Лопуховка. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Село Лопуховка было основано не позднее второй половины XVIII века при реках Медведица и Иткарка. По престолу местного храма, построенного в 1817 году, село также называлось Никольским. Здание каменное, с каменной же колокольней, строилось тщанием помещика Кинешского. Придел в храме был освящён во имя святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Дома для священника и псаломщика были церковные. Последним владельцем села был помещик Юрьевич. В составе Аткарского уезда Саратовской губернии Лопуховка являлась волостным центром. В 1910 году в селе насчитывалось 166 хозяйств и 1006 жителей. Имелись земская школа и фельдшерский пункт. В советские годы здание храма Святителя и Чудотворца Николая утратило колокольню и использовалось под зернохранилище. В 2001 году в Саратовскую епархию обратились жители сел Старая Лопуховка, Белгаза, Озерное Аткарского района с просьбой благословить начало реконструкции Свято-Никольского храма в с.Старая Лопуховка. 7 февраля 2001 года состоялось первое собрание православных верующих села, на котором были избраны члены приходского совета храма. В 2001 году здание храма признано памятником архитектуры областного значения. http://nikolskij-xram.cerkov.ru Николаевская церковь села Лопуховки построена в 1816 г. на средства помещика Кашинского, зданием церковь каменная. Престолов в ней два: в настоящем – во имя Святителя и Чудотворца Николая, в приделе – во имя Святых и Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Земли при церкви усадебной, пахотной и сенокосной 60 дес. Зданий, принадлежащих церкви, кроме сторожки, нет. Церковно-приходское попечительство существует с 1882 г. Сельское земское училище открыто в 1868 г., в приходе при деревне Щербиновке открыта школа грамотности в 1893 г. 27 сентября. У священника дом собственный деревянный, стоит на церковной земле, а у псаломщика дома нет, и он помещается на квартире, за которую платят прихожане. Предположено открыть диаконское место. На содержание причта отпускается казенного жалованья 185 руб. 85 коп. в год: священнику 144 руб. и псаломщику 41 руб. 85 коп. Благочинный священник Симеон Болтинский, псаломщик Петр Диаконов. В приходе сей церкви в селе Лопуховке (военных 20 дворов, 64 души муж. пола, 65 душ жен. пола; крестьян 119 дворов, 329 душ муж. пола, 352 души жен. пола) и в деревнях: Щербиновке, Новопавлове, Иткарке, Ивановке всего 455 дворов, 1393 души муж. пола, 1466 душ жен. пола. «Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» 8–11, 17–24 за 1895 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=40024

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История богословия. Русские богословы ВИНОГРАДОВ Николай Иванович (1856 - 1916), преподаватель Вифанской ДС, магистр богословия, духовный писатель ГАВРИИЛ (Воскресенский Василий Николаевич, 1795 - 1868), архим., историк философии, преподаватель богословия и церковного права ГЕОРГИЙ (Конисский Григорий Осипович; 1717 - 1795), архиеп. Могилёвский, богослов, свт. (пам. 24 июля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЕПИФАНИЙ (Славинецкий; † 1675), иером., филолог, богослов, один из ведущих деятелей книжной справы никоновской ЕРМОЛАЙ [в иночестве Еразм] (1-я четв. XVI в. - после сер. 60-х гг. XVI в.), богослов, полемист, агиограф ИЛАРИОН (Зеремский Владимир; 1865 - 1931), еп. Горно-Карловацкий Сербской Православной Церкви в 1920-1931 гг., церковный историк, богослов, переводчик НЗ ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИОАНН (Соколов Владимир Сергеевич; 1818-1869), еп. Смоленский и Дорогобужский (с 1866), богослов, канонист КАРТРАЙТ Томас (ок. 1535 - 1603), один из основоположников пуританизма; религ. писатель, богослов, полемист, проповедник КАССИАН (Безобразов Сергей Сергеевич; 1892-1965), еп. Катанский в юрисдикции К-польского Патриархата, ректор Свято-Сергиевского богословского ин-та в Париже, богослов, экзегет, переводчик НЗ КЛИТИН Александр Михайлович (1860 - ок. 1919), прот., правосл. богослов, проф. богословия Имп. Новороссийского ун-та ЛУЧИЦКИЙ Кирилл Иванович (1815 - 1886), правосл. богослов, филолог, историк русской лит-ры, заслуженный ординарный проф. СПбДА МАКАРИЙ (Булгаков Михаил Петрович; 1816 - 1882), митр. Московский и Коломенский, историк Церкви, богослов МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МУРЕТОВ Митрофан Дмитриевич (1851-1917), доктор богословия, заслуженный ординарный профессор МДА, правосл. богослов, библеист НАСЕДКА (Наседкин; Шевелев Иоанн Васильевич, в монашестве Иосиф; ок. 1570 - ок. 1660), свящ., богослов, справщик Московского Печатного двора НИКАНОР (Бровкович Александр Иванович; 1827 - 1890), архиеп. Херсонский и Одесский; религ. философ, богослов, публицист и мемуарист

http://pravenc.ru/rubrics/122396.html

Николо-Берёзовка. Церковь Николая Чудотворца. Свято-Никольский (Троице-Никольский) храм Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первый храм во имя свт. Николая в виде клети построил П.С. Строганов вскоре после обретения чудотворной иконы, где она и была поставлена. О второй церкви не сохранилось никаких сведений, лишь то, что она тоже была Никольской, возведена была также одним из бояр Строгановых, примерно в конце XVI в. и сожжена иноверцами около 1613 г. Третий храм был уже Троицким с Никольским приделом, на месте этого придела после исчезновения церкви был установлен чугунный памятник с надписью, что на сём месте и явилась чудотворная икона (памятник существовал до г.). Известно также, что очередную Николоберёзовскую церковь (3-ю или 4-ю?) выжгли пугачёвцы летом 1774 г. Нынешний кирпичный храм, выстроенный в 1806-16 гг., по преданию уже 4-й или 5-й в селе. Храмовая (холодная) часть с главным престолом во имя Святыя Живоначальныя Троицы закончена строительством в 1808 г. (последнее освящение 1882 г.). Архитектура храма трудно поддаётся классифицированию. Главная часть – позднее сдержанное барокко, смешанное с классицизмом: высокий восьмерик на четверике с гранёным куполом и световым восьмеричком на нём. Большая вместительная апсида алтаря. Широкая трапезная часть пристроена к храму, вероятно, в 1880-е гг., заменив собою небольшие старые трапезную и колокольню. Полы в храме мраморные и чугунные. Боковые (тёплые) престолы, примыкают с юга и севера к трапезной: южный – в честь Святителя и Чудотворца Николая (посл. освящ. 1881 г.), северный – во имя великомученицы Екатерины (осв. в 1816 г.). Над придельными алтарями возвышались световые ротонды, завершавшиеся полусферными куполами с восьмеричками. Все три алтаря венчали одинаковые главки, каждая – в виде правильного шара со крестом. Четырёхъярусная колокольня построена в 1902-04 гг. Источник: сайт Нефтекамской епархии Комментарии и обсуждение Колокольня построена по проекту архитектора А.Г. Ерохина. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=09088

с 1883 года архиепископ Израил Никулицкий 1883–1888 Епископы Вологодские и Тотемские: Израил Никулицкий 1888–1894 Антоний Флоренцов 1894 Великоустюжское викариатство Учреждено в 1888 году. 25 Кафедра в Великом Устюге. Епископы: Иоанникий Казанский 1888–1891 Петр Лосев 1891–1892 Варсонофий Курганов 1892–1894 Воронежская Учреждена в 1681 году. Кафедра в Воронеже. Епископы Воронежские и Елецкие: Митрофан, святой 1682–1703 в 1682–1696 еп. Воронежский, 1699–1700 еп. Воронежский и Азовский, с 1700 – Воронежский и Елецкий Арсений Кастюрин, архиеп. 1704–1712 Пахомий Шпаковский, митроп. 1714–1723 Иосиф 1725–1726 Лев Юрлов 1727–1730 Иоаким Струков 1730–1742 Вениамин Сахновский 1742–1743 Феофилакт 1743–1757 Кирилл Ляшевецкий 1758–1761 Иоанникий Павлуцкий 1761–1763 Тихон Соколов, святой 1763–1767 Тихон Якубовский 1767–1775 Тихон Малинин 1775–1788 Епископы Воронежские: Иннокентий Полянский 1788–1794 Епископы Воронежские и Черкасские: Мефодий Смирнов 1795–1799 Афанасий Иванов 1799 Арсений Москвин 1799–1810 Антоний Соколов 1810–1816 Епифаний Саввич-Каневецкий 1816–1825 Архиепископы Воронежские и Задонские: 26 Антоний Смирницкий 1826–1846 до 1833 епископ Игнатий Семенов 1847–1850 Парфений Чертков 1850–1853 Иосиф Богословский 1853–1864 до 1860 года – епископ Серафим Аритинский 1865–1886 до 1871 года епископ Вениамин Смирнов, еп. 1886–1890 Анастасий Добрадин, еп. 1890 Острогожское викариатство Учреждено в 1841 году. 27   Епископы (в Воронеже): Иринарх Попов 1841–1842 Елпидифор Бенедиктов 1842–1848 Феогност Лебедев 1848–1852 Антоний Павлинский 1852–1853 Феодосий Макаревский 1867–1871 Вениамин Боковский 1871–1879 Филарет Косинский 1879–1880 Кирилл Орлов 1880–1882 Макарий Троицкий 1882–1886 Анатолий Станкевич 1887–1890 Владимир Соколовский 1891 Вятская Учреждена в 1657 году. Кафедра в Вятке. Епископы и архиепископы Вятские и Великопермские: Александр 1657–1674 Иона Баранов, архиеп. 1674–1699 Дионисий Ушаков, архиеп. 1700–1718 Алексий Титов, архиеп. 1719–1733 Лаврентий Горка 1733–1737 Киприан Скрипицын 1737–1739

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XVII в. Евдемон, изображенный вместе с Георгием Дадиани-Липартиани (предположительно это кн. Георгий II (1658-1672)) и его супругой Хварашан в южном рукаве церкви ( Такаишвили. 1913/1914. С. 123; Чихладзе. 1997. С. 107-109). Исторические персонажи, помещенные в росписи северного рукава церкви, представлены изображениями семьи Кации Чиквани, родоначальника новой династии владетельных князей Дадиани. В пространной ктиторской надписи кон. 70-х гг. XVII в. Кация Чиквани объявил сев. рукав кафоликона М. усыпальницей для своей семьи ( Такаишвили. 1913/1914. С. 121-122). Старший сын и наследник Кации - Георгий III Липартиани-Чиквани - с 1701 г. в исторических документах упоминается уже как Дадиани-Липартиани и фактически становится родоначальником новой династии владетельных князей Дадиани ( Тугуши. 1991. С. 140). До XIX в. М. служил усыпальницей представителей новой династии Дадиани ( Такаишвили. 1913/1914. С. 126-128). В М. похоронены последний владетельный князь Мегрелии Давид Леванович Дадиани (1813-1853) и его супруга Екатерина Александровна Чавчавадзе-Дадиани (1816-1882), дочь знаменитого груз. поэта кн. А. Чавчавадзе и сестра Нины Чавчавадзе, жены А. С. Грибоедова. На мраморном престоле в алтаре кафоликона М. упоминается имя чкондидели Григория (Дадиани) ( Чубинашвили. 1948. С. 53-55). В рамках церковно-адм. реформы, проведенной в XIX в. после присоединения Грузии к России и утраты Грузинской Церковью автокефалии, кафоликон М. становился кафедрой Чкондидской епархии, с 23 июня 1829 г.- Мингрельской, с 1874 г.- Мингрельского вик-ства в составе Имеретинской епархии Грузинского Экзархата, с 12 июня 1885 г.- Гурийско-Мингрельской епархии (наряду с Александро-Невским собором в Поти) ( Кирион (Садзаглишвили). 1901. С. 74-75; Кадария. 2003. С. 62-63). Еп. Гурийско-Мингрельский свт. Александр (Окропиридзе) в 1902 г. поставил настоятелем Успенского собора М. свящ. Варфоломея Осидзе, служившего здесь до закрытия церкви в 1930 г., когда была упразднена восстановленная в 1917 г.

http://pravenc.ru/text/2562406.html

В данной связи весьма сомнительным выглядит упоминание А.И. Невоструева в числе сторонников официальной версии пребывания явленной иконы в КБМ, которое содержится в опубликованной в двадцать девятом томе «Православной Энциклопедии» статье искусствоведа Н.Н. Чугреевой «Казанская икона Божией Матери». «Церковные и светские историки Г.З. Елисеев, П.С. Казанский, прот[оиерей] А.И. Невоструев, прот[оиерей] Д.И. Кастальский, митр[ополит] Макарий (Булгаков), архиеп[ископ] Сергий (Спасский), А.А. Дмитриевский, архим[андрит] Феодор (Поздеевский), - сообщается в ней, - на основании летописных свидетельств считали, что в Москву был принесён список явленной Казанской иконы, а не она сама».(15) В 1895 г. в «Санкт-Петербургском Духовном Вестнике» было помещено исследование церковного историка А.А. Завьялова (1861 - 1907) «Чудотворная икона Казанския Божия Матери в С.-Петербурге», в котором явленным признавался пребывавший г. Казани образ, а также подвергалось критике утверждение о том, что «Санкт-Петербургская» Казанская икона Божией Матери - это взятый из г. Москвы чудотворный образ.(16) Мнение о том, что явленная икона находится в КБМ, поддержал известный духовный писатель, священник Д.Г. Булгаковский (1843 - после 1917) в своей популярной брошюре «Казанская чудотворная икона Божией Матери и бывшие от неё чудеса», изданной в г. Санкт-Петербурге в 1896 г. и переизданной в г. Казани в 1914 г.(17) Однако при этом он писал, что в построенном в г. Москве «соборе в честь Казанской Божией Матери» князь Д.М. Пожарский «поставил чудотворную икону, украшенную золотою ризою», а Царь Пётр I Алексеевич повелел «перенести чудотворный образ Казанской Божией Матери из Москвы в Петербург».(18) О том, что «Московская» Казанская икона Божией Матери является списком явленного образа, пребывавшего в КБМ, в разное время писали также: археограф и библиограф П.М. Строев (1796 - 1876) - в указателе к изданному им документу «Выходы государей царей и великих князей Михаила Феодоровича, Алексия Михаиловича, Феодора Алексиевича, всея Русии самодержцев: (С 1632 по 1682 г.)»,(19) историк С.М. Соловьёв (1820 - 1879) - в томе VIII «Истории России с древнейших времён»,(20) церковный историк, митрополит Московский и Коломенский Макарий (в миру - М.П. Булгаков) (1816 - 1882) - в томе X «Истории русской церкви»,(21) профессор Императорского Казанского университета (ИКУ) С.М. Шпилевский (1833 - 1907) - в «Указателе исторических достопримечательностей г. Казани»,(22) духовный писатель и историк, архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (в миру - М.Г. Ковальницкий) (1839 - 1913)(23) и др.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

В начале разговора полезно обратиться к экклесиологии таких авторитетных ученых, как раннехристианский историк Евсевий Кесарийский (Памфил, около 265–339/340), митрополит Московский Макарий (Булгаков), 1816–1882), наш недавний современник митрополит Киевский Владимир (Сабодан) (1992–2014) и основоположник Православной Церкви в Америке и автор сборника «Церковь и вера» протоиерей Александр Шмеман. Евсевию Кесарийскому, создавшему жанр церковной истории, первому удалось написать историко-теологическое исследование, придать смысл истории через соединение «антиисторической» теории Логоса с «неметафизической хронистикой» . Цитируемые Евсевием источники имели разнообразное происхождение. Это были апологетические, богословские экзегетические сочинения, документы императорских указов, послания христианских общин, труды христианских историков, выдержки из Ветхого и Нового Заветов . Согласно Евсевию, тематический круг церковной истории должен быть достаточно широк; для самого историка он состоял из хронологии «событий времен Спасителя нашего и до наших дней» и «важных дел» церковной жизни. Важным в прошлом церковной жизни, по Евсевию, является тот, «кто стоял во главе наиболее известных церковных кругов и со славой руководил ими; кто в каждом поколении — устно или письменно — защищал слово Божие; имена, нрав и время тех, кто, жаждав новизны, дошли до пределов заблуждения и, вводя лжеименное знание беспощадно расхищали стадо Христово» . В начале первой книги Евсевий Кесарийский написал, что также включит в «Церковную историю» рассказ о судьбе иудеев «сразу после их заговора против Спасителя нашего; то, когда и каким образом язычники подняли войну против слова Божия; и какую великую борьбу в свое время вели за него мученики, претерпевшие пытки и пролившие кровь» . То есть, согласно основоположнику жанра, в церковную историю входят: а) Домостроительство Божие; б) «хронистика» собственно церковной истории с момента создания христианской Церкви; в) формы и виды внешнего и внутреннего противостояния ей, и даже «нрав и время» противников церковного единства ; г) преемство церковной власти; д) событийно-хронологическая сторона текущей церковной жизни; е) деятельность христианских мыслителей (учителей и писателей), биографии христиан и подвиги мучеников. И весь этот широкий тематический круг у Евсевия скреплен взглядом на историю как на взаимодействие земного низшего и высшего миров, а церковная история мыслилась им как продолжение божественного порядка на земле.

http://bogoslov.ru/article/6195691

В период британского правления (1878-1960 гг.) насельники обители Святого Креста достойно преодолевали возникавшие проблемы. В начале оккупации из-за полного отсутствия средств обитель покинули монах Дионисий (Христидис; 1816-1902 гг.) и четыре его ученика, прибывшие сюда в конце 1860 гг. со Святой горы Афон. В 1882 г. отец Дионисий, движимый глубокой верой и любовью к приходящим в запустение родным местам, вернулся на Кипр и с 1889 года вновь возглавил обитель. При нем в монастыре был принят строгий афонский устав, которого братия Ставровуни неукоснительно придерживается до сих пор. В ризнице Ставровуни хранятся написанные им в 1890 году иконы святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова. Возглавивший в начале XX в. обитель старец Варнава (Харалампидис) руководил ею 46 лет. При нем, в 1909 году, к западу от главного корпуса были построены восемь келий и новый резервуар для воды. Продолжая развивать искусство иконописи, игумен Варнава в монастыре и на его подворьях восстановил пчеловодство, виноградарство и животноводство. Число братии к 1940 году возросло до семидесяти человек, из которых только двадцать были послушниками. Обретение Кипром независимости в 1960 году сильно повлияло и на жизнь обители. В работах по реставрации Ставровуни стало принимать участие и молодое независимое государство, возглавляемое архиепископом Макарием III (1913-1977 гг.). В 1963 году, когда при настоятеле Германе обрушилась большая часть восточной скалы, примыкавшей к главному корпусу, Департамент древностей выделил средства на ремонт западного крыла келий. Тогда же была демонтирована возведенная в 1905 году колокольня и построена новая, более устойчивая. В конце 70-х годов XX века старая, извилистая, во многих местах небезопасная дорога, идущая к монастырю, при поддержке государства была расширена и заасфальтирована. Тридцать лет отец Герман (1952-1982 гг.) управлял этой обителью, продолжая славные духовные традиции, заложенные старцами Дионисием, Киприаном († 1955 г.), Макарием († 1957 г.). Старец Герман, как игумен и духовник, в начале 1960 гг. получил благословение принять на себя духовное попечение о возрождаемых на острове женских обителях. Ко второй половине XX в. женское монашество на Кипре пришло в полный упадок, и только благодаря архипастырской воле Макария III и усилиям мужских монастырей оно было возрождено и имеет нынешний цветущий вид. о. Герман оставил большое количество духовных наставлений, к которым часто обращаются монашествующие и миряне. Одной из основных тем в его наследии является тема христианской любви. Старец Герман писал: " Тот, кто любит ближнего истинной, согласной с волей Бога любовью, чувствует в своей душе безграничный мир и радость. Тот, кто любит ложной, поверхностной любовью, притворной, плотской и страстной, ощущает внутри себя беспокойство и смятение... Истинная любовь пронизана духом смирения, жертвенности и самоотдачи. Тот, кто любит согласно с волей Божией, приносит в жертву свои желания и свой досуг тому, кого он любит " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Вследствие сего и св. Синод, приняв во внимание, между прочим, ходатайства епархиальных преосвященных северо и юго-западного края, воздал должную честь заслугам митрополита Иосифа, постановив в начале 1870, чтобы в день его кончины, 23 ноября, во всех церквах северо и юго-западного края совершалось заупокойное молитвенное поминовение его. Преемником митрополита Иосифа был известный в истории отечественной церкви, но своей учености, архиепископ Макарий 9 Булгаков, в мире Михаил Петрович. Родился он 19 сентября 1816 в селе Суркове, Ново-Оскольского уезда, Курской губернии. 14 июля 1837 окончил курс в Курской семинарии, в 1841 окончил курс в Киевской духовной академии, в которой 15 февраля сего же года пострижен в монашество, 25 марта посвящен в сан иеродиакона, а 29 июня – в иеромонаха. Состоя в должности бакалавра с 27 августа 1841 по 12 июля 1842 Киевской академии, а после – Санкт-Петербургской, он был утвержден 9 декабря 1842 в степени магистра богословия, а 16 октября 1844 назначен инспектором сей академии, с возведением 20 декабря в сан архимандрита. 31 октября 1847 удостоен степени доктора богословия и 20 декабря 1850 назначен ректором Сакнт-Петербургской духовной академии. 28 января 1851 рукоположен во епископа Винницкого, викария Подольской епархии, с оставлением в должности ректора академии. 1 мая 1857 назначен епископом Тамбовским; апреля 18 1859 переведен на Харьковскую кафедру, а в 1862 г, апреля 8 возведен в сан архиепископа. 10 декабря 1868 назначен архиепископом Литовским и Виленским и 8 апреля 1879 – митрополитом Московским. Скончался 9 июня 1882 года. Служение на Литовской кафедре не могло не представляться для пр. Макария затруднительным, особенно в первое время, по незнакомству его с положением дела в северо-западном крае и при той запущенности в делах епархиальн. управления, которую он, между прочим, констатировал в своем отчете св. Синоду о состоянии Литовской епархии за 1869 год. 10 В первые годы своего служения в Вильне, пр. Макарий, достаточно ознакомившись с делами и лицами, с энергией стал было бороться с различными недостатками, замеченными им в церковной жизни в Литовской епархии, и сделал не мало распоряжений, более или менее целесообразных и направленных к устранению сих недостатков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

…о царе Давиде не имел представления.  – Давид – царь Израильско-Иудейского государства (конец II b. – ок. 950 до н. э.). Зайцев написал о нем рассказ «Царь Давид» (напечатан в «Новом журнале». Нью-Йорк, 1945, По Оке ходили скромные ципулинские пароходы.  – И. К. Ципулин – владелец пароходной компании; с 1887 по 1901 г. – городской голова Калуги. …два экземпляра «Квартеронки»…  – «Квартеронка» (1856) – роман английского классика приключенческого жанра Томаса Майн Рида (1818–1883). …по указке Малинина и Буренина…  – А. Ф. Малинин (1834–1888) и К. П. Буренин (ум. в 1882) – педагоги-математики, авторы школьных учебников (некоторые написаны ими совместно) по арифметике, алгебре, геометрии, физике, по которым учились в 1880–1890е гг. «Лунная соната» – один из шедевров Людвига ван Бетховена (1770–1827) – 14я фортепьянная соната. Слышал… о Марате, Робеспьере.  – Жан Поль Марат (1743–1793) и Максимильен Робеспьер (1758–1794) – деятели Великой Французской революции, вожди якобинцев; первый – убит жирондисткой Шарлоттой Корде; второй – казнен термидорианцами. Петров день – христианский праздник, отмечаемый 29 июня (12 июля) в честь «первоверховных апостолов» Петра и Павла, учеников Христа и проповедников его учения. …учившаяся и в Смольном…  – Смольный (Екатерининский) институт благородных девиц в Петербурге (1764–1917) – первое в России общеобразовательное заведение для дворянок (с 6 до 18 лет). «Не искушай меня без нужды» – начальная строка романса Михаила Ивановича Глинки (1804–1857) «Разуверение» на слова Е. А. Баратынского. Собирались перейти на «Руслана и Людмилу»…  – Имеется в виду опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила» (по мотивам поэмы А. С. Пушкина). …альбом гоголевских типов Боклевского.  – Имеется в виду один из альбомов литографий и рисунков Петра Михайловича Боклевского (1816–1897): «Галерея гоголевских типов. „Ревизор“» (1858), «Бюрократический катехизис. Пять сцен из „Ревизора“» (1863), «Типы из поэмы „Мертвые души“» (1895) и др. «Исторические письма» Миртова…  – «Исторические письма» (1868–1869) идеолога революционного народничества Петра Лавровича Лаврова (1823–1900), опубликованные под псевдонимом «П. Миртов», стали для семидесятников программным документом, увлекшим их идеей «хождения в народ».

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvie-gl...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010