует земское народное училище и помещается в собственном здании, построенном купцом Годаловым. В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=03803

В 1922 г., в связи с созданием Задонского викариатства Воронежской епархии, Успенский городской собор стал именоваться кафедральным… В августе 1930 г. «готовясь» к празднику св. Тихона Задонского, местная власть сбросила с соборной церкви большой колокол, мелкие осколки которого прихожане собирали и уносили домой. Успенский собор был закрыт после октября 1937 г… А.Ю. Клоков, Л.А. Морев, А.А. Найденов «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Задонский район. Часть I» Успенский собор в г. Задонске с приделами по правую сторону – архангела Михаила и по левую – св. Тихона Амафунтского первоначально был заложен в 1797 г., приделы в нем были окончены и освящены в 1800 г., а главный алтарь освящен в 1809 г.; строение производилось иждивением прихожан. В 1832 г. придельная церковь была распространена и вновь освящена. В 1838 г. настоящая была распространена крестообразно, увеличен был алтарь. В 1867 г. алтарь главного престола и церковь настоящая покрашены масляною краскою, стены расписаны священными изображениями; пол вместо плитяного сделан дощатый. Иконостасы и престолы устроены новые и 29 мая 1867 г. освящен главный престол архиепископом Серафимом. В 1878 г. возобновлена придельная церковь: устроены вновь иконостасы по серебряному полю с золоченою резьбою, стены трапезной расписаны орнаментами масляною краскою, а цоколь разделан под мрамор; простой работы пол заменен клееным в квадрат из дубовых досок полутороаршинными рамами, западная дверь заменена новою двойною с зеркальными стеклами. В том же году придел св. Тихона Амафунтского освящен 23 декабря, а 4 февраля 1879 г. освящен и другой алтарь во имя архангела Михаила. Успенский храм наименован собором 19 мая 1829 г. Храм каменный обнесен в 1836 г. каменною оградою. Придельная церковь теплая, а главная – холодная. При соборе нет ни подцерковной земли, ни домов, но причт получает % с капитала 2171 руб. за поминовение родственников вкладчиков. К собору приписаны: в г. Задонске церковь св. Тихона и Архангельская в селе Уткине. Причт состоит из 1 протоиерея, 2 священников, 2 диаконов и 4 псаломщиков. В приходе прихожан около 3000 душ.

http://sobory.ru/article/?object=02077

Время первоначального основания в селе церкви неизвестно; но в начале XVII столетия она уже существовала и освящена была в честь Святителя и Чудотворца Николая, как это видно из челобитной священника села Мельничного, писанной в 1632 году, в которой сказано: «Царю, Государю и Великому Князю Михаилу Феодоровичу, всея Руссии, и Великому Государю Святейшему Патриарху Филарету Никитичу Московскому и всея Руссии, бьет челом и являет нищий, Ваш Государев, богомолец, Суздальской Архиепископии, Дорковския десятины, сельца Мельничнова, Никольский поп, Алексеище Игнатьев, Шуи города, на дворника князь Григорья Васильевича Мещерскаго, и Петра Ивановича Внукова, на Тимку Нефедьева». В 1711 году, вместо обветшавшей деревянной церкви, построена была новая деревянная церковь и освящена в прежнее наименование – в честь Святителя и Чудотворца Николая; в 1822 году при сей церкви построена была теплая каменная церковь во имя Св. Апостола Иакова, брата Господня, с таковою же колокольнею. В 1836 году деревянная Николаевская церковь за ветхостию была упразднена, а вместо нее построена ныне существующая каменная церковь. В 1869 году в теплой Иаковлевской церкви устроен придел – в честь Преображения Господня. Таким образом, в настоящее время в церкви три престола: в холодной – в честь Святителя и Чудотворца Николая и в теплой – во имя Св. Апостола Иакова, брата Господня, и в честь Преображения Господня. Из священных церковных древностей, имеющихся в церкви, особенное внимание заслуживают: а) древняя икона Святителя и Чудотворца Николая, почитаемая прихожанами и окрестными жителями за чудотворную; б) напрестольный сребропозлащенный крест; в нем вложен серебряный ковчег, на лицевой стороне коего изображена икона Божией Матери, а внутри его находятся частицы св. мощей разных святых, лики коих изображены на задней стороне ковчега; в) наперсный крест, с надписью на задней стороне: «кавалера князя Шуйскаго». Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1805 года и исповедных росписей с 1829 года. Опись церковного имущества составлена в 1894 году, – также хранится в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Кладбище у церкви существовало до 1897 г., а потом было закрыто и засажено тополями и березами. На протяжении ряда последних лет ведутся работы по реставрации Воскресенского храма, пострадавшего за годы советской власти. Ю.А. Соколов " Устьянские церкви " Храм Святого Николая Чудотворца (церковь Воскресения Христова) находится на Воскресенском погосте с. Устье. Воскресенский погост расположен на мысу в том месте, где река Петровка впадает в реку Кубену. Первой каменной церковью погоста была церковь Воскресения Христова. Церковь, построенная в 1763-1773 гг., была пятиглавой. С запада к основному объёму церкви примыкала паперть, здесь же находилась многоярусная колокольня. С востока располагались два полукруглых алтаря. До настоящего времени эти части церкви не сохранились. Храм Николая Чудотворца располагался в одну линию с Воскресенским храмом к северу от него. План и фасад храма Николая Чудотворца были взяты с кафедрального Воскресенского собора в городе Вологда, храм в Устье по своим размерам значительно больше. План церкви был разработан Павлом Иконниковым, священником Вологодского собора, в марте 1818 года. Епископ Вологодский и Устюжский Преосвященный Онисифор утвердил план храма 2 апреля 1818 г. В 1819 году началось производство кирпича для храма крестьянами Закуштской волости, а в 1820 году начали строительство храма. Первый этаж церкви выложил в 1820-1822 гг. ярославский крестьянин Спиридон Емельянович Орлов. В 1823- 25 гг. шла заготовка строительного материала для храма: кирпича, леса, железа и т. д. Верхний этаж церкви построили в 1826-1829 гг. Церковь была чёрным железом. В 1831 году проводились работы по внутренней отделке нижнего этажа: сделали деревянные полы, печи, была выполнена штукатурка. Отделка верхнего этажа проводилась в 1832-36 гг. Работы по устройству иконостаса продолжались с 1834 г. по 1835 г. Строительство храма завершилось в 1836 году. В книге Александра Розанова «Воскресенская церковь в селе Устье Кадниковского уезда» (1903 г.) содержится подробное описание расходов на строительство храма.

http://sobory.ru/article/?object=10181

Крупнейший галицко-русский историк Денис Зубрицкий родился в 1777 году в селе Батятичи Жолковского уезда нынешней Львовской области. Систематическое изучение галицко-русской истории начал с исследований в области карпаторусского фольклора, опубликовав в 1823 году свою статью «О галицких народных песнях». В 1829 году Зубрицкий становится членом Ставропигийского института во Львове, выросшего из знаменитого Успенского православного братства – средоточия русской культуры. В 1830 году Денис Иванович становится управляющим Ставропигийской типографией, упорядочивает архив ставропигии. Первый исторический труд Зубрицкого «Греко-кафолическая Ставропигиальная церковь во Львове и соединенный с ней Институт» был напечатан по-немецки во Львове в 1830 году. На то время это была уникальная работа, в которой было собрано все, что только было известно о Ставропигийском братстве и вообще о Галицкой Руси. В 1836 году на польском языке выходит его же книга «Исторические исследования о русско-славянских типографиях в Галичине». Одновременно начинается и активное научное и общественное сотрудничество Зубрицкого с Россией. В 1838 году в «Журнале Министерства народного просвещения» выходит работа ученого «О славяно-русских типографиях в Галиции и Ладомерии», в которой речь идет, в первую очередь, о типографии Св. Успенского православного братства во Львове, основанной Иваном Федоровым. В этой типографии только на рубеже 16-17 в. В было издано. более 300 наименований православной апологетической литературы. В 1837 году выходит «Очерк истории русского народа в Галичине и церковной иерархии в том же королевстве». В то же время выходит знаменитая «Летопись Ставропигийского братства», вышедшая в России в «Журнале министерства народного просвещения» в 1849-50 г.г. под заглавием «Летопись Львовского Ставропигийского братства». Работа является уникальным описанием истории создания и деятельности крупнейшего церковного Свято-Успенского братства по защите Православия и русской культуры от латино-польского геноцида.

http://pravoslavie.ru/5244.html

Общее число принявших Православие евреев-кантонистов с 1836 по 1862 годы составило 33 642 человека. Многие евреи (и не только кантонисты) обращались в Православие в результате собственного духовного поиска. Так, дед известного русского пианиста и композитора Антона Рубинштейна (1829–1894) крестился и перевел в Православие всю свою большую семью, когда они жили в католической Италии. Приведем еще несколько ярких примеров. Уже зрелым человеком, имеющим образование и докторскую степень, обратился в Православие Даниил Хвольсон (1819–1911). Он был крупным ученым, четверть века преподавал еврейский язык и библейскую археологию в Петербургской духовной академии. Много работал над библейскими переводами. Им было сделано почти две трети синодального перевода ветхозаветных книг, имеющих древнееврейский оригинал. Принимал участие в создании синодального перевода ветхозаветных текстов и Василий Андреевич Левисон (1807–1869). До своего обращения был раввином в Веймаре (Германия). Получил отличное образование в Геттингенском и Вюрцбургском университетах. Знакомство с Новым Заветом привело его к христианству, но протестантизм не казался ему аутентичным христианством, и он решил познакомиться с Православием, в чем ему помог протоиерей Стефан Сабинин, служивший в православном храме Веймара. В результате этого знакомства раввин Левисон в 1838 году обратился к русским властям с ходатайством о принятии подданства и крещения в Русской Православной Церкви. Год спустя ходатайство было удовлетворено, и после крещения Василий Андреевич был назначен профессором еврейского языка в Санкт-Петербургскую духовную академию. Известно, что святитель Филарет (Дроздов) неоднократно пытался поставить его руководителем миссии среди иудеев, но не смог добиться разрешения от властей, которые не были заинтересованы в активной миссии среди иудеев. Однако В.А. Левисон все же принимал участие в деле распространения и укрепления Православия среди евреев, в частности известно, что все свое состояние он употреблял на пособие евреям, обратившимся в христианство. Также по благословению святителя Филарета он перевел на еврейский язык весь Новый Завет и литургию святителя Иоанна Златоуста, которые предполагалось использовать в миссионерской деятельности.

http://pravoslavie.ru/28793.html

С северной стороны под храмом был устроен фамильный склеп, где был похоронен храмостроитель статский советник Алексей Сергеевич Мансуров почивший 13 апреля 1829 г. в возрасте 72 лет по старости. Храмостроитель Губернский предводитель дворянства Дмитрий Сергеевич Мансуров 3 февраля 1836 г. в возрасте 78 лет по старости. Похоронен был на отведенном кладбище. 23 марта 1851 года помещица, дочь храмостроителя Анна Алексеевна Загряжская, в девичестве Мансурова продала по купчей крепости принадлежащую ей недвижимое имение в с. Яковлевское и д. Каншиной вдове полковника Анне Петровне Быковой, которая в 1864 г., по ходатайству местного священника и благочинного Михаила Собелева, в память об усопшем ее муже Александре Быкове пожертвовала каменное здание (оранжерею) для устройства теплого храма во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского. Храм был освящен 28 августа 1866 г. (ст.ст) Его Преосвященством Епископом Тульским и Белевским Никандром. Холодный Крестовоздвиженский и теплый Александроневский храм, расположенные почти друг против друга и разделенные барской аллеей, составляли архитектурный храмовый комплекс, о чем свидетельствует карта первого генерального межевания 1777 г. и последующих межевых дел. Церковные службы в приходе церкви Воздвижения Животворящего Креста Господня, так называемой холодной, проходили в теплое время года. В храме во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского (теплом) Богослужения проходили зимой. 6 ноября 1866 года, прихожане Тульского уезда, села Яковлевскаго, было открыто приходское попечительство, где единодушно избрали председателем попечительства приходского священника Михаила Соболева. В августе 1861 года в селе было открыто приходское училище (40 мальчиков и 2 девочки). В 1867 году открыта библиотека. В 1898 году в селе Яковлевское Тульского уезда было начато строительство на средства попечителя коллежского советника Александра Дмитриевича Лебедева нового здание приходской школы. Школа была открыта 25 октября 1898 г. В холодной церкви Животворящего Креста Господня 12 сентября 1905 г. по случаю очередного ремонта было совершено полное освящение всех 3-х престолов. В первой колокольне с южной стороны храма находились колокола. Во второй с северной стороны располагались ризница и библиотека, насчитывающая 115 томов.

http://sobory.ru/article/?object=07489

Сщмч. Иувеналий Аляскинский и мч. Петр Алеут. Икона. Ок. 1980 г. Иконописец прот. Феодор Юревич В ином варианте повествования передан рассказ местных жителей рус. матросам: «Он обращал нас к своему Богу, а мы... привязали его к дереву; но уже, совсем мертвый, три раза восставал и снова начинал убеждать нас, доколе, наконец, не отдали мы его на съедение нашим соседям» ( Муравьёв. 1836. С. 153). Эта версия обстоятельств гибели И.- наиболее ранняя, но каннибализм не был свойствен местным жителям. Согласно др. версии, И., ориентируясь на голоса людей, подошел к лагерю одного из воюющих племен в районе оз. Илиамна. Стражники, заметив приближающегося человека, посчитали его неприятелем и, приняв в сильном тумане крест в его руках за оружие (или восприняв крестное знамение как жест агрессии), стали стрелять. Согласно рассказу 104-летнего местного жителя, записанному миссионером диак. Василием Орловым, и другим источникам, И. отправился на север, прошел вдоль р. Нушагак и от верховьев р. Кускоквим (Кускокуим) по ее течению вышел на юго-запад Аляски, побережье Берингова м. к зал. Кускоквим. У пос. Куинхагак (Квингагах, Квынкхак, ныне Кинегнак) он погиб от копий и стрел эскимосов-юппиков Центральной Аляски, к-рые действовали по наущению шамана. Убили и провожатого (провожатых) из числа танаинов. Когда шаман или колдун после убийства священномученика надел на себя его крест, то уже не мог совершать языческие обряды и признал силу креста. Именно это место гибели миссионера, а не окрестности оз. Илиамна, является наиболее вероятным, как показал в неопубликованной работе финский исследователь П. Халламаа. Местные предания сообщают также, что тело священника было похоронено в горах ( Oleksa. 1983. Р. 134-137). По дороге к Кускоквиму, на оз. Тугияк (Тогиак), в сев. части Бристольского зал. Берингова м., штурман И. Я. Васильев в 1829 г. видел у мн. аборигенов медные образа и крест, которые, по его предположению, достались им от И., «убитого от сего народа около 1796 г. близ селения Квинты» (Кинегнак) ( Фёдорова. 1979. С. 188). Осенью 1799 г. в Охотском м. при кораблекрушении погиб иеродиак. Стефан.

http://pravenc.ru/text/1237735.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010