Казанская Основана в 1555 г. Архиепископия. Митрополия с 26.01.1589. С 1725 г. обычно замещалась епископами. С 1735 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Именовалась: Казанская и Астраханская (ААО. Т. 1. С. 18–19; по Н.Д. Иерархия... – Казанская и Свияжская); с 26.01.1589 – Казанская и Астраханская; с 1602 г. – Казанская и Свияжская, паки; с 16.10.1799 – Казанская и Симбирская; с 10.02.1832 – Казанская и Свияжская, 3-й раз; Казанская и Татарская; Казанская и Марийская; Казанская и Свияжская, 4-й раз; с 08(21)02.1949 – Казанская и Чистопольская; с 13(26)12.1957 – Казанская и Марийская, паки; с 29.05(11.06)1993 – Казанская и Татарстанская. Викарные кафедры: Елабужская, Свияжская, Чебоксарская, Чистопольская, Мамадышская, Спасская, Бугульминская. 03.02.1555 05.12.1563 12.03.1564 06.11.1567 02.02.1568 13.07.1574 Лаврентий 14.02.1575 21.05.1575 Вассиан 05.07.1575 14.06.1576 Тихон Хворостинин (или Хворостин) 08.1576 10.1581 Иеремия 29.12.1581 23.03.1589 Тихон II 13.05.1589 03.06.1606 08.1606 26.12.1613 Ефрем Хвостов 07.02.1615 13.01.1646 Матфей 07.02.1646 26.09.1649 13.01.1650 17.08.1656 Корнилий 26.07.1657 11.11.1672 Лаврентий II 16.03.1673 06.08.1674 06.09.1674 30.01.1686 21.03.1686 24.08.1690 Адриан 08.09.1690 21.08.1698 Маркелл Серб 25.03.1699 24.03.1724 Тихон III Воинов 25.06.1725 31.12.1731 16.04.1732 29.03.1735 Иларион Рогалевский 17.09.1735 09.03.1738 09.03.1738 08.10.1755 Лука Конашевич 08.10.1755 25.07.1762 Гавриил II Кременецкий 25.07.1762 17.03.1782 25.04.1782 05.03.1785 27.03.1785 16.10.1799 Амвросий Подобедов 21.10.1799 11.12.1803 18.12.1803 14.01.1815 07.02.1816 06.11.1826 Амвросий II Протасов 06.11.1826 03.02.1828 25.02.1828 19.09.1836 19.09.1836 01.03.1848 01.03.1848 01.10.1856 03.11.1856 09.11.1866 09.11.1866 08.11.1879 11.01.1880 21.08.1882 21.08.1882 29.09.1887 29.09.1887 23.04.1892 07.05.1892 02.09.1897 04.10.1897 08.02.1903 Арсений Брянцев 08.02.1903 26.03.1905 26.03.1905 17.03.1908 05.04.1908 27.11.1910 10.12.1910 13(26)09.1918 04.1920 02(15)02.1930

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Д.А. Карпук Дмитрий Андреевич Карпук – кандидат богословия, преподаватель и секретарь кафедры церковно-исторических дисциплин, заведующий аспирантурой и архивом Санкт-Петербургской духовной академии. Митрополит Макарий (Булгаков) является одним из самых выдающихся архиереев XIX столетия. Широкую известность не только в Российской империи, но и за ее пределами владыке Макарию принесли его фундаментальные исследования по богословию и церковной истории. В бытность инспектором и профессором столичной духовной академии ему впервые пришлось столкнуться с духовной цензурой. И с этого времени митрополит Макарий был связан с ней на долгое время. Во-первых, сначала как член Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета, действовавшего при академии. Во-вторых, как автор богословских работ и церковно-исторических исследований. Несмотря на архиерейский статус и авторитет владыки Макария в научных кругах, духовная цензура в лице разных своих представителей довольно строго подходила к его трудам. Некоторые сочинения приходилось серьезно переделывать, разрешение на публикацию других приходилось ожидать годами. В-третьих, в 1870 г. по инициативе тогдашнего обер-прокурора Св. Синода была учреждена Комиссия по пересмотру действовавшего устава духовной цензуры, председателем которой был назначен именно митрополит Макарий. Предложения Комиссии, вынесенные на рассмотрение Св. Синода, позволяют утверждать, что владыка Макарий был человеком чрезвычайно широких взглядов, по некоторым вопросам даже опережавшим свое время. Ключевые слова: митрополит Макарий (Булгаков) , митрополит Филарет (Дроздов) , архиепископ Иннокентий (Борисов) , митрополит Григорий (Постников) , граф Д. А. Толстой, Санкт-Петербургская духовная академия, духовная цензура, обер-прокурор Святейшего Синода, Санкт-Петербургский духовный цензурный комитет. Митрополит Макарий (Булгаков) (1816–1882), благодаря премиям его имени и многочисленным научным работам, хорошо известен не только как Московский митрополит, но и как крупнейший богослов и церковный историк XIX в. Выпускник Киевской духовной академии Макарий (Булгаков) в сане иеромонаха указом Св. Синода был переведен в Санкт-Петербургскую духовную академию в 1842 г. В столичной академии, куда его назначили по ходатайству тогдашнего ректора архимандрита Афанасия (Дроздова) 1 , Макарий пробыл 15 лет, вплоть до 1857 г., и прошел все звания и должности, начиная с помощника инспектора до ректора и с бакалавра до заслуженного ординарного профессора. Именно в столичной духовной академии ему пришлось впервые столкнуться с духовной цензурой. И с этого времени митрополит Макарий был связан с ней на долгое время, наверное, как никто другой из его

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Макариевский фонд начал свою просветительную деятельность Беседа с Высокопреосвященнейшим МЕФОДИЕМ, митрополитом Воронежским и Липецким, председателем Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) 01.11.2000 368 Время на чтение 9 минут - Нашу эпоху, на мой взгляд, можно назвать эпохой возвращения утраченных и забытых исконно русских и православных ценностей. Хотя, конечно, мы наблюдаем и иное: агрессивное стремление искоренить те ростки духовности, которые начали произрастать на нашей почве. Так вот, возрождаются ценности, возвращаются из забвения многие имена. В ряду таких отрадных явлений нашей жизни можно назвать и Макариевский фонд, который уже начал действовать. Расскажите, Владыка, подробнее об этом новом начинании в деле поощрения российской науки и распространения духовного просвещения. - Да, наше время сложное и противоречивое. И отличительная его особенность заключена в том, что это - эпоха стремлений и попыток. Стремления к возвращению потерянного, попыток возрождения утраченных православных и нравственных ценностей. Делается много усилий, но часто они далеки от совершенства. Да и само это возрождение есть процесс, который должен пройти через определенные этапы в своем развитии. Вот в таком контексте можно говорить о возрожденном Фонде по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). До событий 1917 года это была одна из престижных премий, которая вручалась за выдающиеся работы в области истории государства Российского, церковной истории, в области военных и точных наук, за издание учебников. Например, я хотел бы упомянуть профессора В.В. Докучаева, который получил Макариевскую премию за выдающуюся работу " Русский чернозем " . Казалось бы, далеко от церковных проблем, но труд выдающегося ученого был отмечен именно Макариевской премией. Получали эту премию и военные деятели. Митрополит Макарий, живший в 1816-1882 годах, - видный иерарх Русской Церкви, ученый, действительный

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2000/1...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МАКАРИЙ (БУЛГАКОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков). Портрет XIX века Макарий (Булгаков) ( 1816 - 1882 ), митрополит Московский и Коломенский В миру Булгаков Михаил Петрович. Родился 19 сентября 1816 г. в с. Суркове , Новоскольского уезда, Курской губернии в простой бедной, но вместе с тем благочестивой семье сельского священника. Семи лет Михаил лишился отца, мать осталась вдовой с шестью малолетними детьми, поэтому детские годы Михаила проходили среди горькой нужды, бедности и лишений. Но, несмотря на это, разумная и благочестивая мать его старалась дать своим детям образование. Учеба Первоначальное обучение Михаил проходил в домашней школе своего крестного отца, затем, когда ему исполнилось 9 лет, он был определен в приходское Корочанское духовное училище . Проучившись здесь два года, он в 1827 г. был переведен в уездное Белгородское духовное училище при Курской духовной семинарии . В первые годы своего обучения и в приходском и в уездном училищах Михаил не отличался никакими особыми дарованиями, был очень болезненным, постоянно страдах золотухой, но в то же время отличался исключительным трудолюбием. Поворотным пунктом в развитии умственных способностей Михаила явился один исключительный случай, бывший с ним в годы учебы его в уездном училище. Нечаянно брошенный его товарищем камень рассек ему голову, произошло кровоизлияние. В процессе лечения головы неожиданно исчезла постоянно мучившая его золотуха и появилось какое-то прояснение ума. Вскоре после этого случая Михаил стал одним из лучших воспитанников училища. В 1831 г. он блестяще окончил училище и за отличные успехи был переведен в Курскую духовную семинарию . За 6 лет учебы в семинарии Михаил проявил себя даровитым учеником " благородного и отлично ревностного поведения " (из ведомости о поведении учеников Курской духовной семинарии). В последние 2 года учебы в семинарии Михаил Булгаков уже читал лекции на низшем отделении семинарии, обнаруживая при этом такие обширные сведения во всех областях науки, что с успехом мог преподавать любой предмет семинарского курса.

http://drevo-info.ru/articles/6125.html

протоиерей Герасим Шорец Скачать epub pdf (на литовской кафедре – 1868–1879) «Павел насади, Аполлос напои, Бог же возрасти» ( 1Кор. 3:6 ). После разделения (1448) Русской Митрополии на Московскую и Киево-Литовскую, находившуюся в пределах Литовско-Польского государства, митрополиты последней утвердили свою кафедру в столице Литвы, гор. Вильне. В 1596 г. Киево-Литовская митрополия отпала в унию. Нынешняя Литовская епархия, с кафедрой в г. Вильне, учреждена в 1839 г. приснопамятным митрополитом Литовским и Виленским Иосифом Семашко , виновником возсоединения с Православной Церковью 1½ миллиона униатов и католиков Литвы и Белоруссии. После 35-летнего управления епархией митрополит Иосиф скончался 23 ноября 1868 г. Преемником его, 10 декабря того же года, был назначен архиепископ Харьковский Макарий Булгаков , впоследствии митрополит Московский, знаменитый ученый, богослов и историк, автор 12-томной Истории Русской Церкви и 5-томного Догматического богословия, на которых воспитывались многия поколения русского духовенства. Служебный стаж архиеп. Макария: епископ Винницкий, викарий Подольской епархии 1851–1857 г.г.; епископ Тамбовский – 1857–1859 г.г.; епископ Харьковский – 1859–1868 г.г.; в сан архиепископа возведен в 1862 г.; архиепископ Литовский – 1868–1879г.г.; митрополит Московский – 1879–1882 г.г.. Почетный член Московского и Харьковского университетов. Ординарный акаде мик Императорской Академии Наук. Его труды, кроме упомянутых Русской Церковной Истории и Догматичского богословия: Введение в курс догматического богословия, История русского раскола старообрядчества, История Киевской Духовной Академии. Родился в 1816 г., скончался в 1882 г. Погребен в Троице-Сергиевой лавре. Читатель должен иметь в виду, что территория Литовской епархии, населенная народом русским (белорусской ветви) и православным, в течение многих веков входила в состав Литовско-Польского государства – Речи Посполитой. Здесь в 1596 г., в гор. Бресте, родилась церковная уния, которая распространялась и насаждалась мерами правительственного воздействия. Подавляющее большинство русского населения вынуждено было принять унию и в течение нескольких веков с нею сроднилось, окатоличилось и ополячилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Автор: Макарий (Булгаков, Михаил Петрович), митр. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви Приводится по изданию: Макарий (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994-1996   Цифрой в фигурных скобках обозначены примечания преосвященного Макария. Цифрой со звездочкой в квадратных скобках обозначены комментарии редакции. Цифрой в квадратных скобках без звездочки обозначен номер в списке литературы, используемой преосвященным Макарием при написании своего труда. Знаком ¤ отмечены неустановленные рукописи или издания. КНИГА ПЕРВАЯ Обращение Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II по случаю выхода в свет первой книги «Истории Русской Церкви» Митрополита Макария (Булгакова) Юрий Лужков. Слово к читателю Жизнеописание высокопреосвященного Макария, митрополита Московского и Коломенского I. Детские годы и юность (1816–1837 гг.) II. Киевская Духовная Академия. Студент и бакалавр. Принятие иночества. Рукоположение во иереи (1837–1842 гг.) III. Санкт-Петербургская Духовная Академия. Профессор и инспектор. Возведение в сан архимандрита (1842–1850 гг.) IV. Санкт-Петербургская Духовная Академия. Ректор и профессор. Наречение во епископа Винницкого (1850–1857 гг.) V. Епископ Тамбовский и Шацкий (1857–1859 гг.) VI. Архиепископ Харьковский (1859—1868 гг.) VII. Архиепископ Литовский и Виленский (1869–1879 гг.) VIII. Митрополит Московский и Коломенский (1879–1882 гг.) С. А. Беляев. История христианства на Руси до равноапостольного князя Владимира и современная историческая наука История христианства в России до равноапостольного князя Владимира как введение в историю Русской Церкви Предисловие История христианства в пределах нынешней России до основания Русского Царства (ок. 60–862) Глава I. Проповедь Святого апостола Андрея в странах наших

http://sedmitza.ru/lib/text/435711/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Земля Вологодская (Телепрограмма, 18.02.06) (комментарий в свете веры) Вологда. Фото - А. Соловьев Телепрограмма «Православная энциклопедия» (Прямой эфир на канале ТВЦ 18.02.06) Видеозапись телепередачи «Православная энциклопедия» от 18 февраля 2006 года (формат WM9 – 256Kbps – PAL, 26 мин., 55 Mb, разр. 320х240) Ведущий – священник Алексий Уминский: – Здравствуйте, в эфире «Православная энциклопедия». Сегодня мы с вами отправимся в Вологодскую епархию, в заповедный северный край с его тихой и строгой природой, старинными городами и древними монастырями. Вологодская земля – это прозрачные фрески Дионисия и пронзительные стихи Николая Рубцова, знаменитое вологодское кружево и певучая проза Василия Белова. А еще Вологодский край называют Северной Фиваидой. Здесь, как и в окрестностях древних Фив в Египте, жили многие святые. Собор вологодских святых включает более ста имен. Нашим гидом по Вологодской епархии станет Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан. Но сначала – новости церковной и культурной жизни. Сюжет: Выставка государственной символики В музее современной истории России открыта выставка «Государственная символика России: история и современность». На ней представлена коллекция монет, наград, памятных знаков, в которых отражено становление государственных символов нашего Отечества. А. Ф. Львов. Автор музыки гимна " Боже, Царя храни " Первый российский гимн «Боже, царя храни» создан в 1816 году как символ победы русского оружия над Наполеоном. Большой Государственный герб был утвержден императором Александром III в 1882 году, хотя символика герба складывалась на протяжении столетий: двуглавый орел появился на великокняжеской печати Ивана III еще в XV веке. Надежда Царева, заведующая отделом экспозиции: – Щит обрамляет цепь ордена св. Андрея Первозванного. Она появляется на гербе в 1700 году при Петре I. Щит держат щитодержатели – Архистратиг Михаил и Архангел Гавриил. Венчает щит шлем Александра Невского. Вокруг щита расположены щиты с гербами тех территорий, которые входили тогда в состав Российской Империи: Казанское Царство, Сибирское Царство, Финляндское, Польское и т.д.

http://sedmitza.ru/text/404697.html

А.А. Половцов Дадиан, Екатерина Александровна Дадиан, светлейшая княгиня Екатерина Александровна, правительница Мингрелии, статс-дама, кавалерственная дама, родилась в 1816 г., умерла 8 августа 1882 г. Внучка Герсевана князя Чавчавадзе и вторая дочь князя Александра Герсевановича Чавчавадзе, героя отечественной войны и командира Нижегородского полка, известного грузинского поэта, княгиня Дадиан получила в доме родителей, в Тифлисе, блестящее домашнее образование. В свет она выезжала в сопровождении своей старшей сестры, вдовы Грибоедова, Нины Александровны, и поражала всех своею красотою и остроумием. В 1839 г., она вышла замуж за сына владетеля Мингрелии, князя Давида Дадиана, и уехала с ним в Зугдиди. Там она погрузилась в новый мир, не имевший ничего общего с его прошлым. Муж не посвящал ее в дела управления, но зато она пользовалась всеми удобствами новой жизни, применяясь к нравам и обычаям страны. Под ее личным руководством возник знаменитый сад в Зугдиди, равного которому не было во всем Закавказье. В 1840 г. муж ее стал правителем Мингрелии, и в первые же годы после этого она пережила много горя. Отец ее, князь Чавчавадзе, трагически окончил свою жизнь, упав с дрожек, и трое из детей княгини умерли, а в 1846 г. умер и свекор ее, к ней расположенный, князь Леван. Тут же княгиню Екатерину постигло новое огорчение: муж ее, Давид Леванович, вдруг охладел к ней и, наоборот, стал необыкновенно доверчив к брату своему Григорию и его жене Терезии, посвящал их в дела правления и готовил из брата своего помощника. Видя в Григории своего непримиримого врага, княгиня Екатерина не на шутку испугалась и неоднократно ездила в Тифлис для совета с родными. В 1853 г., она овдовела и на время малолетства своего сына Николая была, по Высочайшему повелению, назначена правительницею Мингрелии, а вместе с тем пожалована орденом св. Екатерины 1-ой степени. Тяжелая пора наступила для молодой княгини. Четверо малолетних детей было на руках у нее, и заботу о воспитании их она уступила заботе о стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Суворов, Александр Аркадьевич Суворов , Александр Аркадьевич (князь Италийский, граф Рымникский) – генерал-адъютант, генерал от инфантерии, генерал-инспектор всей пехоты, член Государственного Совета, внук знаменитого генералиссимуса Александра Васильевича Суворова, родился 1 июня 1804 г., скончался 31 января 1882 г. После смерти своего отца, Аркадия Александровича, безвременно погибшего в пучинах Рымника, 9-летний мальчик был отдан в иезуитский пансион (в Петербурге), где и пробыл до 1816 г., когда его взял к себе его дядя, Кирилл Александрович Нарышкин, опасавшийся, чтобы на мальчика не было оказано дурного влияния со стороны иезуитского ордена. Предполагалось, что дальнейшее воспитание С. получит в доме дяди, для чего были уже приглашены лучшие учителя, но в это время мать С. уезжала в Италию и пожелала взять сына с собою; за границей она поместила его в школу известного в истории педагогии Фелленберга в Гофвиле – неподалеку от Берна. Здесь С. пробыл 5 лет и за это время в совершенстве овладел несколькими иностранными языками, занимаясь вместе с тем историей и естественными науками. 18-ти лет он уехал в Париж, где некоторое время посещал Сорбонну, а затем перешел в Геттинген и поступил в число студентов тамошнего университета. Заграничная жизнь и течения западноевропейской мысли, в особенности умственное брожение среди немецкого студенчества в после-наполеоновскую эпоху, оказали на выработку мировоззрения С. несомненное влияние; недаром впоследствии консервативная печать бросала ему упреки, что свои взгляды с оттенком либерализма он вынес из «гнилого Запада». Возвратившись в 1824 г. на родину, С., по воле Императора Александра I, был определен на службу юнкером в лейб-гвардии Конный полк. Здесь он, «пылкий, образованный, исполненный самых высоких принципов», по свидетельству лица, знавшего его лично, вскоре сделался любимцем полка, познакомился со своим сослуживцем, талантливым поэтом корнетом Александром Ивановичем Одоевским, и по-видимому под его влиянием вступил в общество, члены которого впоследствии стали известны под именем декабристов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОЖАЙСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ СОБОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Можайский Никольский собор Можайский Никольский собор. Фото Сергея Прокудина-Горского, 1911 г. Перестройка собора началась в 1779 году, но основные преобразования начались в 1802 году, когда священник Григорий Ильин и купец Пётр Марголин испросили разрешение использовать материал разбираемой Можайской крепости для перестройки собора. Автор проекта обновлённого здания стал ученик М. Ф. Казакова, А. Ф. Бакарев. В собор были включены фрагменты крепостной стены, а также главной проездной башни (часть стен в подклете, сложенных из огромных глыб дикого камня). Прежний надвратный храм стал южным приделом, а с севера была пристроена равная по площади часть. В 1804 - 1812 годах старые придел, колокольня и паперть разобрали за ветхостью и устроили вновь: ворота крепости заделаны с обеих сторон, пять глав были уничтожены, и вместо них сделан большой купол с четырьмя боковыми главками. В 1812 году французы сожгли иконостасы, расхитили и уничтожили церковное имущество. После их изгнания придельный храм был обновлён и освящён в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " , а затем в 1816 году был возобновлён и сам собор. Колокольню построили весной 1814 года. В 1829 году в куполе собора (в ротонде) устроили церковь в честь Нерукотворного Образа Спасителя . Главной святыней храма и всего города оставался резной деревянный образ Мирликийского святителя - Никола Можайский . Штат собора состоял из протоиерея и двух священников. У подножия крепостного вала стояла придорожная часовня. В 1882 году по штату в соборе положено быть настоятелю-протоиерею, священнику, диакону и трём псаломщикам. 15 декабря 1894 года при соборе открыто братство святителя Николая. Задачей братства было поддержание церковноприходских школ в уезде. В 1922 году власти изъяли две звездицы, обрамленные драгоценными камнями, потир с образками и два убруса, так же украшенные драгоценными камнями. Пропали также риза и митра с образа Николы Можайского , семь золотых крестов и жетон Петра I . В 1932 году исчезла чугунная ограда вокруг храма. В 1933 году собор был закрыт, а главная святыня - образ Николы Можайского - конфискован. Во время Великой Отечественной войны была разрушена ротонда и сгорело здание церковно-приходской школы.

http://drevo-info.ru/articles/4341.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010