250 лет назад в России родился автор первой концепции патриотического воспитания. Кипренский Орест Адамович. Портрет А.С.Шишкова. 1828 Александр Семенович Шишков. Русский писатель. Государственный деятель, адмирал, глава литературного общества " Беседа любителей русского слова " . С 1813 года президент Российской академии наук. Реакционер. В литературе поборник высокого стиля, архаист " . Вот и все, что можно найти об этом человеке в " Антологии педагогической мысли России первой половины 19-го века " . Сразу видно, что для историков отечественного образования он – фигура проходная, неприметная. За 250 лет со дня его рождения в России единственный раз в 1880-м году напечатана его биография (написанная, между прочим, известным русским педагогом В.Я. Стоюниным). Еще есть маленькая полемическая брошюрка 1987-го да изредка переиздаются пятьдесят страниц из воспоминаний С.Т. Аксакова. Сочинения самого Шишкова последний раз выходили в 1870-м в Берлине. И это все, что мы знаем о человеке, прожившем почти 90 лет, служившем верой и правдой четырем императорам, мореплавателе, лингвисте, Государственном секретаре России в период Отечественной войны 1812 года, министре просвещения 1824–1828 годов. Без всякой оценки его роли в истории, можно было хотя бы поинтересоваться, что из его восемнадцатитомного наследия заслуживает переиздания. Ведь там не только переводы немецких стихов и итальянских трагедий, но и дневники, записки, письма, по объему намного превосходящие распространенные сейчас воспоминания Екатерины Дашковой или мемуары декабристов. А еще множество заметок по самым разным предметам: от народного просвещения и лингвистики (кстати, именно за работы по истории русского языка Шишков был выбран президентом Академии Наук, и возглавлял ее 28 лет) до общественной деятельности адмирала. При активном участии Шишкова в 1811-м году было создано одно из первых литературных обществ России, та самая " Беседа любителей русского слова " . По иронии судьбы, только скандальная репутация этого общества, бывшего лишь одним из многих плодов деятельности великого адмирала, и позволила сохраниться его имени в лексиконе российской интеллигенции. При слове " шишковизм " у большинства людей, прилежно изучавших в школе литературу, всплывает в памяти фраза Белинского: " Хорошилище в мокроступах идет по гульбищу из ристалища в позорище " . Таким образом, по мнению великого критика, зазвучат в русском переводе любые иностранные слова, если воспользоваться рекомендациями " Беседы любителей русского слова " и лично ее основателя Шишкова.

http://pravoslavie.ru/5250.html

Propagating Russian Orthodox faith in Japan July 18, 2015 St. Nicholas of Japan      As astonishing as its vigor is the fact that Russia’s eastward expansion, beginning in the 16th century, went all but unnoticed, by Japan no less than by Europe. Japan and Russia were bound to meet. Russian sailors reached the Sea of Okhotsk in 1639. By 1715, Russian traders were in the Kurile Islands and in Sakhalin, on Japan’s very doorstep. Japan at the time was shuttered against the outside world—no one allowed in, no one allowed out; official policy since 1638. Japan’s rulers knew two damning facts about Europeans: they were Christians and they were colonizers. Thus sakoku, the defensive “closed country” policy. There was intermittent contact nonetheless. Russian and Japanese traders and trappers mingled in the northern islands. At intervals a Russian ship would approach Japan, seeking trade. The Japanese replied that their law did not permit dealing with foreigners except under very tight restrictions at Nagasaki. The Russians could try their luck there if they liked; otherwise they’d better make themselves scarce. Russia did not press the point. It hardly seemed worthwhile. In 1811, Capt. Vasily Golovnin, in command of a Russian warship exploring the Pacific, landed at Kunashir in the Kuriles and was taken captive, along with some of his men, by a Japanese armed force. Later he wrote a book about his two years’ imprisonment in Hakodate, Hokkaido. Treatment was humane, but “we were inconsolable when we recollected the last words of (the magistrate). He desired us to regard the Japanese as our brothers and countrymen, and mentioned not a word about (our returning to) Russia. … But we had firmly resolved that such should not be our fate …; we would attempt either to liberate ourselves by force from the power of the Japanese, or to escape secretly during the night.” The escape was foiled, but it seemed best not to provoke Russia further. The prisoners were released in August 1813, Golovnin little dreaming of the decisive impact his book, still unwritten, would have on a countryman yet unborn. The name by which that unborn countryman came to be known is suggestive: St. Nikolai Yaponskii.

http://pravoslavie.ru/80770.html

Амвросий, епископ Пензенский и Саратовский (Орнатский Андрей Антонович) ПРАВОСЛАВИЕ.RU ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск АМВРОСИЙ, епископ Пензенский и Саратовский (Орнатский Андрей Антонович) Из " Каталога русских архиереев " , готовящегося к изданию в Сретенском монастыре. Амвросий, епископ Пензенский и Саратовский Родился в 1778 году в семье диакона погоста Чуди, Череповецкого уезда, Новгородской губернии. В ноябре 1788 года поступил в Кирилло-Белозерское уездное духовное училище, а через 4 года был переведен в Александро-Невскую главную семинарию, которая с 1797 года переименована в Санкт-Петербургскую Духовную академию. В 1800 году окончил курс учения и был определен преподавателем разных предметов в Новгородскую Духовную семинарию. С 1802 года - инспектор Новгородской Духовной семинарии. 10 марта 1804 года утвержден префектом семинарии и преподавателем философии. 10 июля 1805 года пострижен в монашество, 20 июля рукоположен во иеродиакона; 23 июля - во иеромонаха и 14 августа причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. 9 февраля 1808 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Новгородского Антониева монастыря и ректором Новгородской Духовной семинарии. С сентября 1811 года - настоятель Новгородского Юрьева монастыря. В марте 1812 года назначен настоятелем ставропигиального Московского Новоспасского монастыря. 12 марта 1816 года хиротонисан в Санкт-Петербурге во епископа Старорусского, викария Новгородской митрополии. С 9 ноября 1819 года - епископ Пензенский и Саратовский. 4 сентября 1825 года уволен на покой с пребыванием в Кирилло-Белозерском монастыре. Скончался 26 декабря 1827 года и погребен в Кирилло-Белозерском монастыре, у входа в Успенский собор. В 1813 году настоятелю Новоспасского монастыря архимандриту Амвросию было поручено восстановление некоторых московских монастырей, пострадавших от нашествия неприятеля. В докладе Святейшего Синода говорилось, что архимандрит Амвросий " оказал особенное старание и попечение " , за что и был награжден орденом святой Анны 2-ой степени.

http://pravoslavie.ru/archiv/archiereolo...

Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним поклонился святыням Санкт-Петербурга 26 мая 2012 г. 16:54 26 мая 2012 года в ходе пребывания в Санкт-Петербурге Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним  посетил Казанский кафедральный собор, собор Воскресения Христова (Спас-на Крови) и Троицкий собор Александро-Невской лавры . Блаженнейшего Владыку сопровождал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, члены делегации Элладской Православной Церкви . Об истории Казанского кафедрального собора и его святынях Блаженнейшему Архиепископу Иерониму рассказал ключарь храма протоиерей Андрей Герасимов. Храм был возведен по проекту архитектора А.Н. Воронихина в 1801-1811 гг. Строился храм как кафедральный собор Санкт-Петербурга, в котором будет пребывать одна из главных петербургских святынь — Казанский образ Божией Матери. В 1932 году Казанский собор был закрыт для верующих, в нем разместился Музей истории религии и атеизма. Казанскую икону перенесли в Князь-Владимирский собор. Крест на куполе заменили на шар со шпилем. С 1991 года в Казанском соборе стали совершаться регулярные богослужения. В 1994 году на куполе храма вновь появился крест. В 2000 году Казанский собор стал главным кафедральным храмом Петербурга, сюда вернулась Казанская икона Пресвятой Богородицы. Блаженнейший Архиепископ Иероним поклонился чудотворному образу Царицы Небесной. Также Предстоятель Элладской Православной Церкви почтил память похороненного в соборе великого русского полководца М.И. Кутузова (1745-1813). На молитвенную память Блаженнейший Иероним подарил протоиерею Андрею Герасимову икону апостола Павла. Затем Предстоятель Элладской Церкви посетил собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови). Заведующая экскурсионным отделом храма-памятника Е.М. Монастырная преподнесла Его Блаженству цветы.

http://patriarchia.ru/db/text/2246997.ht...

Женский монастырь Челие Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Челие (серб. Манастир — женский монастырь Вальевской епархии Сербской Православной Церкви, духовником которого на протяжении 30 лет был преподобный Иустин (Попович) Челийский. Содержание История [ править править код ] Точное время основания монастыря не известно. Согласно историческим сведениям монастырь основан в средние века, а народные предания его основание связывают с королём Стефаном Драгутиным (1282-1316 гг.). В эпоху турецкого владычества монастырь часто разрушался и сжигался, но вновь отстраивался. В XVIII веке монастырь играл важную роль в жизни региона Валево. Во время восстания Карагеоргия в 1804 году князья Алекса Ненадович и Илия Бирчанин (чьи могилы находятся во дворе монастырской церкви) были среди первых казненных. Архимандрит Рафаил, известный как Хаджи-Рувим, был казнен вместе с ними. Во время первого сербского восстания (1804-1813 гг.) в монастырских постройках располагалась военная больница. В XIX веке, при правлении Милоша Обреновича, в монастыре основана начальная школа, которая была одной из первых в Сербии. Позже в этой школе учился святитель Николай (Велимирович) , который родился в соседнем селе Лелич. В 1837 году монастырь Челие превращён в приходскую церковь, а в 1928 году решением Священного Архиерейского Синода преобразован в женский монастырь. Монастырь Челие считается оплотом сербского женского монашества. С 1948 по 1979 год духовником монастыря был преподобный Иустин (Попович) , который 2 мая 2010 года был канонизирован Сербской Православной Церковью и известен как Иустин Новый (Челийский). Во внутреннем дворе можно увидеть место его упокоения. Живописная излучина реки Градац и невысокие, поросшие лиственными лесами, холмы создают особую атмосферу в этом монастыре. Монастырь является памятником культуры исключительного значения. Современное состояние [ править править код ] Главный храм посвящён архангелам Михаилу и Гавриилу. Его строительство было завершено в 1811 году, архитектурный план соответствует планировке классических христианских базилик. Центральный неф протянулся на 18 метров в длину, ширина — 7 метров, высота перекрытий — 11 метров.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Казанский собор — один из крупнейших храмов Петербурга, построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. Выполнен в стиле ампир. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи. Сегодня Казанский собор является, в соответствии со своим статусом, центром церковной жизни Санкт-Петербурга, привлекая под свои величественные своды множество паломников и туристов. Открыт собор ежедневно, с половины девятого утра (по воскресеньям — с семи) и до окончания вечерней службы. Содержание История [ править править код ] Петербургский Казанский собор строился как вместилище для одной из главных святынь молодой северной столицы — чудотворного списка с Казанской иконы Божией Матери, — и в этом качестве он имел несколько предшественников. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы [ править править код ] Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Казанский собор). 1762 г. Воцарение Екатерины II Петербургский Казанский собор строился как вместилище для одной из главных святынь молодой северной столицы — чудотворного списка с Казанской иконы Божией Матери, — и в этом качестве он имел несколько предшественников. Сначала икона, привезенная в Петербург в 1710 году, помещалась в малой «светличке» — деревянной часовне близ Невки, на Посадской улице Городового острова (нынешняя Петроградская сторона). В 1727 году обветшавшую часовню закрыли, а чтимый образ Пресвятой В 1733 году императрица Анна Иоанновна, питая особое почтение к петербургской святыне, повелела конторе интендантских дел просить у Святейшего Синода разрешения «построить на прешпектной дороге, проехав Зеленый (Полицейский) мост, который через Мойку, на правой стороне, церковь, на суммы, назначенные из интендантской конторы». Святейший Синод, разумеется, строительство благословил.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

Часовня свт. Спиридона Тримифунтского (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Часовня свт. Спиридона Тримифунтского в городе Санкт-Петербург возведена в 1903-1904 годах в стиле ампир по проекту архитектора С. П. Кондратьева в память Императора Александра - Августейшего основателя лейб-гвардии Финляндского полка. Содержание История [ править править код ] В 1807 году императором Александром I при дворцовой резиденции в Стрельне из жителей дворцовых деревень, преимущественно финнов, был сформирован Императорский батальон милиции, в 1811 году преобразованный в лейб-гвардии Финляндский полк. Полк отличился в битве под Лейпцигом в 1813 году и после окончания войны был расквартирован на Большом проспекте Васильевского Острова, в доме 65. В этом здании при Усиленном лазарете была освящена домовая полковая церковь во имя Спиридона Тримифунтского. В 1903-1904 годах, в честь 100-летия полка, по проекту архитектора С. П. Кондратьева перед зданием, на углу Большого проспекта и 19-й линии была возведена прекрасных пропорций часовня, приписанная к этой церкви. Освящение часовни состоялось в день тезоименитства Цесаревича Алексия Николаевича в 1904 году. Через два года торжественно отмечалось столетие Финляндского полка. В 1919 году церковь была закрыта. Все здание по Большому проспекту, 65 было передано Балтийскому заводу, а помещение церкви превращено в концертный зал. Некоторое время после закрытия церкви богослужения продолжались в часовне, но вскоре и они были запрещены. В советское время, здание часовни, используемое не по назначению и не ремонтируемое, сильно пострадало, интерьер был полностью утрачен. Вскоре и она была закрыта и разорена. В здании часовни в последние годы располагался цветочный магазин. В конце 1990-х годов павильон часовни был возвращен церкви, ее деятельность была возобновлена. На куполе часовни был установлен православный крест. Современное состояние [ править править код ] В 2002-2003 годах была проведена реставрация фасада и интерьера. В часовне проходят регулярные богослужения. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Часовня_свт._С...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРАДЖИЧ [серб. Вук (6.11.1787, дер. Тршич, близ Лозницы - 7.02.1864, Вена), серб. филолог, фольклорист, историк, этнограф, реформатор сербскохорват. лит. языка, деятель серб. национального возрождения. До 1817 г. подписывался Стефанович или Стеванович (по имени отца), с 1824 г.- Караджич, также использовал псевдоним Ненад Новкович. Род. в многодетной обедневшей крестьянской семье. Несмотря на недостаток средств, необходимость помогать отцу и слабое здоровье, К. недолго учился в школах в Лознице, в мон-ре Троноша , в гимназии в Сремски-Карловци (1805-1806), в Великой школе в Белграде (1808), занимался самообразованием. В начале первого сербского восстания (1804-1813) был писарем при одном из лидеров, Джордже Чурчии, в 1807-1813 гг.- писарем в Правительствующем совете. В 1810-1811 гг. учитель в Малой школе в Белграде. В 1812 г. представлял лидера серб. восстания Карагеоргия на переговорах с видинским пашой. После поражения восстания переехал в Вену. Периодически преподавал в различных серб. городах, в 1823-1824 гг. учился на философском фак-те в Лейпциге. Некоторое время был членом суда в Белграде. Член-корреспондент Ученого об-ва Краковского ун-та (1820), член Об-ва любителей русской истории и словесности при Московском ун-те (1828), почетный член Венской АН (1848), Берлинской АН (1850) и С.-Петербургской АН (1851). В. Караджич. Портрет. 50-е гг. XIX в. (Национальный музей, Белград) В. Караджич. Портрет. 50-е гг. XIX в. (Национальный музей, Белград) Словен. филолог В. Копитар высоко оценил знание К. народного серб. языка и оказывал ему всестороннюю помощь в исследовательской и реформаторской деятельности. По его совету К. составил краткую серб. грамматику (Писменица серб. ieзuka. Виенна, 1814), начал собирать и постепенно издавать серб. народные песни (Народне српске njecмe. Лajnцur; Виенна, 1823-1833. 4 и материалы для серб. словаря. В 1-е издание словаря включил ок. 26 тыс. слов, во 2-е - ок. 47 тыс. слов (Српски pjeчhuk, истолкован и латинским pujeчмa. Виенна, 1818, 1852 2). В этом словаре и сопровождающей его переработанной в отличие от издания 1814 г. грамматике К. опубликовал результаты своей реформы серб. лит. языка, согласно к-рой рус. гражданская азбука была приведена в соответствие со звуковым составом серб. языка, орфография выстроена по фонетическому принципу, а русско-церковнослав. и славяно-серб. лексика уступили место серб. народной. Несмотря на острую критику реформы, она стала основой совр. сербскохорватского языка.

http://pravenc.ru/text/1470389.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ Димитрий (Сулима), архиеп. Кишинёвский и Хотинский. Фрагмент литографии. 2-я четв. XIX в. (ГИМ) Димитрий (Сулима), архиеп. Кишинёвский и Хотинский. Фрагмент литографии. 2-я четв. XIX в. (ГИМ) (Сулима Даниил; 1772, мест. Нов. Водолага Валковского у. Харьковской губ.- 4.08.1844, Кишинёв), архиеп. Кишинёвский и Хотинский. Обучался в Харьковском коллегиуме и Екатеринославской ДС. В семинарии учился у архим. Гавриила (Банулеско-Бодони ; впосл. митрополит Кишинёвский) и считался первым учеником. По окончании семинарии с 1795 г. преподавал поэзию и риторику, затем стал ее префектом. В 1797 г. в Полтаве Д. был рукоположен во иерея к собору г. Новороссийска (Екатеринослав, ныне Днепропетровск), определен членом духовной консистории. В 1798 г. назначен префектом Екатеринославской ДС. В 1800 г. возведен в сан протоиерея, служил в Богуславском соборе, был управляющим церквами и духовенством Богуславского благочиннического окр. Киевской епархии. В 1806 г. перемещен в Адмиралтейский собор г. Николаева, был законоучителем, учителем логики и красноречия в штурманском уч-ще. Осенью 1810 г. митр. Гавриил ходатайствовал перед Святейшим Синодом о назначении Д. викарным епископом, помощником по управлению Молдо-Влахийским Экзархатом. Архиеп. Арсений (Стадницкий) называл Д. «первым среди главных его сотрудников». В мае 1811 г. в Яссах он принял монашеский постриг. 16 июня 1811 г. хиротонисан во епископа Бендерского и Аккерманского. После присоединения Бессарабии к России в 1813 г. Д. назначен викарием новосозданной Кишинёвской епархии. В том же году при участии Д. была открыта Кишинёвская ДС, к-рая до 1823 г. находилась в его подчинении. В 1818 г., во время пребывания в Кишинёве имп. Александра I , митр. Гавриил лично просил императора наградить Д. панагией с алмазными украшениями, что было исполнено через гр. И. Каподистрию. С 18 июня 1821 г. Д.- архиепископ Кишинёвский и Хотинский. Назначение последовало после рекомендации полномочного наместника Бессарабии ген. И. Н. Инзова, к-рый написал Каподистрии, что Д. хорошо знаком с краем, изучил молдав. язык и любим местным населением. Каподистрия переслал это письмо министру духовных дел и народного просвещения кн. А. Н. Голицыну , к-рый сделал 11 июня 1821 г. соответствующий доклад лично Александру I. В этот же день последовал указ о назначении Д. архиепископом. Во время событий 1821 г. в Греции и Дунайских княжествах Д. оказывал содействие беженцам из этих стран - священнослужителям, обосновавшимся в Бессарабии. С июня 1823 до нач. 1825 г. принимал участие в заседаниях Святейшего Синода.

http://pravenc.ru/text/178175.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРАСНОЯРСКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Собор Благовещения Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. XXI в. Собор Благовещения Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. XXI в. (Красноярской и Ачинской епархии Красноярской митрополии), находится в г. Красноярске. Основан решением Синода РПЦ от 5 мая 1995 г. при Благовещенском соборе (1804-1823). Сооружение каменного Благовещенского храма на месте деревянной Покровской (Всехсвятской) ц. началось по грамоте архиеп. Тобольского и Сибирского Варлаама I (Петрова-Лавровского) . С 1802 г. велась заготовка бутового камня, кирпича, леса, железа, извести для постройки церкви. В расходной книге 1801-1808 гг. упоминаются енисейские мастера Г. Е. Бусыгин и А. Поспелов, получившие 30 р. за составление «планов». Контролировал возведение храма и вел расчеты с подрядчиками красноярский купец Егор Пороховщиков. 3 нояб. 1804 г. состоялась закладка 3-престольного храма. В 1805 г. было начато возведение нижней теплой придельной ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, которым руководил приглашенный из Иркутска мастер Иван Прохоров. В 1808 г., когда Благовещенская ц. была построена, работы приостановились. В 1811 г. строителем был выбран купец П. Ф. Ларионов. В нач. 1812 г. вместо Прохорова был приглашен мастер И. И. Огрысков, происходивший из семьи потомственных служителей енисейского в честь Преображения Господня монастыря . В кон. 1812 г. к нижней Благовещенской ц. (освящена 20 мая 1813) был определен свящ. И. М. Евтюгин. Первоначальный замысел о сооружении 2-этажной ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы с приделом ап. Иоанна Богослова после 1801 г., после восшествия на престол имп. Александра I, был изменен. Из-за нежелания нарушать симметрию избранного плана Бусыгин и Поспелов дополнили здание 3-м этажом, где 25 авг. 1821 г. был торжественно освящен храм во имя блгв. кн. Александра Невского, небесного покровителя императора. Оригинальность архитектуры здания заключалась, в частности, в том, что алтарь придельной Александровской ц. в виде хоров выходил в подкупольное пространство Иоанно-Богословской ц., освященной 24 сент. 1823 г. на 2-м этаже. В 1829-1831 гг. красноярскими мастерами Е. Т. Ушаковым и Ф. М. Быкасовым вокруг храма была выстроена каменная ограда.

http://pravenc.ru/text/2458971.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010