Сначала Богоявленский храм представлял собой одноэтажный простой квадрат, но в 1816 году церковь была отделана почти заново. В 1871 трапезная была сломана и построена заново, а в 1873 году поставлен был новый иконостас сначала в приделе Зосимо-Савватиевском, а в 1882 году - в Георгиевском. Иконостас в Богоявленском приделе отличался своей массивностью и обилием старинных икон. К памятникам древности принадлежало Евангелие 1657 года. При Богоявленской церкви сохранился камень с надписью, в котором сказано что Городец «сей, получил крещение чрез святого князя Глеба Владимировича, престол свой имеющего в Муроме». За алтарем Георгиевской церкви, по рассказам современников, захоронен известный шут царя Петра I - Балакирев. Царь Петр подарил Балакиреву имение в Касимовском уезде, где он часто бывал. Потом имение перешло в другие руки, но память о Балакиреве осталась.  В 1922 году из храма были отобраны сначала все ценности для голодающего Поволжья, затем для музея взяли все то, что считали нужным. 09.03.1939 г. было принято решение Касимовского РИКа о закрытии и сносе Богоявленской церкви, хотя президиум Касимовского горсовета от 04.01.1937. уже принимал такое постановление о закрытии храма. Тогда же ставился вопрос о привлечении причта к уголовной ответственности за то, что он стремился укрыть церковное имущество от конфискации и национализации. Решение это было выполнено наполовину, церковь закрыли, здание было передано кожзаводу под сырьевой склад. Современное состояние: главный придел освящён в честь Богоявления Господня и вмч. Георгия; левый освящён 12 мая 1994 г. в честь преп. Зосимы и Савватия Соловецких.   http://www.ryazeparh.ru В архитектурные обзоры Касимова и вообще Рязанского края, чьи положения, адаптированные для краткого ознакомления, плавно перекочёвывают в общедоступные путеводители, Богоявленский храм попадает как бы походя, " в двух словах " . И это довольно странно, ведь перед нами первый каменный храм города, с которого. собственно, начинается, каменное касимовское зодчество, - то есть он задаёт некий вектор развития. Да и просто это одна из красивейших церквей города. Однако подробного рассмотрения она обычно не удостаивается, так как находится довольно далеко от центра города.

http://sobory.ru/article/?object=02004

совета. 27 марта 1842 г. вышел в отставку действительным тайным советником 1-го класса, поселился в своем крымском имении Гаспра. В 1806 г. Г. был избран действительным членом Российской академии, в 1826 г.- почетным членом С.-Петербургской АН, состоял почетным членом Общества любителей российской словесности (с 1816), Общества истории и древностей российских (с 1817) и др. Награжден орденами св. Анны 1-й степени (1804), св. Александра Невского (1814), св. Владимира 1-й степени (1826), св. Андрея Первозванного (1826) и алмазными знаками к нему (1828), Белого Орла (1831), св. Станислава 1-й степени (1831) и др., а также прусскими орденами Красного Орла и Черного Орла. Похоронен в ц. св. Георгия в Балаклавском во имя св. вмч. Георгия Победоносца мон-ре . Арх.: РГАДА. Ф. 1263; РГИА. Ф. 1162. Оп. 6. Д. 124; РНБ ОР. Ф. 203. Ист.: Голицын А. Н. Проект об учреждении в С.-Петербурге Библ. об-ва. СПб., 1812; он же. О разводах//ЧОИДР. 1862. Кн. 2. С. 184-186; он же. Мнение о разности между Вост. и Зап. церковью, с историей разделения их//Там же. 1870. Кн. 1. С. 1-44; он же. Рассказы: Из зап. Ю. Н. Бартенева//РА. 1886. Кн. 1. Вып. 3. С. 369-381; Кн. 2. Вып. 5. С. 52-108; Вып. 7. С. 303-333; Кн. 3. Вып. 10. С. 129-166; Голицын Н. С. Загробные записки кн. Н. С. Голицына, из сказаний дяди его, кн. А. Н. Голицына. СПб., 1859; Яковлев А. А. Журнал... бывш. в Синоде обер-прокурором//Памятники новой рус. истории. СПб., 1873. Т. 3. С. 88-112; Переписка А. Н. Голицына с Московским митр. Филаретом//ЧОИДР. 1875. Кн. 3. С. 148-151; Кн. А. Н. Голицын и архим. Фотий в 1822-1825 гг.: [Переписка]/Сообщ., предисл., примеч.: Н. И. Барсов//PC. 1882. Т. 33. Март. С. 765-780; Т. 34. Апр. С. 205-222; Май. С. 427-442; Июнь. С. 683-700; Т. 35. Авг. С. 275-296; Рассказы кн. А. Н. Голицына: Александр I и его время/Запис., примеч.: Ю. Н. Бартенев; сообщ.: гр. П. А. Валуев//Там же. 1884. т. 41. Янв. С. 123-134. Лит.: Глинка С. Н. Памяти кн. А. Н. Голицына. СПб., 1844; Стурдза А. С. Надгробное слово кн. А.

http://pravenc.ru/text/165261.html

Территория И. П. м. была окружена оградой и корпусами (общая протяженность 235 саж.). Под горой, с зап. стороны, находилась деревянная монастырская часовня над св. источником. И. П. м. владел деревянным 2-этажным домом (ул. Красноармейская, 63) с квартирами, в т. ч. архит. Курицына, и с конторой по постройке собора. В 1840 г. в обители проживали 12 монашествующих и 28 монастырских служителей. К 1877 г. И. П. м. владел 115 дес. 839 саж. земли на 8 участках, включая отведенную в 1840 г. лесную дачу, и 2 водяными мельницами. С 1805 по 1849 г. в монастыре служил свящ. Прокопий Васильевич Отроков. 22 июня 1870 г. И. П. м. наряду с великоустюжским во имя арх. Михаила мон-рем посетил вел. кн. Алексей Александрович, игум. Назарета вручила ему образ св. Иоанна Предтечи, 9 июня 1885 г.- вел. кн. Владимир Александрович, 31 мая 1898 г.- вел. кн. Сергей Александрович . В 1877 г. в «Вологодских ЕВ» было опубликовано единственное историческое описание обители прот. Арсения Попова (1816-1882), настоятеля великоустюжской Спасо-Всеградской ц. Последними игумениями И. П. м. были Виталия (Воронина), Флорентия, Паисия (Романова; 1829-1913) и Аркадия. В 1913 г., почти одновременно с игум. Паисией, умерла в возрасте 86 лет чтимая старица Нафанаила, которая прожила в обители 80 лет. В 1885 г. в И. П. м. насчитывалось 180, в 1918 г.- 660 сестер. Ежегодно совершалось 3 крестных хода: 24 июня, в храмовый праздник, из городского Успенского собора (учрежден не позднее рубежа XVII и XVIII вв.), 25 мая внутри монастыря (учрежден в 1802, после чудесного избавления горожан и сестер от лихорадки), вокруг горы (с 1848). Обычно их возглавлял благочинный обители - архимандрит Михаило-Архангельского мон-ря. 1917-2010 гг. После 1917 г. в корпусе мастерских И. П. м. размещались ремесленная школа с общежитием для мальчиков и квартирой заведующего, с дек. 1918 по май 1919 г.- штаб Северо-Двинской военной речной флотилии, затем - казарма 55-го стрелкового полка. В 2 деревянных 2-этажных домах за оградой монастыря располагалась воинская часть.

http://pravenc.ru/text/577912.html

В Воронеже Е. встречал особ имп. фамилии: вел. кн. Николая Павловича (11-13 июля 1816, буд. имп. Николай I ), вел. кн. Михаила Павловича (3-4 сент. и 8-10 окт. 1817), имп. Александра I (27-28 мая 1818 и 23-25 июля 1820). Как и еп. Арсений (Москвин) и еп. Антоний (Соколов), Е. препятствовал пещерокопательству казачьей вдовы М. К. Шерстюковой в слободе Белогорье. В кон. 1817 г. министр духовных дел и народного просвещения кн. А. Н. Голицын предписал Е. и воронежскому губернатору М. И. Бравину подробно изучить сведения о пещерокопательнице и пещерах. В 1817 г. имп. Александр I одобрил пещерокопательство и выделил 2,5 тыс. р. на устройство в пещерах храма. 30 авг. 1819 г. церковь была освящена во имя св. блгв. кн. Александра Невского, небесного покровителя императора. Впосл., в 1882 г., при Белогорских пещерах был учрежден Белогорский в честь Воскресения Христова мужской монастырь . 26 сент. 1816 г. Е. освятил Преображенский храм слободы Белогорье Острогожского у., 22 мая 1822 г.- храм во имя Св. Троицы на торговой площади Воронежа (с 1836 по 1932 кафедральный собор Воронежа), в 1822 г.- домовую ц. Иоанна Богослова в здании Воронежской ДС. В архиерейском доме по инициативе Е. была обновлена крестовая церковь и освящена в честь Рождества Христова (1825). 19 июня 1823 г. Е. утвердил «план и фасад распространения» теплой ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (с 1948 кафедральный собор Воронежа). В 1823 г. в Воронеже было открыто епархиальное попечительство о бедных духовного звания. 11 апр. 1817 г. вице-губернатор (1816-1817) Воронежа М. Л. Магницкий в письме гр. А. А. Аракчееву так писал о Е.: «Здешний преосвященный, пастырь благочестивый и добродетельный, также знает истинное всего положение. Он давно гремит с кафедры соборной против врагов внутреннего порядка и злоупотреблений; но те, к кому сие относится, мало исправляются, и прекрасное здешнее духовенство за истинно апостольские проповеди страдает от разных гонений полиции, которая в противность самых законов ставит к нему постой».

http://pravenc.ru/text/190083.html

73 Древний св. Антиминс, находившийся на престоле сего придела до 18 сентября 1890 года и значащийся по описи церковной 1861 года, был „освящен 1790 г., декабря 15 дня, преосвященным Платоном, митрополитом московским и калужским“ 74 Древний св. Антиминс, находившийся на престоле сего придела до 13 июля 1889 г. и значащийся по описи церковной 1861 г., был „освящен 1816 г., января 16 дня Преосвященным Августином, епископом Дмитровским, управляющим московскою митрополиею“. 75 В. И. Аристов служ. старостою сей церкви с 1873 г. по 1881 г. Его стараниями были устроены два каменных дома для помещения причта, освященные 21 авг. 1877 г. Высокопреосвящ. митрополит. Иннокентием. Сконч. 25 июля 1882 г 76 Местный причт в то время составляли: 1) прот. Алекс. Алекс. Романовский, сл. при церк. с 30 июня 1861 г. ск. 27 мая 1890 г. Пастырь усердный к проповеданию Слова Божия. Его „поучения на Праздники“ пользуются известностью еще доселе; 2) свящ. Стефан Вас. Никольский, канд. Дух. Ак., служ. съ 1869 г. 5 авг., ск. 27 июня 1891 г. – Пастырь отзывчивый к нуждам прихода; много потрудился для местного попечительства и в церк. школе; 3) диакон Евгений Серг. Грузинский, студ. сем. сл. с 1862 г. 21 авг., ск. 18 июля 1896 г. б. строг к нарушителям благоговения в храме; 4) диакон (на вак. псал.), ок. сем. служ. с 3 дек. 1863 г. ск. в сане свящ. 31 дек. 1907 г., много потрудился в церк. школе и ведении метр, книг; 5) поном. Иван Андр. Иверский сл. с 1849 г., ск. 8 ноября 1878 г. 6) псалом. Николай Ив. Холмогоров сл. при церк. съ 5 авг. 1869 г. доселе, т.е. 42 года 77 Попечительство при церкви было открыто по инициативе прот. А. А. Романовского в 1866 году. Председателем его был вначале Г. Кашкадамов, при двоих членах из прихожан (братьев Кокориных) и непременном участии причта и старосты. Оно существовало лишь несколько лет (до 1869 года). Указомъ Дух. Коне. 9-го июня 1882 года, за 3493, утвержден проэкт нового приходского попечительства, которое существует доселе. Председ. его сл. 20 лет Николай Митроф. Перепелкин. (За пример. усердие и пожертв. избр. почетн. председ.).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Начитанный и интеллигентный, он ещё студентом был вхож в дом протоиерея (и в будущем настоятеля в 1881–1883) Казанского собора Александра Петровича Булгакова (1823–1883), родного брата митрополита Московского (с 1879) Макария (1816–1882). По окончании курса Академии он женился на дочери о. Александра – Людмиле. Окружённый сановным родством, занимавшим влиятельное положение и в Церкви, и в обществе, М. И. Соколов решил всецело посвятить свою жизнь служению Церкви. Приняв священный сан, он стал законоучителем в учебных заведениях С.-Петербурга. О. Михаил 23 января 1872 года был хиротонисован во священника к обустроенной и освященной в декабре 1871 года домовой церкви равноап. Марии Магдалины, размещенной в новом боковом флигеле при Ивановском девичьем училище, в которое влились другие четыре „девичьи школы“ Императорского Человеколюбивого Общества. Это училище, в котором о. Михаил стал служить и преподавать Закон Божий, находилось на Торговой ул., 14 (ныне – ул. Союза Печатников). Там обучались девочки «благородного звания», которых готовили к работе в качестве гувернанток и учительниц. Кроме того, в домовом храме Ивановского девичьего училища молились как ученицы соседней Коломенской гимназии, так и воспитанницы Мариинского института слепых девиц, в котором о. Михаил также был законоучителем. Целью этого заведения было религиозно-нравственное воспитание и обучение слепых девочек в возрасте от 7 до 13 лет. Здесь их также учили доступным для них искусствам и рукоделию. О. Михаил трудился в Елизаветинском Училище (1872 – 1874). Оно находилось по адресу 13-я линия В.О., 14. В Училище на 6-летний курс обучения принимали дочерей обер-офицеров военной и гражданской службы недостаточного состояния, а также сирот, которым при приёме было от 10,5 до 12,5 лет. Получив среднее образование, они обычно становились домашними или школьными учительницами. О. Михаил преподавал им Закон Божий и был священником домового храма Училища во имя свт. Спиридона Тримифунтского. С 1874 по 1882 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

с 18.12.1803 архиепископ с 18.11.1806 по 26.03.1818 (с 15.02.1815 по 7.02.1816 управлял Псковской епархией) митр. Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Си м еон (Крылов- Платонов), епископ, бывший еп. Тульский и Белевский с 16.06.1818 архиепископ с 17.09.1819 по 26.09.1820 архиеп. Тверской и Кашинский Лаврентий (Бакшевский) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 26.10.1820 архиепископ с 22.08.1826 по 14.03.1831 с 17.07.1824 временно управлял Полтавской епархией; на покое; † 17.12.1837 Владимир (Ужинский) архиепископ, бывший еп. Курский и Белгородский с 28.03.1831 по 19.09.1836 архиеп. Казанский и Свияжский Павел (Подлипский) епископ, бывший еп. Костромской и Галичский, с 26.09.1836 архиепископ с 26.03.1839 по 18.04.1859 на покое; † 27.11.1861 Филарет (Гумилевский) архиепископ, бывший архиеп. Харьковский и Ахтырский со 2.05.1859 † 9.08.1866 Варлаам (Денисов) епископ, бывший еп. Оренбургский и Уральский с 9.11.1866 архиепископ с 31.03.1868 по 16.08.1871 на покое; 118.01.1873 (1872) Нафанаил (Савченко) епископ, бывший еп. Архангельский и Холмогорский с 18.08.1871 архиепископ с 31.03.1874 † 4.03.1875 Серапион (Маевский) епископ, бывший еп. Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии с 15.05.1876 по 6.03.1882 еп. Архангельский и Холмогорский Вениамин (Быковский) епископ, бывший еп. Оренбургский и Уральский с 5.04.1882 † 1.02.1893 Сергий (Соколов) епископ, бывший еп. Новоград-Северский, викарий Черниговской епархии с 26.03.1893 † 24.08.1893 Антоний (Соколов) епископ, бывший еп. Кирилловский, викарий Новгородской епархии с 3.09.1893 † 20.04.1911 Викарии Черниговской епархии Новгород-Северские епископы С 21 августа 1868 года Феофилакт (Праведников) епископ, рукоположен с 13.10.1868 † 12.01.1869 Серапион (Маевский) епископ, рукоположен с 4.05.1869 по 15.05.1876 еп. Черниговский и Нежинский Афанасий (Пархомович) епископ, рукоположен с 9.06.1885 по 4.03.1889 еп. Сарапульский, викарий Вятской епархии; † 5.09.1910 Антоний (Соколов) епископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Genannt seien hier nur einige wenige Namen: Aufgrund seiner patristischen Studien wurde der Petersburger Theologe Vasilij V. Bolotov (1854–1900) bekannt. Zumal seine Stellungnahme zum Filioque fand weithin Anklang. In seiner historisch-kritischen Arbeit durch den Metropoliten von Moskau Makarij (Bulgakov ; 1816-1882) gefördert, von dem selbst eine umfangreiche, wenn auch wenig kritische Darstellung der russischen Kirchengeschichte stammt, verfasste Evgenij E. Golubinskij (1834-1912) eine »Geschichte der russischen Kirche«, die die Widerlegung kirchlicher »legendarischer« Überlieferungen einschloss. Nach dem Tode des Metropoliten kam es allerdings zu einem Konflikt mit dem Heiligsten Synod , der dazu führte, dass Golubinskij von der Moskauer Geistlichen Akademie an die Moskauer Universität wechselte – ein Schicksal, das er mit einer Reihe anderer Akademietheologen teilte, darunter dem bedeutenden russischen Historiker Vasilij O. Kljuevskij (1841-1911), der zunächst auch an der Moskauer Geistlichen Akademie tätig war, bevor er an die Moskauer Universität kam. Schließlich sei hier noch der in St. Petersburg als eigentlich als Neutestamentler lehrende Nikolaj N. Glubokovskij (1863-1937) genannt, der durch seine Arbeiten über Theodoret von Cyrus sowie sein Werk über die »Russische theologische Wissenschaft in ihrer historischen Entwicklung und gegenwärtigen Lage« (Russkaja bogoslovskaja nauka v ee istorieskom razvitii i novejšem sostojanii) Bekanntheit erlangte.    Rezeption und Kritik orthodoxer Theologie im deutschen Protestantismus Die hier genannten orthodoxen Theologen werden nicht nur heute noch in Russland gelesen, ihre Werke wieder neu aufgelegt. Sie hatten vielmehr bereits zu ihrer Zeit über die Grenzen des Landes hinaus einen Namen. So schreibt der Göttinger Theologe Gottlieb Bonwetsch (1848-1925) in seinem Artikel über »Rußland« in der »Realencyklopädie für protestantische Theologie und Kirche«, Vorläuferin der »Theologischen Realenzyklopädie«: »Tüchtige Leistungen hat die russische Theologie besonders auf dem historischen Gebiet aufzuweisen.

http://bogoslov.ru/article/1246959

В 1415 или 1416 году состоялся Собор западнорусских епископов, который сопровождался угрозами со стороны Витовта, желавшего соединить Православную Церковь с латинянами. На соборе «митрополитом Литовским и всея Руси» был избран Григорий (Цамблак), который состоял в дружеских отношениях с литовским князем. На этом же соборе был и владыка Герасим. Как свидетельствует митрополит Макарий (Булгаков; 1816-1882) в своей «Истории Русской Церкви», «епископы, если верить восточнорусской летописи, не соглашались, приводили соборное правило (12-е Халкидонского Собора), воспрещающее в одной области быть двум митрополитам, указывали на древний обычай… Витовт начал угрожать смертью за неповиновение его воле, и епископы в 15 день ноября 1416 г. в городе Новгородке поставили Григория Самвлака митрополитом Киевским и Литовским» . Судя по всему, в данном поставлении участвовал и епископ Герасим. В 1420 году умер митрополит Григорий, тогда же произошло уврачевание разъединения: святитель Фотий примирился с Витовтом. В том же году владыка Герасим удаляется в Константинополь, где заказывает себе уже упомянутые «Слова постнические» преподобного Исаака Сирина . Для чего именно туда путешествовал епископ Владимирский, никто не упоминает. Однако историки предполагают, что Константинопольский Патриарх Иосиф II (1416-1439), который был сторонником унии с католиками, обещал Герасиму как человеку митрополита Григория (Цамблака) митрополичий престол после кончины Фотия . В 1428 году епископ Герасим, по желанию Витовта и благословению митрополита Фотия, был переведен с Владимирской и Берестейской кафедры на Смоленскую. Именно с именем владыки связывают белорусско-литовское летописание, которому, как считают некоторые исследователи, было дано начало именно в бытность Герасима епископом Смоленским .  Предстоятельство митрополита Герасима В 1431 году в Москве умирает святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси. Преемник был избран не сразу, а только спустя два года – в 1433 году. Им стал епископ Рязанский и Муромский Иона. Причину в промедлении с избранием преемника на митрополичью кафедру митрополит Макарий (Булгаков) связывает с начавшейся в 1431 году междоусобной войной между князем Московским Василием Васильевичем и его дядей – князем Звенигородским Юрием Дмитриевичем .

http://bogoslov.ru/article/6167235

В 1930-е гг. драгоценные фрески Троицкого собора были варварски забелены. Как считают специалисты, росписи были выполнены на рубеже XVII-XVIII веков артелью костромских мастеров. Троицкий собор - единственный в Нижегородской области храм с сохранившейся древнерусской живописью. Успенская церковь с трапезной палатой поднята на высокий подклет. В свое время этот подклет служил кладовыми для " людей купецких " , приезжавших на Макарьевскую ярмарку. В 1808 г. на месте старой обветшавшей Успенской церкви была построена небольшая Макарьевская церковь. В 1620-х ггг. здесь учился грамоте крестьянский парень Никита Минин, будущий знаменитый патриарх Никон. Не оставляли монастырь своими щедротами и богатые вкладчики, среди которых были знаменитые купцы-солепромышленники Строгановы и бояре Лыковы. Процветанию монастыря во многом способствовала проходившая у его стен ежегодная Макарьевская ярмарка с 1641 г. Сбор торговой пошлины передавался монастырю. " Нельзя в целом изобразить впечатлений, чувствуемых на Макарьевской ярмарке. Надобно видеть ее, чтобы составить себе понятие о бесчисленной толпе людей, находящихся в беспрерывном движении, о многих тысячах экипажей, телег, кои на пространстве нескольких верст покрывают все пространство земли " , - так описывал в 1805 г. Макарьевскую ярмарку царский лейб-медик Г. Реман. В 1816 г. Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижний Новгород после пожара. Это сказалось на доходах монастыря и он быстро пришел в упадок. Упразднен монастырь в 1868 г. в виду опасности от наводнений. В 1882 г. возрожден как женский. Макарьев монастырь был закрыт Советской властью в 1927 г. Была уничтожена Сретенская церковь, стоявшая у западных ворот, частично разрушены корпуса келий. Оставшиеся постройки монастыря долгое время находились в ужасающем состоянии, и только в 1960-е гг. началась их реставрация. В 1928-1929 гг. здесь был размещен детский дом, затем монастырские помещения стали сдавать в аренду разным организациям. В годы войны в монастыре размещался эвакогоспиталь, а в 1943 г. монастырь был передан Лысковскому зооветеринарному техникуму. Только в январе 1992 года Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь был возвращен Нижегородской епархии, началось возрождение древней обители. Первой была восстановлена надвратная церковь Михаила Архангела, затем преподобного Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца, приведены в порядок монашеские кельи, восстановлены стены и башни, спасена от падения и разрушения колокольня. Огромных средств требует Троицкий собор, в котором необходимо спасать фресковую живопись.

http://sobory.ru/article/?object=00889

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010