Каликино. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Когда-то Каликино было самым большим селом Лебедянского уезда, число его жителей было более 7 тысяч человек. И это естественно, что в таком большом селе было построено две церкви. Каменная тёплая церковь 1-й половины с. Каликино была построена в 1873 (по другим сведениям, в 1865) году на средства прихожан и имела три престола: главный – Рождества Христова, придельные – Покрова Пресвятой Богородицы и св. пророка Илии. По данным 1876 года она была главной. Каменная тёплая церковь 2-й половины с. Каликино (Марчуковский приход) была построена в 1819 (по другим сведениям, в 1816) году так же на средства прихожан и имела так же три престола: главный – Рождества Христова, придельные – Святой Троицы и св. пророка Илии. Церковь распространялась в 1863 г. и 1869 г. По данным 1876 года она была приписной. Штат церквей в 1876 году состоял из настоятеля, помощника и 2 псаломщиков. Настоятелем был священник Лукьян Добров, помощником – священник Пётр Израильский, сверх штата – священник Алексей Полянский. Церковным старостой при 1-й церкви был государственный крестьянин Трунов, с 1869 г., при 2-й церкви государственный крестьянин Быков, с 1874 г. По данным 1893, 1911 гг.штат Христорождественской церкви 1-й половины с. Каликино состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков. В 1893 году священниками были Михаил Матвеевич Тихорский, 36 лет, рукоположен 14 апреля 1883 года, награждён набедренником, и Иоанн Петрович Скрижалин, 53 лет, из Рязанской семинарии, рукоположен 21 февраля 1882 года. Диаконом был Сергий Григорьевич Белореченский, 38 лет, рукоположен 22 мая 1881 года. Псаломщиками: Андрей Афанасьевич Соколов, 54 лет, в должности с 1859 года, и Стефан Васильевич Лавров, 65 лет, в должности с 1846 года. По данным 1893, 1911 гг. штат Христорождественской церкви 2-й половины с. Каликино состоял из священника, диакона и псаломщика. В 1893 году священником был Александр Иванович Полянский, 58 лет, рукоположен 6 декабря 1862 года, награждён камилавкой. Диаконом был Феодор Филаретович Беляевский, 46 лет, из 1 класса семинарии, рукоположен 10 ноября 1863 года. Псаломщиком был Алексей Петрович Климентов, 72 лет, получил домашнее образование, определён в 1842 году.

http://sobory.ru/article/?object=17250

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТИПА ВАЛААМСКИЙ (Лукиан Александр Георгиевич; 1816, с. Калаподешти Текучского у., Молдавия - 10.01.1882, о-в Валаам), иеросхим. Род. в семье диакона. С детства был набожным и кротким отроком, проявлял большое усердие в учебе, в чтении духовной лит-ры. Рано лишился отца, мать после смерти супруга постриглась в монахини. Александр был отдан матерью в переплетную мастерскую, но, видя свое призвание в служении Богу, в 20 лет решил стать монахом. После неудачной попытки поступить в Нямецкий мон-рь был принят в небольшой мон-рь в Валахии, стал духовным учеником затворника схим. Гедеона. Был пострижен с именем Алипий архим. Димитрием в мон-ре, называемом Браз, и по его благословению отправился на Афон (по др. данным, пострижен в румын. мон-ре на Афоне). Поступил в греч. мон-рь Эсфигмену . 4 года трудился в поварне, потом перешел к землякам - старцам-пустынникам Нифонту и Нектарию. Принял схиму с именем Антипа и стал нести подвиг отшельничества, обрел чудотворную икону Божией Матери. Через нек-рое время по просьбе старца Нифонта поступил в строившийся Молдавский скит, был рукоположен во иеромонаха и назначен келарем, в отсутствие игумена управлял скитом, исполнял обязанности духовника. Назначен экономом на подворье скита в Яссах, стал духовником двух жен. мон-рей. Занимался сбором средств для скита в Москве и С.-Петербурге, где приобрел много учеников из разных слоев об-ва. В 1865 г. прибыл на о-в Валаам в скит Всех святых, где остался, найдя много общего с жизнью на Афоне. Принял подвиг старчества , был усердным молитвенником и строгим постником, обладал даром прозорливости. Незадолго до смерти А. В. чудотворный образ Божией Матери, принесенный подвижником с Афона, во время молитвы чудесным образом переместился к нему на грудь. А. В. погребен за стенами Всехсвятского скита Валаамского мон-ря , близ часовни в честь Страстей Христовых, чтобы богомольцы могли беспрепятственно совершать по нему панихиды. В 60-х гг. ХХ в. могила старца была вскрыта местными жителями. Не найдя драгоценностей, они засыпали ее землей, оставив надгробную плиту сдвинутой в сторону. Земля на могиле со временем просела, что помогло определить место захоронения старца при обретении его мощей 14 мая 1991 г. после панихиды, совершенной на его могиле наместником мон-ря игум. Андроником (Трубачёвым) . От обретенных мощей исходило сильное благоухание. На воскресном всенощном бдении под день памяти св. равноап. Владимира 28 (15) июля 1991 г. мощи А. В. были перенесены в храм апостолов Петра и Павла, 24 (11) сент. 1991 г., в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских,- в храм Сергия и Германа Валаамских, где и пребывают в наст. время.

http://pravenc.ru/text/115794.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История богословия. Персоналии богословов (см. также " Патрология " ) ЛАНГТОН Стефан (ок. 1150 - 1228), англ. церковный деятель, кард. (с 1206), архиеп. Кентерберийский (с 1207), католич. богослов, экзегет. ЛАНФРАНК (ок. 1010 - 1089), нормандский и англ. церковный деятель, богослов; архиеп. Кентерберийский (с 1070) ЛЕВ (XI в.), митр. Халкидонский (до 21 марта 1082 - нач. 1086, кон. 1094/нач. 1095-?), богослов, противник имп. Алексея I Комнина ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) ЛЕФЕВР Д " ЭТАПЛЬ Д " Этапль [Фабер Стапулийский (Этапльский)] Жан († 1536), католич. философ, богослов, экзегет, переводчик, церковный деятель; ведущий представитель франц. позднеренессансного гумманизма ЛИХУДЫ Иоанникий (Иоанн; 1633 - 1717) и Софроний (Спиридон; 1652 - 1730), греки, братья, иеромонахи, просветители, богословы, основатели Славяно-греко-латинской академии ЛУЛЛИЙ [Льюль] Раймунд (Рамон) (1232, по др. данным, 1233 или 1235, Пальма, о-в Мальорка - весна 1316?), католич. богослов, средневек. философ, христ. миссионер ЛУЧИЦКИЙ Кирилл Иванович (1815 - 1886), правосл. богослов, филолог, историк русской лит-ры, заслуженный ординарный проф. СПбДА МАКАРИЙ (Булгаков Михаил Петрович; 1816 - 1882), митр. Московский и Коломенский, историк Церкви, богослов МАКАРИЙ (Оксиюк Михаил Федорович; 1884-1961), митр. Варшавский и всея Польши, церковно-общественный деятель, богослов МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик МАРИ ИБН СУЛЕЙМАН (XII в.), восточносир. арабо-христ. писатель к-рый участвовал в составлении объемной богословской энциклопедии «Книга башни»

http://pravenc.ru/rubrics/122394_5.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Общая история Церкви ЛИОНСКАЯ УНИЯ соглашение об объединении Римско-католической и К-польской Православной Церквей, заключенное на Лионском II Соборе (1274) ЛОРАН Витальен (1896 - 1973), франц. историк Церкви, византинист, мон. католич. ордена августинцев-ассумпционистов МАКАРИЙ (Булгаков Михаил Петрович; 1816 - 1882), митр. Московский и Коломенский, историк Церкви, богослов Иоганн Адам (1796-1838), нем. католич. богослов, один из главных представителей католич. тюбингенской школы богословия, историк Церкви, патролог МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ временно исполняет патриаршую должность в случае кончины патриарха, его ухода на покой или по иной причине, делающей невозможным исполнение им своих обязанностей МИРКОВИЧ Лазарь (1885-1968) прот., сербский историк церковного искусства, литургист, археограф, переводчик МИССИОНЕРСТВО или миссия, одна из форм церковной деятельности, целью которой является обращение неверующих или иноверцев к вере во Христа МИТРОПОЛИТ [греч. город - мать, греч. название провинциальной столицы], в хронологическом отношении первый епископский титул МИТРОПОЛИЧИЙ ОКРУГ объединение епархий, возглавляемое митрополитом и обладающее ограниченной внутренней самостоятельностью МОНАСТЫРЬ форма организации монашеской общины (киновии), живущей по определенному уставу; также М. называется комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек, служащих местом поселения монашеской братии МОНАШЕСТВО в христ. традиции особый образ жизни, имеющий целью достижение спасения и наиболее полное воплощение в жизни евангельского идеала Андрей Николаевич (1806-1874), камергер имп. двора (с 21 мая 1836), почетный член С.-Петербургской АН, действительный статский советник (1855), духовный писатель, церковно-общественный деятель, историк Церкви, паломник МУРАТОРИ Лудовико Антонио (1672 - 1750), католич. свящ., историк Церкви, религ. мыслитель, ученый-энциклопедист НИКОЛЬСКИЙ Николай Константинович (1863-1936), историк древнерус. лит-ры, историк Церкви, археограф, библиограф, статский советник (1897), академик Петербургской АН

http://pravenc.ru/rubrics/121238_5.html

Мефодий, архиепископ Псковский и Лифляндский (Пишнячевский) Обучался в Киевской духовной академии; с 1797 года – в Московском университете. В 1803 году пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и назначен соборным иеромонахом и префектом Киевской духовной академии. В 1811 году назначен инспектором Петербургской духовной семинарии, а с 1812 года – ректором ее. В этот же период управлял Санкт-Петербургской Троице-Сергиевой пустынью в сане архимандрита. 21 сентября 1813 года хиротонисан в Александро-Невской лавре во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С 7 февраля 1816 года – епископ Полтавский и Переяславский. 27 июня 1824 года возведен в сан архиепископа Астраханского и Кавказского. С 30 сентября 1825 года – архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский. С 30 апреля 1833 года – архиепископ Псковский и Лифляндский. 10 мая 1834 года (по «Спискам», 10 мая 1830 года) уволен на покой в Лубенский Мгарский Спасо-Преображенский монастырь с управлением им. Скончался 10 июля 1845 года в Лубенском Мгарском Спасо-Преображенском монастыре, где и погребен в соборном храме. Добрый отзыв о преосвященном Мефодии дает в своих письмах святитель Филарет Московский , называя его «хорошим философом, хорошим христианином, хорошим монахом, хорошим товарищем». Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 214. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1395, 1409, 1410. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 214. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 40, 312, 382, 927, 930. Письма Московского митрополита Филарета к родным (1800–1866 гг.). – М., 1882. – С. 150, 154, 159. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковно-государственным вопросам: в 5 т./Изд. под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. – СПб., 1885–1888. – Т. 1. – С. 22, 38–39, 79, 81, 460, 461.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Разделы портала «Азбука веры» Уже исторически, к сожалению, сложилось так, что христианство в нашей стране переплетено с различными языческими верованиями. Как многократно отмечалось историками, после принятия всеобщего крещения в 988 году в Киевской Руси сложилось двоеверие. Продолжала существовать народная культура, уходящая своими корнями в язычество, и параллельно утверждалось христианство. Архиепископ Макарий (1816–1882), академик Петербургской Академии Наук, автор многотомной «Истории русской церкви», признавал, что многие из христиан того времени практически оставались язычниками: исполняли внешние обряды церкви, но сохраняли обычаи и суеверия своих отцов. Подобная ситуация сохранилась и в наши дни. Многие называют себя верующими людьми, но это не останавливает их ответить: «К черту!» на пожелание: «Ни пуха, ни пера!». А на вопрос: «Как твои дела?» они переплюнут три раза через левое плечо, три раза постучат по дереву, чтобы не сглазить, и скажут: «Да ничего, слава Богу!». Таким образом в нашей стране христианство слилось с древними верованиями и пропиталось языческими обрядами. Нужно помнить, что всё это является мерзостью в глазах Бога. Библия с сожалением указывает на подобный образ жизни еврейского народа: «Господа они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их» ( 4Цар. 17:33 ). «И завета, который Я заключил с вами, не забывайте, и не чтите богов иных; только Господа, Бога вашего чтите, и Он избавит вас от руки всех врагов ваших. Но они не послушали, а поступали по прежним своим обычаям. Народы сии чтили Господа, но и истуканам своим служили. Да и дети их, и дети детей их до сего дня поступают так же, как поступали отцы их» ( 4Цар. 17:38-41 ). Бог не приемлет такой мерзости в любых ее проявлениях. Библия нам говорит: «Старайтесь иметь… святость, без которой никто не увидит Господа» ( Евр. 12:14 ). Поэтому важно знать это и относиться к Божьему повелению со всей серьёзностью. Я хочу привести вам только краткий список тех примет и языческих поверий, которые прижились в нашем быту и приводят ко многим проблемам в жизни христиан.

http://azbyka.ru/ostorozhno-yazychestvo

Речное. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь с. Речное была построена в 1880 году на средства чистопольского купца 1 гильдии Георгия (Егора) Ивановича Чупашова (Чукашева) вместо сгоревшей деревянной. В советское время она была закрыта, со временем сильно обветшала и в настоящее время нуждается в реставрации. В храме один раз в год совершается молебен, а для нужд верующих в селе построен молитвенный дом святителя Николая Чудотворца. Храм пока не имеет своего священника и окормляется священником храма Воскресения Христова р.п. Алексеевское. Богослужения совершаются в дни церковных праздников. Приписан к приходу Святителя Алексия поселка Алексеевское. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП Архитектурное описание. Крестообразная в плане. В основе лежит широкий и низкий восьмерик. Завершение храма утрачено.Многоярусная колокольня с вычурным завершением примыкает к трапезной по ее оси. Прослеживаются черты стилизаторства и эклектики. Из каталога-справочника. Р.А Айнутдинов, Е.В.Липаков, Р.Р.Хайрутдинов. " Республика Татарстан:Памятники истории и культуры " . г.Казань Издательство " Эйдос " -1993 г Церковь в селе Остолопово (ныне Речное) построена в 1880 году вместо сгоревшей деревянной церкви на средства чистопольского 1 гильдии купца Георгия Чупашова. Престолов - три, главный — во имя Богоявления Господня, с правой стороны — во имя святителя Николая Чудотворца, с левой — во имя великомученика Георгия Победоносца. Все престолы освящены одновременно — 14 декабря 1882 года. Каменная крепкая, с такой же, в одной связи, колокольней. Ограда каменная, с деревянной решеткой, ворота железные. Иконостас в главном храме трехъярусный, также и в приделе, с передней стороны, с боков - одноярусные.В храме за правым клиросом, в особом киоте, помещался особо чтимый резной образ святителя Николая Чудотворца, в рост человека, который прославился далеко вокруг чудотворениями. Время происхождения этого образа неизвестно; но вероятно, что он здесь находился с 1783 го­да, с момента постройки в Остолопове деревянной цер­кви во имя Богоявления Господня с приделом во имя свя­тителя Николая. В 1793 году епархиальным начальством предписано было представить этот образ для осмотра в Казанскую духовную консисторию, где он и находился до 1816 года. В этом же году, по настоятельной просьбе прихожан и резолюции владыки Амвросия, архиепископа Казанского, образ был отдан просителям во уважение их усердия к угоднику Божию. Приход в селе зарегистрирован в 1872 г. В Остолопове действовала мужская земская школа на 80 мальчиков, открытая в 1875 году, а в 1893 году была открыта женская школа грамоты. Деревень в приходе не было. В самом селе на 1904 г. в 335 дворах проживало 2174 русских православных жителей. Священник Александр Ефимович Вознесенский 54 лет, дьякон Василий Николаевич Бузановский.

http://sobory.ru/article/?object=23711

Слово к читателю Мэра Москвы Юрия Лужкова К оглавлению Стремления наши и труды по возрождению и умножению величия государства Российского имеют основание в глубине и мощи русского духа, черпают свою силу в истории отечества. Ныне, как никогда, важно приникнуть к ее священным страницам сердцем и умом, обогатиться мудрым опытом веков. И к доброполезным начинаниям здесь можно отнести открывающееся издание многотомной «Истории Русской Церкви», после долгих лет вынужденного ожидания предпринятое Московским Патриархатом и непосредственно — Издательством Спасо-Преображенского на Валааме ставропигиального монастыря. Основу издания составит одноименное творение высокопреосвященного Макария, митрополита Московского и Коломенского (1816–1882), первый том которого (из тринадцати) вошел в настоящий фолиант. Изложение с XVII в. до наших дней будет доведено совместными усилиями современных церковных историков. Уже вводный том макариевского труда (1846) известный русский историк М. П. Погодин с удовлетворением признал «блистательным доказательством... зрелости» нашей церковно-исторической науки . Позднее он же писал автору: «Ваша книга должна бы быть оглашена на торжищах и сделаться настольною книгою всякого образованного человека» . Отрадно сознавать, что именно этот труд в ближайшем будущем станет достоянием широких ученых и читательских кругов. Внесенные временем коррективы не снижают его непреходящей ценности. Миновали печальные десятилетия информационной блокады русского народа, десятилетия искусственного замалчивания нашего славного прошлого, насильственного стирания целых пластов исторической памяти. Настали иные дни, пришли другие времена. Духовное возрождение общества перестало быть неясной грезой, несбыточной мечтой. Теперь это воплощенная реальность во всем многообразии ее проявлений. И значительным вкладом в этом направлении должно стать осуществляемое ныне издание фундаментального церковно-исторического труда. Пользуясь словами самого митрополита Макария, полагаем, что труд сей будет «способствовать более полному и всестороннему раскрытию самопознания русского народа» , воодушевляя его преданиями веков, укрепляя и умудряя его дух. Дух же народный, по Н. М. Карамзину, «составляет нравственное могущество государства, подобно физическому, нужное для его твердости» .

http://sedmitza.ru/lib/text/435717/

Статистика Макарий (Булгаков), митр. Митрополит Макарий (в миру Михаил Петрович Булгаков ; 19 сентября 1816, село Сурково Новоскольского уезда Курской губернии — 9 июня 1882, Москва) — епископ Православной Российской Церкви, знаменитый историк церкви, богослов. С 8 апреля 1879 — митрополит Московский и Коломенский. Ординарный академик Академии наук (1854). Семья и образование Родился в бедной семье сельского священника, в которой было шестеро детей. Когда будущему митрополиту исполнилось семь лет, скончался его отец. Несмотря на нужду, мать старалась дать детям образование. Его прижизненные биографии рассказывали о том, что в отрочестве он был болезненным и малоспособным ребёнком — до тех пор, пока с ним не произошло следующее событие: когда он однажды прятался от обижавших его товарищей во дворе школы, заучивая не вполне понятный ему урок, в его голову ударился неизвестно откуда брошенный камень, который рассёк «черепную оболочку на голове, произведя сильное кровотечение», после чего его здоровье неожиданно улучшилось и открылись умственные дарования. Окончил Белгородское уездное духовное училище (1831), Курскую духовную семинарию (1837; в последние два года обучения занимался преподаванием в младших классах той же семинарии), Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия (1841). Доктор богословия (1847; за труд «Введение в православное богословие»). Почётный член Императорского Археологического общества и Санкт-Петербургской духовной академии. Послужной список 15 февраля 1841 был пострижен в монашество. С 25 марта 1841 — иеродиакон. С 29 июня 1841 — иеромонах. В 1841-1842 — преподаватель русской церковной и гражданской истории Киевской духовной академии. В 1842, одновременно, ректор Киево-Подольских духовных училищ. В 1842-1844 — помощник инспектора Санкт-Петербургской духовной академии. В 1844-1857 — ординарный профессор догматического богословия Санкт-Петербургской духовной академии; в 1847—1849 также преподавал историю русской церкви, в 1853—1857 — историю русского раскола.

http://lib.cerkov.ru/authors/839

митрополит Макарий (Булгаков) (19.09.1816–9.06.1882) Догматическое богословие История Русской Православной Церкви История сект и расколов Русская патрология Слова и речи Аудиокниги митрополит Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский, доктор богословия, историк, ректор СПбДА. Автор многотомной «Истории Русской Церкви», действительный член Общества истории и древностей российских при Московском университете. Биография Ранний период жизни В миру Булгаков Михаил Петрович, родился в семье православного пастыря, в селе Сурково Курской губернии, 19 сентября 1816 года. Отец Михаила, священник Пётр, служил в сельском храме, среди прихожан слыл пастырем добрым и обязательным. Для многих крестьянских детей он был не только священником, но и крестным. Мать Михаила, Стефанида Григорьевна, женщина мягкая, но рассудительная, была дочерью священнослужителя, Григория Спасского. Она умела соизмерять свою жизнь с Божьим законом, много молилась, а постилась строже, чем предписывал церковный Устав. Дети Булгаковых с ранних лет воспитывались в духе веры и христианской любви. Михаил был третьим ребёнком в семье (всего их было шесть). Родился он слабым, в детстве много болел (в основном золотухой). Глава семейства, священник Пётр, ушел из жизни рано (Михаилу в ту пору было 7 лет, старшей дочери Стефаниды Григорьевны — 10, а младшей — 3 года). Бремя заботы о детях целиком легло на плечи вдовы. Жили трудно, скорее выживали, средств не хватало, но в отчаяние не впадали, уповали на Бога. В 1823 году мать отправила Михаила к священнику и крестному, Павлу Никитскому. Он служил в нескольких верстах от их села, руководил домашней школой. Здесь Михаил обучился грамоте, получил нравственный закал. Два года спустя мать отвезла его в Корочу и определила в приходское духовное училище. Образование давалось Михаилу с трудом: слабость здоровья сказывалась и в трудности сконцентрироваться на учебном материале, и в притуплении памяти. Однако, благодаря усердию и настойчивости он всё же добился желанных успехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010