606 и «все сполна» приобретенные им в копии, в начале 1812 г. 607 , наш историк имел право назвать их «недавно найденными» (§ 12 – по первой ред.). С другой стороны, в первой редакции его труда нет целого 29 §, помещенного лишь в остальных редакциях. А в нем автор говорит об обычае наших предков носит одновременно языческое и христианское имя и дает не что иное, как резюме своей небольшой статьи «О личных собственных именах у славено-руссов». Имея в виду, что статья эта впервые напечатана в июле 1813 г. 608 , мы приобретаем новое доказательство того, что преосв. Евгений до июля 1813 г. успел уже достаточно поработать над «Историею славяно-русской церкви» 609 . При том же, как раз к концу 1812 г. он нажил необходимый досуг для этой работы. Словарь писателей был уже окончен, и отослан, в московское Общество Истории и Древностей Российских; История вологодской иерархии и епархии отделана была еще в 1811 г.; большую часть хлопот по изданию Истории российской иерархии, печатавшейся в Москве, взял на себя Амвросий Орнатский , в 1812 г. переведенный из Новгорода в архимандрита – настоятеля московского Новоспасского монастыря 610 … Последовавшее 19 июля 1813 г. назначение Евгения на Калужскую епископскую кафедру но только не могло попрепятствовать его работам по части «Истории», но дало еще счастливый случай запастись новыми для нее материалами. Проезжая в сентябре чрез Москву, ученый архипастырь посещает архив Коллегии иностранных дел и спешит приобрести список «статей», здесь хранящихся и «до церковной истории наипаче относящихся», как сам извещал о том Анастасевича от 23 авг, 1814 г. 611 . Список этот, руки Амвросия Орнатского , находится теперь в рукописном сборнике Киево-Софийской соборной библиотеки 594 и содержит в себе реестры дел и грамот за период 1509–1760 г. 612 , с кратким описанием или резюме большинства последних. Преосв. Евгений, очевидно, решился продолжать начатое в Вологде и довести историю отечественной церкви до ближайшего к нему времени. И действительно, вскоре по приезде за Калугу, он известил гр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Села Аул, Богородицкая, кам. Мелитопольск. у. Села Поповки, Троицкая, кам. Мелитопольск. у. Села Большой-Белозерки, Преображенская, кам. Днепр. у. 1808 год Села Чаплынки, Покровская, дер. Днепр. у. Села Обыточного, Троицкая, дер. Мелитопольск. у. Села Мангуша, Петро-Павловская, кам. Симферопольск. у. До постройки сей церкви была в Мангуше другая, которой начало неизвестно. Села Петро-Павловки, Троицкая, дер. Мелитопольск. у. 1810 год Села Челбас, Покровская, дер. Днепр. у. Села Андреевки, Богородицкая, кам. Мелитопольск. у. Села Второ-приморского, Димитриевская, Днепр. у. Построена помещиком полковником Димитрием Кушковским. Села Кадыко, Троицкая, кам. Симферопольск. у. Церковь сия преобразована из мечети Татарской, по прошению жительствующих здесь Греческого батальона офицеров и нижних чинов, которые, прося о том в 1806 году, излагали между прочим, что церковь была некогда христианскою, но в мечеть превращена мусульманами. Села Балки, Успенская, кам. Мелитопольск. у. Села Ново-Майчевки, Николаевская, дер. Днепр. у. 1811 год Города Карасу-базара, Ильинская, кам. Основана и сооружена по прошению Великороссийских купцов и мещан, в Карасу-базаре поселившихся, и по ходатайству Таврического гражданского губернатора Дмитрия Борисовича Мертваго, от которого в 1807 году к преосвященному Платону послано было отношение. Села Кишлава, Александро-Невская, кам. Симферопольск. у. Села Каир, Преображенская, кам. Днепр. у. Села Рубановки, Михайловская, дев. Днепр. у. 1812 год Седа Горностаевки, Покровская, мол. д. Днепр. у. Села Николаевка, Николаевская, кам. Мелитопольск. у. 1813 год Села Малой-Лепатихи, Николаевская, дер. Днепр. у. Церковь сооружена по желанию жителей села Лепатихи, писавших в прошении своем 1810 года, что селение их «вновь населено», церковь заложена в 1816 году, а до того времена имели она молитвенный дом, который позволен был им в 1813 г. 1814 год Села Берестового, Троицкая, кам. Мелитопольск. у. Церковь в 1814 г. постройкой кончена, а разрешение на то от Святейшего Синода последовало в 1808 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Давид Мендель, так назывался Ав. Неандер до обращения в христианство, сын бедного еврея-ремесленника, родился в 1787 г., в г. Геттингене. Детство его было довольно тяжелое, вследствие бедственного материального положения семейства и частых ссор между его родителями. Разойдясь с мужем, его мать переселилась с ним, своим маленьким сыном, в Гамбург, где он и получил низшее, а потом среднее образование, благодаря материальной поддержке их родственника, доктора медицины Штиглица. В средней школе Мендель немало уделил труда классическому образованию, много занимался юриспруденцией, а в последние годы увлекался Платоном, Плутархом, которые были для него предварительной школой к христианству, но особенное влияние произвели на него речи Шлейермахера о религии. Начавшееся влечение к христианству было поддержано, даже усилено его друзьями, товарищами по гимназии, между которыми находился особенно близкий ему человек Нейман. В 1806 г. 11 февр. Давид Мендель крестился, приняв имя Иоанн Август Вильгельм Неандер. Фамилия Неандер есть греческий перевод немецкого слова Neu-Mann – фамилия его друга – новый человек (Neu-Mann, греческ. Νες νρ). Вскоре после этого, по окончании курса в гимназии, Неандер отправился для продолжения образования в Галльский университет, где в это время состоял профессором и Шлейермахер. Но военные события 1806 г. заставили Неандера перейти в Гёттингенский университет. Здесь он подпал влиянию проф. Иакова Планка, который не только вызвал в нем желание готовиться к академической деятельности, но и внушил ему род ученых занятий историческими монографиями, которыми так прославился А. Неандер. Под влиянием новых занятий Неандер отложил в сторону философов: Фихте, Шеллинга и даже философа-богослова Шлейермахера, и принялся за изучение новозаветных писаний и отцов церкви. Вскоре, по окончании университетского курса, Неандер был призван в 1811 г. на кафедру в старейший Гайдельбергский университет. Но недолго он оставался здесь. Уже в 1813 году он получил приглашение в Берлинский университет, где в это время находился и Шлейермахер. С 1813 г. до самой смерти, последовавшей в 1850 году, Неандер состоял профессором Берлинского университета и со всей ревностью отдавался изучению раз избранного им предмета 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Никон , бывший архим. Московского Донского монастыря, определён 21 нояб. 1700; в исх. 1702 перев. в Новгород-Северский мнтрь. Исаакий Васенькевич в 1704 перев. из Виленского Свято-Духова монастыря; † 30 нояб. 1714. Евстратий Самборович упом. в 1719–1722; † в 1724, на покое. Нил Березовский в 1722 перев. из Макошинского, а в 1727 – в Новгород-Северский мнтрь. Тимофей Максимович произведён 20 июня 1727; † 1749 ... Димитрий Белинский в 1750 перев. из Макошинского монастыря; † 18 нояб. 1753. (В 1754–56 вакансия). Гервасий Линцевский , Пекинский миссионер, определён 27 февр. 1757; 27 июля того же года хирот. в викария Киевской епархии. Сильвестр Новопольский 28 апр. 1757 перев. из Черниговского Троицкого Илиинского; † 23 февр. 1761. Гедеон Сломинский 9 авг. 1761 перев. из Московского Заиконоспасского монастыря, а 4 сент. – в Бизюков. Панкратий Чарныйский 4 сент. 1761 перев. из Бизюкова монастыря, а 10 окт. – в Черниговский Троицкий Илиинский. Иов Малеевский 10 окт. 1761 перев. из Троицкого Илиинского; 2 февр. 1763 в Бизюков. Панкратий (паки) в 1763 перев. из Троицкого Илиинского; † 1773 ... Иерофей Малицкий 2 апр. 1774 перев. из Домницкого монастыря; 6 дек. 1788 хирот. в епископа Черниговского. Игнатий Максимович 15 янв. 1789 перев. из Колязина монастыря; † 30 нояб. 1793. Христофор Сулима 1 мая 1794 перев. из Гамалеевского монастыря; 18 апр. 1798 хирот. в еписк. Феодосийского (викария Екатеринославской епархии). Феофан Шиянов-Чернявский 13 мая 1798 перев. из Нежинского Назарета, в начале 1799 – в Новгород-Северский Спасский мнтрь. Афанасий Корчанов 21 мар. 1799 перев. из Киево-Выдубицкого монастыря; 5 сент. 1811 хирот. в епископа Пензенского. Феофан Романовский 22 февр. 1812 перев. из Острожского Спасского монастыря; † 1 янв. 1813. Феофил Татарский 3 июля 1813 перев. из Новгородского Вяжицкого монастыря, а 28 авг. 1818 – в Московский Донской. Мелетий Носков в 1818 перев. из Домницкого монастыря; 5 февр. 1823 – в Острожский Спасский (?) (рект. Волынской семинарии). Иероним Визерский в 1823 перев. из Острожского Спасского монастыря; в 1830 – в Свияжский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О пожаре в алтаре основного храма ( холодной церкви). Сообщаем, от 16 февраля 1812 года пожар был в алтаре основного храма, причины – в тот день было отпевание усопшего младенца, во время нахождения нечаянным образом уголь упав из кадила на епитрахиль причинил оный пожар». «По ходатайству церковнослужителей и прихожан 1811 г. было дозволено при их церкви распространить трапезу, пристроить с левой стороны новый придел во имя пророка Ильи, который ныне совершенно и окончен». Далее говорится, что дано разрешение на пристройку с северной стороны придела пророка Илии и покрыть его железом по приложенному чертежу собственным их прихожан ( т.е. на средства прихожан). «С правой стороны трапезы придел св. Николая алтарь при случае ломки и распространения трапезы остался в целости и без всякого оному прикосновению; Священнослужение ныне отправлять можно». 29 января 1813 года. В Тверскую духовную Консисторию от благочинного села Копылева. Покорнейший рапорт. Обследование придела Николая Чудотворца после переделки . 19 января 1813 года. «В приделе по совершении малого освящения священнослужение отправлять можно». Священником в храме Михаила Архангела с 1862 г. по 1898 г. был Протопопов Федор Семеонович (1840–1924 гг). Протопопов Ф.С. внес огромный вклад в дело просвещения прихожан. В 1872 году открыл народное училище в церковной сторожке в селе Михайловское. При его непосредственном участии в 1875 году открыто министерское (7-классное) училище в селе Васильевское и в 1898 году губернское училище в деревне Яковлево. В 1898 году он передал свою личную библиотеку школе, что можно считать образованием волостной библиотеки. В 2003 году на кладбище села Михайловское установлен памятный крест Протопопову Федору Семеоновичу. Колокола Михайловской церкви Всего на колокольне было 9 колоколов: 1.Большой колокол весил 276 пудов 33 фунта (4429 кг), в нем серебра было 26 пудов ( 416 кг). 2. Колокол 63 пуда 3 фунта (1010 кг). 3.Колокол 61 пуд 22 фунта (985 кг). 4. Пожарный колокол весом 17 пудов 11футов (275 кг).

http://sobory.ru/article/?object=09033

Труд этот стал замечательным явлением в русской исторической науке начала XIX века, а многие вопросы, поднятые тогда ученым, не потеряли своего значения и актуальности и сегодня. Эта книга побудила к дальнейшему изучению прошлого Новгорода и новгородской земли. Во время пребывания в Новгороде были также собраны материалы и начата работа над такими фундаментальными трудами как «Новый опыт исторического словаря о Российских писателях», «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина», «История российской иерархии». Митрополит Евгений был избран членом многих ученых обществ: с 1806 г. по предложению Г.Р. Державина – членом Российской Академии, что, однако, не вызвало большого восторга у самого Евгения. Наибольшее значение для его исторической ученой деятельности, конечно, имело участие в работе Московского общества истории и древностей Российских, членом которого он стал в 1811 г. В своей дальнейшей служебной и научной деятельности Болховитинов продолжал изучение русских провинциальных древностей. С 1808 по 1813 г. он возглавлял Вологодскую епархию и результатом его деятельности на «северной Украине» были собранные в течении нескольких лет материалы по истории Вологодской земли, из которых была составлена «История Вологодской епархии», «Описание вологодских монастырей» и сочинение о вологодских святых, куда вошли биографии 42 пермских, вологодских, устюжских иерархов (эти работы напечатаны только частично, основная часть их – в рукописях). С 1813 по 1816 г. он занимал Калужскую кафедру, занимаясь епархиальными делами и составляя «Историю славяно-русской церкви». В 1816 г. Евгений был назначен архиепископом Пскова и всей Лифландии и Курляндии. Шесть лет пребывания на этой кафедре ознаменовались новыми изысканиями вбиблиотеках, архивах, осмотром памятников старины, монастырей, древней Изборскойкрепости. В 1821 г. Евгений издал 5 тетрадей о разных монастырях псковской земли, а к1822 г. было подготовлено: 1) свод Псковских летописей; 2) список грамот псковских идругих, нужных для истории Пскова; 3) летопись древнего княжеского города Изборска.Еще в 1818 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Арсеньев Яков Арсеньевич , родился около 1762 г. в селе Бедареве Любимского уезда. Окончив курс в Костромской семинарии, около 1786 г. он прислан был в семинарию Ярославскую «для образования там наукам, которые еще не преподавались в Костромской семинарии, чтобы потом в ней поступить в учительские должности». По окончании курса в Ярославской семинарии он действительно и определен был учителем в Костромскую семинарию, в которой был потом префектом; затем определен священником Костромского собора, в котором был впоследствии с 1803 г. протоиереем; 1813–1824 г. состоял он законоучителем Смоленского в Костроме кадетского корпуса. Преосвященный Филарет 5 называет Арсеньева «проповедником и учителем нравственности». Из печатных трудов его известны: 1) «Слово в торжественный день мира России с Оттоманскою Портою». М. 1791. 2) «Богословие нравственное», пер. с лат. с поправками и переменами. М. 1808. В) «Описание Костромского Успенского собора». М. 1837. Из проповедей его известна еще, говоренная 15 декабря 1811 года, «при погребении Костромского епископа Евгения». (Диев. Материалы для био-библиографического словаря, в Библиографич. зап. 1892 г. 5; Филарет, Обзор). Архангельский Василий Дмитриевич Архангельский Василий Дмитриевич , сын диакона села Ильинского на Соти Любимского уезда, учился с 1856 г. в Ярославской семинарии, а с 1861 г. в Петербургской дух. академии. Был потом, с 1 октября 1865 г., (всего около 15 лет) преподавателем русской словесности и латинского языка в Ярославской семинарии; умер в отставке в Ярославле 5 ноября 1892 г. В 1877 г. он напечатал в Ярославле произнесенную им 21 сентября 1877 г. в торжественном собрании семинарии речь «О высших целях жизни и образования по понятиям древних, на основании de officiis Цицерона». (Яросл. епарх. вед. 1871 г. 19; 1873 г. 22). Архангельский Beam Федорович Архангельский Beam Федорович , родился 5 января 1814 г. в Ярославле, где отец его был священником при церкви Иоанна Предтечи; 1830–35 гг. учился в Яросл. семинарии; 1835–39 гг. в Петербургской духовной академии, и 27 сентября 1839 г. определен преподавателем в Ярославскую семинарию. Октября 1-го 1844 года, не оставляя службы при семинарии, поставлен священником в собор; 18 октября 1846 года утвержден в степени магистра, 24 декабря 1852 г. переведен священником к церкви Димитрия Солунского, 9 октября 1865 года уволен, согласно желанию, от службы в семинарии с пенсией и тогда же назначен членом консистории, 5 мая 1866 г. получил сан протоиерея, а 31 мая 1867 года перемещен на должность кафедрального протоиерея в Ярославский Успенский собор. Скончался 9 августа 1879 года.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

Архитектурный ансамбль Д. м. сохранился полностью. Собор в честь Всемило-стивого Спаса был возведен на месте деревянной церкви. Для завершения строи-тельства по жалованной грамоте 1541 г. царя Иоанна IV Васильевича монастырские вотчины на 5 лет были освобождены от всех податей. Собор 5-главый, 4-столпный, с 3 полуциркульными апсидами, на высоком подклете. Имеет подпружные арки, сли-тые со сводами рукавов подкупольного креста, снаружи переход к барабанам со шлемовидными главами оформлен 2 рядами закомар слегка килевидных очертаний. Благодаря такому расположению закомар, а также тому, что центральная глава зна-чительно выше боковых, композиция обретает выразительную устремленность вверх. Каждая из стен разделена широкими лопатками на 3 прясла. Архитектурный декор отличается скупостью, широкий орнаментальный пояс расположен под карни-зами барабанов, пояс полуциркульных нишек украшает апсиды. С постройками рос-товских мастеров в Кирилло-Белозерском мон-ре собор Всемилостивого Спаса сближают элементы архитектурного орнамента из кирпича (килевидные арочки, прямоугольные нишки и бегунец, балясины), детали порталов, профилировка цоко-ля. В кон. XVI в. собор был покрыт белым железом; по описи 1623 г. у большой гла-вы яблоко было золоченое. Собор окружали с 3 сторон 2-этажные галереи, перестро-енные в сер. XVII в. в закрытые паперти. Тогда же были сооружены крыльцо и риз-ничная палатка с северо-востока, имевшая отдельный вход из алтаря и перестроен-ная в 1759 г. В боковых апсидах в верхнем этаже собора располагались приделы во имя прп. Димитрия Прилуцкого (юж.) и ап. Иоанна Богослова (сев.). Димитриевский престол к 1642 г. был перенесен в подклет, а на его место ок. 1655 г. перемещен престол ап. Иоанна Богослова, в 1782 г. переименованный в Преображенский. В 1776 г. в соборе сделаны хоры. Пожар 17 сент. 1811 г. уничтожил все убранство и повредил главы. В 1813-1815 гг. при возобновлении храма крестьянин с. Заозерья Угличского у. Яро-славской губ. С. И. Стрелков изготовил новый резной иконостас. 3 июня 1817 г. со-бор был освящен еп. Вологодским Онисифором (Боровиком). К 1842 г. был настлан чугунный пол, устроены 4-скатное покрытие кровли и кувшинообразная форма глав. В 1856 г. московский живописец Т. Ф. Волков выполнил роспись на стенах, сводах и в центральном куполе (иконостас и роспись не сохр.).

http://sedmitza.ru/text/569246.html

Из хранящегося в архиве семинарского правления указа Костромской духовной консистории от 31 октября 1812 года за 2247 видно, что поступили в ополчение следующие воспитанники семинарии, имена и фамилии которых должны быть достопамятны для костромского духовенства. Ученик философии 1) Иван Соколов ; ученики риторики: 2) Алексей Парнасский; 3) Федор Яблоков; 4) Венедикт Благовещенский; 5) Сергей Серафимов; 6) Иван Метелкин; 7) Григорий Лебедев ; 8) Илья Рябков; 9) Александр Филоматицкий; 10) Федор Веселовский; ученики поэзии: 11) Алексей Успенский; 12) Иван Виноградов; 13) Василий Яхонтов; 14) Иван Богоявленский; 15) Василий Левкадский; 16) Димитрий Богословский (впоследствии начальник роты жандармов в городе Костроме); 17) Максим Веселовский; 18) Николай Малышев; 19) Александр Суворов (впоследствии костромской уездный судья); 20) Никита Травианский; ученик синтаксимы 21) Егор Шевелев; ученики русской школы: 22) Василий Лебедев; 23) Николай Докторов; ученик Луховской русской школы 24) Игнатий Покро[в]ский и 25) служитель Иван Полетаев. Сверх этих поступивших в ополчение были и такие воспитанники семинарии, которые, вероятно, ввиду того, что были вопреки их желанию задерживаемы родными, самовольно бежали в действующую армию. Но за неполнотой документов от 1812–1813 годов нет возможности указать имена и фамилии таких добровольцев, отважных по самой неудержимости патриотических чувств. Не будем здесь говорить о тех многих воспитанниках, которые губернским начальником генерал-лейтенантом Петром Григорьевичем Бардаковым были отосланы обратно в Костромскую семинарию как признанные неспособными к военной службе по своей молодости и слабости. С другой стороны, когда вся Россия охотно жертвовала для спасения отечества разнообразными сокровищами и особенно деньгами, воспитанники Костромской духовной семинарии не остались в этом случае позади других. Но что же могли пожертвовать семинаристы, которые в громадном большинстве и тогда небезызвестны были по бедной обстановке и скудости денежных средств? За неимением собственных денег костромские семинаристы в качестве пожертвования принесли родине то, что сделалось их достоянием по завещанию костромского преосвященного Евгения ( 7 декабря 1811 года). Последний, оказавший благодеяние Костромской духовной семинарии завещанием многих и ценных своих книг в ее библиотеку, отказал костромским семинаристам двести рублей. И вот эти-то деньги, по тогдашнему времени значительные, воспитанники семинарии единогласно пожертвовали на военные издержки в тяжелую годину отечества. Можно думать, что были и другие, но небольшие пожертвования от учащихся семинаристов костромских.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Князь Алексей Александович, полковник, рождение 1752 † 16 января 1783 Князь Пётр Александрович † 1817 Князь Борис Александрович, майор, рождение 2 апреля 1756 † 26 января 1817 Князь Михайло Александрович, бригадир, рождение 24 декабря 1758 † 3 июня 1817; женат на графине Елисавете Сергеевне Головиной † 4 ноября 1831 Князь Пётр Петрович, рождение 1751 † 15 марта 1821 Князь Алексей Петрович, полковник, рождение 1754 † 1792 Князь Василий Петрович, бригадир, рождение 7 марта 1756 † 12 августа 1832 Князь Павел Петрович, рождение 20 февраля 1766 † 4 апреля 1838; женат на Агафоклее Алексеевне Бахметевой, рождение 14 марта 1773 † 10 апреля 1849 Княжна Анна Петровна, рождение 1757 † 1826 Княжна Елисавета Петровна, рождение 1763 † 1813 Князь Фёдор Яковлевич, статский советник † 29 декабря 1782; женат на Анне Александровне Собакиной † 27 ноября 1791 Княжна Анна Яковлевна, рождение 1738 † в декабре 1809, за князем Фёдором Алексеевичем Голицыным Княжна Мария Яковлевна, рождение 1741 † 13 ноября 1827, за действительным тайным советником Николаем Николаевичем Салтыковым Князь Алексей Яковлевич, каммергер † 1791 Князь Дмитрий Алексеевич Князь Николай Алексеевич, подполковник, рождение 1765 † 14 июля 1839 Княжна Прасковья Алексеевна, за Самариным Княжна Мария Алексеевна † 22 апреля 1803, за Петром Михайловичем Бутурлиным Княжна Елисавета Борисовна, рождение 29 ноября 1773 † 2 октября 1796; 1. за князем Аренбергом; 2. за каммергером князем Петром Фёдоровичем Шаховским Князь Иван больший Иванович Князь Иван меньший Иванович Князь Иван Иванович Княжна Татияна Васильевна, за Петром Грохольским Княжна Анна Васильевна, за Иваном Шульгиным Князь Фёдор Леонтьевич, женат на Чириковой Князь Алексей Леонтьевич, рождение 1755 † 1838, женат на Анне Петровне Руковой † 1811 Князь Николай Леонтьевич, действительный тайный советник и Святого Александра Невского кавалер † 1836 Князь Иван Леонтьевич, рождение 23 марта 1777, генерал от инфантерии, государственного совета член, и всех российских орденов кавалер; женат на графине Софие Алексеевне Мусиной-Пушкиной, рождение 1792

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010