Вельтман А.Ф. Достопамятности Московского Кремля. – М., 1843. Верховский Т.А. Стародубье. – Ч. 1–3. – Казань, 1874. Вести из экспедиции И.П. Толмачева//Известия Русского географического общества. – 1905. – Т. 41, вып. 3. – [Колокол с голландской надписью в Туруханске (Сибирь)]. – С. 611. Владимирские губернские ведомости. – 1855. – 5. Вологодские губернские ведомости. – 1851. – 9, 13–25. 1851. 9, ч. неофиц.; 1851. С.184, 230, 233, 223–225. Воспоминания очевидца о пребывании французов в Москве в 1812 году. – М., 1862. Временник ими. общества Истории и Древностей Российских. – М., 1850. – Кн.7, 8. Гармонический звон церковных колоколов (Из путевых впечатлений): [О настройке А.А. Израилевым 14 колоколов в усадьбе В.П. Мордвинова]//Литовские епархиальные ведомости. – 1893. – 34. – С. 285–286. Подпись: «К.И.» Гаршин В.М. Первая книжка рассказов. – 8-е изд. – СПб., 1897. – С. 153. – «Ночь». Гастев М.С. Статистическое описание Москвы. – М., 1841. – Ч. 1. Георгиевский Н.Г. Историко-статистическое описание Санкт-Петербургской Скорбященской церкви, что за Литейным двором. – СПб., 1866. Герберштейн С., барон. Записки о Московии/Перев. И. Анонимов. – СПб., 1866. Героптий (Кургановский), архимандрит. Волоколамский Иосифов второклассный мужской монастырь и его современное состояние. – СПб., 1903. Гиляровский В. Иван Великий//Русское слово. – 1909. – 89. – С. 5. Годовиков И.Ф. Описание и изображения древностей Псковской губернии. – Ч. 1–2. – Псков, 1880; Ч. 3. – М., 1882. Город Ряжск и его соборный Благовещенский храм//Рязанские епар–хиальные ведомости. – 1876. – 3,1 окт., прибавл. – С. 63–69. Горсей Джером. Записки о Московии XVI века. – СПб., 1909. Горский А.В. Историческое описание Свято-троицкия Сергиевой Лавры. – М., 1882. Грамоты, касающиеся до сношения Северо-Западной России с Ригой и Ганзейскими городами в XII, XIII, XIV веках. – СПб., 1857. грам. 1. Григорий (Воинов -Березовский И.И.). Высокопетровский монастырь. – М., 1873. Гундобин П.И. Описание Крестовоздвиженской церкви в Шуе. – Владимир, 1860.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К середине 1920-х годов, после закрытия Чудова монастыря и передачи обновленцам храма Христа Спасителя, Богоявленская церковь в Дорогомилове стала кафедральным собором. В начале 1930-х годов в нем был рукоположен в иеродиакона, а затем и в иеромонаха будущий патриарх Пимен (Извеков). Храм был закрыт и снесен во 2-й половине 1930-х годов. На его месте выстроили многоэтажное жилое здание (улица Большая Дорогомиловская, дом 21). Новым кафедральным собором стала церковь Богоявления Господня в Елохове. http://rutlib.com/book/21735/p/3 Первые записи в летописи о деревянной церкви Богоявления в Дорогомиловской ямской слободе внесены в начале XVIb. Каменный храм был возведен на ее месте в 1727 г. Во время Наполеоновского нашествия 1812 года Богоявленский храм пострадал от пожара, частью разрушился, но был скоро восстановлен. В 1835 г. к храму был пристроен придел в честь иконы Богоматери «Утоли моя печали», в 1861 г. – приделы в честь Сергия Радонежского и Тихона Задонского, в 1874 г. – новая колокольня. В марте 1898 г. духовенство и прихожане решили построить новый просторный Богоявленский собор по образу Храма Христа Спасителя, для чего собрали более 150 тысяч рублей. По проекту церковь Богоявления начале XVIII в. должна была быть снесена, но, судя по всему, рука у строителей не поднялась. Старая церковь стала трапезной нового собора. В 1908 г. митрополит Владимир (Богоявленский), принявший впоследствии мученический венец, освятил новый храм, а последний его готовый придел «Утоли моя печали» в 1910 г. освящал епископ Трифон (Туркестанов). Богоявленский собор в Дорогомилове стал третьим в Москве по величине и вместимости (10 тысяч человек) после Храма Христа Спасителя и Успенского собора в Кремле и самым крупным приходским храмом первопрестольной. В 1922 г. Дорогомиловский Богоявленский собор вынужденно стал и долго оставался кафедральным московским собором, в котором часто служил заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский). В 1938 году храм Богоявления в Дорогомилове был разрушен.

http://sobory.ru/article/?object=34503

Очевидно, что в Сыренце уже в конце XVIII века существовал православный приход, силами которого был построен деревянный храм в честь святого пророка Божия Илии. На церковном кладбище мы видим надгробную  каменную плиту с надписью о том, что здесь погребен в 1812 году прослуживший сорок шесть лет иерей Петр Калинников. Деревянный храм был небольшой — это видно по размеру его иконостаса, находящегося теперь в Николо-Арсеньевском кладбищенском храме Пюхтицкого монастыря. Пюхтицкая чудотворная икона Успения Божией Матери хранилась тогда в Нарвском Преображенском соборе. Город Нарва входил в состав Санкт-Петербургской губернии. В начале XIX века Пресвятая Богородица посетила Сыренец своим чудотворным образом Успения, возвращенным нарвитянами, с которым ежегодно 15 (28) августа стали совершать крестный ход к часовне на Пюхтицкой горе и обратно. Совершавшиеся от Святой иконы чудеса и исцеления привлекали в Свято-Илъинский храм многочисленных верующих, стекавшихся в Сыренец из окрестных селений и соседних губерний. Более чем двухтысячное население посада нуждалось в новом просторном храме. По благословению архиепископа Рижского и Митавского Платона (Городецкого, ум. 1891) на собранные средства прихожан и щедрые вспомоществования в 1867 году началось строительство каменного трехпрестолъного храма. 18 (31) декабря 1873 года по благословению епископа Рижского и Митавского Вениамина (Карелина, ум. 1874) состоялось освящение нового пятикуполъного церковного здания с шатровой колокольней. Кроме центрального Ильинского алтаря, южный предел был освящен во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а северный — во имя Святителя Николая Мирликийского. Пятиярусный иконостас искусной работы блистал серебряными ризами и позолотой. Стены были расписаны сюжетами на темы из Священного Писания. После учреждения Пюхтицкого Успенского женского монастыря, которое состоялось в 1891 году с благословения святого праведного Иоанна Кронштадского,  чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы стала пребывать в новоустроенном соборе. В Сыренец ее переносили на месяц, и к празднику Успения 15 (28) августа крестным ходом возвращали в обитель.

http://pravoslavie.ru/1951.html

Хомяков (23 сент./6 окт. 1860); И. С. Аксаков (27 янв./9 февр. 1886) и К. С. Аксаков (7/20 дек. 1860); поэт Ф. И. Тютчев (1873); писатель И. С. Тургенев (1883); акад. М. П. Погодин (8/21 дек. 1875), писатель и историк; акад. С. П. Шевырев (8/21 мая 1864), проф. МГУ, литературный критик, историк, поэт, журналист; поэт князь П. А. Вяземский (1878); известные благотворительницы графиня А. А. Орлова-Чесменская (в монашестве Агния; 5/18 окт.1848) и княгиня Т. Б. Потемкина (1869); граф А. П. Толстой (21 июля/3 авг. 1873), обер-прокурор Синода (человек святой жизни: непрестанно молился, носил вериги, со своей женой, графиней Г. Толстой (1889), всю жизнь договоренности жили, как брат с сестрой); писатели А. К. Толстой (1875) и Ф. М. Достоевский (28 янв./10 февр. 1881); композитор П. И. Чайковский (1893) и его брат М. И. Чайковский (биограф композитора и составитель либретто для большинства его опер, духовный сын оптинских старцев. Петр Ильич иногда в письмах к брату глубоко воздыхал, что не может вместе с ним отправиться ставшую для него святой Оптину Пустынь); Н. Г. Рубинштейн (1881), основатель и первый директор Московской консерватории; графиня А. И. фон дер Остен-Сакен (1841), урожденная Толстая, воспитательница до 13 лет писателя графа Л. Н. Толстого, праведница, святой жизни; почти все Гончаровы (родственники А. С. Пушкина по жене Н. Н. Гончаровой); поэт А. М. Жемчужников (1908); государственный и общественный деятель, писатель И. Филиппов (1899); министр народного просвещения А. С. Норов (1871); А. И. Апухтин (1893), поэт, литературный критик; М. А. Максимович (1873), проф. МГУ; А. Н. Муравьев (30 авг./12 сент. 1874), духовный писатель, богослов и историк; философ Д. Юркевич (1874); знаменитый герой войны 1812 г. генерал И. П. Кульнев (1812); критик Н. Н. Страхов (1896); В. И. Аскоченский (1879), писатель, историк, издатель; С. А. Бурачек (1876), кораблестроитель, математик, публицист, издатель; В. С. Соловьев (31 июля/13 авг. 1900), религиозный философ, поэт; философ К.

http://azbyka.ru/palomnik/Оптина_пустынь

В документах н делах, хранящихся в архиве Св. Синода, за 1722 г. означенная церковь показана в числе запечатанных. В 1812 г. (как и в 1712 г.) дом сгорел вместе с церковью, и в 1814 г. перечислен в приход Воздвиженской церкви, к которой была приписана и Николаевская. Церковь св. великомученицы Ирины, при доме Главного Архива мин. иностр. дел (Снимок 1903 года). По словам И.М. Снегирева , во время нашествия неприятеля в 1812 г., вся утварь и образа были отданы на сбережение известному купцу-антикварию Шухову. Из числа икон некоторые поступили в подмосковное село Кунцево, а именно: 1) большой местный образ св. мучен. Ирины, старинного письма, в серебряном вызолоченном окладе, украшенном каменьями и жемчугом, с изображением вокруг иконы страданий великомученицы; 2) большой местный образ Казанской Б. М., в серебряной вызолоченной ризе; 3) образ Знамения Б. М., в серебряной вызолоченной ризе, находившийся на воротах дома, а ныне обращенный в запрестольную икону, и 4) напрестольное Евангелие, большого размера, в малиновом бархатном переплете Дом Нарышкиных был продан супруге генерала от инфантерии Николая Сергеевича Свечина, Софье Петровне. Церковное здание было в запустении и отдавалось внаймы под квартиры мастеровых. Вследствие такого небрежения к храму, Консистория положила его разобрать и материал отдать в Знаменский монастырь. Однако, храм не был разобран. В 1818 г. генеральша Свечина продала свой дом в ведомство Департамента Горных и Соляных Дел. В 1839 г. епархиальное начальство предписало снять крест, главу и разобрать алтарную часть бывшего домового храма, обращенного в жилые покои. Горное Правление отвечало, что желательно церковь возобновить, на каковой предмет уже имеется пожертвованных от разных лиц 7,125 руб., и просило для пополнение этой суммы выдать сборную книгу. В просьбе было отказано, так как содержание церкви ничем не обеспечивалось, и в 1841 г. крест с церкви был снят, купол разобран, а в 1842 г. сломаны и другие части здания 270 . В 1865 г. Горное Правление в Москве упразднено, а здания его 12 янв. 1868 г. пожалованы в Бозе почившим Государем Александром Николаевичем Главному Архиву Министерства Иностранных Дел. По приспособлении к новому назначению, здание было освящено преосвященным Леонидом, епископом дмитровским, 22 июля 1874 г. Церковь восстановлена снаружи согласно сохранившемуся рисунку в стиле XVII столетия; внутри же по стенам была окрашена клеевою краской, а на иконостасе, в стиле renaissance, были помещены иконы итальянской живописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

В добавление к этой программе с 1870 г. был введен регулярный раздел поучений и назидательных проповедей «Воскресные беседы». Отдельные оттиски опубликованных материалов этого отдела в 1870-1879 гг. выходили в виде еженедельных нумерованных листков (см. «Воскресные беседы» ), авторские или анонимные гомилетические материалы были обязательной принадлежностью каждого номера журнала на протяжении всех последующих лет его издания. С 1880 г. в связи с закрытием издававшегося в 1874-1879 гг. Миссионерским об-вом ж. «Миссионер» значительно увеличивается количество статей и заметок, посвященных внешней и внутренней миссии. Больших публикаций на богословские и церковно-исторические темы, выходивших за пределы практических нужд и за границы истории Московской епархии, в журнале не было, но московской церковной старине было посвящено немало краеведческих и археографических материалов, таких как статьи синодального ризничего иером. Иосифа (Левицкого; впосл. схиархимандрит Иларион) «Московская Патриаршая, или Синодальная, библиотека» (1869. 8. С. 4-5), «Краткие сведения о достопримечательнейших предметах, находящихся в Патриаршей, или Синодальной, ризнице» (1869. 14. С. 10-15), «Краткие сведения о соборах и монастырях, находящихся в Кремле» (1869. 32. С. 6-8; 33. С. 4-5; 34. С. 8; 35. С. 6-7; 36. С. 6-7; 38. С. 4-5; 39. С. 8-10; 42. С. 3-5); Розанова «Дополнительные сведения о состоянии церквей и духовенства г. Москвы во время нашествия неприятельского в 1812 г.» (1871. 35. С. 335; 37. С. 353-355; 38. С. 362-363); И. Ф. Токмакова «Историко-библиографические заметки о московских святынях» (1880. 36. С. 440-441; 38. С. 471-472); ряд статей свящ. Николая Скворцова об уничтоженных церквах Москвы и Московского у. (1895-1898, 1902-1904); прот. Александра Никольского «Богослужение в московских церквах в 1812 г.: Из истории неприятельского нашествия на Москву в 1812 г.» (1912. 15. С. 389-396); прот. Михаила Соболева «Собор Христа Спасителя в Москве, как памятник о великой милости Божией и доблестных деяниях предков, явленных в спасении России в тяжкую годину 1812 г.» (1911. 21. С. 458-460; 24. С. 516-519; 25. С. 534-537; 26/27. С. 562-565; 37. С. 848-851; 38. С. 866-873; 39. С. 890-893; 42. С. 968-970; 43. С. 990-992; 44. С. 1016-1019; 45. С. 1064-1067; 47. С. 1090-1095), а также ряд статей и заметок, посвященных отдельным мон-рям, храмам, их святыням и духовенству.

http://pravenc.ru/text/2564196.html

с сентября 1707 †5.06.1712 Дорофей (Кроткевич) митрополит, рукоположен † 3.06.1718 Сильвестр (Холмский) митрополит, бывший митр. Нижегородский и Алатырский с 5.03.1719 по 3.03.1720 еп. Тверской и Кашинский Варлаам (Косовский) митрополит, бывший еп. Тверской и Кашинский с 9.06.1720 † 24.05.1721 Филофей архиепископ, бывший архиеп. Охридский (Болгария) с 13.02.1722 по июнь 1727 отрешен; † 3.05.1735 Гедеон (Вишневский) епископ, рукоположен с 19.06.1728 † 2.02.1761 Парфений (Сопковский) епископ, бывший еп. Кексгольмский, викарий Новгородской епархии с 7.03.1761 † 7.03.1795 Димитрий (Устинович) епископ, бывший еп. Переяславский, викарий Киевской митрополии с 1.05.1795 † 26.05.1805 Серафим (Глаголевский) епископ, бывший еп. Вятский и Слободской с 7.07.1805 по 7.02.1812 архиеп. Минский и Литовский Ириней (Фальковский) епископ, бывший еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии с 7.02.1812 по 6.07.1813 еп. Чигиринский,викарий Киевской епархии с 1.05.1813 управлял Могилевской епархией Иоасаф (Сретенский) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 6.07.1813 по 7.07.1821 архиеп. Могилевский и Витебский Иосиф (Величковский) епископ, бывший еп. Архангельский и Холмогорский с 3.07.1821 по 17.02.1834 на покое; † 26.09.1851 Тимофей (Котляров) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии, архиепископ с 26.08.1856 по 16.05.1859 с 24.02.1834 на покое; † 24.07.1862 Антоний (Амфитеатров) епископ, бывший еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии с 31.10.1859 по 9.11.1866 еп. Казанский и Свияжский Иоанн (Соколов) епископ, бывший еп. Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 13.11.1866 † 17.03.1869 Серафим (Протопопов) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 14.04.1869 по 2.10.1874 еп. Рижский и Митавский Иосиф (Дроздов) епископ, бывший еп. Ковенский, викарий Литовской епархии с 7.12.1874 † 28.09.1881 Нестор (Метаниев) епископ, бывший еп. Выборгский, викарий Санкт- Петербургской епархии с 31.10.1881 по 16.12.1889 уволен от управления епархией, с 29.01.1894 еп. Дмитровский, викарий Московской епархии; † 25.07.1910

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Лопатинский сад 1874 году на месте бывшей Королевской крепости по приказу губернатора Александра Григорьевича Лопатина был создан сад, впоследствии названный его именем. Первоначально сад ограничивался валами Королевской крепости и планировался в ландшафтном стиле, чему во многом содействовали живописность прилегающей местности, а также изобилие памятников смоленской истории. Это фрагменты южной части Смоленской стены, валы и входы в подземелья Королевского бастиона, памятник защитникам Смоленска 4-5 августа 1812 года, построенный по проекту Антония Адамини и открытый в ноябре 1841 года. Там же находились Главная гауптвахта и тюрьма для политических преступников. Есть предположение, что в ней содержались весьма знатные лица: польские конфедераты, мазепинские полковники Кочубей и Искра, грузинский царевич Александр Багратович и даже бывший император Иоанн Антонович, увезённый из Раненбурга. Слухи, недоговоренности, домыслы и послужили основой ходившей в Смоленске легенде о пребывании в подземельях Королевской крепости таинственной «Железной маски». К моменту создания сада тюрьмы уже не было. На месте мрачных тюремных строений разместились ресторан, летний театр, на валах крепости появились беседки и цветочные клумбы. Через пруд был переброшен деревянный двухарочный мостик, а другой – каменный, соединяющий древние валы, – сохранился и поныне, он известен смолянам как «Мостик вздохов». На берегу пруда и около лестниц, ведущих на валы, установили статуи античных богов. Вскоре Лопатинский сад стал местной достопримечательностью и был признан одним из лучших парков в России. 31 августа 1912 года надолго запомнилось горожанам: в Смоленск пожаловал сам император Николай II. Визит венценосной особы состоялся в рамках мероприятий, посвящённых столетию победы над Наполеоном. В программу визита входило и посещение Лопатинского сада. Император лично поднялся на Королевский бастион и осмотрел другие достопримечательности. Его приезд сопровождался невиданными для того времени торжествами, а Смоленск в праздничном убранстве был запечатлён на серии почтовых открыток. К празднику городские власти приурочили открытие памятника Софийскому полку на вершине Королевского бастиона. В качестве автора памятника выступил смолянин, рядовой Софийского полка Б. Н. Цапенко. Другой памятник был установлен на могиле погибшего в Смоленском сражении 5 августа 1812 года генерал-майора Скалона.

http://ruskline.ru/politnews/2023/11/20/...

Братия В 1801 г. в Л. м. проживали 2 иеромонаха, 3 иеродиакона, 2 монаха и 10 послушников, в 1812 г.- 10 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 14 монахов, в 1840 г.- 9 иеромонахов, иеродиакон, 13 монахов и 26 послушников. В 1842 г. штат Л. м. должен был включать настоятеля, казначея, 10 иеромонахов, 24 послушника, а также 16 казаков, помогавших по хозяйству. В 1870 г. в Л. м. проживали 6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 7 монахов, 10 послушников, в 1908 г.- ок. 40 монашествующих и ок. 70 послушников. 12 мая 1805 г. Л. м. посетил игум. прп. Назарий (Кондратьев) . В 20-х гг. XIX в., с началом Греческого национально-освободительного восстания (1821-1829), в мон-ре проживал настоятель афонского Илии Пророка муж. скита иером. Парфений с братией, тайно вывезший в Россию частицу Древа Креста Господня, частицы мощей, книги и церковное имущество. В 1874 г. Кавказский еп. Герман (Осецкий) направил в Л. м. «для изучения монашеских правил» крестьянина И. Трубина и мещанина И. Безверхова, к-рые собирались устроить в долине р. Фарс, на горе Физиабго, небольшую обитель (см. Закубанская Афонская во имя арх. Михаила муж. пустынь ). Во 2-й пол. XIX в. в Л. м. подвизался старец Кирилл (Балюк; † 1881), бывш. хорунжий Черноморского войска. 4 нояб. 1872 г. он был пострижен в мантию, 2 июня 1874 г. рукоположен во диакона, нес послушание на монастырской пасеке, пел на клиросе, запомнился братии «редким терпением в житейских невзгодах и лишениях, младенческим незлобием и непоколебимою твердостию веры» (Кавказские ЕВ. 1882. 4. С. 127-131). Среди др. подвижников известны схим. Иезекииль и духовник братии иером. Иона, которого Синод наградил золотым наперсным крестом. По свидетельству архим. Самуила, «пустынь долго отличалась хорошими монахами, пока не было в их числе изгоняемых из разных великороссийских монастырей. От таких пришельцев немало развивалось слабостей нравственных, а иногда и самых жалких поступков. В 1840 году начали было изгонять таких, но уже было нелегко исправить и своих». 22 июня 1859 г. из Тамани свт. Игнатий (Брянчанинов) писал: «Во многих обителях совершенно потеряна нравственность. Говорю так, имея под глазами самое печальное зрелище - Черноморскую пустыню, монастырь с весьма значительными средствами, расположенный на весьма уединенном месте» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Письмо еп. Леониду (Краснопевкову)// Он же. Полн. собр. творений. М., 2007. Т. 7. С. 124).

http://pravenc.ru/text/2463219.html

Вернувшись на Бодбийско-Сигнахскую кафедру, И. продолжал участвовать в политических делах: известны письма к нему груз. царевичей Юлона от 30 нояб. 1802 г. (АКавАК. 1868. Т. 2. С. 123-124) и Александра от 30 марта 1804 г. (Там же. С. 161-162), Кизикского моурави кн. Иосифа Андроникашвили (Там же. С. 807). В 2 последних речь идет о новом вторжении на груз. территории иран. войск, возглавляемых в т. ч. и царевичем Александром; отмечены особые заслуги И. перед царским домом Багратиони. Сохранилось письмо от 21 февр. 1805 г., адресованное преемнику Кнорринга ген. П. Д. Цицианову , в к-ром И. описывает доходы Некресского и Харчашнийского архиереев (Там же. С. 271). После вхождения Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата в состав новоучрежденного Грузинского Экзархата РПЦ российские власти провели церковные реформы; в частности, за счет слияния епархий было уменьшено их число. По представлению главноуправляющего Грузией ген. А. П. Тормасова обер-прокурору Святейшего Синода кн. А. Н. Голицыну от 18 февр. 1811 г. И. как «достойнейший из всех прочих» 14 июля был назначен митрополитом Алавердским и Кахетинским; в новообразованную епархию вошли также и территории Бодбийско-Сигнахской епархии (АКавАК. 1860. Т. 4. С. 162, 169). И. «и причту», согласно докладу Святейшего Синода от 21 июля 1811 г., был назначен годовой доход 2,5 тыс. р. (Там же. С. 168). В марте 1812 г. И. отправил главноуправляющему Кавказом ген. Ф. О. Паулуччи письмо, где, описывая причины возникшего в Картли-Кахети мятежа, указывал на мздоимство, безнаказанность и вседозволенность чиновников: «Они отнимали всякую вещь... никто не находил справедливости, не имели покоя люди... Исправники властвовали свободно и мало заботились о том, что разоряется народ... Несправедливость довела народ до отчаяния и заставила поднять оружие» (АКавАК. 1873. Т. 5. С. 82-83). 30 авг. 1814 г. И. был переведен в восстановленную Бодбийско-Сигнахскую (Бодбийско-Кизикскую) епархию (Там же. С. 408). Известны неск. рапортов И. этого времени в Грузино-Имеретинскую синодальную контору 2 от 25 мая и 8 от 27 июня 1815 г.; 2 от 16 янв. 1817 г.), где митрополит описывает церковные доходы своей епархии (Там же. С. 414-415; 1874. Т. 6. Ч. 1. С. 368-369). 17 июня 1818 г. Святейший Синод направил российскому имп. Александру I доклад о преобразованиях, осуществляемых в Грузинском Экзархате. Число епархий Вост. Грузии было сокращено до 3; по ходатайству груз. экзарха архиеп. Феофилакта (Русанова) Бодбийско-Сигнахская епархия была сохранена за И.: «Из уважения к летам и службе его оставить при управлении оною по смерть его» (АКавАК. 1874. Т. 6. Ч. 1. С. 378, 380-381).

http://pravenc.ru/text/469506.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010