Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.) МАРИЯ (Тучкова Маргарита Михайловна, урожд. Нарышкина; 1780 - 1852), игум., основательница Бородинского во имя Нерукотворного образа Спасителя женского монастыря МАРКЕЛЛ (Родышевский (Радышевский) Николай Романович; † 29 нояб. 1742), еп. Корельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии МАРФА (Апарина Марфа Петровна, в схиме Маргарита; ок. 1740-1800), схим., прп. (пам. 1 сент., 18 июня и 28 июля - в Соборе Тамбовских святых), основательница кирсановского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря МЕЛАНИЯ ЕЛЕЦКАЯ (Пахомова Мелания Памфиловна; в монашестве Миропия (?); 1759-1836) затворница елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» женского монастыря МЕЛЕТИЙ (Леонтович Михаил Иванович; 1784 - 1784), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиепископ Харьковский и Ахтырский МЕЛХИСЕДЕК (Значко-Яворский Михаил Карпович; 1716 или 1720 - 1809), игум. Мотронинского во имя Святой Троицы монастыря МЕФОДИЙ (Смирнов Михаил Алексеевич; 1761-1815), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, духовный писатель, педагог МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола МИХАИЛ (Голубович Михаил Алексеевич; 1803-1881), архиеп. Минский и Бобруйский, деятель по воссоединению униатов с правосл. Церковью МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Десницкий Матвей Михайлович; 1761-1821), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович; 1783-1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834)

http://pravenc.ru/rubrics/121790_20.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Церковное устройство МЕФОДИЙ (Смирнов Михаил Алексеевич; 1761-1815), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, духовный писатель, педагог МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола МИХАИЛ (Голубович Михаил Алексеевич; 1803-1881), архиеп. Минский и Бобруйский, деятель по воссоединению униатов с правосл. Церковью МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Десницкий Матвей Михайлович; 1761-1821), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович; 1783-1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834) МОИСЕЙ (Гумилевский Михаил; 1747-1792), еп. Феодосийский и Мариупольский, викарий Екатеринославской епархии МОЛДО-ВЛАХИЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РПЦ, правосл. Церковь на территории Молдавского и Валашского княжеств в 1789-1792 и 1808-1812 гг., в период русско-тур. войн, когда эти территории находились под протекторатом Российской империи МУСИН-ПУШКИН Алексей Иванович (1744-1817), гр., обер-прокурор Святейшего Синода, гос. деятель, археограф, коллекционер, издатель НАЗАРИЙ (Кондратьев Николай Кондратьевич; 1733 (дек. 1736 (?), дек. 1738 (?), 1739 (?)) - 1809), игум., настоятель Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, прп. (пам. 23 февр., 7 авг. в Соборе Валаамских святых, 28 июля в Соборе Тамбовских святых) НЕЧАЕВ Степан Дмитриевич (1792-1860), обер-прокурор Святейшего Синода (1833-1836), действительный тайный советник, сенатор, историк, литератор НИКАНОР († после 1704), архим. Акатова во имя святителя Алексия монастыря, церковный писатель, автор сочинений в стихотворной форме

http://pravenc.ru/rubrics/121792_20.html

Нижняя Салда. Церковь Николая Чудотворца (единоверческая). Кержацкая церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1857 и 1863. Год утраты:Не установлен. Архитектор:А. Белов Адрес: Свердловская область, г. Нижняя Салда, район дома 97 по ул. Карла Маркса Координаты: 58.066142, 60.70402 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Единоверческий приход в селении открыт в 1845 году. Единоверцам была передана раскольническая часовня, построенная в 1829 году, которую единоверцы обратили во временную церковь, пристроивши алтарь и паперть, и освятили 20-го января 1857 года, 29 сентября того же года на средства заводовладельца был заложен новый каменный храм, освященный 2 июля 1867 г. и существующий доныне без изменения. В Верхне-Салдинском заводе есть часовня, построенная заводовладельцем в 1837 году. С 1862 года совершается крестный ход на рыночную площадь для служения молебна, в память бывшего в том году пожара. Для священника имеется дом. Источник: " Приходы и церкви Екатеринбургской епархии " . Екатеринбург, 1902. Первая раскольничья часовня в Нижней Салде была построена в 1758 г., то есть за два года до пуска завода. В 1828 г., простоявшая 70 лет часовня, сгорела. Через год была построена новая, в ней совершали обряды крещения, венчания и отпевания раскольники, а также единоверцы. Старостами при часовне были Захар Петров, Тимофей и Александр Григорьевы Головановы, а также Степан Степанов Голованов. 20 ноября (подругим данным еще в сентябре) 1836 г. по донесению исправника Нижнесалдинского завода часовня была закрыта и запечатана, так как была построена вопреки указу правительства, запрещающего строить раскольничьи часовни. Прихожане были вынуждены проводить моления в крестьянских избах, что тоже преследовалось. Раскольники неоднократно обращались к руководству завода с просьбой распечатать часовню.

http://sobory.ru/article/?object=53850

Николай, епископ Тамбовский и Шацкий (Доброхотов Никифор) Родился в 1800 году в семье диакона Орловской губернии. В 1821 году окончил Орловскую духовную семинарию и определен учителем Севского духовного училища. В 1825 году поступил в Киевскую духовную академию. В 1827 году окончил курс Киевской духовной академии со степенью магистра и назначен профессором в Могилевскую духовную семинарию. В 1828 году пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. С 1829 года – профессор богословских наук и инспектор Санкт-Петербургской духовной семинарии. С 1832 года – ректор Пензенской духовной семинарии и архимандрит Нижеломовского Казанского монастыря. С 1835 года – ректор Ярославской духовной семинарии. 9 апреля 1836 года – архимандрит Ростовского Богоявленского монастыря. 5 июля 1837 года назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии. 27 апреля 1841 года хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. В 1851 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 7 апреля 1857 года уволен на покой, согласно прошению, в Трегуляевский Предтечев монастырь Тамбовской епархии. Скончался 21 октября 1864 года в Трегуляевском монастыре. Епископ Николай в 1849 и 1850 годах внес предложение на рассмотрение духовенства об учреждении в Тамбове училища для девиц духовного звания и ходатайствовал в Святейшем Синоде об открытии этого училища в своем загородном архиерейском доме. Литература: Надеждин А. Н. История Санкт-Петербургской православной духовной семинарии с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства. – СПб., 1885. – С. 27. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. Хитров Г. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. – Тамбов. 1861. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 15. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1414. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872. 301.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Последний шатровый храм Заонежья – Вознесенский в селе Типиницы. Он погиб относительно недавно и среди несохранившихся лучше всего освещен в различных документах. Церковь описана в работах Э. С. Смирновой, В. П. Орфинского и М. И. Мильчика, Л. Петтерссоном были опубликованы его обмерные чертежи (план, разрез и аксонометрия). Первое упоминание в писцовых книгах церкви в Типиницах относится к 1646 г. Тогда здесь стоял храм во имя пророка Ильи. Известно, что непосредственным предшественником Вознесенской церкви был так же Ильинский однопрестольный шатровый храм, построенный в 1660 г. и сгоревший от молнии, простояв около 100 лет. Важно отметить, что в старейшем из обнаруженных документов – Приходно-расходной книге Типиницкой церкви 1769 г. речь идет о единственном храме на погосте – Ильи пророка. Это обстоятельство помогает несколько прояснить вопрос датировки Вознесенской церкви. В формулярных ведомостях, начиная с 1831 г., указывается, что церковь «окончена постройкою» в 1781 г. Но в деле 1867 г. появляется дата 1761 г., повторенная затем и в некоторых других документах. Обе эти даты указаны в метрике 1887 г., где говорится о надписи на иконе Великомученицы Варвары, хранившейся в храме: «настоящая церковь построена около 1760-1781 года… и освящена 1781 года, марта 26 дня». Принимая во внимание тот факт, что в 1769 г. еще была цела Ильинская церковь, можно уточнить датировку церкви Вознесения, и считать, что она была построена в промежуток времени с 1769 по 1781 гг., а освящена только в 1781 г. Храм стоял посреди селения на возвышенности, примерно в километре от берега Онежского озера. Его окружала невысокая ограда, сложенная из камня. Церковь была трехпрестольной: два придела – Вознесения и пророка Ильи – помещались в алтаре и были первоначальными, а третий во имя Богоявления был устроен в трапезной в 1807 г. и освящен в 1808 г. В 1829-1830 гг. «вместо ветхой, деревянной выстроена новая, деревянная, столпообразная шатровая колокольня», перестроенная затем в 1836 г. В период с 1847 г. по 1851 г. храм постепенно ремонтировался: был «поправлен» шатер и главка, перекрыты все кровли, произведена обшивка тесом храма и колокольни, «исправлены небеса внутри церкви». В 1873-1874 гг. был устроен вход в храм с запада через четверик колокольни и сделан переход, соединяющий колокольню с сенями. До этого в них с западной стороны вело традиционное для Заонежья двувсходное крыльцо, опиравшееся на рундук. К началу XX в. церковь опять потребовала проведения ремонтных работ. Ю. Н. Дмитриев пишет, что, по словам священника церкви, «незадолго до войны», при ее ремонте была понижена колокольня за счет разборки нескольких верхних венцов «для экономии при окраске». В 1950-х гг. Типиницкая церковь реставрировалась, а в начале 1970-х гг. сгорела.

http://sobory.ru/article/?object=55779

Реставрация православного храма — памятника федерального значения — завершена к празднику Покрова в селе Шила Красноярского края 13 октября, 2009. Редакция " Правмира " К празднику Покрова завершены ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия федерального значения — уникального храма Покрова Богородицы в селе Шила Сухобузимского района Красноярского края. Об этом корр. ИТАР-ТАСС сегодня сообщили в краевом министерстве культуры. Как отметила замминистра Ольга Севастьянова, качество работ соответствует проектному решению и реставрационным нормам. До начала восстановительных работ здание храма стояло в руинах, многие опорные конструкции утратили несущую способность, существовала реальная угроза утраты памятника. Проект реставрации Покровской церкви был разработан и прошел государственную экспертизу в 2005 году по заказу Комитета по охране и использованию памятников истории и культуры края. Работы по восстановлению храма выполнялись на средства краевого и федерального бюджетов. В канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы — 13 октября состоится церемония освящения обновленной церкви. Покровская церковь исторически организует ландшафт села, до сих пор являясь самым высоким его зданием. Храм построен в традиционных формах русского классицизма — редкого для Сибири архитектурного стиля. В этом году исполнилось 180 лет со времени основания Покровской церкви. Она была заложена в селе Шила в 1829 году по инициативе губернатора Енисейской губернии Александра Степанова. Строительство здания по проекту архитектора Павла Воцкого завершилось в 1836 году. Через четырнадцать лет к церкви была пристроена колокольня. В 1990 году решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов здание церкви было поставлено на государственную охрану как памятник истории и культуры местного значения, в 1995 году указом президента РФ памятник отнесен к объектам культурного наследия федерального значения. ИТАР-ТАСС Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/restavraciya-pravoslav...

Усмань. Церковь Космы и Дамиана. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Усмань. Космы и Дамиана церковь Космодамианская была выстроена на одноименной площади, позже ставшей территорией заложенного здесь в 1868 году городского сада. Сейчас здесь городской парк. Не сохранилась. http://s16-n425.livejournal.com/3873.html С 1676 г. значится «церковь святых чудотворцев бессребреников Космы и Дамиана в Стрелецкой слободе. У тое церкви двор попа Феоктиста, церковной земли в трёх полях двадцать четвертей, сенных покосов на пять копен, рыбных ловлей нет. Да в приходе к той церкви сто дворов стрельцов, а всего сто один двор». В середине XVIII в. деревянный Космодамианский храм Стрелецкой слободы сгорел в пожаре, после чего, в 1762 г., была построена новая деревянная церковь прежнего храмонаименования. Освящал её в 1763 г. святитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, будущий Задонский Чудотворец. В 1825 г. во время большого пожара церковь сгорела. В 1828 г. было решено строить новую каменную церковь в другом месте, а на месте старого в память о Святителе Тихоне был устроен каменный обелиск с изображением Святого, а затем часовня. В 1828 году по случаю утверждения генерального плана города, последовало распоряжение об отнесении храма свв. Космы и Дамиана, который ранее находился в 80 саженях к северу от Богоявленского собора, на северный конец Усмани. На месте алтаря старого деревянного храма был устроен в виде часовни каменный столб, который в 1870-х годах упоминался как пришедший в ветхость. В 1829 г. каменная церковь свв. Космы и Дамиана заложена на новом, вновь отведённом для неё месте. К 1833 г. сооружена только трапезная часть нового храма, в которой в 1836 г. освящён придельный престол во имя свв. Космы и Дамиана. 25 июля 1861 г. Тамбовский Преосвященный Феофан (Говоров) своим отношением за 8888 представил в Св. Синод проект распространения Космодамианской церкви, выполненный на двух листах. Распространение храма планировалось осуществить на средства Воронежского купца первой гильдии Лукьяна Артемьевича Кряжева.

http://sobory.ru/article/?object=40455

Покровская церковь (Шила) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Покровская церковь в селе Шила — кирпичная однопрестольная церковь в стиле классицизма, построенная в 1829—1836 годах. Памятник архитектуры федерального значения. Содержание История [ править править код ] Церковь Покрова Богородицы в селе Шила , Сухобузимского района, Красноярского края была заложена в 1829 году по инициативе губернатора Енисейской губернии А.П. Степанова. Строительство здания по проекту архитектора Павла Воцкого завершилось в 1836 году. В 1850 году к церкви была пристроена колокольня. В пятидесятые годы церковь разрушили. В 1990 году решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов здание церкви поставлено на государственную охрану как памятник истории и культуры местного значения, в 1995 году указом Президента РФ памятник отнесен к объектам культурного наследия федерального значения. Покровская церковь исторически организует ландшафт села, до сих пор являясь самым высоким зданием. Церковь выполнена в устоявшихся традиционных формах русского классицизма - редкого для Красноярского края архитектурного стиля. В канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы, 13 октября 2009 года в с 9:00 до 14:00, состоялось освящение Свято-Покровской церкви. Описание [ править править код ] Здание церкви расположено в центре села на небольшой возвышенности. Церковь имеет трехчастную планировочную структуру в виде латинского креста: к храму с востока примыкает прямоугольное, во всю его ширину помещение алтарной апсиды, с севера и юга – приделы такой же ширины и глубины, с запада такое же помещение трапезной. Западная ветвь креста была увеличена пристройкой помещений небольшого притвора и паперти. Ядром архитектурной композиции первоначально крестообразной центрической в плане церкви служит слегка вытянутый в длину храмовый четверик с водруженным на него круглым световым барабаном. Барабан, прорезанный восемью прямоугольными окнами, завершен полусферическим куполом с фигурной главкой на восьмигранном барабане, стороны которого оформлены арочными нишами. Торцевые фасады северного и южного рукавов креста оформлены парой пилястр с расположенным над ними крупным окном полуциркульной формы.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровская_цер...

Устремский монастырь Святой Троицы Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Устремский монастырь Святой Троицы является действующим женским монастырем Сливенской епархии Болгарской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] История монастыря восходит к периоду иконоборчества в Византии в 8-9 веке. В то время земли вокруг сегодняшнего Устремского монастыря находились в пределах Византии. Говорят, что в этот период VIII-IX веков многие христиане собирались для молитвы в пещере на холме, которая использовалась как церковь. Одним из паломников был пастух Пётр, который спрятал в этой скальной церкви две иконы — Святой Троицы и святых апостолов Петра и Павла. Позже Петр продал своих коз, и у подножия холма, под старой церковью, построили первую церковь в честь апостолов Петра и Павла. Предполагается, что современный облик монастырь обрел в 14-15 веке. Во время турецкого владычества монастырь неоднократно разрушался и перестраивался. В 18-м и 19-м веках монастырь использовался в качестве убежища многими преступниками, действовавшими в Сакарском регионе. Известными преступниками, которые нашли приют в монастыре, являются Инье Войвода, Кара Коло, Христо Войвода, Кара Добри и другие. По этой причине одно из названий монастыря - Хайдушкин монастырь. Один из этих преступников - Христо Воивода - в 1812 году, в старости, отказался от своего прежнего образа жизни и стал монахом по имени Хризант. Он заложил основы нового монастыря. Старая церковь была снесена, а на ее месте была построена новая, но с тем же названием - церковь апостолов Петра и Павла. Монах Хризант умер в 1813 году. Во время русско-турецкой войны 1828-1829 годов монастырь был разрушен, но в 1836 году он был восстановлен. В 1836 году на месте старой церкви была построена действующая церковь монастыря в честь Святой Троицы. Помимо Устрема, монастырь также известен как Вакфский монастырь по старому названию деревни Устрем - Вакф. Современное состояние [ править править код ] В наши дни Устремский монастырь Святой Троицы является действующим женским монастырем.

http://azbyka.ru/palomnik/Устремский_мон...

Алексей Степанович Хомяков (13.05.1804–5.10.1860) Догматическое богословие Сравнительное богословие Стихотворения Полное собрание сочинений Алексей Степанович Хомяков Философ, богослов, публицист, поэт, художник, член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук. Биография Родился в Москве, на Ордынке, в старинной дворянской семье Хомяковых; отец — Степан Александрович Хомяков, мать — Марья Алексеевна, урождённая Киреевская. Получил домашнее образование. В 1821 году сдал экзамен на степень кандидата математических наук при Московском университете. Ко времени учения в Москве относятся первые стихотворные опыты Хомякова и перевод «Германии Тацита», напечатанный в «Трудах Общества Любителей Российской Словесности». В 1822 году Хомяков определился на военную службу сначала в Астраханский кирасирский полк, через год перевёлся в Петербург в конную гвардию. В 1825 году временно оставил службу и уехал за границу; занимался живописью в Париже, написал историческую драму «Ермак», поставленную на сцене только в 1829 году, а напечатанную лишь в 1832 году. В 1828—1829 годах Хомяков участвовал в русско-турецкой войне, после окончания которой в чине штаб-ротмистра вышел в отставку и уехал в своё имение, решив заняться хозяйством. Сотрудничал с различными журналами. В 1836 году, 5 июля, он обвенчался с сестрой поэта Языкова, Екатериной Михайловной. В статье «О старом и новом» (1839) им были выдвинуты основные теоретические положения славянофильства. В 1838 году он приступил к работе над своим основным историко-философским сочинением «Записки по всемирной истории». В 1847 году Хомяков посетил Германию. С 1850 года особое внимание стал уделять религиозным вопросам, истории русского православия. Для Хомякова социализм и капитализм были в равной степени негативными отпрысками западного декадентства. Запад не смог решить духовные проблемы человечества, он увлекся конкуренцией и пренебрёг кооперацией. По его словам: «Рим сохранил единство ценой свободы, а протестанты обрели свободу ценой единства». Считал монархию единственно приемлемой для России формой государственного устройства, выступал за созыв «Земского собора», связывая с ним надежду на разрешение противоречия между «властью» и «землёй», возникшее в России в результате реформ Петра I.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010