17 июня 1881 г. Посещение храма, приюта и больницы митрополитом Московским и Коломенским МАКАРИЕМ (Булгаковым) Митрополит Московский и Коломенский МАКАРИЙ (Булгаков) 18161882. На Московской кафедре в 1879 — 1882 гг. Великий российский иерарх и ученый. Своими многочисленными трудами внес бесценный вклад в изучение истории России. Автор знаменитой фундаментальной «Истории Русской Церкви». Портрет неизвестного художника из собрания Государственного Исторического Музея в Москве. Начало 1880-х гг. Июнь 1889 г. , 31 мая 1890 г. , 26 ноября 1891 г. Посещения монастыря митрополитом Московским и Коломенским ИОАННИКИЕМ (Рудневым) Митрополит Московский и Коломенский ИОАННИКИЙ (Руднев) 1826 — 1890 На Московской кафедре в 1882 — 1891 гг., Затем митрополит Киевский и Галицкий. Мудрый архипастырь, твердый администратор, попечитель образования, миссионерства и сам миссионер, благотворитель, великолепный проповедник, основатель журналов «Руководство для сельских пастырей», «Миссионерское обозрение» и др. 6 сентября 1889 г. Определение Св. Синода о преобразовании приюта, учрежденного на средства княжны А. В. Голицыной, в общежительный женский монастырь «Всех скорбящих радость» с приютом и больницей. Штат: игумения, казначея, 15 монахинь, послушницы. Первая игумения Скорбященского монастыря ЕВПРАКСИЯ (+ 11 мая 1909 г.) 26 мая 1891 г. Закладка и начало строительства по проекту архитектора Ивана Терентьевича Владимирова соборного храма во имя Всемилостивого Спаса иждивением благотворительницы, купеческой вдовы из Воскресенска Акилины Алексеевны Смирновой . Храмоздательница Собора Всемилостивого Спаса и благотворительница Скорбященского монастыря АКИЛИНА АЛЕКСЕЕВНА СМИРНОВА (тайная монахиня РАФАИЛА) 12 января и 24 августа 1892 г. и 29 мая 1894 г. Посещения Скорбященского монастыря митрополитом Московским и Коломенским ЛЕОНТИЕМ (Лебединским) Митрополит Московский и Коломенский ЛЕОНТИЙ (Лебединский) 1822 — 1893. На Московской кафедре в 1891 – 1893 годах. Высокообразованный, почитаемый и любимый духовенством и мирянами архипастырь. Обладал необычайным личным обаянием, был доступен для людей всех сословий и состояний. Славился благотворительностью и попечением о народном образовании.

http://pravmir.ru/150-let-skorbyashhensk...

Отец Алексий трудился в те времена, когда в Германии наблюдался растущий интерес к русской культуре, к таким писателям как Достоевский, Толстой и Чехов, труды которых быстро перевели на немецкий язык. Рос интерес и к т.н. «греко-кафолической» (православной) Церкви. В числе духовных лиц, способствовавших расширению знаний немцев о православии, были разные посольские священники, например, протоиереи Иоанн Базаров, служивший в Висбадене и Штутгарте, Николай Яновский и Стефан Сабинин, протопресвитер Иоанн Янышев (1816.1910), будущий ректор СПДА и духовник Императорской семьи и другие. Но особенное место занимает о. Алексий! Протоиерей Алексий Мальцев прибыл с семьей в Берлин осенью 1886 г. 5 . Его супруга, Мария Аполлинариевна (5.4.1861 – 4.5.1889), урожденная Крылова, тоже происходила из семьи священнослужителя Ярославской губернии. Вместе с ними в Германию приехали сын, Владимир (род. 1882), и три дочери: Наталья (род. 1881), Екатерина (род. 1883) и Анна (род. 1885) 6 . Приход небольшой домовой посольской церкви во имя св. кн. Владимира на Унтер ден Линден в эти годы состоял из семей сотрудников посольства и русских, проживавших в Берлине. Кроме того, здесь же окормлялись православные сербы, румыны, болгары и греки. К этой же церкви был приписан Потсдамский храм св. кн. Александра Невского. Храм при посольстве был рассчитан всего на 150 человек, и до приезда отца Алексия приходская жизнь в нем была вялотекущей. На лето храм вообще закрывался. Некоторые прихожане, особенно в Потсдаме, даже перешли в протестантизм. Новый настоятель начал с устроения внешнего и внутреннего благолепия храма, и постепенно посольская церковь из домовой превратилась в настоящий приходской храм для православных разных национальностей в Германской столице 7 . Богослужения стали совершаться непрерывно в течение всего года, а вскоре в посольском храме начали служить и на немецком языке. С течением времени число прихожан значительно увеличилось, так что появилась необходимость строить новый и более вместительный храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

Епископы (в Житомире): Паисий Виноградов 1891–1902. Арсений Тимофеев 1902–1906. Михей Алексеев 1906–1908. 11 Фаддей Успенский 1908. Острожское викариатство 12 Епископы (в Житомире): Анатолий Мартыновский 1841–1844. Иерофей Лобачевский 1845–1871. Иустин Охотин 1871–1879. Виталий Гречулевич 1879–1882. Израиль Никудицкий 1883. Александр Закве-Заккис (латыш) 1883–1890. Антоний Флоренцов 1890–1894. Мефодий Никольский 1894–1898. Серафим Мещеряков 1898–1902. (Было вакантно до 1910 г.). Гавриил Воеводин 1910. Воронежская, учр. в 1681 г. Кафедра в Воронеже Епископы Воронежские и Елецкие: Св. Митрофан 1682–1703. C 1682–1696 еп. „Воронежский“, с 1699–1700 еп. „Воронежский и Азовский“, с 1700 г. еп. „Воронежский и Елецкий“. Арсений Кастюрин 1704–1712. Архп. Пахомий Шпаковский 1710–1723. Митр. Иосиф 1725–1726. Лев Юрлов 1727–1730. Иоаким Струков 1730–1742. Вениамин Сахновский 1742–1743. Феофилакт 1743–1757. Кирилл Лящевецкий 1758–1761. Иоанникий Павлуцкий 1761–1763. Св. Тихон Соколов 1763–1767. Тихон Якубовский 1767–1775. Тихон Малинин 1775–1788. Епископы Воронежские: Иннокентий Полянский 1788–1794. Воронежские и Черкасские (до 1829 г.): Мефодий Смирнов 1795–1799. Афанасий Иванов 1799. Арсений Москвин 1799–1810. Антоний Соколов 1810–1816. Епифаний Саввич-Канивецкий 1816–1825. Воронежские и Задонские (с 1829 г.): Антоний Смирницкий 1826–1846. Архп. c 1833. Игнатий Семенов 1847–1850. Архп. Парфений Чертков 1850–1853. Архп. Иосиф Богословский 1853–1864. Архп. с 1860. Серафим Аретинский 1865–1886. Архп. с 1871. Вениамин Смирнов 1886–1890. Анастасий Добрадин 1890. Архп. c 1902. Острогожское викариатство 13 . Епископы (в Воронеже): Иринарх Попов 1841–1842. Елпидифор Бенедиктов 1842–1848. Феогност Лебедев I 1848–1852. Антоний Павлинский 1852–1853. Феодосий Макаревский 1867–1871. Вениамин Боковский 1871–1879. Филарет Косинский (румын) 1879–1880. Кирилл Орлов 1880–1882. Макарий Троицкий 1882–1886. Анатолий Станкевич 1887–1890. Владимир Соколовский 1891–1896. Иосиф Соколов 1897–1900. Владимир Шимкович 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

254. Архим. Макарий . Сказание о чудотворном Великорецком образе святителя Николая//Вятка. Московско-Вятский литературно-художественный, краеведческий журнал. 1998. 2. — С. 6–12. 255. Он же. Митрополит Макарий (Библиография: 1981–1995)//Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках культуры. Материалы Российской научной конференции, посвященной памяти Святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Вып. 5. Можайск: Терра, 1998. — С. 9–22. 256. Он же. Повесть о чудотворной иконе//Там же. — С. 23–25. 257. Недошедшее письменное наследие Митрополита Макария//Там же. — С. 26–39. 258. Архим. Макарий. Подвижничество Всероссийского Митрополита Макария (заметки в связи с семантикой имени)//Там же. — С. 40–48. 259. Благоверный московский князь Василий III (1479–1533)//Там же. — С. 106–130. 260. Архим. Макарий. Иконы святителя Филиппа//Там же. — С. 131–142. 261. Он же. Всероссийский патриарх Иоасаф I//Вышенский Паломник. Православный журнал. Рязань, 1998. 2(7). — С. 91–93. 262. Он же. Мысли о вере, традициях, обычаях, особенностях//Там же. — С. 94–98. 263. Он же. О необходимости утренних и вечерних молитв//Благовест Радонежья. 1998. Июль-Август. — С. 5. 264. Он же. Домашнее благочестие и защита от чародейства. М., 1998. — 80 с. 265. Смолич И. К вопросу периодизации истории Русской Церкви/Перевод с немецкого архим. Макария (Веретенникова) //Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 1998. 3(17). — С. 159–174. 266. Макарий архим. Вологодский епископ Киприан//Русь. Литературно-исторический журнал. 1998. 4. — С. 61–64. 267. Он же. Святыни ратной славы//Новая Россия. Общенациональное издание. 1998. 2–3. — С. 112–113. 268. Он же. Макарий, митрополит Московский (1816–1882)//Историки России XVIII–XX веков. Вып. 5. Архивно-информационный бюллетень 2(18). Приложения к журналу “Исторический архив”. М., 1998. — С. 15–21. 269. Он же. Памяти архимандрита Георгия//Православная Москва. 1998. Октябрь. 34 (166). — С. 1. 270. Он же. Макарьевские соборы 1547 и 1549 годов и их значение//Русская художественная культура XV–XVI веков (Материалы и исследования/Гос. ист.-культур. музей-заповедник “Моск. Кремль”; 11). М., 1998. — С. 5–22.

http://pravmir.ru/pervogo-prorektoramosk...

Адрес был поднесён Императору Александру II от имени КГД городским головой К.И. Романовым. «Государь Император при общем приёме, - отмечалось в местной прессе, - изволил милостиво благодарить городского голову за таковое пожертвование городской думы».(30) 12 декабря 1873 г. КМЖГ переехала в специально приобретённое в декабре 1871 г. за 11,5 тысячи рублей и затем перестроенное здание на углу Петропавловской улицы и Петропавловского переулка (ныне - угол улиц Рахматуллина и Мусы Джалиля, дом 2/18), расположенное «в нескольких десятках шагов от Воскресенской улицы».(31) В 1877 г. в «верхней рекреационной зале» нового здания гимназии были установлены четыре портрета, выполненные с участием известного русского живописца, академика П.С. Тюрина (1816 - 1882), - согласно описанию, содержащемуся в «Историческом очерке Казанской Мариинской Женской Гимназии...»: «Государя Императора Александра II, Государыни Императрицы Марии Александровны и, тогда Наследника Цесаревича, ныне благополучно царствующего Императора Александра III с Его Августейшею Супругой, ныне Государыней Императрицею Мариею Феодоровной».(32) «Государь Император с Их Высочествами изволил прикладываться к местной святыне - чудотворной иконе Казанской Божией Матери...» После посещения гимназии Император Александр II и Великие князья направились в Казанский Богородицкий первоклассный женский монастырь, где пребывала явленная в 1579 г. чудотворная Казанская икона Божией Матери. В конце XVIII - XIX вв. эту знаменитую монашескую обитель посещали многие представители Царствующего Дома Романовых, в том числе: 28 мая 1767 г. - Императрица Екатерина II (1729 - 1796), 30 мая 1798 г. - Император Павел I (1754 - 1801) и его сыновья - Наследник Цесаревич и Великий князь Александр Павлович (1777 - 1825) (будущий Император Александр I) и Великий князь Константин Павлович (1779 - 1831), принявшие участие в закладке нового собора Казанской иконы Божией Матери, 28 августа 1817 г. - четвёртый сын Императора Павла I Великий князь Михаил Павлович (1798 - 1849), в 1834 г.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/15/...

В России 12 октября 1870 г. проф. Дмитрием Федоровичем Голубинским (1832-1903), по благословению Святейшего Синода в Московской духовной академии, была впервые основана кафедра естественно-научной апологетики (взамен упраздненных новым уставом духовных школ  (1869) кафедр физики и математики). Читаемый курс включал в себя сведения по физике, химии, астрономии и преследовал цель «доказать бытие Бога через изучение целесообразности устройства звездного мира и системы законов физики и химии» . Здесь очевидна полная преемственность в подходе к осмыслению взаимоотношения естествознания и богословия, четко сформулированном еще великим М. В. Ломоносовым (1711-1865): «Физические рассуждения о строении мира служат к прославлению Божию и вере не вредны. О если бы тогда (во времена ранних Отцов Церкви. - Свящ. О. М.) были изобретены нынешние астрономические орудия и были бы учинены многочисленные наблюдения от мужей, древних астрономов знанием небесных тел несравненно превосходящих, если бы тогда открыты были тысящи новых звезд с новыми явлениями, каким бы духовным парением, соединенным с превосходным их красноречием, проповедали оные святые риторы величество, премудрость и могущество Божие!» . Многие ведущие представители православной церковной науки и богословия XIX-XX вв.: догматисты митрополит Московский Макарий (Булгаков) (1816-1882), Ректор Киевской духовной академии епископ Сильвестр (Малеванский) (1828-1908), архиепископ Черниговский Филарет (1805-1866), свящ. Николай Малиновский ; библеисты: Ректор Московской и Киевской духовных академий епископ Михаил (Лузин) (1830-1887), проф. Александр Павлович Лопухин (1852-1904) и др. - в своих трудах в различной степени использовали известные им данные естественных наук. Святитель Феофан (Говоров) (1815-1894) всегда стремился быть в курсе современной ему естественно-научной и философской проблематики, в своих трудах и письмах к частным лицам вел активную полемику с такими атеистическими построениями,  как вульгарный материализм и дарвинизм. При этом Вышенский Затворник широко использовал научные знания для иллюстрирования своих мыслей, из-под его пера изливались глубокие размышления о сущности, законах бытия тварного мира.    

http://bogoslov.ru/article/319657

Прп. Антипа Исихаст († 1882) родился в Молдавии в 1816 г. В юности подвизался в обителях у себя на родине. Пришел на Св. Гору ради аскезы и безмолвия, был в послушании у опытных старцев, вслед за которыми он отправился в Молдавию и Россию, всегда и везде следуя своему строгому постническому уставу. В 1865 г. он переселился в обитель острова Валаам, Святую Гору севера, где вновь вел постническое жительство. Вплоть до своей блаженной кончины он оставался источником великой помощи для многих монахов и мирян, которые приходили к нему, привлекаемые благодатью его мудрых поучений 506 . Прп. Аристокл Афонец в афонскую обитель св. Пантелеимона пришел с Урала в 1876 г. После состоявшегося там пострижения и хиротонии он был назначен икономом в метохию обители в Москве, где он развил интенсивную духовную деятельность. Дары рассуждения, ясновидения, предвидения и чудотворения, украшавшие его, ежедневно привлекали к нему множество людей с различными нуждами. После его блаженной кончины († 1918 г.) его честные мощи несут утешение верным до сего дня 507 . Из России прибыл в афонский русский монастырь в 1892 г. и прп. Силуан Афонец († 1938 г.). За 46 лет жизни в общежительном монастыре он не сказал ни слова в свое оправдание, не впал в неподобающий помысл и решил умереть из-за своих грехов. Он прожил возвышенную, благодатную жизнь и оставил писания, исполненные божественного благоухания, которые сохранил для нас его биограф, старец Софроний Суханов († 1993 г.), бывший в течение 14 лет его учеником, первым автором его иконы, автором синаксарного жития и строителем его храма в английском графстве Эссекс. Перевод жития прп. Силуана на разные языки многих познакомил с Православием и побудил приехать смиренными паломниками на Афон 508 . Мы смотрим на этот сонм святых, и нам становится абсолютно ясно огромное влияние афонского духа на русское монашество и многочисленных православных мирян. Во многом благодаря деятельности афонцев в России произошло духовное возрождение, и мы видим, что Россия благодарна Афону за его благодеяния. Русские монастыри стали живыми клетками Церкви, центрами благотворительности, миссионерства, издания и перевода важных книг, источников святости. Православная Россия чтит Святую Гору, а Святая Гора, в свою очередь, отблагодарила Россию гостеприимством, оказанным множеству ее избранных сынов, от прп. Антония Киево-Печерского до прп. Силуана Афонского . Архимандрит Николай (Иоаннидис) (Греция, Афины). Отношения Константинопольской Церкви с Россией в XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковная библиотека, имеющая всего до 100 книг преимущественно догматического и церковно-исторического содержания, можно сказать, только еще заводится (1877 г.). Архив посещается в алтаре: в нем сохраняется опись имуществу церковному, составленная в 1870 г., метрические и исповедные книги с 1830 г., также другие документы церковные, в переплетах. Материальное положение местного причта можно назвать в настоящее время (1877 г.) обеспеченным; не таким оно было до 1871 г., когда пользовались только 33 десятинами земли на полный штат, состоявший из 4-х лиц». К церкви приписаны две часовни - в деревне Арсаках, построенная в 1878 г. (Крестовоздвиженская, разрушена), и в деревне Редриковых Горах, построенная в 1882 г., посвященная имени св. мученицы Параскевы именуемой Пятницы (разрушена в советское время). Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причта получалось (1897 г.): а) от земли пахотной и сенокосной 35 руб.; б) от хлебного сбора до 25 руб., и в) от служб в требоисправлений до 400 руб., а всего до 460 руб. в год. Земли при церкви: усадебной около 3 дес., пахотной 30 дес. и сенокосной 3 дес. Приход состоял из села Полиносова и деревень: 1) Арсак (4 вер. от церкви), 2) Редриковых Гор (4 вер.), 3) Пречистина (2 вер.), 4) Иванькова (2 вер.) и 5) сельца Брыковых Горок (2 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 588 душ муж. пола и 662 женского; все православные. В советское время церковь была закрыта и сильно пострадала. Сохранились только стены двусветного четверика основного объема, которые и видны на фотографии. Завершение и перекрытие церкви, колокольня и трапезная утрачены. В Полиносове родился Василий Орлов, автор книги «Описание церквей и приходов Владимирской епархии» (Владимир, 1886). От церкви уцелел только кирпичный четверик без перекрытий. Алтарь и выстроенные в 1813-1816 г.г. трапезная с Сергиевским приделом и колокольня разобраны до основания. Комментарии и обсуждение Моя свекровь, Куликова Клавдия Егоровна, родилась в деревне Полиносове.

http://sobory.ru/article/?object=01243

Важнейшее место в системе взаимосвязанных механизмов реализации Концепции отводится выработке и применению эффективных форм государственно-общественного управления, сетевого и межотраслевого взаимодействия, социального партнёрства как средства развития воспитания, осознаваемого и осуществляемого в качестве широкой общественной практики. 4.1. Программы воспитания Для реализации Концепции государственными федеральными органами управления образованием разрабатываются примерные программы воспитания, на основе которых образовательные организации разрабатывают свои рабочие программы воспитания. Примерные программы воспитания определяют: 4.2. Технологии воспитания Ключевым отличием технологической стороны воспитания на современном этапе становится переход: Конкретные воспитательные технологии определяются образовательными организациями самостоятельно. Содержание человека II. Сущность воспитания человека 2.1. Практики воспитания человека 2.2. Пространство воспитания человека 2.3. Сферы воспитания человека III. Содержание воспитания человека 3.1. Опыт освоения содержания воспитания 3.2. Структура воспитательных результатов 3.3. Образ воспитывающего взрослого IV. Пути реализации Концепции 4.1. Программы воспитания 4.2. Технологии воспитания УДК 37.014.3 ББК 74.04(2Рос) К 35 При поддержке: Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова М.П., 1816–1882 гг.), г. Москва К 35 Концепция воспитания человека в Российской Федерации. Проект/Под ред. чл.-корр. РАО В.И. Слободчикова. – М., 2022. 35 с. ISBN 978-5-906411-74-7 © Слободчиков В.И., Остапенко А.А., Черникова Т.В., Бурлакова И.И., Теплова А.Б., Хребтова А.И., Галиев С.С., Зверев С.Ю., Рыбаков С.Ю., Моисеев Д.А., Коротких С.Н. , Зелинский К.В., 2022 Отпечатано в типографии Свято-Симеоновского Архиерейского подворья Екатеринбургской епархии Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 1.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/06/...

Шесть дней творения не означают какого-нибудь неопределённого продолжения времени, в которое бы вещи, по законам только природы, образовались и раскрылись из сотворённых в начале неба и земли, но показывают истинный порядок непосредственных действий творческой силы, совершавшихся в определённое время, которое мы называем днём . Ибо священный бытописатель, с одной стороны, назначает каждому дню те же границы, в коих теперь заключается день, т.е. утро и вечер; а с другой – первые дни творения не различает ничем от последних – шестого и седьмого, которые без сомнения были уже обыкновенные дни . Он говорит: и соверши Бог в день шестый дела своя, яже сотвори: и почи в день седьмый от всех дел своих, яже сотвори ( Быт.2:2 ). Причина шестиричного или седмиричного числа дней творения сокрыта в тайнах премудрости Божией» 812 . Митрополит Макарий (Булгаков) : Митрополит Макарий (Булгаков) (1816–1882) «Признавать за историю Моисеево сказание о происхождении мipa вещественного обязываемся потому, что – За историю принимал его сам Моисей . Он поместил это сказание в самом начале, как основание своей исторической книги, в которой предположил сообщить Израильтянам верные и точные понятия о Боге, как Творце мipa и человека: следовательно, поступил бы против собственного намерения, если бы сокрыл здесь какой-либо таинственный смысл, ни для кого не понятный. А главное: на этом сказании Моисей основал закон о субботе, данный Израильтянам, при изложении которого со всей ясностью раскрыл свои мысли о шестидневном творении... Под именем шести дней творения Моисей разумеет дни обыкновенные . Ибо каждый из них определяет вечером и утром: и бысть вечер, и бысть утро, день един...; и бысть вечер, и бысть утро, день вторый..., и т.д. А кроме того, как мы уже заметили, соответственно этим шести дням, в которые Бог сотворил все дела свои, и по окончании которых почил и освятил день седьмый, Моисей заповедовал Израильтянам, чтобы и они шесть дней недели делали, а в день седьмый субботу святили Господу Богу своему...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010