Роспись стен церкви выполнил живописец С.В. Дмитриев. Из Костромского Ипатьевского монастыря прислали дар – оловянный ковчег царя Михаила Федоровича и Евангелие 1640 г. Дорогие церковные облачения пожертвовали члены семей известных дворянских родов – Нарышкиных, Талызиных, Черкасских. Церковный староста купец К.Н. Голофтеев пожертвовал много серебряной утвари, подсвечники, колокола. Церковь, как и архивное хранилище, освятили 20 мая 1882 г. Церковь закрыли вскоре после Октябрьской революции 1917 г. Иконостас передали в церковь села Мартьянково Дмитровского уезда Московской губернии. Остальное церковное имущество распределили по разным храмам Московской губернии. Сам же храм в 1923 г. приспособили под архивохранилище. В начале 1928 г. старинное здание с бережно воссозданным Ирининским храмом уничтожили, а на их месте выстроили здание Государственной библиотеки имени В.И. Ленина. Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни.   Церковь Ирины Великомученицы при главном архиве Министерства иностранных дел на Воздвиженке. Моховая, затем просп. Маркса, 24, с 1990 г. вновь Моховая, угол Воздвиженки, 3 (лестница на углу нового здания Российской ГБ). Церковь стояла на старом дворе Нарышкиных (прежде - Стрешневых). Документально известна с 1629 г. Некоторое время была опечатана по указу Петра I от 1723 г., как домовая, распечатана после его смерти 30 марта 1726 г. Нынешнее здание выстроено в 1874 г. как точное воспроизведение храма, существовавшего здесь до 1842 г. В 1874 же году построены вокруг новые стены с башенками и перестроены старые каменные палаты. В альбоме " Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества " рисунок для литографии был выполнен уже после упразднения церкви в 1812 г. (на звоннице нет колоколов), но не позднее 1842 г., когда церковь была разобрана " за ветхостью " . Небольшой, но уникальный по композиции храм возник как доминанта комплекса боярской усадьбы Стрешневых - родственников царя Михаила Федоровича, женатого на Евдокии Лукьяновне Стрешневой.

http://sobory.ru/article/?object=34881

Первой игуменией монастыря стала в 1694 г. Анисия, она же названа в качестве настоятельницы в нач. XVIII в. В 1717 г. упоминается игум. Мария, в 30-х гг. XVIII в.- игум. Марина. Далее мон-рем управляли игум. Александра (не позднее 1741-1757), казначея мон. Елисавета (1757-1763, 1771-1773), игумении Анна (1763-1765), Фотиния (1765-1766) и Феврония (1766-1771). 2 авг. 1774 г. игум. Ермила (1773-1775) участвовала в торжественной встрече жителями Пензы Е. И. Пугачёва, за что позднее «с восемью другими монахинями лишена мантий по прикосновенности к делу самозванца». В 1775-1789 гг. обитель возглавляла игум. Александра (в миру Варвара Евстратовна Кекина), много сделавшая для развития П. Т. м. Ее преемницей стала игум. Евпраксия (в миру Авдотья (Евдокия) Ивановна Никулина; 29 нояб. 1789 - 8 февр. 1812), поступившая в П. Т. м. в 1778 г., а в 1785-1789 гг. возглавлявшая тамбовский в честь Вознесения Господня женский монастырь . В 1812-1826 гг. настоятельницей обители была игум. Олимпиада, ранее состоявшая казначеей, в 1826-1828 гг.- игум. Нектария, в 1828-1837 гг.- игум. Евлалия (Мансырева), отправленная за плохое управление обителью простой монахиней в арзамасский во имя преподобного Алексия, человека Божия, (Новодевичий) женский монастырь . Целую эпоху в истории П. Т. м. составило настоятельство Надежды (в миру Марфа Ломтева; 1837 - 1 нояб. 1879), которая в 1824 г. стала его послушницей, в 1837 г. возглавила обитель, а в 1838 г. была возведена в сан игумении. После краткого управления монастырем переведенной из Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря в Керенске (ныне Вадинск) мон. Людмилы (1879 - дек. 1882) новой настоятельницей была избрана мон. Рахиль (в миру Людмила Васильевна Тархова; 11 янв. 1883 - 27 янв. 1909), к-рая с 1853 г. была послушницей П. Т. м., а с 1877 г.- монахиней и членом совета монастырского управления. 6 авг. 1883 г. мон. Рахиль была возведена в сан игумении. Ее преемницей стала игум. Маврикия (в миру Мария Кузьминична Сорокина; 13 апр. 1909 - 25 авг. 1917). Она поступила в П. Т. м. еще в 1859 г., приняла постриг в 1874 г., а в 1891 г. вошла в совет сестер управления экономией монастыря и была утверждена ризничей. Последней известной настоятельницей обители являлась Руфь (в миру Екатерина Ивановна Пестровская; 16 окт. 1917-1924), которая исполняла должность настоятельницы в течение завершающих месяцев управления мон-рем игум. Маврикии. 11 нояб. 1919 г. она была арестована Пензенской губ. ЧК вместе с еп. Пензенским сщмч. Иоанном (Поммером ; впосл. архиепископ), находилась в заключении до 14 мая 1920 г. (ЦА ФСБ России. Д. Р-33149. Л. 86-86 об.).

http://pravenc.ru/text/2579948.html

Существовавшая на этом месте Троицкая церковь упоминается в летописях в конце XVI в. В конце XVII века она уже числится каменной. Новая была заложена в 1765 г. и освящена в 1768 г. (архитектор К.И. Бланк). На торжестве освящения присутствовала императрица Екатерина II, и в храме сохранялось специально устроенное по этому случаю «Царское место», разобранное в 1840 г. В 1873 г. храм передали под подворье Сербской Церкви и отреставрировали. И хоть главный престол переосвятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в народе храм продолжали называть Киро-Иоанновским. Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. Сербское подворье, как и подворья других Православных Церквей, было закрыто, и храм стал опять приходским. В начале 1930-х годов его передали тресту «Радиострой». К концу 1932 г. начался снос церковных глав и колокольни, а затем церковное здание было уничтожено. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Существовавшая ранее церковь Кира и Иоанна, что на Кулишках. Здесь было три церкви. В 1620 г. показана церковь Параскевы Пятницы, упоминание о которой есть в летописи под 1547 г. В 1657 г. Пятницкая церковь показана каменной, существовала и в 1722 г. Церковь Кира и Иоанна обозначена в 1625 г. как придел Пятницкой. В переписной книге 1638 г. для церковного владения нет названия Кировского, оно почему-то названо «церковь Марии Египетской». В 1657 г. Кировская церковь была каменной. В 1652-58 гг. построена церковь Живоначальной Троицы, показанная в 1796 г. как старая церковь при новой Кировской. Троицкая церковь была разобрана после 1812 г., Пятницкая одновременно со старой Кировской – в 1765 г. Нынешняя Кировская, приделов не имеющая, строилась с 1765 г. по проекту К. Бланка, освящена 19 апреля 1768 г. После 1812 г., когда решено было из 237 приходов г. Москвы сделать 137, Кировский приход соединен со Всехсвятским. В 1874 г. церковь отдана для подворья Сербского митрополита. Впоследствии пристроена часовня. Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока» Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.

http://sobory.ru/article/?object=34395

5 июня 1756 г. заказчиком, протоиереем Фёдором Кочневым, по благословению Тобольского Митрополита Павла, в Берёзовском заводе заложен был деревянный храм во имя св. Пророка Илии, с приделом во имя трёх святителей – Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о. Придел 7 янв. 1767 г. освящён тем же протоиереем Кочневым. Когда и кем освящён Ильинский храм – сведений не сохранилось. 23 дек. 1803 г. деревянная церковь сгорела до основания. Вместо сгоревшей церкви жители пожелали устроить каменный и довольно обширный храм, но, за неимением средств, решили построить на кладбище небольшую деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, каковая 15 авг. 1804 заложена была членом Екатеринб. духовного Правления, Павлом Золотавиным, и в этом же году освящена, по благословению Пермского епископа, протоиереем Феодором Карпинским. Через 60 лет эта деревянная церковь пришла в такую ветхость, что отправлять богослужение в ней было опасно. На том же кладбище 20 июля 1808 г. епископом Екатеринбургским Вассианом заложена была каменная церковь в честь Успения Божией Матери, и освящена 18 авг. 1874 г. тем же епископом. Церковь эта в настоящее время считается приписною. Главный каменный двухпрестольный храм воздвигнут на том самом месте, где сгорела первая деревянная церковь. По благословению Пермского епископа Иустина, заложение храма в июне 1810 г. было совершено Пермским протоиереем Иоанном Миновановым. Придельный храм во имя трёх святителей освящён благочинным, священником Иоанном Поповым 30 янв. 1812 г., а 28 авг. 1813 г. «отцом Иоанном», священником Екатерининского собора, освящён и главный Пророко-Ильинский храм. В Берёзовском заводе существуют три школы: церковно-приходская и две школы грамоты: мужская и женская. Причт состоит из 8 свящ., 1 диакона и 4 псаломщиков. Бобровское село находится в 33 в. к юго-востоку от Екатеринбурга на правом гористом берегу р. Исети, против устья речки Бобровки, от которой и получило своё название; в 9 в. от села находится станция Пермь-Тюменской ж.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

În perioada 1822-1824 pe lâng biseric a fost construit o trapez cu paraclise laterale: primul cu hramul Acopermântului Maicii Domnului (în cinstea izbvirii oraului în anul 1812 de francezi, care a avut loc în ziua prznuirii Acopermântului Maicii Domnului) i al doilea în cinstea Sfântului Ierarh Nicolae. Tot atunci a fost înlat i clopotnia în dou etaje. În anul 1873 biserica a fost ridicat la rang de catedral. Tot atunci la cererea enoriailor catedrala a fost demolat, iar în anul 1876 a fost construit una nou, mai spaioas, cu hramul Botezului Domnului nostru Iisus Hristos, având aceleai paraclise laterale. În perioada 1885-1886 deasupra celui de-al doilea etaj al clopotniei a fost construit un etaj nou, în care iar în anul 1890 a fost instalat în mod solemn un clopot de 1250 puduri — cel mai mare clopot din oraele judeene ale Rusiei, turnat cu donaiile enoriailor. În total existau 13 clopote. Catedralei îi aparineau: capela de piatr din curtea bisericii (în capel existau peste 90 de icoane); o cas cu dou etaje din apropierea catedralei (înlat în anul 1834); capela de piatr din piaa oreneasc zidit de Duma Oreneasc în amintirea salvrii familiei imperiale la 17 octombrie 1888; o cas cu dou etaje de pe strada osseinaia cu o lavi i o atenans de lemn; o cldire de lemn cu un singur etaj pe terenul bisericii; o cas de lemn pentru paznici înlat în anul 1896. În anul 1895 paroh al acestei biserici este numit viitorul Sfinit Mucenic Constantin de Bogorodsk (protoiereul Constantin Alexeevici Golubev, 1852-1918; ziua de pomenire 2 octombrie stil vechi). Cinstitele sale moate au fost descoperite la 20 noiembrie 1995 i în prezent se odihnesc în Biserica Icoanei Maicii Domnului „Tihvinskaia” din Noghinsk (Bogorodsk). Dup aceasta, paroh al Catedralei Botezului Domnului nostru Iisus Hristos a fost numit protoiereul Nicolai Alexandrovici Speranski. În anul 1931 el a fost arestat i deportat. S-a reintors din exil la mijlocul anilor 1930. În anul 1937 a fost arestat din nou i împucat la Butovo. Acelai destin îi atepta pe majoriotatea clericilor i enoriailor activi ai acestei biserici. Parohul catedralei în acea perioad grea din viaa Bisericii a fost Sfinitul Mucenic Serghie (protoiereul Serghie Konstantinovici Mahaev; 1874-1937, executat la Butovo în data de 2 decembrie), iar dup arestarea lui — sfinitul mucenic Nicolae (preotul Nicolae Alexandrovici Andreev; 1869-1937, executat în data de 10 decembrie la Butovo).

http://patriarchia.ru/md/db/text/1839800...

Амвросий (Гренков) Оптинский (23.11.1812 – 10.10.1891), преподобный. 08.10.1839 поступил в Оптину пустынь, был келейником старцев прп. Льва (Наголкина) Оптинского , прп. Макария (Иванова) Оптинского . Летом 1841 пострижен в рясофор, в 1842 – в мантию. В 1843 рукоположен в иеродиакона, а 09.12.1845 – в иеромонаха. С 1860 нес подвиг старческого служения. Всё время своего пребывания в монастыре прп. Амвросий занимался переводом и изданием трудов святых отцов. Прославлен в лике святых 06.06.1988 на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. – 54, 56, 79, 85, 95, 99, 102, 106, 114, 116, 127, 130, 135, 143, 146, 150, 157, 162, 165, 187, 190, 198. Амфилохий (Шапошников) Реконский (1740 – 09.08.1865), схимонах, подвижник благочестия, с 1813 по 1860 восстановитель Реконской во имя Святой Троицы пустыни. – 199. Амфилохий (Яковлев) Ростовский (09.10.1749 – 26.05.1824), иеромонах, иконописец; был прозван «гробовым старцем» за то, что в течение 40 лет ежедневно по нескольку часов стоял перед ракой с мощами св. Димитрия Ростовского . Император Александр 1 приезжал в келью старца для беседы. – 142–144. Анатолий (Мартыновский) (1793 – 08.08.1872), архиепископ, духовный писатель, творческий псевдоним – Авдий Востоков, иконописец. 04.08.1840 хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии. 22.11.1844 назначен епископом Могилевским и Мстиславским. 19.04.1853 возведен в сан архиепископа. За свой полемический труд «Об отношениях Римской Церкви к другим христианским Церквам и ко всему человеческому роду», изданный в 1857, удостоен 02.12.1859 степени доктора богословия. – 165, 169, 171, 174, 175, 183, 187. о. Андрей – см. Глушков Андрей Иванович. Антоний (Бочков) (14.03.1803 – 05.04.1872), игумен, поэт, духовный писатель. Составил жизнеописание прп. Льва (Наголкина) . С 1845 (46) подвизался в Староладожском Николаевском монастыре. С 1852 духовник обители. Вскоре после этого перешел в Тихвинский Богородице-Успенский Большой монастырь. В 1857 возвратился в Староладожский монастырь. В 1857–1858 совершил очередное паломничество на Святую Землю и Афон. В 1850-е годы написал книгу «Русские поклонники в Иерусалиме», изданную в 1874. В 1859 назначен настоятелем Введенского Островского монастыря. В 1861 г. возведен в сан игумена. С 1862 по 1868 игумен Череменецкого Иоанно-Богословского монастыря. В апреле 1871 перешел в скит Николаевского Угрешского монастыря. – 142, 150, 159, 162, 163, 165, 167.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Бородинский мон-рь. Фотография. 2002 г. Бородинский мон-рь. Фотография. 2002 г. С кон. 30-х гг. XIX в. в Б. м. началось активное строительство: на средства имп. Николая I были возведены стены, колокольня, каменные келейные корпуса с трапезной и теплой ц. во имя прав. Филарета Милостивого, небесного покровителя Московского митрополита (освящена 23 июля 1839). В 1851 г. состоялась закладка пятиглавого храма в честь Владимирской иконы Божией Матери (Бородинское сражение началось 26 авг.- в день празднования Владимирской иконе). Построенный по проекту архит. М. Д. Быковского храм был освящен 5 сент. 1859 г. при сменившей игум. Марию († 29 апр. 1852) игум. Сергии (в миру кнг. С. В. Волконская). При настоятельнице схиигум. Алексии, в 1874 г., закончилось сооружение трапезной ц. в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, в кон. XIX в.- новых келейных корпусов. При Б. м. действовали гостиница, богадельня, больница, за стенами мон-ря с 1901 г.- церковноприходская школа. Мон-рь существовал на средства благотворителей, среди к-рых были российские императоры, представители аристократических семей (гр. А. А. Орлова-Чесменская, кнг. Т. В. Юсупова, гр. Д. Шереметев, А. М. и Т. Б. Потёмкины и др.), купцы (И. В. Прохоров и его братья, Н. В. Игумнов и др.). С 30 июля по 2 авг. 1847 г. по приглашению игум. Марии в Б. м. находился свт. Игнатий (Брянчанинов) , он беседовал с сестрами, в т. ч. со своей духовной дочерью Антонией Московской (Троилиной), буд. игуменией Страстной иконы Божией Матери мон-ря . По благословению схим. Зосимы (Верховского) в Б. м. подвизалась схим. Сарра (Потёмкина ; † 1911). Др. почитаемая старица прп. Рахиль (Короткова) окормляла до 1928 г. насельниц обители и мн. мирян. В 1912 г., в дни празднования 100-летия победы в Отечественной войне 1812 г., Бородинское поле и обитель посетил имп. Николай II с царственной семьей. Бородинский мон-рь. Литография. 1883 г. (ГИМ) Бородинский мон-рь. Литография. 1883 г. (ГИМ) По воспоминаниям мон. Мелании (Барановой), в 20-х гг.

http://pravenc.ru/text/153223.html

В 1869 г. деревянная церковь в Кыну была разобрана и перевезена в Ослянскую пристань. По описи 1869 г., кроме этих двух церквей, в селе Кын насчитывалось четыре часовни. Судите сами, насколько жители Кына были воцерковлены! На каждой горе, между которыми, как на ладошке, лежит село Кын, ставились часовни от храма. На горе у Средней Плотины по левому берегу Кына поставили часовню в честь Илии-пророка, и ту гору – Ильинской назвали. На горе по левому берегу Кына ниже Средней плотины, напротив Троицкого храма, поставили часовню в честь Святой Троицы, и ту гору – Троицкой назвали. Мёрзлую гору по правому берегу Кына звали тогда Успенской, на скальном выступе там возвели часовню в честь Успенья Богородицы. На центральной, рыночной площади села Кын стояла часовня в честь Николая Мирликийского. Сейчас ни одна из часовен не сохранилась, только выступ на Мёрзлой горе старожилы зовут " часовней " . Вернёмся к храму Святой Троицы... Архитектор храма неизвестен и, думается, он был не один и руку к проекту храма приложил сам Сергей Григорьевич Строганов – участник Отечественной войны 1812 г., заграничных походов 1813-1814 г.г., а также русско-турецкой и Крымской войн, дослужившийся до чинов генерал-адъютанта и генерал-лейтенанта, кавалер многих орденов, а также известный меценат, коллекционер и археолог. Он основал в 1825 г. бесплатную художественную школу (Строгановское училище), был председателем Московского общества Истории и древностей российских в 1837-1874 г.г., а в 1859 г. основал Археологическую Комиссию и был её президентом. То время было временем расцвета русско-византийского стиля и граф Строганов хотел именно в этом стиле выразить новый храм. " Свод над храмом выполнен в форме опрокинутого полушария, непосредственно опирающегося на плечи храма, а в постройке колокольни архитекторы применили два способа покрытия " шатер " и " бочка " , таким образом получалась новая, очень красивая форма. При этом перенесенная " бочка " получила важное назначение, она стала служить средством для сведения каменного свода " – замечает П. Милюков о Троицком храме в Очерках по истории русской культуры (С.-Петербург, 1897).

http://sobory.ru/article/?object=37498

В первой половине XIX в. русские паломники стали чаще посещать Галилею. В 1819 году сюда добрались две отважные паломницы из Шуйского уезда Владимирской губернии: “села Лежнева девица Анна Алексеевна и вдова Прасковья Степановна”. По возвращении в Россию их рассказ о святых мес­тах был напечатан отдельной брошюрой; сюда вошли и сведения о храме Благовещения. “Ходили мы во граде Назарете, где Божия Матерь жила в дому Иосифове, — сообщают русские паломницы. — Тут церковь французская (франци­сканская — а. А.) увешана вся атласами (дорогой материей — а. А.), а где Божия Матерь читала книгу, на том месте положено наподобие звезды сребрянной, а над звездой престол французский” 7 . Таково бесхитростное повествование простых сельских женщин. Но в Наза­рете бывали и такие православные публицисты, как А. Н. Муравьев (1806–1874), А. С. Норов (1795–1869) и др. Участник Отечественной войны 1812 года Авраам Сергеевич Норов посетил Палестину дважды — в 1835 и в 1861 годах. Во время своего первого путешествия по Святой Земле А. С. Норов прибыл в Назарет и поклонился местным святыням. Войдя в католический храм, русский пилигрим спустился в пещеру Благо­вещения — “с левой стороны алтаря по нескольким широким ступеням из бе­лого мрамора”. Здесь А. С. Норов прочел то место из Евангелия от Луки, в котором повест­вуется о Благовещении Деве Марии. Интересно замечание русского паломника о насельниках католической обители: “Латинские братья назаретского мона­стыря почти все испанцы, но говорят по-итальянски; они очень гостеприимны” 8 . (К середине XIX в. в этом католическом монастыре насчитывалось 10 свя­щенников-монахов и 7 из белого духовенства). Многие русские паломники мечтали посетить Палестину хотя бы один раз в жизни. Немногим из них довелось побывать в Святой Земле дважды, но даже из этого ряда выделяется пешеходец Виктор Каминский, который исходил Бли­жний Восток вдоль и поперек, причем Назарет он посетил трижды. Его первое путешествие в Святую Землю относится к 1851 году. Прибыв в Назарет вместе с группой русских богомольцев, Виктор Каминский направился в католическую обитель Благовещения.

http://pravmir.ru/na-svyatoy-zemle/

В первой половине XIX в. русские паломники стали чаще посещать Галилею. В 1819 году сюда добрались две отважные паломницы из Шуйского уезда Владимирской губернии: «села Лежнева девица Анна Алексеевна и вдова Прасковья Степановна». По возвращении в Россию их рассказ о святых местах был напечатан отдельной брошюрой; сюда вошли и сведения о храме Благовещения. «Ходили мы во граде Назарете, где Божия Матерь жила в дому Иосифове, – сообщают русские паломницы. – Тут церковь французская (францисканская – а. А.) увешана вся атласами (дорогой материей – а. А.), а где Божия Матерь читала книгу, на том месте положено наподобие звезды сребрянной, а над звездой престол французский» 7 . Таково бесхитростное повествование простых сельских женщин. Но в Назарете бывали и такие православные публицисты, как А. Н. Муравьев (1806–1874), А. С. Норов (1795–1869) и др. Участник Отечественной войны 1812 года Авраам Сергеевич Норов посетил Палестину дважды – в 1835 и в 1861 годах. Во время своего первого путешествия по Святой Земле А. С. Норов прибыл в Назарет и поклонился местным святыням. Войдя в католический храм, русский пилигрим спустился в пещеру Благовещения – «с левой стороны алтаря по нескольким широким ступеням из белого мрамора». Здесь А. С. Норов прочел то место из Евангелия от Луки, в котором повествуется о Благовещении Деве Марии. Интересно замечание русского паломника о насельниках католической обители: «Латинские братья назаретского монастыря почти все испанцы, но говорят по-итальянски; они очень гостеприимны» 8 . (К середине XIX в. в этом католическом монастыре насчитывалось 10 священников-монахов и 7 из белого духовенства). Многие русские паломники мечтали посетить Палестину хотя бы один раз в жизни. Немногим из них довелось побывать в Святой Земле дважды, но даже из этого ряда выделяется пешеходец Виктор Каминский, который исходил Ближний Восток вдоль и поперек, причем Назарет он посетил трижды. Его первое путешествие в Святую Землю относится к 1851 году. Прибыв в Назарет вместе с группой русских богомольцев, Виктор Каминский направился в католическую обитель Благовещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010