архиепископ Леонид (Краснопевков) (28.02.1817–27.12.1876) Воспоминания Жития святых Письма Слова и речи Стихотворения архиепископ Леонид (Краснопевков) Архиепископ Ярославский и Ростовский. Богослов, духовный писатель. Состоял членом многих научных учреждений и обществ Биография Сын дворянина, товарища герольдмейстера, родился в Санкт-Петербурге и первоначальное образование получил в английском, потом во французском пансионе, где практически изучил французский, немецкий и английский языки. В 1829 году он помещён был родителями в горный кадетский корпус, где сблизился почти со сверстником своим по летам Николаем Слепцовым, сыном саратовского помещика. В 1832 году Краснопевков оставил горный корпус и после домашнего приготовления в феврале 1834 года определился юнкером в Балтийский флот и был зачислен в 14-й флотский экипаж, а по выдержании экзамена в морском кадетском корпусе в 1836 году произведён в мичманы. Служа во флоте, Краснопевков познакомился с архимандритом Игнатием (Брянчаниновым) , настоятелем Сергиевской пустыни, близ Санкт-Петербурга, который познакомил его с монашескою жизнью; в то же время в Санкт-Петербурге находился знаменитый алтайский миссионер архимандрит Макарий (Глухарёв). Молодой моряк, почувствовав неодолимое влечение к монашеской жизни, обратился к нему с просьбою взять его в число миссионеров; но о. Макарий посоветовал ему пройти курс в духовной академии. С благословения митрополита Филарета (Дроздова) Краснопевков в 1838 году поступил в число студентов Санкт-Петербургской духовной академии, где частным образом брал уроки по древним языкам у профессора академии В. Н. Карпова, а в 1840 году, по смерти отца и по предложению митрополита Филарета, переехал в Троице-Сергиеву лавру и для продолжения академического курса поступил в высшее богословское отделение академии. Почти на первых порах своего пребывания в академии он обратился к бывшему проездом в Москве епископу Алеутскому Иннокентию с просьбой взять его с собою в число миссионеров, но проницательный архипастырь отклонил эту просьбу Краснопевкова.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance А.А. Наумов, " Последняя дуэль Пушкина " Дуэль поэта 6 мин., 09.02.2017 10 февраля - день смерти Пушкина. Вспоминая эту дату, мы публикуем отрывок из труда православного литературоведа Михаила Дунаева (1945 — 2008 гг.) «Вера в горниле сомнений». Напрасно я бегу к сионским высотам, Грех алчный гонится за мною по пятам… Так, ноздри пыльные уткнув в песок сыпучий, Голодный лев следит оленя бег пахучий. (1836) Четыре этих строки написаны за полгода до смерти. И ведь тут, хоть и не столь явно, но также присутствует знакомый образ — пустыня. Вот трагический сюжет всей пушкинской жизни. Стремление к горнему свету и мешающие тому путы греха. Собственно, это простейшая духовная истина, но, облекшись плотью и кровью реальной земной жизни, явно отмеченной знаком Всевышнего, она становится важным уроком для каждого, неленивого душою и умом. В «Пророке» Бог как бы оставляет поэта на первом, нижнем уровне пророческого служения. Не открывает Истины сионских высот. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца (1826)   Мысль о смерти у  духовно жаждущего  неизбежно сопряжётся с мыслью о спасении. Где, у Кого можно обрести его — поэт не ошибается. Пророк не может ошибаться. Внимавший Божественному глаголу томился тоскою о новой близости к Тому, Кто, быть может, раскроет то, что до времени утаивал от Своего избранника. Что-то мешает… И может быть, чтобы избавиться от душевного мрака через своего рода принародную исповедь, Пушкин публикует в конце 1829 года «Дар напрасный…» И как ранее, и как позднее — явился поэту в его  мрачной пустыне  посланник Того, Кого пророк в безумном смятении ума нарек «враждебной властью». Пушкину ответил святитель Филарет, митрополит Московский. Мятущемуся поэту-пророку ответил святой подвижник.

http://foma.ru/duel-poeta.html

Румынская Церковь канонизировала «отца румынского церковного пения» и рассматривает возможность прославления подвижника XX века Бухарест, 8 ноября 2023 г. Святой протопсалт Макарий. Фото: Ziarullumina.ro      Под председательством Блаженнейшего Патриарха Румынского Даниила Священный Синод Румынской православной церкви на заседании 25-26 октября в Бухаресте причислил к лику святых преподобного протопсалта Макария (ок. 1770-1836) с установлением дня его памяти 31 августа, сообщает информационное агентство Basilica. Синодом были утверждены написанные тексты его жития, службы и акафиста, а также его икона. Святой Макарий особенно знаменит как «отец румынской церковной музыки». Синод также одобрил предложение Бессарабской митрополии начать процесс канонизации архимандрита, старца и исповедника веры Ираклия (Флоча; 1893-1964), служение которого проходило на территории Молдавии, прошедшего через ГУЛАГ. Биографические справки Святой Макарий, протопсалт Бухарестской митрополии, был самым известным учителем музыки своего времени и великим композитором церковной музыки. Он родился в селе Периеци (жудец Яломица) около 1770 года. С детства отличался любовью к Церкви и научился петь с раннего возраста. Со временем Макарий и его сестра Иустина решили принять монашество, и святой Макарий поступил в монастырь Кэлдэрушани. Услышав о его певческом таланте, митрополит Досифей привез его в Бухарест и отправил в колледж святого Саввы. Затем он рукоположил его во иеромонаха. В 1820 году, видя мастерство святого Макария как в «старой, так и в «новой» системе пения византийской традиции, его назначили директором церковной певческой школы, где он помогал готовить кандидатов в священный сан. Преподобный Макарий был смиренным и высокодуховным монахом, добрым служителем Церкви Христовой и выдающимся оратором. И пение, и проповеди иеромонаха Макария были вдохновлены Святым Духом, исполнялись и произносились со всем благочестием и праведностью. Позже преподобный Макарий начал переводить греческие песнопения на румынский язык, приспосабливая их к духу и стилю румынского народа. Он выпустил несколько книг, которые были напечатаны в Вене, а по возвращении оттуда в Румынию трудился над распространением практики новых песнопений повсюду, посещая города и деревни, храмы и монастыри. К 1829 году во всех городах Валахии уже были музыкальные школы, где пение было на языке народа и преподавание велось по методу святого Макария. Его книги также появились во всех семинариях и монастырях.

http://pravoslavie.ru/157211.html

Храм Николая Чудотворца (Октябрьский Городок) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Николая Чудотворца в селе Октябрьский Городок возведен в 2018-2020 годах вместо разрушенного в советские годы старинного храма села. 9 августа 2020 года митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил Великое освящение новопостроенного храма и первую Божественную Литургию в нем. Содержание История [ править править код ] В 1829 году, по распоряжению императора Николая I, было основано село Николаевский Городок (ныне Октябрьский Городок). Сюда были переселены питомцы Московского Мариинского приюта, которых опекала царица Мария Федоровна. Николаевская церковь Мариинской колонии, каменная, была построена на средства императорского Московского воспитательного дома в 1836 году. Престол в ней был один во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Штат причта состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков. Дома для причта были церковные. В 20-х годах XX века церковь в селе была закрыта, а примерно в 1937 году разрушена. В 2005 году жители села обратились в Саратовскую епархию с прошением об открытии в селе православного прихода. В 2006 году администрацией села было возвращено здание бывшей церковно-приходской школы для размещения в нем Свято-Никольского храма. После проведения косметического ремонта в помещении бывшей церковно-приходской школы, начали совершаться богослужения. В 2018 году началось строительство нового здания храма. 1 июня 2018 года благочинный Татищевского округа священник Александр Чеботарев в сослужении духовенства благочиния, совершил молебен на начало строительства нового здания храма. 25 августа 2018 года митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в сослужении духовенства благочиния совершил Чин основания храма во имя святителя и чудотворца Николая. 30 апреля 2019 года митрополит Саратовский и Вольский Лонгин освятил колокола для колокольни строящегося храма. 12 июня 2019 года благочинный Татищевского округа священник Александр Чеботарев в сослужении духовенства благочиния совершил Чин освящения крестов и куполов.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Николая_Ч...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЖАНОВ Бажанов Василий Борисович (7.03.1800, с. Миротины Алексинского у. Тульской губ.-31.07.1883, С.-Петербург), протопр., богослов. Род. в семье диакона. Закончил Тульскую ДС (1819) и в числе лучших учеников был рекомендован в СПбДА. После окончания академии (1823) со степенью магистра оставлен при ней бакалавром англ. языка, затем преподавал нем. язык (до авг. 1829). Вместе с проф. СПбДА свящ. Г. Павским участвовал в издании ж. «Христианское чтение» . 4 февр. 1826 г. рукоположен во священника к Александро-Невской ц. 2-го кадетского корпуса и назначен законоучителем в корпусе и дворянском полку. С 1 июля 1827 г. священник при церкви С.-Петербургского ун-та. В 1827-1836 гг. преподавал Закон Божий в ун-те и Благородном пансионе (с 1830 - 1-я петербургская гимназия), в 1827-1831 гг.- в Высшем уч-ще (впосл. 2-я петербургская гимназия), в 1829-1845 гг.- в Главном педагогическом ин-те, с 1832 г. в должности экстраординарного профессора. 17 нояб. 1832 г. был избран действительным членом конференции СПбДА. Лекции Б. в ун-те и уроки в 1-й петербургской гимназии получили широкую известность, уроки Б. дважды посетил имп. Николай I (в февр. 1834 и янв. 1835). Протопр. Василий Бажанов. Литография. 1860 г. (ГИМ) Протопр. Василий Бажанов. Литография. 1860 г. (ГИМ) 1 февр. 1835 г. Б. был переведен в малую ц. Зимнего дворца, 2 февр. назначен законоучителем и духовником наследника вел. кн. Александра Николаевича (впосл. имп. Александр II ), великих князей и княжон. Соч. «Об обязанностях христианина», написанное для наследника, в 1839 г. было издано отдельной книгой и в течение долгого времени служило учебным пособием для преподавания нравственного богословия в светских и духовных учебных заведениях. 11 апр. 1835 г. Б. был возведен в сан протоиерея, 18 авг. 1837 г. удостоен степени д-ра богословия. 5 дек. 1848 г. Б. был назначен духовником имп. Николая I, 12 дек.- протопресвитером придворного собора Зимнего дворца и московского Благовещенского собора. С 3 апр. 1849 г. являлся членом Святейшего Синода и обер-священником Главного штаба, гвардейского и гренадерского корпусов (с 13 окт. 1858 именовался главным священником гвардии и гренадер). Б. преподавал Закон Божий детям имп. Александра II, в т. ч. с 1852 г. вел. кн. Александру Александровичу (буд. имп. Александр III ). После смерти Николая I Б. являлся духовником императоров Александра II, затем Александра III.

http://pravenc.ru/text/77344.html

Алексеевское. Церковь Воскресения Христова. Церковь. Действует.   Престолы: Воскресения Христова , Алексия, митрополита Московского Год постройки:Между 1996 и 2002. Архитектор:И.В. Лебедев (интерьер декор) Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, пгт Алексеевское, Соборная площадь, д. 1. Координаты: 55.300991, 50.107763 Проезд:Из Казани по автодороге Р-239 Казань - Оренбург. На развязке после моста через Каму повернуть налево, в сторону Алексеевского. Через 3,5 км на перекрестке в поселке повернуть налево, в центр Алексеевского, через 100 метров - еще раз налево. Церковь стоит слева от дороги, хорошо видна с автотрассы Р-239 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Алексеевское основано в начале XVIII века. В это же время был выстроен первый храм в селе. В «Летописи Воскресенской церкви села Алексеевского» есть сведения о закладке этого храма. Храм был деревянный, трехпрестольный, в честь Воскресения Христова, с приделами в честь святителя Николая Чудотворца и святителя Алексия, митрополита Московского. Указ от митрополита Тихона Казанского о разрешении строить храм последовал 15 июля 1712 года. «…По всей вероятности, этот первый храм в селе Алексеевском скоро выстроен и освящен, кажется, не позже 1713 года... …Второй храм был каменный, выстроенный Демидовым в 1754 г. Третий по счету - выстроен Алексеем Ивановичем Сахаровым в 1836 году. …Антиминсы на престолах были освящены: на главном, Воскресенском, престоле - Антонием, архиепископом Казанским, 9 июля 1867 г., в приделе во имя Николая Чудотворца - Алексием, архиепископом Казанским, 1 марта 1864 г., и в приделе во имя Алексия Митрополита - Филаретом, архиепископом Казанским и Симбирским, 12 октября 1829 г.» (Летопись Воскресенской церкви села Алексеевского). В 1937 году церковь была закрыта и впоследствии разрушена (в 50-е гг. XX века), развалины сохранялись по крайней мере до середины 1970-х гг. Сейчас на месте алтаря разрушенного храма установлен поклонный крест. Последний настоятель церкви, протоиерей Димитрий Тимофеевич Троянский, был расстрелян 8 января 1938 года, сейчас готовится материалы для его канонизации.

http://sobory.ru/article/?object=10253

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Шокотов Алексей Андреевич; 1799, Богородичная слобода Изюмского у. Слободско-Украинской губ.- 13.03.1871, Кишинёв), архиеп. Кишинёвский и Хотинский. Род. в семье диакона. Окончил Харьковский духовный коллегиум, 28 авг. 1823 г.- КДА со степенью магистра и был назначен профессором математики и нем. языка в Полтавскую ДС. 20 дек. 1825 г. переведен бакалавром философии в КДА. 30 нояб. 1829 г. рукоположен во священника к киево-подольской Константиновской ц. Овдовев, 7 апр. 1834 г. принял монашеский постриг. Занимая должность профессора на кафедре богословских наук, А. был назначен инспектором КДА и членом Киевского цензурного комитета. С июля 1836 г. архимандрит и ректор Полтавской ДС, с 23 июня 1841 г. ректор Псковской ДС и настоятель псковского Спасо-Елиазарова мон-ря , с 24 янв. 1845 г. наместник Псково-Печерского мон-ря . Антоний (Шокотов), еп. Кишиневский. Литография П. Бореля. 1860 г.(ГИМ) Антоний (Шокотов), еп. Кишиневский. Литография П. Бореля. 1860 г.(ГИМ) 2 апр. 1850 г. в Казанском соборе С.-Петербурга А. был хиротонисан на учрежденное в целях борьбы с расколом Вольское вик-ство Саратовской епархии. Прибыв в Вольск в мае 1850 г., А. посетил иргизские мон-ри и убедился, что старообрядчество весьма укоренилось в Саратовском крае. К своим обязанностям А. приступил энергично, особое внимание уделял окормлению единоверческих общин. Однако в 1850 г. саратовское Заволжье отошло к Самарской губ., Святейший Синод признал существование Вольского вик-ства нецелесообразным, и в дек. 1850 г. оно было упразднено. 19 дек. А. получил назначение на Старорусское вик-ство Новгородской епархии, 27 авг. 1853 г.- на Оренбургскую и Уфимскую кафедру. 17 марта 1858 г. переведен на Кишинёвскую кафедру, с 23 апр. 1861 г. архиепископ. За годы архиерейства А. в Бессарабии было построено и возобновлено ок. 300 церквей, открыто ок. 400 церковноприходских школ. А. ввел в епархии выборность благочинных и учредил благочиннические советы. При храмах А. устраивал б-ки, основал ж. «Кишинёвские ЕВ», печатавшийся на рус. и молдав. языках. По инициативе А. в Кишинёве было открыто жен. епархиальное уч-ще, на обустройство к-рого он жертвовал личные средства и привлекал благотворителей. Скончался от апоплексического удара. Погребен в Крестовоздвиженском соборе Кишинёва.

http://pravenc.ru/text/116032.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН (Клица Григорий Иванович; 3.03.1816, г. Нежин Черниговской губ.- 13.04.1890, Святогорская Успенская пуст. Харьковской губ.), архим., настоятель Святогорской Успенской пуст. (см. Святогорская в честь Успения Пресвятой Богородицы мужская лавра ). Род. в многодетной купеческой семье, дед Г., грек, прибыл в Нежин с о-ва Кефалиния (Кефалония). Крещен в честь свт. Григория Паламы . С детства Г. вместе с матерью посещал нежинский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы жен. мон-рь , насельница к-рого схим. Мария предсказала ему монашество. Окончил Нежинское греч. уч-ще, Нежинский лицей кн. Безбородко, в 1829 г.- Московскую практическую коммерческую академию. В 30-х гг. XIX в. вместе с братьями занимался торговлей мехом в Москве, Киеве, Харькове, Сибири. Посещал театры и увеселительные заведения, «бывали и попойки, и разгул купеческий», вспоминал Г. впосл. В 1836 г., возвращаясь с Ирбитской ярмарки, близ Свияжска провалился под лед Волги. После чудесного спасения раскаялся в греховной жизни, в Чудовом мон-ре дал обет стать монахом. Архим. Герман (Клица). Портрет. Ок. 2000 г. (Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра) Архим. Герман (Клица). Портрет. Ок. 2000 г. (Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра) По совету настоятеля Самарского Пустынно-Николаевского муж. мон-ря архим. Авксентия и благословению Харьковского архиеп. Мелетия (Леонтовича) 24 июня 1840 г. Г. поступил в Глинскую пуст. , стал учеником прп. игум. Филарета (Данилевского) . Нес послушание на пасеке, вкушал пищу раз в день, прочитывал престарелому старцу-пасечнику келейное правило, Евангелие, Псалтирь. После кончины игум. Филарета с 1841 г. служил письмоводителем при игум. Евстратии, пел на клиросе. 20 июня 1842 г. пострижен в рясофор. 15 янв. 1844 г. по инициативе Т. Б. и А. М. Потёмкиных была восстановлена Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы пуст., настоятелем к-рой назначен друг Г.- иером. Арсений (Митрофанов) . 8-15 апр. 1844 г. Г. вместе с 12 глинскими насельниками перешел в Святые горы, где участвовал в возобновлении мон-ря по уставу Глинской пуст., стал ближайшим помощником игум. Арсения, нес послушание ризничего. 7 марта 1845 г. игум. Арсением был пострижен в монашество в честь свт. Германа I , патриарха К-польского, 17 марта 1845 г. в Харькове еп. Иннокентием (Борисовым) рукоположен в сан иеродиакона, служил уставщиком, ввел в обители Глинский распев. Из-за конфликта с казначеем иером. Вениамином, а также из-за частых посещений мон-ря ктиторами Потёмкиными, Е. Шабельской, вносившими «мирскую суету», Г. решил оставить мон-рь. В 1846 г. по совету братского духовника иером. Феодосия ушел в отпуск, нек-рое время жил в Киево-Печерской лавре , Мгарском в честь Преображения Господня мон-ре , брянском во имя ап. Петра и Павла мон-ре , Молченской Софрониевой и Глинской пустынях.

http://pravenc.ru/text/164767.html

Оять. Введено-Оятский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не позже 1545. (первое письменное упоминание). Ссылки:     Адрес: 187725, Ленинградская область, Лодейнопольский район, ст.Оять Координаты: 60.461983, 33.139417 Проезд:автомобилем от Санкт-Петербурга по Мурманскому шоссе до 185-го километра, далее поворот к станции Оять, 4 км по асфальту и 1 км по грунтовой дороге; пригородным поездом с Московского и Ладожского вокзалов Санкт-Петербурга; автобусом из г.Лодейное Поле до ПО " Рассвет " Изменить описание объекта Автор: Борис Снято: 12 августа 2008 Добавлено: 12 августа 2009 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 200 км к северо-востоку от Петербурга на берегу реки Оять расположен монастырь, известный как Введено-Оятский. Раньше он назывался Введенский Островской. Время основания Введенского Островского мужского монастыря с точностью неизвестно. Как видно из жития преподобного Александра Свирского, монастырь на левом берегу реки Оять существовал уже в XV в. Известно, что родители преподобного Александра Свирского схимонах Сергий и схимонахиня Варвара были пострижены во Введенском Островском монастыре и здесь же потом и были погребены. Долгое время Введенский Островской монастырь был приписан к Александро-Свирскому монастырю и лишь в 1764 г. получил самостоятельность. Храмов было два: каменный в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом в честь Тихвинской иконы Божией Матери (построен в 1817 г.) и 2-х этажный деревянный (построен в 1782 г., перестроен в 1836 г.). Верхний храм был освящен в честь Богоявления Господня с приделами во имя апостолов Петра и Павла и во имя преподобного Александра Свирского, нижний - в честь Преображения Господня (освящен в 1829 г.). В Преображенском храме находились могилы родителей преподобного Александра Свирского. Сейчас на месте этого храма стоит крест. В декабре 1992 г. монастырь возрожден как женский. Первая настоятельница обители - матушка Фекла. При ней вновь ожил целебный, известный многими чудесами святой источник.

http://sobory.ru/article/?object=00122

Андрей Николаевич Муравьёв (12.05.1806–30.08.1874) Библейская история Воспоминания Жития святых История Древней Церкви История Поместных Церквей История религий История Русской Православной Церкви Литургика Основы православия Андрей Николаевич Муравьёв Духовный писатель, историк Церкви, паломник и путешественник; драматург, поэт. Биография Родился в семье Николая Николаевича Муравьёва и Александры Михайловны Мордвиновой (1768—1809). Его старшие братья — Михаил, Николай и Александр. Учился у Семёна Раича, в юности переводил «Энеиду» и фенелонова «Телемака». В службе с 5 (17) сентября 1823 года. После военной службы, сдав в апреле 1828 года экзамены при Московском университете, в августе того же года был определён в ведомство Коллегии иностранных дел. Во время Русско-турецкой войны 1828—1829 годов в Шумле познакомился с А. С. Хомяковым. В 1833 году был определён обер-секретарём в Святейшем синоде при обер-прокуроре С. Д. Нечаеве; летом 1836 года сыграл важную роль в смене его на графа Н. А. Протасова). С 1836 года — камергер российского императорского двора и почётный член Императорской академии наук. С 1842 года — член общего присутствия в Азиатском департаменте МИДа. В начале 1850-х переехал в Москву, поселившись во флигеле Останскинского дворца у Дмитрия Николаевича Шереметева. В 1854 году получил знак отличия за XXV лет беспорочной службы; с 17 (29) апреля 1855 года — действительный статский советник. Его хлопотами келия афонского Ватопедского монастыря близ Кареи (первоначально была местом жительства на покое Вселенского Патриарха Афанасия Пателлария) в 1849 году была преобразована в самоуправляющийся скит с русскими насельниками; в 1867 году там был заложен собор во имя Андрея Первозванного (освящён в 1900 году). Посетив в 1850 году пришедший в полное запустение бывший монастырь Новый Сион в Мирах (селение Демре округа Каш в Анатолийской Турции), где до 1087 года покоились мощи святителя Николая Чудотворца, инициировал работы по его восстановлению и возможному устройству там русского монастыря; впоследствии активное участие в проекте принимали граф Николай Игнатьев и Василий Хитрово. Его сочинения стали первыми на русском языке книгами духовного содержания, получившими распространение в среде высшего общества. Исследовал и ввёл в научный оборот судебное дело Патриарха Никона. Выйдя в отставку в 1866 году, поселился в Киеве, близ Андреевской церкви. В 1869 году вернулся на государственную службу в качестве директора Санкт-Петербургского попечительного о тюрьмах комитета. Умер в Киеве, погребён в крипте Андреевской церкви. Считался другом митрополита Московского Филарета (Дроздова), имел репутацию знатока и блюстителя богослужебного устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010