Филипп Шафф (протестант) Глава IV. Апостол Петр и обращение евреев § 24. Чудо Пятидесятницы и день рождения Христианской Церкви (30 г. по P. X.) И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. Деяния 2:4 Первая Пятидесятница, которую ученики отпраздновали после вознесения нашего Спасителя, была вторым по значению событием после пришествия Сына Божьего на землю. Это отправная точка в истории апостольской церкви и той новой духовной жизни, которую Христос дал человечеству и которая с тех пор расширяется и действует в нас и будет действовать до тех пор, пока все человечество не изменится по образу Христа (Неандер 254 ). I. Первоисточник: Деян. 2:1–47 . См. также 1Кор. 12; 14 . См. толкования Книги Деяний Ольсгаузена, Де Bette, Майера, Лехлера, Хэкетта, Александера, Глоуга, Олфорда, Вордсворта, Пламптре, Джейкобсона, Хаусона, Спенса и др.; а также толкования 1 Коринфянам – Биллрота, Клинга, Стэнли, Хейнрици, Эдвардса, Годе, Эликота. II. Сочинения, полностью посвященные чуду Пятидесятницы и дару языков (глоссолалии): Herder (Die Gabe der Sprachen, Riga, 1794); Hase (сборник «Zeitschrift für wissenschaftl. Theol.» Винера за 1827 г.); Bleek (альманах «Studien und Kritiken», 1829 – 1830); Baur (альманахи «Tübinger Zeitschrift für Theol.», 1830 – 1831; «Studien und Kritiken», 1838); Schneckenburger (Beiträge zur Einleitung in das N. T. 1832); Bäumlein (1834); Dav. Schulz (1836); Zinsler (1847); Zeller (Acts of the Apostles, I. 171 в английском переводе J. Dare); Böhm (последователь Ирвинга, Reden mit Zungen und Weissagen, Berlin, 1848); Rossteuscher (последователь Ирвинга, Gabe der Sprachen im apost. Zeitalter, Marburg, 1855); Ad. Hilgenfeld (Glossolalie, Leipz., 1850); Maier (Glossolalie des apost. Zeitalters, 1855); Wieseler (в альманахе «Stud. u. Krit.» 1838, 1860); Schenkel (ct. «Zungenreden» в его Bibel–Lex. V. 732); Van Hengel (De gave der taten, Leiden, 1864); Plumptre (ct. «Gift of Tongues» в Smith, B. D. IV. 3305, амер. изд.); Delitzsch (ct. «Pfingsten» в Riehm, Η. B.A., 1880, p. 1184); K. Schmidt (b Herzog, 2 d ed., xvii, 570 sqq.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В мае 1828 г. еп. Игнатий (Семёнов) был переведен на новоучрежденную Олонецкую кафедру, вместе с ним в Петрозаводск выехал В., 2 апр. 1829 г. стал членом духовной консистории. 1 июля 1829 г. В. был рукоположен во иеромонаха, 7 сент. определен инспектором и учителем словесных наук и греч. языка в Олонецкую ДС. Близость его к еп. Игнатию вызвала «зависть и недоброжелательство», и 24 окт. 1833 г. В. был переведен на должность инспектора и учителя философии в Вятскую ДС; дважды он исполнял обязанности ректора Вятской ДС (15 янв. 1834 - 11 марта 1835 и 16 мая 1838 - 20 окт. 1840). 9 марта 1834 г. назначен настоятелем Верхочепецкого слободского Крестовоздвиженского мон-ря Вятской губ. с сохранением должности инспектора ДС. 15 июля 1834 г. возведен в сан архимандрита, 17 апр. следующего года стал членом Вятской духовной консистории. 13 нояб. 1836 г. В. определено быть инспектором Астраханской ДС, но этот перевод по каким-то причинам не состоялся. 6 окт. 1837 г. В. получил благословение Синода за пожертвование в пользу Верхочепецкого мон-ря, 14 сент. 1840 г.- за усердное прохождение должностей по Вятской ДС. 30 сент. 1840 г. назначен ректором Иркутской ДС и настоятелем Вознесенского мон-ря, 5 февр. следующего года - членом духовной консистории. При В. велось строительство нового здания ДС. В 1843 г., переходя Ангару, В. провалился под лед, после чего заболел воспалением легких и ревматизмом. 19 дек. по состоянию здоровья был уволен со службы в уч-ще. 14 апр. 1844 г. перемещен настоятелем в нижегородский Макариев Желтоводский мон-рь, 31 янв. 1852 г.- в Кириллов Белозерский мон-рь. Состоял членом кирилловского духовного правления (с 30 июля 1852), цензором проповедей по городу (с 27 окт. 1853), благочинным церквей города (с 22 июня 1854), членом комиссии по составлению описи б-ки и древнего архива Кирилло-Белозерского мон-ря (с 15 окт. 1854). 28 марта 1857 г. определен в Юрьев новгородский мон-рь с назначением членом консистории, с апр.- благочинный новгородских монастырей, с нояб.- член новгородского епархиального попечительства о бедных духовного звания и директор попечительного об-ва о тюрьмах. Еще будучи настоятелем Кирилло-Белозерского монастыря, подавал прошения об уходе на покой.

http://pravenc.ru/text/154185.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЬВОВ Федор Петрович (20.06. 1766, Тверь (?) - 14.12.1836, С.-Петербург), рус. муз. деятель, поэт, литератор. Происходил из древнего дворянского (некняжеского) рода. Принадлежал к родственному кругу Н. А. Львова (двоюродный брат), Г. Р. Державина , В. В. Капниста. В доме его отца П. П. Львова воспитывался И. А. Крылов. Военную карьеру (лейб-гвардии Преображенский полк, 1778-1783) еще в юности сменил на гражданскую: с 1783 г. служил в Коллегии иностранных дел, с 1794 г.- в таможне (в т. ч. с 1797 таможенный инспектор в Эстляндской губ.), с 1801 г.- в аппарате реформируемого государственного управления. Был директором в департаменте Мин-ва коммерции (1803-1810), членом комиссии по составлению законов при Гос. совете (1810-1816), секретарем М. М. Сперанского (1810-1812). Автор проекта таможенного устава. В ходе реорганизации комиссии уволен. В 1824 г. по ходатайству А. А. Аракчеева получил должность помощника статс-секретаря Гос. совета и переведен в Департамент военных дел. В 1826-1836 гг. директор Придворной певческой капеллы . В 1827-1833 гг. исполнял обязанности статс-секретаря по Гос. совету в Департаменте гос. экономии. Тайный советник (1829). После смерти Л. в его записной книжке обнаружен проект конституции России. Л. был увлечен муз. и лит. просветительством. Участвовал в фольклорной работе литературно-муз. кружка Н. А. Львова, был членом об-ва «Беседа любителей русского слова». Свои поэтические и лит. сочинения публиковал под псевд. Скимнин (объединены в сб.: Часы свободы в молодости. СПб., 1831. 2 ч.). Л. владел большой нотной б-кой и великолепной коллекцией муз. инструментов. Петербургский дом Л., отца большой, музыкально одаренной семьи (от 2 браков имел 16 детей), был известен литературно-муз. вечерами, спектаклями, в к-рых Л. играл на скрипке в составе струнного квартета и выступал как певец (здесь читал свои басни Крылов, исполнялись сочинения молодого М. И. Глинки ). В 1827 г. вместе с сыном А. Ф. Львовым основал в С.-Петербурге салон «Музыкальная академия».

http://pravenc.ru/text/2110957.html

Иннокентий (Иван Алексеевич Борисов), архиепископ херсонский, знаменитый проповедник и ученый, род. 15 декабря 1800 г., умер 26 мая 1857 г. Сын священника г. Ельца, он обучался сначала в Воронежской, потом в Севской семинариях, в 1823 г. окончил курс в Киевской духовной академии первым магистром и был тогда же назначен инспектором и профессором Петербургской семинарии и ректором Петербургского духовного училища. 10 декабря 1823 г. он постригся в монашество и занял кафедру богословских наук в Петербургской духовной академии, был в ней инспектором, членом правления, конференции и духовно-цензурного комитета, в 1826 г. сделан архимандритом, в 1829 г. возведен в степень доктора богословия. 27 августа 1830 г. назначен ректором Киевской духовной академии; 21 ноября 1836 г., возведен в сан епископа чигиринского, викария киевской епархии, 1 марта 1841 г., перемещен на епископскую кафедру в Вологду; 31 декабря того же года сделан епископом харьковским, 15 апреля 1845 г. возведен в сан архиепископа; наконец, 24 февраля 1848 г. перемещен на епархию херсонскую, где и скончался. Еще будучи студентом, он изумлял всех замечательною даровитостью. Хотя в состав первого курса только что преобразованной (в 1819 г.) Киевской академии поступили лишь самые лучшие воспитанники из семинарий киевского округа, по самому строгому выбору, тем не менее студент Борисов настолько превосходил всех своих товарищей успехами, что, по их собственному отзыву, написав в разрядном списке первым Борисова, следовало пять-шесть мест оставить пустыми и потом уже писать прочих. Семестровые сочинения он писал, после предварительного обдумывания, прямо набело, и тем не менее они были настолько хороши, что три его ученые трактата и четыре его проповеди , вместе с некоторыми другими работами его товарищей, были изданы на счет Академии в книге «Собрание опытов первого курса студентов Киевской духовной академии» (Киев, 1824 г.). Исправно слушая лекции профессоров Академии, состав которых в то время был очень хорош, и исполняя все обязательным для студента работы, молодой Иван Борисов самостоятельно изучал новейшую германскую философию и читал о ней лекции своим товарищам, увлекавшие их, пожалуй, более, чем чтения профессоров, изучал новейшее западное богословие, о котором лекций в Академии не читалось, особенно же усердно знакомился с произведениями великих церковных ораторов запада.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОСМА ФЛАМИАТОС [Греч. Κοσμς Θλαμιτος] (1786 - 23.06 (?). 1852), монах, греч. писатель, проповедник и общественный деятель. Биография Род. в Сами на о-ве Кефалиния в семье священника. Родители назвали сына в честь равноап. Космы Этолийского , одного из выдающихся представителей филокалического возрождения XVIII в., и воспитали его в духе святоотеческой традиции. Подобно равноап. Косме, популярность к-рого на Кефалинии была очень велика, К. Ф. стал странствующим проповедником и ревностным защитником Православия. Получив разностороннее образование, К. Ф. преподавал во мн. кефалинийских учебных заведениях, в частности в Аргостолионе, Асосе, Фараклате, Куркумелате. Просветительскую деятельность К. Ф. сочетал с аскетическим деланием, стараясь жить в миру, как монах. Известность и авторитет К. Ф. зиждились на его многолетней борьбе с брит. администрацией в период протектората Великобритании над Ионическими о-вами (1815-1864). Он выступал против целенаправленных попыток протестантизации населения Кефалинии. В 1836 г., чтобы склонить К. Ф. на свою сторону, брит. власти предложили ему должность преподавателя в Ионической академии на о-ве Керкира. К. Ф. ответил отказом и продолжил антибрит. деятельность, за которую был дважды выслан с Кефалинии: сначала на Китиру, а затем на небольшой о-в Вардиани. В 1838 г. К. Ф. вместе с др. уроженцами Кефалинии свящ. Евсевием Панасом и Константином Типалдосом-Иаковатосом (впосл. митрополит Кефалинийский) вступил в крупнейшее тайное православно-политическое движение, которое в 1839 г. сформировалось в «Филортодоксальное общество» (Θιλορθδοξη Εταιρεα). Во главе этой организации стояли герой греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. Никита Стамателопулос (прозванный Никитарас), Г. Каподистрия (брат И. Каподистрии ) и др. влиятельные военные и политические деятели из т. н. русской партии. Движение, в деятельность к-рого активно включился К. Ф., ставило перед собой сразу несколько задач: освобождение Ионических о-вов, Фессалии, Эпира и Македонии от иностранного господства, защиту Церкви от зап. влияний, отмену автокефалии Элладской Православной Церкви и восстановление канонического единства с К-польским Патриархатом, возведение на греч. трон правосл. короля. Участники «Филортодоксального общества» были обвинены в подрывной антигос. деятельности и организации заговора. Многие его члены были преданы суду и приговорены к различным срокам тюремного заключения.

http://pravenc.ru/text/2458841.html

[Рец. на:] Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего: Дневники и автобиографические записки Источник Часть I: С 3 мая 1841 по 1 мая 1844 г Кто не имел опытов, тот мало знает; а кто странствовал, тот умножил знание. Многое я видел в моем странствовании, и я знаю больше, нежели сколько говорю. ( Сир. 34, 10, 11 ) Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих солнце… ( Еккл. 7, 11 ) Все эти изречения Св. Писания как нельзя более применимы к почившему 19 апреля 1885 года преосвященному епископу Порфирию (Успенскому) , заглавие новой книги которого мы только что выписали и который, почти целую четверть века самых лучших дней жизни своей проведя в странствиях по разным землям запада и особенно востока и, следовательно, имев много разнообразных опытов, весьма умножил свое знание ( Сир. 34, 10 ) и мог смело сказать о себе: «Многое я видел в моем странствовании, и я знаю больше, нежели сколько говорю» (ст. 11). Родившись в 1804 году в Костромской губернии и по окончании низшего и среднего образования в местных духовно-учебных заведениях докончив его в С.-Петербургской духовной академии, преосв. Порфирий (в миру Константин Александрович Успенский) при самом же окончании курса академического, именно 15 сентября 1829 года принял монашество и тем самым покорил свою волю в послушание воле Божьей и воле начальства. 9 ноября того же года, уже будучи в сане иеромонаха, он назначен был на должность законоучителя в С.-Петербургский 2-й кадетский корпус и на этой должности чрез год был утвержден в степени магистра богословия. Но при талантливости и живости, даже пылкости характера, обладая неутолимою жаждою кипучей деятельности и не удовлетворяясь однообразием занятий, он, естественно, не мог долго оставаться при одной законо-учительской должности и на одном месте, и вот уже в 1831 году мы видим его в Одессе, где он с должностью законоучителя (а с 1838 г. Профессора богословия) в Ришельевском лицее соединяет разнообразные другие должности (члена цензурного комитета, директора попечительного о тюрьмах комитета и т.д.), причем в 1834 году возводится в сан архимандрита и уже в то время совершает более или менее продолжительное путешествие в Крым и Бессарабию (в 1833 и 1836 годах); а в 1840 году мы видим его назначенным в настоятели церкви при Императорской Российской миссии в Вене.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич (30.05.1811, Свеаборг, фин. Суоменлинна, ныне в черте Хельсинки, Финляндия - 26.05. 1848, С.-Петербург), лит. критик, публицист. Род. в семье флотского врача Г. Н. Белынского, дед - свящ. Никифор Трифонов с. Белынь Пензенской губ. В 1816 г. вместе с родителями переехал в г. Чембар (совр. Белинский) Пензенской губ. Окончил Чембарское народное уч-ще (1824). В 1825-1829 гг. учился в Пензенской гимназии, в 1829-1832 гг.- на словесном отд-нии философского фак-та Московского ун-та. В сент. 1832 г. исключен из ун-та с мотивировкой «по слабому здоровью» и «по ограниченности способностей», затем зарабатывал на жизнь репетиторством и переводами. В 1834-1836 гг. ведущий лит. критик ж. «Телескоп» и газ. «Молва», издаваемых Н. И. Надеждиным . После закрытия «Телескопа» (окт. 1836) за публикацию «Философического письма» П. Я. Чаадаева и ссылки Надеждина был без работы, сильно нуждался. В марте-окт. 1838 г. работал внештатным преподавателем в Константиновском межевом ин-те, в 1838-1839 гг. был неофиц. редактором ж. «Московский наблюдатель». В окт. 1839 г. переехал из Москвы в С.-Петербург. В 1839-1846 гг. заведовал отделами критики и библиографии в ж. «Отечественные записки», затем сотрудничал в ж. «Современник». Умер от чахотки, похоронен на Волковом кладбище С.-Петербурга. В. Г. Белинский. Гравюра Ф. И. Иордана. 1859 г. (ГИМ) В. Г. Белинский. Гравюра Ф. И. Иордана. 1859 г. (ГИМ) Б. пережил в молодости глубокое увлечение нем. идеализмом и эстетикой романтизма. Существенное влияние на него оказали Н. В. Станкевич и М. А. Бакунин, помогавшие Б., не знавшему нем. языка, осваивать работы нем. мыслителей. Влияние Ф. В. Шеллинга на Б. проявилось в идее превосходства искусства над наукой и в понимании целостности бытия. С т. зр. Б., лит-ра должна верно выражать действительность в соответствии с критерием народности, а задача критики - умозрительная проверка фактов.

http://pravenc.ru/text/77904.html

К епископу Владимиру К преосвящ. Владимиру (Ужинскому), епископу Курскому (1822−1831), потом архиепископу Черниговскому (до 1836 г.) и Казанскому (до 1848 г; † 1855 г.), архим. Макарий писал впервые из Глинской пустыни Курской епархии, прося его, как Епархиального Архиерея, ходатайствовать перед Св. Синодом об отправлении его в Сибирь в миссионеры. Затем, через 11 лет, архим. Макарий поручал вниманию его, тогда Казанского архиепископа, своего казанского благодетеля почетного гражданина г. Казани П. Л. Крупеникова. Два первых письма перепечатываются из книги П. В. Птохова: «Архимандрит Макарий (Глухарев), основатель Алтайской миссии» (М., 1899 г.), стр. 39−42, нашедшего их в деле Синодального архива 1829 г., 417. Третье печатается по оригиналу, сохранившемуся в доме Н. П. Крупеникова в Казани. 58 Повергаясь мысленно к стопам Вашим, милостивейший Архипастырь, всенижайше прошу исходатайствовать в Св. Синоде установленным порядком, перемещение меня в Иркутскую епархию. Ибо самым темпераментом своим, будучи понуждаем искать, согласной с моими склонностями, деятельности, обретаю желание служить, как Господь повелит, и поможет тем о Христе братиям моим, которые в 1825 году из общежительных монастырей Великой России отправлены в Иркутскую епархию, для проповедания слова Божия народам языческим. 261 Посему всенижайше прошу Ваше Высокопреосвященство представить сие желание Св. Синоду, да соизволят перевести меня в ведение Иркутского Архиепископа, не лишив меня, если возможно, того пособия и содержания, которое получаю доселе по благодетельному снисхождению комиссии Духовных Училищ 262 , дабы Его Высокопреосвященство архиепископ Иркутский соизволил употребить меня на служение означенным братиям в деле проповедания Евангелия народам языческим, если усмотрит во мне какую-либо к тому способность, или в противном случае позволить мне в том Иркутской епархии монастыре, который будет избран мною, жить, как живу в Глинской Пустыни. Если возможно то, чтоб и я был отправлен в Иркутск, как означенные монахи, с подорожною по казенной надобности и с прогонными деньгами из казны; то всепокорнейше прошу исходатайствовать для меня сие милостивое вспоможение. Если же сие невозможно, то ограничиваюсь прошением надлежащего свидетельства из Духовной Белградской консистории, с которым бы мне можно было в Иркутск отправиться, и паки с глубочайшей благодарностью повергаюсь к стопам Вашим, святительского благословения и решения сему, желанно и прошению всенижайше испрашивая, и притом донести осмеливаюсь, что прежние опыты обещают мне укрепление сил от путешествия столь дальнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. Ф. Вельтман. Акварель. 1839 г. Худож. К.-Ф. П. Бодри Александр Фомич (8.07.1800, С.-Петербург - 11.01.1870, Москва), рус. писатель и историк. Потомок швед. рода (его дед принял Православие и перешел на рус. службу в 1786), В. учился в моск. пансионах Плеско (1808), Гейдена, Благородном университетском (с 1811), братьев Терликовых (1816), окончил Школу колонновожатых (1817), служил на юж. границе, в основном в Бессарабии, участвовал в русско-тур. войне (1828-1829). В 1831 г. вышел в отставку в чине полковника и посвятил себя лит. и научной деятельности. В был действительным статским советником, кавалером орденов, чл.-кор. АН (1854), входил в Русское археологическое об-во (1861) и МАО (1869). В 30-50-х гг. XIX в. В. пользовался широкой известностью как романист и стихотворец. Был хорошо знаком с А. С. Пушкиным , близок с рядом литераторов и историков национально-романтического направления - В. И. Далем, М. Н. Загоскиным, И. И. Лажечниковым, В. В. Пассеком, М. П. Погодиным , И. И. Срезневским . В 1849-1850 гг. В. редактировал ж. «Москвитянин». В романтично-ироническом «Страннике» (1831-1832), в «Кощее Бессмертном» (1833), «Предках Калимероса. Александр Филиппович Македонский» (1836), «Генерале Каломеросе» (1840) и др. романах он свободно соединял исторический и мифологический, бытовой и сказочно-фантастический материал, совмещая различные эпохи и пространства. В эпопее «Приключения, почерпнутые из моря житейского» (1864-1884) дал широкую и сатирически заостренную социально-бытовую панораму рус. жизни сер. XIX в. Во мн. сочинениях В. пытался воскресить раннюю историю славянства (Варяги. СПб., 1834; О Господине Великом Новгороде. М., 1834; Древние славянские собственные имена. М., 1840 и др.); собрал материалы для исследования древнерус. письменности и материальной культуры России. Особое внимание уделял истории и борьбе Болгарии за независимость: его историческая повесть из эпохи княжения Святослава «Райна, королева Болгарская» (1843) была переведена на болг. язык и пользовалась популярностью на Балканах. Главными методами в историко-этнографических работах В. считал филологический и сравнительно-лингвистический, по выражению Н. А. Добролюбова, В. старался «внести в историю вымысел, но сам вымысел основать на истории» (ПСС. М.; Л., 1934. Т. 1. С. 530). Уже во 2-й пол. XIX в. работы В. рассматривали как устаревшие и недостаточно серьезные, но, написанные рукой патриотически настроенного и несомненно талантливого художника, они играли важную роль в популяризации прошлого России.

http://pravenc.ru/text/150173.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОБРОВСКИЙ Михаил Кириллович (8.11.1784 или 1785, с. Вулька Бельского у. Гродненской губ., совр. Польша - 21.09.1848, мест. Шерешёво Пружанского у. Гродненской губ., совр. Белоруссия), прот., д-р богословия, славист. Сын сельского греко-католич. священника. После окончания Белостокской гимназии (1806) в течение 2 лет работал там наставником и одновременно в униатском Супрасльском мон-ре под Белостоком занимался изучением старослав. рукописей и книг. В 1808-1812 гг. учился в Главной ДС при Виленском ун-те, к-рую закончил со степенью магистра философии и богословия, также изучал право, древнеевр. и итал. языки, после чего был приглашен в Главную ДС на преподавательскую работу и вскоре утвержден в должности профессора Свящ. Писания. В 1815 г. рукоположен во пресвитера, назначен членом униатской Виленской митрополичьей консистории, с 1817 г.- каноник в Бресте. В 1817-1822 гг. как стипендиат Виленского ун-та Б. находился в Австро-Венгрии, Германии, Италии, Франции, где ознакомился с состоянием богословского образования в ун-тах Европы, изучал герменевтику и библейские вост. языки и работал в б-ках, архивах и музеях. Тогда им был составлен каталог слав. рукописей и старопечатных книг Ватиканской б-ки (опубликован в 1831), и это положило начало научному исследованию хранившегося там и затем впервые опубликованного глаголического «Мисала по закону Римского двора» (Служебник. 1483). По возвращении Б. стал преподавать экзегетику и герменевтику Свящ. Писания, а также араб. язык в Виленском ун-те в должности ординарного профессора, в 1823 г. ему присуждена ученая степень д-ра богословия. В 1824 г. Б. был смещен с кафедры и уволен с определением в Жировицкий мон-рь, в то время униатский. Благодаря покровительству ряда влиятельных лиц (Н. П. Румянцева, А. Н. Остермана-Толстого, А. С. Шишкова и А. Чарторыского) с нач. 1826 г. его восстановили в Виленском ун-те в должности профессора библейской археологии. Одновременно Б. преподавал церковнослав. язык в Главной ДС, являлся членом совета семинарии, униатской митрополичьей духовной консистории, Виленского цензурного комитета, настоятелем Свято-Николаевской ц. и виленским благочинным. С 1829 г. соборный протоиерей. Активно сотрудничал с журналами «Вестник Европы», «Библиографические листы», «Dziennik Wileski», «Dzieje Dobroczynnoci krajowej i zagranicznej», в к-рых публиковал свои статьи и лекции. В 1836 г. составил краткий катехизис для учащихся-католиков.

http://pravenc.ru/text/149429.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010