Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛЬНИКОВ Единоверческая ц. во имя свт. Николая Чудотворца в С.-Петербурге. 1820–1827 гг. Фотография. Нач. ХХ в. Единоверческая ц. во имя свт. Николая Чудотворца в С.-Петербурге. 1820–1827 гг. Фотография. Нач. ХХ в. Авраам Иванович (30.07.1784, Ораниенбаум - 1.01. 1854, С.-Петербург), архит., один из самых плодовитых церковных зодчих 1-й пол. XIX в.; работал в стиле классицизма. Род. в семье дворцового служителя, старосты придворной Пантелеимоновской ц. В 1795-1806 гг. учился в С.-Петербургской АХ, первоначально - в Воспитательном уч-ще. В 1799 г. определен в архитектурный класс, среди его учителей - А. Д. Захаров. По окончании курса с большой золотой медалью за проект здания «судебных мест» (использован при постройке дома градоначальника на углу Гороховой ул. и Адмиралтейского проспекта) М. провел 2 года в качестве пенсионера академии в С.-Петербурге, 22 авг. 1808 г. был направлен за границу, где занимался изучением и в т. ч. обмерами памятников Рима, Вены и Флоренции. В 1810 г. М. посетил Неаполь и др. города Юж. Италии, особое впечатление на него произвели храмы Пестума, Помпеи и Геркуланума. 8 апр. 1811 г. он был избран членом Академии св. Луки. По возвращении в С.-Петербург М. рисунками и обмерами обратил на себя внимание имп. Марии Феодоровны. Преподавал архитектуру в АХ, в 1817 г. поступил на службу в комитет строительных и гидравлических работ (Строительный комитет 2-й экспедиции МВД). 21 янв. 1817 г. женился на Любови Мартос, дочери скульптора И. П. Мартоса. В сент. 1812 г. за создание проекта театра получил звание академика, с 1813 г. (после Ж. Ф. Тома де Томона) руководил в АХ т. н. перспективным классом в должности адъюнкт-профессора, в 1818 г. удостоен звания профессора 2-й степени (за проектирование церкви и оранжерей, построенных в имении кн. П. Ф. Шаховского под Вязьмой), в 1831 г.- звания профессора 1-й степени; с того же года исполнял должность ректора академии (утвержден в 1843). В 1834 г. произошло слияние Строительного комитета МВД и Главного управления путей сообщения; М. продолжил трудиться в новообразованном Главном управлении путей сообщения и публичных зданий Департамента проектов и смет. С 1851 г. заслуженный ректор АХ.

http://pravenc.ru/text/2562950.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРИНЕЙ Ириней (Нестерович), архиеп. Иркутский. Гравюра Л. Серякова. 1879 г. (РГБ) Ириней (Нестерович), архиеп. Иркутский. Гравюра Л. Серякова. 1879 г. (РГБ) (Нестерович Иван Гаврилович; 25.01.1783, с. Ст. Дмитрушки, близ Умани - 18.05.1864, Толгский мон-рь), архиеп. Иркутский, Нерчинский и Якутский. Возможно, серб по происхождению. Род. в семье священника. Две сестры архиерея были замужем за священниками. В 1792-1799 гг. обучался в униат. василианском уч-ще в г. Умани, хорошо изучил польск. язык, свободно пользовался им в личной переписке. В окт. 1800 г. поступил в философский класс Киево-Могилянской академии, в 1801 г. перевелся в класс богословия. По окончании академии в мае 1804 г. был оставлен в ней по рекомендации ректора архим. Иринея (Фальковского ; впосл. епископ Смоленский), преподавал нем. язык и др. дисциплины. В 1811 г. по прошению Кишинёвского митр. Гавриила (Банулеску-Бодони) и по рекомендации Бендерского еп. Димитрия (Сулимы) И. Нестерович был направлен в Яссы в главное Молдовлахийское уч-ще, преподавал там русскую словесность и греч. язык. В 1812 г. перемещен в Кишинёв, принимал участие в устройстве Кишинёвской ДС и пансиона для молдав. юношества при ней. 11 нояб. 1813 г. митр. Гавриилом (Банулеску-Бодони) пострижен в монашество с именем Ириней, затем рукоположен во иерея. С 25 мая 1817 г. И.- архимандрит Курковского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря . Служил префектом, а с 19 февр. 1821 г.- ректором Кишинёвской ДС, был членом духовной консистории. Гр. М. С. Воронцов поручил ему заведовать местными ланкастерскими школами. Познакомился с А. С. Пушкиным . В 1824 г. И. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения. Исполнял обязанности законоучителя 1-го кадетского корпуса. Выпускник этого учебного заведения Г. Д. Похитонов вспоминал, что И. уважали директор и офицеры кадетского корпуса. Текст проповедей он не писал заранее, говорил просто. Воспоминания Похитонова почти дословно передал Н. С. Лесков в рассказе «Кадетский монастырь» ( Лесков. 1957. С. 342-343). Однако из-за расхождения во взглядах на воспитание кадетов с директором Пажеского и Сухопутного корпусов ген.-адъютантом Н. И. Демидовым И. вскоре был уволен из 1-го кадетского корпуса.

http://pravenc.ru/text/674019.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ф. П. Гааз. Литография. XIX в. Гааз [нем. Haas] Федор Петрович (наст. имя Фридрих Йозеф; 24.08.1780, Мюнстерайфель, ныне Бад-Мюнстерайфель, Германия - 28.08. (ст. ст. 16.08.) 1853, Москва), врач-филантроп, католич. общественный деятель. Род. в семье аптекаря, окончил медицинский фак-т Гёттингенского ун-та, в 1805-1806 гг. специализировался по глазным болезням. После успешного лечения кнг. В. А. Репниной-Волконской (1770-1864), домашним врачом к-рой он стал, Г. отправился в Россию и поселился в Москве (с 1806). Занимался частной практикой, а также работал в бесплатных больницах и богоугодных заведениях для неимущих. В 1807 г. был взят на гос. службу и назначен главным врачом Павловской больницы, однако продолжал посещать больных в различных московских богоугодных заведениях. В 1809-1810 гг. совершил 2 поездки на Кавказ, где занимался изучением целебных вод минеральных источников, в 1811 г. издал книгу по результатам исследований, сделал предложения по устройству медицинских учреждений на курортах. Во время Отечественной войны 1812 г. находился в рус. армии, участвовал в европ. походе. После получения отставки ненадолго уехал на родину. Похоронив отца, окончательно вернулся в Россию (1813). В 20-х гг. имел обширную врачебную практику, в совершенстве овладел рус. языком, взял рус. имя. В 1825 г. по предложению генерал-губернатора Москвы кн. Д. В. Голицына Г. возглавил медицинское ведомство города. Боролся со злоупотреблениями чиновников, чем вызвал их недовольство. Впервые в России Г. были разработаны основные положения о работе городской неотложной медицинской помощи: в 1826 г. он ходатайствовал об учреждении в Москве особого врача для наблюдения внезапно заболевших и организации особого попечения о нуждающихся в немедленной помощи. Московские власти отрицательно отнеслись к этой просьбе, сочтя ее «излишней» и «бесполезной». Г. был вынужден подать в отставку. Надгробие Ф. П. Гааза на Введенском (Немецком) кладбище в Москве. Картина неизв. художника. Нач. ХХ в.

http://pravenc.ru/text/161191.html

В 200-ю годовщину смерти Г.Р. Державина память русского поэта почтили в Хутынском монастыре 22 июля 2016 г. 14:29 21 июля 2016 года, в день празднования Казанской иконе Божией Матери, митрополит Новгородский и Старорусский Лев возглавил Божественную литургию в Варлаамо-Хутынском Спасо-Преображенском женском монастыре. По окончании Литургии на могиле похороненного здесь русского поэта и государственного деятеля Г.Р. Державина была совершена панихида. 20 июля исполнилось 200 лет со дня его смерти. Гавриил Романович Державин (1743-1816) — один из основоположников русской поэзии, государственный деятель, первый министр юстиции Российской империи. Его жизнь тесно связана в Новгородской губернией. В 1797 году Державин приобрел в Новгородском уезде имение Званка, которая располагалась на берегу реки Волхов, выше Сосницкой пристани, в устье реки Дыменки (Чудовский район). Сюда Гавриил Державин приезжал каждое лето из Петербурга. В Званке были созданы многие поэтические произведения и воспоминания поэта, в том числе одно из лучших стихотворений «Евгению. Жизнь Званская» (1807), посвященное другу Державина — епископу Евгению (Болховитинову), историку, археологу и историку литературы, жившему с 1804 по 1808 год в Хутынском монастыре, в 60 верстах от Званки. Здесь Державин написал теоретический трактат «Рассуждение о лирической поэзии и об оде» (1811), восемь опер — «Добрыня», «Дурочка умнее умных», «Рудокопы», «Эсфирь». Жизнь в Новгородской губернии вдохновила Державина на создание целого ряда его лучших лирических стихотворений — «Похвала сельской жизни», «Русские девушки», «Тишина», «Охотник», «Деревенская жизнь», «Свобода», «Лето», «Осень», «Крестьянский праздник», «Радуга» и др. В этих стихах запечатлелись новгородские пейзажи, русские нравы и поверья. На основе местной легенды о чародее по имени Волхв, «который превращался в крокодила и в другие разные чудовища и поедал по озеру Ильменю и по речке Волхову, из него текущей, плавающих на ней людей, от чего последняя и прозвалась Волховом», Державиным написано стихотворение «Новгородский Волхв Злогор» (1813). В стихотворении идет разговор о происхождении русской государственности, в нем встречаются имена Вадима, Рюрика, Марфы Посадницы. 8 (20) июля 1816 года Г. Р. Державин скончался в своем доме в Званке. Гроб с телом великого поэта отправили на барже по Волхову к месту последнего пристанища — в Хутынский монастырь, где Державин завещал похоронить себя. В 1842 здесь же была похоронена его супруга. В годы Великой Отечественной войны фашисты разрушили все сооружения Хутыни и монастыря. Могила Державина оказалась под развалинами Спасо-Преображенского собора. В 1959 году состоялось перезахоронение останков поэта и его жены. Их могилы находились в Новгородском кремле, в сквере рядом с Грановитой палатой и Софийским собором. 15 июня 1993 года прах Державина был вновь перенесен в Хутынский монастырь. Новгородская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

епископ Амвросий (Орнатский) (1778–07.01.1828) История Русской Православной Церкви епископ Амвросий (Орнатский) Епископ Пензенский и Саратовский, церковный историк, в разное время был настоятелем нескольких монастырей, кавалер ордена Святой Анны II степени. Биография В миру Андрей Антипович Орнатский. Родился в селе Чуди в семье дьякона Антипа Григорьева и Акулины Макаровой, дочери дьякона из села Носовского. Фамилию Орнатский получил первым в роду (до конца XVIII века российское православное духовенство оставалось бесфамильным) при окончании семинарии или академии. Впоследствии он «передаст» свою фамилию ставшим священниками двоюродным племянникам (по матери): Платону Иосифовичу (деду Философа и Иоанна Орнатских), Иоанну Михайловичу (деду епископа Семиреченского Пимена и Василия Белоликова) и их братьям. В 1792 окончил Кирилловское духовное училище, затем — Александро-Невскую академию (1800), после чего стал преподавателем Новгородской духовной семинарии. 16 июля 1805 Андрей постригся в монашество, приняв имя Амвросия. С 1808 — архимандрит, настоятель новгородского Антониева монастыря и ректор Новгородской семинарии. С 11 сентября 1811 года — настоятель новгородского Юрьева монастыря, с оставлением ректором семинарии. В марте 1812 назначен настоятелем московского Новоспасского монастыря и одновременно председателем комитета духовной цензуры. В начале 1813 Синод возложил на о. Амвросия ответственную работу по «возобновлению московских монастырей, поврежденных французами». Награждён орденом святой Анны II степени (1814). Между всеми этими важными делами о. Амвросий продолжал научную работу — писал и публиковал «Историю российской иерархии». Последняя, седьмая книга вышла в 1815. 9 ноября 1819 года был назначен епископом Пензенским и Саратовским, но 11 января 1825 подал прошение об отставке «с дозволением иметь […] пребывание в Кирилло-Белозерском […] монастыре». По увольнении ему была назначена пенсия «для безбедного содержания и в пособие к изданию возложенной на него Св. Синодом книги» по 2000 рублей в год. 26 декабря 1827 (7 января 1828) преосвященный Амвросий скончался и погребён в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Николаевский женский монастырь Арзамаса 13 августа 2017 г. 18:24 13 августа 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Николаевский женский монастырь, расположенный на Соборной площади Арзамаса. Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождал митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . В обители Святейшего Владыку встречали игумения Филарета (Шевченко) и насельницы. В Никольском соборе Святейший Патриарх Кирилл поклонился чудотворному образу святителя Николая и совершил молитву. Затем Предстоятель обратился к собравшимся со словом: «Матушка Филарета! Дорогие сестры! Очень рад посетить сию святую обитель, увидеть вас, помолиться в этом заново восстановленном храме. Вижу, что вокруг происходят очень большие важные строительные работы, восстанавливается монастырь. Желаю всяческих успехов владыке, который покровительствует всему этому и содействует Вам, матушка, потому что, действительно, многое предстоит сделать. Но когда мы строим, восстанавливаем, ремонтируем, мы должны в первую очередь помнить о том, что самое главное — строить, восстанавливать и ремонтировать свои собственные души. Вот ради этого монастырь и существует. И когда преуспевают в этом монашествующие, тогда и приходящие в обитель это чувствуют и прибегают с молитвой, с радостью, сердцем, умом воспринимая святость места. Дай Бог, чтобы так было и в этой святой обители». В дар Николаевскому монастырю Святейший Патриарх Кирилл передал Валаамскую икону Божией Матери. Арзамасский Николаевский женский монастырь основан при Иване Грозном в 1580 году. Строителем монастыря был житель Арзамаса Феофилакт Яковлев, рукоположенный позднее во священство. Первоначально был выстроен деревянный Никольский храм, при котором позднее была основана женская обитель. Деревянная Никольская церковь несколько раз горела. В 1683 году построена каменная церковь. В 1723 году восстановлена после пожара. В 1811 году на месте деревянных храмов построена каменная Церковь Богоявления Господня, освящена в 1813 году. В 1878 году поновлен Никольский храм. Монастырь был закрыт в 1924 году. Возобновлен в 1994 году. В том же году был освящен верхний зимний придел в честь Богоявления Господня. В 1995 году состоялось освящение нижнего придела Богоявленской церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 2001 году монастырю передана Никольская церковь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4981112.ht...

Часовня Архангела Михаила (Андреевское) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Часовня Архангела Михаила в селе Андреевское построена в начале 2000-х годов на месте закрытого в советское время храма XVII века. Содержание История [ править править код ] Церковь села Андреевское в книгах патриаршего казенного приказа под 1644 годом значится так: «152 году церковь архангела Михаила въ селе Ондреевскомъ въ вотчине Ивановские жены Плещеева вдовы Анны дани двенадцать алтынъ и апреля въ 26 день те деньги взяты, платилъ староста попъ Яковъ». «164 году по новому дозору Семена Извольскаго положено дани рубль 15 алтынъ 2 деньги, заезда гривна». В 1726 году ветхая деревянная церковь была разобрана и вместо неё поставлена была новая деревянная, которая существовала в селе до 1772 года. В 1772 году усердием прихожан была построена каменная церковь во имя Архангела Михаила, с каменной колокольней. При обозрении епархии епископом Ксенофонтом, в селе Андреевском Владимирского уезда владыка нашел у старика священника, любителя садоводства, дивный сад. Восхищенный редкими сортами яблок, которыми старик угощал владыку, преосвященный пригласил его во Владимир заняться архиерейскими садами. Он предложил владыке, вместо себя, старшего своего сына, причетника Алексея Васильева, который не менее отца имел и охоты к садоводству и познаний в этом деле. Архиерей охотно согласился, – и причетник Васильев, рукоположенный в диакона, перемещен из села Андреевского во Владимир – сначала к Сретенской, а потом к Николоградской церкви. Здесь усердно занялся он порученным владыкою делом. В три года, при богатстве почвы, при искусстве садовода, сады были поставлены в отличное положение. В 1811-1813 годах церковь была расширена и с южной стороны к ней пристроен придельный теплый храм в честь святителя и чудотворца Николая; в 1888 году в этом теплом храме усердием прихожан устроен придел во имя преподобного Сергия Радонежского чудотворца. 13 сентября 1937 года Небыловский райисполком постановил ходатайствовать перед облисполкомом о закрытии церкви в селе Андреевском и прекращении там звона. Храм-часовня Михаила Архангела была построена на месте храма в 2005-2008 годах. Престольные праздники [ править править код ] Михаил, Архистратиг – 19 сентября (воспоминание чуда в Хонех), 21 ноября (собор) Контакты [ править править код ] Адрес: Россия, Владимирская область, Юрьев-Польский район, с. Андреевское Паломнику [ править править код ] Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела . Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Село Андреевское Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Часовня_Арханг...

Скачать epub pdf 11. Александр I Павлович, император и самодержец всероссийский сын императора Павла I Петровича от второго брака с принцессой Софией-Доротеей-Августой-Луизой виртемберг-штутгардтской, в православии императрицей Марией Федоровной. Родился в Петербурге 12 декабря 1777 г.; вступил на престол 12 марта, короновался в Москве 15 сентября, уничтожил пытки 27 октября 1801 г., учредил министерства 8 сентября 1802 г.; издал Устав о народных училищах 27 декабря 1803 г.; основал положениями Педагогический институт в Петербурге 3 января, университеты в Казани и Харькове 5 ноября 1804 г.; отправил первую русскую кругосветную экспедицию под начальством Крузенштерна в 1805 г.; ополчил Россию на Наполеона манифестом 30 ноября 1806 г; разорвал сношения с Англией декларацией 16 октября 1807 г.; присоединил к России шведскую Финляндию манифестом 16 марта и ездил в Эрфурт для свидания с Наполеоном в сентябре 1808 г.; разорвал сношения с Австрией 21 апреля и приобрел от Швеции Финляндию и Аландские острова по Фридрихсгамскому трактату 5 сентября, а от Австрии – часть Галиции по Венскому договору 2 октября 1809 г.; образовал государственный совет 1 января и объявил банковые ассигнации обеспеченными всем достоянием государства 1 февраля 1810 г.; открыл лицей в Царском Селе 19 октября 1811 г.; приобрел от Турции Бессарабию, по Бухарестскому трактату 16 мая 1812 г., а от Персии земли до рек Куры и Аракса по Гюлистанскому трактату 12 октября 1813 г.; сделал императорскую библиотеку публичною 2 января и торжественно вступил в Париж 19 марта 1814 г.; присоединил к России часть герцогства Варшавского 27 апреля, заключил Священный Союз с Австрией и Пруссией 20 сентября и удалил из России иезуитов 20 декабря 1815 г.; открыл в Петербурге биржу 15 июля 1816 г.; ездил на конгресс в Ахен осенью 1818 г.; открыл университет в С.-Петербурге 8 февраля и даровал устройство евангелической церкви в России 20 июля Т819 г.; присутствовал на конгрессах Троппауском в октябре 1820 г., Лайбахском (первые четыре месяца 1821 г.) и Веронском (последние три месяца 1822 г.). Вел войны с Наполеоном – в 1805 (Креме, Аустерлиц), 1806 (Пул-туск), 1807 (Прейсиш-Эйлау, Фридланд), 1812 (Полоцк, Клясти-цы, Смоленск, Бородино, Тарутино, Красный, Березина), 1813 (Лю-цен, Бауцен, Кацбах, Кульм, Лейпциг) и 1814 г. (Бриенн, Краон, Лаон, Фер-Шампенуаз, Реймс); с Персией – в 1804–1813 гг. (Ленкорань); с Турцией – в 1806–1812 гг. (Батын, Рущук, Силистрия, Слободзея); со Швецией – в 1808–1809 гг. (Свеаборг, Оровайс, Кваркен). Умер в Таганроге 19 ноября 1825 г.; тело его погребено в петербургском Петропавловском соборе 13 марта 1826 г. Император Александр I был женат на княжне Луизе-Августе баден-дурлахской, по св. миропомазании Елизавете Алексеевне (см. 90). Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Великий Новгород. Десятинный монастырь. Колокольня (старая). /// Объект утрачен Колокольня.  Утрачена.   Год постройки:Между 1809 и 1813. Год утраты:1902 (разобрана в связи с угрозой падения) Адрес: Россия, Новгородская обл., г. Великий Новгород, ул. Десятинная, д. 18, была на месте существующей колокольни Координаты: 58.51797, 31.26532 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Великий Новгород. Десятинный монастырь. Колокольня (старая) В древнем Людином (Гончарским) конце возвышается стройная нарядная колокольня. Эта колокольня – вход на территорию Десятинного монастыря. Все постройки монастыря разновременные. К началу ХХ века относится существующая ныне колокольня, с примыкающей к ней с севера часовней и с юга с просфорней. С 1788 года колокольня неоднократно перестраивалась, а в 1814 году к ней с двух сторон пристроили кельи, выполняющие и роль ограды. На третьем этаже висело 9 колоколов.  Деревянная восьмигранная колокольня была построена в 1788 г. и располагалась в восточной части монастыря, над святыми вратами. В 1802 г. эта колокольня при игуменье Евпраксии была разобрана и продана священнику новгородской Троицкой церкви в Ямской слободе. На её месте в 1811–1813 г.г. (иногда называют 1809 г.) при игуменье Евпраксии и Максимилле строится каменная надвратная трехъярусная колокольня с кельями с обеих сторон. Нижний ярус колокольни представлял собой, вероятно, четверик, второй ярус был круглый в плане, верхний ярус (ярус звона) — восьмерик, венчавшийся высоким шпилем с главкой и крестом. Со временем деревянные лежни под фундаментом сгнили, колокольня накренилась и угрожала падением. Последней значительной постройкой, завершившей формирование архитектурного ансамбля Десятинного монастыря, явилась высокая шатровая колокольня, возведенная в русском стиле в 1903 г. на месте разобранной колокольни начала XIX в. Секретарь Л.А. «Новгородский Десятинный монастырь. Историческая справка». 1978 г. — Архив Новг. СНРПМ., Р–1139, лл.12–16; Амвросий, архим. «История Российской иерархии». ч. IV. М. 1812 г., с. 30–31; Макарий, архим. «Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях». - М., 1860 г., с.215; Кузьмина Н.Н. «Пояснительная записка к проекту реставрации памятника архитектуры второй половины XIX века колокольни Десятинного монастыря». 1975 г.– Архив Новг. СНРПМ, Р–974; «Новгородский Десятинский женский монастырь». - Новгород, 1905 г., с. 5, 22–24. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=60479

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНТИЙ (Ламбрович (в миру Лазарь Ламброс); ок. 1780, Эдирне - 1822, Кишинёв), митр. Белградский в 1801-1813 гг. По происхождению грек. В 90-х гг. XVIII в. пришел в Белград. Благодаря митр. Белградскому Мефодию обучился грамоте. Принял монашество, был рукоположен во иерея и назначен протосинкеллом. После убийства турками владыки Мефодия (26 янв./1 февр. 1801) в апр. 1801 г. Л. стал митрополитом Белградским (предположения о возможном его заговоре против митр. Мефодия свидетельствами не подтверждаются). В силу сложного политического положения в Белградском пашалыке в 1801-1804 гг. Л. фактически не мог управлять митрополией. После начала в 1804 г. 1-го Сербского восстания во главе с Карагеоргием (см. ст. Карагеоргиевичи ) Л. участвовал с османской стороны в переговорах с восставшими, тайно поддерживая с ними контакты. Когда это стало известно тур. властям, бежал в Австрийскую империю, но вскоре вернулся и примкнул к восставшим, от имени к-рых отправлял послания в Стамбул и С.-Петербург. В 1806 г. Л. также участвовал в переговорах, связанных с военными действиями, во время русско-тур. войны подчеркивал лояльность к К-польской Патриархии. Это вызвало подозрения серб. властей, и Л. пришлось в авг. 1809 г. вновь покинуть Сербию. В 1810 г. Карагеоргий разрешил ему вернуться, но из-за опасений за жизнь он приехал в 1811 г. Во время его отсутствия участники восстания пытались поставить своего кандидата митрополитом всей Сербии, но безуспешно. После подавления восстания (1813) Л. вместе с его лидерами уехал в Австрийскую империю (мнение, что именно Л. уговорил Карагеоргия уйти без борьбы, не имеет оснований). Белградскую кафедру возглавил митр. Дионисий (Попович) . Стамбул требовал выдачи Л. в числе лидеров восстания, поэтому австр. власти его арестовали, чтобы уберечь от похищения турками. В сент. 1814 г. Л. уехал в Кишинёв, где жил на пособие от российского правительства. Переписывался с серб. кн. Милошем Обреновичем, оказывал ему дипломатическую помощь. Лит.: М. Лeohmuje митр. београдски//ГлСПЦ. 1901. Бр. 1. С. 26-39; Бр. 2. С. 129-146; Бр. 3. С. 256-276; Бр. 5. С. 534-542; Бр. 6. С. 640-649; Бр. 7. С. 708-726; Српски jepapcu. С. 285; Н. Православна црква у Београдском пашалуку, 1766-1831: Управа nampujapшuje. Београд, 2007. С. 98-398; он же. Шест портрета православних митрополита, 1766-1891. Београд, 2009. С. 47-64. Н. В. Радосавлевич Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/2463519.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010