Берг , граф Федор Федорович (Фридрих Вильгельм Ремберт), генерал-фельдмаршал, род. в 1793 г. в м. Шлосс-Загнице, Лифляндской губ., ум. в С.-Петербурге, 6 января 1874 г., похоронен в имении Катенгоф, Лифляндской губ. По происхождению Берг принадлежал к небогатому лифляндскому дворянскому роду; он сначала не готовился к военной службе и для окончания образования поступил в Дерптский университет. Но события 1812 г. оказали значительное влияние на последующую судьбу Берга. Частью поддавшись общему увлечению, частью желая применить к делу свои природные способности, Берг 19 лет зачислился юнкером в Либавский пехотный полк, входивший в состав рижского корпуса, который был предназначен для охраны северо-западных пределов России от вторжения неприятеля. Уже с самых первых шагов своей служебной карьеры Берг выступает, главным образом, не как строевой, а как штабной офицер: благодаря своему образованию, он вскоре был прикомандирован к квартирмейстерской части. В то же время, однако, он отличился не раз и в строю и участвовал в нескольких сражениях. В деле при Даненкирхене, находясь в отряде генерал-лейтенанта Левиза, Берг выдвинулся, совершив смелый переход с войском в брод через Вислу. Командированный с донесением об этом деле к Императору Александру I, Берг лично от него получил чин поручика и в то же время был переведен в штаб (свиту Е. И. В. по квартирмейстерской части). При переходе русских войск через границу Берг находился в партизанских отрядах Гистенборна и Кутузова, действовавших в северной Пруссии, участвовал в занятии Кенигсберга и Берлина и здесь снова имел несколько раз случай проявить свои способности, выполняя трудные поручения дипломатического характера: из Кенигсберга он был послан на о. Гельголанд для закупки у англичан 10,000 ружей для гор. Гамбурга, при чем, надо заметить, что эта поездка по условиям военного времени была не из легких; позднее Берг был командирован в Копенгаген для переговоров о союзе. Он принимал также участие в походах 1813 и 1814 гг., сражался под Лейпцигом и во время преследования Наполеона дошел до Рейна. В 1814 г. Берг был переведен в генеральный штаб, а после заключения мира совершил большое путешествие по Швейцарии, Италии и Балканскому полуострову. Путешествие это, как кажется, точно так же помогло Бергу впоследствии выдвинуться. В 1820 г. Берг временно покинул военную службу и в чине коллежского советника перешел в гражданскую; он служил по дипломатической части, при наших посольствах в Мюнхене, Риме и Неаполе и здесь дослужился до чина действительного статского советника и получил придворное звание камергера.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Конкордат и его последствия Доклад на международной научно-практической конференции «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?» 16.02.2010 1620 Время на чтение 8 минут В Санкт-Петербурге состоялась международная научно-практическая конференция «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?» Что такое Конкордат? Конкордат - это договор некоей страны с Ватиканом, регулирующий вопросы, связанные с правами и обязанностями Римско-католической церкви по отношению к этой суверенной державе. Конкордат регулирует целый ряд вопросов, являющихся точками соприкосновения государства и католической общины. Конкордат пытается объять все грани общественной жизни: образование, воспитание, семью, брак - вплоть до попытки воздействия на законодательную власть государства. Сербия вошла в конкордатские переговоры еще в эпоху Ильи Гарашанина (1812-1874). Особенно сильным было давление на Сербию в связи с обязательствами, закрепленными на Берлинском Конгрессе 1878 года. Ватикан ставил в пример Сербии Черногорию, конкордат с которой был к тому времени уже подписан. (Дело в том, что после территориального расширения Черногории, последовавшего за победой России в войне с Турцией 1877-1878 годов, подданными этого государства стали славяне и албанцы, исповедующие римский католицизм.) Однако это давление столкнулось с сопротивлением. Особенно активен был министр просвещения и исповеданий Йован Бошкович. В Сербии - с ее 2,5 миллионным населением - проживало лишь около 10 тыс. католиков, да и те были иностранцами. Однако Европа - как сейчас, так и тогда еще - требовала от Сербии как можно большей «толерантности». «Западная Европа лишь тогда поверит в то, что в Сербии существует веротерпимость, когда в Белграде появится купол католического собора», - писал в 1902 году Несторович. После долгих переговоров в Риме, Сербия в июне 1914 года подписала договор. И даже успела ратифицировать его на заседании Скупщины. После этого Сербия отправила в Рим свое посольство, однако Ватикан присылать своего представителя не торопился. Очевидно, уповая на то, что сербские земли в обозримом будущем будут завоеваны, аннексированы и переварены Австро-Венгрией. Однако война закончилась совсем иначе, а потому в дальнейшем Ватикан - пусть со скрипом - вынужден был признать Королевство сербов, хорватов и словенцев.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/17/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Жизненный путь священномученика Серафима (Чичагова) 11 декабря - день памяти священномученика митрополита Серафима (Чичагова), жизнеописателя и поборника канонизации преподобного Серафима Саровского. Краткое жизнеописание Священномученика Митрополита Серафима (Чичагова) Составлено внучкой святителя игуменией Серафимой (Черной-Чичаговой), настоятельницей московского Новодевичьего монастыря Середина прошлого и первая половина нашего века особо знаменательны для Русской Православной Церкви. И в эти десятилетия бед и мучений Господь одарил ее многими выдающимися иерархами, в числе которых был митрополит Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов). Его жизненный путь был необычайным и чрезвычайно интересным. Он был известной личностью в старой России (1). Леонид Михайлович Чичагов (1856 - 1937) происходил из древней аристократической семьи: правнук знаменитого адмирала В.Я.Чичагова (1726-1809), одного из первых исследователей Ледовитого океана; внук П.В.Чичагова (1767-1849), морского министра России, видного участника Отечественной войны 1812 года (2). Учился он сначала в 1-й Санкт-Петербургской классической гимназии, затем - в Пажеском корпусе, самом привилегированном аристократическом учебном заведении тогдашней России. По окончании Пажеского корпуса в 1874 году. Леонид Михайлович был зачислен на службу в Гвардейскую артиллерийскую бригаду Преображенского полка. Его военная карьера сложилась следующим образом: прапорщик (1874 г.), подпоручик (1876 г.), поручик (1878 г.), адъютант товарища Его Императорского Величества генерал фельдцейхмейстера (1878 г.), штабс-капитан (1891 г.), полковник (1891 г.). В 1877-1878годах он участвовал в русско-турецкой кампании (3). За храбрость при осаде Плевны и взятии Телиша был награжден генералом Скобелевым личным оружием.

http://sedmitza.ru/text/889927.html

Андрей Муравьев Муравьев Андрей Николаевич (1806–1874) – поэт, драматург, духовный писатель. Сын генерала, военного специалиста и ученого-математика Николая Муравьева (1708–1840), основателя Общества математиков, преобразованного в 1816 году в Московскую (Муравьевскую) школу колонновожатых, существовавшую до 1823 года на его иждивении. Военное поприще избрали все четверо его сыновей. Самый знаменитый из них – генерал Николай Муравьев-Карский (1794–1866) получил боевое крещение в Бородинском сражении, покорял вместе с Ермоловым Кавказ, участвовал в Русско-персидской и Русско-турецкой войнах 1826–1829 годов (Пушкин описал встречу с ним в «Путешествии в Арзрум»; сам Муравьев тоже оставил обширные «Записки»). Во время Крымской войны прославился взятием турецкой крепости Карс (1855), став Муравьевым-Карским, готов был «идти на Царьград», как и легендарный Михаил Скобелев, остановленный 19 января 1878 года в двенадцати километрах от Стамбула не турками, а пресловутым «прелиминарным договором», заключенным Россией под давлением Англии. В Отечественной войне 1812 года участвовали и два других старших брата, один из которых, генерал Михаил Муравьев (1796–1866), тоже достаточно хорошо известен в русской истории, правда, как «вешатель». Он усмирял Польские восстания 1830–1831 и 1863–1864 годов, а в 1866 году был председателем Верховной следственной комиссии, вынесшей смертный приговор первому террористу-цареубийце Дмитрию Каракозову. Но его же имя значится среди членов «Священной артели», Коренного совета и авторов Устава «Союза благоденствия». Следственная комиссия по делу декабристов расследовала не только Доказательства вины, но и невиновности. Михаил Муравьев был признан невиновным. Как и Муравьев-Карский, он оставил «Записки», ставшие не менее ценным мемуарным свидетельством эпохи. Так что младшему из Муравьевых, что называется, на роду было написано стать военным, пойти по стопам отца и братьев. Что он и сделал, поступив в муравьевскую Школу колонновожатых. В семнадцать лет он уже был гвардейским юнкером, и, по свидетельству современника, «любовь к кавалерии и звонким шпорам доходила у него до невероятности». Но к этому же времени относятся и его первые стихи. Военная подготовка в Школе колонновожатых включала только точные науки. Отец Андрея Муравьева, по его словам, «ненавидел поэзию», хотел видеть сына математиком или военным. Тем не менее в 1820 году домашним учителем к сыну он пригласил поэта-переводчика Семена Раича (Амфитеатрова), подготовившего к тому времени к поступлению в Московский университет такого же дворянского недоросля и дальнего родственника Муравьевых Федора Тютчева.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Библиография свт. Филарета (Дроздова) 1 . Старость (стихотвор. в честь м. Платона, 1807 г.). «Тульск. еп. вед.», 1877, 6. 2 . Изложение разности между восточною и западною церковию в учении веры, 1811. (Чтен. в общ. ист. и древн. Рос., 1870, кн. 1). 3 . Замечания на книгу Исход; руководство к познанию книги псалмов; Учительные книги Ветхого Завета, 1811 (Чтен. в общ. любит. дух. просвещ. 1871–1874 гг.). 4 . Рассуждение о нравственных причинах неимоверных успехов наших в настоящей войне (т. е. в войне 1812 г.) (Сын отечества, 1813, ч. VI и СПб, 1813). 5 . Опыт объяснения псалма 67. СПб, 1814. 6 . Молебное пение об избавлении Церкви и державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти языков, 1814. 7 . Разговор между испытующим и уверенным о православии восточной греко-российской церкви с присовокуплением выписки из окружного послания Фотия, патриарха Цареградского, к восточным патриаршим престолам. СПб, 1815 (по просьбе кн. Голицына). 8 . Акафист Пресвятой Богородице (Приб. к твор. св. отцов, 1855, ч. XIV). 9 . Изъяснение о проклятии, наложенном от собора 1667 г. (Приб. к твор. св. отцов, 1855, ч. XIV). 10 . Значение церковной молитвы о соединении церквей. (Приб. к твор. св. отцов, 1860, ч. XIX). 11 . Нечто о ращении власов (Приб. к твор. св. отцов, 1860, ч. XIX). 12 . Песни из канона преп. Кириллу и Мефодию (Душеп. чтен., 1863, май). 13 . К воспросившему о значении слов кн. Бытия: се Адам бысть, яко един от нас. (Душеп. чтен., 1865, август). 14 . Стихотворное переложение с греч. Песни увещательной св. Григория Богослова : Близок последний труд жизни: плаванье злое кончаю и проч., напис. в 1866 г. (Чтен. в общ. люб. дух. просв., 1867, кн. III). 15 . Полное собрание резолюций. М., 1903, 1905, т. 2, 3, 5, вып. 1, 2, 3. 16 . Письма к игуменье Спасо-Влахернского монастыря Серафиме и два письма к гг. Головиным, с предислов. Виноградова. М., 1900. 17 . Собрание мнений и отзывов митр. Московского и Коломенского Филарета по делам правосл. Церкви на востоке. СПб, 1886, т. V, VI, I доп.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Бытча. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты По некоторым данным, Троицкая церковь в Бытче существовала уже в 1670 г. Более достоверные сведения о ней относятся ко второй половине 18 в. Известно, что в это время в Бытче действовала униатская церковь. В 1795 г. во время первого воссоединения западнорусских униатов, проходившего под руководством Минского архиепископа Виктора (Садковского) Бытчанский приход был переведен в Православие. В 1797 г. был назначен священником Андрей Селюжнич. Церковь была деревянная, с деревянной отдельно стоящей колокольней. Приход в то время насчитывал 85 дворов и 612 прихожан. После Андрея Селюжнича настоятелем прихода служил священник Павел Сосиновский, скончавшийся во время событий 1812 г. После этого храм некоторое время не имел своего настоятеля и его обслуживал священник из деревни Сморки Игнатий Богдановский. С 1817 по 1860 гг. священниками церкви служили Стефан Лисовский, Елисей Никонович, Иоанн Проволович. В 1839 г. при священнике Стефане Лисовском Троицкая церковь была ремонтирована и в ней был поставлен новый иконостас. В 1862 г началось строительство новой каменной церкви, которое окончательно было завершено лишь в 1868 г. В 1868 г. приходским священником был назначен Василий Радкевич, а в мае 1874 г. его сменил Феодор Иоаннович Адамович, бывший ранее настоятелем Мацеевицкой церкви Игуменского уезда. В 1865-1866 гг. церковь имела приписную Иоанно-Богословскую церковь в Большом Стахове, затем приписной была кладбищенская деревянная Николаевская церковь в деревне Ляховке, построенная в 1869 г. Кроме самой Бытчи в приход входили деревни: Дубени, Дубовики, Студенка, Брыли, Ляховка, Малый Стахов, Малая Тростеница. Всего в этот период (1860-1880-е гг.) в приходе насчитывалось 200-250 дворов и около 1500-2000 прихожан, «...все они крестьянского сословия, занимаются исключительно земледелием». Известно, что в Бытче при церкви существовало штатное народное училище, основанное в 1858 или 1864 гг. Построенная в 1862-1868 гг. каменная церковь прослужила недолгий срок. Уже в конце 1870-х гг. о церкви сообщалось: «Вследствие недоброкачественности строительного материала и отсутствия надлежащих скреп в стенах, во всем здании образовались значительные трещины, а от того зданию грозит разрушение, если не будут приняты неотлагательные меры к предохранению от сего устройством контрфорсов». На капитальный ремонт храма средств, по всей вероятности, выделено не было, и епархиальное начальство в 1883 г. эту церковь «по ветхости» закрыло.

http://sobory.ru/article/?object=42882

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Князь Александр Щербатов как монархический деятель Доклад на Щербатовских чтениях в Литвиново 18.12.2019 2479 Время на чтение 20 минут 14 декабря 2019 года в подмосковном санатории Литвиново (вблизи города Наро-Фоминска) состоялись Вторые международные Щербатовские чтения. Их организатором выступило Щербатовское Нарское историческое общество и его руководитель Геннадий Подбородников, пригласивший меня сделать доклад о князе Александре Григорьевиче Щербатове, который сыграл выдающуюся роль в право-монархическом (черносотенном) движении начала ХХ века. Поскольку мой доклад явно выходил за рамки отведённого регламентом времени, а выступившим первым Николай Случевский из США задал дискуссионную тональность, я посчитал уместным на чтениях отреагировать на некоторые мысли американского гостя, касавшиеся оценки февральских событий 1917 года. Доклад же публикую сейчас. Князь Александр Григорьевич Щербатов родился 10 октября 1850 года в семье попечителя С анкт -Петербургского учебного округа кн язя Г.А.Щербатова (1819 - 1881) . Его дед, кн язь А.Г.Щербатов (1776 - 1848) , был москов ским военным генерал-губернатором, героем Отечественной войны 1812 года . По окончании курса в Петербургском ун иверсите те (1872) некоторое время состоял на государственной службе, затем вышел в отставку. 8 апр еля 1874 года женился на гр афине О.А.Строгановой (1856 - 1944), после женитьбы окончательно решил посвятить себя сельскому хозяйству. Сво ё имение в с. Васильевском Рузского у езда Московской губ ернии превратил в образцовое хозяйство. В течение 13 лет с 1892 по 1905 годы был президентом Императорского Общества сельского хозяйства в Москве. Вместе с женой совершил четыре серьезных путешествия: два по арабскому Востоку (первое с риском для жизни), одно в Индию и на Цейлон и одно на Яву, куда русские редко забирались. Результатом этих путешествий стали 3 книги . Был уполномоченным Красного Креста во время Русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов и Русско-японской войны 1904-1905 годов, а его супруга заведовала госпиталем в Маньчжурии. Во время Первой мировой войны супруги Щербатовы в своем имении Васильевское организовали госпиталь на 100 чел. Сам кн язь снова был при действующей армии в должности начальника эвакуации раненых на Александровской железной дороге. Е го супруга Ольга Александровна организовала на свои личные средства санитарный поезд и руководила им. З аболел воспалением л ё гких и умер в Варшаве 24 апреля 1915 года, похоронен в Васильевском. Могила была уничтожена в советское время, сейчас восстановлена, как восстановлен и храм Александра Невского с приделом в честь равноапостольной княгини Ольги - небесных покровителей четы Щербатовых .

http://ruskline.ru/analitika/2019/12/18/...

Запад и Юго-Запад Виленская губерния Обителей мужских 3, женских 2. Мужские обители Борунский монастырь в Ошмянском уезде. Борунский монастырь, находящийся в местечке Борунах, возник в 1692 г. при построенном тогда местными помещиком Николаем Песляком деревянном храме по случаю прославления местночтимой Борунской иконы Богоматери. Прежде он был униатским, а в 1883 г. обращен в православный. С 1835 по 1845 г. в нем помещалось Борунское духовное училище, бывшее униатское. В 1874 г. монастырь прекратил свое самостоятельно существование и приписан к Виленскому Свято-Духову монастырю, а с 1880 г. в нем открыто отделение того же Свято-Духова монастыря. В обители ныне одна каменная Покровская церковь , построенная в 1700 г., с усыпальницей под полом и склепами, и с алтарем, обращенным к северо-востоку. Придел его, в виде особой пристройки с восточной стороны, освящен во имя прп. Онуфрия Великого. Внутри храма в его сводах имеются голосники. Над горним местом, на своде в круглоовальном окне, изображена Св. Троица в гипсовых фигурах, а на карнизе 4 гипсовых архангела с позолоченными крыльями. Главная святыня его – Борунская икона Богоматери византийского письма, при которой имеется свыше 200 медных и серебряных привесок разного рода. При монастыре ныне имеется школа грамоты. Виленский Свято-Духов монастырь . Эта необщежительная обитель находится в южной части города Вильны, на Островоротной улице. Она учреждена была при Свято-Духовской церкви, построенной Волынским Троицким братством в 1597 году. Основателями монастыря были иноки православного Троицкого монастыря. Но уже в 1609 г. они лишились своей обители, насильственно переданной базилианам, при чем и братство их было переименовано в Свято-Духовское и перенесло в монастырь свою типографию, училище и богадельню. В первое время своего существования монастырь был подчинен Константинопольскому патриарху, а с 1686 г. был ставропигиальным Московского патриарха. В 1797 г. 19 мая по Высочайшему указу, данному Св. Синоду, обитель была возведена на степень второклассного монастыря. Но вскоре же после этого замечается упадок обители, и с 1804 до 1821 г. в ной даже все требы совершаются белым духовенством. В это же время (1812 г.) она подверглась ограблению со стороны вторгшихся в пределы России французских войск. На степень первоклассного монастыря она возведена была в 1833 году и в 1837 г. возобновлена. Управляет ей Литовский и Виленский архиепископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНИД (Кавелин Лев Александрович; 20.02.1822, с. Спас Волженский Вяземского у. Смоленской губ.- 22.10.1891, Троице-Сергиева лавра), архим., историк, археограф, библиограф, переводчик, почетный член ИППО. Род. в семье козельского дворянина, участника Отечественной войны 1812 г., штабс-ротмистра, затем асессора Тульского губернского правления Александра Александровича Кавелина († 7 марта 1874), принадлежавшего к старинному дворянскому роду; в Крымскую войну он возглавил Козельское ополчение (Летопись скита. 2008. С. 136); мать - Мария Михайловна (урожд. Нахимова; 1802-1860), двоюродная сестра адмирала П. С. Нахимова. Племянник владимирского губернатора (1820-1821), директора Главного педагогического ин-та (1816-1819) Д. А. Кавелина (1778-1851), двоюродный брат историка и философа К. Д. Кавелина (1818-1885). В 1835 г., по окончании 4-го класса Калужской гимназии, определен в 1-й московский кадетский корпус (1835-1840). В корпусе проявились его «религиозность и склонность к учено-литературным занятиям» ( Никольский. 1914. С. 196). В 1839 г. в числе лучших воспитанников корпуса Л. Кавелин принимал участие в юбилейных маневрах на Бородинском поле, затем по предложению начальства составил их описание (Письмо из Бородина. 1839); стихотворение «Бородинское поле», датированное 1839 г., напечатали позже (Маяк. СПб., 1845. Т. 19. Кн. 38. Отд. 1. С. 48). Воспоминаниям об учебе и о преподавателях посвящены отдельный очерк (В. Ф. Святловский и А. П. Хрущов//РА. 1878. 11. С. 405-409) и статья (Празднование столетия 1-го Московского кадетского корпуса//ДНР. 1879. 2. С. 167-172). По окончании курса в 1840 г. Кавелин «за отличные успехи» определен прапорщиком в лейб-гвардии Волынский полк. Состоявшееся практически одновременно с окончанием корпуса знакомство с издателем ж. «Маяк» С. О. Бурачком и редактором «Иллюстрации» А. П. Башуцким, «литераторами, отличавшимися, как и он, православно-религиозным направлением», задало новую тему лит. и научной деятельности Кавелина, в к-рой проявился интерес «к историко-археологическим исследованиям памятников русской старины и церковных преданий» ( Никольский. 1914. С. 197). Л. стал сотрудником ж. «Маяк», с 1843 по 1846 г. публиковал множество стихов, повестей, переводов, статей и очерков историко-лит., археологического и этнографического содержания. В это время Кавелин сблизился с архим. Сергиевской пуст. св. Игнатием (Брянчаниновым) , и молодой офицер «едва было не избрал Сергиевскую пустынь местом первых своих иноческих подвигов» ( Дмитриевский. 2009. С. 174-176).

http://pravenc.ru/text/2463435.html

Живокини, Василий Иванович (Игнатьевич), московский комик, артист Императорских театров, родился 29 октября 1807 г., умер 18 января 1874 г.; был сын иностранца, по фамилии Джиовакино делла Мома, приехавшего в Россию вместе со знаменитым зодчим графом Растрелли. Мать Ж., рожденная Азаревич, была танцовщицей в домашнем театре фаворита Екатерины II С. Г. Зорича, в Шклове, Могилевской губернии. Там познакомился с ней отец Ж., женился на ней и увез в Москву, где она поступила на сцену танцовщицей же. В Москве родился В. И. Живокини и первые годы детства провел в довольстве, благодаря тому, что отец его завел макаронную фабрику; но в 1812 г. отец Ж. лишился всего своего состояния. В 1817 г. Ж. отдали в Московскую театральную школу. О пребывании в ней Ж. мы находим подробный рассказ в записках его, полных интересных автобиографических сведений, а также рисующих наше драматическое искусство того времени. Сначала Ж. готовился в балет, но, будучи еще в школе, он дебютировал (18 августа 1824 г.) в пьесе «Глухой или полный трактир», и этот удавшийся дебют решил участь Ж. Тогдашний директор московских театров, Ф. Ф. Кокошкин, заметив в нем большой самобытный комический талант, перевел его в драматическую труппу. По выпуске из школы в 1825 г., Ж. увлекся музыкой, много занимался и играл в оркестре; одно время пристрастился к фехтованию и даже давал уроки фехтования. В 1826 г. Ж. женился на учительнице танцев Лобановой, и тогда же перешел из католичества в православие, а в 1841 г. принял русское подданство, так как до тех пор был австрийским подданным, как и отец его. В 1829 г. Ж. получил первый бенефис, в который шла трехактная комедия «Явная война». Вскоре после этого Кокошкин поручил Ж. драматический класс в театральной школе. В школе Ж. занимался три года, до конца службы Кокошкина. В 1845 г. ему вторично было поручено преподавание драматического искусства в театральной школе. В следующем году Ж. отправился в Петербург, где участвовал в нескольких спектаклях. Но особенно много поработал Ж. для провинции. Больше всего играл он в Нижнем Новгороде, где имел даже одно время свой театр. На сцене Ж. оставался до конца своей жизни. Талант Ж., по отзывам современников, «был огромный, хотя и чисто субъективный; он не создавал типов, а данные ему типы, так сказать, приурочивал к своей личности и, может быть, недостаточно верно передавая бытовые стороны данной ему роли, превосходно передавал то, что в ней было «общечеловеческого». Этому выдающемуся таланту не хватало школы. Наделенный от природы чрезвычайною веселостью, комизмом, необыкновенным комическим жаром, Ж. не развил своих дарований трудом, изучением, наблюдением; он играл всегда по вдохновению, и поэтому игра его была неровная, невыдержанная, но захватывающая зрителя. По выражению одного из современников «Ж. 50 лет играл на сцене самого себя, но так играл, что не надоел этим в целые полвека».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010