В 1985 г. отделение от Чепелёвского совхоза и образование колхоза «Ленинское знамя». Машинный двор закрыли за ненадобностью, и бывший старший механик в освободившемся помещении устраивает скотный двор, а алтарную часть использует под баню.  В 2002 г., неизвестно по какой причине возникший пожар оставляет от здания только стены. Настоятель Вознесенской церкви Давидовой пустыни отец Герман, который в то время исполнял обязанности благочинного, осмотрев пожарище, поговорив с местным меценатом, принимает решение снести оставшиеся стены с тем, чтобы на этом месте выстроить деревянный храм. Предполагалось, что храм будет поставлен за 2 года. В 2004 г. рядом с фундаментом храма о. Герман освящает Поклонный крест. В 2005 г. его трагическая кончина помешала реализовать постройку нового храма. На престольный праздник 21 ноября 2010 г. отцом Иоанном вместе с благочинным церквей Чеховского района отцом Александром Сербским отслужена первая Божественная литургия. Служили в холодном храме при свете из окон, но это был уже действующий храм со своим приходом. 25 ноября 2011 г. указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия: «Священник Михаил Тарасов назначается настоятелем Михаило-Архангельскоого храма». В течение года новый настоятель утепляет храм, проводит электричество, строит воскресную школу и дом причта, а главное старается сохранить приход. В 2015 г. силами добровольцев из православного объединения " Реставросъ " начались раскопки старого фундамента церкви, на котором и будет стоять заново отстроенный храм. 2017 г. - выстроены стены, крыша, восьмерик. 2018 г. - водружены купол и крест. Началось стоительство трапезной. При храме служили священники: иерей Федор Алексеев (1740-1747 гг.), иерей Иван Алексеев(1750-1760 гг.), иерей Тимофей Иванов (1768-1787 гг.), иерей Дмитрий Тимофеев (1792 г.), иерей Гавриил Петрович Лебедев (1811-1816 гг.), иерей Василий Иванович Богоявленский (1817-1822 гг.), иерей Иван Павлович Виноградов (1822-1837 гг.), иерей Семен Петрович Смирнов (1837-1870 гг.), иерей Павел Иванович Никольский (1870-1881 гг.), иерей Алексей Успенский (1881 г.), иерей Василий Павлович Ильинский (1882-1899 гг.), иерей Николай Васильевич Ильинский (1899-1917 гг.), протоиерей Иоанн Подоксенов (2010-2011 гг.), иерей Михаил Тарасов - с 2011 г.

http://sobory.ru/article/?object=22434

Из обширного комплекса монастыря сохранился двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью, построенный в 1882-1887 гг. Сейчас в нем находится филологический факультет Казанского государственного педагогического института. В глубине квартала расположены двухэтажные же Настоятельский и Никольский корпуса, полукругом охватывающие то место, где раньше стоял собор. Они построены в 1810-1843 гг. по проекту архитектора Я.М.Шелковникова. На улицу Нагорную выходит сильно перестроенная церковь Николы Тульского, возведенная в 1810-1816 гг. на месте приходского храма, в котором первоначально находилась обретенная икона. Софийская церковь Единственный действующий храм на территории бывшего монастыря - Софийская церковь, расположенная на южной стороне, выходящей к улице Большой Красной. По монастырским документам она построена в 1807-1825 гг. (строительство прерывалось пожаром 1815 года) по проекту архитектора Я.М. Шелковникова на средства дворян Мусиных-Пушкиных. Церковь планировалась как надвратная, но в 20-е годы XIXbeka была построена новая ограда и храм оказался в глубине монастыря. По мнению ученых Софийская церковь построена значительно раньше, чем датируется обычно. Вероятно, в конце XVII - начале XVIII вв. На это указывают ее архитектурные формы и декор, характерные для русского теремного стиля и барокко. В начале XIX века она, скорее всего, подвергалась лишь частичной реконструкции. Во имя мученицы Софии и дочерей ее Веры, Надежды и Любови церковь была освящена, очевидно, в память о казанской игуменье Софии (в миру - княжна Любовь Борисовна Волховская), руководившей монастырем с 1795 года до своей смерти в 1807 году. При игуменье Софии в монастыре велись большие работы, были составлены планы, по которым монастырь отстраивался позднее. В 1798 году игуменья София принимала в качестве гостей императора Павла I и князя Александра Павловича (будущего императора Александра I), присутствовавших на закладке главного монастырского собора. В советское время храм использовался как жилое помещение, однако с 1993 года был передан Казанской епархии и в настоящее время является действующим, в Софийском храме существует молодежная община.

http://patriarchia.ru/db/text/29526.html

Из отечественных авторов фундаментальная работа в области догматического богословия принадлежит митрополиту Московскому Макарию (Булгакову ; 1816–1882) «Православно-догматическое богословие» (СПб., 4-е изд., 1883; т.1–2; реприрт: М.,1999). В последние годы вышло несколько работ в данной области: Михаил Помазанский , протопресвитер, Догматическое богословие, М.,2001; архим. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Исайя (Белов), Догматическое богословие, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002 и др. В Православной Церкви работа по кодификации церковно-правового материала проводилась с первых веков христианской государственности. Формировались сборники, включавшие не только каноны, но и государственные законы по церковным делам (эпитомы – извлечения или краткие изложения). Эти сборники получили названия Номоканонов (греч. nomos – закон; kanon – канон, устав). Самым известным и авторитетным является «Номокакон в XIV титулах» Константинопольского патриарха Фотия (IX в.). Он состоит из двух частей. Первая часть – кодифицированный сборник канонов. В нем 24 титула, каждая из которых разделена на главы. Принцип деления – предметно-тематический. В главах имеются отсылки на каноны и государственные законы. Вторая часть Номоканона – Синтагма (греч. syntagma – вместе построенное, соединенное). В ней содержатся тексты канонов. «Те, которые едят свиное мясо и мерзость и мышей, – все погибнут…» (Ис. 66:17. Как это следует понимать? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Приведенный стих является сокращенным и немного измененным повторением 3–7 стихов 65 главы. В них Господь обличает грубые нарушения законов евреями. По закону Моисея свиное мясо было запрещено в пищу ( Лев.11:7 ; Втор. 14:8 ), потому что свинья относилась к нечистым животным. Ветхозаветные запреты относительно пищи были отменены Иерусалимским апостольским Собором ( Деян.15:19–20 ). Апостолы лишь постановили, чтобы ученики Христовы «воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

К началу царствования Александра II положение несколько изменилось. Рост старообрядческих общин, успех старообрядцев-поповцев в воссоздании ими своей иерархии, появление старообрядческих изданий за границей и, наконец, само «открытие» русским обществом старообрядчества, как мощного движения, насчитывавшего в своих рядах от четверти до трети всех великорусов, привели в конце 1850-ых и в 1860-ых годов к появлению обширной литературы о расколе и этих своеобразных русских «диссидентах». Ко времени Никона и до второй половины девятнадцатого века в исторической литературе господствовало весьма необоснованное мнение, что, переписывая богослужебные книги, древнерусские переписчики сделали немало ошибок и искажений текста, которые с течением времени стали неотъемлемой частью русского богослужебного обряда. Кроме того историки раскола совершенно ошибочно полагали, что в искажении церковных книг были виноваты не только древние переписчики раннего русского средневековья, но и те первые противники патриарха Никона, которые в конце 1640-ых и начале 1650-ых годов близко стояли к руководству церкви и книгопечатанию и поэтому будто бы смогли внести в печатные уставы того времени ошибки, сделанные в предыдущие века. В числе этих лиц, которых считали ответственными за внесение ошибок уже в русские печатные издания семнадцатого века, называли руководителей раннего сопротивления Никону, протопопов Ивана Неронова и Аввакума. По мнению этих исследователей из числа иерархии и миссионерских кругов, такие ошибки стали возможны ввиду отсутствия достаточного просвещения в средневековой Руси, бедности русской научной и церковной мысли того времени и, наконец, особого склада русского древнего православия, которое по их мнению придавало преувеличенное значение внешней набожности и обрядам. Даже такой известный и ученый историк русской церкви как митрополит Макарий Булгаков (1816-1882) придерживался этого мнения в изданном им в 1854 году капитальном труде об «Истории русского раскола старообрядчества».

http://sedmitza.ru/lib/text/439460/

летопись» стр. 81, прим.). Неопровержимым доказательством второго предположения, т. е. что эту «летопись» дополняли посторонние лица, может служить новый, по счету пятый, список «Ключаревской рукописи», найденный нами в библиотеке незабвенной памяти покойного профессора Киевской Духовной Академии Ивана Игнатьевича Малышевского († 11 января 1897 г.). В этом списке, оригинал которого, к глубокому сожалению, нам остается неизвестен, приготовленном покойным историком очевидно к печати, кроме небольших не лишенных интереса дополнений 1 к другим биографиям, мы нашли новые биографии следующих четырех иерархов в порядке их преемственного служения на Астраханской кафедре: Павла (1826–1832), Виталия (1882–1841), Стефана (1841) и Смарагда (1841–1844). Все эти биографии, как это видно из их содержания и из ниже приводимого, в биографии преосвященного Виталия. примечания. составлены М. Рыбушкиным, автором известных «Записок об Астрахани». большими знатоком края и его древностей, хорошо лично знавшим не одного из названных архиереев. Особенно живой интерес возбуждает в читателе мастерски и с большим воодушевлением написанная М. Рыбушкиным биография архиепископа Виталия Борисова-Жегачева. Но и прочие биографии названных Астраханских иерархов, как прямое дополнение к напечатанной «Ключаревской летописи» и в виду их непосредственного интереса для истории местной иерархии, заслуживают, по нашему мнению, полного внимания читателей «Астрах. Епарх. Ведомостей», на страницах коих мы решаемся воспроизвести эти биографии в цельном их виде по этому новому пятому списку «летописи» 2 . Проф. Алексий Дмитриевский Павел Саббатовский , 26 архиепископ, из запорожских казаков. Получив образование в Киевской академии, вывезен оттуда бывшим ректором академии, а потом епископом Смоленским Димитрием Устимовичем в г. Смоленск. Переходя постепенно монашеские звания, Павел тем же Устимовичем произведен в архимандрита в Аврамиев монастырь, в 1816 г. посвящен в епископа г. Харькова, в 1825 году сопровождал тело императора Александра Павловича по своей епархии, в 1826 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

МАКАРИЙ Арсеньевич Соловьёв (1876-1937), свящ., сщмч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ († 1506), мон., прмч. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 14 сент. и в Неделю жен-мироносиц в Соборе Фессалоникийских святых) МАКАРИЙ прмч. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Угличский - см. в ст. Иов, прмч., и др. мученики Угличские МАКАРИЙ (Миронов Макар Федорович;1878 - 1938), иером., прмч. (пам. 23 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Моржов Михаил Степанович; 1872 - 1872), иером., прмч. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Смирнов Михаил Ефимович; 1877-1937), иером., прмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Телегин Павел Николаевич; 1876 - 1922), иером., прмч. (пам. 13 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?) - 1678), Овручский, Переяславский , архим., прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых) МАКАРИЙ мч. Александрийский (пам. 30 окт., 8 дек.) - см. в ст. Иулиан, Кронион, Макарий, Епимах, Александр и 13 мучеников МАКАРИЙ мч. Аназарвский (пам. 5 февр.) - см. в ст. Феодулия, Елладий, Макарий и Евагрий, мученики Аназарвские МАКАРИЙ [Макарий Антиохийский;], мч. Египетский (нач. IV в.?) (пам. копт. 22 абиба (эфиоп. хамле; 16 июля)) МАКАРИЙ мч. Карфагенский, Африканский (пам. греч. 10 апр.) - см. в ст. Африкан, Терентий, Максим, Помпий, Зинон, Александр, Феодор МАКАРИЙ (кон. XV - нач. XVI в.), черногорский печатник, руководитель 1-й южнославянской кириллической типографии МАКАРИЙ (Булгаков Михаил Петрович; 1816 - 1882), митр. Московский и Коломенский, историк Церкви, богослов МАКАРИЙ (Ильинский Михаил Иванович; 1866-1953), митр. Алеутский и Североамериканский, патриарший экзарх в Сев. и Юж. Америке МАКАРИЙ (Оксиюк Михаил Федорович; 1884-1961), митр. Варшавский и всея Польши, церковно-общественный деятель, богослов

http://pravenc.ru/text/Макарий.html

Наиболее величественной постройкой монастыря является Вознесенский собор. Деревянный Воскресенский собор был срублен после пожара 1690 года. Новый каменный храм на месте деревянного возвели в 1757 году. Освящен собор в 1764 году. Спустя несколько лет, «от слабого грунта земли она во многих местах осела и растрескалась». В 1796 году начались работы по перестройке Вознесенского храма. 2 сентября 1796 года при земляных работах был найден гроб. При поднятии гроба с него упала крышка, взорам строителей предстало покрытое схимою тело, у которого глава, руки, весь состав и одежда целы. По вышитым на схиме словам открылось, что это тело основателя Спасо-Суморина монастыря – преподобного Феодосия Суморина, почивавшее в земле 228 лет. Предположительно автором проекта постройки Вознесенского храма, выполненного в стиле зрелого классицизма, является Р.М. Казаков – сын известного русского архитектора Матвея Казакова. Строительство обновленного Вознесенского собора было завершено в 1825 году, когда к собору пристроили обширную трапезную. Трехэтажный пятиглавый с колоннами храм как снаружи, так и внутри был богато украшен лепниной. В среднем этаже находилось пять престолов, из коих главный – во имя Вознесения Господня, по правую сторону от него – в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а по левую – Феодосия Тотемского чудотворца с мощами святого. Общий вес серебряной раки составлял сто килограммов. На раке по сторонам располагались четыре клейма: блаженного Максима Тотемского, преподобного Вассиана Тиксненского, Прокопия Устюжского, Андрея юродивого Тотемского. Кроме клейм по сторонам раки были вычеканены: молитва, тропарь и кондак преподобному Феодосию, а также сведения, в чье царствование и при каком преосвященном обретены мощи и когда сделана рака. Перед ракою в киоте и за стеклом стояла чудотворная икона Божией Матери, именуемая Суморинскою, принесенная в 1553 году самим преподобным Феодосием Сумориным из вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. По преданию, этой иконой игумен Прилуцкого монастыря благословил преподобного Феодосия в дорогу в Тотьму. При входе в церковь, в трапезе с правой стороны, находился престол во имя Николая Чудотворца, а с левой – Петра,митрополита Московского. В нижнем этаже, в пещере, где обретены мощи преподобного Феодосия – престол во имя всех вологодских чудотворцев. Автором росписей Вознесенского собора, частично сохранившихся до наших дней, считается знаменитый вологодский художник Платон Семенович Тюрин (1816–1882), академик портретной и исторической живописи Императорской академии художеств.

http://sobory.ru/article/?object=00367

Некоторое время в Никольском храме был собственный причт, но 17 июня 1816 г. священник с причтом были распределены по другим местам за малоприходством церкви (18 дворов с 89 душами мужского пола и 101 – женского). Чуть более полутора лет храм был приписным к Введенской церкви, что в селе Вяземском. 21 февраля 1818 г. Никольский храм в Дарьино был вновь приписан к Троицкому храму села Назарьево по прошению князя Сергия Николаевича Голицына на имя Высокопреосвященнейшего Архиепископа Московского и Коломенского Августина: «В вотчине моей селе Назарьеве, состоящем Московской губернии в уезде Звенигородском згорела во время бывшего, в текущем феврале месяце, пожара, деревянная церковь, вместо которой я имею желание построить новую каменную… В ожидании же того, и наипаче по случаю приближающейся святой четыредесятницы…, дабы крестьяне мои не лишились утешения слышать Божественную службу, благоволите, Высокопреосвященнейший Владыко, дозволить священнику моей приходской назарьевской церкви отправлять служение в отстоящей от моего села в двух верстах при селе Дарьине Николаевской церкви, при которой особого причта не имеется…» В Никольском храме стал служить назарьевский священник Евфимий Шумов. С 1848 по 1882 г. усадьба принадлежала подпоручику Адаму Петровичу Столповскому. По данным 1852 г. в селе значились церковь, 16 дворов и 110 крестьян. В Никольском храме служили священник Пётр Лебедев, священник Пётр Вознесенский и священник Григорий Подобедов. После смерти Адама Петровича усадьба досталась его вдове Елизавете Трофимовне Столповской (умерла в 1905 г) и ее детям, старшим из которых был присяжный поверенный Московской судебной палаты Петр Адамович Столповский. В 1890 г. в селе проживало 106 человек. П. А. Столповский имел 12 сестер и брата, которым выделил в имении земельные наделы для сооружения собственных домов. Многое он сделал и для местных крестьян. В 1894 г. им была основана школа на 50 учеников, содержавшаяся на его средства. С 1917 по 1991 После революции 1917 года новые уездные власти предпринимают насильственное выселение бывших помещиков из их домов.

http://sobory.ru/article/?object=07295

Упоминание о нахождении в монастыре мощей прп. Константина содержит месяцеслов Новгородских святых 1816 г. (РНБ. Тихан. 775. Л. 9 об.— 10): «Преподобный Константин игумен, ученик Варлаама Хутынского, мощи под спудом. А от Старой Руссы три поприща в Косинском монастыре, приходскою церковию...». Прот. Г. Краснянский в Месяцеслове (1876), ссылаясь на известный ему рукописный сборник сказаний о Новгородских святых из б-ки Новгородской ДС, сообщил, что мощи прп. Космы «почивают под спудом в бывшей Косиной, или Косинской, обители под крытою папертью, соединяющею церковь св. Николая с колокольнею», а мощи прп. Константина — под алтарем Никольской ц.; в тех же святцах указана дата преставления этого святого без указания года — 29 июля. В 1873 г. были проведены реставрационные работы в Никольской ц., вместо деревянной гробницы над мощами святых поставили металлическую посеребренную раку. В 1880–1881 гг. построили более просторную ц. во имя Варлаама Хутынского, к-рую освятили 12 сент. 1882 г. Сбором средств на ремонт и реставрацию активно занимался А. А. Усинин (буд. архим. Арсений); все его печатные работы содержат призыв к жертвователям помочь в восстановлении мон-ря. В 1885 г. в обители устроили жен. богадельню с домовой ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (освящена 22 сент. 1886), а в 1896 г. был открыт жен. общежительный мон-рь (ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 3707. Л. 110). Последней настоятельницей мон-ря стала игум. Серафима (Горшкова). В 1913 г. в обители находились 9 монахинь, 19 послушниц, 30 чел. проживали по паспортам, 10 размещались в богадельне. 23 марта 1919 г. в ответ на декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» прихожане Никольской ц. постановили на собрании: «Косинские храмы, как принадлежащие нам с давних пор и нами построенные и созданные на наши средства, мы передавать никому не желаем...» (ГАНО. Ф. 735. Оп. 2. Д. 47. Л. 58–58 об.). В 1920 г. мон-рь закрыли, храмы остались в ведении местной общины. Богослужения в косинских церквах были запрещены в 1938 г., церковные здания использовались под школу и музей. Во время Великой Отечественной войны они были повреждены обстрелом. В 1946 г. жители дер. Косино Старорусского р-на Новгородской обл. просили открыть один из храмов для богослужения и возобновить жен. мон-рь, однако ходатайство было отклонено решением исполкома Новгородского обл. совета со ссылкой на то, что «помещение частично занято учительским скотом» (Там же. Ф. 4110. Оп. 2. Д. 2. Л. 14–16). В 90-х гг. XX в. отреставрирован Никольский собор. В 2006 г. обитель возобновлена как женский мон-рь, настоятельница — Надежда (Чанова).

http://pravenc.ru/text/2185858.html

В окт. 1814 г. К. поступил в Политехническую школу в Париже; он занял 4-е место из 75 студентов. С т. зр. организации учебного процесса Политехническая школа фактически являлась военной академией: студенты жили в казармах, многих из них зачисляли на воинскую службу, обязательным было участие в регулярных военных тренировках, администрация осуществляла постоянный надзор за студентами и требовала от них неукоснительного соблюдения режима и дисциплины. Вслед. покровительственного отношения к Политехнической школе гос. властей в нач. XIX в. она стала наиболее престижным и известным учебным заведением Франции, в котором преподавали мн. выдающиеся франц. ученые. В 1814-1816 гг. К. посещал лекции физика А. Т. Пти (1791-1820), физика, астронома и математика Ф. Араго (1786-1853), математика и механика Л. Пуансо (1777-1859). Среди студентов К. был известен своими прореволюционными и республиканскими взглядами. Политическое свободомыслие К. и демонстративное нарушение им дисциплины приводили к многочисленным выговорам и порицаниям; после громкого конфликта с одним из преподавателей в 1816 г. К. угрожало отчисление. Однако 13 апр. 1816 г. по указанию властей, недовольных политической активностью студентов, занятия в Политехнической школе были прекращены на неопределенный срок, а все студенты распущены. К. вынужден был вернуться в Монпелье, где провел май и июнь 1816 г. К этому периоду относится наиболее раннее сохранившееся сочинение К.- небольшое эссе «Мои размышления: Человечность, истина, справедливость, свобода, отечество: Сопоставление режимов 1793 и 1816 гг., адресованное французскому народу» (Mes Réflexions: Humanité, vérité, justice, liberté, patrie. Rapprochements entre le régime de 1793 et celui de 1816, adressés au peuple français), впервые опубликованное лишь в 1882 г. (совр. переизд.: Comte. Ecrits de jeunesse. 1970. P. 417-431; о содержании см.: Pickering. 1993. Vol. 1. P. 34-38; Grange. 2010). Выступая в эссе с либерально-республиканской позиции, К. указывал, что революционная тирания 1793 г. и тирания кор. Людовика XVIII по своей природе одинаковы, т. к. они представляют собой деспотичное подавление всех прогрессивных общественных настроений властями, опирающимися на молчаливое одобрение боящегося перемен непросвещенного большинства. Согласно К., лишь «прогресс знания» и широкое распространение образования могут положить конец ограничивающей общественное развитие консервативной тирании. Уже в этом раннем эссе К. выказывает представление о том, что основой подлинной общественной и народной власти должна являться не слепая «народная воля», а осознанная деятельность «просвещенных людей, ученых и философов», направляющих народ в его движении по пути прогресса. Т. о., для К. демократическое переустройство общества предполагает признание необходимости формирования класса «новой аристократии», вслед. чего либерализм в его понимании оказывается неразрывно связан с элитаризмом.

http://pravenc.ru/text/2057146.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010